Понедельник , 23 декабря 2024
Разное / Оценка воздействия на окружающую среду – Понятие, содержание и порядок проведения оценки воздействия на окружающую среду — Экологическое право

Оценка воздействия на окружающую среду – Понятие, содержание и порядок проведения оценки воздействия на окружающую среду — Экологическое право

Содержание

«Оценка воздействия на окружающую среду. Пособие для практиков»

На главную | База 1 | База 2 | База 3
Поиск по реквизитамПоиск по номеру документаПоиск по названию документаПоиск по тексту документа
Искать все виды документовДокументы неопределённого видаISOАвиационные правилаАльбомАпелляционное определениеАТКАТК-РЭАТПЭАТРВИВМРВМУВНВНиРВНКРВНМДВНПВНПБВНТМ/МЧМ СССРВНТПВНТП/МПСВНЭВОМВПНРМВППБВРДВРДСВременное положениеВременное руководствоВременные методические рекомендацииВременные нормативыВременные рекомендацииВременные указанияВременный порядокВрТЕРВрТЕРрВрТЭСНВрТЭСНрВСНВСН АСВСН ВКВСН-АПКВСПВСТПВТУВТУ МММПВТУ НКММПВУП СНЭВУППВУТПВыпускГКИНПГКИНП (ОНТА)ГНГОСТГОСТ CEN/TRГОСТ CISPRГОСТ ENГОСТ EN ISOГОСТ EN/TSГОСТ IECГОСТ IEC/PASГОСТ IEC/TRГОСТ IEC/TSГОСТ ISOГОСТ ISO GuideГОСТ ISO/DISГОСТ ISO/HL7ГОСТ ISO/IECГОСТ ISO/IEC GuideГОСТ ISO/TRГОСТ ISO/TSГОСТ OIML RГОСТ ЕНГОСТ ИСОГОСТ ИСО/МЭКГОСТ ИСО/ТОГОСТ ИСО/ТСГОСТ МЭКГОСТ РГОСТ Р ЕНГОСТ Р ЕН ИСОГОСТ Р ИСОГОСТ Р ИСО/HL7ГОСТ Р ИСО/АСТМГОСТ Р ИСО/МЭКГОСТ Р ИСО/МЭК МФСГОСТ Р ИСО/МЭК ТОГОСТ Р ИСО/ТОГОСТ Р ИСО/ТСГОСТ Р ИСО/ТУГОСТ Р МЭКГОСТ Р МЭК/ТОГОСТ Р МЭК/ТСГОСТ ЭД1ГСНГСНрГСССДГЭСНГЭСНмГЭСНмрГЭСНмтГЭСНпГЭСНПиТЕРГЭСНПиТЕРрГЭСНрГЭСНсДИДиОРДирективное письмоДоговорДополнение к ВСНДополнение к РНиПДСЕКЕНВиРЕНВиР-ПЕНиРЕСДЗемЕТКСЖНМЗаключениеЗаконЗаконопроектЗональный типовой проектИИБТВИДИКИМИНИнструктивное письмоИнструкцияИнструкция НСАМИнформационно-методическое письмоИнформационно-технический сборникИнформационное письмоИнформацияИОТИРИСОИСО/TRИТНИТОсИТПИТСИЭСНИЭСНиЕР Республика КарелияККарта трудового процессаКарта-нарядКаталогКаталог-справочникККТКОКодексКОТКПОКСИКТКТПММ-МВИМВИМВНМВРМГСНМДМДКМДСМеждународные стандартыМетодикаМетодика НСАММетодические рекомендацииМетодические рекомендации к СПМетодические указанияМетодический документМетодическое пособиеМетодическое руководствоМИМИ БГЕИМИ УЯВИМИГКМММНМОДНМонтажные чертежиМос МУМосМРМосСанПинМППБМРМРДСМРОМРРМРТУМСанПиНМСНМСПМТМУМУ ОТ РММУКМЭКННАС ГАНБ ЖТНВННГЭАНДНДПНиТУНКНормыНормы времениНПНПБНПРМНРНРБНСПНТПНТП АПКНТП ЭППНТПДНТПСНТСНЦКРНЦСОДМОДНОЕРЖОЕРЖкрОЕРЖмОЕРЖмрОЕРЖпОЕРЖрОКОМТРМОНОНДОНКОНТПОПВОПКП АЭСОПНРМСОРДОСГиСППиНОСНОСН-АПКОСПОССПЖОССЦЖОСТОСТ 1ОСТ 2ОСТ 34ОСТ 4ОСТ 5ОСТ ВКСОСТ КЗ СНКОСТ НКЗагОСТ НКЛесОСТ НКМОСТ НКММПОСТ НКППОСТ НКПП и НКВТОСТ НКСМОСТ НКТПОСТ5ОСТНОСЭМЖОТРОТТПП ССФЖТПБПБПРВПБЭ НППБЯПВ НППВКМПВСРПГВУПереченьПиН АЭПисьмоПМГПНАЭПНД ФПНД Ф СБПНД Ф ТПНСТПОПоложениеПорядокПособиеПособие в развитие СНиППособие к ВНТППособие к ВСНПособие к МГСНПособие к МРПособие к РДПособие к РТМПособие к СНПособие к СНиППособие к СППособие к СТОПособие по применению СППостановлениеПОТ РПОЭСНрППБППБ-АСППБ-СППБВППБОППРПРПР РСКПР СМНПравилаПрактическое пособие к СППРБ АСПрейскурантПриказПротоколПСРр Калининградской областиПТБПТЭПУГПУЭПЦСНПЭУРР ГазпромР НОПРИЗР НОСТРОЙР НОСТРОЙ/НОПР РСКР СМНР-НП СРО ССКРазъяснениеРаспоряжениеРАФРБРГРДРД БГЕИРД БТРД ГМРД НИИКраностроенияРД РОСЭКРД РСКРД РТМРД СМАРД СМНРД ЭОРД-АПКРДИРДМРДМУРДПРДСРДТПРегламентРекомендацииРекомендацияРешениеРешение коллегииРКРМРМГРМДРМКРНДРНиПРПРРТОП ТЭРС ГАРСНРСТ РСФСРРСТ РСФСР ЭД1РТРТМРТПРУРуководствоРУЭСТОП ГАРЭГА РФРЭСНрСАСанитарные нормыСанитарные правилаСанПиНСборникСборник НТД к СНиПСборники ПВРСборники РСН МОСборники РСН ПНРСборники РСН ССРСборники ценСБЦПСДАСДАЭСДОССерияСЗКСНСН-РФСНиПСНиРСНККСНОРСНПСОСоглашениеСПСП АССП АЭССправочникСправочное пособие к ВСНСправочное пособие к СНиПСправочное пособие к СПСправочное пособие к ТЕРСправочное пособие к ТЕРрСРПССНССЦСТ ССФЖТСТ СЭВСТ ЦКБАСТ-НП СРОСТАСТКСТМСТНСТН ЦЭСТОСТО 030 НОСТРОЙСТО АСЧМСТО БДПСТО ВНИИСТСТО ГазпромСТО Газпром РДСТО ГГИСТО ГУ ГГИСТО ДД ХМАОСТО ДОКТОР БЕТОНСТО МАДИСТО МВИСТО МИСТО НААГСТО НАКССТО НКССТО НОПСТО НОСТРОЙСТО НОСТРОЙ/НОПСТО РЖДСТО РосГеоСТО РОСТЕХЭКСПЕРТИЗАСТО САСТО СМКСТО ФЦССТО ЦКТИСТО-ГК «Трансстрой»СТО-НСОПБСТПСТП ВНИИГСТП НИИЭССтП РМПСУПСССУРСУСНСЦНПРТВТЕТелеграммаТелетайпограммаТематическая подборкаТЕРТЕР Алтайский крайТЕР Белгородская областьТЕР Калининградской областиТЕР Карачаево-Черкесская РеспубликаТЕР Краснодарского краяТЕР Мурманская областьТЕР Новосибирской областиТЕР Орловской областиТЕР Республика ДагестанТЕР Республика КарелияТЕР Ростовской областиТЕР Самарской областиТЕР Смоленской обл.ТЕР Ямало-Ненецкий автономный округТЕР Ярославской областиТЕРмТЕРм Алтайский крайТЕРм Белгородская областьТЕРм Воронежской областиТЕРм Калининградской областиТЕРм Карачаево-Черкесская РеспубликаТЕРм Мурманская областьТЕРм Республика ДагестанТЕРм Республика КарелияТЕРм Ямало-Ненецкий автономный округТЕРмрТЕРмр Алтайский крайТЕРмр Белгородская областьТЕРмр Карачаево-Черкесская РеспубликаТЕРмр Краснодарского краяТЕРмр Республика ДагестанТЕРмр Республика КарелияТЕРмр Ямало-Ненецкий автономный округТЕРпТЕРп Алтайский крайТЕРп Белгородская областьТЕРп Калининградской областиТЕРп Карачаево-Черкесская РеспубликаТЕРп Краснодарского краяТЕРп Республика КарелияТЕРп Ямало-Ненецкий автономный округТЕРп Ярославской областиТЕРрТЕРр Алтайский крайТЕРр Белгородская областьТЕРр Калининградской областиТЕРр Карачаево-Черкесская РеспубликаТЕРр Краснодарского краяТЕРр Новосибирской областиТЕРр Омской областиТЕРр Орловской областиТЕРр Республика ДагестанТЕРр Республика КарелияТЕРр Ростовской областиТЕРр Рязанской областиТЕРр Самарской областиТЕРр Смоленской областиТЕРр Удмуртской РеспубликиТЕРр Ульяновской областиТЕРр Ямало-Ненецкий автономный округТЕРррТЕРрр Ямало-Ненецкий автономный округТЕРс Ямало-Ненецкий автономный округТЕРтр Ямало-Ненецкий автономный округТехнический каталогТехнический регламентТехнический регламент Таможенного союзаТехнический циркулярТехнологическая инструкцияТехнологическая картаТехнологические картыТехнологический регламентТИТИ РТИ РОТиповая инструкцияТиповая технологическая инструкцияТиповое положениеТиповой проектТиповые конструкцииТиповые материалы для проектированияТиповые проектные решенияТКТКБЯТМД Санкт-ПетербургТНПБТОИТОИ-РДТПТПРТРТР АВОКТР ЕАЭСТР ТСТРДТСНТСН МУТСН ПМСТСН РКТСН ЭКТСН ЭОТСНэ и ТЕРэТССЦТССЦ Алтайский крайТССЦ Белгородская областьТССЦ Воронежской областиТССЦ Карачаево-Черкесская РеспубликаТССЦ Ямало-Ненецкий автономный округТССЦпгТССЦпг Белгородская областьТСЦТСЦ Белгородская областьТСЦ Краснодарского краяТСЦ Орловской областиТСЦ Республика ДагестанТСЦ Республика КарелияТСЦ Ростовской областиТСЦ Ульяновской областиТСЦмТСЦО Ямало-Ненецкий автономный округТСЦп Калининградской областиТСЦПГ Ямало-Ненецкий автономный округТСЦэ Калининградской областиТСЭМТСЭМ Алтайский крайТСЭМ Белгородская областьТСЭМ Карачаево-Черкесская РеспубликаТСЭМ Ямало-Ненецкий автономный округТТТТКТТПТУТУ-газТУКТЭСНиЕР Воронежской областиТЭСНиЕРм Воронежской областиТЭСНиЕРрТЭСНиТЕРэУУ-СТУказУказаниеУказанияУКНУНУОУРврУРкрУРррУРСНУСНУТП БГЕИФАПФедеральный законФедеральный стандарт оценкиФЕРФЕРмФЕРмрФЕРпФЕРрФормаФорма ИГАСНФРФСНФССЦФССЦпгФСЭМФТС ЖТЦВЦенникЦИРВЦиркулярЦПИШифрЭксплуатационный циркулярЭРД
Показать все найденныеПоказать действующиеПоказать частично действующиеПоказать не действующиеПоказать проектыПоказать документы с неизвестным статусом
Упорядочить по номеру документаУпорядочить по дате введения

files.stroyinf.ru

28. Оценка воздействия на окружающую среду.

Проведение оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) традиционно считается одной из основных мер, обеспечивающих учет экологических требований в процессе реализации хозяйственной деятельности.

Правовые основы ОВОС изложены в Федеральном законе «Об охране окружающей среды».

Федеральный закон закрепляет основные принципы охраны окружающей среды (ст. 3) и четко устанавливает, что хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе:

  • презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

  • обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

  • соблюдения права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участия граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством.

Оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности (п.1 ст. 32 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Материалы ОВОС являются обязательной составной частью документации, представляемой нагосударственную экологическую экспертизу (ст. 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе»

, п. 4 Положения о порядке проведения ГЭЭ).

29. Плата за негативное воздействие на окружающую среду

Действующим законодательством РФ предусмотрена плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), которая заменила ранее взимавшуюся плату за загрязнение окружающей среды. Необходимость платы за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрена Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Этот закон устанавливает, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного (вредного) воздействия на окружающую среду в соответствии с Федеральным законом относятся:

  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ;

  • сбросы загрязняющих и иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

  • загрязнение недр, почв;

  • размещение отходов производства и потребления;

  • загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

  • иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

В настоящее время плата за НВОС взимается только за следующие виды негативного воздействия:

  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными объектами;

  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными объектами;

  • сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

  • размещение отходов производства и потребления.

30. Понятие и виды вреда, причиненного окружающей среде.

Под экологическим вредом понимается любое ухудшение состояния окружающей среды, произошедшее вследствие нарушения правовых экологических требований. Он прежде всего проявляется в форме загрязнения окружающей среды, порчи, уничтожения, повреждения, истощения природных ресурсов, разрушения экологических систем.

Вследствие названных форм деградации природы может быть причинен вред здоровью и имуществу граждан и юридических лиц. Такой вред называется экогенным. Вред здоровью и имуществу граждан и юридических лиц неблагоприятным воздействием на окружающую среду не всегда связан с нарушением требований законодательства об окружающей среде. Он может причиняться вследствие стихийных бедствий — землетрясений, наводнений и т.п.

Экологический вред часто связан с упущением выгоды, то есть неполучением природопользователем доходов, которые он мог получить при обычных условиях. Например, фермер мог получить более высокий урожай сельскохозяйственных культур, если бы не была загрязнена окружающая среда.

Новым для российского экологического права элементом экологического вреда является моральный вред. Моральный вред может заключаться в нравственных переживаниях в связи невозможностью продолжать активную общественную жизнь, с потерей работы, а также и с физической болью, связанной с повреждением здоровья либо в связи с заболеванием.

studfiles.net

Оценка воздействия на окружающую среду

Раздел 1 Оценка воздействия на окружающую среду

1.1 Основные понятия

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) – это процедура учета экологических требований законодательства РФ в системе подготовки хозяйственных, в том числе предпроектных, проектных и других решений, направленная на выявление и предупреждение неприемлемых для общества экологических и связанных с ними социальных, экономических и других последствий ее реализации, а также оценки инвестиционных затрат на природоохранные мероприятия.

Целью ОВОС является организация и проведение (на стадии подготовки решения) всесторонних, объективных, научных исследований и анализа объектов экспертизы с позиций эффективности, полноты, обоснованности и достаточности предусмотренных в них мер, правильности определения заказчиком степени экологического риска и опасности намечаемой или осуществляемой деятельности, а также обеспечение экологического прогнозирования на основе информации о состоянии и возможных изменениях экологической обстановки, вследствии размещения и развития производительных сил, не приводящих к негативному воздействию на ОС, т. е. определение вероятности экологически вредных воздействий и возможных социальных, экономических и экологических последствий.

Как и любая деятельность ОВОС имеет свои принципы ОВОС, которые закреплены в Законе «Об охране окружающей природной среды». Основными среди них являются принципы:

1. обязательности – ОВОС является обязательной мерой охраны окружающей природной среды, предшествующей принятию хозяйственного решения.;

2. научной обоснованности – ОВОС представляет собой научно-исследовательский процесс и должна производиться на современном научно-техническом уровне, с использованием новейших форм и методов научных исследований квалифицированными учеными-экспертами;

3. широкой гласности и участия общественности, который предполагает доступность информации о ходе проведения ОВОС и экспертизы, принятых решениях и их учете органом управления при реализации объекта экспертизы, возможность общественных организаций и граждан получать такую информацию и доводить до сведения лиц, принимающих решения свою позицию, обязательность для последних сообщать о принятых решениях и т. д.;

4. презумпции потенциальной экологической опасности и приоритета экологической безопасности – любой вид деятельности может повлечь экологические последствия для окружающей среды. В связи с этим заказчик намечаемой деятельности обязан привести доказательства экологической безопасности или спрогнозировать воздействие планируемой им деятельности на окружающую среду, обосновать допустимость этого воздействия и разработать необходимые меры охраны.

5. комплексности оценки – предполагает подготовку заказчиком раздела «ОВОС» проекта, в котором определяется воздействие, его масштабы и распространение, изменения в окружающей среде, природных процессах и явлениях, а также в социальной среде.;

6. достоверности и полноты информации определяет необходимость предоставления заказчиком полной информации о планируемом объекте, современном состоянии окружающей среды и воздействии на нее планируемого объекта в соответствии с требованиями, которые предъявляются к комплектованию проектной документации;

7. гласности — устанавливает обязанность заказчика информировать заинтересованные стороны о проведении ОВОС и экологической экспертизы, привлекать общественность к обсуждению, учитывать общественное мнение;

8. ответственностизаинтересованных лиц за организацию, проведение и качество ОВОС и экологической экспертизы означает, что в случае невыполнения ими требований по организации и проведению работ они будут нести предусмотренную законодательством ответственность.

Основными субъектами ОВОС являются инвестор, заказчик, разработчик и общественность.

Инвесторы – физические или юридические лица, осуществляющие капитальные вложения на территории Российской Федерации с использованием собственных или иных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Ими также могут быть юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица, объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности.

Заказчик – организатор деятельности, располагающий финансовыми и материальными ресурсами, необходимыми для подготовки и реализации намечаемых хозяйственных решений.

Разработчик – научно-исследовательская, проектная, проектно-технологическая, технологическая или другая организация, осуществляющая по заданию заказчика разработку проекта хозяйственной деятельности или другой документации, реализация которой может оказать воздействие на ОС.

Общественность – одно или несколько физических или юридических лиц, объединенных общей идеей.

ОВОС проводится в три этапа . На первом этапе заказчик обязан уведомить органы власти и общественность об основных характеристиках предлагаемой им деятельности. Таким образом, заинтересованные стороны получают возможность участвовать в процессе экологической оценки, начиная с ее самых ранних стадий. На данном этапе заказчик также должен провести предварительную оценку воздействия с целью составления Технического задания и предварительные консультации с целью выявления заинтересованной общественности. На этом этапе заказчик собирает и документирует информацию о состоянии окружающей среды и ее наиболее уязвимых компонентах и о возможных значимых воздействиях на окружающую среду.

Основной задачей второго этапа является проведение исследований по оценке воздействия и подготовка предварительного варианта материалов по оценке воздействия. Предварительный вариант материалов должен включать резюме нетехнического характера и быть доступен заинтересованным сторонам. Это необходимо, в первую очередь, для того, чтобы заказчик мог собрать все комментарии заинтересованных сторон и своевременно учесть их. На более позднем этапе сделать это будет уже организационно сложнее и экономически менее эффективно.

Наконец, на третьем этапе готовится окончательный вариант материалов по оценке воздействия, в котором учитываются предложения и замечания, поступившие при обсуждении предварительного варианта и протоколы общественных слушаний (в случае их проведения). Окончательный вариант материалов по оценке воздействия представляется на государственную и общественную (в случае, если таковая проводится) экологическую экспертизу.

1.2 Основные разделы ОВОС

Материалы раздела «Оценка воздействия на окружающую среду», разрабатываемого в составе Обоснования инвестиций, должны, среди прочей информации, содержать:

1. информацию о природных условиях и состоянии компонентов окружающей среды в зоне возможного воздействия объекта, современном и перспективном использовании территории, ее природных и исторических особенностях;

2. характеристику намечаемой деятельности, информацию об источниках воздействия;

3. предварительную оценку воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду, которая, в частности, должна включать:

— оценку изученности территории и достаточности исходной

— информации о состоянии компонентов природной среды;

— прогнозную оценку изменений в природной среде, а также оследствий этих изменений для человека.

Раздел должен содержать предложения по составу природоохранных мероприятий, а также по организации производственного экологического мониторинга. Кроме того, раздел должен включать рекомендации по разработке экологического обоснования на следующем этапе подготовки проекта (в проектной документации), а также, в случае необходимости, предложения по дальнейшему изучению природных особенностей территории.

1.3 Необходимость проведения ОВОС для мелиоративных систем

1.4 Методы ОВОС, их применение для выявления значимых воздействий от мелиоративных систем

В основе процедуры подготовки лежат сбор и обобщение данных о состоянии окружающей среды и влиянии на нее проектируемого технического сооружения. На этапе создания ОВОС проектируемых объектов на первый план выступает прогнозирование как метод получения данных о возможном состоянии исследуемого объекта и природно-антропогенных ландшафтов в зоне его влияния на заданный период времени на основе предыдущего опыта эксперта. При подготовке ОВОС проводятся физико-географический, инженерно-геологический, экономический и социальный прогнозы.

Методы прогнозирования в свою очередь подразделяются на экспертные и фактографические. Экспертное прогнозирование применяется в случае, если об объекте оценивания нет достоверных сведений и неизвестны количественные зависимости между прогнозируемыми процессами и явлениями. Экспертные оценки могут быть качественными или количественными, либо воздействие выстраивается по мере убывания или возрастания и выявляются сопутствующие ему состояния компонентов, ландшафтов, социума и других видов деятельности. Экспертные оценки широко применяют при анализе альтернативных решений, определении неопределенности экологического риска и отдаленных последствий воздействия При этом выделяют такие виды экспертных оценок, как экстраполяция и метод прогнозирования по аналогиям. Экстраполяция применяется при наличии пространственно-временных рядов статистических данных об объекте исследования, которые с определенной долей вероятности могут быть перенесены (экстраполированы) исследователем на ход процессов в будущем.

mirznanii.com

Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза

 

Под оценкой воздействия на окружающую среду (ОВОС) понимается деятельность, направленная на определение характера и степени потенциального воздействия намечаемого проекта на окружающую среду, ожидаемых экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий в процессе и после реализации такого проекта и выработку мер по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охрану окружающей среды от вредных воздействий в соответствии с требованиями экологического законодательства.

Оценка воздействия планируемой деятельности на окружающую среду является для России новой правовой мерой ее охраны, которая стала проводиться с начала 90-х гг. XX в. Если в Законе «Об охране окружающей природной среды» 1991 г. нет даже упоминания о необходимости проведения ОВОС при планировании новой хозяйственной деятельности, то в Законе «Об охране окружающей среды 2002 г. этому посвящена специальная ст. 32, в соответствии с которой ОВОС проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности. Она проводится при разработке всех альтернативных вариантов предпроектной, в том числе прединвестиционной, и проектной документации, обосновывающей планируемую хозяйственную и иную деятельность, с участием общественных объединений.

ОВОС проводится инициатором экологически вредной деятельности, начиная с самых ранних стадий ее планирования (например на стадии разработки технико-экономического обоснования) с целью:

§ выявления видов и уровней воздействия этой деятельности на окружающую среду;

§ прогнозирования изменений состояния окружающей среды в случае осуществления планируемой деятельности и их социально-экономических последствий;

§ выработки мер по обеспечению охраны окружающей среды в соответствии с требованиями законодательства России об охране окружающей среды.



Среди видов и объектов хозяйственной и иной деятельности, по которым в обязательном порядке должна проводиться оценка воздействия на окружающую среду при ее планировании (всего 33 вида или объекта), в частности, находятся предприятия по добыче нефти, природного газа, тепловые электростанции и установки, предприятия химической промышленности, крупные производства строительных материалов, космодромы, аэропорты, аэродромы, метрополитены и др.

При этом ОВОС организуется и проводится при подготовке следующих видов документации:

· концепций, программ (в том числе инвестиционных) и планов отраслевого и территориального социально-экономического развития;

· схем комплексного использования и охраны природных ресурсов;

· градостроительной документации;

· документации по созданию новой техники, технологии, материалов и веществ;

· предпроектных обоснований инвестиций в строительство, технико-экономических обоснований и/или проектов строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих хозяйственных и/или иных объектов и комплексов.

 

Содержательную сторону ОВОС составляют:

· цели реализации замысла или предполагаемого проекта;

· разумные альтернативы намечаемой деятельности;

· характеристика проектных и иных предложений в контексте существующей экологической ситуации на конкретной территории с учетом ранее принятых решений о ее социально-экономическом развитии;

· сведения о состоянии окружающей среды на территории предполагаемой реализации намечаемой деятельности в соответствующих пространственных и временных рамках;

· возможные последствия реализации намечаемой деятельности и ее альтернатив;

· меры и мероприятия по предотвращению неприемлемых для общества последствий осуществления принимаемых решений;

· предложения по разработке программы мониторинга реализации подготавливаемых решений и планов послепроектного экологического анализа.

По результатам оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду инициатор этой деятельности должен провести общественные слушания и затем представить все материалы на государственную экологическую экспертизу. Если государственная экологическая экспертиза представляет собой правовое средство обеспечения учета и выполнения экологических требований на стадии принятия хозяйственного, управленческого и иного решения, то ОВОС есть главное правовое средство обеспечения учета и выполнения этих требований на стадии подготовки соответствующего хозяйственного решения.

Проведение государственной экологической экспертизы регулируется Законом «Об охране окружающей среды» (ст. 33), Федеральным законом «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г., Положением о государственной экологической экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства России от 22 сентября 1993 г.

Экологическая экспертиза направлена на установление соответствия планируемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных экологических воздействий и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экспертизы (ст. 1. Федерального закона «Об экологической экспертизе»).

Государственная экологическая экспертиза является обязательной мерой охраны окружающей среды, предшествующей принятию хозяйственного решения, осуществление которого может оказывать вредное воздействие на окружающую природную среду. Финансирование и осуществление работ по всем проектам и программам производится только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. Последнее положение служит гарантией обеспечения соблюдения требований законодательства при проектировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности вредной для окружающей среды.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об экологической экспертизе» государственная экологическая экспертиза осуществляется на основе следующих принципов:

· презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

· обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решения о реализации объекта экологической экспертизы;

· комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и ее последствий;

· обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;

· достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;

· независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;

· научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы; гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;

· ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

 

Достаточно подробно Федеральный закон «Об экологической экспертизе» определяет объекты государственной экологической экспертизы, проводимой как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ:

· проекты комплексных и целевых социально-экономических, научно-технических и иных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду;

· проекты генеральных планов развития территорий свободных экономических зон и территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности;

· проекты схем развития отраслей народного хозяйства РФ, в том числе промышленности;

· проекты генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил РФ;

· проекты генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил крупных регионов и национально-государственных образований;

· проекты инвестиционных программ;

· проекты комплексных схем охраны природы;

· технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности и другие проекты независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществление которых может оказать воздействие на окружающую природную среду и др.

Наряду с государственной законодательство предусматривает проведение общественной экологической экспертизы. Она может проводиться общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды, в том числе осуществление экологической экспертизы. В отличие от государственной экологической экспертизы, являющейся обязательной мерой, общественная экспертиза проводится в инициативном порядке. Общественная экологическая экспертиза может проводиться в отношении объектов, по которым проводится и государственная экологическая экспертиза. Исключением являются объекты экологической экспертизы, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и/или иную охраняемую законом тайну (ст. 21 Федерального закона «Об экологической экспертизе»). Заключение общественной экологической экспертизы становится юридически обязательным после его утверждения соответствующими органами государственной экологической экспертизы.

 

megaobuchalka.ru

Комплексная оценка воздействия на окружающую среду :: BusinessMan.ru

Комплексная оценка воздействия на окружающую среду — один из важнейших инструментов регулирования и управления процессом природопользования. Он играет ключевую роль в предупреждении глобальных климатических проблем и в настоящее время, и в будущем. Рассмотрим далее, как осуществляется оценка воздействия планируемой деятельности на окружающую среду.

Историческая справка

Впервые оценка воздействия загрязнения на окружающую среду стала выполняться в России в конце 80-х гг. Первой страной, которая стала использовать этот инструмент регулирования, были США. На законодательном уровне устанавливались правила, в соответствии с которыми должна была осуществляться ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду). Проект строительства крупного сооружения (промышленного, к примеру) или иных мероприятий, которые могли негативно повлиять на состояние природы, обсуждался при участии общественности и утверждался с учетом мнения заинтересованных лиц. Следует отметить, что принятые в США законодательные положения сыграли определенную роль в последующем развитии всей системы.

Правовые основы оценки воздействия на окружающую среду

В 1985 г. ЕЭС приняло директиву, которая стала образцом для развития систем ОВОС во многих государствах. В то время большинство международных организаций и учреждений приняли политику и установленные в документе принципы проведения оценки воздействия на окружающую среду. В 1991 году была утверждена трансграничная конвенция. В ней были определены ключевые положения всей системы ОВОС, этапы проведения оценки воздействия на окружающую среду, приведен перечень мероприятий, для которых эта процедура является обязательной. В РФ эта деятельность регламентируется соответствующим положением. Последняя редакция этого документа была утверждена в 2000 году.

Особенности развития системы ОВОС

В течение первых нескольких лет осуществлялась преимущественно оценка антропогенного воздействия на окружающую среду. Главным образом анализировалось влияние на гидро- и атмосферу, подземные воды и почву, фауну и флору. С течением времени в обсуждение тех или иных разработок вовлекалось все больше заинтересованных лиц. В этой связи все большую значимость стала приобретать эколого-экономическая оценка воздействия на окружающую среду. На практике специалисты стали уделять внимание анализу последствий, которые могут возникнуть в ходе отраслевого и территориального развития.

Базовые элементы

В современном понимании оценка воздействия на окружающую среду представляет собой систематический процесс. Он охватывает как разработку, так и реализацию утвержденных и согласованных мероприятий. В него включаются следующие элементы:

  1. Прогноз (анализ) потенциально возможных воздействий планируемой деятельности на состояние среды и оценку их значения на всех стадиях подготовки и реализации.
  2. Консультации со сторонами, заинтересованными в разных аспектах предполагаемых мероприятий для поиска оптимальных для всех участников решений.
  3. Документирование процедуры, оформление согласований, консультаций, обсуждений и итогов анализа.
  4. Использование результатов при принятии решений, касающихся планируемой деятельности.

Ключевые положения

Комплексная оценка воздействия на окружающую среду базируется на:

  1. Демократичности. Ко всему процессу должен быть обеспечен доступ для всех заинтересованных субъектов.
  2. Прозрачности. Решения, принятые в ходе ОВОС, и основания для них должны быть доступны и открыты для участников.
  3. Определенности. Временные пределы и порядок проведения оценки воздействия на окружающую среду должны быть предварительно согласованы и соблюдаться всеми заинтересованными лицами.
  4. Подотчетности. Стороны, которые принимают решения, должны предоставлять отчеты всем сторонам, участвующим в процессе.
  5. Надежности. Оценка воздействия на окружающую среду должна осуществляться объективно и профессионально.
  6. Целесообразности. Процедура и результаты анализа должны обеспечивать защиту природы с минимальными затратами для общественности.
  7. Гибкости. В процессе специалисты должны учитывать специфику объекта, к которому применяется ОВОС, и адаптировать процедуру в соответствии с ней.
  8. Практической применимости. Сведения и результаты, которые будут получены в ходе процесса, должны использоваться при разработке и принятии решений.

Специфика процедуры

Оценка воздействия на окружающую среду существенно отличается от традиционных инструментов регулирования. Последние, в частности, базируются преимущественно на использовании правил и норм, лицензировании тех или других работ, требованиях к исполнителям. Для ОВОС характерны комплексность подходов и демократичность процедур. Это, в свою очередь, позволяет учесть непрямые эффекты, специфику конкретных ситуаций. На основе такого анализа принимается итоговое взвешенное решение. При этом на каждой стадии процесса учитывается мнение заинтересованных лиц. Наиболее эффективно оценка воздействия на окружающую среду проявляется при использовании ее в крупномасштабных разработках. Их реализация предполагает не только существенное влияние на природу, но и затрагивает интересы широкого круга лиц. Для таких разработок, анализ влияния на атмосферу, гидросферу и прочие элементы экосистемы должен осуществляться в их взаимосвязи и не предусматривать их раздел. Оценка воздействия на окружающую среду не сводится только к анализу соответствия установленным требованиям. Она предполагает и информирование общественности о ходе процесса и последствиях реализации тех или иных разработок. Крупномасштабные проекты являются в определенной степени уникальными и по специфике технологических процессов, и по природным условиям той территории, которая подвергается воздействию.

Ход процесса

Существуют следующие этапы проведения оценки воздействия на окружающую среду:

  1. Анализ целесообразности ОВОС.
  2. Определение задач.
  3. Предварительная оценка воздействия на окружающую среду.
  4. Разработка контрольных мероприятий.
  5. Составление итогового документа.
  6. Анализ качества и полноты материалов ОВОС.
  7. Принятие решения.
  8. Мониторинг влияния.
  9. Участие общественности.

Анализ целесообразности

Оценка влияния на окружающую среду применяется не ко всем проектам. В различных государствах используются разные критерии их отбора. В РФ перечень работ и объектов, по отношению к которым ОВОС выполняется в обязательном порядке, устанавливается Минприроды. Целесообразность осуществления процедуры также определяется территориальными подразделениями Министерства. Для объектов и видов деятельности, в отношении которых ОВОС не проводится, заказчик либо разработчик составляет приложение к документации. В соответствии с ним делается вывод о допустимости предполагаемого влияния на окружающую среду. К примеру, отдельного внимания может заслуживать традиционный по характеру мероприятий и масштабу объект, который предполагается расположить неподалеку от какого-нибудь памятника природы. Необходимость провести ОВОС в таких случаях может обуславливаться обеспокоенностью местных жителей.

Проблемы

Наибольшую сложность вызывает проведение оценки влияния на окружающую среду для нескольких объектов, которые планируется разместить на одной территории. Затруднения, в частности, могут обуславливаться тем, что введение их в эксплуатацию может предполагаться в разное время. Каждый объект по отдельности в таких случаях не оказывает существенного воздействия на окружающую среду. Однако вместе они могут крайне негативно влиять на природу. Это воздействие обязательно должно быть проанализировано и учтено в ходе принятия решения по проекту.

Значимые стадии

Порядок проведения оценки воздействия на окружающую среду предусматривает выявление величины и анализ существенности влияния. Эти процедуры осуществляются в соответствии с задачами, которые определяются совместно с заинтересованными участниками. В частности, выявляются вопросы, которые надлежит исследовать, вырабатываются и отбираются адекватные альтернативы предполагаемой деятельности. Немаловажной стадией является процесс разработки мер по регулированию влияния на природу. К ним относят мероприятия по предотвращению, снижению и компенсации последствий воздействия, внесение корректировок в проект, планирование контроля и мониторинга. На стадии подготовки итогового документа предоставляются результаты анализа в форме, установленной в соответствующих нормативных документах.

Обязательно осуществляется их проверка на предмет полноты и адекватности полученных данных. На основании этого принимается решение о целесообразности или нецелесообразности дальнейших работ по проекту, а также необходимости его доработки. Контроль и мониторинг выполняются на стадии возведения, введения в эксплуатацию и в процессе работы объекта. Эти процедуры необходимы для проверки соответствия решений и показателей, отражающих влияние на природу, прогнозам и требованиям, установленным при выполнении ОВОС.

Участие общественности

Оно, как правило, обеспечивается на стадиях определения задач, анализа качества и полноты ОВОС. В целом общественность может принимать участие в любом этапе проведения оценки. Программы, которые его обеспечивают, могут преследовать разные цели. Так, участие общественности может быть необходимо для простого информирования граждан. В ряде случаев, привлечение широкого круга субъектов осуществляется в процессе принятия решений. Мнение общественности может существенным образом повлиять на ситуацию.

Заказчики

Они выступают как субъекты оценки воздействия на окружающую среду. Заказчиками могут быть юрлица либо граждане. Они отвечают за организацию ОВОС в соответствии с требованиями нормативных актов, регламентирующих разработку, согласование и экспертизу технической документации на объект. Заказчики несут расходы, которые связаны с выполнением оценки. При осуществлении ОВОС в полном объеме, затраты могут быть достаточно существенными. На инициатора (заказчика) ложится обязанность выполнить прогноз влияния намечаемой работы, составить отчет о результатах анализа, обеспечить участие представителей общественности в процессе подготовки и обсуждения материалов.

Уполномоченные органы

К ним относят организации и структуры, которые наделяются специальными функциями в рамках проведения оценки влияния на природу или в пределах осуществляемой деятельности в целом. Выделяют три основных направления работы уполномоченных органов:

  1. Контроль над процессом ОВОС. Эту функцию исполняет Минприроды. В его компетенцию входит контроль над соблюдением процедуры и проверка полноты и качества сведений в документации.
  2. Принятие решения по результатам анализа.
  3. Согласование отдельных направлений намеченной деятельности. В этом процессе участвуют специализированные органы, осуществляющие выдачу лицензий, разрешений и пр.

Внутренние системы международных финансовых структур

К таким организациям относят в первую очередь Всемирный банк и Европейский банк развития и реконструкции. Их внутренние контрольные структуры активно применяют экологические процедуры при отборе инвестиционных проектов в государствах Восточной и Центральной Европы, а также в развивающихся странах. Ими выполняется контроль соблюдения установленных требований и необходимых условий заказчиками (инициаторами), претендующими на получение финансовых средств. Внутренние структуры оценивают качество материалов по ОВОС, составляют заключение о целесообразности инвестирования.

Прочие заинтересованные стороны

Реализация любого крупномасштабного проекта будет затрагивать интересы достаточно широкого круга юрлиц, граждан и социальных групп. Согласование предполагаемых действий с ними выступает в качестве одной из ключевых задач ОВОС. Заинтересованные стороны, отстаивая собственные интересы, не только способствуют поиску и принятию оптимальных решений. Благодаря предоставлению дополнительных сведений, касающихся преимущественно вторичных влияний, в значительной степени повышают ценность полученных результатов оценки.

Определение уровня влияния, анализ значимости

Прогноз воздействий и процесс разработки мероприятий по их снижению выступают в качестве одного из составляющих элементов оценки. В ходе процедуры выявляются те влияния, которые практически не учитываются стандартами и нормами, предусмотренными для отдельных источников и сред. К ним, в первую очередь, относят косвенные воздействия, которые носят социально-экономический характер. Результаты прогноза используются лицами, которые принимают управленческие и прочие значимые решения, и другими сторонами. Опираясь на показатели, территориальные распорядительные и исполнительные органы, представители общественности и иные субъекты могут сделать обоснованный выбор из предложенных вариантов намечаемой работы, в том числе и нулевой (отказ от дальнейшей деятельности).

Важный момент

Выявив все вероятные воздействия, далеко не во всех случаях сразу удается оценить значимость и величину каждого из них. Это обуславливается необходимостью проведения большого объема исследовательской работы, что, в свою очередь, сопряжено с немалыми затратами. Ситуация осложняется и отсутствием четких методик выполнения ОВОС. В этой связи, необходимо осуществить отбор тех элементов окружающей среды и свойств источника воздействия, которыми определяется общий уровень влияния. Другими словами, выполняется ранжирование показателей. В результате только значимые воздействия должны стать предметом комплексной оценки. Для реализации этой задачи специалистам необходимо располагать сведениями, касающимися и природных условий, и состояния компонентов экосистемы, и характеристик источника, оказывающего на них негативное влияние. В связи с тем, что под окружающей средой в рамках оценки воздействия на нее понимают не только непосредственно саму природу, но и социально-экологически-экономическую систему в целом, то существенность изменений в большей степени определяется по последствиям общественно-экономического характера.

Значение негативных влияний

Выявление воздействий, анализ их уровня и существенности выступают ключевыми элементами не только ОВОС. Задача аналогичного характера решается и в других случаях. Например, особое значение эти процедуры имеют при определении экологических аспектов в ходе создания систем эко-менеджмента. Несмотря на некоторое сходство, процессы имеют ряд особенностей. Они обуславливаются масштабом анализа, временными пределами, в которых он выполняется. Воздействие может характеризоваться через изменение показателей состояния окружающей среды на протяжении конкретного периода в границах определенной территории и являться результатом реальной либо предполагаемой деятельности. Его величина может устанавливаться посредством сравнения прогнозируемой или фактической ситуации с такой, которая имела (либо имела бы) место до того, как мероприятия были начаты, или если бы они не проводились вовсе.

Заключение

Оценка воздействия невозможна без анализа показателей функционирования объекта (проектируемого или уже существующего), а также прогнозируемых последствий его работы. После этого необходимо определить величину влияния посредством прогнозирования вероятных изменений и выявление наиболее существенных из них. По возможности, воздействия должны устанавливаться количественно. Задача по выявлению анализу величины и существенности влияния решается с помощью системного анализа. Но в связи с тем, что сам объект оценки представляет определенную сложность, одной этой методики недостаточно. Поэтому на всех стадиях широко применяется экспертный анализ. Заключения специалистов во многих случаях органично дополняют традиционные методы выявления негативных влияний. В некоторых ситуациях знания, профессионализм и опыт экспертов выступают как основной инструмент при выполнении ОВОС.

businessman.ru

Оценка воздействия на окружающую среду

. Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) направлена ??на выявление и прогнозирование ожидаемого воздействия на окружающую среду, здоровье и благосостояние людей со стороны хозяйственной и иной деятельности. Методология. ОВОС получила свое признание я почти во всех развитых странах. В июне в 1988 г. была введена в действие. Директива. ЕС № 337/85″Оценка воздействия некоторых государственных и частных проектов хозяйственной деятельности н на
окружающую среду»Согласно ей, для стран — членов. ЕС обязательным является проведение. ОВОС до выдачи разрешения на осуществление всех крупных проектов, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на окружающую нэ среде.

Развитию, становлению и законодательном оформлению. ОВОС в Украине способствовало принятие законов Украины»Об охране окружающей природной середовиши»,»Об экологической экспертизе»и. Государственных зданий ьних норм Украины. ДБН. А22-1-95″Состав и содержание материалов оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) при проектировании и строительстве предприятий, зданий и сооруженийд».

Официальное нормативное толкование термина»ОВОС», приведенное в указанных нормах. ДБН. А22-1-95, такое: это определение масштабов и уровней воздействий проектируемой деятельности на окружающую среду, меры по предотвращению или уменьшению этих воздействий, приемлемости проектных решений с экологической точки зрения. Понятие»окружающая среда»определяется здесь как совокупность природных, техногенных и социальных условий сущ ування человеческого общества. Это подчеркивает комплексность процедуры и выводов. ОВОС тС та
ее ориентацию в соответствии с принципами устойчивого развития на интегральную систему»природа-общество»

Целью. ОВОС является предотвращение ухудшения состояния природных ресурсов, экосистем и здоровья населения в процессе реализации проектов объектов. В этом контексте. ОВОС можно понимать как некий вид оценки экологических рисков на предпроектной и проектной стадиях. В документации на объекты государственной экологической экспертизы, согласно ст 15 закона Украины»Об экологической экспертизе», предусмотренные а обязательное наличие комплексной эколого-экономической оценки воздействия планируемой или осуществляемой деятельности на состояние окружающей природной среды, использования и восстановления природных ресурсов, которая оформлена в виде отдельного тома (книги, раздела) документации и. Заявления об экологических последствиях деятельностисті.

Состав, содержание и порядок разработки раздела. ОВОС в составе проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию и техническое переоснащение объектов народнохозяйственного назначения в Украине ре егламентують. Государственные строительные нормы Украины. ДБН. А22-1-95. Раздел. ОВОС является обязательной частью технико-экономического обоснования (ТЭО) или технико-экономического расчета (ТЭР) программ, проектов. От повидальнисть за организацию и проведение. ОВОС возложено на заказчика разработкойробка
материалов. ОВОС поручается специализированным и другим организациям, имеющим соответствующие лицензии. Процесс разработки материалов. ОВОС происходит в такой последовательности:

заказчик определяет исполнителя. ОВОС;

заказчик и исполнитель. ОВОС составляют и согласовывают. Заявление о намерениях по обирунтуванням перечню воздействий проектируемой деятельности;
проводят сбор и систематизацию имеющихся материалов о состоянии природной среды, условия жизнедеятельности населения и хозяйственной деятельности соответственно перечню воздействий; составляют задание на разработку материалов. ОВОС с обоснованием объема работ по
висимости от экологической опасности планируемой деятельности, вариантов ее размещения и состояния окружающей среды;

исполнитель проводит. ОВОС в соответствии с заданием и составляет проект. Заявления об экологических последствиях деятельности;

заказчик или, по его поручению, генеральный проектировщик подают материалы. ОВОС на государственную экологическую экспертизу в органивМинистерства экологии и природных ресурсов Украины

При наличии воздействий проектируемой деятельности на территории сопредельных государств состоит трансграничная. ОВОС в соответствии с. Конвенцией об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте. Порядок разработки материалов. ОВОС должен отвечать общей технологической схеме инвестиционного процесса строительства (табл. 31.1).

Таблица 31

Инвестиционный процесс строительства

№ пор
этапу
Содержание этапа строека Содержание этапа ОВНС
Принятие инвестором решения о строеко
прединвестиционные исследованияя
1 Подготовка исходных данных относительно объекта, намеченного к строительству, определение
производственной программы, потребностей в сырье, энергоресурсах и кадрах
Предварительная оценка воздействия объекта на
окружающую среде
2 Размещение объекта проектирования (разработка вариантов размещения объекта с учетом экологического состояния и инженерной подготовки территории) Составление Заявления о намерениии
3 Составление и согласование задания на разработку ТЭО (ТЭР) Составление задания на разработку
материалов ОВОС в составе задания на
разработку ТЭО (ТЭР)
4 Разработка ТЭО (ТЭР) в объеме, установленном нормативными документами Вибирмайданчика (трассы) строека Разработка материалов ОВОС в составе ТЭО (ТЭР) Составление заявления об экологических последствиях деятельностиі
5 Согласование и утверждение ТЭО (ТЭР) Экологическая экспертиза материалов ОВОС Передача Заявления об экологических последствиях деятельностиі
проектированиюя
6 Составление и согласование задания на разработку проекта (рабочего проекта) Уточнение задания на разработку
материалов ОВОС в составе задания на
разработку проекта (рабочего проекта) у
случае изменения решений, принятых в ТЭО
(ТЭР), или градостроительной ситуацииї
7 Разработка проекта (рабочего проекта) в объеме, установленном нормативными документами Уточнение ОВОС соответственно изменяется
ного задачейя
8 Согласование и утверждение проекта (рабочего проекта) Экологическая экспертиза уточненных
материалов ОВНС
Зданиео
9 Разработка рабочей документацииї Уточнение материалов ОВОС в случае изменений технологии производства и выполнения строительно-монтажных работ, ухудшающих состояние окружающей средыа
10 Строительство объекта Реализация мероприятий, предусмотренных в
материалах ОВНС
эксплуатациия
11 освоения проектных мощностейі Оценка эффективности природоохранных-
них и защитных мер, предусмотренных в
материалах ОВОС Уточнение, по необ-
димости, материалов ОВНС

Структура раздела. ОВОС должна содержать следующие подразделы:

основания для проведения. ОВОС;

физико-географическая и климатическая характеристики района и площадки (трассы) строительства объектов планируемой деятельности;

общая характеристика объектов проектирования и хозяйственной деятельности в зонах их влияния;

характеристика окружающей среды и оценка воздействий на него;

характеристика окружающей социальной среды и оценка воздействий на него;

оценка воздействий проектируемой деятельности на окружающую техногенную среду;

мероприятия по обеспечению нормативного состояния окружающей среды и экологической безопасности;

комплексная оценка воздействий проектируемой деятельности на окружающую среду и характеристика остаточных воздействий;

Заявление об экологических последствиях деятельности

Согласно украинскому законодательству итоговым результатом проведения. ОВОС является. Заявление об экологических последствиях деятельности, которая представляет собой юридический документ, подается вместе с другими проектными материалами на экологическую экспертизу. В этом документе, кроме информации о результатах проведения. ОВОС, дается анализ технико-экономических и социальных последствий планируемой деятельности, связанных с ее влиянием на окружающую среду, анализ экологического риска, а также обоснованиея
выбора предлагаемого варианта. Полнота, объективность и квалифицированное выполнение. ОВОС — необходимые условия для взвешенной оценки проекта органами государственной экологической экспертизы и последующего обоснованного в решения органов управления по реализации проекту.

Оценка воздействия на окружающую среду объектов может проводиться в полной или ограниченной форме. Полная форма предусматривает, что соответствующий раздел проектной документации формируется в соответствии д с правилами, изложенными в. Государственных строительных нормах Украины. ДБН. А22-1-95, и по своей сути представляет собой комплексную оценку воздействия проектируемого объекта на окружающую среду на всех стадиях его»жи ттевого циклалу».
. Ограниченная форма имеет место тогда, когда проект объекта, подлежащего оценке, потенциально не может наносить значительного влияния на окружающую среду. Объем и содержание раздела. ОВОС при использовании ограниченной формы имеют вы изначатися заказчиком, генеральным проектировщиком и местным органом по вопросам экологической безопасности. Например, в. США объем и содержание. ОВОС определяется в зависимости от размера проекта, различая соответствии д ва виды. ОВОСС:
для малых и для больших проектов. Для повышения качества. ОВОС в некоторых странах местные органы управления создают каталоги принципиальных экологических характеристик в рамках»Инвентаризационной перечня при иродних ресурсов»Эти каталоги содержат карты ресурсов, качественные характеристики и описательные материалы, используемые при оценке проектной деятельности. Такой подход направляет деятельность региональны х информационных систем экологического управления на создание информационной базы, подходящей для обеспечения процедур. ОВОС при проектировании объектов и в процессе инвестиционной дея тсті.

На раздел. ОВОС возлагается задача сравнительного анализа альтернативных вариантов, которые имеют территориальные, технологические, методические и другие аспекты (место сооружения объекта, виды и параметры обо соединения, технологические процессы, отходы и др.), а также определение экологического риска от принятия соответствующих технических решений. Иногда может возникнуть значительное количество альтернативных вариантов как по эко экономическая, так и экологическими-
мы показателями, вызывает определенные трудности при выборе наилучшего решения. Конечной целью. ОВОС является выбор и обоснование наилучшей альтернативы проекта в экологическом отношении. Применение принцип пу альтернативности и поиск оптимального экологического варианта лучше отражают суть процедуры. ОВОС. Содержание этого принципа изложен в ст 36″Требования к материалам оценки воздействия на окружающую при природной среды»закона Украины»Об экологической экспертизе», где говорится, что в материалах оценки воздействия на окружающую среду планируемой или осуществляемой деятельности обосновываются ее целесообразность и спосо-бы реализации, возможные альтернативные варианты решений, характеристика состояния окружающей среды территории, виды и уровни воздействия на него в нормальных и. Экстрема ных условиях, возможные изменения его якисногного
состояния, эколого-экономические последствия деятельности, меры по уменьшению уровня экологического риска и обеспечение требований экологической безопасности. Следовательно, учитывая изложенное, порядок осуществления. ОВОС имеет соответствует ать определенному алгоритму (рис 31.1).

Оценка воздействия на окружающую среду — это научная система принятия решений по экологической безопасности проектируемого объекта. Она не является обособленным видом деятельности, а рассматривается как сложная процедурами ура по обоснованию и комплексной оценки последствий запланированной реализации проектируемого объектаа.

В ходе проведения. ОВОС используется в основном нормативный подход, согласно которому оценку проектируемой деятельности следует осуществлять сравнением параметров окружающей среды с нормативными показателя ам.

время методология. ОВОС рассматривается еще как способ обнаружения обратной связи во взаимодействии окружающей среды с создаваемым объектом качестве дополнительного задания на. ОВОС возлагается определение влияния конкретного среды на создаваемый социальный и хозяйственный комплекс (условия эксплуатации объекта, жизнедеятельности населения и т.д.).

Для дальнейшего совершенствования системы. ОВОС следует преодолеть недостаток действующих. Государственных строительных норм Украины. ДБН. А22-И-95, на который сегодня обращают внимание специалисты. Подразумевается недостаточное проработки я территориальных вопросов в методологии. ОВОС. С точки зрения идеи гармонизации взаимодействия человека и природы представляется целесообразным разработка и введение в действие государственных строительных норм относительно территориальной. ОВОС. М етою такой. ОВОС является объективное определение приемлемости и целесообразности планирования территории или размещения отдельного экологически опасного объекта по критерию безопасности окружающей среды и фиксаций ия объективных экологических аспектов планирования в юридическом поле. Предполагается, что в новых государственных строительных нормах методология. ОВОС будет значительно углублена и усовершенствованная. Среди положительных моменте в отношении этих норм следует отметить, например, введение такого подразделения, как»Альтернативы достижения цели проекта и варианты планировкиування».

Максимально возможное обеспечение экологических интересов, преодоление формализма в процессе проведения. ОВОС и реализация всего потенциала, заложенного в методологии. ОВОС, на научной основе — такие направления и экологической политики Украины, которые реализуются субъектами. ДСЕУ для преобразования. ОВОС на действенный инструментарий сбалансированного развития

uchebnikirus.com

Оценка воздействия на окружающую среду Википедия

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС, EIA, (англ. Environmental Impact Assessment) — термин Международной ассоциации по оценке воздействия на окружающую среду (IAIA, International Association for Impact Assessment). Предназначена для выявления характера, интенсивности и степени опасности влияния любого вида планируемой хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды и здоровье населения.

ОВОС относится к направлению, имеющему общий «зонтичный бренд» оценка программ.

Проведение ОВОС предусмотрено Федеральным законом «Об экологической экспертизе»[1] для всех видов намечаемой хозяйственной или иной деятельности.

ОВОС намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду способствует принятию экологически грамотного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учёта общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий.

Участники ОВОС[ | ]

В процедуре ОВОС участвуют заказчик, исполнитель работ по оценке воздействия и общественность.

Заказчик — юридическое или физическое лицо, отвечающее за подготовку документации по намечаемой деятельности в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к данному виду деятельности на экологическую экспертизу.

Исполнитель работ по оценке воздействия на окружающую среду — физическое или юридическое лицо, осуществляющее проведение оценки воздействия на окружающую среду, которому заказчик предоставил право на проведение работ по оценке воздействия на окружающую среду. Исполнитель отвечает за полноту и достоверность оценок, соответствие их экологическим нормативам и стандартам.

В процессе выполнения ТЗ на ОВОС исполнитель проводит исследования по оценке воздействия с учётом альтернатив проекта, целей деятельности, способов их достижения и т. д., результатом которых является предварительный вариант материалов по оценке воздействия, с которым заказчик знакомит общественность. После анализа замечаний общественности и результатов общественных слушаний исполнитель готовит окончательный вариант материалов по оценке воздействия. Окончательный вариант ОВОС представляется на государственную экологическую экспертизу в составе другой предпроектной и проектной документации. Возможно также проведение общественной экологической экспертизы.

Третий участник ОВОС — общественность региона. Он может включаться в процедурный процесс на этапе представления первоначальной информации и на этапах проведения ОВОС. Принимать участие в общественных слушаниях, общественных обсуждениях.

Процедура[ | ]

Требования к разработчику[ | ]

  • определение характеристик состояния окружающей среды в районе расположения объекта;
  • анализ видов, основных источников и интенсивности существующего техногенного воздействия в рассматриваемом районе;
  • выявление ха

ru-wiki.ru

Check Also

Психологические особенности детей 5-6 лет: что нужно знать родителям

Как меняется поведение ребенка в 5-6 лет. На что обратить внимание в развитии дошкольника. Какие …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *