Пятница , 22 ноября 2024
Разное / Ментор это наставник – Менторство – что это такое, кто такой ментор, как его найти, как стать ментором?

Ментор это наставник – Менторство – что это такое, кто такой ментор, как его найти, как стать ментором?

Содержание

Наставничество и менторинг в современных условиях управления образовательной организацией

Эффективный подход с вековой историей

Пожалуй, наставничество можно назвать одним из ресурсов развития человечества, и альтернативу этому подходу придумать сложно. Еще древние философы размышляли над ролью наставника. Сократ, например, считал: она состоит в том, чтобы пробудить мощные душевные силы ученика. А поскольку древнегреческий философ жил по принципу «я знаю, что ничего не знаю», то с учениками он взаимодействовал в том формате, который и сегодня кажется весьма прогрессивным – поддерживая равноправие и рождая истину в споре.

Из Древней Греции перенесемся в СССР, где наставничество стало важной частью коммунистического воспитания. В стремлении к трудовым подвигам на производствах было не обойтись без передачи опыта от старших мастеров к младшим. В 90-е годы наставничество, как и многое другое, было на время забыто. Сегодня система возрождается: ей посвящают свои выступления бизнес-тренеры, о ней говорится в исследованиях, ее указывают в нормативных документах.

Когда заходит речь о наставничестве в сфере образования, в первую очередь на ум приходят отношения учитель – ученик. Однако немаловажную роль играет и передача опыта, знаний между коллегами.

Цели наставничества в школе:

  • Помощь новым учителям в адаптации, чтобы они как можно скорее вышли на плановые результаты работы.
  • Реализация обучения на рабочем месте.
  • Передача как формальных, так и неформальных приемов, подходов.
  • Понимание и принятие всеми сотрудниками норм корпоративной культуры.

Есть и другие цели. Задумайтесь, что актуально именно для вашей организации, — наверняка вы сможете добавить в этот список еще пару пунктов.

Принципы наставничества в педагогическом коллективе

Система условно делится на три составляющие: адаптацию, обучение и сопровождение. Опыт показывает, что в разных российских компаниях, в том числе в сфере бизнеса и образования, применяется системный подход, в котором используются все три вида воздействия. Процессы могут повторяться и накладываться один на другой: например, если сотрудник перешел на новую должность, ему снова нужна помощь в адаптации. Кроме того, наставничество бывает индивидуальное и коллективное (когда наставник работает с несколькими сотрудниками, в групповом формате или раздельно).

Наставничество реализуется по классическим принципам педагогики. Основные этапы:

«Я скажу — ты послушай» → «Я покажу — ты попробуй» → «Сделаем вместе» → «Сделай сам — я подскажу» → «Сделай сам и расскажи, что сделал»

На всех этапах важна поддержка наставником и доверительное общение. Конечно, нужно учитывать, что в любом обучении и сопровождении присутствует человеческий фактор, и каждый эксперт работает в своей манере: кто-то является мастером объяснений, кто-то прекрасно передает кейсы, а кто-то блестяще организует практику. Специалисты выделяют три модели общения между наставником и подопечными: общение-коррекция, общение-поддержка и общение-снятие психологических барьеров.

Чтобы ввести наставничество в образовательную организацию, нужно выполнить два шага:

  1. Назначьте координатора.
  2. Создайте документацию, регламентирующую действия наставников и обучаемых сотрудников: положение, план мероприятий, оценочные бланки, тесты и т.д. (да, это новый объем бумажной работы, но без управленческой прозы здесь не обойтись).

Австрийско-российский проект, посвященный наставничеству и реализованный при поддержке межвузовского исследовательского центра «Новая дидактика» — утвердил, что сопровождение молодых учителей должно ориентироваться на их потребности

:

  • Введение в школьные будни (передача рабочего места, знакомство с пространством школы).
  • Включение в учительское и ученическое сообщество (все основано на уважительном отношении).
  • Испытание самого себя (самостоятельный выбор методик, первые успехи на уроках).
  • Самореализация себя как учителя (полное проявление своего потенциала в решении профессиональных задач).

Как выбрать эксперта, который проведет новичков по этим этапам становления? Ориентиром могут послужить следующие качества:

  • Высокий уровень лояльности к организации.
  • Понимание всех внутренних систем работы.
  • Большой профессиональный опыт.
  • Желание быть наставником(!).
  • Готовность инвестировать свое время в развитие коллег.
  • Умение давать обратную связь и конструктивную критику.
  • Способность обучаться самому и стремление к личностному, профессиональному росту.
  • Умение находить общий язык с коллегами.
  • Проявление лидерства.
  • Бесконфликтность.

Разумеется, наставников нужно мотивировать, и, как в любой другой мотивации педагогов, есть материальные и нематериальные стороны вопроса. 

Материальное поощрение может предусматривать, например, единовременную выплату в размере 10-15% к окладу за каждого подопечного, регулярные выплаты в размере 5% к окладу, ежеквартальные премии. Все это, разумеется, в случае демонстрации подопечным высоких результатов. Вариантов нематериального поощрения — множество: повышение авторитета, должностные повышения, дополнительные отпускные дни и многое другое. В идеале создается такая корпоративная культура, в которой наставничество воспринимается не как обременение, а как почетная миссия.

Сегодня можно часто услышать разговоры не только о наставничестве, но и о менторстве. Разве это не одно и то же? Давайте разберемся.

Закончи то, что начал. Как доводить дела до конца

Стремление быть первым опустошает и приводит к депрессии. Профессор Шон Эйкор предлагает решение этой проблемы — аккумулировать Большой потенциал (свой и тех, кто рядом). Хвалить других и приходить им на помощь, чтобы вместе достигать больше.

Купить

Что такое менторинг и в чем его отличие

Менторинг — это техника передачи опыта и умений в атмосфере поддержки для преодоления определенного вызова. Первый менор — точнее Ментор (имя заботливого учителя-новатора) — упоминается аж в гомеровской «Одиссее». Важно: менторинг главным образом направлен на подготовку сотрудника (менти) к руководящей должности

.

Менторинг проходит в формате личных встреч, совместного выполнения рабочих заданий, совместной реализации проектов, в неформальном общении. Он подразумевает не только подготовку своего преемника. Можно готовить специалиста на другую высокую должность, сопровождать сразу нескольких человек. Разница в возрасте здесь не имеет принципиального значения: важен профессионализм и желание передавать знания. По сути, менторинг есть проявление лидерства, и во многих компаниях он становится частью образа жизни руководящих сотрудников.

Сегодня профессиональное обучение и ведение называется разными словами: менторинг, тьюторство, коучинг. Каждый из этих подходов имеет собственную теоретическую и методическую основу. При этом многие профессионалы бьют в колокол о том, что все эти понятия — надуманные и пришлые явления. Мол, наставничество — оно наставничество и есть. Но если вы хотите быть в тренде и действительно разбираться в современных управленческих методах, стоит все же иметь в виду разведение понятий, которое активно используется в бизнес-литературе.

Отличия менторинга от наставничества:

  • Подготовка не просто рабочих кадров, но высококлассных специалистов.
  • Нет явного разделения на обучающего и обучаемого. Ментор, как правило, только задает тон «благородного профессионализма», делает наводящие замечания и подталкивает менти к управленческим выводам и значимым решениям.
  • Акцент на долгосрочном личностном развитии (а не краткосрочных задачах), помощь в определении направления этого развития.
  • Передача не только профессиональных лайфхаков и корпоративных стандартов, но также ценного личного жизненного опыта. Это помогает менти понять свое место в компании, в профессии.

Как посчитать успешность наставничества

Наставничество ради наставничества, разумеется, никому не нужно. В процессе внедрения системы возникают логичные вопросы: Придерживается ли наставник разработанного плана работы? Достаточно ли разработанной документации? Что делать, если наставник не справляется? Для начала нужно определиться с критериями эффективности программ, и после проводить по ним оценку, исходя из целей, особенностей своей организации, своего коллектива.

Основные критерии эффективности наставничества:

  • Достижение поставленных целей.
  • Одобрение и позитивный настрой всех участников.
  • Высокие рабочие показатели подопечных.
  • Полное соответствие поведения подопечных с занимаемой должностью.
  • Экономическая эффективность.

Достичь высоких результатов по всем критериям невозможно без простоты, активности и показательности внутри системы.

Как выразился знаменитый профессор, писатель и эксперт в области управления Дэвид Майстер, наставничество является инвестицией в долгосрочное развитие организации, ее «здоровьем». Мировая позитивная практика это подтверждает.

Пополитова Ольга Витальевна

Старший методист центра образовательного менеджмента «Института развития образования» Ярославской области, кандидат педагогических наук, Почетный работник образования Российской Федерации

director.rosuchebnik.ru

Гид по менторству. Что это, кому нужно, как работает и где найти наставника

Идея мен­тор­ства не нова: Со­крат был учи­те­лем Пла­то­на, тот был на­став­ни­ком Ари­сто­те­ля, а Ари­сто­тель — мен­то­ром Алек­сандра Ма­ке­дон­ско­го. Се­год­ня мен­тор­ство счи­та­ет­ся од­ним из мощ­ней­ших ры­ча­гов ро­ста в лю­бой про­фес­сии и од­ним из са­мых дей­ствен­ных спо­со­бов раз­ви­тия soft skills — гиб­ких на­вы­ков вро­де кре­а­тив­но­сти и уме­ния ра­бо­тать в ко­ман­де. Со­глас­но ис­сле­до­ва­нию Аме­ри­кан­ско­го об­ще­ства обу­че­ния и раз­ви­тия, 75% ру­ко­во­ди­те­лей ком­па­ний счи­та­ют, что мен­тор­ство сыг­ра­ло важ­ную роль в по­лу­че­нии их долж­но­сти. Если у вас еще нет на­став­ни­ка, «Цех» рас­ска­зы­ва­ет, за­чем он вам и как с ним ра­бо­тать.







Что та­кое мен­тор­ство

Мен­тор — это про­фес­си­о­нал, ко­то­рый без­воз­мезд­но де­лит­ся сво­им опы­том, по­мо­га­ет под­опеч­но­му раз­ви­вать­ся и ре­шать воз­ни­ка­ю­щие про­бле­мы. Он об­ла­да­ет глу­бо­ким зна­ни­ем его сфе­ры де­я­тель­но­сти и зна­ет, как до­стичь в ней успе­ха. Глав­ное пра­ви­ло хо­ро­ше­го на­став­ни­ка —дать мен­ти (от англ. «mentee» — тот, с кем ра­бо­та­ет мен­тор) удоч­ку, а не рыбу: за­дать пра­виль­ные во­про­сы и по­мочь че­ло­ве­ку са­мо­му най­ти ре­ше­ние. Мен­тор толь­ко спо­соб­ству­ет раз­ви­тию про­те­же, но все дей­ствия мен­ти пред­при­ни­ма­ет сам.

У кого были мен­то­ры

«Спа­си­бо, что по­ка­зал, как со­здан­ное нами мо­жет из­ме­нить мир», — на­пи­сал Марк Цу­кер­берг по­сле смер­ти сво­е­го на­став­ни­ка Сти­ва Дж­об­са. На За­па­де мен­тор­ство дав­но и успеш­но ра­бо­та­ет, хотя в Рос­сии еще не осо­бен­но при­жи­лось.

Вот еще несколь­ко успеш­ных при­ме­ров на­став­ни­че­ства: со­учре­ди­тель сай­та Flickr Ка­те­ри­на Фейк была мен­то­ром Чеда Ди­кер­со­на, ос­но­ва­те­ля Etsy — круп­ней­шей он­лайн-пло­щад­ки для про­да­жи хенд­мей­да и вин­таж­ных ве­щей. Али и Хади Пар­то­ви, пред­при­ни­ма­те­ли из Крем­ни­е­вой до­ли­ны, были мен­то­ра­ми Дрю Хью­сто­на и Ара­ша Фир­до­уси, ос­но­ва­те­лей об­лач­но­го сер­ви­са хра­не­ния дан­ных Drop­box. У са­мо­го Сти­ва Дж­об­са на ран­нем эта­пе раз­ви­тия на­став­ни­ком был Майк Марк­ку­ла, один из пер­вых ин­ве­сто­ров и топ-ме­не­дже­ров Ap­ple. CEO Google Эрик Шмидт был на­став­ни­ком для его ос­но­ва­те­лей — Сер­гея Бри­на и Лар­ри Пей­джа.

Пе­ре­чис­лять мож­но очень дол­го. Шмидт в сво­ей кни­ге «Как ра­бо­та­ет Google» пи­сал: «Даже если СЕО — су­пер­звез­да, ему все рав­но ну­жен мен­тор. Ведь и у по­бе­ди­те­лей Олим­пи­а­ды есть тре­не­ры».

Как это ра­бо­та­ет

Мен­тор­ство — это про­цесс вза­и­мо­дей­ствия и парт­нер­ства. Чаще все­го это дли­тель­ная сов­мест­ная ра­бо­та, но, воз­мож­но, вы ре­ши­те по­став­лен­ную за­да­чу за цикл ко­рот­ких встреч с на­став­ни­ком. Ра­бо­та про­ис­хо­дит че­рез об­суж­де­ние кон­крет­ных во­про­сов, ко­то­рые пы­та­ет­ся ре­шить под­опеч­ный. На­при­мер, мен­тор мо­жет объ­яс­нить, как на­ла­дить от­но­ше­ния на ра­бо­те, по­лу­чить по­вы­ше­ние или спра­вить­ся со слож­ной за­да­чей во вре­мя обу­че­ния. Иметь мен­то­ра — это боль­шое пре­иму­ще­ство. Он мо­жет на­пра­вить по­ток ва­ших мыс­лей в нуж­ное рус­ло, по­ка­зать воз­мож­но­сти, ко­то­рых вы сами не за­ме­ча­е­те. Ка­че­ствен­ные мен­тор­ские от­но­ше­ния мо­гут по­мочь вам до­бить­ся успе­ха в кон­ку­рент­ной сре­де. По дан­ным Forbes, со­труд­ни­ки, у ко­то­рых есть на­став­ни­ки, по­лу­ча­ют по­вы­ше­ние в пять раз чаще, чем те, у кого их нет.

Прак­ти­ка на­став­ни­че­ства очень раз­но­об­раз­на: ра­бо­тать с мен­то­ром мож­но как лич­но, так и че­рез спе­ци­аль­ные про­грам­мы (о них чи­тай­те ниже). Та­к­же мен­то­ринг мо­жет быть по­ле­зен для биз­не­са: неко­то­рые ком­па­нии де­ла­ют его ча­стью кор­по­ра­тив­ной куль­ту­ры или при­гла­ша­ют мен­то­ра для ра­бо­ты над опре­де­лен­ным про­ек­том. Ис­сле­до­ва­ние, про­ве­ден­ное ком­па­ни­ей En­deavor, по­ка­за­ло, что у 30% ос­но­ва­те­лей са­мых успеш­ных стар­та­пов в Нью-Йор­ке за по­след­ние 10 лет были мен­то­ры.

Что НЕ де­ла­ет мен­тор

  • не ве­дет себя как на­чаль­ник
  • не вы­да­ет го­то­вое ре­ше­ние по за­про­су
  • не ре­ша­ет крат­ко­сроч­ные за­да­чи вро­де «на­учить­ся де­лать пре­зен­та­ции в Pow­er­Point»
  • не ра­бо­та­ет как пси­хо­те­ра­певт

Как ра­бо­тать с мен­то­ром

Глав­ное пра­ви­ло ра­бо­ты с мен­то­ром — ак­тив­ность: пе­ред пер­вой встре­чей необ­хо­ди­мо са­мо­сто­я­тель­но сфор­му­ли­ро­вать во­про­сы и за­да­чи, и не ждать, ко­гда на­став­ник при­дёт и сам что-то пред­ло­жит. Мен­тор не дол­жен уга­ды­вать, что от него нуж­но. Важ­но це­нить его вре­мя, чем боль­ше поль­зы вы мо­же­те по­лу­чить за одну встре­чу с на­став­ни­ком, тем ка­че­ствен­нее ваше со­труд­ни­че­ство.

Мен­тор­ство и ко­учинг

Се­год­ня в Рос­сии боль­ше го­во­рят о ко­учин­ге, чем о мен­тор­стве. Эти прак­ти­ки объ­еди­ня­ют об­щие прин­ци­пы и про­цес­сы, но ос­но­ва­ны на раз­ных ти­пах вза­и­мо­от­но­ше­ний. Ко­учинг — это про­фес­си­о­наль­ный вид де­я­тель­но­сти; ко­учин­го­вым прак­ти­кам мож­но на­учить­ся, в ко­учинг ча­сто при­хо­дят из пси­хо­ло­гии, кон­сал­тин­га, HR. Коуч мо­жет ве­сти несколь­ко под­опеч­ных из со­вер­шен­но раз­ных сфер де­я­тель­но­сти, мен­тор же про­дол­жа­ет за­ни­мать­ся сво­им ос­нов­ным де­лом, либо по­мо­га­ет мен­ти, «вый­дя на пен­сию». Ко­учинг, в от­ли­чие от мен­тор­ства, все­гда опла­чи­ва­ет­ся, при­чем очень хо­ро­шо.

Лич­ный опыт: мен­ти

Джир­га­ла Бад­ма­е­ва, участ­ни­ца мен­тор­ской про­грам­мы МГУ

О мен­тор­ской про­грам­ме я узна­ла из соц­се­тей, но сна­ча­ла не ре­ши­лась по­дать за­яв­ку на уча­стие, все от­кла­ды­ва­ла. При­чи­ной это­му был незна­ко­мый фор­мат: страш­но раз­го­ва­ри­вать со взрос­лы­ми успеш­ны­ми лю­дь­ми один на один. В 2017 году я ста­ла участ­ни­ком Шко­лы Тех­но­ло­гий и Ин­но­ва­ций на базе фи­зи­че­ско­го фа­куль­те­та на­ше­го уни­вер­си­те­та. Ор­га­ни­за­то­ры, как ока­за­лось, ку­ри­ру­ют еще и мен­тор­скую про­грам­му. Плюс ко все­му, в рам­ках шко­лы мы ра­бо­та­ли с экс­пер­та­ми, ко­то­рые и были мен­то­ра­ми. Так я по­ня­ла, что ра­бо­тать с на­став­ни­ком кру­то, нуж­но и со­всем не страш­но.

У меня до­воль­но спе­ци­фи­че­ская спе­ци­аль­ность — япон­ский язык/​​по­ли­то­ло­гия, по­это­му глав­ным кри­те­ри­ем для меня был по­хо­жий бэк­гра­унд мен­то­ра. По­иск был недол­гим: я на­шла на­став­ни­ка, ко­то­рый окон­чил мой фа­куль­тет и успеш­но ра­бо­тал в сво­ей об­ла­сти.

Я при­ш­ла с до­воль­но ти­пич­ной за­да­чей: узнать, если жизнь по­сле вы­пус­ка? Что де­лать, если то, что ты изу­ча­ешь, очень нра­вит­ся, но нет пред­став­ле­ния о том, как это все мож­но пре­вра­тить во что-то прак­ти­че­ское и нуж­ное? Мен­тор от­клик­нул­ся очень быст­ро, за что ему боль­шое спа­си­бо! Встре­чи были оч­ны­ми, в фор­ма­те обыч­ной бе­се­ды. Я за­да­ва­ла ин­те­ре­су­ю­щие во­про­сы, про­си­ла со­ве­та, мы что-то об­суж­да­ли, срав­ни­ва­ли свой опыт обу­че­ния на фа­куль­те­те.

Нуж­но ска­зать, что с на­став­ни­ком мне по­вез­ло. Он ока­зал­ся очень дру­же­люб­ным и от­зыв­чи­вым че­ло­ве­ком. В на­ча­ле мне не да­ва­ли рас­сла­бить­ся мыс­ли о том, что я от­ни­маю вре­мя у за­ня­то­го че­ло­ве­ка, за­даю глу­пые во­про­сы, я бо­я­лась про­из­ве­сти пло­хое впе­чат­ле­ние.

От­брось­те та­кие мыс­ли — мой со­вет! Мен­тор при­шел, что­бы по­мочь вам, что-то по­со­ве­то­вать, по­де­лить­ся сво­и­ми мыс­ля­ми и иде­я­ми, а не оце­ни­вать вас. К тому же, важ­но по­ни­мать, что мен­тор­ство — это все­гда дву­сто­рон­ний про­цесс. И вы, мен­ти, при­шли, что­бы чему-то на­учить мен­то­ра. Спу­стя два года мы под­дер­жи­ва­ем связь. За­бав­но еще то, что недав­но мы встре­ти­лись уже не как мен­тор и мен­ти, а как по­тен­ци­аль­ный ра­бо­то­да­тель и кан­ди­дат.

Вла­ди­мир Ога­рев, зам­ген­ди­рек­то­ра сети кли­ник «Мама Папа Я»

У меня было два мен­то­ра. С пер­вым я по­зна­ко­мил­ся в НИУ ВШЭ че­рез мен­тор­скую про­грам­му, а со вто­рым — ко­гда на ра­бо­те меня по­про­си­ли вы­стро­ить де­ло­вые от­но­ше­ния с но­вым парт­нё­ром. То­гда у нас воз­ник­ли слож­но­сти из-за несо­гла­сия о со­труд­ни­че­стве на ти­по­вых усло­ви­ях. Мне нуж­но было ин­те­гри­ро­вать в наш биз­нес-про­цесс непро­сто­го че­ло­ве­ка, да так, что­бы это всё ра­бо­та­ло.

К пер­во­му мен­то­ру я об­ра­тил­ся, по­то­му что мы тру­ди­лись в схо­жих об­ла­стях. Мне было ин­те­рес­но, как мож­но до­стичь ка­рьер­ных вы­сот в струк­ту­ре, где мне это­го не да­ва­ли. Мы встре­ча­лись в кафе за зав­тра­ка­ми, я рас­ска­зы­вал о сво­их слож­но­стях. Мен­тор ре­ко­мен­до­вал мне озна­ко­мить­ся с крат­ким со­дер­жа­ни­ем неко­то­рых книг и, если что-то за­де­нет за жи­вое, про­чи­тать пол­но­стью. Вско­ре я «раз­ре­шил себе» озву­чить свои мыс­ли о со­труд­ни­че­стве в но­вом ста­ту­се. Парт­нёр пред­ло­жил мне долж­ность, и я стал за­ме­сти­те­лем ди­рек­то­ра. Нуж­но раз­ре­шать сво­им сме­лым пред­по­ло­же­ни­ям ре­а­ли­зо­вы­вать­ся — это урок транс­фор­ма­ции мыш­ле­ния. За­тем об­сто­я­тель­ства сло­жи­лись бла­го­при­ят­но, и я ушёл в дру­гое дело. Нуж­но было пре­вра­тить стар­тап в при­быль­ный и мас­шта­би­ру­е­мый биз­нес.

Ко вто­ро­му мен­то­ру я при­шел уже в но­вой роли. Мне необ­хо­ди­мо было по­нять, как ис­поль­зо­вать ба­гаж моих свя­зей и уме­ние на­хо­дить кон­так­ты нуж­ных лю­дей. Я хо­тел по­нять, как сде­лать по­тре­би­те­ля­ми услуг на­шей ком­па­нии тех, у кого еще не было о нас ни­ка­ко­го пред­став­ле­ния. Обыч­но мы с на­став­ни­ком встре­ча­лись ве­че­ром в офи­сах на­ших ком­па­ний или об­ща­лись, пока еха­ли в ма­шине. Каж­дый раз это был раз­го­вор без ку­пюр — за­да­ча, про­бле­ма, что я вижу на дан­ный мо­мент. Мен­тор за­да­вал мне ге­ни­аль­ные во­про­сы про лю­дей, пре­одо­ле­ние бу­до­ра­жа­щих со­зна­ние пре­пят­ствий и со­ве­то­вал, с по­мо­щью ка­ких ре­сур­сов это мож­но раз­ре­шить. Я до­во­лен на­шим ре­зуль­та­том.

Мен­то­ры: за­чем им это нуж­но

Ни­ко­лай Ко­зак, мен­тор Men­tor Net­work, за­ме­сти­тель ген­ди­рек­то­ра Leroy Mer­lin Rus­sia

В моем слу­чае все на­ча­лось, во-пер­вых, из-за мно­го­лет­не­го увле­че­ния спор­том, соб­ствен­ным раз­ви­ти­ем и блоггин­гом, а во-вто­рых, с по­зи­тив­но­го опы­та в биз­не­се. На ка­ком-то эта­пе я по­нял, что­бы до­стичь очень вы­со­ких ре­зуль­та­тов, нуж­но ду­мать еще о ком-то. Даль­ше все про­сто: я стал ис­поль­зо­вать в ра­бо­те с ко­ман­дой и мен­ти то, что по­мог­ло мне дви­гать­ся впе­рёд.

Я очень люб­лю лю­дей. Люб­лю чув­ство­вать удо­воль­ствие, гор­дость и энер­гию от по­бед сво­их мен­ти. Раз­ви­вая дру­гих, ты раз­ви­ва­ешь­ся сам. Очень важ­но не толь­ко брать, но и от­да­вать — это по­мо­га­ет миру ста­но­вить­ся чуть-чуть луч­ше.

В чем со­сто­ит глав­ная труд­ность мен­тор­ства? По­нять и при­нять, что все люди раз­ные. Ино­гда че­ло­ве­ку не нуж­но раз­ви­тие, но все люди за­слу­жи­ва­ют, что­бы их лю­би­ли и ува­жа­ли.

У меня боль­ше успеш­ных кей­сов, чем неудач: кто-то про­бе­жал пер­вый ма­ра­фон, кто-то на­чал свой биз­нес, со­здал се­мью, на­шёл ра­бо­ту, успеш­но про­шёл ис­пы­та­тель­ный срок или про­из­нёс первую речь пе­ред боль­шой ауди­то­ри­ей. Очень при­ят­но, ко­гда люди бла­го­да­рят и ре­ко­мен­ду­ют тебя сво­им зна­ко­мым и близ­ким.

По­ли­на Ха­ба­ро­ва, мен­тор в Men­tor­Net­work фон­да «Ре­кур­сия», HR-ди­рек­тор и ди­рек­тор по транс­фор­ма­ции биз­не­са КРОК

Мен­то­ры, на са­мом деле, по­лу­ча­ют ни­чуть не мень­ше поль­зы от со­труд­ни­че­ства, чем мен­ти. При сво­ей не очень боль­шой прак­ти­ке на­став­ни­че­ства я со­бра­ла мно­же­ство ин­сай­тов и ин­те­рес­ных со­ве­тов от сво­их под­опеч­ных. Об­ще­ние с че­ло­ве­ком из дру­го­го окру­же­ния рас­ши­ря­ет пред­став­ле­ние о про­ис­хо­дя­щем. Су­ще­ству­ет та­кой фе­но­мен как фильтр-баб­бл (яв­ле­ние, при ко­то­ром по­ис­ко­вые си­сте­мы вы­да­ют поль­зо­ва­те­лю ин­фор­ма­цию с уче­том дан­ных о его пред­по­чте­ни­ях — Прим. «Цеха»), и мен­тор­ство по­мо­га­ет вый­ти за пре­де­лы сво­е­го «филь­тра».

Что­бы ра­бо­та с мен­то­ром была мак­си­маль­но про­дук­тив­ной, очень важ­но по­ни­мать, по­че­му вы об­ра­ща­е­тесь к кон­крет­но­му че­ло­ве­ку. При­чем не на уровне «за­гуг­лил и уви­дел мно­го упо­ми­на­ний» — нуж­но чет­ко по­нять, с ка­ки­ми за­да­ча­ми по­мо­жет этот мен­тор, в чем его силь­ные сто­ро­ны, на что вы ори­ен­ти­ру­е­тесь при вы­бо­ре: лич­ность, ка­рьер­ный путь или опре­де­лен­ный кру­го­зор, ко­то­ро­го вам не хва­та­ет.

Еще один важ­ный мо­мент в мен­тор­ском об­ще­нии — аб­со­лют­ная чест­ность. Первую встре­чу луч­ше по­стро­ить в фор­ма­те от­кры­то­го диа­ло­га: об­су­дить, по­че­му каж­дый сей­час го­тов ин­ве­сти­ро­вать в это свое вре­мя.

Юс­ти­ния Хох­ло­ва, мен­тор про­ек­та My Men­tor, ко­ор­ди­на­тор ком­му­ни­ка­ци­он­ной груп­пы Zero Waste Switzer­land in Geneva

Для меня на­став­ни­че­ство — это воз­мож­ность под­ска­зать че­ло­ве­ку бо­лее ко­рот­кий путь к цели, под­дер­жать, по­мочь со­ве­том и, ко­гда это ак­ту­аль­но, кон­так­та­ми. Это, в це­лом, аль­тру­и­сти­че­ская мо­ти­ва­ция, но если пы­тать­ся до­ко­пать­ся до чего-то еще, то это воз­мож­ность не те­рять связь с мо­ло­дым по­ко­ле­ни­ем, ви­деть, как у че­ло­ве­ка го­рят гла­за и быть при­част­ным к его успе­хам.

За­про­сы мен­ти бы­ва­ют раз­ны­ми, от весь­ма аб­стракт­ных: в ка­ком на­прав­ле­нии раз­ви­вать­ся, что де­лать по­сле ин­сти­ту­та, до очень кон­крет­ных: как успе­вать и ра­бо­тать, и учить­ся, и ве­сти лич­ные про­ек­ты. Чем кон­крет­нее за­прос, тем оче­вид­нее ре­зуль­тат вза­и­мо­дей­ствия. Од­на­ко в по­ис­ке себя на­став­ник тоже мо­жет очень силь­но по­мочь.

С од­ной моей под­опеч­ной мы со­сре­до­то­чи­ли вни­ма­ние на про­ра­бот­ке при­о­ри­те­тов и пла­ни­ро­ва­нии на­уч­ной де­я­тель­но­сти. Я все­гда уде­ляю боль­шое вни­ма­ние ана­ли­зу ис­крен­них ин­те­ре­сов че­ло­ве­ка, что ему дей­стви­тель­но нра­вит­ся де­лать. Так по­лу­чи­лось и в этот раз. Мне ка­жет­ся, что нам уда­лось бо­лее чёт­ко сфор­му­ли­ро­вать план про­фес­си­о­наль­но­го раз­ви­тия и очер­тить об­ла­сти, ко­то­рые за­ни­ма­ют мно­го вре­ме­ни, не при­но­ся до­ста­точ­ной эмо­ци­о­наль­ной от­да­чи.

Са­мое слож­ное — не да­вать го­то­вых со­ве­тов ис­хо­дя ис­клю­чи­тель­но из сво­е­го опы­та и вни­ма­тель­но ана­ли­зи­ро­вать кон­текст, в ко­то­ром на­хо­дит­ся мен­ти. Ина­че лег­ко по­пасть в ло­вуш­ку соб­ствен­ных пред­по­чте­ний и ожи­да­ний от ка­рье­ры и жиз­ни. По­это­му для меня са­мое слож­ное, но од­но­вре­мен­но и са­мое ин­те­рес­ное — это по­сто­ян­но от­стра­нять­ся и при­дер­жи­вать­ся ней­траль­но­сти.

Где най­ти мен­то­ра

Для по­ис­ка мен­то­ра су­ще­ству­ют спе­ци­аль­ные сер­ви­сы и про­грам­мы, неко­то­рые из них со­зда­ны на базе уни­вер­си­те­тов. Для уча­стия в про­грам­ме нуж­но офор­мить за­яв­ку и за­пол­нить ан­ке­ту на сай­те. По­дать за­яв­ку мож­но на встре­чу с кон­крет­ным мен­то­ром или вос­поль­зо­вать­ся сер­ви­сом под­бо­ра. При со­гла­сии на­став­ни­ка вам вы­сы­ла­ют кон­так­ты друг дру­га, и вы про­дол­жа­е­те об­щать­ся са­мо­сто­я­тель­но.

Мен­тор­ские про­грам­мы для сту­ден­тов:

Сту­ден­ты ча­сто нуж­да­ют­ся в под­держ­ке и со­ве­тах опыт­ных кол­лег при вы­бо­ре ка­рьер­ной тра­ек­то­рии: мен­тор­ские про­грам­мы в уни­вер­си­те­тах по­мо­га­ют най­ти на­став­ни­ка сре­ди вы­пуск­ни­ков, до­бив­ших­ся успе­хов в сво­их про­фес­си­о­наль­ных об­ла­стях.

Мен­тор­ские про­грам­мы для всех:

Про­ект Men­tor-Net­work Фон­да Ре­кур­сия. Со­би­ра­ет на од­ной пло­щад­ке опыт­ных экс­пер­тов, го­то­вых без­воз­мезд­но де­лить­ся опы­том и по­мо­гать сво­им про­те­же в лич­ном и про­фес­си­о­наль­ном раз­ви­тии. Про­ект ре­а­ли­зу­ет­ся при со­дей­ствии Фон­да Ре­кур­сия — бла­го­тво­ри­тель­но­го фон­да под­держ­ки сту­ден­че­ских об­ра­зо­ва­тель­ных и на­уч­ных про­грамм. Фонд со­здан по ини­ци­а­ти­ве вы­пуск­ни­ков МГУ им. Ло­мо­но­со­ва по прин­ци­пу кра­уд­фандин­га и «юри­ди­че­ски неза­ви­сим от ка­ких-либо круп­ных кор­по­ра­ций или част­ных спон­со­ров, а та­к­же не свя­зан с по­ли­ти­че­ски­ми ор­га­ни­за­ци­я­ми». С 2017 года к про­ек­ту при­со­еди­ни­лась ВШЭ.

Мен­тор­ские про­грам­мы для биз­не­са:

Най­ти мен­то­ра для биз­не­са мож­но в биз­нес-ак­се­ле­ра­то­рах или на­пря­мую в про­фес­си­о­наль­ном со­об­ще­стве. Зай­ми­тесь нетвор­кин­гом, на­пи­ши­те же­ла­е­мо­му на­став­ни­ку в фейс­бу­ке. Если ваш про­ект дей­стви­тель­но ин­те­рес­ный, мен­тор вряд ли от­ка­жет­ся по­мочь вам.

Биз­нес — ак­се­ле­ра­тор МГУ для стар­та­пов. Про­грам­ма под­держ­ки стар­та­пов пред­по­ла­га­ет ин­тен­сив­ное раз­ви­тие про­ек­та в крат­чай­шие сро­ки: ре­зи­ден­там предо­став­ля­ют­ся по­сев­ные ин­ве­сти­ции от фон­дов — парт­нё­ров, пред­ла­га­ет­ся по­мощь в раз­ра­бот­ке биз­нес-мо­де­ли, обу­че­ние и кон­суль­та­ции у мен­то­ров.

zeh.media

как наставничество помогает достигать целей бизнеса

В наши дни многие компании внедряют систему наставничества. Зачастую она применяется только на этапе адаптации нового сотрудника, после чего тот приступает к своим обязанностям. На практике, такое развитие событий становится ошибкой, которая мешает бизнесу и специалисту-новичку полноценно развиваться.

Сегодня мы поговорим о том, кого называют ментором, что он делает и почему важно иметь такого специалиста в каждой компании. 

Кто такой ментор?

Слово «ментор» обозначает «наставник, воспитатель» и имеет греческое происхождение. Ментор — персонаж с острова Итаки, старый друг Одиссея, который воспитывал его сына и помог семье дождаться главного героя с войны. Именно поэтому человека, который оказывает всяческую поддержку, обучает и помогает достичь целей, называют ментором. 

Ментор или наставник?

Эти обозначения по своей сути синонимы, потому что и ментор, и наставник занимаются обучением других, основываясь на собственном опыте. 

Но в бизнесе эти понятия все-таки разделяют. Наставник — опытный сотрудник, который объясняет как нужно делать. Систему наставничества обычно используют, чтобы быстро ввести новичков в курс дела. 

Менторство (или менторинг) — вид наставничества, который подразумевает более глубокую работу с подопечными. Ментор, как опытный специалист, не просто делится знаниями, а и оказывает моральную поддержку, помогает в решении сложных задач, и в общем положительно влияет на развитие младшего специалиста.

Ментору также важно: 

  • иметь значительный опыт в профессиональной сфере;
  • быть лояльным к компании, разделять ее ценности и корпоративную культуру;
  • понимать структуру компании, ее направления деятельности и разбираться в процессах своего отдела; 
  • быть готовым уделять время и энергию для наставничества, поскольку это действительно трудозатратный процесс;
  • иметь желание обучать и помогать подопечному, а не просто контролировать и оценивать его работу;
  • уметь высказывать конструктивную критику и предлагать решения возникших вопросов;
  • проявлять инициативу и всегда быть в курсе положения дел работника, решать все проблемы по мере их поступления, корректируя действия подопечного.

Ментор или коуч?

В отличие от менторства, задача коучинга — дать четкие инструкции / план действий, которые позволят решать ежедневные задачи с большей эффективностью. Как правило, коучинг — кратковременное наставничество, помогающее достичь определенных целей. 

Менторство — долгосрочное обучение молодого специалиста. Ментор развивает навыки подопечного на перспективу, взращивает его как профессионала, зарождает определенный стиль мышления и закладывает основы для успеха в профессии. Он мотивирует его развитие и стимулирует личностный рост.

Виды менторинга

Такое наставничество имеет несколько форм, вот некоторые из них:

1. Индивидуальный менторинг

Наставник и его подопечный сотрудничают один на один. Ментор разрабатывает специальную программу обучения и поддерживает молодого специалиста на всех этапах ее реализации. Такое общение происходит без посторонних лиц, что позволяет сосредоточиться на обучении и не отвлекаться. 

2. Групповой менторинг

Ментор работает не с одним, а с целой командой подопечных. Наставник составляет общую программу обучения и ставит коллективные цели. Такая форма наставничества чаще всего используется в компаниях или в рамках определенного проекта. 

3. Коллективный менторинг

В этом варианте работает команда наставников и команда подопечных. Чаще всего коллективный менторинг применяют в крупных корпорациях и компаниях с многочисленным штатом сотрудников. 

Как это работает?

В основе наставничестве лежит модель «Расскажи – Покажи – Сделай» (Tell–Show–Do). Ментор ставит цели обучения и оговаривает их с сотрудником. Далее он работает по такой схеме:

Tell. Наставник расписывает процесс обучения по этапам. Большие цели разбиваются на несколько маленьких. Сотрудник задает вопросы и разъясняет, как он понял задачи. 

Show. Ментор показывает сотруднику на практике, как стоит выполнять задачу, комментирует свои действия, и повторяет их до тех пор, пока у сотрудника не останется каких-либо вопросов. 

Do. Сотрудник самостоятельно выполняет задачу. Ментор контролирует этот процесс и в случае ошибки корректирует действия подопечного. После выполнения задачи, ментор дает фидбек и объясняет по каким критериям сотрудник будет оценен.

Зачем компании необходим ментор?

Аналитики Endeavor Insight проводили исследование с 2003 по 2013 год среди компаний Нью-Йорка и выяснили, что 33% достигли успеха из-за менторства топовых предпринимателей. 

Менторинг также делает сотрудников более лояльными к компании. Согласно опросу SurveyMonkey и CNBC, работники, у которых есть ментор, на 10% довольнее своей зарплатой. А место работы хотят сменить всего 25% таких сотрудников, против 40% тех, у кого нет ментора.

Основное преимущество присутствия ментора в компании — передача профессионального опыта. Это выгодно для компании тем, что:

  • сотрудники эффективнее достигают целей бизнеса;
  • производительность труда персонала заметно увеличивается;
  • растет показатель удовлетворенности и лояльности к компании;
  • менторство финансово выгоднее других способов обучения.

Кто может стать ментором в вашей компании?

Зачастую внутри компании менторами становятся те сотрудники, которые занимают должность на один-два уровня выше должности своего подопечного. Менторами становятся менеджеры или руководители отделов. Роль наставника — еще одна ступень в карьерном росте и возможность проявить себя. 

Часто менторингом занимается непосредственный руководитель. В этом случае может возникнуть такая ситуация, что результаты работы подопечного могут стать важнее работы над его профессиональным ростом. Чтобы такого не произошло, HR-менеджеру важно принимать непосредственное участие в этом процессе и назначать ментором того специалиста, который сможет объективно оценить подопечного и построить с ним доверительные взаимоотношения.

hurma.work

hr-portal.ru

Ментор и менторство что это такое

Каждому нужен свой ментор. Неважно, в предпринимательской, спортивной, писательской, или среде шоу бизнеса человек стремится достичь успеха. Желает он построить успешную карьеру или раскрутить стартап – самостоятельно пробиться к вершине трудно. Известные актеры, писатели, бизнесмены, чьи имена сегодня знает весь мир, признаются, что без опытного советчика не достигли бы таких высот. Они с благодарностью называют имена личных менторов – профессионалов, которые поделились с ними частицей собственных побед.

Кто такой ментор

Ментор – это человек с личным опытом успеха, которым готов поделиться с подопечными (протеже). Для своих подопечных ментор одновременно выступает в роли коуча, психолога, учителя, советника и консультанта. Он уберегает учеников от главной ошибки – статистики неудачных проектов, помогая упаковать идею в бизнес план с видимой экономической выгодой.

Человек, поживший и проживший профессиональную жизнь, видит конечную цель там, где планы даже еще не прописаны на бумаге.  Он поможет не просто развить стартап, но и трансформировать его в продукт, привлекательный для покупателей. Имя ментора обязательно упоминают при получении награды, будь то Оскар, олимпийская медаль или выигранный тендер.

Как находят менторов? Это сложный момент. Наставник не будет работать по принуждению или против своей воли. Он может найти подопечного самостоятельно и предложить поддержку бесплатно, потому что знает – материальные блага не способны заменить удовольствия от помощи другим. Некоторые не афишируют свое наставничество, предпочитая оказаться в тени успеха своих учеников.

Многие совмещают наставничество с основной деятельностью, а кто-то посвящает этому всю свою жизнь. Искренний интерес к деятельности ментора, посещение семинаров или конференций способны приблизить момент знакомства. С наставником учеников объединяют еще и общие цели, так что главным принципом взаимодействия является доверие. Личное знакомство перерастает в желание сотрудничать в сфере бизнеса.

Чем занимаются менторы

Ментор помогает не только советами, но и личным примером.  Он занимается самообразованием в профильных и смежных сферах – от высоких технологий до буддийских практик.  Ментор не просто передает знания, он вовлекает учеников в сферу деятельности до полного погружения. Своей идеей, поддержкой и советами наставники помогают подопечным двигаться вперед. Тренер на профессиональном поле, чей день расписан по минутам, вдохновляет и дисциплинирует одновременно. Ментор способен оказать помощь в вопросах:

  • Экономических. Голая идея сама по себе малопривлекательна для инвесторов. Ментор поможет преобразовать энтузиазм в готовый продукт с цифрами и экономическими показателями, которые можно «пощупать».
  • Психологических. В моменты неурядиц ментор становится точкой опоры, а иногда и пресловутым пинком.  Наставник делится опытом таким, какой он есть на самом деле.
  • Коммуникативных. Ментор готов предоставить рекомендации или рекомендательные письма для своего подопечного, чтобы провести его к успеху кратчайшей дорогой. Наставник помогает перейти на качественно иной уровень связей в среде профессионалов.
  • Поведенческих. Он указывает на привычки, которые следует приобрести и обращает внимание на те, от которых нужно отказаться.
  • Организационных. Ментор поможет не просто привлечь профессионалов, но и выстроить корпоративную культуру будущего дела.

Чего ментор не сделает для своих подопечных? Он не решит проблемы учеников, но предоставит возможность взглянуть на проблему со стороны человека, который ее уже преодолел. Он не предлагает готовых решений там, где его протеже сможет выкарабкаться сам и знает, где постелить пресловутую соломку, на которую умудряются упасть все новички.

Никто не шагает в одиночку. Для построения личной карьеры или развития бизнеса важны не просто единомышленники, а люди, на мнение которых можно безоговорочно положиться. Окружающие охотно делятся наставлениями не для пользы другого человека, а для подтверждения собственной важности. Совету ментора можно доверять. Его опыт позволяет ученику мысленно отойти на расстояние или взобраться на высоту, чтобы взглянуть на свои действия с другого ракурса. Увидеть ошибки, очевидные или неочевидные – только половина победы.

Наставник дает инструменты, с помощью которых ученики смогут сложить собственный механизм успеха. По мере роста мастерства своих подопечных ментор открывает для них невидимые возможности и дает советы по их реализации.

Нет опыта – нет ментора. Методы работы наставников индивидуальны. Предприниматель Ричард Бренсон считает, что бунтарство – наилучший путь для бизнесмена. Он добился успеха таким способом и учит этому своих последователей. Предприниматель и общественный деятель Билл Гейтс первейшую задачу наставника видит в предоставлении обратной связи своим ученикам. Он разработал собственную систему оценки труда, применимую для любой сферы бизнеса. Не существует универсального способа получить победу. Не получится построить бизнес или карьеру без ошибок и падений. Ментор умеет рассмотреть уникальность идеи и преподать ее как продукт, способный изменить мир.

Что такое менторство

Менторство – это формальный институт, который предоставляет возможность для начинающих бизнесменов посмотреть на опытных людей за работой. Методы обучения здесь отличаются от привычных. Но если по окончании ВУЗа можно услышать фразу: «забудьте все, чему вас учили», то в институте менторства подопечные получают знания, которых нет ни в одном учебнике. Это практика, позволяющая до кости изучить вопрос, с которым не сталкивались ученики. Менторство помогает не просто получить опыт, но и ощутить погружение в культуру или сообщество людей, с которыми предстоит вести переговоры.

Цель менторства – помочь подопечным добиться успеха. Существуют целые компании (стартап-акселераторы или стартап-инкубаторы), работающие над тем, чтобы свести менторов с начинающими стартаперами. Менторские схемы помогают превратить идею в прибыльный бизнес, ведь инвесторы не спешат расстаться с деньгами, основываясь исключительно на красочном представлении проекта.

Все, что им продают, будь то специалист или стартап, должно быть в некоторой мере прибыльным вложением. Проверка идей с помощью показателей, которые можно «пощупать» – первый шаг для монетизации бизнеса. Менторство помогает найти баланс между воображением и способами извлечь из продукта экономическую выгоду.

Для чего нужно менторство

Менторство учит мыслить и общаться другими категориями. Наставники исходят  не из того, как устроена реальность, а из того, как протеже с ней столкнется. Влиться в среду профессионалов невозможно без знания терминологии. Особенно это касается бизнеса за рубежом. Картинка сама по себе неинтересна. Цифры, графики, обоснование экономической выгоды – все показатели должны работать в одном направлении. Они должны дать инвесторам четкое понимание того, когда вложенные ресурсы начнут приносить прибыль. Поэтому сослагательное наклонение слов «если бы», «тогда бы» сразу отсекают интерес наставников.

Менторство – прибыльный бизнес. С помощью бесплатных сервисов стартап можно создать даже за неделю. Команда менторов может одновременно работать с проектами, которые находятся на разных стадиях развития. На протяжении первых недель сотрудничества общение происходит более плотно, а по мере роста бизнеса оно может носить консультационный характер.

Практические советы предоставляются в любой сфере: относительно того, как получить налоговые льготы или стоит ли тратить прибыль на покупку биткоинов. Менторская программа заканчивается своеобразным «выпуском», после которого новоиспеченные бизнесмены отправляются в свободное плавание. Истории успешных стартапов вдохновляют обе стороны на сотрудничество.

Каждый стартап – это нечто большее, чем сумма индивидуалов. Разработать стратегию развития – это только начало. Успех срабатывает там, где есть неоспоримый талант. Команде разработчиков необходимо найти «звезду» в сфере маркетинга или продаж, которая поможет перевести продукт из области обычного в область экстраординарного.

Нужно привлечь талантливых профессионалов, которые зачастую не признают малейшего насилия над личностью. Менторство не подавляет индивидуальные наклонности, но позволяет создать вектор развития. Выбрать направление, в котором проект будет изменять мир и делать людей счастливее.

Менторские отношения дадут новичкам на старте необходимое преимущество в битве с конкурентами. Все действия, которые помогают в этом, годятся. Менторство – это реалии жизни, которые, в некоторой степени, отличны от общих представлений об успехе. Этот сама жизнь. Ментор – не монстр и не робот. Он – живой человек. Он так же устает и может быть жестким. Но это единственный путь роста.

 

wikigrowth.ru

Как найти бизнес-ментора/наставника? / Habr

Как-то давно я прочитал фразу «Я не знаю того, что не знаю». Проиллюстрирую её на двух примерах:

1. Я, как обыватель, могу не знать как сделать реактивный двигатель самолета, но тем не менее я знаю о его существовании и о принципе работы. («Я знаю то, что знаю»)

2. Я эколог, долгое время бьюсь над проблемой загрязнения окружающей среды пластиком. Но при этом я не знаю, что на другом конце света ученые уже нашли бактерии, которые его перерабатывают («Я не знаю того, что не знаю»).

В голове владельца бизнеса существуют такие же «пробелы» вне области знания. О них мы и поговорим.


Предприниматель — это комбайн


Возьмем любого современного предпринимателя. Кто этот человек? По большому счету — это комбайн, который должен знать множество вещей: бизнес-экономика, маркетинг, навыки общения и переговоров, навыки управления и построения команды, юриспруденция, бухгалтерия, дизайн. Этот набор можно продолжать бесконечно.

Тут встает резонный вопрос: «Не проще ли делегировать?».
Делегировать можно и нужно, но прежде каждому предпринимателю придется во многом разобраться самому. Где-то поверхностно, а где-то погружаться досконально.

Если не знать как развивать навыки переговоров, то бизнеса не построить.
Можно доверить маркетинг «молодым и амбициозным ребятам», которые через полгода скажут что они сделали все что смогли, но продажи практически не выросли. После этого жить с картиной мира, что ваш товар никому не нужен и маркетинг не работает.
Ну, а если полностью отдать бухгалтерию на аутсорс и не вникать в вопросы, то можно однажды получить весточку из налоговой с солидным штрафом или даже увидеть маски-шоу в собственном офисе.

Чтобы закрывать такие «пробелы» предпринимателя и получить взгляд со стороны на свой бизнес на Западе давно существует модель бизнес-менторства. В России это направление только зарождается.

Менторство


Начнем с понятия бизнес-ментора, он же наставник. Что это за человек?

Бизнес-ментор — это опытный предприниматель, который смог построить свою прибыльную компанию и готов делиться своим опытом. Ментор к тому же — это еще связи и полезные контакты, которые нарабатываются годами работы в нише бизнеса.

Из определения выше следуют то, что настоящий бизнес-ментор — это не инфобизнесмен или тренер, который зарабатывает исключительно на продаже своих знаний через лендинги с обратным отсчетом. Здесь акцент идет именно на живой опыт из бизнеса, который у ментора есть прямо сейчас.

Зачем предпринимателю становиться ментором?


Я тоже задавался таким вопросом. Если у владельца действующий бизнес, который приносит доход, зачем тратить время на помощь кому-либо?

Пообщавшись с ними напрямую услышал такие ответы:
— В свое время мне помогли другие люди, теперь я тоже хочу вернуть «долг».
— Летом (или осенью, зимой, весной) у меня не сезон в бизнесе, поэтому я готов в это время быть ментором.
— Отдавая — получаешь. Как бы банально это не звучало, некоторые отвечали фразами, которые сводились именно к такой формулировке.
— Мне это просто интересно.

Но были и те, кто отказывались стать ментором, ссылаясь на занятость.

Кому нужен ментор:


1) Начинающим предпринимателям для того чтобы быстро войти в рынок, совершив при этом меньшее число ошибок. А ошибки в бизнесе — это всегда потеря денег. Купил не правильное оборудование, поставил точку общепита в неудачном месте, заказал маркетинг у дилетантов. Тут может быть уйма проблем.
2) Действующим предпринимателям. Общаясь с разными владельцами бизнеса, вижу что многие годами бьются головой об одни и те же ворота. Прибыль только падает, сотрудники работают плохо, маркетинговой стратегии никакой нет. Здесь просто не хватает взгляда со стороны опытного человека.

Совсем недавно познакомился с владельцем компании, который продает климатическое оборудование в крупном городе. Сайт человек не обновлял 5 лет! Он выглядит как поделка студента: каталога нет, никакие формы не работают, дизайн как из 2005 года. Говорит, что из-за появления конкурентов прибыль сильно упала. Ну неужели!

Кому не нужен ментор:


1) Если у вас есть друг, успешный предприниматель, не тот, который щебень через лендинг продает, а тот, который зарабатывает хорошие деньги и готов погружаться в ваш бизнес и давать ценные рекомендации*. Этому можно только позавидовать.
2) Ваш бизнес цветет и растет в геометрической прогрессии.

* это может не сработать если друг продает фермерский сыр в Москве, а вы, к примеру, делайте стартап для американского рынка.

Как и где искать ментора?


1) Поспрашивайте своих друзей и знакомых, возможно, среди них найдется тот, кто захочет стать вам ментором.
2) Поищите в фейсбуке людей, создающих похожий (но не идентичный) товар или услугу.
3) Воспользоваться сервисами по поиску ментора. К примеру, United Mentors

Приготовьтесь что поиски могут занять некоторое время.
В обоих случаях не ищите «суперзвезд бизнеса», ментор необходим на 1-2 головы выше вас, не выше, иначе ему будет не интересно работать с вами.

Что предложить ментору?


Так что же предложить ментору взамен за его время?
1) С некоторыми менторами можно договориться бесплатно.
2) Установить фиксированную оплату раз в месяц.
3) Профессиональные менторы (те, которые преподают в разных технологических университетах) могут попросить долю в компании. Но на такое стоит идти только в случае с уже знакомым вам человеком. И заключать при этом договор.

Как работать с ментором?


Могу рассказать на своем опыте. Со своим ментором я созванивался каждую пятницу в одно и тоже время. Он спрашивал что я сделал за неделю, высказывал свое мнение, предлагал доработать какие-то моменты, задавал очень нужные вопросы, которые позволяли мне взглянуть на проблемы и новые грани в моем проекте. И так до следующей пятницы.
Кроме этого в течение недели я задавал срочные вопросы в мессенджере.

Если вас тоже интересует тема менторства, пишите вопросы в комментариях или ЛС.

habr.com

Чем менторинг отличается от наставничества

У каждого из нас были встречи с людьми, которые оказали положительное влияние на нашу жизнь. При этом вряд ли мы задумывались о том, какими качествами они обладали, что такого они делали для нас, или, наоборот, не делали. Как правило, чаще вспоминаются только чувства, которые вызывали у нас эти люди. Удивительно, но бывало, что общаться с ними нам было трудно, но мы получали результат, намного продвинувший нас вперед. Скорее всего, негатив вызывало чувство сопротивления изменениям.

И все-таки самые продуктивные отношения – это те, которые позитивны и эффективны. Это такие длительные отношения, при которых один человек помогает развиваться другому, поддерживая его в получении новых знаний и опыта. Это стратегическое партнерство с коллегой, который верит в вас и делает вас сильнее, делясь информацией и советами.

Именно такие отношения – результат продуктивного общения в стиле «менторинг». Для эффективности в бизнесе необходимо развивать в сотрудниках так называемый «благородный профессионализм». Благородный профессионализм мы видим, когда одни члены команды помогают другим членам команды, и со временем эта практика переходит на более высокий уровень, когда одна команда помогает другой команде. Эффективность управления компанией тоже повышается. Бизнес становится независимым от специалистов-звезд, которых единицы. Только тогда мы можем сказать, что у организации сильное и определенное будущее.

Менторинг преимущественно основан на недирективном стиле управления. В этом случае человек чувствует, что его внимательно слушают, и высоко ценит усилия ментора, старающегося вникнуть в суть ситуации. Такие взаимоотношения основаны на равенстве, открытости и доверии. Ментор не делает вид, что у него есть готовые ответы на все вопросы, а менти чувствует, что его вклад тоже имеет значение и при этом, как к собственным относится к мнениям и идеям своего наставника, принимая за них ответственность.

Для ментора ослабление директивной составляющей оказывается непростой задачей, требующей особых навыков, а для его клиента зачастую становится полезнейшим опытом, который может буквально перевернуть его жизнь. Эффективному ментору, желательно владеть хотя бы основами коучинга. Поскольку именно коучинговые навыки и техники позволяют использовать недирективный, поддерживающий подход. В таких партнерских отношениях менторы не только передают опыт, но и побуждают своего подопечного мыслить, высказывать свои взгляды и генерировать идеи, которые он часто оценивает как невероятно освобождающие. И хотя директивный стиль при передаче знаний тоже может быть эффективным, он требует от ментора уверенности как в прочности отношений с менти, так и в своих знаниях и опыте. Этого также можно достичь с помощью коучинга.

Коучинг в бизнесе является основой стиля agile и залогом эффективного взаимодействия сотрудников. Любое внедрение новых технологий в компании начинается с осознания нужности этого процесса и приобретения новых компетенций первыми лицами. А в случае единоначалия – собственником бизнеса. Именно он задает тон и направление стратегических процессов. Неконтролируемое и не поддерживаемое первым лицом внедрение менторинговой и коучинговой культуры может разрушить устоявшиеся принципы управления и привести к не прогнозируемому результату. Все начинается с лидера, который и задает вектор развития в компании на долгие годы.

Сопротивление изменениям при этом со стороны команды неизбежно. Это нормальная реакция на любые нововведения. Для того, чтобы объективно оценить все риски, спрогнозировать уровень сопротивления и адаптировать всю команду к современным методам управления, лучше всего воспользоваться помощью внешних консультантов по менторингу в бизнесе. Они возьмут ударную волну сопротивления на себя, и авторитет лидеров компании останется незыблемым.

Объективность, присущая внешним специалистам, поможет исключить давление на первые лица компании в ходе внедрения нового стиля управления. Лучший результат достигается при персональном коучинге линейных менеджеров, командном коучинге руководителей подразделений, командном коучинге каждого подразделения и обучении ключевых сотрудников компании основам коучинга и менторинга. Тогда возникает общее понимание менторинговой культуры. Создаются идеальные условия для командного менторинга.

Становится возможной интеграция цели каждого ключевого сотрудника в единую цель компании. Компания использует все свои ресурсы для быстрого и эффективного достижения максимальных бизнес-результатов. Сильные лидеры взращивают других сильных лидеров.

Именно поэтому благородный профессионализм и развивающее наставничество официально признаны в нашем государстве, как ценный вклад в экономику, культуру и образование. В 2018 году президент России учреждил знак отличия «За наставничество». Менторинг в сочетании с коучингом становятся основой стратегического развития любой организации.

www.e-xecutive.ru

кто это такой, зачем он нужен, как его найти

Ментор – это человек, в чьи функции включено довольно много обязанностей, круг которых не имеет четкого обозначения, а определяется ситуативно. Так ментор это человек, который имеет больший профессиональный опыт, чем его подопечный. Это может быть руководитель или просто сотрудник, имеющий больший практический стаж, а также приглашенный человек со стороны, но он берет функции регулировки, мотивации, выявления общих слабых сторон и развития стратегии дальнейшего движения.

Устоявшейся является традиция приглашать ментора для открытия стартапа, когда этот человек следит не только за подготовкой, но и за развитием компании, дает эксклюзивные советы. Однако обращаться за консультацией можно и в периоды кризисы долго существующего предприятия и при возникшем желании расширения или смене деятельности. Более того менторство применяется не только в рабочей среде, для него открыты сферы личностного и спортивного развития, получение различных достижений и организации личной жизни.

Кто это такой

Невозможно организовать поиск ментора, не понимая, кто это и какова его роль лично в вашем развитии. Чаще всего это люди, имеющие довольно высокий уровень развития и достижений в выбранной вами области или смежных моментах, что у них нет непосредственного интереса в сотрудничестве с целью заработка. Им интересна перспектива или участие в нестандартных проектах – нередки случаи, когда вы только что-то начинаете, и к вам приходят люди, желающие помочь. Это своеобразный вызов самим себе, то есть человек не просто помогает вам реализовать свои начинания, но и проверяет свое чутье, умение или удовлетворяет интерес.

Это не означает, что профессионал будет тратить временные ресурсы абсолютно бесплатно, уходя в минус по материальным и энергетическим затратам. Естественно, некоторые обозначают гонорар и предоставляют консультативные услуги, но те, для кого деятельность правда призвание не называет сумм. Принято при благоприятном завершении проекта или выходе на заявленный уровень благодарить за сотрудничество (акциями компании, предоставлением бесплатных услуг или же одной из руководящих должностей).

Ментор необходим в любой деятельности от требующей скрупулезности экономики до творчества писателей и моделей. Это человек, способный постоянно делиться опытом, выступая по мере необходимости сразу в нескольких ролях – психолога, когда человек переживает эмоциональный тупик, коуча, когда необходимо жизненное планирование, учителя, если нужно развить определенные навыки и многих других. Главная задача в таком взаимодействии сводится не только к предостережению от наиболее вероятных ошибок, как многие понимают деятельность ментора, а в умении построить перспективу.

Именно благодаря опыту, такой человек может ставить конечные цели таких масштабов и направлений, о которых его подопечный даже не может задуматься на начальном этапе. Так, открытие маленькой частной пекарни неожиданно становилось ресторанным бизнесом, а производство станков переориентировалось в создание автомобилей, ребята, пришедшие в спорт из-за слабого здоровья, делали мировую карьеру каскадеров и прочее.

Наставничество может быть основным видом деятельности или происходит совмещённо с другой работой. Человек может афишировать свое влияние или просить остаться в тени, оставляя всю славу ученику. Эти параметры выбираются исключительно самим специалистом и не подлежат никаким обязательствам.

Само менторство не похоже на формальный институт обучения, а соответственно формат общения и взаимодействия может быть насколько угодно эксцентричным. Бывает даже так, что подопечные обижаются, злятся и считают своих гуру невменяемыми, строгими, злыми, психами, но все равно остаются, поскольку именно эти люди могут дать им знания, недоступные в других местах. Ни один ученик не расскажет где взять вдохновение именно этой личности, как продать свои работы, как провести переговоры с незаконной группировкой и прочие моменты, находящиеся либо на грани законных действий, либо требующих детального знания индивидуальных условий.

Ментор не учит теории, он всегда погружает начинающего человека максимально глубоко в ту сферу и культуру, куда человек только входит, объясняет не только профессиональные правила, но и особенности неформального поведения.

Общение в бизнес-кругах потребует совершенно других навыков и акцентов, чем получение связей и признания в творческой тусовке. Но в итоге главная цель любого ментора заключается в том, чтобы научить в определенный момент не только отказаться от его услуг, но желательно превзойти в достижениях. Самые гениальные спортивные тренеры редко бывали мировыми чемпионами, зато отлично знали, как их готовить.

Зачем нужен ментор

Сначала рассмотрим варианты, когда проблема найти ментора не должна подниматься – это всего два варианта, когда у человека нет собственной внутренней потребности в наставнике (по любым причинам) и когда отсутствует понимание, чего от наставника ждут, какие цели поставлены.

Ментор нужен тогда, когда человек достиг определенного уровня и возникает ощущение потолка и невозможности развиваться дальше – это касается как карьерного продвижения (заняв должность руководителя отдела двигаться некуда, но на самом деле есть еще высшие посты управления) или материального обеспечения (умение продать свои услуги за большие деньги).

Иногда ментор нужен, чтобы систематизировать собственные знания и направить уже имеющиеся ресурсы и опыт в нужное русло. Тогда речь идет не о получении нового или построении определенной концепции, скорее наставник будет выполнять роль уборки внутренних завалов личности, не привнося ничего – и когда картина станет более структурированной, произойдет прорыв. Кроме этого, пройдя данный путь, ментор знает, где расположены самые большие препятствия, а где могут находиться непредвиденные трудности и помочь не столько преодолеть их, сколько подготовиться к достойному прохождению.

На методическом уровне (особенно это характерно менторам по профессии из специализированных учреждений) могут даваться советы профессионального плана. Нет, это не повторение обучающей программы – советы будут направлены на ознакомление с новыми тенденциями, а также оптимизацию механизмов работы. Этот человек делится не только собственными знаниями, понимая, что он не всеведущ, но также рекомендует литературу и фильмы, конференции и других учителей, блоги и статьи.

У ментора нет заготовленных ответов, а тем более правильных взглядов, поэтому если есть необходимость составить свой личный план достижения, то это именно тот человек. Он может совмещать в себе функции друга и психолога, мотивируя, когда закончились силы, вдохновляя, когда хочется все бросить. Однако ментор вам бесполезен, если от него необходима только мотивация, это не тренер спортзала, задача которого сводится к тому, чтобы гонять своего подопечного – ментор не заставит, делать все придется самому.

Вам точно не нужен ментор, если вы считаете, что этот человек, пользуясь своими связями или опытом, поможет вам получить желаемое, порекомендовав в соответствующих кругах или устроив на интересную должность. Нет, он может только сказать, в каких кругах необходимо завоевать авторитет, и в какой компании можно получить максимальное развитие своих навыков. Если вы хотите стать протеже, то лучше искать родственника, а не ментора.

Что делает ментор

Действия ментора никогда не бывают насильственны, но при этом он довольно много делает. Естественно он делится различной информацией, способной пригодиться как в профессиональной, так и личной жизни. Мало рассказать человеку об особенностях его деятельности, ментор всегда ищет ошибки в самой личности, те черты характера и поведения, которые не дают человеку развиваться. Поэтому наставничество не похоже на обучение в институте, тут придется не только выучить предмет, но еще и поработать над собой. Важно, что ментор активно вовлекает человека в практический процесс и сам находится в эпицентре той деятельности, которой занимаются. Если это путешествия, то, скорее всего и ментор не сидит на месте, если творческая область, то он проводит свои выставки, если научные изобретения, то издает книгу своих наработок. Проявления могут быть различны, то это всегда активная практика.

Ментор часто переворачивает восприятие мира человека, не давая упираться в одни и те же пути и решения. Если вы годами задаете себе одинаковые вопросы, а потом приходите к одинаковым ответам, то ментор не даст вам иные пути решения, но точно спросит о чем-то таком, о чем вы не додумались спросить себя и окружающих. Они немного или сильно смещают восприятие, что позволяет выйти за сдерживающие рамки развития. Важным моментом является то, что ментор не будет заставлять, но и не станет терпеть халатного отношения – это нужно в первую очередь вам. Поэтому мотивация бывает довольно болезненной, опуская самооценку и задевая наиболее важные глубинные аспекты личности, проявляясь в строгости и наказаниях до тех пор, пока ученик не начнет двигаться уверенно.

Конечно, ментор может познакомить новичка с определенными людьми, способными частично помочь развитию его идеи. Да и подобное предоставление контактов делается не с целью решить все проблемы начинающего в пару щелчков, а с желанием помочь развитию, и скорее всего, выгоду получат все стороны сотрудничества.

Помимо непосредственного контакта с учеником, ментор всегда вдохновляет своим примером. Он не останавливается перед трудностями, показывает ежедневное приложение усилий. Так спортивные тренера сами имеют плотный график тренировок в зале, бывшие модели участвуют в постановке дефиле, а экономисты начинают развивать много стартапов, помогая другим.

Как находят менторов

Когда люди задумываются, где найти ментора для бизнеса или личного развития они сразу концентрируются на местах, забывая о первоначальной самостоятельной работе, помогающей сузить круг поиска. Нужно определить свои вопросы и поставить цели движения, найти ту сферу, где необходимо развитие. Нельзя подходить к человеку и требовать от него составить план вашего личного счастья, такого не бывает – поэтому сначала определитесь, для чего именно вам нужен ментор.

Когда выбрана область, у вас уже значительно сужается круг поиска, но непосредственно искать рано. Стоит определить вопросы, работа над которыми наиболее важна. Помните о том, что ментор в вашем дуэте – это пассивный человек, который может отвечать, показывать, предостерегать, но задавать вопросы и реализовывать стратегии придется вам. После того, как определена сфера и первостепенные вопросы, начинайте активно появляться в соответствующих темах конференциях и семинарах, ходите на отраслевые мероприятия – ищите информацию везде.

Когда появится ментор не известно, а вот что-то делать для своего развития вы можете уже сейчас. Дополнительный плюс – множество успешных и опытных людей посещают именно такие мероприятия, поэтому шанс знакомства выше. Кроме того, если познакомитесь при диспуте на каком-то собрании, это более благоприятно скажется на сотрудничестве, чем, если вы напишете этому человеку электронное письмо с просьбой обучения.

Ищите таких людей не только в реальном пространстве, но также в соцсетях и блогах – там люди делятся своими мыслями и идеями, интересными событиями и вдохновляющими достижениями. Многие являются менторами, сами того не понимая, для своих подписчиков. Большое количество достойной информации и личный пример таких людей бывает вполне достаточным для определенной категории, кроме того, вы всегда можете задать некоторые вопросы в личном чате.

Пересмотрите свой круг знакомых, кем вы восхищаетесь и почему. Пусть это будут единичные качества, но никто не говорит, что ментор должен быть один. Вытаскивайте их на чашечку кофе, а по пути готовьте свои вопросы о том, как сохранять спокойствие или экономить деньги, где лучше получать образование или какие модные тенденции этой осенью. Метод подготовки вопросов поможет и в научных и бизнес кругах. Можно выбрать нескольких специалистов, чьи достижения вам нравятся и задать им всем одинаковый вопрос – важно не количество мнений, и какое из них верное, а то какой ответ больше всего будет вам близок эмоционально. Одинаковый ход мысли, ценности, темперамент помогут быстро установить связь и лучше понимать друг друга, поэтому не забывайте про эмоциональную сторону при выборе наставника.

Проявляйте свой интерес к теме и внимательность к восприятию информацию. Многие говорят о том, что менторы находятся сами, когда человек максимально открыт к восприятию нового. Таким людям хочется делиться знаниями и помогать заинтересованным – это собственный особый драйв. Не создавайте множество искусственных условий для встречи со своим ментором, сосредоточьтесь на задавании волнующих вопросов и поиске информации во всех возможных местах и со временем на ваш интерес придет заинтересованный отклик.

psihomed.com

Check Also

Психологические особенности детей 5-6 лет: что нужно знать родителям

Как меняется поведение ребенка в 5-6 лет. На что обратить внимание в развитии дошкольника. Какие …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *