Пятница , 22 ноября 2024
Разное / Управляющий при банкротстве организации: Статья 189.77. Конкурсный управляющий / КонсультантПлюс

Управляющий при банкротстве организации: Статья 189.77. Конкурсный управляющий / КонсультантПлюс

Содержание

Статья 184.4-1. Особенности осуществления конкурсного производства в деле о банкротстве страховой организации / КонсультантПлюс

Статья 184.4-1. Особенности осуществления конкурсного производства в деле о банкротстве страховой организации

(введена Федеральным законом от 23.06.2016 N 222-ФЗ)

1. Конкурсное производство вводится сроком на один год. Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле о банкротстве страховой организации, на шесть месяцев.

2. Полномочия конкурсного управляющего при банкротстве страховой организации осуществляет Агентство.

Агентство осуществляет полномочия конкурсного управляющего через назначенного из числа своих работников представителя (представителей), действующего на основании приказа (далее — представитель Агентства).

Представитель Агентства вправе выдавать доверенности от имени страховой организации и отзывать их в случае наделения его такими полномочиями. Приказ Агентства о назначении представителя Агентства подлежит размещению на официальном сайте Агентства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в день его принятия.

3. На Агентство как конкурсного управляющего страховой организации, а также на представителей Агентства не распространяются требования настоящего Федерального закона о страховании ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве страховой организации, о членстве в саморегулируемой организации арбитражных управляющих, об освобождении или отстранении от исполнения возложенных на арбитражного управляющего обязанностей.

4. Агентство как конкурсный управляющий страховой организации является лицом, участвующим в деле о банкротстве страховой организации, и ведет реестр требований кредиторов страховой организации без привлечения реестродержателя.

При исполнении полномочий конкурсного управляющего Агентство руководствуется положениями настоящего Федерального закона, за исключением абзацев пятого, восьмого и девятого пункта 1, абзаца десятого пункта 2 и пункта 6 статьи 20.3 настоящего Федерального закона.

Агентство приступает к осуществлению функций конкурсного управляющего со дня вынесения арбитражным судом решения о признании страховой организации банкротом и об открытии конкурсного производства и действует до дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации страховой организации.

Основной счет должника в ходе конкурсного производства в отношении страховой организации открывается в Агентстве.

Для целей осуществления функций конкурсного управляющего, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Центральный банк Российской Федерации открывает Агентству счета для денежных средств в валюте Российской Федерации.

В зависимости от количества имеющихся у страховой организации видов иностранной валюты необходимое количество счетов страховой организации для денежных средств в иностранной валюте открывается Агентством как конкурсным управляющим в кредитных организациях в порядке, установленном контрольным органом.

5. Конкурсный управляющий изымает, а страховые агенты и иные лица, которым были переданы бланки строгой отчетности страховой организации, в течение месяца с даты признания страховой организации банкротом в порядке, установленном контрольным органом, передают конкурсному управляющему бланки строгой отчетности и иные документы, сохранность которых обязана обеспечить страховая организация в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, регулирующего страховую деятельность, и нормативных актов контрольного органа.

Бланки строгой отчетности подлежат уничтожению конкурсным управляющим до завершения конкурсного производства в присутствии представителей профессионального объединения в порядке, установленном контрольным органом.

В течение месяца с даты признания страховой организации банкротом лица, имевшие полномочия на заключение договоров страхования, обязаны передать конкурсному управляющему не переданные ранее страховой организации сведения о заключенных договорах страхования. Конкурсный управляющий обязан обеспечить сбор таких сведений и в течение десяти рабочих дней со дня их получения внести такие сведения в соответствующие информационные системы в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, регулирующего страховую деятельность.

5.1. Инвентаризация имущества страховой организации проводится по состоянию на дату открытия конкурсного производства.

В случае, если функции временной администрации страховой организации осуществлялись Агентством и инвентаризация не была завершена временной администрацией, инвентаризация проводится по состоянию на дату отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности. В случае завершения инвентаризации такой временной администрацией проведение инвентаризации конкурсным управляющим не требуется.

(п. 5.1 введен Федеральным законом от 20.04.2021 N 92-ФЗ)

6. Конкурсный управляющий вправе запрашивать у физических лиц (в том числе у работников страховой организации), юридических лиц (в том числе у управляющих компаний, специализированных депозитариев, субъектов актуарной деятельности и аудиторских организаций), государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органов местного самоуправления и получать от них необходимые сведения о страховой организации, лицах, входящих в состав органов управления страховой организации, контролирующих лицах, принадлежащем им имуществе (в том числе имущественных правах), контрагентах и об обязательствах страховой организации, включая сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну. В целях проведения конкурсного производства согласие на обработку персональных данных указанных лиц не требуется.

Лица, указанные в настоящем пункте, обязаны представлять информацию по запросу конкурсного управляющего в срок не позднее десяти рабочих дней с даты получения запроса.

7. За осуществление полномочий конкурсного управляющего в деле о банкротстве страховой организации вознаграждение Агентству не выплачивается.

Расходы Агентства по осуществлению полномочий конкурсного управляющего возмещаются за счет имущества страховой организации в соответствии со сметой текущих расходов.

Конкурсный управляющий вправе авансировать затраты, связанные с исполнением возложенных на него полномочий, в том числе затраты на оплату услуг лиц, привлечение которых для исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве в соответствии с настоящим Федеральным законом является обязательным, из собственных средств с последующим возмещением этих затрат за счет конкурсной массы в составе требований кредиторов по текущим платежам в соответствии с очередностью, установленной для соответствующего вида затрат, отнесенных к текущим платежам.

Для обеспечения возложенных на конкурсного управляющего обязанностей в деле о банкротстве страховой организации конкурсный управляющий вправе привлекать на договорной основе бухгалтеров, аудиторов, специализированных депозитариев, оценщиков, актуариев, операторов электронных площадок и других лиц с оплатой их услуг за счет имущества страховой организации, а также осуществлять иные текущие расходы, связанные с осуществлением своих полномочий, в размере, установленном сметой текущих расходов страховой организации.

(в ред. Федерального закона от 23.04.2018 N 87-ФЗ)

Смета текущих расходов страховой организации в части расходов, производимых после проведения первого собрания кредиторов, подлежит утверждению (изменению) собранием кредиторов или, если им образован комитет кредиторов, комитетом кредиторов по представлению конкурсного управляющего.

КонсультантПлюс: примечание.

П. 7 ст. 184.4-1 (в ред. ФЗ от 20.04.2021 N 92-ФЗ) применяется в делах о банкротстве страховых организаций, производство по которым возбуждено до 01.05.2021, при утверждении (изменении) сметы текущих расходов в части расходов, производимых после указанной даты.

Смета текущих расходов страховой организации должна быть представлена для утверждения первому собранию кредиторов или, если им образован комитет кредиторов, комитету кредиторов не позднее чем в течение трех дней со дня его образования. В случае неутверждения (отказа в утверждении) собранием кредиторов или комитетом кредиторов сметы текущих расходов страховой организации собрание кредиторов или комитет кредиторов вправе обратиться в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве страховой организации, в рамках такого дела с заявлением о разрешении возникших разногласий между конкурсным управляющим и собранием кредиторов или комитетом кредиторов. По итогам рассмотрения указанных разногласий арбитражный суд утверждает смету текущих расходов страховой организации, производимых после вынесения соответствующего судебного акта.

(в ред. Федерального закона от 20.04.2021 N 92-ФЗ)

Смета текущих расходов страховой организации, утвержденная собранием кредиторов, или комитетом кредиторов, или арбитражным судом в порядке, установленном настоящим пунктом, может быть изменена собранием кредиторов или комитетом кредиторов по представлению конкурсного управляющего, а при наличии разногласий между ними по вопросу внесения изменений в указанную смету — арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве страховой организации, в рамках такого дела.

До утверждения (изменения) сметы текущих расходов страховой организации собранием кредиторов, или комитетом кредиторов, или арбитражным судом в порядке, установленном настоящим пунктом, действует смета текущих расходов страховой организации, утвержденная (измененная) конкурсным управляющим.

(в ред. Федерального закона от 20.04.2021 N 92-ФЗ)

Оплата услуг лиц, решение о привлечении которых принято собранием кредиторов, осуществляется за счет средств кредиторов, проголосовавших за такое решение, пропорционально размеру их требований, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов, за исключением случаев, если одним кредитором или несколькими кредиторами приняты на себя обязанности по оплате услуг указанных лиц.

Оплата услуг лиц, решение о привлечении которых принято кредитором, требования которого обеспечены залогом имущества, осуществляется за счет средств соответствующего кредитора.

8. В случае, если исполнение полномочий руководителя страховой организации связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну, представитель Агентства должен иметь допуск к государственной тайне по форме, соответствующей форме допуска, необходимой для исполнения полномочий руководителя данной страховой организации и соответствующей высшей степени секретности сведений, обращающихся в данной страховой организации.

9. Конкурсный управляющий обязан направлять в контрольный орган в порядке и сроки, которые установлены контрольным органом, копию отчета о своей деятельности, составляемого в соответствии со статьей 143 настоящего Федерального закона, после его представления и рассмотрения собранием кредиторов и (или) комитетом кредиторов, а впоследствии — копию отчета о результатах проведения конкурсного производства, составляемого в соответствии со статьей 147 настоящего Федерального закона.

10. Конкурсный управляющий ежеквартально представляет в контрольный орган бухгалтерскую (финансовую) и статистическую отчетность страховой организации, а также информацию о ходе конкурсного производства, в том числе отчет об использовании денежных средств должника, по запросу контрольного органа в порядке, установленном контрольным органом.

11. Контрольный орган вправе проводить проверки деятельности конкурсного управляющего в случаях и порядке, которые устанавливаются контрольным органом.

12. Собрание кредиторов и (или) комитет кредиторов вправе обращаться в контрольный орган или арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве страховой организации, в рамках такого дела с жалобой на действия (бездействие) конкурсного управляющего. В случае получения контрольным органом жалобы собрания кредиторов и (или) комитета кредиторов на действия (бездействие) конкурсного управляющего контрольный орган обязан в тридцатидневный срок рассмотреть указанную жалобу и принять решение:

1) о направлении конкурсному управляющему предписания об устранении нарушения нормативных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) страховой организации;

2) о проведении проверки деятельности конкурсного управляющего;

3) о признании жалобы необоснованной.

13. Контрольный орган направляет конкурсному управляющему предписание об устранении нарушений нормативных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) страховых организаций, которые выявлены по данным представляемой конкурсным управляющим отчетности или в ходе проверки его деятельности.

В случае выявления контрольным органом нарушений при осуществлении Агентством полномочий конкурсного управляющего Агентство обязано в течение десяти рабочих дней со дня получения соответствующего предписания контрольного органа принять меры по устранению указанных нарушений и уведомить об этом контрольный орган.

Неисполнение Агентством предписания контрольного органа об устранении нарушения является основанием для обращения контрольного органа в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, в рамках такого дела с заявлением о признании действий конкурсного управляющего незаконными и о понуждении конкурсного управляющего к устранению нарушения или об отстранении представителя Агентства и (или) с требованием о возмещении убытков, причиненных в результате указанных действий.

14. Ущерб, причиненный в результате действий представителя Агентства при исполнении обязанностей конкурсного управляющего лицам, участвующим в деле о банкротстве, и иным лицам, подлежит возмещению за счет Агентства.

15. Определение арбитражного суда о признании действий конкурсного управляющего незаконными и о понуждении конкурсного управляющего к устранению нарушения или об отстранении представителя Агентства и (или) о взыскании убытков, причиненных в результате указанных действий, при исполнении обязанностей конкурсного управляющего подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано.

Не позднее следующего дня после вынесения арбитражным судом определения об отстранении представителя Агентства от исполнения обязанностей конкурсного управляющего Агентство обязано назначить другого представителя для осуществления полномочий конкурсного управляющего из числа своих работников.

Как проверить организацию, занимающуюся банкротством?

Конечно, не стоит проверять компанию только по данным самой компании. Ведь отзывы на ее сайте (да и на других сайтах и форумах) можно подделать. Также недобросовестная компания может давать номера «подставных лиц», которые буду выдавать себя за клиентов и хвалить компанию. Точно так же могут быть записаны и видеоотзывы.

Также стоит отметить, что в соответствии с законодательством о банкротстве (Федеральный закон № 127-ФЗ) участие финансового управляющего в деле о банкротстве гражданина является обязательным! (Статья 213.9 Закона).

В заявлении о признании банкротом Вы должны указать Саморегулируемую организацию, из числа членов которой должен быть назначен финансовый управляющий. Это важный момент при составлении заявления, т.к. ключевую функцию в деле о банкротстве выполняет именно финансовый управляющий и к выбору его кандидатуры нужно подойти максимально ответственно. Ни суд, ни СРО не могут обязать финансового управляющего «взяться за Ваше дело», поэтому одним из подводных камней в процедуре является именно поиск управляющего для Вашего банкротства.Если СРО не предоставляет кандидатуру финансового управляющего, то заявление Арбитражный суд может оставить без рассмотрения или вернуть.

Обращаясь в организации, предлагающие услуги по банкротству граждан, обязательно спрашивайте входят ли в стоимость услуг услуги финансового управляющего. Будьте внимательны!

И так начнем проверку организаций…

На деле все очень просто – нужно обратиться к официальным источникам, информация которых бесспорна и неподдельная:

  1. Спросите у человека, который проводит с Вами консультацию, есть ли у них в штате или он является Арбитражным (финансовым) управляющим или они просто сотрудничают с Арбитражным (финансовым) управляющим. Требуйте сказать его ФИО.
  2. Нужно узнать данные Арбитражного управляющего, работающего с компанией и проверить его опыт на официальном ресурсе – в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (ЕФРСБ) https://bankrot.fedresurs.ru. Можно воспользоваться поиском (в разделе Реестры — Арбитражные управляющие ввести фамилию управляющего) или сразу открыть карточку арбитражного управляющего Зуева С.Б. и  карточку арбитражного управляющего Рыжинского В.П. (ранее мы сотрудничали с Владимиром Петровичем, поэтому в большей части наших дел указана его фамилия).
  3. Следует оценить опыт управляющего. Уже на сайте ЕФРСБ мы видели, что Арбитражный управляющий Зуев С.Б. опубликовал 996 сообщений (на 02.05.2020), у Рыжинского В.П. 3069 сообщений. Количество же дел по банкротству финансового управляющего можно оценить на другом официальном ресурсе  – «Электронное правосудие» http://kad.arbitr.ru/. Следует нажать “Банкротные” наверху страницы, а в поле Участник дела слева ввести Зуев Сергей Борисович или Рыжинский Владимир Петрович. Мы видим, что на 02.05.2020 Сергей Борисович ведет 203 дела, а у Владимир Петровича 362 банкротных дела.
  4. Следует убедиться, что Арбитражные управляющие не только имеют опыт, но также:

— действительно сотрудничают с организацией, которая занимается банкротством граждан;

— что представленные отзывы и завершенные дела действительно относятся к данным Арбитражным (финансовым) управляющим;

— что лицо, которое представляется как Арбитражный управляющий, действительно является тем, кем является и опыт кого мы проверяли ранее.

КС определил, кто должен оплачивать судебные расходы при банкротстве

Конституционный суд РФ 5 марта дал новое толкование положениям Гражданского, Налогового кодексов, а также закона о несостоятельности, касающимся взыскания расходов на процедуру банкротства (репортаж о рассмотрении этого дела в КС 22 января читайте на Legal.Report здесь).

С жалобой в КС обратился руководитель обанкротившейся организации из Мордовии. Поскольку имущества организации не хватило для выплаты вознаграждения арбитражному управляющему, тот через суд добился возмещения от налогового органа как заявителя по делу о банкротстве. А налоговая служба взыскала убытки с бывшего директора организации. Директор, в свою очередь, обратился в КС с требованием проверить конституционность ст. 15, п. 1 ст. 200 и ст. 1064 ГК РФ, подпункта 14 п. 1 ст. 31 НК РФ, абзаца 2 п. 1 ст. 9, п. 1 ст. 10 и п. 3 ст. 59 закона о несостоятельности (банкротстве), которые позволяют взыскивать с руководителя организации-должника судебные расходы, понесенные налоговым органом, инициировавшим дело о банкротстве.

КС, рассмотрев дело, указал, что расходы на проведение процедур банкротства и на выплату арбитражному управляющему возмещаются за счет имущества должника, а если его недостаточно – затраты обязан погасить заявитель. Значит, кредитор изначально должен обоснованно рассчитывать на экономический успех, имея в виду, что возможность взыскать средства с руководителя организации не может стимулировать запуск процедуры банкротства при недостаточном имуществе должника. При этом факт замещения должности руководителем должника не свидетельствует о его виновности, а возникновение у уполномоченного органа расходов не должно автоматически признаваться следствием действий этого руководителя. Уполномоченный орган также вправе не подавать заявление о банкротстве, если это повлечет лишь напрасные расходы. «Банкротство – сложный, ресурсоемкий процесс, который не должен возбуждаться лишь формально», – отметил КС.

Оценка имущества должника для покрытия расходов должна осуществляться не только заявителем, но также арбитражным судом и управляющим. Это предотвращает возникновение убытков, в том числе и из бюджета РФ. Соответственно, возложение этих убытков в полном объеме только на руководителя должника не отвечало бы критериям справедливости и соразмерности. Без исследования всех обстоятельств и ненадлежащих действий других лиц невозможно однозначно установить, что убытки у уполномоченного органа связаны лишь с противоправным поведением руководителя. Иное истолкование оспариваемых норм не согласуется с Конституцией РФ. Дело экс-руководителя организации-банкрота, согласно постановлению КС, подлежит пересмотру.

Как сменить финансового управляющего? — В Праве! Банкротство физических лиц. Финансовый управляющий.

Мы призываем всегда заранее готовиться к банкротству и найти самого важного человека в этом процессе – финансового управляющего.

Подробнее: Инструкция: как выбрать финансового управляющего и сэкономить на этом?

А что, если вам необходимо сменить  управляющего?

Это возможно. Порядок замены зависит от того, на какой стадии она планируется.

Предположим, вы подготовили пакет документов на банкротство, указали в заявлении СРО, в котором состоит желаемый финансовый управляющий, и подали в суд.

Но потом что-то пошло не так или вы просто передумали и решили поменять.

Замена кандидатуры арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, указанных в заявлении о признании должника банкротом, допускается по ходатайству заявителя до даты направления в заявленную саморегулируемую организацию определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом или протокола собрания кредиторов о выборе кандидатуры арбитражного управляющего.

ч.4 ст. 45 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Таким образом, Вам будет необходимо написать, и подать в суд ходатайство о замене ранее указанной СРО на другую.

Но как определить, когда было направлено письмо в адрес СРО судом?

Мы бы рекомендовали ориентироваться на факт отражения в карточке дела определения суда о принятии вашего заявления, в котором, в том числе, есть указание СРО представить кандидатуру. То, когда фактически данный судебный акт был направлен в адрес СРО, значения не имеет.

 

Но если вы не успели подать ходатайство в этот срок, стоит ли его все же подавать?

Да, стоит, так как, если ранее указанная СРО не представит ни одну кандидатуру (представит к дате судебного заседания отказ или не представит ничего), то суд предложит представить финансового управляющего той СРО, которую вы указали в своём ходатайстве о замене.

Читать также: Финансового управляющего можно искать… бесконечно?

 

Возможна ли смена управляющего при переходе от процедуры реструктуризации к реализации.

Предположим, по итогам процедуры реструктуризации вы передумали и захотели  в  процедуре реализации заменить финансового управляющего. Можно ли так делать?

Закон о банкротстве говорит, что при принятии решения о признании гражданина банкротом арбитражный суд утверждает в качестве финансового управляющего для участия в процедуре реализации имущества гражданина лицо, исполнявшее обязанности финансового управляющего и участвовавшее в процедуре реструктуризации долгов гражданина, если иная кандидатура к моменту признания гражданина банкротом не будет предложена собранием кредиторов.

Судом будет утвержден прежний управляющий либо тот, который был выбран кредиторами на собрании по итогам реструктуризации.

Простыми словами, сменить финансово управляющего просто по желанию должника-банкрота при переходе из реструктуризации в реализацию нельзя.

 

Когда возможна смена управляющего на любом этапе процедуры банкротства?

Последующая смена финансового управляющего возможна только в порядке, предусмотренном пунктом 12 статьи 213.9 Закона о банкротстве, а именно освобождения или отстранения прежнего финансового управляющего.

Финансовый управляющий может быть освобожден арбитражным судом от возложенных на него обязанностей:

  • по добровольному заявлению самого управляющего;
  • на основании ходатайства СРО, членом которой он является
  • в иных предусмотренных случаях.

Финансовый управляющий может быть отстранен арбитражным судом от исполнения возложенных на него обязанностей:

  • в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных обязанностей;
  • в случае выявления обстоятельств, препятствовавших утверждению лица управляющим, в том числе в случае возникновения таких обстоятельств после утверждения лица управляющим;
  • на основании ходатайства СРО в случае исключения управляющего или применения к нему административного наказания в виде дисквалификации.