Приоритеты государственной политики в области воспитания Основные направления программы:
Ответственный исполнитель. Вид документа
I. Развитие социальных институтов воспитания 1. Поддержка семейного воспитания (Тематически мероприятия могут быть направлены на: повышение социального статуса и общественного престижа отцовства, материнства,
ПодробнееПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
V «V ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РАСПОРЯЖЕНИЕ от 29 мая 2015 г. 996-р МОСКВА 1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (далее — Стратегия).
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е от 29 мая 2015 г. 996-р МОСКВА 1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (далее — Стратегия).
Подробнее,.12,1сЙ 4201-ПА г. Ирбит
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ
Воспитательная работа проводится на основе годового плана воспитательной работы школы, планов классных руководителей, методических объединений. Отчеты классных руководителей и обмен опытом заслушиваются
Мероприятия плана направлены на обеспечение:
Комплексный план мероприятий по противодействию идеологии терроризма Межведомственный план «Комплексные меры по противодействию экстремизму»; Программа профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних.
ПодробнееГражданско-правовое направление
май
1.5 Реализация Модели оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям и подросткам до 18 лет с централизованным управлением и сетевым взаимодействием 1.6 Разработать план мероприятий
Пояснительная записка
Пояснительная записка Программа по военно-патриотическому воспитанию юнармейцев ГБОУ Школа — «ЮНАРМИЯ», разработана в соответствии с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской
Подробнееот 25 мая 2017 г. 285-р г. Улан-Удэ
ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Утверждаю: Судариков Д.В., директор МБОУ СОШ 93 приказ от 30.08.2018 283-од ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ КЛАССОВ Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней
ПодробнееПлан работы с родителями на учебный год
План работы с родителями на 2017-2018 учебный год ЦЕЛИ: Просветительская научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми. Консультативная совместный психолого-педагогический поиск
ПодробнееУТВЕРЖДАЮ Директор МПЛ МБОУ Д.А. Дырдин
УЧЕБНЫЙ ГОД
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА 209-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД ко ниям > < 5%% : во О об. Духовно-нравственное направление воспитательной работы Название мероприятия Времи проведения Участники Ответственный Гражданско-патриотическое
Гражданско-патриотическое
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД: Направление воспитательной работы Задачи работы по данному направлению Активизация работы педагогического коллектива по Гражданско-патриотическое
ПодробнееОбщешкольные мероприятия
План воспитательной работы на учебный год
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 11 «Утверждаю» Директор МОУ СОШ 11 О.Е.Певцова 20 г. План воспитательной работы на 2015-2016 учебный год Городской округ Орехово-Зуево
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Пояснительная записка В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании
ПодробнееДокументы — Правительство России
Распоряжение от 29 мая 2015 года №996-р. Цель Стратегии – определение приоритетов государственной политики в области воспитания и социализации детей, основных направлений и механизмов развития институтов воспитания, формирования общественно-государственной системы воспитания детей в России с учётом интересов детей, актуальных потребностей общества и государства, глобальных вызовов и условий развития страны в мировом контексте.
Справка
Подготовлено Минобрнауки России.
Указом Президента России от 1 июня 2012 года №761 утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы, которой предусмотрена разработка общенациональной стратегии развития воспитания как основы реализации государственной политики.
Подписанным распоряжением Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (далее – Стратегия) утверждена.
Стратегия развивает механизмы, предусмотренные Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», в части обеспечения воспитания как неотъемлемой части образования.
Цель Стратегии – определение приоритетов государственной политики в области воспитания и социализации детей, основных направлений и механизмов развития институтов воспитания, формирования общественно-государственной системы воспитания детей в России с учётом интересов детей, актуальных потребностей общества и государства, глобальных вызовов и условий развития страны в мировом контексте.
В число основных направлений развития воспитания включены: поддержка семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов, поддержка общественных объединений, гражданское, патриотическое, духовное и нравственное воспитание детей, популяризация научных знаний среди детей, физическое воспитание и формирование культуры здоровья, трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, экологическое воспитание.
Предусматривается создание условий для повышения у детей уровня владения русским языком, языками народов России, иностранными языками, навыками коммуникации, а также знакомство с лучшими образцами мировой и отечественной культуры.
В целях реализации Стратегии будут применяться правовые, организационно-управленческие, кадровые, научно-методические, финансово-экономические и информационные механизмы.
В частности, предусматриваются меры по совершенствованию системы правовой и судебной защиты интересов семьи и детей на основе приоритетного права родителей на воспитание детей. Учитывается необходимость повышения престижа профессий, связанных с воспитанием детей, по подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников. Предусматриваются формирование системы организации научных исследований в области воспитания и социализации детей, изучение влияния информационных и коммуникационных технологий на психическое здоровье детей, на их интеллектуальные способности и эмоциональное развитие, проведение психолого-педагогических и социологических исследований.
Стратегия должна стать основой для дальнейшей разработки и реализации программ и планов в сфере воспитания, она будет использоваться при разработке образовательных стандартов и программ.
government.ru
Статья «ПРИОРИТЕТЫ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ»
Задание №1. Изучение нормативного документа
КАКОВЫ ПРИОРИТЕТЫ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ?
В настоящее время в системе педагогического образования России обозначился ряд важных проблем, решение которых обеспечивает поступательное развитие общества. Одной из ведущих выступает проблема воспитания подрастающего поколения, которая приобретает особую актуальность в сложное время глобальных перемен, определяющих судьбы не только подрастающего поколения, но и целых народов и государств. Отсюда новый неподдельный интерес ученых, исследователей и практиков к проблемам воспитания и непосредственное участие государственной власти в их решении.
Сегодня в России данная проблема начинает не только обсуждаться и исследоваться, но и становится предметом общественной и государственной политики.
Рассматривая феномен государственной политики в области воспитания подрастающего поколения, необходимо рассмотреть сущность государственной политики в целом.
Политика в общем смысле означает сознательную деятельность в сфере отношений между государством и обществом в части распределения властных полномочий с целью достижения определенных целей и решения социально-политических задач. Основным инструментом выступает государство, хотя не меньшую роль играет гражданское общество.
По мнению Т. Дайа государственная политика заключается в том, что правительство выбирает, какие действия предпринять, а от каких отказаться. [2, с. 15]
Существуют различные подходы к определению понятия «государственная политика». Остановимся на следующем определении государственная политика – это целенаправленная деятельность органов государственной власти по решению общественных проблем, достижению и реализации общезначимых целей развития общества или его отдельных сфер. Она является средством, позволяющим государству достичь определенных целей в конкретной области, используя правовые, экономические, административные методы воздействия, опираясь на ресурсы, которые имеются в его распоряжении. Политика должна быть открытой, конкурентной и ориентированной на результаты. [4, с. 10]
Государственная политика — это сфера деятельности на стыке политической и управленческой. В ней происходит выработка и согласование с основными политическими субъектами системы целей государственного управления, а также доведение этой системы целей до субъектов, осуществляющих государственное управление.
Государственная политика осуществляет функцию целеполагания для государственного управления. Цель является идеальным представлением о желаемом результате. В согласовании с субъектами деятельности происходит конкретизация цели по ряду параметров.
Следовательно, государственная политика представляет собой общий план действий политико-административных органов власти и управления, направленный на решение важных, влияющих на жизнь граждан общественных проблем, и включает в себя следующие элементы:
-определение целей и приоритетов развития общества;
-разработку и планирование политической стратегии;
-анализ и оценку затрат по альтернативным программам и политикам;
-обсуждение и консультирование;
-выбор и принятие государственных решений;
-мониторинг и оценка выполнения.
Такой поэлементный состав государственной политики определяет ее сложный социальный характер, а самое главное то, что она связана с регулированием и управлением различных общественных отношений, в т.ч. вопросов обучения и воспитания. [2, с. 25]
Государственная политика в сфере обучения и воспитания понимается как концентрированное выражение воли многонационального народа России, направленной на удовлетворение запросов личности и потребностей развития гражданского общества, государства, семьи (с учетом экономических возможностей государства). Она предполагает направленность деятельности государственных и общественных институтов на всемерное развитие личности. [1, с. 17] Государство, решая те или иные задачи социально-экономического развития страны, ориентирует систему образования таким образом, чтобы обеспечить образовательную поддержку (сопровождение) проводимым в стране преобразованиям (перепрофилирование экономических структур, решение проблем занятости, повышение уровня правовой культуры населения и т. д.).
Если обратится к историографии самого феномена государственной политики в области обучения и воспитания, то можно проследить различное отношение к данному вопросу на протяжении последних десятилетий.
В целом, целесообразно в контексте проведенного анализа выделить 4 периода государственной политики в области обучения и воспитания.
Так период начала 90-х годов ХХ века характеризуется дискредитацией коммунистической идеологии, сопровождавшаяся отказом от ценностей общественного воспитания, привела к отказу от воспитания в целом. Наиболее радикальные ученые и общественные деятели стали связывать с ним покушение на духовную свободу личности, на ее уникальность, самобытность. На фоне жарких споров о целесообразности и нецелесообразности воспитания государство уходит из воспитания, перестав рассматривать его как приоритетное направление своей политики. Еще до распада СССР, в январе 1991 г. в решении Коллегии Министерства образования РСФСР «О демократизации воспитательной деятельности в общеобразовательных учреждениях» подчеркивалась недопустимость насильственной политизации, «обобществления» детей. [ 1, с.75] Образовательные учреждения должны быть полностью выведены из-под влияния партии. За этим требованием фактически стоял отказ от управляемой общественной организации детей. С одной стороны, деполитизация воспитания носила в чем-то позитивный характер и способствовала преодолению крайних форм авторитарного, партийного воспитания, но с другой — стала своего рода оправданием нежелания государства брать на себя ответственность за создание новой системы воспитания.
Второй период начинается после распада СССР. Показательной в контексте проблемы отношения государства к решению проблем воспитания является формулировка первых строк Закона РФ «Об образовании» 1992 г.: «Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) определенных государством образовательных уровней». Нетрудно заметить: воспитание поставлено на второе место, что явилось прямым следствием упомянутого выше негативизма, характерного для общественного сознания начала 1990-х гг. В результате уже через год Коллегия Министерства образования России в своем решении от 14 апреля 1993 г. делает неутешительный вывод о том, что «интересы детских организаций игнорируются, в ряде территорий им отказывают в использовании помещений образовательных учреждений, необоснованно сокращаются должности старших вожатых. Свертываются научные исследования в области детского движения и методическая деятельность». [1, с. 102]
Однако, несмотря на признание кризисной ситуации в системе воспитания, недопустимости отсутствия его государственной поддержки, органы управления продолжают настаивать на том, что «вмешательство государственных органов и должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность государственных органов и должностных лиц, не допускается» (Решение Коллегии Министерства образования Российской Федерации от 14.04.1993 года). Желанная свобода общественных организаций и корректное невмешательство государства в их проблемы при всей внешней привлекательности привели к серьезным последствиям. Половинчатость и противоречивость государственной политики создавали ситуацию неопределенности, нестабильности, усугубляя и без того непростое положение воспитания в «смутное» время. В связи с этим в Приложении к Решению Комиссии по координации работ, связанных с выполнением Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты, развития детей в Российской Федерации «О роли и повышении эффективности влияния детских объединений на развитие и воспитание детей» (1996 г.) настойчиво подчеркивается, что в создании условий для обновления детского движения особая роль принадлежит государству. [1, с. 162] Основные направления и формы государственной поддержки включают в себя информационное обеспечение и подготовку кадров молодежных и детских объединений, предоставление им налоговых льгот, привлечение их к выполнению государственного заказа по осуществлению приоритетных направлений молодежной политики, выделение субсидий на организационную деятельность детских и молодежных объединений, финансирование программ и проектов.
Третий период отмечен возрождением интереса к проблемам воспитания на государственном уровне и осознанием необходимости создания новой целостной концепции воспитания.
К середине 1990-х гг. становится совершенно очевидным, что состояние воспитания детей и молодежи в России угрожает национальной безопасности страны. В связи с этим предпринимаются усилия возродить интерес к воспитательным проблемам. Но основное внимание сосредоточивается на развитии системы дополнительного образования, которое должно послужить социальной базой новой системы воспитания. В решении Коллегии Министерства образования Российской Федерации от 23 ноября 1994 г. дополнительное образование характеризуется как сфера, объективно объединяющая в единый процесс воспитание, обучение и развитие. [1, с. 185] Его преимуществами названы такие специфические признаки, как добровольность в использовании ребенком свободного времени, вариативность образовательных областей и видов деятельности, поливозрастной и полипрофессиональный характер занятий.
Невозможно не согласиться с тем, что дополнительное образование является источником гуманистического обновления педагогического процесса, потому что оно создает широкие возможности для развития творческой одаренности, самоопределения, самореализации и саморазвития ребенка. Необходимо отметить, что система дополнительного образования — единственная область воспитательной деятельности, в основном сохранившаяся с советских времен. В то же время одной государственной поддержки учреждений дополнительного образования недостаточно для оздоровления воспитательной системы в целом. Дополнительное образование способствует выявлению и развитию личностных интересов, внутреннего потенциала ребенка, создает условия для саморазвития личности как субъекта деятельности, но его возможности в определении стратегии жизненного поведения ребенка ограничены. Освоение и присвоение таких стратегий может быть только результатом целенаправленной воспитательной политики, охватывающей все образовательные структуры.
Осознание ограниченности педагогических возможностей ранее развитой, разветвленной сети дополнительного образование приводит к убеждению о необходимости новой целостной концепции воспитания, конкурентоспособной по отношению к коммунистическому воспитанию, сохраняющей преемственность по отношению к ценностям российского воспитания и соответствующей современным требованиям. В «Рекомендациях парламентских слушаний о воспитании детей и молодежи в современных условиях» от 16 декабря 1997 г. Правительству РФ предлагается «формирование в 1998 г. государственной концепции воспитания, программ, ориентированных на осуществление гражданского, нравственного, физического и эстетического воспитания подрастающего поколения».
Таким образом, в конце XX в., после 10-летнего перерыва, наметились первые признаки постепенного возвращения государства в систему воспитания.
Четвертый период — двухтысячные годы. В этот период появляется потребность в интеграции действий государственных и научных институтов по разработке и принятию документа, в котором были бы отражены цели и задачи воспитания подрастающего поколения на государственном уровне.
В условиях актуализации проблем воспитания на государственном уровне, определения статуса воспитания в нормативно-правовой базе интенсивно развивается наука о воспитании. Если раньше большинство новаций, возникающих в области теории и практики воспитания, носило характер педагогического поиска энтузиастов, то сегодня теоретические положения, концепции воспитания начинают получать государственную поддержку. В то же время оптимизация социальной политики в области воспитания ставит особые задачи перед наукой.
На сегодняшний день глубоко исследованы различные вопросы теории воспитательных систем: история развития, авторские гуманистические воспитательные системы, различные типы воспитательных систем, управление развитием воспитательной системы, характеристика ее субъектов, тенденции функционирования воспитательных систем образовательных учреждений.
В процессе развития педагогической мысли в области воспитания обозначилось несколько направлений такого поиска: личностно ориентированное (Е.В.Бондаревская, Н.Е.Щуркова, И.А.Зимняя) национальное (Е.П.Белозерцев, В.Н.Ганичев, В.Б.Сапунов) и религиозное воспитание (Г.В.Осипов). В основание новых воспитательных парадигм были положены идеи гуманизма, антропоцентризма, свободы, духовности, национального достоинства. [3, с.48]
Несомненные достижения в области теории воспитания не исключали ряда проблем. В частности, научные разработки не позволяли оценить государственный статус воспитания, не предлагают научно апробированные, с гарантией положительных результатов, воспитательные технологии. В связи с этим назрела необходимость интеграции действий государственных и научных институтов по разработке и принятию документа, который позволил определить сущностные, содержательные и технологические характеристики воспитания детей на среднесрочную перспективу.
В результате длительного всероссийского обсуждения такой документ был принят. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва была утверждена «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года разработана во исполнение Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», в части определения ориентиров государственной политики в сфере воспитания. [5]
Положения Стратегии взаимосвязаны с основными направлениями «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» и предусматривают соответствие процесса развития личности детей национальному воспитательному идеалу, признание и поддержку определяющей роли семьи в воспитании детей.
В данном документе обозначены цели и задачи Стратегии, приоритет государственной политики в области воспитания, выделены направления развития воспитания, обновления воспитательного процесса с учетом современных достижений науки на основе отечественных традиций, определены механизмы реализации и ожидаемые результаты.
Таким образом, исследование феномена государственной политики в области воспитания подрастающего поколения приводит к мысли о том , что дальнейшее существенное развитие воспитательной теории и практики самым непосредственным образом связано с восстановлением в России в полном объеме государственно-общественной системы воспитания и позиционированием государством себя в социокультурном пространстве России как ведущего субъекта воспитательной системы.
Список литературы:
Воспитать человека: Сборник нормативно-правовых, научно-педагогических, организационно-практических материалов по проблеме воспитания. — М., 2002. – 265 с.
Государственное управление. Словарь-справочник (по материалам «International Encyclopedia of Public Policy and Administration») /Под редакцией Л.Т.Волчковой, Л.Б.Кузнецовой, В.Н.Мининой, М.Хольцера, Дж.Шафрица. – М., 2011. – 387 с.
Гукаленко, О.В Воспитание в современной школе / О.В.Гукаленко, А.Я.Данилюк // Воспитание школьников. — №4, 2015. – 45-53с.
Проблемы современного государственного управления в России. Материалы научного семинара / Пoд рeд. В.И. Якунина; Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования. Выпуск № 3. — М.: Научный эксперт, 2006. — 212 с.
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». – М., 2015
infourok.ru
Современная государственная политика в сфере воспитания Современные
Современная государственная политика в сфере воспитания
Современные нормативные документы в сфере воспитания 1. Стратегия развития воспитания в РФ (2015 -2025) 2. Стратегия противодействия экстремизму в РФ до 2025 года 3. Государственная программа Санкт. Петербурга «Создание условий для обеспечения общественного согласия в Санкт-Петербурге на 2015 -2020 годы»
Нормативные документы 4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (ФГОС НОО) 5. Программа воспитания и социализации обучающихся основного общего образования (ФГОС ООО)
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации (2015 -2025) (29. 05. 2015 , № 996 -р)
Приоритетная задача РФ в сфере воспитания детей – развитие высоконравственной личности, разделяющей: — традиционные российские духовные ценности, — обладающей актуальными знаниями и умениями, — способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, — готовой к мирному созиданию и защите Родины
Цель Стратегии воспитания • определение приоритетов государственной политики в области воспитания и социализации детей • определение основных направлений и механизмов развития институтов воспитания • формирования общественно-государственной системы воспитания детей в РФ, учитывающей ü интересы детей, üактуальные потребности современного общества и государства, üглобальные вызовы XXI века üусловия развития страны в мире
Задачи Стратегии воспитания 1. Создание условий для консолидации усилий социальных институтов по воспитанию поколения 2. Обеспечение государственной поддержки семейного воспитания 3. Повышение эффективности воспитательной деятельности в системе образования и уровня психологопедагогической поддержки социализации детей 4. Создание условий для повышения эффективности воспитательной деятельности ОО в сельских поселениях
5. Создание условий для повышения ресурсного, организационного, методического обеспечения воспитательной деятельности и ответственности за результаты 6. Формирование социокультурной инфраструктуры, интегрирующей воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, научных, экскурсионно-туристических организаций 7. Повышение эффективности комплексной поддержки уязвимых категорий детей 8. Повышение компетентности родителей
Основные направления развития воспитания I. 1. 2. 3. 4. Развитие социальных институтов воспитания Поддержка семейного воспитания Развитие воспитания в системе образования Расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов Поддержка общественных объединений в сфере воспитания
II. Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций 1. Гражданское воспитание 2. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности 3. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей 4. Приобщение детей к культурному наследию России
5. Популяризация научных знаний среди детей 6. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья 7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение 8. Экологическое воспитание
Государственная Программа Санкт-Петербурга «Создание условий для обеспечения общественного согласия в Санкт-Петербурге на 2015 -2020» (04. 06. 2014 , № 452)
Причины принятия (состояние гражданского общества в СПб): 1. Особенность населения С-Петербурга 2. Тенденции развития молодежи в России 3. Состояние патриотического сознания населения города 4. Характер межнациональных отношений в Петербурге 5. Специфика информационной политики в Санкт-Петербурге
1. Особенность населения города Санкт-Петербурга: üМногонациональность üВысокая образованность üМировые (европейские) ценности развития üРазвитое гражданское общество
2. Тенденции развития молодежи в России: üрезкое сокращение численности (23 -30 лет): 35, 2 млн. -25, 6 млн. ; концентрация в экономических центрах России; инновации активность, мобильность, адаптации ü трудности социализации молодежи в городе: отсутствие четких идеологических установок со стороны государства üпроцессы миграции экономически активной молодежи: «западный вектор» Европа, США, Москва, Санкт-Петербург
3. Состояние патриотического сознания населения: üнеустойчивые настроения в обществе: «я – патриот» – 28 -41% гордость за историю страны – 81% гордость за современность – 30% не собираются защищать Родину – 41% молодых людей üзависимость патриотизма от текущей геополитической ситуации в мире üнизкий уровень постоянного положительного патриотического настроя
4. Межнациональные отношения: üобострение межнациональных отношений в городе в условиях активных миграционных процессов ( «серьезная городская проблема» – 52% «острота растет» – 46%) üнизкий уровень социализации мигрантов в городской среде, слабое восприятие норм и ценностей, культуры и обычаев местного населения, иногда абсолютное игнорирование традиций
Цель государственной Программы концентрация усилий государственной системы (создание условий) для достижения общественного согласия, позитивного общественного мнения и положительного идеологического настроя жителей Санкт-Петербурга в отношении вопросов жизнедеятельности города
Структура Программы: Подпрограмма 1. «Повышение уровня социализации и самореализации молодежи СПб в современном обществе» Подпрограмма 2. «Патриотическое воспитание граждан в СПб» Подпрограмма 3. «Укрепление гражданского единства и гармонизация межнациональных отношений в СПб» Подпрограмма 4. «Информационная деятельность органов государственной власти СПб и взаимодействие со СМИ»
Результаты реализации государственной Программы: 1. Повышение уровня социализации молодежи в современном обществе и возможности для ее эффективной самореализации 2. Рост патриотического сознания граждан Санкт-Петербурга 3. Снижение негативных настроений межд жителями и мигрантами, укрепление гражданского единства и гармонизация межнациональных отношений в городе
Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 (28. 11. 2014, Пр-2753)
Структура «Стратегии противодействия экстремизму» 1. Общие положения (ключевые понятия) 2. Основные источники угроз экстремизма в современной России 3. Цели, задачи и основные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму 4. Механизм реализации стратегии
Ключевые понятия стратегии: Идеология экстремизма – система взглядов и идей, представляющих насильственные (крайние) и иные противоправные действия как основное средство разрешения социальных, расовых, национальных, религиозных и политических конфликтов Проявления экстремизма Субъекты противодействия экстремизму Противодействие экстремизму
Цели, задачи и основные направления в сфере образования и молодежной политики: 1. Включение в Программы развития образования и воспитания мероприятий по формированию уважительного отношения ко всем этносам и религиям 2. Организация досуга детей, молодежи, обеспечение доступности объектов культуры, спорта, отдыха, создание условий для реализация потенциала
3. Государственная поддержка системы воспитания на основе традиционных для России духовных, нравственных и патриотических ценностей 4. Проведение в ОО занятий по: воспитанию патриотизма, культуры мирного поведения, межнациональной и межконфессиональной дружбы, обучение бесконфликтному общению и умению отстаивать собственное мнение
5. Включение в учебные планы тем, направленных на воспитание традиционных для российской культуры ценностей 6. Повышение профессионального уровня педагогических работников 7. Проведение социологических исследований социальной обстановки в ОО, мониторинга девиантного поведения молодежи 8. Повышение престижности образования полученного в росс. религиозных ОО
Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России (ФГОС НОО)
Структура Концепции 1. Национальный воспитательный идеал 2. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания 3. Духовно-нравственное развитие и воспитание 4. Базовые национальные ценности 5. Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания
Базовые национальные ЦЕННОСТИ • Патриотизм • Социальная солидарность • Гражданственность • Семья • Труд и творчество • Наука • Традиционные российские религии • Искусство и литература • Природа • Человечество
ПРИНЦИПЫ организации воспитания и социализации • Нравственного примера педагога • Социально-педагогического партнерства • Индивидуально-личностного развития • Интегративности программ духовнонравственного воспитания • Социальной востребованности воспитания
Программа воспитания и социализации обучающихся основного общего образования (ФГОС ООО)
ПРИНЦИПЫ организации воспитания и социализации в ОО • Аксиологичности воспитания (ценностного подхода) • Полисубъектности воспитания и социализации (взаимодействие различных субъектов, в т. ч. самого ребенка) • Системно-деятельностной организации воспитания (в системе и на основе деятельности)
Спасибо за внимание!
present5.com
Воспитание как стратегический общенациональный приоритет — КиберПедия
Правовой основой воспитания являются:
· Конституция Российской Федерации,
Федеральные законы:
· «Об образовании»,
· «О воинской обязанности и военной службе»,
· «О ветеранах»,
· «О днях воинской славы и памятных датах России»,
· «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»,
· Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
· Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 — 2020 годы»
В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей заявлено развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Целью Стратегии является определение приоритетов государственной политики в области воспитания и социализации детей, основных направлений и механизмов развития институтов воспитания, формирования общественно-государственной системы воспитания детей в Российской Федерации, учитывающих интересы детей, актуальные потребности современного российского общества и государства, глобальные вызовы и условия развития страны в мировом сообществе.
Для достижения цели Стратегии поставлены следующие задачи:
создание условий для консолидации усилий социальных институтов по воспитанию подрастающего поколения;
обеспечение поддержки семейного воспитания, содействие формированию ответственного отношения родителей или законных представителей к воспитанию детей;
повышение эффективности воспитательной деятельности в системе образования, физической культуры и спорта, культуры и уровня психолого-педагогической поддержки социализации детей;
создание условий для повышения ресурсного, организационного, методического обеспечения воспитательной деятельности и ответственности за ее результаты;
формирование социокультурной инфраструктуры, содействующей успешной социализации детей и интегрирующей воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, научных, экскурсионно-туристических и других организаций;
создание условий для повышения эффективности воспитательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, находящихся в сельских поселениях;
повышение эффективности комплексной поддержки уязвимых категорий детей (с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей, находящихся в социально опасном положении, сирот), способствующей их социальной реабилитации и полноценной интеграции в общество;
обеспечение условий для повышения социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей.
Приоритетами государственной политики в области воспитания являются:
создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности;
формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России;
поддержка единства и целостности, преемственности и непрерывности воспитания;
поддержка общественных институтов, которые являются носителями духовных ценностей;
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой гражданской идентичности россиян и главным фактором национального самоопределения;
обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого ребёнка, в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования, физической культуры и спорта, культуры и воспитания;
формирование внутренней позиции личности по отношению к окружающей социальной действительности;
развитие на основе признания определяющей роли семьи и соблюдения прав родителей кооперации и сотрудничества субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных, научных, традиционных религиозных организаций, учреждений культуры и спорта, средств массовой информации, бизнес-сообществ) с целью совершенствования содержания и условий воспитания подрастающего поколения России.
Ожидаемые результаты
Реализация Стратегии обеспечит:
укрепление общественного согласия, солидарности в вопросах воспитания детей;
повышение престижа семьи, отцовства и материнства, сохранение и укрепление традиционных семейных ценностей;
создание атмосферы уважения к родителям и родительскому вкладу в воспитание детей;
развитие общественно-государственной системы воспитания, основанной на межведомственной и межрегиональной координации и консолидации усилий общественных и гражданских институтов, современной развитой инфраструктуре, правовом регулировании и эффективных механизмах управления;
повышение роли системы общего и дополнительного образования в воспитании детей, а также повышение эффективности деятельности организаций сферы физической культуры и спорта, культуры;
повышение общественного авторитета и статуса педагогических и других работников, принимающих активное участие в воспитании детей;
укрепление и развитие кадрового потенциала системы воспитания;
доступность для всех категорий детей возможностей для удовлетворения их индивидуальных потребностей, способностей и интересов в разных видах деятельности независимо от места проживания, материального положения семьи и состояния здоровья;
создание условий для поддержки детской одарённости, развития способностей детей в сферах образования, науки, культуры и спорта, в том числе путём реализации государственных, федеральных, региональных и муниципальных целевых программ;
утверждение в детской среде позитивных моделей поведения как нормы, развитие эмпатии;
снижение уровня негативных социальных явлений;
развитие и поддержку социально значимых детских, семейных и родительских инициатив, деятельности детских общественных объединений;
повышение качества научных исследований в области воспитания детей;
повышение уровня информационной безопасности детей;
снижение уровня антиобщественных проявлений со стороны детей;
формирование системы мониторинга показателей, отражающих эффективность системы воспитания в Российской Федерации.
cyberpedia.su