Понедельник , Ноябрь 11 2019
Бизнес-Новости
Разное / Специальная оценка условий труда это – Специальная оценка условий труда — Российская газета

Специальная оценка условий труда это – Специальная оценка условий труда — Российская газета

Содержание

Специальная оценка условий труда • СОУТ

1. Что такое специальная оценка условий труда • СОУТ

2. Подготовка к проведению специальной оценки условий труда

3. Комиссия по проведению специальной оценки условий труда

4. Кто проводит специальную оценку условий труда

4.1. Допуск к деятельности по проведению специальной оценки условий труда

4.2. Выдача сертификата эксперта по специальной оценке условий труда

5. Права и обязанности участников СОУТ

6. Проведение специальной оценки условий труда

6.1. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных факторов

6.2. Исследования и измерения вредных и (или) опасных факторов

6.3. Оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты

6.4. Классификация условий труда на рабочих местах

6.5. Отчет о результатах проведения специальной оценки условий труда

6.6. Передача сведений о результатах специальной оценки условий труда

7. Декларирование соответствия условий труда

8. Экспертиза качества специальной оценки условий труда

9. Опасные и вредные производственные факторы

10. Компенсации за работу с вредными условиями труда

websot.jimdo.com

Понятие и цели специальной оценки условий труда

Специальная оценка условий труда (СОУТ) является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной
среды и трудово­го процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом от­клонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом
исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Как сказано в ст. 7 Федерального закона от 23.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон о специальной оценке условий труда), результаты проведения специальной оценки
условий труда могут применяться:

  • для разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;
  • информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или)
    опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;
  • обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты;
  • осуществления контроля за состоянием условий труда па ра­бочих местах;
  • организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение
    трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;
  • установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом РФ гарантий и компенсаций;
  • установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;
  • расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев па производстве и профессиональных заболеваний;
  • обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального
    страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • подготовки статистической отчетности об условиях труда;
  • решения вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а
    также расследо­вания несчастных случаев па производстве и профессиональных заболеваний;
  • рассмотрения и урегулирования разногласий, связанных с обе­спечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями;
  • определения в случаях, установленных федеральными зако­нами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и с учетом государственных нормативных
    требований охраны труда видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления;
  • принятия решения об установлении предусмотренных трудо­вым законодательством ограничений для отдельных категорий работников;
  • оценки уровней профессиональных рисков;
  • иных целей, предусмотренных федеральными законами и ины­ми нормативными правовыми актами Российской Федерации.

websot.jimdo.com

29.Специальная оценка условий труда и их классификация

В соответствии
со статьей 22 ТК РФ обязанности по
обеспечению безопасных условий и охраны
труда возлагаются на работодателя. В
соответствии со статьей 212 ТК РФ
работодатель обязан обеспечить
проведение специальной оценки условий
труда в соответствии с законодательством
о специальной оценке условий труда.

Специальная оценка
условий труда

является единым комплексом последовательно
осуществляемых мероприятий по
идентификации вредных и (или) опасных
факторов производственной среды и
трудового процесса (далее также — вредные
и (или) опасные производственные факторы)
и оценке уровня их воздействия на
работника с учетом отклонения их
фактических значений от установленных
уполномоченным Правительством Российской
Федерации федеральным органом
исполнительной власти нормативов
(гигиенических нормативов) условий
труда и применения средств индивидуальной
и коллективной защиты работников
(статья 3 Федерального закона от
28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке
условий труда»).

Для
чего нужно проводить специальную оценку
условий труда

По результатам
проведения специальной оценки условий
труда устанавливаются классы (подклассы)
условий труда на рабочих местах.

1) разработки
и реализации мероприятий, направленных
на улучшение условий труда работников;

2) информирования
работников об условиях труда на рабочих
местах, о существующем риске повреждения
их здоровья, о мерах по защите от
воздействия вредных и (или) опасных
производственных факторов и о полагающихся
работникам, занятым на работах с вредными
и (или) опасными условиями труда,
гарантиях и компенсациях;

3) обеспечения
работников средствами индивидуальной
защиты, а также оснащения рабочих мест
средствами коллективной защиты;

4) осуществления
контроля за состоянием условий труда
на рабочих местах;

5) организации
в случаях, установленных законодательством
Российской Федерации, обязательных
предварительных (при поступлении на
работу) и периодических (в течение
трудовой деятельности) медицинских
осмотров работников;

6) установления
работникам предусмотренных Трудовым
кодексом Российской Федерации гарантий
и компенсаций;

7) установления
дополнительного тарифа страховых
взносов в Пенсионный фонд Российской
Федерации с учетом класса (подкласса)
условий труда на рабочем месте;

8) расчета
скидок (надбавок) к страховому тарифу
на обязательное социальное страхование
от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний;

Приказом Минтруда
России от 01.08.2012 N 39н утверждена Методика
расчета скидок и надбавок к страховым
тарифам на обязательное социальное
страхование от несчастных случаев на
производстве и профессиональных
заболеваний.

9) обоснования
финансирования мероприятий по улучшению
условий и охраны труда, в том числе за
счет средств на осуществление
обязательного социального страхования
от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний;

10) подготовки
статистической отчетности об условиях
труда;

11) решения
вопроса о связи возникших у работников
заболеваний с воздействием на работников
на их рабочих местах вредных и (или)
опасных производственных факторов, а
также расследования несчастных случаев
на производстве и профессиональных
заболеваний;

12) рассмотрения
и урегулирования разногласий, связанных
с обеспечением безопасных условий
труда, между работниками и работодателем
и (или) их представителями;

13) определения
в случаях, установленных федеральными
законами и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации, и с учетом
государственных нормативных требований
охраны труда видов санитарно-бытового
обслуживания и медицинского обеспечения
работников, их объема и условий их
предоставления;

14) принятия
решения об установлении предусмотренных
трудовым законодательством ограничений
для отдельных категорий работников;

15) оценки
уровней профессиональных рисков;

16) иных
целей, предусмотренных федеральными
законами и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации.

Вместо процедуры
обязательной сертификации организации
работ по охране труда вводится
декларирование соответствия условий
и охраны труда государственным
нормативным требованиям на основе
результатов специальной оценки условий
труда. В отношении рабочих мест, на
которых не выявлены потенциально
вредные и (или) опасные факторы,
предусмотрено декларирование соответствия
условий труда государственным нормативным
требованиям. Условия труда на таких
рабочих местах признаются допустимыми.
Декларация действительна в течение 5
лет и автоматически продлевается еще
на столько же при отсутствии несчастных
случаев на производстве и профессиональных
заболеваний.

В случае
декларирования работодатель освобожден
от необходимости проводить дорогостоящие
процедуры по исследованию и измерению
потенциально вредных и опасных факторов
производственной среды и трудового
процесса.

Специальная оценка
условий труда не проводится

в отношении условий труда надомников,
дистанционных работников и работников,
вступивших в трудовые отношения с
работодателями — физическими лицами,
не являющимися индивидуальными
предпринимателями.

Необходимые условия
декларирования:

—  невыявление
потенциально вредных или опасных
факторов на рабочих местах,

— установление
в коллективном договоре перечня рабочих
мест с оптимальными условиями труда,
которые в связи с этим подлежат
декларированию.

studfiles.net

Как проводится специальная оценка условий труда?

Специальная оценка условий труда (СОУТ – Спецоценка, – ред.) представляет собой единый комплекс процедур, включающий в себя идентификацию потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса (ВОПФ, – ред.), оценку уровня их влияния на работника и определение степени отклонения гигиенических факторов от нормированных значений и эффективности применения средств индивидуальной защиты (СИЗ, – ред.). В системе охраны труда процедура появилась относительно недавно. Ее введение связано с отменой традиционной процедуры – аттестации рабочих мест (АРМ, – ред.). И теперь, согласно Федеральному закону № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 года, с 1 января 2014 года единственной процедурой по анализу и оценке условий труда является СОУТ. Но положительный опыт АРМ все же был использован в новой процедуре. К примеру, остались прежними цели, задачи, во – многом схожий порядок проведения процедуры.

В соответствии со статьей 212 ТК РФ, спецоценку условий труда обязан проводить каждый работодатель совместно с организацией, проводящей СОУТ. Спецоценке подлежат все рабочие места, за исключением рабочих мест дистанционных работников, надомников и работников, которые вступают в трудовые отношения с физическими лицами, не зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя (ИП, – ред.). Периодичность проведения составляет 1 раз в 5 лет, но это только в отношении тех мест, на которых условия труда по результатам проверок оказались неудовлетворительными. Если рабочему месту в ходе проведения процедуры спецоценки присваивается 1 или 2 класс условий труда (оптимальный или допустимый), подобные проверки в последующем не осуществляются.

Для начала работы работодатель создает комиссию по проведению СОУТ. В ее состав входят представители работодателя, в том числе специалист по охране труда и представитель профсоюзной организации (при наличии). В случае проведения спецоценки на предприятиях малого бизнеса, комиссию возглавляет лично ИП или его полномочный представитель. Комиссия до начала проведения работ обязана составить перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке (Перечень, – ред.), с учетом выделения аналогичных и нестационарных рабочих мест. При наличии рабочих мест, которые осуществляют отдельные виды деятельности (например, верхолазы, водолазы, работники морских судов, атомных электростанций и др.), СОУТ проводится с учетом характерных особенностей, разработанных Минтрудом. После подготовки Перечня дальнейшие полномочия по анализу условий труда передаются организации по СОУТ.

Первое, что следует по порядку – это идентификация ВОПФ, которую проводит эксперт организации, проводящей СОУТ. Он обязан определить наличие ВОПФ на рабочих местах экспертным путем. В ходе анализа учитывается информация о производственном оборудовании, материалах и сырье, используемых на рабочих местах, технологических процессах, результаты ранее проводимых исследований (в данном случае, результаты АРМ), случаи производственного травматизма и установления профзаболеваний, предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации ВОПФ.

Идентификация не осуществляется на рабочих местах, которые входят в списки, предусматривающие льготные условия работы, и на рабочих местах, которым по результатам АРМ был присвоен вредный или опасный класс условий труда. Порядком для них предусмотрены исследования и измерения гигиенических факторов, как и для тех рабочих мест, на которых экспертом по СОУТ были идентифицированы ВОПФ. Исследования и измерения включают в себя оценку физических, химических и биологических факторов. Подробный их перечень дается в законе о спецоценке.

Если эксперт по спецоценке не выявил ВОПФ, комиссия признает условия труда допустимыми и исследования на данных рабочих местах не проводятся. В таком случае работодатель может оформить и подать декларацию соответствия в Минтруд. Именно для этих рабочих мест периодические проверки не проводятся и через каждые пять лет, в случае отсутствия несчастных случаев и профзаболеваний, срок действия декларации автоматически продлевается.

На рабочих местах, на которых предусмотрено использование СИЗ, устанавливается степень их эффективности. Если СИЗ отвечают всем нормативам, возможно снижение класса или подкласса условий труда.

После проведенных исследований, эксперт по СОУТ присваивает каждому рабочему месту класс условий труда и на основе этого, организация, проводящая СОУТ, оформляет отчет о проведении спецоценки. Он включает в себя сведения об организации, проводившей СОУТ, Перечень, карты СОУТ, протоколы проведения исследований и оценки эффективности СИЗ, сводная ведомость СОУТ, перечень мероприятий для улучшения условий труда, заключение эксперта. При необходимости прикладывается протокол о невозможности проведения СОУТ.

Более подробно с порядком проведения СОУТ Вы можете ознакомиться в материале: «Процедура СОУТ».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

1cert.ru

Специальная оценка условий труда: обязанность или выбор работодателя

Из статьи Вы узнаете:

1. Что представляет собой специальная оценка условий труда и какие организации и индивидуальные предприниматели должны ее проводить.

2. Для чего работодателю проводить специальную оценку условий труда.

3. Какие законодательные и нормативные акты регламентируют проведение специальной оценки условий труда.

 

С 2014 года аттестация рабочих мест по условиям труда заменена на специальную оценку, в связи с принятием Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Сведения о результатах проведенной специальной оценки в обязательном порядке должны отражаться в отчете 4-ФСС (таблица 10) начиная с отчета за первый квартал 2014 года. Причем заполнять таблицу 10 должны все страхователи, включая тех, кто специальную оценку условий труда не проводил (подробнее о порядке заполнения читайте в статье Новая форма отчета 4-ФСС с первого квартала 2014 года). Однако, несмотря на то, что введение специальной оценки условий труда уже не новость, до сих пор остается много вопросов, касающихся порядка ее проведения, обязательности и т.д. В этой статье предлагаю рассмотреть, какие организации и индивидуальные предприниматели должны проводить специальную оценку и для чего.

Прежде всего давайте разберемся, что представляет собой специальная оценка условий труда. Согласно статьи 3 закона № 426-ФЗ, специальная оценка условий труда — это комплекс мероприятий по выявлению вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника. По результатам ее проведения рабочим местам присваиваются классы и подклассы условий труда, разрабатывается план мероприятий по улучшению условий труда.

 

Какие работодатели  и с какой периодичностью должны проводить специальную оценку условий труда

Проводить специальную оценку должны все работодатели, такая обязанность установлена пп. 1 п. 2 ст. 4 закона №426-ФЗ, независимо от юридического статуса (организация или индивидуальный предприниматель), вида деятельности, численности работников и т.д. Более того, специальная оценка условий труда должна проводится в отношении всех рабочих мест, исключение составляют лишь надомники и дистанционные работники (п. 3 ст. 3 Закона №426-ФЗ).

! Обратите внимание: специальной оценке подлежат также рабочие места, на которых работники заняты исключительно работой с персональным компьютером и другой офисной техникой. Ранее такие рабочие места не подлежали обязательной аттестации по условиям труда.

Специальную оценку условий труда необходимо проводить не реже одного раза в пять лет. Однако при наличии обстоятельств, указанных в ст. 17 Закона № 426-ФЗ, должна проводиться внеплановая специальная оценка (например, при вводе новых рабочих мест, наличии предписания трудовой инспекции, в случае несчастного случая на рабочем месте и др.).

! Обратите внимание: если работодатель проводил аттестацию рабочих мест по условиям труда, то специальная оценка в отношении этих рабочих мест может не проводиться в течении пяти лет с даты окончания аттестации (при отсутствии оснований для проведения внеплановой спецоценки условий труда).

 

Для чего работодателю нужно проводить специальную оценку условий труда

Результаты проведенной специальной оценки используются в следующих случаях:

1. В качестве обоснования расходов на проведение мероприятий по улучшению условий и охраны труда (приобретения средств индивидуальной и коллективной защиты работников, проведение обязательных медицинских осмотров) с целью их возмещения из ФСС.

Порядок возмещения подобных расходов за счет средств ФСС и перечень расходов, подлежащих возмещению, установлены Приказом Минтруда России от 10.12.2012 № 580н «Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами». Согласно п. 3 Правил страхователь имеет право возместить за счет ФСС, например, расходы на:

  • реализацию мероприятий по приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
  • приобретение работникам средств индивидуальной защиты, а также смывающих и обезвреживающих средств;
  • санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
  • проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
  • приобретение страхователями аптечек для оказания первой помощи;
  • и другие расходы, указанные в Правилах.

2. Для обоснования расходов на проведение мероприятий по улучшению условий и охраны труда (приобретение спецодежды и других средств индивидуальной защиты работников, приобретение средств коллективной защиты, оборудование рабочих мест, например, осветительными приборами, оборудование зон отдыха и т.п.) в целях налогообложения.

3. Для установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте. Размеры дополнительных тарифов установлены  частью 2.1 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»:

Класс условий труда Подкласс условий труда Дополнительный тариф страхового взноса
Опасный 4 8,0 процента
Вредный 3.4 7,0 процента
3.3 6,0 процента
3.2 4,0 процента
3.1 2,0 процента
Допустимый 2 0,0 процента
Оптимальный 1 0,0 процента.

 

4. Для расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Методика расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утверждена Приказом Минтруда России от 01.08.2012 № 39н. В соответствии с ней конкретный размер скидки или надбавки устанавливается по решению ФСС в пределах 40 процентов от утвержденного страхового тарифа. При этом надбавка устанавливается по инициативе ФСС, а скидка по заявлению страхователя.

5. Для установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом РФ гарантий и компенсаций.

Гарантии работникам по результатам специальной оценки условий труда предусмотрены также Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда».

6. В иных целях, перечень которых содержится в статье 7 закона № 426-ФЗ.

 

Итак, мы прояснили «теоретические» аспекты специальной оценки условий труда: кто, когда и зачем должен ее проводить. В следующей статье я напишу о «практических» вопросах, связанных со специальной оценкой: каков порядок ее проведения и, главное, как учитываются расходы на ее проведение.

 

Считаете статью полезной и интересной – делитесь с коллегами в социальных сетях!

Есть комментарии и вопросы – пишите, будем обсуждать!

 

Законодательные и нормативные акты:

  1. Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»
  2. Приказ Минтруда России от 10.12.2012 № 580н «Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами»
  3. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»
  4. Приказ Минтруда России от 01.08.2012 № 39н «Об утверждении Методики расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
  5. Постановление Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда»

 Как ознакомиться с официальными текстами документов — смотрите в разделе Полезные саты

buh-aktiv.ru

Что такое специальная оценка условий труда? Это… Закон 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»

Проведение специальной оценки трудовых условий является важнейшим принципом функционирования любого предприятия. В этой статье будет рассказано о порядке осуществления контрольно-оценочных работ на промышленных объектах.

Специальная оценка условий труда: что это такое?

Оцениванием трудовых условий именуется комплекс специальных мероприятий, направленных на качественную идентификацию опасных и вредных факторов производства и трудового процесса. По итогу проверки может оказаться, что имеющиеся на производственном объекте условия труда не соответствуют установленным правительством нормативам. В этом случае представители проверяемой организации будут должны реализовать определенный ряд мер, направленных на устранение вредных производственных факторов.

По итогу проверки предприятиям присваиваются специальные классы или подклассы, благодаря которым можно определить степень несоответствия условий труда установленным нормативам.

Правовая основа

Представленный процесс должен регулироваться законодательно. Самый важный нормативный акт, который стоило бы здесь выделить, — это 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Предметом регулирования данного законопроекта являются отношения, возникающие между представителями проверяемой организации и непосредственно самими экспертами, осуществляющими контрольно-оценочную деятельность. Представленным федеральным законом определяются организационные основы прав, ответственности и обязанностей участников оценивания.

Стоит отметить, что ФЗ № 426 «О специальной оценке условий труда» — это далеко не единственный нормативный акт, закрепляющий условия и принципы функционирования оценочных работ на том или ином предприятии. Существует еще российский Трудовой кодекс, а также отдельные нормативные акты локального уровня.

Отдельно необходимо выделить важную норму, закрепленную в статье № 2 Федерального закона «О специальной оценке условий труда». Здесь указан принцип приоритета международного права перед национальным. Рассматриваемый нормативный акт, таким образом, должен соответствовать еще и международным нормам.

О полномочиях и обязанностях работодателей и работников

В рассматриваемом законопроекте закрепляются правила поведения для работодателей и работников в тех случаях, когда их организация подвергается оценочной экспертизе. Вот какими правами обладают работодатели:

  • возможность проводить внеплановые процедуры оценивания условий труда;
  • право требовать от инстанции, которая осуществляет проверку, обоснования результатов оценивания;
  • право требовать документы, подтверждающие статус контрольно-оценочной организации;
  • возможность обжаловать результаты проверки.

А какими обязанностями обладает работодатель? Закон гласит о необходимости предупреждать работников о проведении оценивания условий труда, а также о реализации мер, направленных на улучшение существующих условий.

Сам работник также обладает определенными правами. Здесь стоит выделить возможность присутствовать при проведении проверок, право на обращения к работодателю или эксперту, проводящему оценивание, а также возможность обжаловать результаты контрольно-оценочной деятельности. Работник обладает, помимо всего прочего, одной очень важной обязанностью. Речь идет о необходимости знакомиться с результатами оценивания трудовых условий.

О полномочиях и обязанностях контрольно-оценочных организаций

Какими правами и обязанностями наделена инстанция, осуществляющая специальное оценивание трудовых условий? Ответ на этот вопрос предоставляет статья 6 рассматриваемого нормативного акта. Так, организация имеет право:

  • на отказ осуществлять свою профессиональную деятельность, если при ее проведении возникает угроза жизни и здоровью;
  • на обжалование предписаний исполнительных органов власти, уполномоченных в сфере государственного надзора.

А какими обязанностями обладает представленная организация? Здесь стоит отметить:

  • предоставление по требованию работодателя итогов оценочных работ;
  • качественное применение специальных измерительных средств;
  • предоставление работодателю отказа в проведении проверки, если последний не передал всю необходимую документацию.

И все же, что это такое — специальная оценка условий труда? Несложно догадаться, что это совокупность большого количества обязанностей как одних участников рассматриваемых правоотношений, так и других.

О подготовке к проведению специальной оценки условий труда

Оценивание трудовых условий — процесс, на самом деле, очень сложный и весьма продолжительный. Именно поэтому на его подготовку может уходить большое количество сил и времени. Но как спланировать все таким образом, чтобы контрольно-оценочные работы прошли быстро и эффективно? Ответ на этот вопрос предоставляет статья 9 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Работодатель должен сформировать комиссию. График ее работы, стоимость проведения работ — все эти и многие другие моменты фиксируются в договоре. Комиссией руководит либо сам работодатель, либо его представитель. Составляется список рабочих мест, подлежащих проверке и оцениванию. Как только такой перечень будет готов, появится возможность приступать к работе.

О проведении специального оценивания

Что еще можно сказать о специальной оценке условий труда? Что это такое и как данный процесс функционирует? Статья 8 рассматриваемого нормативного акта гласит, что все обязанности по финансированию и организации оценивания возлагаются на работодателя. Весь процесс должен строго соответствовать установленным в законах нормам и не реже, чем один раз в пять лет. Для чего выходит соответствующий приказ о проведении специальной оценки условий труда (образец см. ниже на фото).

Как уже было сказано, основной целью рассматриваемого процесса является идентификация опасных и вредных факторов производственного характера. При достижении этой цели важно учитывать:

  • результаты ранее проведенных проверок;
  • качество оборудования на производстве;
  • предложения, жалобы и пожелания работников организации, в отношении которой проводится контрольно-оценочная деятельность;
  • частота случаев травматизма на проверяемом предприятии;

ФЗ «О специальной оценке условий труда» гласит, что по итогу проведения проверки должен быть составлен специальный документ с результатами оценивания. Что с этим документом следует делать?

О применении результатов оценки

Статья 7 рассматриваемого нормативного акта гласит, что результаты специальной оценки условий труда должны применяться для следующих типов деятельности:

  • осуществление контрольных функций за состоянием трудовых условий;
  • информирование трудящихся лиц о возможных рисках;
  • планирование и качественная реализация мероприятий, целью которых является улучшение трудовых условий;
  • расчет дополнительных страховых тарифов;
  • подготовка статистических данных;
  • привлечение медицинских работников для решения проблем у заболевших от условий труда работников;
  • анализ и урегулирование разногласий, которые связаны с безопасностью трудовых условий и т. д.

Результатом проведения оценивания условий труда может также стать составление специальной классификации. Именно об этом и будет рассказано далее.

О классификации трудовых условий

Статья 14 ФЗ «О специальной оценке условий труда» закрепляет основные виды классов и подклассов, которые могут присваиваться предприятиям по итогам контрольно-оценочных работ. Всего существует четыре класса.

Четвертый класс включает в себя условия труда с очень высоким уровнем опасности. Особенностью этой группы является наличие факторов, способных угрожать жизни работника.

Третий класс присваивается предприятиям, вредные условия труда на котором могут угрожать организму и, соответственно, здоровью работника. Здесь имеются 4 степени, они же подклассы третьего класса. Первая степень касается предприятий с трудящимися лицами, которые более суток не могут восстановиться после рабочей смены. Вторая степень присваивается организациям, если у работающих там лиц имеются легкие профессиональные заболевания. Третья и четвертая степень касаются, соответственно, опасных для трудоспособности профессиональных заболеваний.

Второй класс является самым распространенным среди промышленных предприятий. Характеризует он условий труда, при которых человек может восстановиться менее чем за сутки. Первый же класс присваивается предприятиям с полным отсутствием вредных трудовых условий, либо с ничтожным их количеством.

Государственная информационная система оценивания

Специальная оценка условий труда организации не проходит бесконтрольно. Согласно статье 18 рассматриваемого нормативного акта, существует специальная система информационного учета сведений об участниках контрольно-оценочной деятельности.

Так, в отношении работодателя и его организации в системе должна быть указана следующая информация:

  • наименование лица;
  • место нахождения, ИНН, номер гос. регистрации, код по классификатору типов экономической деятельности;
  • количество рабочих мест;
  • распределение классов и подклассов условий труда;
  • информация об изменении специальной оценки трудовых условий, если проводились повторные контрольные мероприятия.

Должны быть указаны сведения и о рабочем месте. Так, в информационной базе хранятся данные:

  • о числе трудящихся лиц;
  • о распределении классов;
  • о коде работников и об их ИНН;
  • об основаниях для формирования прав работников и т. д.

Оператором информационной системы является российское правительство.

Кто проводит оценку?

Организации, имеющие специальное удостоверение на проведение оценочной деятельности того или иного предприятия, должны быть внесены в государственный реестр соответствующих инстанций, а сведения о них обязаны передаваться в информационную систему, о которой было рассказано выше.

Как ни сложно догадаться, оценочные функции осуществляют специально уполномоченные эксперты. Это физические лица, прошедшие аттестацию и имеющие сертификат на право выполнения работ. Требования к экспертам довольно простые:

  • наличие высшего образования;
  • наличие практического опыта.

Все эксперты обладают независимостью. Надо сказать, это важнейший принцип всей контрольно-оценочной деятельности. Именно о нем и будет рассказано далее.

О принципе независимости

Что это такое — специальная оценка условий труда? Это, в первую очередь, независимый и очень сложный процесс, контролировать который может только государство. В чем заключается независимость контрольно-оценочных инстанций? Закон гласит, что процедуры оценивания условий труда не могут осуществляться следующими лицами и органами:

  • должностные лица исполнительной власти;
  • учредители и работодатели самой проверяемой организации;
  • эксперты, являющиеся близкими родственниками учредителей и работодателей проверяемой организации.

Несложно догадаться, что принцип независимости сформирован законом для предупреждения возможных коррупционных преступлений.

Как известно, любые проявления коррупции, тем более во время осуществления столь важных процессов, могут повлечь за собой ухудшение трудовых условий. Ухудшение же условий труда с высокой долей вероятности повлечет за собой человеческие жертвы.

О государственном контроле и экспертизе оценочных работ

Исполнительный орган власти федерального уровня должен контролировать соблюдение требований рассматриваемого законопроекта. Специальные инспекции труда, создаваемые государственными инстанциями, должны периодически проверять организации, которые осуществляют оценочные работы.

Отдельно стоит выделить проведение специальной экспертизы, которая проводится исполнительными властными органами. Контрольно-оценочные организации, не удовлетворяющие требования экспертизы, могут лишиться специальной лицензии на осуществление трудовой деятельности.

fb.ru

Специальная оценка условий труда

СОУТ или специальная оценка условий труда – это единый комплекс процедур, выполняемых последовательно и направленных на выявление и оценку уровня влияния опасных и вредных факторов производственной среды в ходе трудового процесса на сотрудников. Данная процедура вводится уже с 1 января 2014 г. и нацелена на урегулирование системы предоставления гарантий и льгот, а также на повышение ответственности работодателей перед персонала.

Работодатели, не сделавшие рабочие места сотрудников безопасными, обязаны будут выплачивать в Пенсионный фонд высокий страховой взнос, одновременно предоставлять работникам компенсации. Высокая тарифная ставка за трудовую деятельность во вредных условиях будет около 4% страховых взносов. В зависимости от показателей условий труда и определяются тарифы, соответственно, чем они лучше, тем тариф ниже. При обеспечении безопасных условий можно избежать дополнительных выплат.

В случае бездействия работодателей в системе назначения штрафных санкций намечаются видоизменения, т.е. вводится дифференциация правонарушений закона о труде. Это относится нарушению охраны труда, не обеспечению работников средствами индивидуальной защиты, нарушению процедуры или не проведению СОУТ, отсутствию медосмотров. Отныне инспектор по труду, который обнаружит ошибку работодателя, из-за которой пока еще не произошли несчастные случаи, может наложить на работодателя административный штраф либо вынести предупреждение.

В первую очередь в проведении процедуры СОУТ, внимание будет уделено рабочим местам, связанным с опасными и вредными факторами. Учитывая показали результатов АРМ (аттестации рабочих мест), число рабочих мест, связанных с неблагоприятными факторами, существенно возросло и составляет около 32% от всего количества работающего населения.

В Министерстве труда не исключают, что с введением СОУТ этот показатель некоторое время может увеличиваться, однако картина в целом станет более объективной. На основе предложения замещении рабочих мест, связанных с вредными и опасными факторами лежит спецоценка условий труда. Она направлена на экономическое стимулирование работодателей к оздоровлению условий труда, обеспечению охраны труда на таких рабочих местах.

Специалисты предполагают, что введение СОУТ может вдвое снизить нагрузку на бизнес, за счет чего работодатели получат возможность спокойно вкладывать свои финансовые средства на усовершенствование условий труда, а не на проведение АРМ в каждые пять лет, даже тогда, когда рабочее место в этом совсем не нуждается. А о том, нужно ли провести проверку рабочего места, может определить специально созданная комиссия по специальной оценке условий труда.

vsout.ru

Check Also

Оформить усиленную квалифицированную электронную подпись – Как сделать усиленную электронную подпись

Содержание что это такое, для чего нужна, где и как её получитьЧто это такоеЧем регламентируетсяВиды …

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о