Понедельник , Ноябрь 11 2019
Бизнес-Новости
Бизнес советы / Автороведческая экспертиза примеры заключений – Автороведческая экспертиза — пример проведения экспертизы за 6 шагов

Автороведческая экспертиза примеры заключений – Автороведческая экспертиза — пример проведения экспертизы за 6 шагов

Содержание

Автороведческая экспертиза и ее возможности

Установление или опровержение авторства текстов, угроз, завещаний, деловых, профессиональных, научных документов и текстов, фальшивых документов, произведений, объектов авторского права, записок, сообщений и других текстовых объектов. Вариации или подробности авторства: принимали ли участие третьи лица, один ли был автор, принимал ли автор участие в создании разных объектов.

Автороведческая экспертиза анализирует отдельные фрагменты, целые документы, сообщения, и массивы текста, знаков письменной речи, выявляя отдельные моменты и закономерности стиля и использования речевых знаков. На основе экспертных методик выявляет авторство.

Экспертиза текста устанавливает индивидуальные особенности письменной речи автора на основе закономерностей речевого поведения, свойств физической реализации речевых высказываний, их восприятия. А также свойств, относящихся к проявлениям определенных профессиональных навыков, образования, подготовки, компетентности. Свойств, относящихся к социально-биографическим признакам автора.

В рамках автороведческой экспертизы решаются задачи идентификационного, классификационного и диагностического характера. Это создает основу для системного научного исследования.

Вопросы и задачи автороведческой экспертизы

Автороведческая экспертиза дает ответы относительно того: был ли автор в адекватном состоянии, под алкогольным, наркотическим, иным воздействием, в состоянии аффекта, стресса физического или психического. Пытался ли автор исказить текст или его смысл. Обладает ли автор специальными познаниями в той или иной области. Характеристики автора половые (гендерные), возрастные, социальные, профессиональные, его образование, и другие характеристики.

Таким образом, автороведческая экспертиза текста может помочь в следующих случаях:

  • выдача произведений (любых текстов, записок и документов) одного человека (нескольких лиц) за произведения другого;
  • создание текстов под диктовку, по инструкции, под давлением, в неадекватных и необычных состояниях;
  • подлинность, истинное авторство, подробности создания, характеристики авторов документов, создаваемых в ходе следствия, и в связи со следствием по самым разным вопросам, и в связи с имевшими место или возможными правонарушениями или происшествиями в любой области;
  • расследования случаев возможного экстремистского поведения, экстремистских высказываний, экстремистского поведения в обществе, в интернет, в социальных сетях;
  • расследование случаев возможных угроз, вне сети интернет и в сети интернет, с помощью различных типов связи;
  • расследования в области психического и информационного воздействия на детей, и разновидностей незаконного бизнеса или процессов, в которых принимают участие несовершеннолетние;
  • различные виды незаконного бизнеса, преступность, мошенничество, а также психологические воздействия, психологические манипуляции;
  • медицинские, психиатрические, психологические исследования;
  • дела об объектах авторских прав;
  • дела о нематериальных активах;
  • дела об объектах культуры, науки и техники, искусства;
  • и другие случаи.

Технические подробности зафиксированных текстов на бумажном носителе изучает в свою очередь техническая экспертиза документов, также функционирующая в «Центр экспертизы и оценки «ЕСИН». Если речь идет о компьютерных файлах и процессах фиксации текстов с помощью компьютерной и другой современной техники, то в таком случае Вам может помочь компьютерно-техническая экспертиза. С вопросами аудио и видеозаписей работает экспертиза аудио- и видеозаписи.

Автороведческая экспертиза: объекты исследования, сравнительные материалы и образцы

Экспертиза текста исследует любую зафиксированную на материальном носители информацию, письменную речь, текст в любом виде и объеме. Может рассматривать аудио и видеозаписи и любые файлы. Экспертиза может исследовать также представленный на исследование и единичный материал (спорные материалы). Для дачи ответов на некоторые вопросы используются образцы, или «сравнительный материал». Это специально избираемые для работы, или создаваемые для этой цели образцы текстов, письменной, или устной речи.

Эксперты работают с двумя типами материала:

  • спорные материалы: материалы, в отношении которых имеются вопросы;
  • сравнительный материал, или образцы автороведческой экспертизы: тексты и записи, используемые для сравнительного анализа.

Виды образцов письменной или устной речи для помощи автороведческой экспертизе делятся на: «свободные», «условно-свободные», «экспериментальные». Сравнительный анализ при работе со сравнительным материалом во многих случаях дает возможность точно идентифицировать автора и дать его характеристику, некоторые подробности создания текста, и получить ответы на некоторые другие вопросы.

«Свободные» образцы письменной или устной речи для автороведческой экспертизы

«Свободные образцы» для исследования выбираются из уже существующих, в отношении которых нет сомнений в их авторстве. Это тексты и образцы речи, созданные до проведения экспертизы, независимо от данного исследования.

Требования, предъявляемые для образцов:

  • установленная достоверность авторства;
  • совпадение по стилю письма, по форме текста, по функциональному стилю письменной речи;
  • совпадение по тематике, вопросу, ситуации;
  • установленное состояние автора (для некоторых случаев: уверенность в том, что автор в момент создания текста был в определенном психофизическом состоянии, подвергался или не подвергался каким-либо воздействиям).

Самым благоприятным случаем для сравнительного анализа является – свободный сравнительный образец, совпадающий со спорным материалом по различным параметрам (аналогичный функциональный характер текста или сообщения, его тематика, стиль, аналогичное действие в аналогичной ситуации, обращение к тому же лицу, и так далее).

«Условно-свободные» образцы письменной или устной речи для автороведческой экспертизы

Автороведческая экспертиза может исследовать любые тексты и документы, созданные в какой-то связи с расследуемыми событиями, ситуациями, в связи с уже созданным судопроизводственным, административным делом, которое расследуется на данный момент, и в отношении которого необходима судебная экспертиза. Это любые текстовые объекты: сообщения, заявления, прошения, жалобы, объяснительные, показания, и т. д. Не созданные специально для проведения экспертизы.

«Экспериментальные» образцы письменной или устной речи для автороведческой экспертизы

Третья разновидность – тексты или иного типа записи, создаваемые специально для экспертизы как образцы, или «сравнительный материал». Создаются они любыми лицами, имеющими отношение к делу, или третьими лицами, по просьбе должностных лиц, и в присутствии должностных лиц, или по просьбе и в присутствии других лиц, например экспертов.

В работе по созданию экспериментальных образцов создаются образцы, с различными параметрами, идентичные спорным материалам. Могут создаваться и вольные сочинения на любую тему. В ряде случаев по просьбе должностных лиц, экспертов, или других лиц, создаются сочинения на вольную тему, затем – на предложенную тему (возможно с соблюдением предложенных параметров). В ряде случаев с предполагаемым автором спорных материалов или другим лицом прорабатывается не одна тема, и не одна форма и вид текста, а несколько последовательно.

Автороведческая экспертиза: аудио и видео материалы

Для сравнительного исследования автороведческая экспертиза может использовать не только тексты, но и записи устной речи на аудио носителе или видео носителе, или файлы. В «Центр экспертизы и оценки «ЕСИН» имеются возможности для подробного и точного анализа любых записей на разных носителях. В том числе для проверки на подлинность, авторство, установления подробности производства, отсутствие или наличие искажений и монтажа.

Материалы исследования автороведческой экспертизы

Также как мы уже указывали о параметрах, свободные и условно-свободные образцы избираются, а экспериментальные образцы создаются в большинстве случаев с теми же параметрами, которые присутствуют у спорного материала. Это функциональная принадлежность текста, тематика, стиль, форма, адресат, другие параметры.

Объем сравнительных материалов – не зависит от объема спорных материалов.

Могут создаваться и исследоваться образцы, идентичные по размеру спорным материалам. В случаях, когда рассматриваются высокоинформативные материалы, сложные по другим параметрам материалы, размер сравнительных образцов (совпадающих по некоторым признакам) может создаваться так, чтобы в 10-15 раз превышать объем спорного материала.

Если речь идет об образце письменной речи конкретного лица, то для рассмотрения предпочтителен сравнительный материал в размере не менее 500 слов.

При создании сравнительных материалов экспериментального типа, экспертами и работниками следствия могут создаваться перечни слов, терминов, выражений, словосочетаний и фраз, которые нужно употребить в тексте.

Специальные приемы создания экспериментального образца: образцы могут создаваться под диктовку с применением тех слов и оборотов речи, в которых в спорном материале допущены ошибки. В том числе ошибки орфографии, и пунктуации. При создании таких проверочных образцов, пунктуация при диктовке теста не выделается интонацией. Слова диктуются так, как произносятся в разговорной речи. Сравнительный материал экспериментального типа создается с использованием этих и других приемов.

Задачи автороведческой экспертизы

Диагностические

Диагностические задачи – условия создания текста, состояние автора в момент создания текста. Изучаются возможные факторы, влияющие на результат работы автора: написание текста под диктовку, алкогольное или наркотическое опьянение, стресс, аффекты, психологическое давление, затрудненные или необычные условия создания текста, необычная поза, намеренное или ненамеренное искажение текста и (или) почерка, и другие возможные факторы влияния.

Диагностические вопросы могут ставиться перед экспертами вместе с идентификационными вопросами, или отдельно. Примеры диагностических вопросов:

  • автор текста и его исполнитель – одно и то же лицо, или нет;
  • была ли автором намеренно искажена в тексте письменная речь, выражение мыслей, почерк;
  • в каком состоянии автором был создан текст, можно ли говорить о затрудненном или необычном психологическом или физическом состоянии, воздействии.

Идентификационные задачи автороведческой экспертизы

Идентификационные задачи – групповые характеристики автора (авторов) текста, и авторство текста. Примеры идентификационных вопросов:

  • кем из лиц, чьи образцы текста рассматриваются, или кем из рассматриваемых лиц выполнен текст, запись речи, цифровые, буквенные или иные записи;
  • является ли конкретное лицо автором или исполнителем спорного материала;
  • согласно общим признакам почерка и содержания текста или записи, одним лицом или разными лицами создан или исполнен текст, или отдельная часть текста;
  • является ли конкретное лицо автором нескольких спорных материалов, или одного или нескольких фрагментов спорных материалов.

Во многих случаях перед индивидуальной идентификацией проводится групповая идентификация автора текста. Это связано с тем, что иногда по общим групповым признакам речи, текста и почерка есть возможность исключить конкретное лицо из числа предполагаемых исполнителей.

Классификационные задачи автороведческой экспертизы

Классификационные задачи – пол, возраст, и другие социально-биографические характеристики автора текста. А также его профессиональные признаки. Примеры классификационных вопросов:

  • что можно сказать об уровне образования (образовательном уровне) автора текста;
  • является ли данный язык родным для автора;
  • насколько автор владеет данной формой, стилем письменной речи, письменного речевого обращения, документа;
  • какова компетентность автора в данном вопросе, данной теме;
  • что можно сказать о возрасте, и половой принадлежности автора;
  • что можно сказать о роде занятий автора.

Таким образом, с помощью техники исследования, выявления и сравнительного анализа системы письменной речи разного типа, могут идентифицироваться авторы текстов, признаки авторов, условия создания текстов.

Автороведческая экспертиза ЕСИН: приглашаем к сотрудничеству

Автороведческая экспертиза в «Центр экспертизы и оценки «ЕСИН» ведет свою работу в соответствии с Конституцией РФ, ст. 41 Федерального закона РФ № 73-ФЗ от 31.05.2001 г. «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», Федеральным законом № 135-ФЗ от 29.07.1998 г., УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ, КоАП РФ.

Вы можете связаться с нами по бесплатному номеру из любой точки страны, с помощью электронной почты, приехать в офисы в Москве или Нижнем Новгороде, а также обратиться к нам через все популярные социальные сети. Подробную контактную информацию Вы найдете на любой странице этого сайта внизу. Ждём Вас!

esin-expert.ru

Автороведческая экспертиза

Автороведческие исследования письменных текстов направлены на решение вопросов об авторстве документов, осуществляемое экспертом с помощью специальных знаний путем исследования документов и других материалов уголовного или гражданского дела в соответствии с процессуальным законодательством РФ.

Непосредственным объектом экспертного исследования является текст. Исследуя систему языковых единиц, представленных в нем, эксперт устанавливает идентификационные признаки письменной речи его автора.

Под письменной речью понимается комплекс явлений, связанных с письменным обменом информацией посредством языка, или, иначе, деятельность человека, опосредованная системой графических языковых знаков. Основные явления, составляющие сущность письменной речи, относятся к формированию, физической реализации и восприятию языковых высказываний.

Теория автороведческой экспертизы выделяет в письменной речи свой предмет исследования – условия и закономерности речевого поведения человека, определяющие индивидуальность письменной речи.

Для проведения автороведческой экспертизы перед экспертом могут быть поставлены следующие вопросы:

  • Одно и то же лицо является автором статей (документов) под заголовками: «А», «В»?
  • Гражданин Сидоров А.В. или другое лицо является автором названных статей (документов)?
  • Какими признаками характеризуется автор указанных выше статей (документов), судя по признакам его письменной речи?
  • Выполнены ли тексты документов (явки с повинной от 01.01.2014 и заявления от 02.01.2014) гр. Ивановым И.И.? (это одно и то же)
  • Является ли гр. Иванов И.И. автором данных документов?
  • Не выполнены ли данные документы под диктовку или при участии другого лица/других лиц?
  • Является ли исполнителем текста явки с повинной Петров Е.А.?
  • Является ли автором текста явки с повинной Петров Е.А.?
  • Составлен ли данный текст с намеренным искажением навыков письменной речи?
  • Не выполнен ли данный текст при участии третьего лица?
  • Является ли автором анонимного обращения/письма лицо, образцы письменной речи которого представлены для сравнения?
  • Составлялись ли представленные документы одним и тем же лицом либо при участии одного и того же лица?
  • Каковы классификационные и социально-биографические характеристики автора представленного для исследования документа? (образование, профессиональная принадлежность, социальное положение, возрастные характеристики, гендерные (пол) и др.)

Материалы:

 — образцы письменной речи конкретного человека; объем — не менее 500 слов;

 — материалы дела (уголовного, гражданского, арбитражного).

Под образцами письменной речи, которые могут быть использованы при сравнительном исследовании в экспертизе авторства, понимаются тексты, автором которых, бесспорно, является проверяемое лицо. Записи отдельных слов, словосочетаний, даже отдельных предложений не могут рассматриваться в качестве образцов письменной речи, необходимых для установления авторства. Это должны быть именно тексты в указанном выше смысле.

Свободные образцы письменной речи – это тексты (рукописного, машинописного, полиграфического характера), составленные проверяемым лицом вне связи с расследуемым (рассматриваемым) событием (письма, черновики, личные записи в дневниках, автобиографии, заявления, докладные, объяснительные записки и т.п.).

Спорные документы и образцы должны быть максимально сходными по функциональному стилю (разговорного, официально-делового, научного, публицистического), по описываемой в них ситуации и в той же форме письменной речи, что и исследуемый документ. Так, в рамках официального стиля это могут быть автобиография, заявления, докладные, рапорты и т.д.

Желательно, чтобы образцы были близки к тексту документа по тематике, цели, адресату, времени выполнения. Наряду с этими образцами для проведения экспертизы должны быть представлены и те рукописи (тексты), которые не отвечают указанным характеристикам исследуемого документа. Это позволит эксперту получить более полное представление об особенностях речевого поведения проверяемого лица, свойствах его языковых и интеллектуальных навыков.

Экспериментальные образцы письменной речи выполняются в виде сочинения (изложения) или под диктовку. Вначале отбираются образцы в виде сочинения (изложения) на самостоятельно избранную проверяемым лицом тему. Затем образцы выполняются в виде сочинения (изложения) на тему, предложенную лицом, отбирающим образцы (следователем, специалистом, судьей). Тема и форма письменной речи указываются с учетом характеристик исследуемого документа. Подобная процедура отбора образцов может проводиться в указанной последовательности не менее 5-6 раз, по 2-3 раза на одну и ту же (или сходную) тему.

Для отбора образцов, выполняемых под диктовку, должен быть составлен текст, содержащий слова, словосочетания или предложения такого же типа, которые имеются в исследуемой рукописи и в которых допущены орфографические и пунктуационные ошибки. Слова должны диктоваться так, как они произносятся в разговорной речи, пунктуация не должна подчеркиваться изменением интонации. В качестве дополнительного сравнительного материала могут быть представлены также аудиозаписи устной речи проверяемого лица.

В рамках комплексной лингвистической и автороведческой экспертизы могут быть проведены исследования по выявлению признаков компиляции и плагиата в письменных текстах [NEW]

В настоящее время широко обсуждаемой стала тема защиты авторских и смежных прав. В Российской Федерации интеллектуальная собственность защищена Законом. Так, за нарушение авторских и смежных прав предусмотрена уголовная ответственность (ст. 146 УК РФ). Среди объектов гражданских прав в гражданском законодательстве называются результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на неё.

Возросший интерес к этой теме и необходимость защиты интеллектуальной собственности приводят к тому, что объектами лингвистической и автороведческой экспертиз всё чаще становятся речевые произведения, авторство и происхождение которых ставится под сомнение.

Существующие научные разработки не всегда позволяют в полной мере провести их полное всестороннее исследование. Поэтому проведение комплексной лингвистической и автороведческой экспертизы направлено на решение экспертных задач по выявлению признаков компиляции и плагиата в письменных текстах.

Вопросы, которые могут быть поставлены для решения экспертных задач по выявлению признаков плагиата, компиляции (146 УК РФ; Нарушение авторских и смежных прав в гражданском законодательстве):

  • К какому функциональному стилю относится представленный на исследование текст документа под названием «А»?
  • Какие общие характеристики имеет документ под названием «А» на структурном, лексико-семантическом, грамматическом и стилистическом уровнях?
  • Каково смысловое содержание текста документа под названием «А» и текста (текстов) документа под названием «В» («С»)?
  • Соблюдены ли при цитировании следующего высказывания [дословно привести высказывание и имя его автора] правила цитирования, существующие в русском языке?
  • Имеются ли в представленном для исследования тексте документа под названием «А» признаки компиляции текста (текстов) документа под названием «В» («С»)?
  • Является ли данная компиляция полной или частичной?
  • Какие фрагменты текста (текстов) документа под названием «В» («С») использованы в тексте документа под названием «А»?
  • Имеются ли в тексте документа под названием «А», представленного на исследование, совпадения с текстом (текстами) документа под названием «В» («С») на структурном, лексическом, грамматическом и стилистическом уровнях? Если да, то в чем они выражены?
  • Или:
    Имеются ли дословные текстовые и иные совпадения в содержании:
     — документа под названием «А»;
     — документа под названием «В»;
     — документа под названием «С» и т.д.?
  • Имеются ли в тексте документа под названием «А», представленного на исследование, расхождения с текстом (текстами) документа под названием «В» («С») на структурном, лексическом, грамматическом и стилистическом уровнях? Если да, то в чем они выражены?
  • Является ли текст документа под названием «А» оригинальным или в нем имеются признаки использования, редактирования и/или иной переработки фрагментов текстов, заимствованных из:
     — документа под названием «В»;
     — документа под названием «С» и т.д.?

Объектами таких исследований, как правило, являются различные документы; кандидатские или докторские диссертации; технические задания; экспертные заключения; явки с повинной; протоколы судебно-следственных действий; программные продукты; сайты; учебные программы; сценарии; проекты; мастер-планы строительных объектов и т.п.

esin-expert.ru

Автороведческая экспертиза. Проведение автороведческой экспертизы

Проводим независимые судебные, внесудебные и досудебные автороведческие экспертизы.

  • Вам необходимо доказать, что автором исследуемого текста является конкретное лицо?
  • Вам необходимо исключить авторство конкретного лица?
  • Вам необходимо доказать или опровергнуть, что тексты составлены одним лицом?
  • Вам необходимо доказать, что Ваша публикация является оригинальной?
  • Вам необходимо определить, имеет ли место плагиат Вашей публикации?

Чем Вам поможет автороведческая экспертиза

  • Автороведческая экспертиза докажет, что автором является конкретное лицо, либо исключит такую возможность.
  • Автороведческая экспертиза позволит определить, составлены ли тексты одним лицом, присутствует ли намеренное искажение письменной речи, в каком состоянии находился автор.
  • Автороведческая экспертиза диагностирует образовательный уровень автора и его личностные характеристики.
  • В досудебном порядке при спорах между физическими лицами или между организацией и сотрудниками (бывшими сотрудниками) в случае необходимости доказывания авторства текста, когда автор анонимен или отказывается от авторства.
  • Автороведческая экспертиза позволит доказать факт плагиата.
  • В досудебном порядке при спорах об оригинальности произведения (публикации, документа) в случае необходимости доказывания копирования фрагментов и их перефразирование.

Автороведческая экспертиза представляет собой процессуально регламентированное исследование текста с целью установления его авторства либо получения сведений об авторе.

Объектом автороведческой экспертизы является:

  • экспертиза книг, отдельных глав и разделов книг;
  • экспертиза журналов и отдельных статей в журналах;
  • экспертиза интернет-статей;
  • экспертиза научных работ;
  • экспертиза учебных материалов;
  • экспертиза публикаций иного жанра.

Важно! Требования к объектам автороведческой экспертизы:

  1. Текст должен был целостным;
  2. Объем текста составляет не менее 100 словоформ;
  3. Сравнительные образцы должны быть сопоставимы по времени создания с исследуемым текстом, быть тождественными по жанру и, желательно, по идейно-тематическому содержанию.

 

Типовые задачи автороведческой экспертизы:

  1. Проверка авторства определенного лица либо его исключение;
  2. Проверка того, что автором всего текста был один и тот же человек;
  3. Определение личностных характеристик автора: пол, возраст, образовательный уровень, уровень речевой культуры, социальное положение, область деятельности;
  4. Определение состояния автора исследуемого текста;
  5. Определение фактов сознательного искажения письменной речи;
  6. Является ли произведение оригинальным, самостоятельным произведением, или имеет место редактирование или иная переработка текста.

 

Потребность в производстве автороведческой экспертизы наиболее часто возникает

  • в досудебном порядке при спорах между физическими лицами или между организацией и сотрудниками (бывшими сотрудниками) в случае необходимости доказывания авторства текста, когда автор анонимен или отказывается от авторства;
  • в рамках досудебной автороведческой экспертизы при спорах об оригинальности произведения (публикации, документа) в случае необходимости доказывания копирования фрагментов и их перефразирования;
  • в уголовном судопроизводстве в случае необходимости установления авторства по делам об экстремизме, угрозах, шантаже, когда автор анонимен или отказывается от авторства, при нарушении авторских и смежных прав;
  • в гражданском и арбитражном судопроизводстве по искам о защите авторских и смежных прав, защите чести, достоинства граждан, деловой репутации физических и юридических лиц, защите прав на товарный знак и другие объекты интеллектуальной собственности.

 

Виды автороведческих экспертиз

Эксперты Бюро судебных экспертиз проведут для Вас судебную или внесудебную автороведческую экспертизу. Автороведческая экспертиза может быть следующих видов:

 

Судебная автороведческая экспертиза

Основание проведения: назначается определением суда или постановлением следователя после удовлетворения ходатайства о назначении судебной автороведческой экспертизы.

Исследуемые документы: оригиналы или копии документов на материальном или электронном носителях.

Предмет исследования: письменные и устные тексты (речевые продукты).

Обязательное условие: исследуемый текст должен быть целостным (предоставление полного текста, а не отдельных фрагментов, описание коммуникативной ситуации – сведения об источнике распространения).☆

Объем исследуемого текста должен составлять не менее 100 слов. Сравнительные образцы должны быть сопоставимы по времени создания с исследуемым текстом, быть тождественными по жанру и, желательно, по идейно-тематическому содержанию.

Срок проведения: от 20 рабочих дней. Порядок передачи документов: стороны предоставляют все материалы через суд или следователю. Бюро судебных экспертиз получит и вернет материалы в суд/следователю личным сотрудником или курьером ФГУП «Спецсвязь».

Рекомендация: для удостоверения факта распространения информации на определенном интернет-ресурсе (сайте) Вы можете предварительно заверить сведения, находящиеся на данном ресурсе, у нотариуса.

если исследованию подлежит газета или другая подобная публикация – необходимо знать ее тематическую направленность, название рубрики, месторасположение в газетной полосе и пр.;

если исследованию подлежит статья, расположенная на странице сайта, — необходимо знать наименование и тематику сайта и пр.

 

Внесудебная автороведческая экспертиза

Основание проведения: договор с физическим или юридическим лицом.

Исследуемые документы: оригиналы или копии документов на материальном или электронном носителях.

Предмет исследования: письменные и устные тексты (речевые продукты).

Обязательное условие: исследуемый текст должен быть целостным (предоставление полного текста, а не отдельных фрагментов, описание коммуникативной ситуации – сведения об источнике распространения).☆

Объем исследуемого текста должен составлять не менее 100 слов. Сравнительные образцы должны быть сопоставимы по времени создания с исследуемым текстом, быть тождественными по жанру и, желательно, по идейно-тематическому содержанию.

Срок проведения: от 20 рабочих дней.

Порядок передачи документов: заказчик предоставляет все материалы в офис Бюро судебных экспертиз. Возможна доставка заключения личным сотрудником или курьером ФГУП «Спецсвязь».

Рекомендация: для удостоверения факта распространения информации на определенном интернет-ресурсе (сайте) Вы можете предварительно заверить сведения, находящиеся на данном ресурсе, у нотариуса.

если исследованию подлежит газета или другая подобная публикация – необходимо знать ее тематическую направленность, название рубрики, месторасположение в газетной полосе и пр.;

если исследованию подлежит статья, расположенная на странице сайта, — необходимо знать наименование и тематику сайта и пр.

 

Основные этапы проведения автороведческой экспертизы

 

Судебная

Внесудебная

  1. Наш эксперт сообщит Вам порядок назначения и проведения автороведческой экспертизы в суде.
  2. В случае необходимости мы представим Вам информационное письмо для суда.
  3. При назначении нам судебной автороведческой экспертизы сами заберем дело из суда.
  4. Выполним судебную экспертизу в заявленный срок. Экспертизу необходимо будет оплатить.
  5. Заключение эксперта и материалы дела сами отвезем в суд.
  6. При необходимости эксперт в суде даст пояснения по проведенной экспертизе.
  1. При необходимости наш эксперт исследует предоставленные документы на предмет возможности и целесообразности проведения автороведческой экспертизы.
  2. Вы представляете необходимые документы лично, курьерской доставкой или по электронной почте.
  3. Проведение экспертизы в согласованный срок после заключения договора и оплаты.
  4. Мы сообщаем Вам о готовности заключения.
  5. Вы получаете заключение специалиста и исследуемые документы.

 

Стоимость проведения автороведческой экспертизы

Автороведческая экспертиза

Цена

Рецензия на автороведческую экспертизу. Срок – от 10 дней

от 40 000 ք

Консультация эксперта по телефону

Бесплатно

Консультация эксперта по телефону или в офисе с изучением документов при заказе экспертизы

Бесплатно

Консультация эксперта в офисе с изучением документов без заказа экспертизы

3 000 ք

Автороведческая экспертиза по идентификации автора

Стоимость

Автороведческая экспертиза по установлению плагиата

Стоимость

Срок проведения автороведческой экспертизы

20 — 40 рабочих дней

sud-expertiza.org

Автороведческая экспертиза — CrimLib.info

Судебное автороведение является разделом криминалистической техники.

Предметом автороведческой экспертизы является установление данных о личности автора при исследовании текста документа.

Объектом автороведческого исследования выступает письменная речь, а также проявившиеся в ней общие и частные языковые навыки. Общие — это синтаксические, стилистические, орфографические, пунктуационные навыки. К частным навыкам относятся устойчивые нарушения речи и др.

К признакам, характеризующим смысловую сторону письма, относят: грамматические, стилистические, топографические, семантические признаки.

Автороведческая экспертиза решает идентификационные и диагностические задачи. К первым относят: установление автора текста определенного документа либо его фрагмента или нескольких документов. К диагностическим задачам относится определение родного языка автора, его уровня образования, а также факта намеренного искажения письменной речи. Как и в любой экспертизе, успешное решение таких задач зависит от наличия качественного сравнительного материала. Эксперту должны быть представлены свободные, экспериментальные и условно-свободные образцы письменной речи. Свободные образцы должны соответствовать исследуемому тексту по следующим характеристикам:

А) времени исполнения;

Б) языку изложения;

В) принадлежности к определенному стилю речи.

Автороведческое исследование состоит из четырех стадий:

  • предварительное исследование;
  • раздельное исследование;
  • сравнительное исследование;
  • оценка полученных результатов и формулирование выводов.

Применение той или иной методики определяется объемом и характером материалов, представленных на исследование. В настоящее время возможности методики автороведческой экспертизы значительно расширяются в связи с внедрением в экспертную практику количественных методов исследования. Особенно перспективными на сегодняшний момент являются исследования по разработке специальных методик идентификации автора документа на основе использования электронно-вычислительной техники.

При оценке обоснованности заключения следователь (суд) должен учитывать, что возможности решения экспертом вопросов об авторе документа обусловлены прежде всего объемом и характером текстового материала.

Поэтому следователи должны внимательно изучить признаки письменной речи, которые эксперт использует на всех стадиях исследования, особенно на синтезирующей, а также при обосновании вывода. Так, если эксперт приходит к отрицательному выводу о тождестве автора, следователю (суду) необходимо выяснить, какой сравнительный материал был использован при исследовании и обосновании вывода. Подобный вывод не может быть дан, если в распоряжении эксперта имелись только образцы письменной речи проверяемого лица.

Заключение эксперта может быть вещественным доказательством, если в процессе его анализа и оценки у следователя (суда) сложилось твердое убеждение в его научной обоснованности и достоверности.

Вопросы на разрешение автороведческой экспертизы

  • Не является ли автором представленного на исследование текста данное лицо?
  • Какими признаками характеризуется автор представленного на исследование текста, судя по признакам его письменной речи?
  • Является ли украинский, белорусский или другой язык родным для автора конкретного документа (имеются в виду документы, выполненные на русском языке)?
  • Носителем какого наречия (говора) определенного языка является автор конкретного документа?
  • Каков образовательный уровень автора текста конкретного документа?
  • Составлен ли текст конкретного документа лицом, обладающим навыками научного (делового, публицистического) стиля письменной речи?
  • Составлен ли текст конкретного документа с намеренным искажением письменной речи лицом, находившемся в необычном психофизиологическом состоянии?
  • Нет ли у автора документа признаков психического заболевания?
  • Каковы пол, возраст, образование, родной язык, профессия, род занятий, уровень речевой культуры и языковой компетентности автора текста?
  • В каком состоянии находился автор исследуемого текста во время его составления: в обычном или необычном психофизиологическом состоянии (измененном состоянии сознания вследствие алкогольного или наркотического опьянения, стресса, физической усталости, болезненном состоянии и т.п.)?
  • Имеются ли в тексте признаки составления письменного текста в необычных условиях, признаки маскировки, намеренного искажения речевых навыков, выполнения текста под диктовку, признаки имитации чужого авторского стиля?
  • Имеются ли текстовые совпадения в сравниваемых текстах автора А. и автора Б.?
  • Каков объем текстуальных совпадений в сравниваемых текстах автора А. и автора Б.?
  • Является ли произведение оригинальным, самостоятельным произведением или имеет место редактирование или иная переработка текста, заимствованного из иных литературных источников?
  • Имеются ли в тексте автора А. фрагменты, которые являются пересказом, рефератом или результатом иной переработки текста автора Б.?
  • Является ли выражение, фраза, название произведения, часть произведения или произведение в целом оригинальным, самобытным, индивидуально авторским или общеупотребительным?.

Смотри также

crimlib.info

Вопросы автороведческая экспертиза | Санкт-Петербург

Автороведческая экспертиза представляет собой процедуру, цель которой – установить реального автора определенного произведения. В таком случае специалистам приходится учитывать такие моменты, как характерные признаки, которые присущи строго одному писателю.

Также учитываются условия, в которых создавалось определенное произведение.В отношении спорного объекта применяются данные критерии проверки. Если такие признаки присутствуют, то авторство устанавливается определенного произведения. Для этого осуществляется качественное исследование текста. Данная процедура несколько отличается от лингвистической экспертизы тем, что здесь в качестве критерия используется именно письменная речь самого автора. В таком случае можно определить, является ли определенное лицо автором изучаемого текста.

Автороведческое исследование позволяет детально изучить лишь смысловую сторону рассматриваемого текста.

В таком случае ставятся следующие цели:

  • полная идентификация личности автора текста, который рассматривается как спорный и сомнительный;
  • определение психологической и социальной характеристик автора, к чему можно отнести его возраст, профессию и пол.
  • определение состояния лица, которое является автором.

Существует целый ряд ситуаций, когда подобная проверка становится актуальной. К примеру, необходимо доказать плагиат определенного текста. В некоторых ситуациях важно выяснить, кто является автором. Некоторые тексты могут создаваться с целью подражать определенному писателю, и по этой причине берутся крупные массивы из объекта. Чтобы успешно выполнить данное исследование, используются тексты, которые были написаны нужным автором и подлинность которых является неоспоримой. Данные тексты сравниваются с текстом, который вызывает определенные опасения, и их происхождение не доказано. Для полноценной экспертизы необходимы тексты. При этом их жанр должен быть самым разным, чтобы убедиться в авторстве определенного документа. Тип документа, который необходимо проверить, может быть самой разной принадлежности или характера. К примеру, иногда требуется установить авторство юридического документа или деловых бумаг. Может возникнуть потребность в экспертизе литературных произведений, а также текстов научного характера. Иногда требуется проверить переписку бытового или делового типа. В некоторых ситуациях необходимо изучить определенные анонимные документы. Иногда экспертизе может подвергнуться база данных.

Какие конкретно объекты исследует автороведческая экспертиза

Для этой цели могут быть использованы самые разные документы речевого характера. Прежде всего это письма, а также имеющиеся в наличии смс-сообщения. Отлично подойдут электронные письма и различные официальные документы, аудио-фонограммы. Используется контент из интернета и многие другие документы. Экспертизе подвергаются также произведения искусства, например, музыкальные произведения, скульптурные и архитектурные объекты. Проверяться может рекламная продукция или различные фотографии, а также схемы и планы.

Когда возникает необходимость в проведении экспертизы?

Довольно часто встречаются ситуации, когда нужно доказать авторство определенного текста. К примеру, это может быть анонимное сообщение. Иногда авторство документа или письма может быть сфальсифицировано. В таком случае также проводится экспертиза. Иногда требуется доказать авторство определенного теста, когда есть подозрение на прямой плагиат. В некоторых ситуациях не до конца ясно, было ли нарушено авторское право или нет. В таком случае также проводится тщательная экспертиза. Бывает требуется определить состояние автора в момент написания конкретного текста или узнать при каких обстоятельствах он мог быть написан. Это позволит определить ценность текста и его юридическую силу.

Необходимые материалы

Чтобы провести полноценную экспертизу, которая будет иметь юридическую силу, нужно предоставить следующие документы:

  1. непосредственно сам спорный объект;
  2. сравнительные образцы произведений устанавливаемого автора.

В качестве спорного объекта может выступать не только письменный документ, но и речевая запись либо произведение. В качестве сравнительного образца должен быть предоставлен продукт автора, с которым и сравнивается спорный объект. Сравнительный образец должен быть неоспоримым и безукоризненным.

Какие конкретно цели преследуются экспертом?

Когда возникает спорная ситуация, перед специалистом ставятся следующие задачи:

  • Определить, является ли автором всех представленных образцов один и тот же человек, или это разные личности?
  • Установить точного автора на основании образцов письменной речи в нескольких документах.
  • Определить автора одного текста, изучив предоставленные образцы.

Последний случай особенно актуален и востребован. К примеру, возникают ситуации процессуального характера, когда необходимо убедиться в истинности таких документов, как чистосердечное признание или явка с повинной. Важно убедиться в том, что данный документ был написан самостоятельно, а не под давлением или под диктовку. Иногда могут возникнуть подозрения в психологическом состоянии пишущего. В таком случае экспертиза проводится совместно с врачом-психиатром, который принимает активное участие в комплексной экспертизе.

В сложных ситуациях приходится устанавливать дополнительно и отдельные характеристики автора определенного текста. К примеру, необходимо получить ответы на следующие вопросы:

  1. Какова половая принадлежность автора?
  2. Каков его приблизительный возраст?
  3. Каков его основной род занятий?
  4. Насколько близок автору русский язык и является ли он ему родным?
  5. Насколько хорошо он владеет языком?
  6. Насколько развита его речь в плане культуры?
  7. Каким стилем речи в основном обладает автор?

В некоторых ситуациях требуется дополнительно установить, не был ли намеренно искажен текст, чтобы сымитировать чужой стиль и перенять авторство другого лица. Также необходимо выяснить, в каком конкретно состоянии находился человек, когда писал определенный текст.

  • Было ли это состояние наркотического или алкогольного опьянения?
  • Был ли он слишком уставшим или в состоянии стресса, депрессии?

Когда выясняются конкретные обстоятельства, в связи с текстом, который нарушил авторские права и является прямым плагиатом, выясняются следующие моменты:

  1. Является ли определенный текст или произведение оригинальными и особенными или это обычная переработка другого произведения?
  2. Присутствуют ли в спорном документе или произведении точные дословные совпадения и каково их количество?
  3. Было найдено полное или лишь частичное сходство?
  4. Насколько используемые словесный набор или словосочетания являются оригинальными, общеиспользуемыми или авторскими?
  5. Присутствуют ли в спорном и оригинальном тексте специфические речевые моменты?
  6. Написаны ли авторский и оспариваемый текст одним или разными лицами?

Если рассматривается ситуация с объектом авторского права, то стоит рассмотреть следующие моменты:

  1. Является ли сомнительный объект, который предоставлен на экспертизу, авторским?
  2. Присутствуют ли в данном объекте явные признаки оригинальности произведения, а также некоторой новизны и наличия творческого таланта?
  3. Можно ли расценивать данное произведение как составное?
  4. Насколько используемый в определенной тексте или произведении материал является оригинальным по методу размещения материала, а также его подбору?

В современных условиях проблема плагиата достигла небывалых размеров, и по этой причине автороведческая экспертиза становится весьма востребованной. Причиной увеличения масштабов плагиат становится свободный доступ к интернету, благодаря чему найти нужный текст и скопировать его стало не так сложно. К тому же были разработаны специальные программы, которые позволяют существенно видоизменить текст самыми разными методами.

Поэтому специалист должен выяснить следующие моменты:

  1. Действительно ли данный текст является плагиатом?
  2. Какова степень заимствования определенной информации из текста другого автора?

КЕЙСЫ:

  1. Достоверность результата автороведческой экспертизы


expert-domen.ru

Вопросы для автороведческой экспертизы | Центр Лингвистических Экспертиз

Вопросы для автороведческой экспертизы

Рейтинг: 5 (100%) — Оценок: 1

Как доказать, что являешься автором произведения либо оспорить свое авторство? Как установить, кто написал анонимные письма с угрозами или оскорблениями? Часто в процессе судопроизводства (причем нужно заметить, что не только гражданского, но и уголовного) никак нельзя обойтись без применения специальных знаний, чтобы разрешить эти и другие вопросы. Автороведческая экспертиза, как один из сложнейших видов речеведческих экспертиз, призвана помочь суду установить факты, имеющие значение для дела.

По гражданским делам автороведческая экспертиза проводится в связи с рассмотрением исков о защите чести, достоинства и деловой репутации граждан и юридических лиц, о защите авторских и смежных прав, прав в отношении объектов интеллектуальной собственности.

По уголовным делам – в случаях расследования преступлений экстремистской направленности, при проверке заведомо ложных сообщений об акте терроризма, при отказе обвиняемого от ранее данных показаний и в некоторых других случаях, когда в преступной деятельности фигурирует текст ( в устной, в письменной форме, в виде печатного документа).

Экспертам НП «Федерация судебных экспертов» назначают автороведческие экспертизы, в результате производства которых они выдают квалифицированные и научно обоснованные заключения. Существует прямая закономерная связь между правильно поставленными вопросами и успешным проведением исследования, а также получением грамотного заключения эксперта.

Вопросы довольно разнообразны и зависят от задач, которые решает автороведческая экспертиза. Задачи можно разделить на идентификационные (устанавливается конкретный автор) и диагностические (устанавливается облик автора, социально – психологический портрет, его особенности как языковой личности, условия выполнения текста и др.). При необходимости решения идентификационных задач могут ставиться вопросы со следующей формулировкой:

  • является ли гражданин А. автором представленного на исследование текста ( текст может быть в письменной форме или в устной, например, на фонограмме)?
  • является ли гражданин А. автором нескольких текстов, представленных на исследование?

При решении диагностических задач круг вопросов, которые можно поставить перед экспертом, гораздо шире. Для определения обликовых характеристик автора текста вопросы формулируются следующим образом:

  • каковы возраст, пол, уровень речевой культуры и образование автора представленного на исследование текста?
  • в обычном или необычном психофизиологическом состоянии ( болезнь, стресс, состояние опьянения) находился автор во время составления текста?

Если требуется определить условия, в которых создавался текст, целесообразно задать вопрос так: имеются ли в тексте признаки маскировки, выполнения текста под диктовку, признаки имитации чужого авторского стиля, признаки составления письменного текста в необычных условиях?

В случаях споров относительно прав автора на произведение эксперты отвечают на такие вопросы:

  • имеются ли совпадения в представленных на исследование текстах автора А. и автора Б.? Если совпадения имеются, то каков их объем?
  • является ли произведение оригинальным или имеет место редактирование (иная переработка) текста, заимствованного из иных источников?
  • является ли фраза, название или часть произведения, произведение в целом оригинальным, индивидуально авторским или общеупотребительным?

Не только задачи, но и объекты, по которым проводится экспертиза, имеют значение для постановки вопросов. Например, при изучении текстов письменных документов (судебных решений и других процессуальных актов) может ставиться вопрос о том, является ли представитель одной из сторон автором решения суда, а также вопросы о возможности составления документа в необычном эмоциональном состоянии, под воздействием других лиц. По литературным или научным произведениям ставятся вопросы о плагиате (незаконном заимствовании части или всего текста). По рекламным текстам ставятся вопросы о наличии признаков творческого вклада автора и индивидуальности авторского стиля. По текстам, представляющим собой отображение контента сайта в Интернете, ставятся вопросы, касающиеся установления характеристик (как психологических, так и социальных) их авторов и другие.

Для успешного результата проведения экспертизы следует ответственно подходить к формулированию вопросов, разрешаемым с помощью судебной автороведческой экспертизы, так как они охватывают широкий круг обстоятельств: от характеристики письменно-речевых навыков автора и факторов, влияющих на их искажение, до текстуального сходства произведений как продуктов речевой деятельности и многого другого.

lingex.ru

Методические рекомендации по подготовке и оформлению материалов, направляемых на судебно-автороведческую экспертизу

1. Общие положения подготовки и оформления материалов

на
судебно — автороведческую экспертизу.

Судебно-автороведческая
экспертиза — одно из новых, и, как
свидетельствует
практика, весьма перспективное
направление
криминалистического
исследования вещественных доказательств,
которое
сформировалось и активно развивается
на протяжении
последних
двух десятилетий. К компетенции
судебно-автороведческой экспертизы
относится решение вопросов об авторе
документа —
лице,
которое самостоятельно изложило мысли
( текст документа),
или
отдельных признаках
автора.

Эти
вопросы решаются экспертом-автороведом
на основе исследования признаков
письменной речи: образовательно-культурного
уровня, профессии, половозрастной
принадлежности,
происхождения
из определенной местности,
для которой
характерны
специфические
особенности языка и манера изложения
мыслей,
отразившихся
в тексте документа и иных материалах
уголовного или
гражданского
дела.
Необходимость
в назначении судебно-автороведческой
экспертизы возникает, как свидетельствует
практика, в случаях, когда исполнителем
и автором
анонимного
текста являются
разные
лица, когда исследуются машинописные
документы.

В
настоящее время в ЭКУ УВД Ярославской
области судебно-автороведческой
экспертизой решаются преимущественно
задачи по идентификации личности
автора рукописных, машинописных,
типографских
и других текстов, выполненных на русском
языке. К их числу относятся задачи по
установлению:


тождества личности автора сравниваемых
текстов;


факта выполнения текста документа
лицом, которое не является его автором.

Специфика
исследования письменной речи в целях
установления авторства предполагает
соблюдение ряда важных условий, которые
должны учитываться следователем,
назначающим экспертизу.

Основанием
проведения судебно-автороведческой
экспертизы является постановление
следователя органов внутренних дел.

Признав
необходимым производство
судебно-автороведческой экспертизы,
следователь выносит постановление. В
постановлении указываются основания
для назначения экспертизы, фамилия
эксперта, излагаются вопросы, по которым
эксперт должен дать заключение,
указываются материалы, представленные
в распоряжение эксперта.

Также
в постановлении необходимо четко и
полно изложить обстоятельства дела,
вызвавшие необходимость назначения
экспертизы.

В
постановлении или в отдельной справке
нужно указать: какие именно документы,
их копии или часть документов
подлежат исследованию, образцы письменной
речи проверяемых лиц, сведения о местности
(республика, город, район, селение),
откуда была направлена рукопись
адресату или где она была обнаружена,
о предполагаемом времени ее выполнения,
об условиях ее выполнения, данные о
личности проверяемого лица (лиц) —
пол, возраст, национальность, родной
язык, социальное положение, образование,
профессия, место жительства, страдает
ли психическим или иным тяжелым
заболеванием, хроническим алкоголизмом,
был ли чем-либо болен в период, когда
исполнялся исследуемый документ.

Большое
значение имеет правильная постановка
вопросов, подлежащих разрешению
экспертизой. Они формулируются в
зависимости от задач исследования и
обстоятельств дела, от количества
подозреваемых лиц и исследуемых
документов.

Если задачей
исследования является установление
тождества личности автора сравниваемых
текстов, то вопросы могут формулироваться
следующим образом:

— Кто именно, Петров
Иван Иванович или иное лицо, является
автором анонимного письма, начинающегося
словами «Уважаемый
гражданин . . . » и заканчивающегося
словами: «. .. проверте обязательно .
Ваш доброжелатель » ? ;

— Одно ли и то же
лицо является автором трех писем в
адрес редакции газеты, начинающихся и
соответственно заканчивающихся словами:
1. «Здравствуйте товарищи…», «…
пишем правду» ; 2. «Дорогая редакция.
.. «, «… не сомневайтесь. Все правда.
Рабочие завода»; 3. «Товарищ
редактор…» «…с уважением Кирков»,
— или автором этих писем являются разные
лица?

Важно
иметь ввиду, что идентификационные
исследования письменной речи возможны
лишь в случаях, если текст исследуемого
документа содержит не менее 150-200 слов.
Тексты документов, не соответствующие
этому условию, не пригодны для идентификации
автора.

Эффективность
криминалистического исследования
письменной речи в целях установления
авторства в значительной мере зависит
от качества и объема сравнительного
материала.

Под
образцами письменной речи в
судебно-автороведческой экспертизе
понимается связный текст, объемом не
менее 500 слов, автором которого является
подозреваемое лицо. Записи отдельных
слов, словосочетаний, предложений не
могут рассматриваться в качестве
образцов письменной речи, пригодных
для идентификации личности автора. Как
следователь вправе присутствовать
при производстве экспертизы, так и
эксперт при собирании образцов имеет
право участвовать в следственных
действиях в качестве специалиста.
Участие эксперта в получении образцов
письменной речи, по нашему мнению,
является, по существу, началом экспертного
исследования .

Таким
образом, участие специалиста-криминалиста
в собирании образцов письменной речи
не дает основания для отвода при
дальнейшем участии его в качестве
эксперта.

Необходимым
условием представленных на экспертизу
образцов письменной речи является их
достоверность, т.е. бесспорная несомненная
принадлежность лицу, чьими образцами
они должны быть.

Различаются
три вида образцов письменной речи:
свободные, экспериментальные и
условно-свободные. О необходимости
получения или отобрания образцов для
установления автора документа следователь
выносит соответствующее постановление.
Об изъятии составляется протокол.

studfiles.net

Check Also

Сайт с рекламами – Сайт с рекламой

Содержание Реклама сайта в интернете — Информационный портал о интернет-рекламе и ее видахТизерная реклама Тизерная …

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о