Пятница , 22 ноября 2024
Разное / Банкротство юридических лиц наблюдение: Процедура наблюдения при банкротстве предприятия: этапы, права участников, временный управляющий

Банкротство юридических лиц наблюдение: Процедура наблюдения при банкротстве предприятия: этапы, права участников, временный управляющий

Содержание

особенности, сроки, последствия ее введения

Процедура признания компании финансово несостоятельной начинается с подачи заявления. Если суд признает заявление обоснованным, то он выносит постановление о введении наблюдения.

СодержаниеПоказать

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 (800) 350-34-85 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Какими правовыми нормами регулируется

Регулирование процедуры наблюдения в рамках признания финансовой несостоятельности опирается на положения 127-ФЗ «О несостоятельности» от 2002 года. В этом законе определены базовые признаки несостоятельности, ключевые этапы процедуры с указанием на обязательные, последствия введения отдельных этапов банкротства и остальные ключевые аспекты.

В частности, в ст. 62 ФЗ-127 регламентируется введение наблюдения при банкротстве юридических лиц. В ст. 63 указываются последствия вынесения судом определения о переходе к процедуре наблюдения.

Также проведение наблюдения опирается на нормы Гражданского кодекса. При возникновении спорных ситуаций стоит учитывать обзоры судебной практики от ВС.

Что такое наблюдение, и когда оно вводится арбитражным судом

После того как арбитражный суд принимает заявление, он выносит определение о принятии заявления и указывает в нем дату заседания, на котором подлежит рассмотрению вопрос обоснованности претензий к должнику (на основании положений п. 1-3 ст. 42 127-ФЗ).

Для инициации процесса признания финансовой несостоятельности юрлицо должно отвечать признакам банкротства: иметь просроченную задолженность перед кредиторами в сумме 300 тыс. р. и более и просрочку по обязательствам 90 дней и более. Если указанные критерии соблюдены, то заявить о банкротстве компании могут ее кредиторы и уполномоченные органы. Должник может обратиться с заявлением при меньшей сумме долга при наличии признаков недостаточности имущества.

По итогам первого заседания судья может принять определение о признании требований заявителя обоснованными и введении наблюдательной процедуры по п. 6 ст. 42, п. 3 ст. 48, п. 1 ст. 62 127-ФЗ.

Решение о применении наблюдательного этапа по отношению к должнику, вынесенное арбитражным судом, содержит указание на следующее:

  1. Продолжительность процедуры с учетом положений ст. 51 127-ФЗ.
  2. Кандидатуру арбитражного управляющего.
  3. Источники финансирования вознаграждения управляющего.
  4. Целесообразность инициирования банкротства из-за правомерности требований кредиторов.

При вынесении арбитражным судом определения о введении наблюдения оно подлежит незамедлительному исполнению по нормам п. 4 ст. 49 127-ФЗ.

Процедура наблюдения – один из этапов банкротства юридического лица, который можно рассматривать как подготовительную стадию в проведении самой процедуры. Данная процедура позволяет выявить скрытые резервы предприятия для восстановления его платежеспособности.

Несмотря на предварительный характер, наблюдение является обязательной процедурой в процессе банкротства. В этом ее отличие, например, от финансового оздоровления или внешнего управления, которые вовсе можно не вводить при банкротстве. Процесс далеко не всегда доходит до стадии конкурсного производства или заканчивается примирением сторон в рамках мирового соглашения.

Цели введения

Наблюдение как этап банкротства имеет следующие целевые задачи:

  1. Сохранить статус компании как самостоятельного экономического субъекта, чтобы она смогла продолжить работу на рынке и рассчитаться с кредиторами по долгам.
  2. Ответить на вопрос, обладает ли должник резервами для восстановления финансовой динамики, или он подлежит ликвидации.

Процедура наблюдения применяется по отношению к юридическому лицу для решения следующих задач:

  1. Обеспечение сохранности имущества должника.
  2. Проведение анализа финансового состояния компании.
  3. Подготовка реестра требований кредиторов.
  4. Подготовка к проведению первого собрания кредиторов.

На основании ст. 74 127-ФЗ первое собрание кредиторов должно принять важнейшие решения относительно будущей судьбы должника. Это могут быть решения:

  • о введении финансового оздоровления;
  • о введении внешнего управления;
  • о признании компании банкротом и открытии конкурсного производства;
  • о подписании мирового соглашения по ст. 151 127-ФЗ.

Таким образом, признание компании-должника банкротом является одним из вариантов развития процесса.

Вполне вероятно, что компания сможет восстановить платежеспособность на этапах внешнего наблюдения и финансового оздоровления. В этих случаях до банкротства дело не дойдет.

Постановление КС РФ от 2001 года №4-П указывает на такое важное предназначение процедуры наблюдения, как предупреждение злоупотребления правами со стороны должника или его кредиторов.

Между тем нередко можно встретить позицию юристов о неэффективности процедуры наблюдения из-за увеличения временных затрат и стоимости процесса банкротства компании. Ссылаясь на подобные аргументы, они считают целесообразным упразднение этого этапа банкротства.

Временный управляющий и его обязанности

Процедура наблюдения предполагает назначение арбитражного управляющего. Согласно ст. 2 127-ФЗ, отвечает за нее временный управляющий. Он наделен следующими полномочиями в процессе наблюдения:

  1. Направление в арбитражный суд требования о признании недействительности сделок, которые нарушили имущественные права кредиторов (в частности, безвозмездные операции по передаче основных средств должника в пользу других юрлиц или гражданско-правовые договоры, которые были подписаны на нерыночных условиях).
  2. Выявление требований кредиторов и их оспаривание, в частности, из-за их необоснованности или по причине пропуска месячного срока.
  3. Уведомление всех выявленных кредиторов о введении в отношении юрлица процесса наблюдения.
  4. Ведение реестра требований кредиторов с указанием на сумму задолженности перед каждым кредитором, его доли в общем объеме требований (если не было принято решение о передаче данных полномочий к реестродержателю, либо подобная передача является по закону обязательным условием).
  5. Участие в заседаниях арбитражного суда.
  6. Принятие комплекса мер для обеспечения сохранности имущества должника, которое в дальнейшем может быть направлено на погашение требований кредиторов.
  7. Получение сведений о финансово-хозяйственной деятельности компании и анализ указанных данных.
  8. Ходатайство об устранении руководства должника от занимаемых должностей.
  9. Созыв и проведение собрания кредиторов.
  10. Предоставление суду отчетности по установленной форме, включая протоколы собрания кредиторов и все приложения. В отчетности по результатам анализа финансовой документации должника управляющий обязан указать на выявленные факты преднамеренного или фиктивного банкротства.
  11. Обоснование возможности восстановления нормального платежного баланса и необходимости введения реабилитационных этапов банкротства.

Таким образом, временный управляющий наделен важными полномочиями в деле о банкротстве, которые дают ему возможность существенно влиять на ход процедуры.

Этапы проведения

Процедура наблюдения предполагает прохождение следующих шагов:

  1. Арбитражный суд выносит определение о старте этапа наблюдения.
  2. На должность назначается временный управляющий.
  3. Управляющий публикует сообщения о начале процедуры в газете «Коммерсант» и ЕФРСБ.
  4. В обязанности управляющего входит также оповещение всех кредиторов должника.
  5. Контрагенты в указанные в извещении сроки могут заявить о своих требованиях к должнику. На подачу заявления о включении в реестр у них будет месяц с момента введения наблюдения. Кредиторы, которые не успели заявить о своих требованиях в положенные законом сроки, могут подать их на других этапах банкротства, но права на участие в первом собрании кредиторов они лишаются.
  6. Судом выносится определение о включении претензий кредиторов в реестр, если он сочтет их обоснованными.
  7. Помимо контрагентов, о банкротстве управляющему предстоит уведомить банки, в которых у должника открыт расчетный счет, налоговую инспекцию, судебных приставов и прочие инстанции, осуществляющие контроль над деятельностью должника.
  8. Погашаются требования по обязательным платежам.
  9. Проводится первое кредиторское собрание. На повестку дня выносятся вопросы о дальнейших перспективах должника. Вопросы принимаются открытым голосованием.

Стоит учитывать, что по нормам ст. 68 127-ФЗ за публикацию сообщения о введении этапа наблюдения и отправку уведомлений кредиторам отвечает временный управляющий, тогда как уведомление работников должника, его учредителей и собственников выполняется непосредственным руководителем.

Дата созыва первого собрания кредиторов определяется управляющим. Минимальные сроки для проведения собрания составляют 10 дней до окончания этапа наблюдения. В обязанности управляющего входит должное уведомление всех кредиторов о времени и месте собрания.

Именно после проведения первого собрания кредиторов и принятия судом определения о дальнейшем ходе дела процедура наблюдения считается завершенной.

По результатам рассмотрения всех представленных документов арбитражный суд может принять решение о прекращении процедуры банкротства или о переходе к следующему этапу. В любой момент наблюдения допустимо его прекращение из-за подписания мирового соглашения.

Срок процедуры

На основании положений ст. 51 127-ФЗ этап наблюдения может длиться не более 7 месяцев с даты подачи официального заявления о признании компании банкротом.

На практике процедура банкротства обычно длится около 5 месяцев. В случае если у арбитражного суда возникли сложности с подбором подходящей кандидатуры для назначения временного управляющего на должность, то в отношении него может вводиться отсрочка на период до 15 дней.

Если кандидатура управляющего не была представлена в СРО в течение 3 месяцев и более, то производство по делу о банкротстве по п. 9 ст. 45 127-ФЗ прекращается.

Права и обязанности сторон

После того как устанавливается этап наблюдения, руководство компании сохраняет свои полномочия и не утрачивает менеджерской позиции, но оно ведет свою деятельность с учетом некоторых ограничений.

В течение 15 дней руководство компании должно передать управляющему всю финансовую документацию. Также руководители ежемесячно отсчитываются перед управляющим об имущественных изменениях в компании.

Руководитель компании должен согласовывать с управляющим и получать от него предварительное одобрение на следующее:

  • заключение договоров, предполагающих отчуждение имущественных объектов с совокупной стоимостью 5% от величины активов должника на дату введения наблюдения по п. 2 ст. 64 127-ФЗ;
  • сделки, предполагающие предоставление гарантий, доверительное управление имуществом, поручительства, уступку права требования, перевод долговых обязательств по п. 2 ст. 64 127-ФЗ;
  • действия по созданию филиалов, реорганизации, ликвидационным мероприятиям и иным юридическим изменениям формы бизнеса по п. 3 ст. 64 127-ФЗ;
  • привлечение капитала через выпуск облигаций и эмиссионных ценных бумаг (кроме акций) по п. 3 ст. 64 127-ФЗ;
  • по выкупу акций и выходу из состава учредителей, по заключению договора товарищества по п. 3 ст. 64;
  • по участию в объединениях юрлиц по типу холдингов, ассоциаций и пр.
Без согласия временного управляющего недопустимо получать новые кредиты, изменять состав учредителей, распределять чистую прибыль между участниками и выплачивать дивиденды.

Также руководство компании не вправе препятствовать процессу банкротства, а непредоставление информации приравнивается к ее сокрытию и может в дальнейшем выступать против руководителей при решении вопроса о привлечении их к субсидиарной ответственности.

Участники компании-должника наделены правами знакомиться с отчетностью управляющего, передавать запросы к арбитражному суду, выдвигать свою кандидатуру на должность управляющего и передавать ходатайства о его отстранении от должности из-за неправовых действий или бездействия.

Кредиторы также являются полноправными участниками дела о банкротстве, и их права в обязательном порядке учитываются при наблюдении.

Кредиторы могут подавать иски о признании компании банкротом, о принятии участия в собраниях и знакомстве с результатами деятельности управляющего, оспаривать судебные решения, выдвигать собственную кандидатуру на должность управляющего.

Кредиторы обязаны передавать суду подтверждение своего статуса, а именно документы относительно сформированной задолженности, соблюдать предписания закона ФЗ-127 и передавать только достоверные данные в деле о банкротстве.

Последствия введения процедуры наблюдения

На период действия наблюдательной процедуры в отношении должника действуют следующие гражданско-правовые последствия (с учетом положений ст. 63 127-ФЗ):

  1. С имущества снимается арест и действие исполнительных документов приостанавливается.
  2. Приостанавливается начисление штрафов и неустоек за просроченную задолженность.
  3. Требования кредиторов к должнику направляются только по условиям законодательства о банкротстве.
  4. Не допускается прекращение обязательных платежей через зачет встречного требования.
  5. Запрещено изъятие имущества и пр.

К кому не может применяться наблюдение

Процедура наблюдения по закону не применяется к отдельным категориям должников. В частности, эти те юрлица, которым гарантировано прохождение процедуры в упрощенном порядке:

  1. Компании, находящиеся в процессе ликвидации.
  2. Отсутствующие должники.

Данное положение обусловлено тем, что в отношении указанных юрлиц нецелесообразно устанавливать реабилитационные процедуры, так как восстановление их платежеспособности не имеет смысла. В отношении таких компаний сразу вводится этап конкурсного производства.

Наблюдение не применяется в отношении компаний, которые ведут незаконную деятельность на финансовом рынке.

Таким образом, процедура наблюдения при банкротстве юридического лица представляет первый предварительный этап признания финансовой несостоятельности. Особенностью его является тот факт, что оно позволяет окончательно решить дальнейшую судьбу должника – предполагается ли его исключение из реестра и ликвидация, либо допустимо также финансовое оздоровление.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Эксперт в сфере права и финансов

Процедура наблюдения при банкротстве юридического лица

Бесплатная консультация юриста

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Временный управляющий направляет протокол этого собрания арбитражному суду в период не позднее 5 дней со дня проведения собрания кредиторов.

Временный управляющий в процедуре банкротства предприятия

procedura-nablyudeniya-pri-bankrotstve-yuridicheskogo-licaprocedura-nablyudeniya-pri-bankrotstve-yuridicheskogo-licaРуководить стадией наблюдения при банкротстве юридического лица должен независимый эксперт, назначаемый арбитражным судом — временный управляющий. Управляющий в процессе своей работы должен выполнять ряд следующих задач:

  • контроль действий и решений руководства для исключения фиктивности банкротства;
  • анализ финансовых показателей организации;
  • формирование списка кредиторов и проведение первого собрания;
  • подготовка заключения и рекомендаций по результатам проверки.

Для выполнения перечисленных задач временный управляющий имеет право получить доступ к любой документации организации, в том числе и содержащей конфиденциальные данные. Отказ в предоставлении доступа со стороны руководства юридического лица расценивается как воспрепятствование работы управляющего в процедуре наблюдения и сокрытие достоверных данных.

Чтобы определить суммарную задолженность юридического лица перед его кредиторами временный управляющий формирует реестр должников, который фиксирует требования каждого отдельного кредитора и в зависимости от размера долга определяет его долю голоса. Реестр формируется в течение всей процедуры, однако кредиторы, предъявившие свои требования в первые 30 дней с момента введения наблюдения, входят в первое собрание кредиторов и имеют право голоса при принятии решений о дальнейшей судьбе должника.

Дата проведения собрания с целью совместного определения дальнейшей деятельности юридического лица назначается временным управляющим не позднее 10-ти дневного срока до окончания процедуры. На собрании управляющий озвучивает результаты собственной финансовой проверки и рекомендует варианты выхода из сложившейся ситуации, которые могут быть приняты либо оспорены кредиторами. Решение по каждому из выдвинутых вопросов принимается путем голосования. Результаты голосования и перечень вопросов фиксируется в протоколе процедуры наблюдения, который временный управляющий должен в пятидневный срок передать в арбитражный суд. К основным рассматриваемым вопросам относятся:

  1. определение дальнейших действий относительно должника — введение следующего этапа банкротства либо полное прекращение процедуры, что снимает все ограничения с деятельности организации и восстанавливает полномочия руководителя;
  2. если не было принято мировое соглашение и процесс признания несостоятельности перешел на следующий этап, большинством голосов назначается ответственный за его проведение арбитражный управляющий. Кроме того из числа присутствующих на собрании определяется кредиторский комитет, который будет представлять интересы всех кредиторов и назначается держатель реестра.

По завершении наблюдательного этапа формируется пакет документов, который временный управляющий должен передать в арбитражный суд для принятия окончательного решения о прекращении процедуры банкротства либо введении следующего этапа. Пакет документов включает отчет о деятельности управляющего, его экспертное заключение и рекомендации, а также протокол собрания кредиторов.

К сведениюЧто касается вознаграждения временного управленца, то его размер определяется в арбитражном суде при назначении его на должность в соответствии со статьей 20.7 закона о банкротстве. Вознаграждение выплачивается за весь срок процедуры, обязанность по его уплате ложится на должника.

Текущие платежи

Назначение процедуры наблюдения не является поводом и причиной для приостановления хозяйственной деятельности компании должника. Без активной её работы невозможно выйти из кризисного состояния. Каждый день в ходе работы возникает потребность оплаты текущих расходов. Они не включаются в общий реестр кредиторов и оплачиваются в обычном порядке.

В настоящее время действующее законодательство не выделяет отдельно текущие платежи в процедуре наблюдения и конкурсном производстве. Взыскать их можно в рамках исполнительного производства.

Сколько длится процедура наблюдения при банкротстве организации

Максимальный срок с момента принятия арбитражным судом заявления до передачи результатов наблюдения временным управляющим составляет 7 месяцев. Из этого срока месяц уходит на обоснование заявления и назначение судом управляющего и полгода непосредственно на его работу. На практике длительность этапа в среднем составляет 4-5 месяцев.

Если во время наблюдения юридическое лицо и его кредиторы сумели найти выход из ситуации и заключили мировое соглашение, по ходатайству кредиторов процедура наблюдения прекращается досрочно.

Права и обязанности участников наблюдения при несостоятельности юридического лица

На этапе наблюдения при банкротстве юридического лица участниками процедуры являются следующие субъекты:

  • юридическое лицо, являющееся ответчиком в данном процессе;
  • кредиторы организации;
  • временный управляющий.

Права и обязанности каждого из субъектов процедуры наблюдения регламентированы законодательством и для удобства восприятия представлены в таблице 1.

Таблица 1. Права и обязанности участников процедуры наблюдения

СубъектИмеет право:Обязан:
Должник
  • самостоятельно начать процесс признания несостоятельности;
  • осуществлять деятельность в период наблюдения с учетом введенных ограничений;
  • ознакомиться с заключением управляющего;
  • оспаривать решение арбитражного суда в установленном порядке.
  • соблюдать установленные судом ограничения;
  • действовать по согласованию с временным управляющим;
  • предоставлять все запрашиваемые документы управляющему;
  • не препятствовать работе управляющего;
  • оплачивать все расходы, связанные с процессом.
Кредиторы
  • подать заявление о начале процедуры банкротства;
  • участвовать в собрании кредиторов и изучать результаты работы управляющего;
  • выдвигать свою кандидатуру при формировании комитета кредиторов;
  • оспорить решение суда.
  • предоставить документальное обоснование иска;
  • предоставлять достоверные данные;
  • соблюдать закон о банкротстве и иные законодательные акты в период проведения процедуры.
Временный управляющий
  • изучать любые документы, связанные с деятельностью юридического лица;
  • осуществлять контроль за работой организации и ее руководителями;
  • получить вознаграждение, установленное законом о банкротстве;
  • отказаться от участия в банкротстве, подав соответствующее заявление в суд.
  • провести независимую оценку деятельности организации и предложить в качестве рекомендации мероприятия для выхода из сложившейся ситуации;
  • контролировать действия и решения руководства;
  • формировать реестр кредиторов;
  • провести совет первых кредиторов и зафиксировать его результаты в протоколе;
  • предоставить в арбитражный суд отчетную документацию.

Соблюдение прав и обязанностей участниками процесса установления несостоятельности юридического лица сокращает его длительность, исключая возникновения спорных ситуаций и дополнительных судебных разбирательств.

Окончание стадии наблюдения

Мы выяснили, что срок процедуры наблюдения составляет 7 мес. максимально. А что происходит по завершении подобных предварительных мероприятий? Как заканчивается этот этап? Подробные действия суда описаны в стат. 75 Закона, где сказано, что судебное решение принимается только после проведения первого кредиторского собрания. Вариантов развития событий два – или выносится определение по применению финоздоровления (либо внешнего управления), или же должник сразу признается банкротом и начинается конкурсное производство для распродажи активов в целях покрытия долгов. Также возможно, как и на любой другой стадии, подписание мирного соглашения.

Но может быть и так, что кредиторское собрание по каким-либо причинам не в состоянии прийти к единому мнению и откладывает утверждение решения. Такое не исключено, тогда законодательство дает отсрочку, но с учетом срока по стат. 51, то есть опять же в пределах 7 мес. Если повторно отведенные сроки истекают, а решение собранием так и не принято, суд вправе самостоятельно:

  • Вынести решение о переходе к санации, то есть финоздоровлению – при этом обязательно должны быть ходатайства учредителей фирмы-должника, или же собственников активов УП, или госорганов, или третьих лиц. Кроме того, исполнение обязательств должны быть обеспечены по графику погашения долгов, а начало расчетов состоится не позже месяца с введения санации.
  • Вынести решение о переходе к внешнему определению – такая мера принимается, если есть возможности по реабилитации должника и восстановлению его платежеспособности.
  • Вынести решение об окончательном признании несостоятельности – такие крайние меры принимаются, если возможностей для оздоровления должника нет.

Последствия процедуры наблюдения при банкротстве предприятия

Этапу наблюдения не случайно отводится большая доля от общей длительности процесса банкротства юридического лица. Опираясь на последствия работы временного управляющего и протокол первого собрания, арбитражный суд определяет дальнейшие действия в отношении должника. Последствия полугодового наблюдения в зависимости от принятого в суде решения могут нести как негативный, так и позитивный посыл.

При заключении мирового соглашения между юридическим лицом и его кредиторами стороны самостоятельно оговаривают условия погашения долгов, такие как выплата долга частями, поставка дополнительного объема продукции или услуг или передача кредитору имущества, эквивалентного размеру задолженности, и возможности дальнейшего сотрудничества. В этом случае процесс признания несостоятельности юридического лица прекращается, и организация получает право осуществлять прежнюю деятельность. Однако несвоевременная выплата долгов и иски кредиторов негативно отражаются на репутации компании, что может привести к недостатку контрагентов для осуществления дальнейшей деятельности.

Если же к мирному соглашению прийти не удалось, на основании предоставленных документов о результатах наблюдения по решению суда осуществляется переход к одной из возможных стадий банкротства:

Бесплатная консультация юриста

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Бесплатная консультация юриста

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

  • финансовое оздоровление;
  • внешнее управление;
  • конкурсное производство.

Следует отметить, что переход к следующему этапу не всегда означает крах компании и признание его полной несостоятельности. Напротив, если наблюдение было направлено на анализ текущей ситуации и разработку мероприятий, направленных на решение проблем, то последующие стадии включают конкретные действия, направленные на стабилизацию платежеспособности организации, возврат существующих долгов и преодоление кризисного периода.

ИнформацияЧто касается последствий процедуры наблюдения для сотрудников организации, то на данном этапе они продолжают выполнять свои обязанности и работают в прежнем режиме. Но это не лишает их права при желании поменять место работы.Банкротство является весьма сложным и дорогостоящим процессом, требующим четкого соблюдения действующего закона “О банкротстве” в последней редакции. Особое внимание требуется уделить этапу наблюдения как основополагающему при определении дальнейшей стратегии деятельности юридического лица.

Главные плюсы и минусы наблюдения

Проведение вспомогательного наблюдательного этапа несет как свои достоинства, так и недостатки. Прежде всего, судебные органы могут юридически верно оценить причины инициирования банкротства, рассмотрев достоверную информацию о материальном положении компании. В свою очередь должник получает гарантии неприкосновенности активов, находясь под защитой государства. С другой стороны, хоздеятельность приостанавливается, сделки ограничиваются, а стоимость бизнеса существенно снижается.

В каждом отдельном случае есть свои плюсы и минусы, которые надо оценивать в целом с учетом конкретики предприятия. Здесь может помочь аудиторская процедура наблюдения – представляет собой экспертную оценку текущего состояния дел организации. Формально именно на этой предварительной стадии делаются первые попытки привести стороны процесса к компромиссу, который бы устроил всех участников и позволил бы избежать дальнейших длительных мероприятий признания должника официальным банкротом.

Что делать дольщику, если введена процедура наблюдения

При банкротстве застройщика дольщики должны заявить свои требования. Для этого нужно обратиться в судебный орган, который занимается слушанием дела, и подать заявление о включении требования передачи строящегося здания в общий реестр кредиторов.

Управляющий должен в официальном порядке сообщить о неплатежеспособности застройщика. Но дожидаться этого не стоит – лучше самостоятельно подать документ как только станет известно о начале процедуры.

Требование может быть двух видов:

  • о передаче жилого помещения;
  • денежные претензии.

Да, в рамках производство по делу о финансовой несостоятельности застройщика можно добиться передачи участка земли и застройки дольщикам. Для этого нужно создать жилищностроительный кооператив или иной вид объединения, имеющий схожую правовую сущности.

Если суд постановил невозможность передачи или объект находится в непригодном состоянии, выдвигаются претензии, имеющий денежное основание.

Кстати, если дольщик в индивидуальном порядке хочет отказаться от предоставления ему жилищной площади, он может обратиться с требованием погашения определенной суммы. Как она формируется? Из средств, уплаченных по договору и суммы понесенного убытка (разница между стоимостью площади и тем, сколько было уплачено на момент расторжения сделки). То есть дольщик может рассчитывать не только на компенсацию затрат, но и возмещение реального убытка.

Процедура наблюдения проводится в срок до окончания производства по делу о банкротстве. Но подать требование нужно не позднее чем через два месяца после решения об открытии процесса.

Что такое процедура наблюдения, каковы сроки наблюдения и каковы последствия процедуры?

Процесс банкротства начинается с подачи заявления в арбитражный суд о признании юрлица финансово несостоятельным. Инициатором процедуры могут выступать сам должник, его кредиторы или уполномоченные органы. В случае признания заявления обоснованным независимо от того, от кого оно поступило, суд принимает решение о введении в отношении юрлица процедуры наблюдения.

СодержаниеПоказать

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 (800) 350-34-85 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Что такое процедура наблюдения

Процедура наблюдения – это первый подготовительный этап в процессе банкротства. Наблюдение вводится по нормам п. 1 ст. 62 127-ФЗ при принятии положительного решения арбитражным судом по результатам рассмотрения заявления о признании компании неплатежеспособной.

На рассмотрение заявления о банкротстве у арбитражного суда будет 1 месяц, и если он придет к выводу, что компания не отвечает критериям неплатежеспособности, то выносит постановление об отказе в возбуждении дела и процесс наблюдения не вводится.

Введение наблюдения обозначает, что компания соответствует признакам банкротства:

  1. Она обладает неисполненными обязательствами перед кредиторами и уполномоченными инстанциями по гражданско-правовым договорам, зарплате и выходным пособиям, обязательным платежам в размере не менее 300 тыс. р. Размер долговых обязательств является обоснованным и документально подтвержденным.
  2. Просрочка по долговым обязательствам составляет 3 месяца и более.

Наблюдение имеет важное значение для банкротства юрлица, так как позволяет понять характер финансовых затруднений в компании. Если они носят временный характер, то в отношении юрлица может быть введен один из этапов реабилитации. В случае если участники процесса придут к выводу, что финансовый кризис в компании имеет необратимый характер и восстановить нормальную финансовую динамику невозможно, то должника официально признают банкротом и введут в отношении него финальную стадию банкротства.

Основным целевым предназначением наблюдения является сохранение должника как самостоятельное юрлицо через поиск путей для погашения требований кредиторов. Для этого решается ряд задач, в частности, принимаются меры по обеспечению сохранности имущества должника.

В определении о введении наблюдения суд назначает временного управляющего, кандидатура которого была указана в заявлении на банкротстве. При этом руководство компании продолжит функционировать, хотя и с некоторыми ограничениями.

После того как в отношении должника вводится процедура наблюдения, для него наступают следующие гражданско-правовые последствия:

  1. Требования кредиторов допускается предъявлять исключительно в установленном законом порядке опосредованно через арбитражный суд.
  2. Исполнительные производства по взысканию задолженности с компании-должника приостанавливаются, аресты и иные ограничительные меры по отношению к имуществу перестают действовать.
  3. Доли в уставном капитале погашать по причине выхода из участия в обществе запрещено, не допускается выплата дивидендов и иное распределение бизнес-прибыли.
  4. Изъятие собственником унитарного предприятия своего имущества недопустимо.
  5. Недопустимо проведение зачета требований, если подобного рода сделка нарушает установленную законом очередность погашения требований кредиторов.
  6. Штрафные и прочие финансовые санкции перестают начисляться.

Наблюдение имеет ценность не только для кредиторов должника, которым оно гарантирует недопущение злоупотреблений со стороны юрлица (например, в виде вывода активов или предпочтений при погашении обязательств перед определенными кредиторами).

Также оно имеет важные преимущества для должника: позволяет избавиться от прямых требований кредиторов, получить «передышку» от уплаты штрафов, сохранить имущество от рейдерских захватов.

Срок процедуры наблюдения

В самой статье 62 127-ФЗ, которая регулирует наблюдательную процедуру в отношении должника, не содержится указания на конкретные сроки наблюдения. Но в п. 3 ст. 62 127-ФЗ подчеркивается, что стадия наблюдения завершается с учетом положений ст. 51 127-ФЗ.

Статья 51 127-ФЗ регулирует общие сроки банкротства, и, согласно ей, максимальный временной период введения наблюдения составляет 7 месяцев. Сроки наблюдения начинают отсчитываться с даты принятия арбитражным судом определения о признании заявления должника обоснованным и переходе к этапу наблюдения.

Указанный временной промежуток в 7 месяцев не означает, что суд введет данную процедуру на этот срок: он может обозначить и более сжатые временные рамки. При установлении сроков наблюдения судья будет опираться на наименьшие сроки, которые необходимы для проведения наблюдения и оценки размера задолженности, величины активов должника и реализации иных задач этапа. Затягивать этап наблюдения нецелесообразно из-за увеличения финансовых и временных затрат на банкротство.

Обычно дата завершения наблюдения в определении арбитражного суда обозначается как дата следующего судебного заседания по делу о банкротстве, а дату окончания этапа прописывать не нужно. К следующему судебному заседанию должны быть пройдены обязательные стадии для дела о банкротстве, в частности, проводится собрание кредиторов.

О том, что в отношении должника ввели процедуру наблюдения, арбитражный управляющий в обязательном порядке сообщает в Федреестр и публикует сообщение в газете «Коммерсантъ». На это ему отводится не более 10 дней после вынесения судом определения о введении наблюдения. Таким образом, сведения о банкротстве юрлица становятся доступными для всех заинтересованных лиц на основании ст. 28 127-ФЗ. В сообщении приводятся реквизиты арбитражного суда, должника, сведения о временном управляющем и информация для передачи заявлений кредиторами на предъявление требований.

Для того чтобы заявить о своих требованиях должнику и включить их в официальный реестр, у кредиторов будет 30 дней с момента публикации сообщения о наблюдении. Если они не уложатся в отведенные сроки, то смогут заявить о своих требованиях и на других этапах банкротства вплоть до закрытия реестра (реестр закрывается в течение 2 месяцев после введения в отношении должника процедуры конкурсного производства).

Но если кредиторы не успевают заявить о требованиях должнику в течение месяца после введения наблюдения, то они утрачивают статус участников процесса и не смогут принять участие в первом собрании кредиторов, которое имеет определяющее значение для дальнейшего хода процесса банкротства.

В течение 3 дней после введения наблюдения арбитражный управляющий обязан оповестить об этом руководство компании и передает директору запрос на получение финансовой и бухгалтерской документации для последующего аудита и анализа.

За указанный семимесячный промежуток временный управляющий должен решить следующие задачи:

  1. Провести проверку юрлица на наличие признаков преднамеренного или фиктивного банкротства.
  2. Анализ финансового положения компании-должника, расчет задолженности, определение резервов для дальнейшего ведения бизнеса.
  3. Разработка и подготовка реестра требований кредиторов. Требования кредиторов включаются в реестр на основании поступивших от них заявлений.
  4. Созыв и проведение первого собрания кредиторов.

Что происходит по окончании стадии наблюдения

Процесс завершения этапа наблюдения регламентируется ст. 75 127-ФЗ. Здесь подчеркивается, что наблюдение может быть завершено только по итогам прохождения важнейшего этапа в ходе наблюдательной процедуры – первого собрания кредиторов. Именно по итогам первого собрания кредиторов принимается решение о дальнейшей судьбе должника и передается соответствующее ходатайство в арбитражный суд (на основании ст. 74 127-ФЗ). По результатам первого собрания могут быть приняты решение о целесообразности перехода:

Таким образом, по сути, у должника есть два варианта событий по результатам наблюдения – пройти комплекс реабилитирующих мероприятий на этапе внешнего управления или финансового оздоровления и восстановить свою платежеспособность либо получить официальный статус банкрота. Последний вариант означает, что по результатам конкурсного производства имущество компании будет распродано, и она будет ликвидирована.

Кредиторы, как и на любом другом этапе признания несостоятельности, могут принять решение о подписании мирового соглашения с должником, и тогда процесс банкротства будет приостановлен.

По результатам первого кредиторского собрания готовится официальный протокол. Временный управляющий в обязательном порядке передает суду протокол в течение 5 дней после его формирования. Окончательное определение о переходе к следующему этапу банкротства выносит арбитражный суд.

Истечение сроков наблюдения: допускается ли продление

После истечения сроков наблюдения его допускается продлить по решению арбитражного суда. Сроки для продления также не могут составлять более 7 месяцев. Такой вариант возможен в случае, если собрание кредиторов по каким-либо причинам не было проведено на этапе наблюдения, оно признано несостоявшимся или на нем не удалось решить вопрос о будущем этапе банкротства в отношении юрлица.

При продлении сроков наблюдения арбитражный судья опирается на положения ст. 51 127-ФЗ. В своем определении о продлении этапа наблюдения суд должен обязать кредиторов и управляющего провести собрание. Если же продленные ранее судом сроки наблюдения так же истекают, а собрание кредиторов так и не приняло решение, то суд вправе самостоятельно принять решение:

  1. О переходе к финансовому оздоровлению. Но для этого варианта в суд должны поступить соответствующие ходатайства от юрлица-должника, собственников активов унитарного предприятия, государственных органов или третьих лиц. Связано это с тем, что реабилитирующие процедуры предполагают разработку плана мероприятий по погашению задолженности, а суд разрабатывать его не может.
  2. О переходе к внешнему управлению – такое решение принимается судом при наличии оснований прогнозировать возможное восстановление платежеспособности при переходе функций руководства к профессиональному внешнему управляющему.
  3. О признании должника банкротом и введении конкурсного производства – это решение принимается чаще всего и подтверждает невозможность исполнения обязательств должником.

Таким образом, процедура наблюдения вводится на период до 7 месяцев с возможностью продления на такой же период. Решение о дальнейшем ходе процесса банкротства принимается арбитражным судом по результатам проведенного собрания кредиторов. Это может быть введение в отношении должника этапов внешнего управления, финансового оздоровления или конкурсного производства либо подписание мирового соглашения на свободных условиях.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Эксперт в сфере права и финансов

Процедура наблюдения при банкротстве юридического лица: сроки, стадии, последствия

Автор Роман Абдрахманов На чтение 5 мин. Просмотров 151 Опубликовано

Объявление индивидуального предпринимателя или компании банкротом является довольно сложным многоступенчатым процессом. Законодательство установило, что для получения статуса банкрота недостаточно временных финансовых трудностей. Решение, вынесенное арбитражным судом о необходимости банкротства, может быть объявлено лишь в том случае, если заёмщик не способен выполнять обязательства перед кредиторами. Необходимой мерой, чтобы установить, находится ли должник в соответствующем финансовом положении, является процедура наблюдения.

Этот процесс обязателен для любого, объявившего себя банкротом, а значит готового принять возможные последствия банкротства. Это обязательная первоначальная стадия любой законной процедуры, во время проведения которой заёмщик признаёт свою финансовую несостоятельность. Ниже будут подробно рассмотрены особенности этой стадии осуществления банкротства.

Читайте также: Субсидиарная ответственность директора без банкротства

При каких обстоятельствах вводится

Эта процедура, осуществляемая при банкротстве ИП или юридического лица обычно применяется с целью:

  • обеспечить абсолютную сохранность ликвидного имущества заёмщика;
  • составить реестр имеющихся кредиторских требований;
  • провести в срок первое собрание кредиторов, на котором будет принято решение о дальнейшей судьбе заёмщика.

Названная процедура в процессе экономического банкротства, согласно закону, не применяется к следующим категориям должников:

  • компаниям, которые уже решено ликвидировать;
  • отсутствующим должникам;
  • юридическим лицам, чья деятельность по привлечению финансов незаконна;
  • любому гражданину РФ, если он не ИП.

Права и обязанности участников

На то время, пока проводится наблюдательная процедура на основании подачи лицом заявления о несостоятельности, арбитраж обязан назначить внешнее управление средствами должника. Суд утверждает должность управляющего. Податель заявления о банкротстве обязуется выплачивать ему за работу вознаграждение.

Управляющий не получает права распоряжаться конкурсной массой заёмщика, определённой в результате конкурсного производства. Оно представляет собой депонент в соответствии с договором об условном депонировании.

При осуществлении процедуры внешнего наблюдения текущая работа фирмы может не прерываться. Работники не обязаны покидать рабочие места и прекращать выполнение своих обязанностей.

Кредиторы получают право голоса на первом собрании, где решается, возможно ли заключить мировое соглашение.

Читайте также: Конкурсная масса при банкротстве физических и юридических лиц

Цели проведения

Законодательством Российской Федерации чётко определены две основные цели этой процедуры после подачи в арбитраж заявления о финансовой несостоятельности заёмщика.

Первая цель — финансовое оздоровление предприятия должника с целью не дать ему уйти с рынка и выполнить все предписанные ему долговые обязательства без ликвидации и продажи имущества должника.

Если же действия управляющего уже не могут улучшить экономическое состояние предприятия, реализуется вторая цель — ликвидация юрлица. В этой ситуации это единственный способ удовлетворение кредиторских запросов. Результатом ликвидации предприятия становится реализация его активов.

Для достижения названых целей осуществляется комплекс мероприятий:

  • реализуются меры, направленные на сохранение материальных ценностей и иных активов предприятия-должника;
  • комплексными методами анализируется финансовое положение банкротящегося предприятия;
  • собирается информация обо всех требованиях, выставленных кредиторами;
  • собранная информация оформляется в реестр;
  • кредиторы оповещаются о начале стадии наблюдения, необходимой при процедуре дальнейшего банкротства.

Наблюдение как необходимая процедура даёт возможность принять оптимальное и справедливое решение о дальнейшей судьбе активов предприятия должника.

Сроки

Продолжительность периода наблюдения чётко определена российским законодательством. Установленные временные ограничения необходимо строго соблюдать, чтобы банкротство считалось законным.

Согласно последним законодательным актам, наблюдение длится не больше 7 месяцев.

Последствия

Главным последствием периода наблюдения является решение первого собрания кредиторов о дальнейшей судьбе предприятия. Либо заимодавцы соглашаются на продолжение деятельности задолжавшего им лица, либо происходит его ликвидация и реализация имущества за долги. А также в качестве последствий введения процедуры обязательного наблюдения в деле об экономическом банкротстве определяются основные способы, которыми будут осуществляться ликвидация и погашение финансовых обязательств заёмщика.

Читайте также: Последствия банкротства для директора, учредителя и работников

Временный управляющий и его роль

Одна из функций временного управляющего — определение точной даты, на которую необходимо назначить первое собрание кредиторов. Он обязан заблаговременно уведомить о начале собрания:

  • кредиторов;
  • арбитражные суд;
  • полномочные государственные органы;
  • должника;
  • работников предприятия и т. д.

Объявить о первом кредиторском собрании заинтересованным лицам управляющий непременно должен в том самом порядке и в такие сроки, которые предусмотрены ст. 13 ФЗ No 296 от 30 декабря 2008 года. Согласно этому закону, дата первого кредиторского собрания не может начаться позже, чем за 10 дней до того, как завершится процедура необходимого наблюдения.

Позиция, а также поведение управляющего в отношении первого официального кредиторского собрания чрезвычайно важны. Во многом от него зависит, будет ли предприятие функционировать в дальнейшем.

Поскольку внешний управляющий обязан осуществить реализацию всех мер, которые обязательны при процедуре наблюдения, он обладает широкими полномочиями. При внешнем экономическом управлении в компетенцию управляющего входят:

  • проведение стандартного анализа финансового состояния должника;
  • распоряжение имеющимися у предприятия-должника имущественными активами и другой собственностью;
  • решения, регулирующие дальнейшую деятельность предприятия.

Важным вопросом является разграничение полномочий управляющего и руководителей предприятия. В соответствии с требованиями законодательства, только внешний управляющий может разрешить руководству осуществление сделки, общая сумма которых составляет более 5% активов компании. И также он имеет право реорганизовывать предприятие и создавать дочерние филиалы.

Первое официальное собрание кредиторов

На первом собрании кредиторов, суд обозначает конкурсных кредиторов, а также представителей уполномоченных органов, предъявивших свои требования к должнику как полагается и в предусмотренный срок. Предусмотренный в п.1 ст. 71 ФЗ No 296 от 30 декабря 2008 года. Эти кредиторские требования всегда должны быть отражены в подготовленном к началу собрания реестре.

Руководство предприятия-должника участвует в первом законном собрании кредиторов, однако не имеет на нём право голоса. На таких же правах обеспечивается участие руководителя должника, представителя владельца его активов или имущества и т. д.

Общая процедура банкротства — что это, характеристика

Банкротство – это судебное разбирательство, при котором лицо (физическое лицо, ИП или юрлицо), которое не может оплатить свои счета, может найти выход из создавшихся финансовых проблем. Право на банкротство предусмотрено федеральным законом. Все дела о несостоятельности рассматриваются в суде. Подача на банкротство немедленно останавливает всех кредиторов от попыток взыскать долги, пока погашение задолженности не будет урегулировано в соответствии с законом. Прежде чем подавать заявление о несостоятельности, следует разобраться, что из себя представляет общая процедура банкротства.

Закон: что нужно знать

Говоря о несостоятельности, стоит отметить, что вся процедура банкротства в России производится основываясь на положениях Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ, который был утвержден в 2002 году 26 октября.

Возбуждение дела о банкротстве не является автоматическим, и заявитель, будучи кредитором (за исключением случаев, когда это кредитная организация) или сам должник, должен доказать суду, что должник является неплатежеспособным.

Цель

Целью банкротства является улучшение финансового состояния должника, устранение долгов путем восстановления платежеспособности. Это происходит за счет реструктуризация долга, продуманного плана погашения задолженности, чтобы произошло максимальное удовлетворение требований кредиторов. В случае, когда финансовое оздоровление должника невозможно, назначается продажа его имущества с последующей выплатой долгов из полученных средств.

Характеристика

Незнание того, чего ожидать в течение банкротства, может сделать саму идею пугающей. В действительности этот процесс не слишком обременителен для физических лиц, и с помощью опытного юриста можно достаточно легко проделать весь путь от начала до конца. Банкротство для юрлиц отражается на их кредитной истории.

В процессе общей процедуры банкротства в отношении должника есть несколько основных шагов, через которые придется пройти.

Этапы процедуры несостоятельности

Статья № 27 п.1 действующего Закона дает общую характеристику процедуры банкротства, касающуюся юридических лиц.

Наблюдение

Это предварительный этап процедуры банкротства. На этом этапе анализируется финансовое состояние юрлица, выясняется способность должника реабилитироваться, заполняется реестр кредиторов и проводится первое собрание кредиторов.

Все проводимые действия направлены на сохранение имущества лица, имеющего долги по своим обязательствам перед кредиторами.

В соответствии с Законом о банкротстве, процедура наблюдения должна осуществляться в течение установленного законом срока, применимого к процессу банкротства (7 месяцев), в течение которого дело о банкротстве должно рассматриваться судом. Нормативный период начинается с даты начала этого этапа и заканчивается первым собранием кредиторов, на котором принимается решение о начале следующей стадии процедуры банкротства (при условии подтверждения судом).

Если кредиторы не могут определиться, суд примет решение и введет следующую стадию процедуры банкротства (при необходимости) по своему усмотрению.

Финансовое оздоровление

Этот этап включает реабилитационные действия, направленные на то, чтобы восстановить платежеспособность должника и создать условия для погашения долга, т. е. способность выплачивать долги по составленному графику. Иногда процедура финансового оздоровления проводится на этапе наблюдения, а именно тогда, когда признаки банкротства только стали проявляться, но суд еще не огласил должника обанкротившимся лицом. Финансовая реабилитация может длиться до 2-х лет и начинается сразу же по решению суда о его введении.

Внешнее управление

Это период, когда назначается временный (арбитражный) управляющий. Его назначение происходит из членов саморегулируемой организации управляющих в деле о несостоятельности. Именно сторона, подавшая иск о банкротстве, выдвигает предложение по выбору саморегулируемой организации или назначению специалиста из этой организации. В тех случаях, когда сторона, подающая заявление, не предлагает отдельного лица, временный управляющий назначается саморегулируемой организацией управляющих в деле о несостоятельности. При любых обстоятельствах назначение подлежит утверждению суда.

Временный управляющий имеет право:

  1. Добиваться судебных запретов на заключение сделок для сохранения активов должника.
  2. Получать информацию и документы от должника, касающиеся его деятельности.
  3. Требовать в суде признания или непризнания сделок, совершенных обанкротившимся лицом.

Также уполномоченное лицо имеет право запрашивать у суда разрешение устранить от дел директора компании-должника и оспорить любые претензии, выдвинутые кредитором.

После отчета внешнего управляющего собрание кредиторов принимает одно из следующих решений, обратившись в арбитражный суд с ходатайством:

  • остановить внешнее управление, т. к. платежеспособность должника была восстановлена, и приступить к выплате требований кредиторов;
  • прекратить внешнее управление на основании того, что все зарегистрированные претензии были удовлетворены;
  • огласить должника банкротом и начать ликвидацию банкротства;
  • подтвердить согласие на мировое соглашение;
  • продлить срок внешнего управления.

Действия суда

Суд оценит рапорт внешнего управляющего и имеет право утвердить или отклонить его. Утверждается отчет, если:

  • все требования зарегистрированных кредиторов удовлетворены;
  • собрание кредиторов решило положить конец внешнему управлению на том основании, что платежеспособность должника была восстановлена, и приступить к погашению требований кредиторов;
  • кредиторы и должник согласились на добровольное мировое соглашение;
  • собрание кредиторов решило продлить срок внешнего управления.

Отклоняется отчет, если:

  • претензии зарегистрированных кредиторов не были удовлетворены;
  • нет оснований для восстановления платежеспособности, а соответственно, имеет место дальнейшее признание должника банкротом;
  • существуют некоторые обстоятельства, препятствующие мировому соглашению.

Внешнее управление может длиться до 18 мес. (может быть еще продлено на 6 мес.). Общая продолжительность финансового оздоровления и внешнего управления не может быть более 2-х лет. Полномочия арбитражного управляющего прекращаются в день, когда суд назначает управляющего банкротством (т. е. лицо, имеющее долги перед кредиторами, объявляется банкротом) или назначает нового управляющего (по причине прекращения производства по делу о банкротстве, если была восстановлена платежеспособность должника).

Конкурсное производство

Эта процедура является завершающей в деле о несостоятельности юридического лица (банкротства предприятия, компании, организации). Фактически конкурсное производство означает ликвидацию предприятия. Цель проведения этой процедуры – удовлетворить требования кредиторов путем продажи активов должника. Ликвидация банкротства может быть начата на срок до шести месяцев (с возможным дополнительным шестимесячным продлением).

Непосредственные последствия ликвидации банкротства включают в себя следующее:

  1. Денежные обязательства и обязательные платежи должника прекращаются в соответствии с законом.
  2. Проценты больше не накапливаются. То же самое относится к финансовым (или другим) санкциям, возникающим из-за невыполнения денежных обязательств и обязательных платежей (кроме текущих).
  3. Информация о финансовом состоянии должника более не является конфиденциальной.
  4. Существующие обременения в отношении имущества должника устраняются, и дальнейшие обременения не допускаются.
  5. Полномочия генерального директора и совета директоров должника прекращаются и возлагаются на конкурсного управляющего в деле о банкротстве, который выполняет свою функцию до завершения ликвидации банкротства.

Основной обязанностью конкурсного управляющего являются поиск, возврат, оценка, объединение и организация продажи активов должника, а также погашение долгов кредиторам. Менеджер по банкротству также увольняет работников должника. Управляющий принимает на себя полномочия гендиректора должника, совета директоров и собрания акционеров / участников. Менеджер по банкротству должен опубликовать уведомление о несостоятельности должника в течение 10 дней после своего назначения.

Ликвидация банкротства: порядок приоритетов

Закон о несостоятельности предусматривает конкретный приоритетный по

Процедура наблюдения при банкротстве юридического лица

Процедура наблюдения при банкротстве — это одна из стадий, проводимых при признании юридического лица банкротом, то есть неспособным выплатить имеющиеся долги всем кредиторам. Основная цель этого мероприятия — сохранение имущества компании-должника, анализ его дел и возможностей для восстановления дальнейшей деятельности.

Оставить заявку

Процедура наблюдения начинается с начала рассмотрения судом дела о банкротстве и по общим основаниям длится в течение нескольких месяцев. Не производится в отношении юридических лиц, прибегнувших к упрощенной процедуре банкротства, так как в данном случае подразумевается ликвидация компании (мероприятия по сохранению имущества уже излишни).

Суть процедуры наблюдения

Процедура наблюдение при банкротстве юридического лица позволяет понять:

  • возможно ли наладить финансовые дела фирмы,
  • рассчитаться с кредиторами без продажи оборудования и недвижимости,
  • восстановить деятельность.

Юридическому лицу предоставляется возможность временно осуществлять свою работу без необходимости делать выплаты в этот период. То есть организация функционирует в обычном режиме, что позволяет:

  • Полностью изучить положение дел компании, оценить ее финансовые возможности и имущество, проверить активы.
  • Установить возможности возвращения учреждению платежеспособности.
  • Разработать план мероприятий по возвращению платежеспособности и возвращению нормального функционирования.
  • Установить реальные сроки восстановления, необходимые для этого ресурсы.
  • Провести полный анализ деятельности компании и установить причины, приведшие к неплатежеспособности.
  • Принять решение относительно дальнейшей судьбы фирмы.

На этот период арбитражный суд назначает временного управляющего, в обязанности которого входит ведение дел организации, проведение всех необходимых процедур и мероприятий. Результаты этого этапа являются важным основанием для дальнейшего рассмотрения дела о банкротстве и принятия решения относительно фирмы-должника.

Реестр кредиторов на стадии наблюдения при банкротстве

Составление реестра всех кредиторов и их требований — еще одна важная задача наблюдения при банкротстве. Для этого после обращения в суд по вопросу признания юридического лица банкротом делается сообщение в СМИ, чтобы все кредиторы могли выдвинуть свои требования. На это организациям дается 30-дневный срок.

Процедура включения кредиторов в реестр выглядит следующим образом:

  • Кредитор узнает о подаче заявление на признание своего должника банкротом или узнает, что такое заявление было подано самим должником или другим кредитором.
  • Предъявляет свои требования к юридическому лицу в арбитражный суд.
  • Суд рассматривает заявление и признает/не признает требования правомерными. В первом случае кредитор включается в общий список.

Если требования будут направлены по истечении 30-дневного срока, то они рассматриваются только в следующей процедуре банкротства, идущей за наблюдением. Они не имеют права участвовать в первом собрании кредиторов и принимать решения относительно принимаемых в отношении должника мер.

Создание данного реестра необходимо для того, чтобы временный управляющий получил максимально полные сведения о долгах организации. В зависимости от этого оцениваются возможности юридического лица и принимается решение относительно дальнейших действий.

Первое собрание кредиторов в период наблюдения

Первое собрание кредиторов — основной этап процедуры наблюдения при банкротстве. Это мероприятие, на котором решается, какая процедура последует после: внешнее управление, финансовое оздоровление или конкурсное производство. Также возможно принятие мирового соглашения.

В нем участвуют кредиторы, успевшие предъявить свои требования за отведенное время и включенные судом в реестр. Проводится оно не позднее, чем за 10 дней до окончания срока, отведенного на процедуру наблюдения.

На рассмотрении собрания могут находиться следующие вопросы:

  • Создание комитета, состоящего из кредиторов, определение его членов и полномочий.
  • Определение кандидатуры арбитражного управляющего, выдвижение дополнительных требований к нему, а также к внешнему и конкурсному управляющему (в зависимости от того, какая процедура последует).
  • Необходимо ли проводить процедуру финансового оздоровления или внешнего управления для компании-должника.
  • Решение об обращении с ходатайством для инициализации процедуры конкурсного производства.
  • Обсуждение прочих вопросов, важных для дела о банкротстве и предусмотренных ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Все решения принимаются на основании отчета о делах организации-должника и ее дальнейших перспективах. Если сохранение деятельности компании целесообразно, то далее следует финансовое оздоровление или внешнее управление.

При невозможности восстановления деятельности и платежеспособности, принимается решение об обращении в судебный орган с ходатайством об инициализации конкурсного производства. Данная процедура почти всегда приводит к ликвидации компании и, следовательно, ее исключение из Единого гос. реестра юридических лиц.

Окончание этапа наблюдения при банкротстве юридических лиц

Процедура наблюдения при банкротстве юридического лица заканчивается с направления в арбитражный суд ходатайства о проведении следующей процедуры банкротства на основании решения, принятого на первом собрании кредиторов. Но оно не может длиться более, чем 7 месяцев со дня принятия судом заявления о банкротстве или со дня рассмотрения судом оснований для признания юридического лица банкротом.

Также на этапе наблюдения может быть выявлена возможность погашения долгов без дальнейшего задействования суда. В этом случае ранее поданное заявление о банкротстве признается недействительным, а компания продолжает свою деятельность в обычном режиме.

При выявлении преднамеренного разорения компании и хищения средств управляющими фирмы следует судебное разбирательство по факту ложного банкротства (владельцам компании грозит уголовная ответственность).

основных аспектов процедуры и изменений в 2017 году

Банкротство юридических лиц достаточно сложный процесс, включающий различные процедуры: наблюдение, финансовое восстановление, внешнее управление, процедуры банкротства. Банкротство юридических лиц регулируется 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002. Институт банкротства организаций начал активно развиваться в последние несколько лет, поскольку ужесточен государственный контроль за неконтролируемой сменой директоров и учредителей компаний, ограничена реорганизация компаний с долгами путем присоединения.

Банкротство юридических лиц — это юридическая процедура ликвидации компании с задолженностью. Чтобы подать заявление о банкротстве юридического лица, необходимо выполнить несколько условий:

  • Задолженность перед работниками юридического лица, бюджета и других кредиторов должна составлять более 300 тысяч рублей.
  • Компания не должна быть в состоянии выполнить свои обязательства перед кредиторами и бюджетом более 3 (трех) месяцев.

В этом случае у руководителей предприятия есть обязанность объявить о банкротстве.Согласно ст. 9 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» руководитель компании должен подать заявление о банкротстве в Арбитражный суд, если:

  • платежи одному кредитору приведут к невозможности осуществления платежей другим кредиторам или осуществления обязательных платежей бюджет;
  • органы управления должника решили ликвидировать предприятие;
  • обращение взыскания с других юридических или физических лиц на имущество должника-юридического лица может сделать невозможным дальнейшую нормальную хозяйственную деятельность;
  • Финансовая отчетность должника содержит признаки несостоятельности;
  • имеется задолженность более 3 месяцев по выплате выходного пособия, заработной платы работникам организации, бывшим работникам организации, установленная в соответствии с трудовым законодательством.

После подачи заявления о банкротстве суд может принять заявление о признании должника банкротом и перейти на этап мониторинга, назначив временного управляющего. На этом этапе временный (арбитражный) администратор, назначенный судом из членов саморегулируемой организации, принимает меры по обеспечению сохранности и сохранности имущества должника, проводит анализ финансового состояния организации-должника, выявляет кредиторов Должник, ведет реестр требований кредиторов, уведомляет их о введении надзора, созывает и проводит первое собрание кредиторов (ст. 67 127-ФЗ).

Если собрание кредиторов после внешнего управления примет решение о необходимости финансового оздоровления, административный менеджер разработает программу для восстановления нормальной финансово-экономической деятельности организации.

Во время финансового оздоровления, которое может длиться несколько лет, внешний управляющий ведет реестр требований кредиторов, созывает собрания кредиторов, рассматривает отчеты о ходе выполнения графика погашения и плана финансового оздоровления, предоставляет информацию о выполнении графика. для погашения задолженности перед собранием кредиторов.Целью этапа финансового оздоровления является возвращение финансовой устойчивости предприятия, погашение существующей задолженности перед кредиторами, работниками и бюджетом.

Этап процедуры банкротства — это этап, на котором арбитражный управляющий уже непосредственно идентифицирует и продает имущество должника, эта процедура заканчивается, как правило, признанием должника-юридического лица банкротом.

Именно на этом этапе возникает большинство вопросов, связанных с доступной возможностью удовлетворить требования всех кредиторов.Менеджер по банкротству или арбитражу несет большую ответственность за выявление активов и других активов должника, оспаривание сделок, которые могут быть заключены для снятия средств с обанкротившейся компании, своевременную оценку и представление имущества организации-должника для участия в торгах.

О последствиях, которые ожидают банкротства, стоит остановиться более подробно. По окончании процедуры банкротства бывший управляющий не может занимать руководящие должности в организациях (предприятиях) в течение 5 (пяти) лет, таких как генеральный директор, финансовый директор.На бывшего директора может быть возложена дополнительная ответственность по долгам компании. Уже с 2016 года правоприменительная практика привлечения к субсидиарной ответственности в случаях банкротства юридических лиц существенно изменилась. Одним из самых громких дел стало привлечение экс-сенатора Пугачева на сумму 75,6 млрд рублей к субсидиарной ответственности. Верховный суд Российской Федерации в 2016 году утвердил решение суда низшей инстанции по делу A40-119763 / 2010 http: // kad.arbitr.ru/PdfDocument/54e6f4a7-81bf-4630-afbe-05547a0b9cce/A40-119763-2010_20160129_Opredelenie.pdf.

С июля 2017 года понимание института субсидиарной ответственности в рамках банкротства компаний значительно расширилось.

Если ранее привлекать к дочерней ответственности, то ответственность директоров и других менеджеров компании могла быть только при банкротстве, по окончании процедуры это было уже невозможно, новый закон 488-ФЗ позволял подавать заявления о привлечении к дочерней ответственности и в случаях, когда банкротство завершено, прекращается из-за отсутствия средств для оплаты расходов, если суд вернул заявление о банкротстве.Нынешние кредиторы смогут предъявить требования бывшему директору в течение трех лет с момента, когда заявитель узнал или должен был выяснить наличие оснований, но не позднее, чем через 3 (три) года после банкротства юридического лица.

Кроме того, фактически, закон теперь определяет два предела для привлечения к ответственности контролирующих лиц должника. Одним из оснований является дополнительная ответственность в процедуре банкротства. Вторая причина — возмещение убытков по правилам ст.15 ГК РФ.

Взыскать убытки теперь могут не только директора, конкурентоспособные кредиторы, сотрудники и представители работников юридического лица, но и учредители (владельцы) юридического лица даже в

.

Банкротство юридических лиц | MG Partners

  • Основной
  • Сервисы
  • Реабилитация и банкротство
  • Банкротство юридических лиц
Мы предлагаем вам качественное адвокатское заключение о банкротстве юридических лиц. Наши юристы работают в этой области вместе со специалистами MG Tax & Accounting Agency.MG Tax & Accounting Agency создано на базе юридической фирмы MG Partners.

Позвоните нам или оставьте заявку онлайн, и мы проконсультируем вас по всем вопросам, связанным с банкротством юридического лица в Казахстане

Мы работаем в следующих областях:

  • Услуги судебного представительства, в том числе подготовка и подача заявлений о возбуждении дела о банкротстве, обжалование недействительных сделок и т. Д.
  • Бухгалтерские услуги, реорганизация бухгалтерских записей до процедуры банкротства (мы работаем с программным обеспечением 1С бухгалтер), а также подготовка других процедурных документов в этой области.
  • Представление интересов кредиторов (должников) в рамках процедур банкротства на заседаниях комитетов и собраниях кредиторов.
  • Контроль за деятельностью управляющего банкротством.
  • Постоянное консультирование кредиторов и должников в области банкротства.

Преимущества работы с MG Partners

Высокий уровень сервиса и быстрое реагирование

Установленные контакты на территории Казахстана

Индивидуальный подход к каждому клиенту

Опыт работы

  • Консультация и представительство казахстанской компании-должника в судебном процессе по делу о реабилитации должника.
  • Консультирование по вопросам банкротства казахстанской транспортной компании в связи с финансовой несостоятельностью.
  • Представление интересов кредитора в рамках процедуры реабилитации должника.
  • Участие в судебных процессах, связанных с процедурой реабилитации в отношении предприятия-должника.
  • Представление интересов кредитора (с правом голоса) в Комитете кредиторов по процедуре банкротства.
,
Банкротство юридических лиц как вынужденная мера

Становление и развитие рыночной экономики сопровождается различными, порой противоречивыми процессами, происходящими в рамках действующего законодательства. Как показывает практика, банкротство юридических лиц происходит по разным причинам. В целом, эта процедура регулируется специальным законом «О несостоятельности (банкротстве)». В своем первоначальном виде этот закон был призван обеспечить более быстрое переливание капитала в те сферы деятельности, которые развиваются более динамично.

Для этого вам необходимо вывести с рынка предприятия, которые не в состоянии выполнить свои обязательства в необходимом объеме. Чтобы они, так сказать, не мешали более сильным партнерам поставлять на рынок соответствующие товары и услуги. Слабое управление и неточные действия при ведении бизнеса могут привести любое предприятие в плачевное состояние. Я должен сказать, что это не юридический термин. Банкротство юридических лиц как механизм включается при вполне определенных обстоятельствах.Если компания едва сводит концы с концами, это не повод для ее запуска.

Однако в случае, если в течение определенного периода времени предприятие не может выполнить свои обязательства, один из заинтересованных лиц может потребовать его ликвидации. Такой человек может быть государством. Это становится возможным, когда налоги и обязательные платежи в государственные фонды не производятся в течение трех и более месяцев. Например, пенсионный фонд может инициировать этот процесс. Банкротство юридических лиц возможно только по решению арбитражного суда.Именно в этот суд следует направить соответствующее заявление.

Часто бывает и так, что компания не в состоянии расплатиться с поставщиками сырья и комплектующих. В этом случае механизм возбуждения дела о несостоятельности или банкротстве выглядит аналогично. Заинтересованное лицо обращается в арбитражный суд, который может принять соответствующее решение. И это решение может быть не тем, что хотел бы получить истец. После рассмотрения заявления судом на предприятии вводится процедура наблюдения.Суд контролирует ситуацию на предприятии.

Практика показывает, что очень часто предприятия в этом штате имеют долги, которые вы все еще можете погасить. Но если внешняя ситуация не улучшит ситуацию, то решением этого же суда назначается администратор по банкротству. Его работа состоит в том, чтобы удовлетворить требования кредиторов. Он организует оценку и продажу имущества предприятия с целью погашения полученных средств всеми кредиторами. Конечно, такая ликвидация с долгами не позволяет полностью удовлетворить требования кредиторов.

Дело в том, что все имущество, которое вы можете продать, и остатка средств на счетах никогда не бывает достаточно, чтобы закрыть все обязательства предприятия. Качественно такая же ситуация имеет место, когда ИС ликвидируется с долгами. Есть много конкретных примеров. Предприниматель берет большой кредит и за эти деньги покупает модные головные уборы. Однако в скором времени мода меняется, и потребители перестают покупать эти платья. Все, такой товар нельзя продать даже по покупной цене.

Хорошо, если менеджеру по банкротству удастся получить за них 10% стоимости. Значит, и кредиторы получат примерно такую ​​же долю от требований. Таким образом, банкротство юридических лиц или индивидуальных предпринимателей не всегда позволяет кредиторам вернуть свои финансовые активы. Из этого следует, что необходимо оформлять кредиты более точно и с учетом платежеспособности компании-заемщика.

р >> ,

ФРС — Надзорная политика и руководящие указания

Федеральная резервная система адаптирует свои нормативные требования к иностранным банковским организациям (FBO) и надзору за ними с учетом размера, сложности, профиля риска и финансовой деятельности их операций в США. В надзоре и регулировании деятельности религиозных организаций Федеральная резервная система уделяет должное внимание принципу национального режима и равенства конкурентных возможностей.

Крупные иностранные банковские организации

Крупные иностранные банковские организации (Большие FBO) — это FBO с объединенным U.S. активы в размере 50 миллиардов долларов или более. Что касается регламента, на крупные FBO распространяются пруденциальные требования, изложенные в регламенте Совета, включая Регламент YY. См. Основные положения для получения дополнительной информации. Усовершенствованные пруденциальные стандарты в Регламенте YY включают стандарты ликвидности и требования к общему управлению рисками объединенных операций США в Большой FBO. Кроме того, Регламент YY требует, чтобы Большие FBO с активами в США, не входящими в филиалы, составляли 50 миллиардов долларов США или более для формирования США.промежуточная холдинговая компания (IHC) и предъявляет повышенные требования к капиталу, ликвидности, управлению рисками и стресс-тестированию для этого IHC.

В отношении надзора Федеральная резервная система использует консолидированную систему надзора, изложенную в письме SR 12-17 / CA Letter 12-14 для крупных FBO. Эта структура фокусируется на повышении устойчивости операций США в больших FBO и уменьшении последствий отказов этих операций в США. Ожидается, что каждое большое FBO обеспечит объединенную U.S. Operations и ее основные направления деятельности могут выжить в широком диапазоне внутренних и внешних нагрузок. Это требует финансовой устойчивости за счет поддержания достаточного капитала и ликвидности, а также операционной устойчивости за счет поддержания эффективного корпоративного управления и управления рисками. Ожидается, что каждое Большое FBO будет участвовать в эффективном планировании разрешения, которое учитывает сложность и взаимосвязанность операций FBO.

Надзорная деятельность Федеральной резервной системы по крупным финансовым организациям включает горизонтальные проверки, специальные проверки фирм и постоянный мониторинг.Эта надзорная работа сосредоточена на капитале, ликвидности, планировании решений, а также на методах управления и контроля, и адаптируется на ежегодной основе для отражения профиля рисков этих учреждений.

При назначении надзорного рейтинга объединенным операциям в США Правление присваивает сводный рейтинг на основе комплексной оценки операций в США и учитывает рейтинги, присвоенные промежуточной холдинговой компании США (IHC), филиалам и другим юридическим лицам. , IHC оценивается с использованием рейтинговой системы крупного финансового учреждения (LFI).Рейтинговая система LFI состоит из следующих трех компонентов: (1) Планирование капитала и позиции (2) Управление рисками ликвидности и позиции и (3) Управление и контроль. См. SR Letter 19-3 / CA Letter 19-2, «Система рейтингов крупных финансовых учреждений (LFI)», для получения дополнительной информации. Филиалы оцениваются с использованием рейтинговой системы ROCA, которая состоит из четырех компонентов: управление рисками, операционный контроль, соответствие и качество активов. См. Письмо СР 00-14 (SUP) «Усовершенствования Межведомственной программы по надзору за U.S. Операции иностранных банковских организаций », для получения дополнительной информации.

Менее сложные зарубежные банковские организации

Менее сложные иностранные банковские организации (менее сложные FBO) — это FBO с совокупными активами США в размере 50 миллиардов долларов США или менее. Эти FBO в основном работают в Соединенных Штатах через филиалы и агентства и ведут относительно небольшую отраслевую деятельность.

Программа Федерального резерва по надзору за филиалами и агентствами проводится посредством специальных проверок фирм и направлена ​​на управление рисками, операционный контроль, соблюдение требований и качество активов.Периодичность проверок филиалов и агентств подбирается с учетом их размера и уровня надзорной деятельности. Хотя филиалы и агентства, как правило, проверяются один раз в год, филиалы и агентства, активы которых составляют менее 3 млрд. Долл. США, могут иметь право на 18-месячный цикл проверки на месте, если они ранее получили удовлетворительные оценки и соответствуют нескольким другим критериям. См. Письмо СР 18-7, «Обновления расширенного цикла экзаменов для некоторых банков-членов государства и U.»S. Филиалы и агентства иностранных банковских организаций «, для получения дополнительной информации.

Все пруденциально контролируемые офисы США менее сложных FBO получают рейтинг, включая филиалы и агентства, банковские холдинговые компании, коммерческие банки и некоторые представительства. Смотрите Supervisory Ratings для получения дополнительной информации. Менее сложные FBO с более чем одним банковским офисом также получают комбинированный рейтинг операций в США, основанный на комплексной оценке операций в США, с учетом рейтинга, присваиваемого любому пруденциально контролируемому субъекту, и оценки другого U.С. офисы.

Основные положения
Постановление K Международные банковские операции (FBOs)
Регламент YY Усовершенствованные пруденциальные стандарты (для FBO с глобальными консолидированными активами в 50 миллиардов долларов или более)
Постановление H Членство государственных банковских учреждений в Федеральной резервной системе (для FBO с банками-членами штата)
Правило Q Достаточность капитала банковских холдинговых компаний, сберегательных и ссудных холдинговых компаний и банков-членов государства (для FBO с BHC, IHC и / или дочерними банками-членами государства)
Регламент W Операции между банками-членами и их филиалами (для FBO с филиалами и агентствами или банками, являющимися членами Федеральной резервной системы)
Регламент Y Банковские холдинги и изменения в банковском контроле (для FBO с дочерними компаниями BHC)
Регламент QQ Требуется, чтобы крупные, системно значимые банковские холдинговые компании и небанковские финансовые компании представили годовые планы разрешения (для FBO с глобальными консолидированными активами в размере 50 миллиардов долларов или более)
Регламент WW Стандарты измерения риска ликвидности (для IHC, которые являются BHC)

.

Check Also

Психологические особенности детей 5-6 лет: что нужно знать родителям

Как меняется поведение ребенка в 5-6 лет. На что обратить внимание в развитии дошкольника. Какие …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *