Суббота , 23 ноября 2024
Разное / Овос это в экологии – Оценка воздействия на окружающую среду — Википедия

Овос это в экологии – Оценка воздействия на окружающую среду — Википедия

Содержание

Оценка воздействия на окружающую среду — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 апреля 2019; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 апреля 2019; проверки требует 1 правка.

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС, EIA, (англ. Environmental Impact Assessment) — термин Международной ассоциации по оценке воздействия на окружающую среду (IAIA, International Association for Impact Assessment). Предназначена для выявления характера, интенсивности и степени опасности влияния любого вида планируемой хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды и здоровье населения.

ОВОС относится к направлению, имеющему общий «зонтичный бренд» оценка программ.

Проведение ОВОС в РФ предусмотрено Статья 32. Проведение оценки воздействия на окружающую среду

[1] ФЗ «Об охране окружающей среды» N 7-ФЗ.

Оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

ОВОС намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду способствует принятию экологически грамотного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учёта общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий.

В процедуре ОВОС участвуют заказчик, исполнитель работ по оценке воздействия и общественность.

Заказчик — юридическое или физическое лицо, отвечающее за подготовку документации по намечаемой деятельности в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к данному виду деятельности на экологическую экспертизу.

Исполнитель работ по оценке воздействия на окружающую среду — физическое или юридическое лицо, осуществляющее проведение оценки воздействия на окружающую среду, которому заказчик предоставил право на проведение работ по оценке воздействия на окружающую среду. Исполнитель отвечает за полноту и достоверность оценок, соответствие их экологическим нормативам и стандартам.

В процессе выполнения ТЗ на ОВОС исполнитель проводит исследования по оценке воздействия с учётом альтернатив проекта, целей деятельности, способов их достижения и т. д., результатом которых является предварительный вариант материалов по оценке воздействия, с которым заказчик знакомит общественность. После анализа замечаний общественности и результатов общественных слушаний исполнитель готовит окончательный вариант материалов по оценке воздействия. Окончательный вариант ОВОС представляется на государственную экологическую экспертизу в составе другой предпроектной и проектной документации. Возможно также проведение общественной экологической экспертизы.

Третий участник ОВОС — общественность региона. Он может включаться в процедурный процесс на этапе представления первоначальной информации и на этапах проведения ОВОС. Принимать участие в общественных слушаниях, общественных обсуждениях.

Требования к разработчику[править | править код]

  • определение характеристик состояния окружающей среды в районе расположения объекта;
  • анализ видов, основных источников и интенсивности существующего техногенного воздействия в рассматриваемом районе;
  • выявление характера, объёма и интенсивности предполагаемого воздействия проектируемого объекта на компоненты окружающей среды в процессе строительства и эксплуатации;
  • описание целей реализации намечаемой деятельности, возможных альтернатив;

Принципы ОВОС[править | править код]

  • применение ОВОС в качестве инструмента формирования решений на самых ранних этапах проектирования и доступность на этих же этапах информации по проектным решениям для общественности;
  • рассмотрение во взаимосвязи технологических, технических, социальных, природоохранных и экономических показателей проектных предложений;
  • альтернативность проектных решений, формирование новых вариантов;
  • ответственность заказчика (инициатора) деятельности за последствия реализации проектных решений.

Заказчик обеспечивает финансирование всех процедур ОВОС.

ОВОС включает:

  • определение ресурсного потенциала территорий и фонового состояния окружающей среды;
  • разработку программы ОВОС;
  • оценку альтернативных вариантов строительства или хозяйственной деятельности;
  • оценку величины и продолжительности потенциального воздействия проекта на окружающую среду;
  • мониторинг воздействия реализации проекта на окружающую среду;
  • разработку мер и мероприятий по снижению уровня воздействия на окружающую среду;
  • общественные слушания[2] и экологическую экспертизу;
  • подготовку отчетов по анализу воздействия проекта на окружающую среду.

В окончательный вариант материалов по ОВОС должны включаться протоколы общественных слушаний[3].

В соответствии с методологией Международной организации по оценке влияния, процесс ОВОС представляет собой последовательный переход по следующим стадиям:

  1. Скрининг (screening), в рамках которого определяется, необходимо ли оценивать проект с точки зрения воздействия на окружающую среду и насколько детально.
  2. Скоппинг (scopping) — выявление проблем и сфер влияния, которые представляются важными, а также установление источников информации для ОВОС
  3. Оценка альтернативных проектов, в результате которой выявляется наиболее предпочтительный, благоприятный для окружающей среды способ достижения заявленных в проекте целей
  4. Оценка воздействия — определение и прогнозирование степени экологического, биологического и социального влияния проекта

На этапе оценки воздействия анализируются количественные показатели воздействия, а именно:

  • интенсивность воздействия (поступление загрязняющих веществ в единицу времени)
  • удельная мощность воздействия (поступление загрязняющих веществ на единицу площади)
  • периодичность воздействия во времени (дискретное, непрерывное, разовое воздействие)
  • длительность воздействия (год, месяц и т. д.)
  • пространственные границы воздействия (глубина, размеры и форма зоны воздействия)
  1. Управление экологическим воздействием — установление мероприятий, необходимых для устранения, минимизации, или компенсации неблагоприятных последствий от введения программ, реализации проекта и т. д.
  2. Оценка значимости — определение относительной важности и приемлемости прочих компонентов воздействия на окружающую среду (например, тех, которые нельзя элиминировать). Целью данного этапа является сокращение первоначального списка влияний путём выбора только тех, которые характеризуются наибольшей интенсивностью и продолжительностью. При этом используются следующие критерии значимости:
  • значительная по площади зона воздействия
  • влияние на особо охраняемые территории
  • особо опасное производство
  1. Составление отчета
    о проведении ОВОС
  2. Принятие решения — принятие проекта или отказ от его реализации, а также установление условий его осуществления
  3. Надзор за соблюдением предписанных условий осуществления проекта, контроль степени влияния проекта на окружающую среду, а также эффективности мер по снижению негативных последствий.

На Украине

В результате изменений в законодательной системе, отныне субъекту хозяйствования необходимо провести оценку воздействия на окружение (ОВД). ОВД выдвигает требования касательно экологической безопасности, рационального использования природных ресурсов, минимизации вредного воздействия на окружение в процессе принятии решений об осуществлении плановой деятельности. Результатом проведения оценки воздействия является разработка соответствующего заключения об оценке воздействия на окружение.

Главным моментом изменений является замена заключения государственной экологической экспертизы на заключение об оценке воздействия на окружение. Без наличия заключения об оценке воздействия на окружение предприятию запрещается осуществлять запланированную деятельность.[4]

ru.wikipedia.org

8. Оценка воздействия на окружающую среду (овос)

Под оценкой воздействия на окружающую среду понимают деятельность, направленную на определение характера и степени потенциального воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду, ожидаемых экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий и выработку мер по охране окружающей среды и рационального природопользования.

Общие требования к оценке воздействия на окружающую среду установлены ст. 32 ФЗ «Об охране окружающей среды» и «Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ», утвержденным Приказом Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 N 372.

В соответствии со ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» — оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) — это вид деятельности по выявлению, анализу и учету планируемой хозяйственной деятельности на окружающую среду. В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» обязательность ОВОС является одним из принципов охраны окружающей среды.

Объект оценки воздействия на окружающую среду — намерение лица осуществлять потенциально опасную для окружающей среды деятельность, выраженное в документации, которая обосновывает деятельность.

Субъекты оценки воздействия на окружающую среду — заказчик — хозяйствующий субъект, отвечающий за подготовку документов, исполнитель и лицо, которому поручена оценка воздействия на окружающую среду (это может как орган власти, так и специалисты соответствующих отраслей промышленности).

Правовое значение ОВОС:

1. По объектам, обязательным для экологической экспертизы, ОВОС является первым обязательным этапом;

2. Учет общественного мнения;

3. Возможность внести изменения в проект хозяйственной деятельности до ввода объекта в эксплуатацию;

Принципы ОВОС:

1.Презумпция потенциальной экологической опасности любого проекта;

2. Гласность;

3. Научная обоснованность;

4. Достоверность и полнота информации;

5. Альтернативность.

Этапы ОВОС:

1. Предварительный этап. Тут осуществляется сбор информации, информирование общественности, составление технического задания.

2. Исследовательский этап. Включает выявление возможных последствий, оценку проекта, анализ состояния окружающей среды в предполагаемом месте реализации проекта. На этой стадии готовится предварительное заключение.

3. Подготовка заключения оценки воздействия на окружающую среду и передача этого заключения заказчику, в том числе, органу, который будет проводить экологическую экспертизу, если она будет проводиться.

Заключение ОВОС носит рекомендательный характер.

Если будет экологическая экспертиза, то оценка воздействия на окружающую среду обязательна, если нет экспертизы — то эту процедуру можно проводить по собственному желанию.

9. Экологическая экспертиза

Экологическая экспертиза является мерой обеспечения выполнения экологических требований при принятии экологически значимых решений. Процедура экологической экспертизы является формой предварительного экологического контроля

Правовое регулирование осуществляется на основании ФЗ от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

Согласно ст. 1 ФЗ «Об экологической экспертизе» экологическая экспертиза — это установление соответствия документов, обосновывающих намечаемую хозяйственную и иную деятельность экологическим требованиям, техническим регламентам в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Цель экологической экспертизы – предотвращение вредных последствий хозяйственной деятельности для охраны окружающей среды, здоровья человека, экологической безопасности общества.

Принципы экологической экспертизы:

1. Презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

2. Обязательность проведения экспертизы до принятия решения о реализации объекта;

3. Комплексность оценки воздействия на окружающую среду;

4. Обязательность учета требований экологической безопасности на всех этапах хозяйственной деятельности;

5. Достоверность и полнота информации, представленной на эту экспертизу;

6. Независимость экспертов;

7. Научная обоснованность объективность и законность заключения этой экспертизы;

8. Гласность. Участие общественных организаций, учет общественного мнения;

9. Ответственность участников и заинтересованных лиц за организацию, проведение и качество экспертизы

Ст. 4 ФЗ «Об экологической экспертизе» определяет виды экологической экспертизы:

1. Государственная;

2. Общественная.

Субъектами государственной экологической экспертизы выступают три стороны:

а) Заказчик. Это органы государственной власти, наделенные правом назначать такую экспертизу. Такие полномочия есть у Минприроды и его территориальных органов, у Правительства субъектов РФ.

б) Подрядчик. Это исполнитель задания по экологической экспертизе. Подрядчиком может быть самостоятельная комиссия, либо по ее заданию НИИ или подобное учреждение согласно профилю объекта.

в) Потребитель. Это предприятие, организация или учреждение, чьи объекты стали предметом анализа.

В настоящее время функции проведения государственной экологической экспертизы осуществляют: федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор (подведомственный Минприроды)) и федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор (подведомственный Правительству РФ)).

Под объектами экологической экспертизы понимаются документы, которые предшествуют или обосновывают производственно-хозяйственную, рекреационную или иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека.

Объекты экспертизы делятся на 2 уровня: федеральный и субъектов РФ.

Для разграничения объектов на группы проф. Дубовик предлагает использовать два критерия:

1. Формально-юридический. Т.е. утверждение проектов Правительством РФ и федеральными органами исполнительной власти.

2. Экологический. Т.е. потенциальная возможность воздействия объекта на окружающую среду в определенном регионе.

Государственная экологическая экспертиза проводится за счет заказчика, максимально ограничена сроком 4 месяца, ее заключение имеет юридическую силу акта органа исполнительной власти.

Государственная экологическая экспертиза проводится по объектам, перечисленным в ст. 11 и 12 ФЗ «Об экологической экспертизе». В том числе:

1. Проекты федеральных экологических программ;

2. Материалы обоснования лицензий;

3. Техническая документация на новую технику и технологии;

4. Материалы комплексного экологического обследования, зон и территорий для обоснования статуса ООПТ, зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайной экологической ситуации.

Проектная документация на хозяйственные объекты, не включенные в перечень ст. 11 и 12 подлежат государственной экспертизе в порядке, установленным градостроительным кодексом (ГСК РФ).

Некоторые объекты перечислены в ФЗ «Об охране окружающей среды»:

1. Размещение ядерных установок и атомных станций;

2. Строительство и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств;

3. Ввоз в РФ ядерных реакторов для хранения или переработки;

4. Все виды хозяйственной деятельности во внутренних морских водах и территориальном море;

5. Определение мест размещения отходов, погребения скотомогильников;

6. Использования в исключительных случаях лечебно-оздоровительных природных ресурсов для целей, не связанных с лечением населения.

Результаты государственной экологической экспертизе имеют силу подзаконного нормативного акта, и могут быть обжалованы в установленном для них порядке.

Общественная экологическая экспертиза.

Общественная экологическая экспертиза в соответствии со ст. 20 ФЗ «Об экологической экспертизе» организуется и проводится по инициативе граждан, и органов местного самоуправления, общественными организациями экологического профиля.

Субъектами общественной экологической экспертизы являются:

а) Инициатор;

б) Непосредственный эксперт.

По заказу общественной организации проведение экспертизы может быть поручено НИИ соответствующего профиля.

В соответствии со ст. 21 ФЗ «Об экологической экспертизе» объектами общественной экологической экспертизы могут быть любые виды потенциально опасной для окружающей среды деятельности за исключением случаев связанных с охраной государственной, военной, семейной тайны. Порядок проведения установлен ст. 22 ФЗ.

Решение о проведении экспертизы должно быть зарегистрировано в органе местного самоуправления.

Общественная экспертиза проводится либо до государственной экспертизы, либо параллельно с ней, т.к. государственная экспертиза обладает более высокой юридической силой, чем общественная экспертиза.

Заключение общественной экологической экспертизы носит рекомендательный характер. Заключение приобретает юридическую силу после его утверждения органом, осуществляющим государственную экологическую экспертизу или решением суда. В случае невыполнения данного условия заключение государственной экологической экспертизы может быть обжаловано в судебном порядке.

В литературе по экологическому праву можно встретить такие виды экспертизы, как: ведомственная, научная, коммерческая и др. Однако их проведение не имеет самостоятельного правового значения.

studfile.net

ОВОС — это… Что такое ОВОС?

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС, EIA, (англ. Environmental Impact Assessment) — термин Международной ассоциации по оценке воздействия на окружающую среду (IAIA, International Association for Impact Assessment). Предназначена для выявления характера, интенсивности и степени опасности влияния любого вида планируемой хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды и здоровье населения.

ОВОС относится к направлению, имеющему общий «зонтичный бренд» оценка программ.

Проведение ОВОС предусмотрено Федеральным законом «Об экологической экспертизе» [1] для всех видов намечаемой хозяйственной или иной деятельности.

ОВОС намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду способствует принятию экологически грамотного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий.

Участники ОВОС

В процедуре ОВОС участвуют инвестор-заказчик, исполнитель работ по оценке воздействия и общественность.

Заказчик — юридическое или физическое лицо, отвечающее за подготовку документации по намечаемой деятельности в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к данному виду деятельности на экологическую экспертизу.

Исполнитель работ по оценке воздействия на окружающую среду — физическое или юридическое лицо, осуществляющее проведение оценки воздействия на окружающую среду, которому заказчик предоставил право на проведение работ по оценке воздействия на окружающую среду. Исполнитель отвечает за полноту и достоверность оценок, соответствие их экологическим нормативам и стандартам.

В процессе выполнения ТЗ на ОВОС исполнитель проводит исследования по оценке воздействия с учетом альтернатив проекта, целей деятельности, способов их достижения и т. д., результатом которых является предварительный вариант материалов по оценке воздействия, с которым заказчик знакомит общественность. После анализа замечаний общественности и результатов общественных слушаний исполнитель готовит окончательный вариант материалов по оценке воздействия. Окончательный вариант ОВОС представляется на государственную экологическую экспертизу в составе другой предпроектной и проектной документации. Возможно также проведение общественной экологической экспертизы.

Третий участник ОВОС — общественность региона. Он может включаться в процедурный процесс на этапе представления первоначальной информации и на этапах проведения ОВОС. Принимать участие в общественных слушаниях, общественных обсуждениях.

Процедура

Требования к разработчику

  • определение характеристик состояния окружающей среды в районе расположения объекта;
  • анализ видов, основных источников и интенсивности существующего техногенного воздействия в рассматриваемом районе;
  • выявление характера, объема и интенсивности предполагаемого воздействия проектируемого объекта на компоненты окружающей среды в процессе строительства и эксплуатации;
  • описание целей реализации намечаемой деятельности, возможных альтернатив;

Принципы ОВОС

  • применение ОВОС в качестве инструмента формирования решений на самых ранних этапах проектирования и доступность на этих же этапах информации по проектным решениям для общественности;
  • рассмотрение во взаимосвязи технологических, технических, социальных, природоохранных и экономических показателей проектных предложений;
  • альтернативность проектных решений, формирование новых вариантов;
  • ответственность заказчика (инициатора) деятельности за последствия реализации проектных решений.

Заказчик обеспечивает финансирование всех процедур ОВОС.

ОВОС включает:

  • определение ресурсного потенциала территорий и фонового состояния окружающей среды;
  • разработку программы ОВОС;
  • оценку альтернативных вариантов строительства или хозяйственной деятельности;
  • оценку величины и продолжительности потенциального воздействия проекта на окружающую среду;
  • мониторинг воздействия реализации проекта на окружающую среду;
  • разработку мер и мероприятий по снижению уровня воздействия на окружающую среду;
  • общественные слушания [2] и экологическую экспертизу;
  • подготовку отчетов по анализу воздействия проекта на окружающую среду.

В окончательный вариант материалов по ОВОС должны включаться протоколы общественных слушаний [3].

Этапы проведения ОВОС

В соответствии с методологией Международной организации по оценке влияния, процесс ОВОС представляет собой последовательный переход по следующим стадиям:

  1. Скрининг (screaning), в рамках которого определяется, необходимо ли оценивать проект с точки зрения воздействия на окружающую среду и на сколько детально.
  2. Скоппинг (scopping) — выявление проблем и сфер влияния, которые представляются важными, а также установление источников информации для ОВОС
  3. Оценка альтернативных проектов, в результате которой выявляется наиболее предпочтительный, благоприятный для окружающей среды способ достижения заявленных в проекте целей
  4. Оценка воздействия — определение и прогнозирование степени экологического, биологического и социального влияния проекта

На этапе оценки воздействия анализируются количественные показатели воздействия, а именно:

  • интенсивность воздействия (поступление загрязняющих веществ в единицу времени)
  • удельная мощность воздействия (поступление загрязняющих веществ на единицу площади)
  • периодичность воздействия во времени (дискретное, непрерывное, разовое воздействие)
  • длительность воздействия (год, месяц и т. д.)
  • пространственные границы воздействия (глубина, размеры и форма зоны воздействия)
  1. Управление экологическим воздействием — установление мероприятий, необходимых для устранения, минимизации, или компенсации неблагоприятных последствий от введения программ, реализации проекта и т. д.
  2. Оценка значимости — определение относительной важности и приемлемости прочих компонентов воздействия на окружающую среду (например, тех, которые нельзя элиминировать). Целью данного этапа является сокращение первоначального списка влияний путем выбора только тех, которые характеризуются наибольшей интенсивностью и продолжительностью. При этом используются следующие критерии значимости:
  • значительная по площади зона воздействия
  • влияние на особо охраняемые территории
  • особо опасное производство
  1. Составление отчета о проведении ОВОС
  2. Принятие решения — принятие проекта или отказ от его реализации, а также установление условий его осуществления
  3. Надзор за соблюдением предписанных условий осуществления проекта, контроль степени влияния проекта на окружающую среду, а также эффективности мер по снижению негативных последствий.

Литература и источники

Примечания

  1. [1]
  2. [2]
  3. [3]

См. также

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Оценка воздействия на окружающую природную среду. (ОВОС) — КиберПедия

Нормативная база:

ü ст.32 ФЗ «Об охране окружающей среды»

ü Приказ Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 года, утвердивший «Положение об оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности».

ОВОС всегда предшествует проведению государственной экологической экспертизы.

ОВОС – это процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством:

1) определения возможных неблагоприятных воздействий

2) оценки экологических последствий

3) учёта общественного мнения

4) разработки мер по уменьшению и предотвращению последствий.

Цель ОВОС – это предотвращение или смягчение воздействий намечаемой деятельности на окружающую среду и связанных с ней социальных, экономических и иных последствий.

Субъекты ОВОС:

Заказчик

Заказчик – это физическое или юридическое лицо, отвечающее за подготовку документации по намечаемой деятельности в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к данному виду деятельности.

Заказчик в дальнейшем предоставляет документы на государственную экологическую экспертизу.

Требования закреплены в Регламенте 1997 г. (существовавшем до 2000 г.)

Действует также Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 9 июля 2003 года, утвердивший «Методические рекомендации по подготовке материалов, представляемых на государственную экологическую экспертизу».

2) исполнитель работ по ОВОС – это физическое или юридическое лицо, которое осуществляет непосредственно проведение ОВОС.

Как правило, это проектная организация либо иное лицо, которое обладает специальными знаниями по намечаемой деятельности.

Часто исполнитель совпадает с заказчиком (в одном лице).

3) уполномоченный орган государственной власти, который представляет имеющуюся в его распоряжении информацию по экологическому состоянию территории и информацию по воздействию аналогичной деятельности на окружающую среду.

Это могут быть:

— органы государственной власти РФ (федеральные органы исполнительной власти – например, Министерство природных ресурсов РФ) и иные

— исполнительные органы государственной власти субъектов РФ

— иные органы, которым делегированы специальные полномочия.

О местных органах власти ничего не говорится, но в принципе им могут быть делегированы полномочия.

Общественность

Понятие не определено. На практике: общественность – это население, проживающее на территории, в пределах которой предполагается воздействие намечаемой деятельности (так определялось в Положении 1994 г.)



Результаты ОВОС – это

1) информация о характере и масштабах воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду и альтернативах её реализации; об оценке экологических и связанных с ними социально-экономических и иных последствий и их значимости; о возможности минимизации (уменьшения) последствий

2) выявление и учёт общественных предпочтений при принятии заказчиком решений, касающихся намечаемой деятельности

3) решение заказчика по определению альтернативных вариантов реализации намечаемой деятельности.

Т.е. именно заказчик принимает решение о том, какое решение принять (какой вариант выбрать).

Рассматриваются альтернативные варианты реализации намечаемой деятельности, касающиеся в том числе:

— места размещения намечаемой деятельности

— выбора технологий

— «нулевой вариант» (отказ от деятельности).

Результаты ОВОС документируются в материалах об ОВОС (это комплекс документов). Требования к данным материалам содержатся в Приложении к данному Положению.

Материалы об ОВОС являются частью документации, представляемой на государственную экологическую экспертизу, и используются при принятии управленческих решений.

Этапы проведения ОВОС:

1) предварительная оценка и составление технического задания

На данном этапе осуществляются следующие мероприятия:

ש подготовка обосновывающей документации, содержащей

описание намечаемой деятельности, цели её реализации, возможные альтернативы и условия реализации

ש проводится информирование общественности (раздел 4 Положения)

Предусмотрено участие общественных организаций. Участие должно быть оформлено Протоколом общественных слушаний. Понятие общественного слушания не определено.



ש Осуществляется предварительная оценка намечаемой деятельности,

сроков её осуществления и места размещения, производится оценка состояния окружающей среды и возможных воздействий на неё (в том числе – относительно образования отходов, а также источников выбросов и сбросов загрязняющих веществ)

ש Составление технического задания для исполнителя либо заказчика.

2) проведение исследований и подготовка предварительных материалов по ОВОС

Проводятся следующие мероприятия:

ש анализ состояния территории

ש анализ возможных воздействий и последствий деятельности.

3) подготовка окончательного варианта материалов по ОВОС.

 

Экологическая экспертиза

Правовая основа правового регулирования данных общественных отношений:

ü ст.33 ФЗ «Об охране окружающей среды» (эта норма имеет отсылочный характер)

ü ФЗ «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 года (с дополнениями 1998 года)

ü «Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы», утверждённое Постановлением Правительства от 11 июня 1996 года.

Понятие

Экологическая экспертиза– это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий.

Т.е. экспертиза – это 1) установление соответствия, 2) принятие решения о допустимости.

Часто экологическую экспертизу называют предварительным экологическим контролем. Отличие экспертизы от контроля – деятельности как таковой ещё нет, она только намечается.

Объектами экологической экспертизы (в соответствии со ст.11, 12 ФЗ «Об экологической экспертизе») являются:

ש предпроектная и проектная документация по намечаемой деятельности

ש проекты нормативно-правовых и иных правовых актов, реализация которых

может оказать негативное воздействие на окружающую среду.

Уровни экспертиз (в том числе – государственной):

1) федеральный уровень (ст.11 ФЗ называет объекты государственной экологической экспертизы)

2) уровень субъектов РФ (ст.12 ФЗ).

Виды экологической экспертизы (в зависимости от субъекта, который её назначает и проводит):

1) государственная экологическая экспертиза

2) общественная экологическая экспертиза.

Принципы экологической экспертизы:

cyberpedia.su

ОВОС и экологическая экспертиза при размещении в ООПТ

✚ Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза при размещении в ООПТ от специалистов «ЭкоЭксперт» с опытом работы более 13 лет.

Оценка воздействия на окружающую среду (далее – ОВОС) – общепринятый в мире термин (в переводе с англ. – EIA «Environmental Impact Assessment»). В ходе комплексного исследования проектируемых объектов по материалам ОВОС оформляется комплект документации, который в составе общего проекта направляется на экологическую экспертизу.

Что такое оценка воздействия на окружающую среду

Оценка воздействия на окружающую среду — это подробный анализ характеристик и условий, который направлен на определение их влияния в связи с изменением исходного состояния из-за строительства нового объекта. При проектировании любого жилого квартала или промышленного комплекса важно учитывать изменение параметров окружающей среды, возможные последствия на здоровье человека, состояние экологии в границах участка и за его пределами.

Главная цель процесса ОВОС – определение и экологически грамотное обоснование различных возможных последствий в случае реализации определенного инвестиционно-строительного проекта. Причем оцениваются разные варианты размещения объекта, технические решения и организация его эксплуатации, а также проводится оценка финансовых вложений на обеспечение экологической безопасности в зоне влияния объекта.

Чем регламентировано проведение ОВОС

Проведение ОВОС четко регламентировано основными нормативными документами – Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ, утвержденное Приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 г. № 372 и ФЗ № 174 «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995г. (в редакции от 01.05.2019г.)

Этапы проведения «ОВОС» в соответствии с указанными требованиями действующего законодательства смотрите в нашей статье.

Квалифицированные специалисты ООО «ЭкоЭксперт» выполняют полный комплекс услуг по подготовке материалов ОВОС в составе документации на экологическую экспертизу для любых объектов, в том числе:

  • расположенных на участках особо охраняемых природных территорий (земли ООПТ),
  • проектируемых в рамках внедрения и освоения новых территорий.

В данной статье рассмотрен вопрос, связанный со строительством и реконструкцией объектов, которые полностью или частично располагаются на землях ООПТ.

Основным законом, регулирующим отношения в области особо охраняемых природных территорий, является Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 N 33-ФЗ.

В соответствии с этим законом, особо охраняемые природные территории – это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Территории ООПТ частично или полностью изымаются из хозяйственного оборота. На значительной части особо охраняемых природных территорий разрешено строительство новых объектов только необходимых для функционирования ООПТ и населенных пунктов, которые расположены в ее границах. На территории ООПТ устанавливается режим особой охраны.

Категории ООПТ

В зависимости от особенностей режима устанавливаются различные категории ООПТ:

  • государственные природные заповедники,
  • национальные парки, природные парки,
  • государственные природные заказники, памятники природы и др.

Примерами ООПТ в Москве и Московской области являются: национальный парк «Лосиный остров», природный заказник «Воробьевы горы», природно-исторический парк «Битцевский лес», памятник природы «Молжаниновское верховое болото» и многие другие.

ООПТ могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответствующих органов исполнительной власти. В особых случаях ООПТ могут находиться в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования.

При оформлении материалов ОВОС важно понимать, какое значение имеет та или иная территория, чтобы определить орган согласующий документацию.

Государственная экологическая экспертиза в обязательном порядке назначается для проектной документации объектов, строительство или реконструкция которых предполагается на землях ООПТ и проверяется специалистами на федеральном либо региональном уровне.

Объектами государственной экологической экспертизы являются:

На федеральном уровне На региональном уровне
ПД для объектов на территории: ПД для объектов на территории:
1) ООПТ федерального значения 1) ООПТ регионального значения)
2) Байкальской природной территории 2) ООПТ местного значения
3) Особо опасные, технически сложные и уникальные объекты, объекты обороны и безопасности в границах ООПТ регионального и местного значения  

Оформление материалов ОВОС

Процесс формирования материалов ОВОС специалисты ООО «ЭкоЭксперт» начинают на основе анализа исходной документации об объекте и окружающей территории, которую предоставляет Заказчик. Чтобы объективно оценить потенциальное воздействие на окружающую среду определенных условий и характеристик, важно опираться на подробную информацию. У каждого заказчика запрашивается комплект исходных данных, который зависит от особенностей проектируемого объекта и стадии проектирования.

Также, важно ознакомиться с Положением по конкретной ООПТ, где прописано зонирование территории ООПТ и виды разрешенного использования. Так, в пределах зон особой охраны ООПТ может быть запрещено любое строительство.

Как правило, ОВОС для объектов на территории ООПТ проводится параллельно с разработкой основных разделов проектной документации. Поэтому в качестве исходных данных для раздела ОВОС могут являться: комплект проектной документации, отчеты об инженерных изысканиях, письма уполномоченных органов в области охраны окружающей среды, характеристика территории строительства, предоставленная дирекцией ООПТ и т.д.

Оформление материалов ОВОС состоит из последовательности этапов:

  1. 1. Уведомление, предварительная оценка и составление технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду
  2. 2. Подготовка предварительных материалов ОВОС
  3. 3. Проведение общественных слушаний
  4. 4. Доработка материалов ОВОС по результатам слушаний и других замечаний и предложений
  5. 5. Прохождение государственной экологической экспертизы материалов

Опытные специалисты «ЭкоЭксперт» готовы профессионально помочь в сопровождении работ на любом из перечисленных этапов.

Стандартный комплект документации ОВОС регламентируется Приказом Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 г. № 372.

Предварительная оценка

В ходе проведения ОВОС предусматривается предварительная оценка (по качеству и соответствию нормативам) воздействия проектируемого объекта на стадии его строительства/реконструкции и эксплуатации на различные параметры окружающей среды:

  • наземно-воздушную среду и климат;
  • поверхностные и подземные грунтовые воды;
  • почвы и грунты;
  • растительность, животный мир и экосистему.

Помимо этого оценивается воздействие физических факторов (уровень шума, вибрации, электромагнитного излучения, радиации), а также составляется прогноз влияния на окружающую среду отходов производства, которые будут накапливаться в результате эксплуатации объекта. После определения воздействия всех значимых параметров специалисты разрабатывают варианты предотвращения или уменьшения негативного влияния неблагоприятных условий. В обязательном порядке предусматриваются мероприятия по охране растительного и животного мира ООПТ (в том числе краснокнижных видов, при наличии таковых на территории), в том числе оформляется перечень рекомендаций по проведению экологического мониторинга.

Фото 1. Ландыш майский на территории застройки в заказнике «Навашинский», Нижегородская область.

Альтернативный вариант реализации проекта

В ходе исследования ОВОС рассматривается альтернативный вариант реализации проекта с целью анализа воздействия объекта на окружающую среду при таких условиях. Иногда, даже детально изучается вариант отказа от реализации проекта на выделенном участке, чтобы найти оптимальное расположение объекта, при котором изменение состояния экосистемы особо-охраняемой природной территории, вызванное негативными факторами будет минимальным.

В соответствии с ФЗ № 7 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды», ФЗ № 174 от 23.11.1995г. «Об экологической экспертизе», Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ, утвержденным Приказом Госкомэкологии № 372 от 16.05.2000г. предварительные материалы ОВОС, подготовленные по определенному проекту, должны быть вынесены на общественные обсуждения.

Обеспечение участия общественности в обсуждении проекта о намечаемой хозяйственной или иной деятельности организует заказчик в тесном взаимодействии с органами местного самоуправления или другими соответствующими органами государственной власти. Информацию об общественных слушаниях (краткая характеристика объекта, время и место проведения), как правило размещают в местных СМИ либо другими удобными способами.

По согласованию специалисты «ЭкоЭксперт» могут принимать участие в общественных слушаниях, чтобы подробно предоставить достоверную информацию об объекте на основе материалов ОВОС. Главная задача эколога в таком мероприятии – донести до заинтересованных лиц и обычных граждан объективные сведения о том, что строительство или реконструкция объекта не нанесет ущерба экосистеме ООПТ и района в целом, с учетом разработки комплекса всевозможных мер по предотвращению загрязнения, минимизации выбросов и т.д. По завершению процесса общественных обсуждений оформляется окончательный вариант документации ОВОС, в котором учитываются все замечания и предложения, полученные от общественности и других заинтересованных сторон. Именно этот комплект материалов ОВОС в составе общего проекта направляется на государственную экологическую экспертизу.

Кто осуществляет экологическую экспертизу?

Государственная экологическая экспертиза регионального уровня в Москве осуществляется Департаментом природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы, в Московской области – Министерством экологии и природопользования Московской области.

Федеральная экологическая экспертиза проводится Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (РосПриродНадзор). По результатам проведения государственной экологической экспертизы выдается положительное заключение, которое является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта.

Опыт и примеры работ компании «ЭкоЭксперт»

В компании «ЭкоЭксперт» накоплен многолетний практический опыт разработки различных проектов экологической документации. Главная ценность в нашей специфике – сплоченная команда квалифицированных профессионалов, что помогает нам организовать выполнение любого проекта в согласованный с заказчиком срок и в соответствии с действующими нормативными требованиями. Наши специалисты оформляют подготовку материалов ОВОС и в дальнейшем оказывают сопровождение проекта в процессе процедуры согласования.

Среди выполненных работ по оценке воздействия на окружающую среду представлены объекты различного назначения:

  • прокладка кабельной линии на территории природно-исторического парка «Москворецкий»,
  • строительство ДНТ в границах охранной зоны национального парка «Лосиный Остров»,
  • реконструкция автодороги на территории Национального парка «Угра»,
  • строительство линии электропередач для электрификации дачного поселка на территории национального парка «Мещера».

Базовые цены (тарифы) на разработку материалов ОВОС можно посмотреть в разделе «Цены». В зависимости от специфических особенностей и характеристик объекта, стоимость комплекса работ определяется индивидуально для каждого заказчика после анализа предоставленной исходной информации. Предварительные консультации для клиентов проводятся бесплатно!

 

xn--80anccgcwd3a3hra8a.xn--p1ai

Оценка воздействия на окружающую среду

Раздел 1 Оценка воздействия на окружающую среду

1.1 Основные понятия

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) – это процедура учета экологических требований законодательства РФ в системе подготовки хозяйственных, в том числе предпроектных, проектных и других решений, направленная на выявление и предупреждение неприемлемых для общества экологических и связанных с ними социальных, экономических и других последствий ее реализации, а также оценки инвестиционных затрат на природоохранные мероприятия.

Целью ОВОС является организация и проведение (на стадии подготовки решения) всесторонних, объективных, научных исследований и анализа объектов экспертизы с позиций эффективности, полноты, обоснованности и достаточности предусмотренных в них мер, правильности определения заказчиком степени экологического риска и опасности намечаемой или осуществляемой деятельности, а также обеспечение экологического прогнозирования на основе информации о состоянии и возможных изменениях экологической обстановки, вследствии размещения и развития производительных сил, не приводящих к негативному воздействию на ОС, т. е. определение вероятности экологически вредных воздействий и возможных социальных, экономических и экологических последствий.

Как и любая деятельность ОВОС имеет свои принципы ОВОС, которые закреплены в Законе «Об охране окружающей природной среды». Основными среди них являются принципы:

1. обязательности – ОВОС является обязательной мерой охраны окружающей природной среды, предшествующей принятию хозяйственного решения.;

2. научной обоснованности – ОВОС представляет собой научно-исследовательский процесс и должна производиться на современном научно-техническом уровне, с использованием новейших форм и методов научных исследований квалифицированными учеными-экспертами;

3. широкой гласности и участия общественности, который предполагает доступность информации о ходе проведения ОВОС и экспертизы, принятых решениях и их учете органом управления при реализации объекта экспертизы, возможность общественных организаций и граждан получать такую информацию и доводить до сведения лиц, принимающих решения свою позицию, обязательность для последних сообщать о принятых решениях и т. д.;

4. презумпции потенциальной экологической опасности и приоритета экологической безопасности – любой вид деятельности может повлечь экологические последствия для окружающей среды. В связи с этим заказчик намечаемой деятельности обязан привести доказательства экологической безопасности или спрогнозировать воздействие планируемой им деятельности на окружающую среду, обосновать допустимость этого воздействия и разработать необходимые меры охраны.

5. комплексности оценки – предполагает подготовку заказчиком раздела «ОВОС» проекта, в котором определяется воздействие, его масштабы и распространение, изменения в окружающей среде, природных процессах и явлениях, а также в социальной среде.;

6. достоверности и полноты информации определяет необходимость предоставления заказчиком полной информации о планируемом объекте, современном состоянии окружающей среды и воздействии на нее планируемого объекта в соответствии с требованиями, которые предъявляются к комплектованию проектной документации;

7. гласности — устанавливает обязанность заказчика информировать заинтересованные стороны о проведении ОВОС и экологической экспертизы, привлекать общественность к обсуждению, учитывать общественное мнение;

8. ответственностизаинтересованных лиц за организацию, проведение и качество ОВОС и экологической экспертизы означает, что в случае невыполнения ими требований по организации и проведению работ они будут нести предусмотренную законодательством ответственность.

Основными субъектами ОВОС являются инвестор, заказчик, разработчик и общественность.

Инвесторы – физические или юридические лица, осуществляющие капитальные вложения на территории Российской Федерации с использованием собственных или иных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Ими также могут быть юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица, объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности.

Заказчик – организатор деятельности, располагающий финансовыми и материальными ресурсами, необходимыми для подготовки и реализации намечаемых хозяйственных решений.

Разработчик – научно-исследовательская, проектная, проектно-технологическая, технологическая или другая организация, осуществляющая по заданию заказчика разработку проекта хозяйственной деятельности или другой документации, реализация которой может оказать воздействие на ОС.

Общественность – одно или несколько физических или юридических лиц, объединенных общей идеей.

ОВОС проводится в три этапа . На первом этапе заказчик обязан уведомить органы власти и общественность об основных характеристиках предлагаемой им деятельности. Таким образом, заинтересованные стороны получают возможность участвовать в процессе экологической оценки, начиная с ее самых ранних стадий. На данном этапе заказчик также должен провести предварительную оценку воздействия с целью составления Технического задания и предварительные консультации с целью выявления заинтересованной общественности. На этом этапе заказчик собирает и документирует информацию о состоянии окружающей среды и ее наиболее уязвимых компонентах и о возможных значимых воздействиях на окружающую среду.

Основной задачей второго этапа является проведение исследований по оценке воздействия и подготовка предварительного варианта материалов по оценке воздействия. Предварительный вариант материалов должен включать резюме нетехнического характера и быть доступен заинтересованным сторонам. Это необходимо, в первую очередь, для того, чтобы заказчик мог собрать все комментарии заинтересованных сторон и своевременно учесть их. На более позднем этапе сделать это будет уже организационно сложнее и экономически менее эффективно.

Наконец, на третьем этапе готовится окончательный вариант материалов по оценке воздействия, в котором учитываются предложения и замечания, поступившие при обсуждении предварительного варианта и протоколы общественных слушаний (в случае их проведения). Окончательный вариант материалов по оценке воздействия представляется на государственную и общественную (в случае, если таковая проводится) экологическую экспертизу.

1.2 Основные разделы ОВОС

Материалы раздела «Оценка воздействия на окружающую среду», разрабатываемого в составе Обоснования инвестиций, должны, среди прочей информации, содержать:

1. информацию о природных условиях и состоянии компонентов окружающей среды в зоне возможного воздействия объекта, современном и перспективном использовании территории, ее природных и исторических особенностях;

2. характеристику намечаемой деятельности, информацию об источниках воздействия;

3. предварительную оценку воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду, которая, в частности, должна включать:

— оценку изученности территории и достаточности исходной

— информации о состоянии компонентов природной среды;

— прогнозную оценку изменений в природной среде, а также оследствий этих изменений для человека.

Раздел должен содержать предложения по составу природоохранных мероприятий, а также по организации производственного экологического мониторинга. Кроме того, раздел должен включать рекомендации по разработке экологического обоснования на следующем этапе подготовки проекта (в проектной документации), а также, в случае необходимости, предложения по дальнейшему изучению природных особенностей территории.

1.3 Необходимость проведения ОВОС для мелиоративных систем

1.4 Методы ОВОС, их применение для выявления значимых воздействий от мелиоративных систем

В основе процедуры подготовки лежат сбор и обобщение данных о состоянии окружающей среды и влиянии на нее проектируемого технического сооружения. На этапе создания ОВОС проектируемых объектов на первый план выступает прогнозирование как метод получения данных о возможном состоянии исследуемого объекта и природно-антропогенных ландшафтов в зоне его влияния на заданный период времени на основе предыдущего опыта эксперта. При подготовке ОВОС проводятся физико-географический, инженерно-геологический, экономический и социальный прогнозы.

Методы прогнозирования в свою очередь подразделяются на экспертные и фактографические. Экспертное прогнозирование применяется в случае, если об объекте оценивания нет достоверных сведений и неизвестны количественные зависимости между прогнозируемыми процессами и явлениями. Экспертные оценки могут быть качественными или количественными, либо воздействие выстраивается по мере убывания или возрастания и выявляются сопутствующие ему состояния компонентов, ландшафтов, социума и других видов деятельности. Экспертные оценки широко применяют при анализе альтернативных решений, определении неопределенности экологического риска и отдаленных последствий воздействия При этом выделяют такие виды экспертных оценок, как экстраполяция и метод прогнозирования по аналогиям. Экстраполяция применяется при наличии пространственно-временных рядов статистических данных об объекте исследования, которые с определенной долей вероятности могут быть перенесены (экстраполированы) исследователем на ход процессов в будущем.

mirznanii.com

Оценка воздействия на окружающую среду(ОВОС)

В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» проведение ОВОС при принятии решения об осуществлении хозяйственной или иной деятельности является обязательным требованием.

На этапе становления производства результаты ОВОС позволяют максимально эффективно принять управленческое решение о реализации хозяйственной деятельности с учетом требований в области экологической безопасности.

Проект ОВОС разрабатывается на основании результатов инженерных изысканий. Экологическое обоснование базируется на информации о природной характеристике территории, современном состоянии природной среды и характеристике проектируемого объекта (источника воздействия).

Результаты проведенных исследований в рамках ОВОС являются неотъемлемой частью раздела общей проектной документацией на объект «Перечень мероприятий по охране окружающей среды».

Цель проекта

Основная цель проведения оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) – это определение характера и степени опасности всех потенциальных видов воздействий на окружающую среду, оценка экологических, экономических и социальных последствий осуществления организацией природопользователем деятельности оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, предполагающая рассмотрение возможных альтернатив осуществления хозяйственной деятельности (рационального природопользования) с минимальным воздействием на окружающую среду в целях предотвращения и смягчения воздействия этой деятельности как на компоненты окружающей среды, так и на здоровье населения.

Среди многочисленных методов проведения ОВОС наиболее обоснованным является метод экспертных оценок, требующий высокого уровня квалификации разработчиков.

Для обеспечения уверенности в том, что проект будет подготовлен с соблюдением всех требований природоохранного законодательства, его разработку рациональнее доверить команде опытных специалистов, которые гарантируют успешное прохождение:

  • Государственной экологической экспертизы (ГЭЭ)
  • Градостроительной экспертизы (ЭПД)
  • Проверки на соответствие международным стандартам с получением соответствующих заключений

Задачи ОВОС

В процессе работы над проектом решается следующий ряд задач:

  • Общая оценка воздействия промышленных факторов на окружающую природную среду до реализации проектных решений (исходная характеристика местности)
  • Локализация местности, которая может быть подвергнута негативному воздействию, и выявление ключевых факторов и видов воздействия на основные компоненты окружающей среды с учетом различных альтернатив реализации планируемой деятельности
  • Социально-экономическая оценка деятельности предприятия
  • Организация и проведение общественных слушаний, изучение мнения местных жителей относительно работы предприятия и его влияния на экологическую обстановку на данной территории
  • Поиск методов предотвращения или смягчения негативного воздействия промышленного процесса. Обоснование эффективности и рациональности реализации данных мероприятий

Преимущества работы с ФГБУ «ФЦАО» по вопросу проведения ОВОС

Кратчайшие сроки выполнения работ без потери в качестве

Колоссальный опыт разработки проектной документации различных уровней сложности и специфики хозяйственной деятельности

Налаженные схемы взаимодействия с общественностью

Длительное и эффективное взаимодействие с надзорными органами по вопросам согласования проектной документации и получения экспертиз

Наличие аккредитованной лаборатории, позволяющей более быстро проводить экспериментальные исследования

Обоснованный и приемлемый уровень цен за качественно выполненную работу

Заказать услугу

fcao.ru

Check Also

Психологические особенности детей 5-6 лет: что нужно знать родителям

Как меняется поведение ребенка в 5-6 лет. На что обратить внимание в развитии дошкольника. Какие …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *