Понедельник , 2 декабря 2024
Разное / Психологические особенности детей 5-6 лет: что нужно знать родителям

Психологические особенности детей 5-6 лет: что нужно знать родителям

Как меняется поведение ребенка в 5-6 лет. На что обратить внимание в развитии дошкольника. Какие навыки формируются у детей этого возраста. Как правильно общаться с ребенком 5-6 лет.

Когнитивное развитие детей 5-6 лет

В возрасте 5-6 лет у детей активно развиваются познавательные процессы и мышление. Происходят важные изменения в восприятии, памяти, воображении и речи ребенка.

Основные особенности когнитивного развития в этом возрасте:

  • Улучшается произвольное внимание — ребенок может дольше концентрироваться на задаче
  • Развивается словесно-логическое мышление
  • Формируется способность к анализу и обобщению
  • Улучшается память, появляется произвольное запоминание
  • Активно развивается воображение
  • Речь становится более связной и логичной

Дети 5-6 лет уже способны рассуждать, строить умозаключения, понимать причинно-следственные связи. Они начинают осваивать простые классификации предметов и явлений.

Эмоциональное развитие ребенка в 5-6 лет

В старшем дошкольном возрасте происходят важные изменения в эмоциональной сфере ребенка:


  • Эмоции становятся более устойчивыми и глубокими
  • Появляется способность контролировать свои эмоции
  • Развивается эмпатия — способность сопереживать другим
  • Формируется чувство долга и ответственности
  • Ребенок учится понимать чувства других людей

В этом возрасте дети уже хорошо распознают эмоции окружающих по мимике и интонации. Они способны сопереживать, утешать, проявлять заботу о других.

Важно поддерживать позитивный эмоциональный фон ребенка и учить его справляться с негативными эмоциями социально приемлемыми способами.

Социальное развитие дошкольников 5-6 лет

В 5-6 лет значительно расширяется круг общения ребенка. Он активно взаимодействует не только с родителями, но и со сверстниками, воспитателями, другими взрослыми.

Основные изменения в социальном развитии:

  • Формируются навыки сотрудничества и совместной деятельности
  • Ребенок учится учитывать интересы других
  • Появляется стремление к лидерству в детском коллективе
  • Развивается самооценка на основе мнения окружающих
  • Ребенок осваивает правила поведения в обществе

Дети 5-6 лет уже способны налаживать длительные дружеские отношения со сверстниками. Они учатся договариваться, разрешать конфликты, соблюдать очередность.


Важно поощрять общение ребенка со сверстниками и помогать ему осваивать навыки конструктивного взаимодействия.

Развитие самосознания и самооценки в 5-6 лет

В старшем дошкольном возрасте активно формируется самосознание ребенка. Он начинает осознавать себя как личность, оценивать свои качества и поступки.

Ключевые моменты в развитии самосознания:

  • Формируется устойчивый образ «Я»
  • Ребенок осознает свои возможности и умения
  • Появляется способность к самооценке
  • Формируются моральные представления и оценки
  • Развивается чувство собственного достоинства

В 5-6 лет дети уже способны адекватно оценивать свои сильные и слабые стороны. Они стремятся к успеху и признанию окружающих.

Важно поддерживать позитивную самооценку ребенка, хвалить его за успехи и достижения. При этом нужно учить его объективно оценивать свои поступки.

Игровая деятельность детей 5-6 лет

Игра остается ведущей деятельностью в старшем дошкольном возрасте. Но характер игры меняется — она становится более сложной и содержательной.


Особенности игровой деятельности в 5-6 лет:

  • Игры становятся более длительными и развернутыми
  • Дети создают сложные игровые сюжеты
  • Появляются игры с правилами
  • Развиваются режиссерские игры
  • В играх отражаются знания детей об окружающем мире

Через игру дети 5-6 лет осваивают различные социальные роли, учатся взаимодействовать, соблюдать правила. Игра способствует развитию воображения и творческих способностей.

Важно поддерживать игровую деятельность ребенка, создавать условия для разнообразных игр. При этом нужно постепенно усложнять игровые задачи.

Развитие воли и произвольности у дошкольников 5-6 лет

В старшем дошкольном возрасте активно развиваются волевые качества ребенка. Он учится управлять своим поведением, преодолевать трудности, доводить начатое до конца.

Основные изменения в волевой сфере:

  • Ребенок способен ставить цели и достигать их
  • Формируется произвольность поведения
  • Развивается самоконтроль
  • Появляется способность к волевому усилию
  • Ребенок учится преодолевать препятствия

Дети 5-6 лет уже могут сознательно подчинять свои действия правилу. Они способны сдерживать свои непосредственные желания и импульсы.


Важно создавать ситуации, требующие от ребенка волевых усилий. Нужно учить его ставить цели и настойчиво добиваться их достижения.

Особенности общения с ребенком 5-6 лет

В старшем дошкольном возрасте меняется характер общения ребенка со взрослыми. Он стремится к равноправным отношениям, хочет быть самостоятельным.

Рекомендации по общению с ребенком 5-6 лет:

  • Относитесь к ребенку как к личности, уважайте его мнение
  • Поощряйте самостоятельность и инициативу
  • Объясняйте причины запретов и ограничений
  • Чаще хвалите ребенка за успехи и достижения
  • Учите его анализировать свои поступки

Важно строить общение на основе партнерства и сотрудничества. Нужно давать ребенку возможность проявлять самостоятельность в бытовых ситуациях.

При этом необходимо устанавливать четкие правила поведения и объяснять их смысл. Ребенок должен понимать последствия своих действий.

Check Also

Когда можно сажать мальчика в ходунки: оптимальный возраст и подготовка

С какого возраста можно сажать мальчика в ходунки. Как определить готовность ребенка к ходункам. Какие …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *