Среда , 25 декабря 2024
Разное / Ментор это наставник – Ментор и менторство что это такое

Ментор это наставник – Ментор и менторство что это такое

Содержание

Ментор и менторство что это такое

Каждому нужен свой ментор. Неважно, в предпринимательской, спортивной, писательской, или среде шоу бизнеса человек стремится достичь успеха. Желает он построить успешную карьеру или раскрутить стартап – самостоятельно пробиться к вершине трудно. Известные актеры, писатели, бизнесмены, чьи имена сегодня знает весь мир, признаются, что без опытного советчика не достигли бы таких высот. Они с благодарностью называют имена личных менторов – профессионалов, которые поделились с ними частицей собственных побед.

Кто такой ментор

Ментор – это человек с личным опытом успеха, которым готов поделиться с подопечными (протеже). Для своих подопечных ментор одновременно выступает в роли коуча, психолога, учителя, советника и консультанта. Он уберегает учеников от главной ошибки – статистики неудачных проектов, помогая упаковать идею в бизнес план с видимой экономической выгодой.

Человек, поживший и проживший профессиональную жизнь, видит конечную цель там, где планы даже еще не прописаны на бумаге.  Он поможет не просто развить стартап, но и трансформировать его в продукт, привлекательный для покупателей. Имя ментора обязательно упоминают при получении награды, будь то Оскар, олимпийская медаль или выигранный тендер.

Как находят менторов? Это сложный момент. Наставник не будет работать по принуждению или против своей воли. Он может найти подопечного самостоятельно и предложить поддержку бесплатно, потому что знает – материальные блага не способны заменить удовольствия от помощи другим. Некоторые не афишируют свое наставничество, предпочитая оказаться в тени успеха своих учеников.

Многие совмещают наставничество с основной деятельностью, а кто-то посвящает этому всю свою жизнь. Искренний интерес к деятельности ментора, посещение семинаров или конференций способны приблизить момент знакомства. С наставником учеников объединяют еще и общие цели, так что главным принципом взаимодействия является доверие. Личное знакомство перерастает в желание сотрудничать в сфере бизнеса.

Чем занимаются менторы

Ментор помогает не только советами, но и личным примером.  Он занимается самообразованием в профильных и смежных сферах – от высоких технологий до буддийских практик.  Ментор не просто передает знания, он вовлекает учеников в сферу деятельности до полного погружения. Своей идеей, поддержкой и советами наставники помогают подопечным двигаться вперед. Тренер на профессиональном поле, чей день расписан по минутам, вдохновляет и дисциплинирует одновременно. Ментор способен оказать помощь в вопросах:

  • Экономических. Голая идея сама по себе малопривлекательна для инвесторов. Ментор поможет преобразовать энтузиазм в готовый продукт с цифрами и экономическими показателями, которые можно «пощупать».
  • Психологических. В моменты неурядиц ментор становится точкой опоры, а иногда и пресловутым пинком.  Наставник делится опытом таким, какой он есть на самом деле.
  • Коммуникативных. Ментор готов предоставить рекомендации или рекомендательные письма для своего подопечного, чтобы провести его к успеху кратчайшей дорогой. Наставник помогает перейти на качественно иной уровень связей в среде профессионалов.
  • Поведенческих. Он указывает на привычки, которые следует приобрести и обращает внимание на те, от которых нужно отказаться.
  • Организационных. Ментор поможет не просто привлечь профессионалов, но и выстроить корпоративную культуру будущего дела.

Чего ментор не сделает для своих подопечных? Он не решит проблемы учеников, но предоставит возможность взглянуть на проблему со стороны человека, который ее уже преодолел. Он не предлагает готовых решений там, где его протеже сможет выкарабкаться сам и знает, где постелить пресловутую соломку, на которую умудряются упасть все новички.

Никто не шагает в одиночку. Для построения личной карьеры или развития бизнеса важны не просто единомышленники, а люди, на мнение которых можно безоговорочно положиться. Окружающие охотно делятся наставлениями не для пользы другого человека, а для подтверждения собственной важности. Совету ментора можно доверять. Его опыт позволяет ученику мысленно отойти на расстояние или взобраться на высоту, чтобы взглянуть на свои действия с другого ракурса. Увидеть ошибки, очевидные или неочевидные – только половина победы.

Наставник дает инструменты, с помощью которых ученики смогут сложить собственный механизм успеха. По мере роста мастерства своих подопечных ментор открывает для них невидимые возможности и дает советы по их реализации.

Нет опыта – нет ментора. Методы работы наставников индивидуальны. Предприниматель Ричард Бренсон считает, что бунтарство – наилучший путь для бизнесмена. Он добился успеха таким способом и учит этому своих последователей. Предприниматель и общественный деятель Билл Гейтс первейшую задачу наставника видит в предоставлении обратной связи своим ученикам. Он разработал собственную систему оценки труда, применимую для любой сферы бизнеса. Не существует универсального способа получить победу. Не получится построить бизнес или карьеру без ошибок и падений. Ментор умеет рассмотреть уникальность идеи и преподать ее как продукт, способный изменить мир.

Что такое менторство

Менторство – это формальный институт, который предоставляет возможность для начинающих бизнесменов посмотреть на опытных людей за работой. Методы обучения здесь отличаются от привычных. Но если по окончании ВУЗа можно услышать фразу: «забудьте все, чему вас учили», то в институте менторства подопечные получают знания, которых нет ни в одном учебнике. Это практика, позволяющая до кости изучить вопрос, с которым не сталкивались ученики. Менторство помогает не просто получить опыт, но и ощутить погружение в культуру или сообщество людей, с которыми предстоит вести переговоры.

Цель менторства – помочь подопечным добиться успеха. Существуют целые компании (стартап-акселераторы или стартап-инкубаторы), работающие над тем, чтобы свести менторов с начинающими стартаперами. Менторские схемы помогают превратить идею в прибыльный бизнес, ведь инвесторы не спешат расстаться с деньгами, основываясь исключительно на красочном представлении проекта.

Все, что им продают, будь то специалист или стартап, должно быть в некоторой мере прибыльным вложением. Проверка идей с помощью показателей, которые можно «пощупать» – первый шаг для монетизации бизнеса. Менторство помогает найти баланс между воображением и способами извлечь из продукта экономическую выгоду.

Для чего нужно менторство

Менторство учит мыслить и общаться другими категориями. Наставники исходят  не из того, как устроена реальность, а из того, как протеже с ней столкнется. Влиться в среду профессионалов невозможно без знания терминологии. Особенно это касается бизнеса за рубежом. Картинка сама по себе неинтересна. Цифры, графики, обоснование экономической выгоды – все показатели должны работать в одном направлении. Они должны дать инвесторам четкое понимание того, когда вложенные ресурсы начнут приносить прибыль. Поэтому сослагательное наклонение слов «если бы», «тогда бы» сразу отсекают интерес наставников.

Менторство – прибыльный бизнес. С помощью бесплатных сервисов стартап можно создать даже за неделю. Команда менторов может одновременно работать с проектами, которые находятся на разных стадиях развития. На протяжении первых недель сотрудничества общение происходит более плотно, а по мере роста бизнеса оно может носить консультационный характер.

Практические советы предоставляются в любой сфере: относительно того, как получить налоговые льготы или стоит ли тратить прибыль на покупку биткоинов. Менторская программа заканчивается своеобразным «выпуском», после которого новоиспеченные бизнесмены отправляются в свободное плавание. Истории успешных стартапов вдохновляют обе стороны на сотрудничество.

Каждый стартап – это нечто большее, чем сумма индивидуалов. Разработать стратегию развития – это только начало. Успех срабатывает там, где есть неоспоримый талант. Команде разработчиков необходимо найти «звезду» в сфере маркетинга или продаж, которая поможет перевести продукт из области обычного в область экстраординарного.

Нужно привлечь талантливых профессионалов, которые зачастую не признают малейшего насилия над личностью. Менторство не подавляет индивидуальные наклонности, но позволяет создать вектор развития. Выбрать направление, в котором проект будет изменять мир и делать людей счастливее.

Менторские отношения дадут новичкам на старте необходимое преимущество в битве с конкурентами. Все действия, которые помогают в этом, годятся. Менторство – это реалии жизни, которые, в некоторой степени, отличны от общих представлений об успехе. Этот сама жизнь. Ментор – не монстр и не робот. Он – живой человек. Он так же устает и может быть жестким. Но это единственный путь роста.

 

wikigrowth.ru

Что такое менторство, менторинг? | Финансовый гений

Сегодня я расскажу вам о том, что такое менторство, менторинг, как происходят эти процессы, для чего они необходимы, чем отличаются менторинг и коучинг, в чем преимущества менторства, и много другой интересной информации, касающейся этой темы. Думаю, что это будет полезно знать всем, поскольку очень многие сталкиваются с менторингом в жизни, даже не подозревая об этом. Итак, обо всем по порядку.

Что такое менторство или менторинг?

Понятие “менторинг” заимствовано из английского языка (mentoring), и в переводе означает “наставничество”. В русском языке сейчас одновременно используют два понятия – “менторинг” и “менторство” – оба они имеют одинаковое значение.

Менторство или менторинг – это процесс взаимодействия более опытного в чем-либо человека с менее опытным, при котором опытный передает менее опытному свои знания, навыки, умения в этом деле, для того чтобы тот тоже достиг в нем определенных результатов.

Если очень простыми словами, то менторство – это наставничество, но не в чистом виде, а в сочетании с консультированием, коучингом и даже психологической помощью. Далее я подробнее разберу, чем отличаются эти понятия, и что они в себя включают.

Как вы видите, в процессе менторинга участвуют, как минимум, два человека, и их называют определенными терминами.

Ментор – это и есть наставник, осуществляющий менторство.

Протеже – это менее опытный ученик ментора, с которым он взаимодействует.

Чаще всего, менторинг используется в рабочих коллективах: к сотруднику-новичку приставляется опытный ментор, который обучает его работе до нужного уровня. Однако, менторство можно встретить и в других направлениях, таких как личностный рост, развитие каких-либо необходимых жизненных навыков и умений, и т.д.

В какой-то степени ментором для человека являются его родители, учителя, начальники, более опытные друзья, а иногда даже и незнакомые люди. Разница лишь в том, что во взаимодействии с ними человек получает только какие-то определенные стороны менторинга, а когда речь идет о наставничестве опытного ментора – тот осуществляет менторство профессионально, комплексно, включая все его необходимые стороны.

Виды менторинга.

Рассмотрим основные виды менторинга, их всего три:

  1. Индивидуальный менторинг – в этом случае ментор взаимодействует со своим протеже индивидуально, “один на один”. Это наиболее распространенный и самый эффективный вид менторства.
  2. Групповой менторинг – здесь один ментор взаимодействует с определенной группой протеже, объединяемых общими целями и задачами. Как правило, это рабочий коллектив, сотрудники одного отдела или просто собравшаяся группа людей, желающая получить знания и навыки в определенном направлении. Такой вид менторства часто встречается на крупных предприятиях.
  3. Коллективный менторинг – в этом случае группа из нескольких менторов осуществляет взаимодействие с коллективом протеже. Этот вариант тоже можно встретить на крупных предприятиях.
Как осуществляется менторство?

Давайте рассмотрим, как происходит менторинг. Схема примерно следующая.

Протеже обращается к ментору самостоятельно, либо же руководитель назначает ментора для протеже. Перед ментором ставится задача: чему конкретно он должен научить своего протеже и в какие сроки. И он начинает работу со своим учеником, целью которой является достижение протеже обозначенных результатов.

Из чего складывается эта работа? Обозначу основные моменты, которые выполняет ментор:

  • Оценивает первоначальный потенциал своего протеже;
  • Разъясняет протеже теоретические основы определенного дела/работы/процесса;
  • Показывает протеже на собственном примере, как выполняется работа;
  • Помогает протеже обозначить цели и пути их достижения;
  • Помогает протеже собрать мысли воедино и сконцентрироваться на нужном процессе;
  • Выступает психологическим мотиватором для своего протеже;
  • Помогает протеже преодолеть нерешительность, страхи и т.п.;
  • Помогает протеже обзавестись деловыми контактами, если это необходимо;
  • Дает протеже практические задания, выполнение которых приблизит его к поставленным целям;
  • Дает советы, рекомендации по мере выполнения протеже этих заданий;
  • Оценивает результаты своего протеже;
  • Оказывает психологическую поддержку протеже в процессе менторинга;
  • Помогает протеже прийти к поставленным целям.

Таким образом, в процессе менторства ментор одновременно сочетает в себе функции учителя, тренера, коуча, психолога, консультанта, наставника и других специалистов.

Менторинг и коучинг: сходства и отличия.

Теперь я хочу рассмотреть, чем схожи и отличаются менторинг и коучинг. В предыдущих публикациях я отдельно описывал, что такое коучинг, виды коучинга и его отдельные направления.

И менторинг, и коучинг имеют одну общую цель: довести человека до желаемого результата. Но методы, которыми эта цель достигается, несколько разные.

В процессе коучинга коуч-тренер не обучает своего клиента, не рассказывает ему, как правильно нужно делать то или иное дело, а помогает ему раскрыть собственный потенциал, скрытые способности и таланты, найти свой собственный путь к достижению поставленной цели. Сам коуч ни в коем случае не указывает, каким должен быть этот путь, он делает так, чтобы его подопечный сам нашел верное решение.

Менторство – это другой процесс, в котором ментор разъясняет своему ученику и показывает на собственном примере, как нужно достигать той или иной цели, поскольку он опытнее в этом деле. Ментор в какой-то степени выполняет и функции коуча, но в целом менторинг – это более широкомасштабный процесс.

И менторинг, и коучинг помогают людям достичь успеха в определенной сфере жизнедеятельности или даже качественно изменить свою жизнь к лучшему в целом. Но делают это разными методами.

Теперь вы имеете определенное представление о том, что такое менторинг, менторство, как происходит этот процесс, для чего он используется. В следующей публикации я более подробно расскажу, кто такой ментор, и как он работает.

Повышайте свою финансовую грамотность и будьте успешными! Сайт Финансовый гений – это ваш хороший информационный помощник в этом деле. Оставайтесь с нами, подписывайтесь на наши официальные страницы в социальных сетях и следите за обновлениями!

fingeniy.com

кто это такой, зачем он нужен, как его найти

Ментор – это человек, в чьи функции включено довольно много обязанностей, круг которых не имеет четкого обозначения, а определяется ситуативно. Так ментор это человек, который имеет больший профессиональный опыт, чем его подопечный. Это может быть руководитель или просто сотрудник, имеющий больший практический стаж, а также приглашенный человек со стороны, но он берет функции регулировки, мотивации, выявления общих слабых сторон и развития стратегии дальнейшего движения.

Устоявшейся является традиция приглашать ментора для открытия стартапа, когда этот человек следит не только за подготовкой, но и за развитием компании, дает эксклюзивные советы. Однако обращаться за консультацией можно и в периоды кризисы долго существующего предприятия и при возникшем желании расширения или смене деятельности. Более того менторство применяется не только в рабочей среде, для него открыты сферы личностного и спортивного развития, получение различных достижений и организации личной жизни.

Кто это такой

Невозможно организовать поиск ментора, не понимая, кто это и какова его роль лично в вашем развитии. Чаще всего это люди, имеющие довольно высокий уровень развития и достижений в выбранной вами области или смежных моментах, что у них нет непосредственного интереса в сотрудничестве с целью заработка. Им интересна перспектива или участие в нестандартных проектах – нередки случаи, когда вы только что-то начинаете, и к вам приходят люди, желающие помочь. Это своеобразный вызов самим себе, то есть человек не просто помогает вам реализовать свои начинания, но и проверяет свое чутье, умение или удовлетворяет интерес.

Это не означает, что профессионал будет тратить временные ресурсы абсолютно бесплатно, уходя в минус по материальным и энергетическим затратам. Естественно, некоторые обозначают гонорар и предоставляют консультативные услуги, но те, для кого деятельность правда призвание не называет сумм. Принято при благоприятном завершении проекта или выходе на заявленный уровень благодарить за сотрудничество (акциями компании, предоставлением бесплатных услуг или же одной из руководящих должностей).

Ментор необходим в любой деятельности от требующей скрупулезности экономики до творчества писателей и моделей. Это человек, способный постоянно делиться опытом, выступая по мере необходимости сразу в нескольких ролях – психолога, когда человек переживает эмоциональный тупик, коуча, когда необходимо жизненное планирование, учителя, если нужно развить определенные навыки и многих других. Главная задача в таком взаимодействии сводится не только к предостережению от наиболее вероятных ошибок, как многие понимают деятельность ментора, а в умении построить перспективу.

Именно благодаря опыту, такой человек может ставить конечные цели таких масштабов и направлений, о которых его подопечный даже не может задуматься на начальном этапе. Так, открытие маленькой частной пекарни неожиданно становилось ресторанным бизнесом, а производство станков переориентировалось в создание автомобилей, ребята, пришедшие в спорт из-за слабого здоровья, делали мировую карьеру каскадеров и прочее.

Наставничество может быть основным видом деятельности или происходит совмещённо с другой работой. Человек может афишировать свое влияние или просить остаться в тени, оставляя всю славу ученику. Эти параметры выбираются исключительно самим специалистом и не подлежат никаким обязательствам.

Само менторство не похоже на формальный институт обучения, а соответственно формат общения и взаимодействия может быть насколько угодно эксцентричным. Бывает даже так, что подопечные обижаются, злятся и считают своих гуру невменяемыми, строгими, злыми, психами, но все равно остаются, поскольку именно эти люди могут дать им знания, недоступные в других местах. Ни один ученик не расскажет где взять вдохновение именно этой личности, как продать свои работы, как провести переговоры с незаконной группировкой и прочие моменты, находящиеся либо на грани законных действий, либо требующих детального знания индивидуальных условий.

Ментор не учит теории, он всегда погружает начинающего человека максимально глубоко в ту сферу и культуру, куда человек только входит, объясняет не только профессиональные правила, но и особенности неформального поведения.

Общение в бизнес-кругах потребует совершенно других навыков и акцентов, чем получение связей и признания в творческой тусовке. Но в итоге главная цель любого ментора заключается в том, чтобы научить в определенный момент не только отказаться от его услуг, но желательно превзойти в достижениях. Самые гениальные спортивные тренеры редко бывали мировыми чемпионами, зато отлично знали, как их готовить.

Зачем нужен ментор

Сначала рассмотрим варианты, когда проблема найти ментора не должна подниматься – это всего два варианта, когда у человека нет собственной внутренней потребности в наставнике (по любым причинам) и когда отсутствует понимание, чего от наставника ждут, какие цели поставлены.

Ментор нужен тогда, когда человек достиг определенного уровня и возникает ощущение потолка и невозможности развиваться дальше – это касается как карьерного продвижения (заняв должность руководителя отдела двигаться некуда, но на самом деле есть еще высшие посты управления) или материального обеспечения (умение продать свои услуги за большие деньги).

Иногда ментор нужен, чтобы систематизировать собственные знания и направить уже имеющиеся ресурсы и опыт в нужное русло. Тогда речь идет не о получении нового или построении определенной концепции, скорее наставник будет выполнять роль уборки внутренних завалов личности, не привнося ничего – и когда картина станет более структурированной, произойдет прорыв. Кроме этого, пройдя данный путь, ментор знает, где расположены самые большие препятствия, а где могут находиться непредвиденные трудности и помочь не столько преодолеть их, сколько подготовиться к достойному прохождению.

На методическом уровне (особенно это характерно менторам по профессии из специализированных учреждений) могут даваться советы профессионального плана. Нет, это не повторение обучающей программы – советы будут направлены на ознакомление с новыми тенденциями, а также оптимизацию механизмов работы. Этот человек делится не только собственными знаниями, понимая, что он не всеведущ, но также рекомендует литературу и фильмы, конференции и других учителей, блоги и статьи.

У ментора нет заготовленных ответов, а тем более правильных взглядов, поэтому если есть необходимость составить свой личный план достижения, то это именно тот человек. Он может совмещать в себе функции друга и психолога, мотивируя, когда закончились силы, вдохновляя, когда хочется все бросить. Однако ментор вам бесполезен, если от него необходима только мотивация, это не тренер спортзала, задача которого сводится к тому, чтобы гонять своего подопечного – ментор не заставит, делать все придется самому.

Вам точно не нужен ментор, если вы считаете, что этот человек, пользуясь своими связями или опытом, поможет вам получить желаемое, порекомендовав в соответствующих кругах или устроив на интересную должность. Нет, он может только сказать, в каких кругах необходимо завоевать авторитет, и в какой компании можно получить максимальное развитие своих навыков. Если вы хотите стать протеже, то лучше искать родственника, а не ментора.

Что делает ментор

Действия ментора никогда не бывают насильственны, но при этом он довольно много делает. Естественно он делится различной информацией, способной пригодиться как в профессиональной, так и личной жизни. Мало рассказать человеку об особенностях его деятельности, ментор всегда ищет ошибки в самой личности, те черты характера и поведения, которые не дают человеку развиваться. Поэтому наставничество не похоже на обучение в институте, тут придется не только выучить предмет, но еще и поработать над собой. Важно, что ментор активно вовлекает человека в практический процесс и сам находится в эпицентре той деятельности, которой занимаются. Если это путешествия, то, скорее всего и ментор не сидит на месте, если творческая область, то он проводит свои выставки, если научные изобретения, то издает книгу своих наработок. Проявления могут быть различны, то это всегда активная практика.

Ментор часто переворачивает восприятие мира человека, не давая упираться в одни и те же пути и решения. Если вы годами задаете себе одинаковые вопросы, а потом приходите к одинаковым ответам, то ментор не даст вам иные пути решения, но точно спросит о чем-то таком, о чем вы не додумались спросить себя и окружающих. Они немного или сильно смещают восприятие, что позволяет выйти за сдерживающие рамки развития. Важным моментом является то, что ментор не будет заставлять, но и не станет терпеть халатного отношения – это нужно в первую очередь вам. Поэтому мотивация бывает довольно болезненной, опуская самооценку и задевая наиболее важные глубинные аспекты личности, проявляясь в строгости и наказаниях до тех пор, пока ученик не начнет двигаться уверенно.

Конечно, ментор может познакомить новичка с определенными людьми, способными частично помочь развитию его идеи. Да и подобное предоставление контактов делается не с целью решить все проблемы начинающего в пару щелчков, а с желанием помочь развитию, и скорее всего, выгоду получат все стороны сотрудничества.

Помимо непосредственного контакта с учеником, ментор всегда вдохновляет своим примером. Он не останавливается перед трудностями, показывает ежедневное приложение усилий. Так спортивные тренера сами имеют плотный график тренировок в зале, бывшие модели участвуют в постановке дефиле, а экономисты начинают развивать много стартапов, помогая другим.

Как находят менторов

Когда люди задумываются, где найти ментора для бизнеса или личного развития они сразу концентрируются на местах, забывая о первоначальной самостоятельной работе, помогающей сузить круг поиска. Нужно определить свои вопросы и поставить цели движения, найти ту сферу, где необходимо развитие. Нельзя подходить к человеку и требовать от него составить план вашего личного счастья, такого не бывает – поэтому сначала определитесь, для чего именно вам нужен ментор.

Когда выбрана область, у вас уже значительно сужается круг поиска, но непосредственно искать рано. Стоит определить вопросы, работа над которыми наиболее важна. Помните о том, что ментор в вашем дуэте – это пассивный человек, который может отвечать, показывать, предостерегать, но задавать вопросы и реализовывать стратегии придется вам. После того, как определена сфера и первостепенные вопросы, начинайте активно появляться в соответствующих темах конференциях и семинарах, ходите на отраслевые мероприятия – ищите информацию везде.

Когда появится ментор не известно, а вот что-то делать для своего развития вы можете уже сейчас. Дополнительный плюс – множество успешных и опытных людей посещают именно такие мероприятия, поэтому шанс знакомства выше. Кроме того, если познакомитесь при диспуте на каком-то собрании, это более благоприятно скажется на сотрудничестве, чем, если вы напишете этому человеку электронное письмо с просьбой обучения.

Ищите таких людей не только в реальном пространстве, но также в соцсетях и блогах – там люди делятся своими мыслями и идеями, интересными событиями и вдохновляющими достижениями. Многие являются менторами, сами того не понимая, для своих подписчиков. Большое количество достойной информации и личный пример таких людей бывает вполне достаточным для определенной категории, кроме того, вы всегда можете задать некоторые вопросы в личном чате.

Пересмотрите свой круг знакомых, кем вы восхищаетесь и почему. Пусть это будут единичные качества, но никто не говорит, что ментор должен быть один. Вытаскивайте их на чашечку кофе, а по пути готовьте свои вопросы о том, как сохранять спокойствие или экономить деньги, где лучше получать образование или какие модные тенденции этой осенью. Метод подготовки вопросов поможет и в научных и бизнес кругах. Можно выбрать нескольких специалистов, чьи достижения вам нравятся и задать им всем одинаковый вопрос – важно не количество мнений, и какое из них верное, а то какой ответ больше всего будет вам близок эмоционально. Одинаковый ход мысли, ценности, темперамент помогут быстро установить связь и лучше понимать друг друга, поэтому не забывайте про эмоциональную сторону при выборе наставника.

Проявляйте свой интерес к теме и внимательность к восприятию информацию. Многие говорят о том, что менторы находятся сами, когда человек максимально открыт к восприятию нового. Таким людям хочется делиться знаниями и помогать заинтересованным – это собственный особый драйв. Не создавайте множество искусственных условий для встречи со своим ментором, сосредоточьтесь на задавании волнующих вопросов и поиске информации во всех возможных местах и со временем на ваш интерес придет заинтересованный отклик.

psihomed.com

Чем менторинг отличается от наставничества

У каждого из нас были встречи с людьми, которые оказали положительное влияние на нашу жизнь. При этом вряд ли мы задумывались о том, какими качествами они обладали, что такого они делали для нас, или, наоборот, не делали. Как правило, чаще вспоминаются только чувства, которые вызывали у нас эти люди. Удивительно, но бывало, что общаться с ними нам было трудно, но мы получали результат, намного продвинувший нас вперед. Скорее всего, негатив вызывало чувство сопротивления изменениям.

И все-таки самые продуктивные отношения – это те, которые позитивны и эффективны. Это такие длительные отношения, при которых один человек помогает развиваться другому, поддерживая его в получении новых знаний и опыта. Это стратегическое партнерство с коллегой, который верит в вас и делает вас сильнее, делясь информацией и советами.

Именно такие отношения – результат продуктивного общения в стиле «менторинг». Для эффективности в бизнесе необходимо развивать в сотрудниках так называемый «благородный профессионализм». Благородный профессионализм мы видим, когда одни члены команды помогают другим членам команды, и со временем эта практика переходит на более высокий уровень, когда одна команда помогает другой команде. Эффективность управления компанией тоже повышается. Бизнес становится независимым от специалистов-звезд, которых единицы. Только тогда мы можем сказать, что у организации сильное и определенное будущее.

Менторинг преимущественно основан на недирективном стиле управления. В этом случае человек чувствует, что его внимательно слушают, и высоко ценит усилия ментора, старающегося вникнуть в суть ситуации. Такие взаимоотношения основаны на равенстве, открытости и доверии. Ментор не делает вид, что у него есть готовые ответы на все вопросы, а менти чувствует, что его вклад тоже имеет значение и при этом, как к собственным относится к мнениям и идеям своего наставника, принимая за них ответственность.

Для ментора ослабление директивной составляющей оказывается непростой задачей, требующей особых навыков, а для его клиента зачастую становится полезнейшим опытом, который может буквально перевернуть его жизнь. Эффективному ментору, желательно владеть хотя бы основами коучинга. Поскольку именно коучинговые навыки и техники позволяют использовать недирективный, поддерживающий подход. В таких партнерских отношениях менторы не только передают опыт, но и побуждают своего подопечного мыслить, высказывать свои взгляды и генерировать идеи, которые он часто оценивает как невероятно освобождающие. И хотя директивный стиль при передаче знаний тоже может быть эффективным, он требует от ментора уверенности как в прочности отношений с менти, так и в своих знаниях и опыте. Этого также можно достичь с помощью коучинга.

Коучинг в бизнесе является основой стиля agile и залогом эффективного взаимодействия сотрудников. Любое внедрение новых технологий в компании начинается с осознания нужности этого процесса и приобретения новых компетенций первыми лицами. А в случае единоначалия – собственником бизнеса. Именно он задает тон и направление стратегических процессов. Неконтролируемое и не поддерживаемое первым лицом внедрение менторинговой и коучинговой культуры может разрушить устоявшиеся принципы управления и привести к не прогнозируемому результату. Все начинается с лидера, который и задает вектор развития в компании на долгие годы.

Сопротивление изменениям при этом со стороны команды неизбежно. Это нормальная реакция на любые нововведения. Для того, чтобы объективно оценить все риски, спрогнозировать уровень сопротивления и адаптировать всю команду к современным методам управления, лучше всего воспользоваться помощью внешних консультантов по менторингу в бизнесе. Они возьмут ударную волну сопротивления на себя, и авторитет лидеров компании останется незыблемым.

Объективность, присущая внешним специалистам, поможет исключить давление на первые лица компании в ходе внедрения нового стиля управления. Лучший результат достигается при персональном коучинге линейных менеджеров, командном коучинге руководителей подразделений, командном коучинге каждого подразделения и обучении ключевых сотрудников компании основам коучинга и менторинга. Тогда возникает общее понимание менторинговой культуры. Создаются идеальные условия для командного менторинга.

Становится возможной интеграция цели каждого ключевого сотрудника в единую цель компании. Компания использует все свои ресурсы для быстрого и эффективного достижения максимальных бизнес-результатов. Сильные лидеры взращивают других сильных лидеров.

Именно поэтому благородный профессионализм и развивающее наставничество официально признаны в нашем государстве, как ценный вклад в экономику, культуру и образование. В 2018 году президент России учреждил знак отличия «За наставничество». Менторинг в сочетании с коучингом становятся основой стратегического развития любой организации.

www.e-xecutive.ru

Менторство / Самосовершенствование / YaUmma.Ru


Менторинг
(менторство, наставничество) — это стратегия индивидуального развития. 
Это взаимовыгодные отношения между двумя людьми в деловых условиях, где один из них фасилитирует развитие второго, делясь знаниями, экспертизой, ценностями, передавая свои умения, видение различных ситуаций и подходы к работе с ними, а также профессиональные знания. Это позволяет тому, кто учится, повышать уровень навыков, наращивать знания, достигая при этом своих задач в развитии и карьерных целей.  

Менторинг бывает персональным, групповым, коллективным. Чаще всего мы сталкиваемся с персональным менторингом, при котором один наставник ведет одного сотрудника. Это еще один плюс наставничества. Реже встречается групповой менторинг (один наставник ведет группу сотрудников) или коллективный (несколько наставников на одного или группу сотрудников).

Менторинг как тип развивающих отношений включает в себя две стороны: 

  1. Менти (протеже), который хочет развиваться в определенных областях. 
  2. Ментор (наставник), выполняющий роль эксперта в требуемых областях.Название пришло из древнегреческой мифологии. Герой по имени Ментор был мудрым советчиком, ему все доверяли, приходили с вопросами, за советами и помощью.

Люди становятся менторами и менти по разным причинам. Наиболее частыми являются следующие.
Протеже обычно устанавливает отношения с наставником, чтобы:
  • добиться улучшений в определенной области своей карьеры;
  • осознать свой потенциал в тех областях развития, которыми он еще не занимался;
  • лучше узнать свою организацию;
  • развить лидерские способности;
  • расширить сеть полезных контактов в организации;
  • способствовать расширению возможностей для собственной карьеры;
  • обсудить с опытным менеджером реальные ситуации, связанные с повседневными проблемами;
  • использовать менторинг как инструмент для достижения целей, поставленных в плане развития.

Ментор может вовлекаться в этот процесс, чтобы:
  • поделиться экспертизой со своим коллегой;
  • проявить себя настоящим лидером;
  • расширить сеть контактов;
  • внести свой вклад в будущее компании;
  • получить свежий взгляд по какой-либо теме;
  • укрепить свой опыт в какой-либо области, где он является экспертом;
  • закрепить свою репутацию высококлассного профессионала. 

Менторинг приносит пользу для всех вовлеченных сторон: менторов, менти и организации. 
  • У менти появляется возможность перенять опыт по определенным вопросам у тех, кто уже решал их на своем пути. 
  • У менторов есть возможность инвестировать время и усилия в кого-то, кто готов принять все, что менторы готовы предложить. 
  • У организации есть возможность распространить передовой опыт и ноу-хау. 

Польза для менти.

  • Сторонний взгляд на все «за» и «против» при рассмотрении разных карьерных путей.
  • Объективный взгляд на себя, повышение самодисциплины.
  • Поддержка при переходе на новую роль или смену географии. 
  • «Испытательный стенд» для тестирования идей и планов. 
  • Позитивная и конструктивная обратная связь по профессиональным и личным качествам.

Польза для ментора.

  • Проверенный метод обмена идеями и пробы новых навыков, возможность брать на себя риск.
  • Дополнительный канал влияния, где ценности и стратегии приобретают форму действий, приносящих результат. 
  • Получение расширенного представления об организации в более крупном масштабе и о текущих проблемах в других частях бизнеса.
  • Выявление возможностей увеличения собственного вклада в будущее компании.
  • Получение представления о собственных предубеждениях, допущениях и тех областях, в которых необходимы улучшения.
  • Новый всплеск энтузиазма в собственной роли эксперта.

Польза для организации.

  • Создание среды, поддерживающей личностный и профессиональный рост с помощью обмена деловой информацией, навыками, подходами и практиками.
  • Усиленное влияние ролевых моделей в развитии одних лидеров другими.
  • Улучшение процессов выявления, развития и удержания таланта, как среди лидеров, так и среди не руководящих сотрудников. 
  • Удовлетворенность работой менторов и менти.
  • Обмен стратегическими знаниями и навыками, а также их использование в организации.
  • Способ для лидеров направить все свои стратегии в одно русло.

Роли и обязанности в менторинге

Обязанности менти.

  1. Убедиться, что менторинг — правильный инструмент для решения конкретной цели развития.
  2. Договориться с ментором о первой встрече, отвечать за назначение всех последующих встреч и за то, чтобы они состоялись.
  3. Договориться с ментором о частоте/формате встреч.
  4. Отвечать за выполнение задачи по развитию с помощью менторинга. 
  5. Предоставлять обратную связь.

Обязанности ментора.  
  1. Выделять время на встречи с менти.
  2. Договариваться с менти о количестве и формате встреч.
  3. Способствовать развитию менти с помощью обмена опытом и идеями.
  4. В отношениях с менти руководтствоваться ценностями и целями организации.
  5. Предоставлять менти обратную связь об эффективности менторинга. 

Ожидания от процесса:

Как ментор вы отвечаете за то, чтобы сориентировать вашего менти именно в тех областях, где он ищет ответы на вопросы. Для реализации этой стратегии вы можете выступать в разных ролях, являясь источником знаний, поддержки и направления, советчиком, коучем, примером для подражания, консультантом, проводником. Помните, что на вас возложена ответственность за предоставление  своей экспертизы. 
Как менти вы отвечаете за решение своих учебных задач и достижения целей развития. Вам нужно составить эффективный план работы с ментором. Этот план должен включать в себя конкретные цели, которые вы хотите достичь с помощью менторинга, способы их достижения, а также определить главную тему этих отношений, например, профессиональный рост. 

Некоторые аспекты менторских отношений:

  • Менторами или менти могут быть мужчины и женщины, люди, которые старше или моложе вас, ваши ровесники, представители вашей или другой культуры, с той же или другой расовой или национальной принадлежностью.
  • Ментор может быть, а может и не быть экспертом в вашей профессиональной области, может отличаться от вас по уровню образования, подготовки и мастерства. 
  • Менторинговые отношения можно заключать на короткий или долгий срок, они могут быть формальными или неформальными, могут иметь разные ограничения. 
  • Менторские отношения должны быть строго конфиденциальны. 
  • Ментор и менти могут говорить друг с другом о своих удачах и неудачах, мечтах и целях, прошлом и настоящем опыте. О прогнозах на будущее. 
В зависимости от срока отношений, встречи могут проводиться раз в неделю или раз в месяц. Если для задачи требуется быстрое решение, то можно договорится о нескольких встречах с ментором.  В случае, если вы хотите построить долгосрочные отношения, необходимо назначать как минимум одну встречу в месяц.

Менторинг как процесс
Как стать ментором?
Прежде чем участвовать в менторинге в качестве ментора, задайте себе следующие вопросы:
  1. Чего я хочу добиться, выступая в роли ментора?
  2. Какой вклад я могу внести в развитие других менторов?
  3. Соответствую ли я следующим критериям:
  • лидерский опыт;
  • высокая репутация бизнес-менеджера и лидера;
  • готовность инвестировать свое время и усилия в поддержку развития других лидеров.

Как стать менти?
  1. Сформулируйте конкретную задачу развития, которую вы планируете решить с помощью менторинга.
  2. Обсудите задачу с руководителем и узнайте его мнение. Возможно, ваш руководитель посоветует вам возможных кандидатов в менторы. 
  3. Выберите себе ментора и получите от него подтверждение о готовности участвовать в процессе.
  4. Получив подтверждение, свяжитесь с ментором и назначьте первую встречу.

Первая встреча.
Для встреч важно выбрать место, где вашему общению никто не помешает. Менторинговые встречи требуют сосредоточенности, комфортной обстановки и отсутствия какого бы то ни было риска. Вам необходимо построить отношения, основанные на доверии и уважении. Не отвечайте на телефонные звонки, не читайте электронную почту во время разговора. Как только вы выберете время, удобное для вас двоих, отложите все остальные задачи на потоми сконцентрируйтесь на вашей теме. 

Примерное содержание первой встречи:

  1. Познакомьтесь, расскажите друг другу о себе.
  2. Обменяйтесь задачами, поймите ожидания друг друга от менторинговых отношений. 
  3. Постарайтесь оценить, сколько времени потребуется для решения задач.
  4. Договоритесь о периодичности встреч (раз в месяц, в две недели и т.п.)
  5. Назначьте следующую встречу (это можно сделать и потом)

Перед первой встречей полезно будет подготовить несколько вопросов для обсуждения. 
Как замечают многие участники менторинговых программ, очень помогает предоставление друг другу начальной информации о себе в письменном виде (например, по электронной почте). Перед следующими встречами, необходимо составлять agenda (план) и предоставлять его ментору. 

Помимо менторства в среде организации, существует менторство в среде предпринимателей. 

Рекомендуемая литература:
«Creating a mentoring culture: the organization’s guide John Wiley & Sons» Lois J. Zachary 
«The Mentor’s Guide: Facilitating Effective Learning Relationships» Lois J. Zachary 
«Mentoring: Make It a Mutually Rewarding Experience (Crisp Fifty Minute Series)» Gordon Shea
«Coaching and Mentoring: How To Develop Top Talent and Achieve Stronger Performance (Harvard Business Essentials)» Harvard Business School Press 
«Mentoring: Confidence in Finding a Mentor and Becoming One» Bobb Biehl
«A Game Plan for Life: The Power of Mentoring» John Wooden

Рекомендуемые источники:
Программа менторской поддержки Москвы
Why Entrepreneurs Need Good Mentors
Ментор
How To Start A Mentorship Relationship
How Mutual Mentorship Can Change Your Career
Richard Branson’s Guide To Finding a Mentor

На основе материалов Citi Learning (Программа обучения Ситибанка), mental-skills.ru.
Возможно, статья будет дополнена материалами программы менторства Инвестиционной компании «Ренессанс Капитал».

Специально для YaUmma.Ru 
 

yaumma.ru

Система менторства развивает сотрудников | Статьи

В промышленно-торговом холдинге руководителем отдела трейд-маркетинга назначили талантливого менеджера по продажам. У него нет управленческого опыта, да и вся цепочка «производитель – конечный потребитель» ему не знакома. Поэтому по просьбе HR-директора к новичку приставили наставника – его предшественника, который пошел на повышение. Он поработал с управленцем. Но позже у новичка возникли проблемы с подчиненными, появились ошибки в работе с закупщиками. Как эффективно организовать работу с новичками? Об этом вы узнаете, прочитав статью.

Подчиненные стали увольняться, а закупщики перестали брать продукцию холдинга без дополнительных скидок или каких-либо преференций, например, без частичной компенсации расходов на транспортировку. Оказалось, новый руководитель, стремясь стимулировать представителей торговых сетей брать у холдинга больше продукции и, таким образом, увеличить продажи, выплачивал этим представителям щедрые премии, делал баснословные скидки на некоторые партии. Закупщики так привыкли к этому, что когда давать скидки было невозможно, стали отказываться брать крупные партии. Ошибка новичка заключалась в том, что он слишком прямолинейно отнесся к применению финансовых стимулов в работе с дистрибьюторами и закупщиками, использовал эти стимулы негибко, а другие методы не задействовал.

Материалы для скачивания:

А что же наставник? Он хорошо поработал именно как наставник: показал, как и где брать контакты представителей торговых сетей, когда и как лучше с ними коммуницировать, с кем стоит проводить очные встречи. Кроме того, наставник обрисовал, как оптимально организовать свой рабочий день, как проводить совещания и ставить задачи. Словом, передал чисто техническую и организационную информацию. Но думать и принимать взвешенные решения не научил. Обсудив это с гендиректором, HR-директор предложил вывести наставничество (когда речь идет о поддержке новых руководителей и экспертов) на новый уровень. Наставник будет работать как ментор. Он не призван показывать, что и как делать, выдавать готовые советы. Он должен учить своего подопечного (еще его называют протеже) думать, направлять в нужное русло, помогать принимать верные решения. Иначе говоря, обучать мыслить стратегически. Гендиректор поддержал предложение, и в компании стали внедрять менторство.

Комментирует Елена ПЛАХОВА,
директор по корпоративным коммуникациям компании CorumGroup

Ментор для сотрудника – это почти то же, что руководитель дипломного проекта для студента. Формируйте пару по этому принципу!

Во-первых, и в том, и в другом случае ученик выбирает для себя наставника, исходя из того, кем он хочет стать в жизни, в какой области получить признание. Во-вторых, и сотрудник, и студент обращает внимание на то, легко ли ему находиться в обществе ментора, контактировать с ним. И в-третьих, человек обратится только к тому эксперту, который пользуется у него авторитетом. Отлично, когда ментор работает в стиле коуча – задает вопросы, а не выдает инструкции. Но подбор ментора и протеже – только один из факторов успеха. Второй – эффективность обучения. На мой взгляд, проще всего измерить ее в консалтинговой компании масштаба McKinsey, так как там каждый взращенный консультант это результат работы ментора. Советую рассчитать NPS (индекс удовлетворенности клиентов, в данном случае – подопечных ментора).

Составьте портрет ментора: он обязательно должен обладать тремя качествами

Первое качество: профессионализм. Ментор должен разбираться во всех нюансах своей профессии, знать все тонкости. Иначе он не завоюет авторитет у своих подопечных.

Второе: лидерские качества и опыт саморазвития, самомотивации. За плечами у этого человека должен быть хороший бэкграунд в плане личностного развития. Уточните, приходилось ли управленцу, который у Вас числится в кандидаты в менторы, раньше преодолевать препятствия, входить в те сферы, которые для него были совершенно незнакомыми, и быстро осваиваться там. Если у человека не было такого опыта, то вряд ли он сможет объяснить протеже, что значит расти, заставлять себя двигаться вперед.

И третье качество: умение ненавязчиво обучать других. Правильнее сказать, даже не обучать, а направлять, консультировать, не давая прямых рекомендаций, но побуждая человека думать.

Пример

По признанию Марка ЦУКЕРБЕРГА, ему было сложно на первых порах, когда он занял пост гендиректора Facebook. Он ощущал, что ему попросту не с кем посоветоваться, потому что его окружение – это его же подчиненные. Ощущение изменилось, когда он стал часто общаться с такими же, как и он, гендиректорами, но более опытными, – Стивом ДЖОБСОМ, Биллом ГЕЙТСОМ и другими главами американских компаний. Эти люди, не находясь в его окружении, давали оценку его действиям со стороны, подсказывали, как лучше поступить в том или ином случае. Они, по сути, и стали его менторами в процессе становления компании.

Комментирует Юлия ХРИСТОВА,
руководитель отдела по подбору IT-персонала компании VENTRA

Назначайте сотрудника ментором после того, как соберете рекомендации о нем и узнаете, как он представляет себе менторство

На мой взгляд, письменные рекомендации нужно получить от коллег и руководителя кандидата в менторы, а затем провести с ним собеседование, на котором предложить заполнить анкету. В ней сформулируйте вопросы, по ответам на которые поймете, как кандидат представляет себе менторство, что от него ждет (образец анкеты смотрите ниже). Если видение кандидата совпадет с Вашим, включайте его в пул менторов. В противном случае — отказывайте. Когда пул менторов будет сформирован, расскажите им, какие формы обучения они могут использовать, чтобы экономить свое время. Например, рекомендовать подопечным книги, аудиокниги и видеокурсы по той или иной тематике. А на встречах можно решать кейсы. Благодаря этому ментор избавит себя от необходимости повторять одно и то же несколько раз, сэкономит время.

Оцените кандидатов в менторы. Используйте три способа. Результаты заносите в таблицу

Или создайте электронную базу кандидатов в менторы. Туда Вы занесете результаты оценки и отметите, у какого кандидата лучше развит тот или иной навык.

Способ 1. Беседуя о возможном менторстве, обратите внимание, спросит ли кандидат о деньгах. Иначе говоря, поинтересуется ли, как будет оплачиваться его труд по наставлению начинающих руководителей или экспертов на путь истинный. Если спросит, обсудите материальные поощрения (о них читайте далее), но для себя отметьте, что претендент в менторы скорее всего не подходит на эту роль.

Когда ментор думает о деньгах, вряд ли у него установится объективное отношение к подопечному. В нем старший товарищ будет видеть лишь инструмент для подработки. Кроме того, любое решение ментор станет мысленно прогонять через «денежное сито». В результате процесс менторинга превратится в «показуху».

Способ 2. Определите, способен ли будущий ментор убеждать и объяснять. Кейс «Вы – главный архитектор компании». Вам нужно убедиться, что претендент в менторы, потеряв терпение (если подопечный не будет все хватать налету), не возьмется выполнять всю работу за своего ученика, а будет терпеливо объяснять, над чем подумать, как и почему. А тем более не станет повышать голос. Оценить это можно с помощью кейса, где смоделирована одна из ситуаций, которые складываются в процессе взаимоотношений подопечного и ментора.

Пример

В финансовом холдинге решили внедрять менторство для начинающих руководителей и некоторых специалистов отделов фьючерсных сделок, кредитования и рисков. Чтобы убедиться, что кандидат в менторы обладает терпением и настойчивостью, HR-директор совместно с заместителем гендиректора разработали кейс. Он небольшой и простой: «Вы – главный архитектор в компании. Новый сотрудник приносит Вам во второй раз свой чертеж архитектуры здания. Вы на него смотрите и видите, что он опять непроработан. Но Вы уже забыли, какие ошибки заметили в прошлый раз и озвучили. Как объяснить, что чертеж никуда не годится?»

HR оценивал, какой ответ на вопрос кейса давал кандидат в менторы. Если он говорил: «Сделаю замечание подопечному, попрошу, чтобы он записывал все, что я ему говорю. А в этот раз придется сотруднику поверить, что чертеж никуда не годится. Положиться на мой семилетний опыт». В этом ответе правильно только одно – просьба к подопечному записывать ошибки, о которых ментор говорит. Остальное – все неверно. Такой кандидат не подходит на роль ментора. Ведь такой человек не должен апеллировать к суждениям про «личный авторитет», «лучшие практики», «незыблемые корпоративные правила». Ментор должен объяснять. Если он этого не делает, между ним и подопечным точно не будет доверия.

Способ 3. Узнайте, как кандидат в менторы оценивает свои силы. Тест на самооценку. Этот опросник покажет кандидату, какие качества ему нужно развивать, чтобы стать хорошим ментором, а какие уже находятся в состоянии, достаточном для этой роли. Считается, что ментор должен обладать шестью важными качествами: открытое общение, способность слушать, построение отношений, различие ценностей, мотивирование, подготовка и развитие окружающих. Установить, считает кандидат в менторы, что обладает этими качествами или не обладает, можно с помощью теста на самооценку. Попросите кандидата заполнить его.

В тесте 35 утверждений. На каждое нужно выбрать один из трех вариантов ответов: «Редко», «Иногда», «Обычно». К примеру, есть утверждение: «Когда я хочу, чтобы кто-то пересмотрел свое поведение, я уточняю нынешнее и желаемое поведение». Будущий ментор выбирает ответ, который соответствует его подходу. После того, как потенциальный ментор заполнит тест, прямо в его присутствии подсчитайте очки по каждому из шести навыков и интерпретируйте результаты. Сделать это несложно: все ответы «Редко» умножаем на 0, «Иногда» – на 1, «Обычно» – на 2. Затем подсчитываем общее количество баллов по каждому качеству. Если это количество меньше 8 баллов, над качеством нужно поработать. Если баллов больше 8, то навык у кандидата есть1.

Когда появилось слово «ментор» и где

Сейчас слово «ментор» употребляется как нарицательное в значении «наставник» или «руководитель юношества». Это значение появилось неслучайно. В древнегреческой мифологии Ментором называли друга Одиссея с острова Итака. Именно ему Одиссей, отправляясь в Трою, поручил заботы о доме и хозяйстве. Ментор не подвел — он старался препятствовать назойливым женихам Пенелопы и был воспитателем Телемаха – сына Одиссея.

Успокойте менторов — они не готовят себе замену. Опишите их бенефиты, упирайте на статус, авторитет

Во-первых, заметьте: ментор не передает протеже все свои знания, а лишь дает консультации, помогает развиваться. Поэтому подопечный не скоро сможет заменить ментора, если вообще сможет.

Во-вторых, поясните: даже если когда-нибудь и возникнет ситуация, что подрастет смена и ментору надо будет освободить место, то он не останется без работы. Он займется только обучением молодых, войдет в Совет менторов. Объявите о создании совета.

В-третьих, подчеркните, что у менторов будет особый статус, они станут пользоваться авторитетом благодаря своим подопечным, которых многому научили. Заметьте: менторов будут приглашать на важные совещания руководства и на все корпоративные мероприятия, которые проходят в офисах компании.

Если у Вас в компании есть Кадровый комитет, который решает судьбу управленцев всех уровней и сотрудников-резервистов, то включите менторов в его состав. Этим Вы также подчеркнете статус и влиятельность тех, кто обучает и развивает лучшие кадры.

Обещайте менторам и вполне овеществленные бенефиты: расширенный соцпакет, два-три дополнительных дня отпуска, медстраховку для членов семьи. Хотя за менторство платить не нужно, предусмотрите материальное поощрение. Исчисляйте его не от дохода подопечного, а от чистой прибыли проекта, который курирует ментор (от 0,5 до 5% от чистой прибыли за год). Либо пообещайте ему небольшой опцион – акции стартапа. Иногда менторам предлагают приобрести пакет акций по льготной цене.

Ментор – это человек, который совмещает функции четверых

1. Консультант: он помогает определить цели и планы, подсказывает, как лучше поступить, дает экспертные оценки, делится секретами лучших практик.
2. Мотиватор: предостерегает от необдуманных действий, «выправляет» мозги, помогает пережить конфликты и ссоры.
3. Агент: знакомит с нужными людьми, рекомендует и расширяет круг контактов.
4. Коуч: помогает сфокусироваться на цели и довести дело до конца.

Запускайте проект: расскажите о нем на корпоративном сайте и во внутреннем СМИ

Четко опишите, для чего делается проект, что менторство даст каждой стороне, которая в этом участвует, – протеже, ментору и компании. Для наглядности расскажите про первый успешный опыт менторства. Назовите сотрудников (кто был ментором, а кто – протеже), опишите, как они общались, каких результатов достигли. Это придаст статье солидности и веса. Появятся сотрудники, которые захотят стать подопечным или ментором.

Пример

До того, как объявить о запуске в компании программы менторства, HR-директор предложил самому гендиректору выступить в роли ментора. А в качестве протеже взять молодого коммерческого директора одного из филиалов. Руководитель компании согласился. Так была создана первая пилотная пара «ментор – подопечный». Она очень эффективно взаимодействовала. Через пять месяцев коммерческий директор был назначен руководителем филиала. Об этом HR-директор попросил своего подчиненного, курирующего корпоративное СМИ, рассказать на страницах издания. Вскоре появилась статья о первом тандеме.

HR-менеджер доходчиво расписал, как коммерческий директор филиала и гендиректор созванивались и обсуждали вопросы, связанные с работой компании и с тем, как принимать решения в каждой ситуации, как разрабатывать планы реализации продукции. Коммерческий директор нашел общий язык с гендиректором, уважал его и мог общаться с ним доверительно и открыто. Приводились конкретные вопросы, которые обсуждали ментор и протеже. Об итогах работы тандема тоже рассказали в СМИ. После публикации в HRслужбу стали приходить руководители нижнего и среднего уровней и просить включить их в список претендентов на роль подопечных к управленцам высшего звена. Стало ясно, что всех включить в программу не получится и нужно вырабатывать методы отбора.

Конечно, чтобы популяризировать программу, недостаточно одного PR-метода. В каждом номере СМИ рассказывайте истории успеха, на корпоративах устраивайте чествования лучших менторов и успешных протеже.

Комментирует Алла ЕГОРОВА,
начальник отдела управления качеством и сертификации НОЧУ СПО «Авиашкола Аэрофлота», HR-консультант

Пусть менторы сами разработают нормативную базу для своей работы и выберут себе подопечных. Предлагаю алгоритм

Менторство нельзя внедрять быстро и указывая менторам, что и как им делать. Иначе система не приживется. Советую следовать алгоритму, который использовала когда-то сама. Сначала определите цели менторства. Отталкиваясь от них, выберите подходящих менторов, но не более 15 человек (для крупной компании). Организуйте Совет менторов, в который введите HR-а как секретаря и топ-менеджера как куратора. Обучите менторов, если сочтете нужным. После этого попросите Совет менторов разработать нормативные документы и утвердите их на этом же Совете. Затем предложите менторам самим выбрать себе подопечных, а секретарю-HR-у поручите наблюдать за процессом, корректировать по необходимости. Популяризируйте проект, а через полгода/год подведите итоги на заседании Совета.

Определите, для кого участие в программе менторства в качестве протеже – необходимость

Именно эти категории сотрудников и станут в приоритетном порядке участниками программы. Таких категорий пять:

  • руководители, недавно назначенные на руководящую позицию;
  • специалисты, которые входят в кадровый резерв компании;
  • сотрудники, показавшие не лучшие результаты на оценке, но способные развиваться;
  • участники стартапа, которые активны, но им недостает навыков и информации;
  • сотрудники, выполняющие задачи или реализующие проекты по срочному запросу бизнеса.

Опираясь на этот список и цели компании, расставляйте приоритеты и определяйте учебные пары и даже команды для менторов. Ведь один ментор может вести не одного подопечного, а нескольких. Это и будет его командой. Например, если запускается стартап, то лучше сформировать команду подопечных и использовать коллективное менторство. Если же нужно развивать резервиста, с ним стоит практиковать индивидуальные беседы.

10 вредных советов протеже

Совет 1. Ждите, что ментор сам задаст вопрос и выяснит, в чем проблема.
Совет 2. Приносите на беседу с ментором большой список задач, которые он должен решить за Вас.
Совет 3. Ожидайте, что наставник тут же ответит на Ваш вопрос, когда бы Вы ни позвонили, – в любое время дня и ночи.
Совет 4. Никогда не подвергайте сомнению мнение ментора – ему платят, чтобы он все знал лучше других.
Совет 5. Сами назначайте время для беседы и планируйте, как долго она продлится.
Совет 6. Обвиняйте ментора, если его совет не сработал – он должен был предвидеть, что такое возможно.
Совет 7. Не думайте, что в Вашей работе есть пустяки. С каждой мелочью – к ментору.
Совет 8. Жалуйтесь ментору на жизнь и на несправедливое отношение к Вам руководства компании.
Совет 9. Обсуждайте с другими, что Вам говорит ментор, – правильно ли?
Совет 10. Полагайте, что встречи с ментором – это второстепенная вещь. Переносите их в последний момент.

Сформируйте пары «ментор – протеже», используя анкеты. Составьте одну для протеже, другую – для ментора

После того, как каждая из сторон – ментор и протеже – заполнит свою анкету, Вы изучите их и поймете, можно ли создавать из них рабочую пару. Это будет понятно по тому, совпадают ли у ментора и протеже взгляды на то, как должна проходить их работа, а также по их ожиданиям от менторства, специализации. Скажем, ментор силен в вопросах развития лидерства и именно лидерство хочет развивать в себе подопечный. Значит, в этом обе стороны совпадают и это аргумент в пользу того, что из них можно формировать пару. В анкеты обязательно включите вопросы о том, чем занимался человек (ментор/протеже) раньше, в каких сферах силен, что хочет развивать: если ментор – в протеже, если протеже – в себе2.

Пример

Составляя анкеты для ментора и протеже, HR-директор в анкету для ментора внес такой вопрос: «Пожалуйста, отметьте, по каким навыкам, по-вашему, Вы могли бы оказать поддержку другим сотрудникам». Варианты ответов глава HR-департамента привел тут же, после вопроса, ниже: «Критическое мышление», «Лидерский потенциал», «Умение слушать», «Способность принимать взвешенные решения в условиях аврала», «Терпение», «Приверженность идее личностного роста». Из этих вариантов отвечающий должен будет выбрать наиболее подходящий с его точки зрения и поставить галочку. В анкете для протеже HR-директор сделал аналогичный вопрос, соответственно его изменив: «Пожалуйста, отметьте навыки, на которых Вы хотели бы сфокусировать внимание, работая с ментором». А варианты ответов дал такие же, как в анкете у ментора. Благодаря этому будет проще сравнивать и выявлять совпадения в ответах и формировать пары. Кроме того, в анкеты (и для ментора, и для протеже) HR-директор добавил такой вопрос: «Знаете ли Вы, кого хотели бы видеть в качестве своего ментора/протеже? Назовите, если знаете». Это позволило узнать о предпочтениях людей (с кем человек хочет работать) и учитывать их, формируя пары «ментор – подопечный».

У ментора может быть не один подопечный. Сколько, решает HR-служба. И интересуется, как все идет

Помните: много протеже прикреплять к одному ментору не стоит. Иначе он может не выдержать нагрузки и отказаться от своей роли вовсе. Поэтому формируя нагрузку для каждого ментора, исходите из того, что он одновременно может обучать от двух до десяти человек. И раз в месяц спрашивайте менторов, сколько подопечных они курируют на данный момент, устраивают ли их эти подопечные, каковы их результаты, есть ли прогресс. Так Вы заблаговременно сможете выявлять учебные пары, которые скорее всего распадутся, так как во взаимодействии больше нет надобности.

Комментирует Анна БАРАНОВА,
руководитель отдела по работе с персоналом компании «ПФ «СКБ Контур»

Провели оценку потенциальных менторов. Для тех, кто прошел, устроили обучение

Мы составили список наставников нашей компании и оценили их: обладают ли они управленческими и педагогическими навыками, насколько успешно используют коучинговые техники, каков формат их семинаров. Те, кого выбрали в наставники, во-первых, посетили серию тренингов по наставничеству и коучингу в корпоративном университете нашей компании, а также прошли тренинг для тренеров. Во-вторых, мы устроили супервизии для менторов, на которых они выявляли у учеников зоны роста, отрабатывали свои навыки, обсуждали, как можно повысить личную эффективность. Так сформировался пул менторов. Чтобы мотивировать их на дальнейшее развитие, самым успешным из них мы предлагали войти в управленческий кадровый резерв. Сначала мы реализовали этот проект в нескольких подразделениях как пилотный. А сейчас он внедряется во всей компании.

Ментор – не наставник, и не будет решать, чему обучать протеже. Проведите тренинг «Как взаимодействовать»

Обе стороны менторства – хорошие специалисты и самостоятельные личности. Поэтому никто никого ни к чему не принуждает. Ментор не определяет, чему надо непременно обучить подопечного, когда и как. Сам подопечный решает, в чем ему нужна поддержка более опытного коллеги. Поэтому протеже не ждет, пока наставник покажет ему все, что умеет, и убедится, что тот овладел знаниями. Ментор учит своего протеже только в тот момент, когда тот сам обратится с конкретным вопросом. И именно благодаря такому совещательному формату учитель способствует развитию своего ученика, заставляет его думать. Инициирует встречи и беседы подопечный, а назначает точное время ментор.

Пример

Алексей, назначенный директором по маркетингу, организовал первую крупную конференцию, на которую пригласил лучших клиентов и добился подтверждения, что прибудут и потенциальные иностранные инвесторы и партнеры. Сразу после того, как пройдет конференция, Алексей собирался улететь в отпуск на Канарские острова. Но недавно, из-за иностранных гостей, пришлось перенести конференцию на три дня. И получилось, что она пройдет, когда Алексей уже улетит. Руководитель расстроился: он не сможет контролировать, как все пройдет, да и гендиректор, заметив, что Алексея нет, будет недоволен. Раздосадованный, Алексей позвонил ментору – коммерческому директору компании, чтобы попросить совета.

Выслушав своего протеже, директор посочувствовал ему и задал несколько вопросов: «Как ты думаешь, в принципе без твоего участия конференция пройдет успешно?», «Что надо предпринять, чтобы все прошло хорошо?», «Ты думал, какие возможны варианты?», «Ты уже составил список задач, которые можно делегировать? Понял, кому именно и что?» Отвечая на вопросы, Алексей осознал, что предпринять, в каких направлениях ему нужно поработать. Кроме того, он понял, что гендиректору надо заранее рассказать об этой ситуации, что и кому поручено. Словом, показать, что Алексей позаботился о том, чтобы его отсутствие не привело к срыву мероприятия. Ментор посоветовал протеже обратиться к руководителю отдела продаж, у которого возникала подобная проблема два года назад. Глава sales-менеджеров тоже дал несколько дельных советов.


1 Образец теста на самооценку и ключ к нему смотрите на нашем сайте www. HR-director.ru/examples
2 Образцы анкет для ментора и протеже, используемые в судах для судей, смотрите на нашем сайте www. HR-director.ru/examples

Наталья БИШЕВА, Директор по персоналу компании «Центр технической компетенции DEMEU»

Каждый месяц – несколько десятков статей, исследований, комментариев экспертов на актуальные темы. Подпишитесь и получите доступ к HR-сервисам и бонусам, среди которых есть такие востребованные, как бесплатное обучение. Подписаться >>

www.hr-director.ru

правила успеха — Программа MyMentoring

Ментор – это, как правило, добровольный советник или учитель, который поможет вам в работе, учебе или других сферах вашей жизни. Иногда это формальные отношения между опытным профессионалом и новичком, а иногда – что-то вроде дружбы с заранее распределенными ролями. Какой вариант выбрать – зависит от вас, а эта статья поможет вам найти потенциальных наставников и установить с ними связь.

Какой именно ментор вам нужен?

 

Ваш наставник должен играть в вашей жизни определенную роль. Хороший ментор поможет вам чему-то научиться, но не станет ничего делать за вас. Наставник только подает пример. Если вам нужен научный руководитель, то он сможет предложить эффективные приемы и советы, которые помогут вам достигнуть успеха. Но он не станет  редактировать или писать за вас эссе в последний момент. В этом заключается разница между воспитателем и наставником. Хороший наставник:

 

— Оценит ваши сильные и слабые стороны

— Поможет понять структуру и организацию сферы

— Укажет на новые аспекты или исправит неверные суждения

— Научит принимать собственные решения

— Познакомит с хитростями профессии

— Расширит ваши теоретические знания (подскажет полезные ресурсы, ссылки и т.п.).

 

1) Выбираем наставника-преподавателя

Этот тип наставничества обычно предусматривает общение один-на-один с человеком, который добился успехов в изучаемом вами предмете. Но при этом он располагает свободным временем и заинтересован в вашей академической успеваемости. Это может быть:

 

  • Профессор, преподаватель факультета
  • Студент старших курсов
  • Брат, сестра или другой член семьи

 

2) Выбираем спортивного наставника

 

Вам нужен человек, который добился впечатляющих результатов в спорте и набирает учеников. Безусловно, при выборе спортивного наставника вы в первую очередь обратите внимание на его физическую форму, однако не стоит упускать из виду и его манеру общения. Вот кто вам нужен:

 

  • Инструктор или помощник инструктора
  • Опытный игрок вашей или другой команды
  • Профессиональный спортсмен или ветеран спорта
  • Тренер

 

3) Выбираем бизнес-наставника

Наставники в карьере и бизнесе должны иметь внушительный опыт и собственные наработки в сфере, которую вы собираетесь покорить. Специализация может любой – от торговли на бирже до исполнения блюза на гитаре. Подумайте о людях, которые отлично делают то, чему вы хотите научиться. Это могут быть:

  • Коллеги и деловые партнеры
  • Прежний руководитель
  • Опытные сотрудники вашей компании, которые пользуются всеобщим уважением

 

4) Выбираем личного наставника

Развивайте отношения с человеком, которым вы восхищаетесь как личностью: его образом жизни, суждениями, поступками, вкусом и т.д. Личным наставником может быть:

 

  • Сосед
  • Ваш любимый бармен или бариста
  • Ваша личная икона стиля
  • Прихожанин вашей церкви
  • Знакомый продавец музыкального магазина
  • Кто-то из вашего окружения

 

5) Экспериментируйте с разными вариантами общения

Наставником может стать сосед или одноклассник, которым вы восхищаетесь. Однако это также может быть кто-то, с кем вы никогда не встречались. Вспомните знаменитую книгу Райнер Марии Рильке «Письма молодому поэту»: студент присылал Рильке свои стихи и просил у него профессиональных советов. Вам могут быть полезны:

  • Успешные люди, о которых вы читали и чьи интересы совпадают с вашими
  • Знаковые фигуры в интернет-сообществе
  • Все, кто соответствует вашим критериям идеального наставника, даже если вы не знакомы лично

 

В поисках ментора

Определитесь, какую именно роль должен исполнять для вас ментора. Опишите свои проблемы и конкретные требования к потенциальному наставнику. Было бы полезно ответить для себя на следующие вопросы:

 

  • Чему именно вы хотите научиться?
  • Что вы ищете от общения с наставником?
  • Как будет «выглядеть» наставничество?
  • Как часто и где вы бы хотели встречаться?

 

Составьте список вариантов

Создайте перечень потенциальных наставников в соответствии с вашими личными пожеланиями. Составляя этот список, вначале обозначьте самые важные для вас критерии.

 

— Найдите «общие места». Если вы восхищаетесь кем-то с профессиональной точки зрения, но этот человек неприятен вам как личность, тогда уберите его из списка.

 

— Ставьте высокие цели. Богатые и знаменитые имеют личных помощников, которые учатся у них и устанавливают полезные связи благодаря этим отношениям. Почему таким человеком не можете стать вы? Если Дональд Трамп ваш идеальный бизнес-наставник, поместите его в верхней части списка. Напишите письмо, постарайтесь назначить встречу или подайте заявку на должность ассистента.

 

— Проверьте, есть ли в вашей компании или учебном заведении официальная программа наставничества. Если есть, подумайте, насколько она соответствует вашим задачам, станьте ее участником.

А что вы скажете?

Нельзя подойти к профессору после лекции и безапелляционно заявить: «Я тут подумала, может быть, вы согласитесь стать моим наставником?» Этим вы только отпугнете потенциального ментора. Проявить заинтересованность можно простым вопросом: «Подскажите, пожалуйста, можем ли мы иногда встречаться за чашкой кофе для того, чтобы поговорить о физике?» Конкретно и подробно объясняйте, чего именно вы хотите на самом деле.

 

  •  Задавайте конкретные вопросы. Например: «Я бы хотела увеличить продажи в следующем квартале. Мне кажется, вместе с вами у меня это получится. Можем ли мы встретиться, выпить чего-нибудь и обсудить этот вопрос?». Такое предложение для вашего потенциального наставника будет выглядеть более привлекательно, чем фраза: « Эй, ты мне нужен в качестве ментора. Я должна улучшить свои показатели. Помоги!»
  • Убедитесь, что ваша просьба не повредит вашей репутации. Если коллега, которым вы восхищаетесь, противоположного пола, то ваше обращение может прозвучать как приглашение на свидание. Встречайтесь в офисе, если не хотите ввести потенциального наставника в заблуждение.

Приступайте к поискам

Двигайтесь вниз по списку, пока не получите согласие от одного из потенциальных менторов. Если с первого раза у вас ничего не получилось, не волнуйтесь. У этих людей просто могут быть другие интересы или плотный график. Составьте новый список, кто-то обязательно согласится поработать с вами.

 

Запланируйте встречу

Не пускайте ваши отношения на самотек сразу после того, как получите согласие от ментора. Составьте конкретный план действий и график встреч, выберите удобное для вас обоих время.

 

Если первая встреча пройдет хорошо, договоритесь о следующей. Именно в этот момент вы можете спросить у наставника: « Вы не будете против, если мы будем общаться регулярно?»

 

        Правила отношений с наставником

  • Придерживайтесь графика

 

Даже если вы общаетесь с ментором исключительно по электронной почте, не стоит бомбардировать его «срочными» вопросами постоянно. Если ваши отношения пришли к логическому завершению, не нужно пытаться поддерживать их «искусственно». Вы прокачали свои навыки, достигли первоначально запланированных целей? Наберитесь смелости и сообщите ментору, что дальше вы сможете двигаться самостоятельно.

 

  • Взаимовыгодное сотрудничество

 

Подумайте, чем вы можете быть помочь своему наставнику. Если профессор бесплатно вас консультирует, спросите у него, не нужно ли провести какой-нибудь полезный для его исследования опрос в вашем офисе. Быть может, ему нужна какая-либо техническая помощь?

 

Если вы развиваете свою карьеру, то запоминайте, кто и чем вам помогает. Будьте готовы прийти на помощь в нужный момент.

 

  • Выражайте признательность

Напишите письмо своему наставнику, чтобы проинформировать его о своих успехах и поблагодарить за вклад в ваше развитие. Так вы не только проявите уважение к своему ментору, но и продемонстрируете, что вы правильно используете его советы и рекомендации.

 

Будьте конкретны. Не пишите «спасибо, вы такой внимательный!» Уточните, за что именно благодарите: «У меня все получилось, я увеличила продажи благодаря вашим бесценным советам, спасибо!» Благодарность может включать в себя небольшой подарок: книга или бутылка вина вполне уместны.

 

  • Придерживайтесь строго профессиональных отношений с наставником

 

Чересчур близкая эмоциональная связь с вашим ментором повредит «учебному процессу». Особенно, если ваш наставник работает в той же компании, что и вы.

 

Источник

Перевод: Вероника Городецкая

How to Find a Mentor

 

A mentor is usually a voluntary counselor or teacher who guides you in work, school, or other areas of your life. Sometimes mentorship is a formal organized relationship between a professional and a novice, and sometimes it’s more informal, like a friendship with a role model. While the exact mentoring relationship will be up to you, this article is designed to help you find potential mentors, and define that relationship for yourself. Read on to get started.

 

Choosing a Kind of Mentor

Understand the role of a mentor. A good mentor will help you learn to do things, but not do them for you. A mentor leads by example. For example, an academic mentor may offer efficiency tricks, advice, and examples to show you smart alternatives for success, but not help you copy edit your history essay in the waning moments before it is due. This is the difference between a tutor and a mentor. A good mentor will:

 

  • Assess your strengths and weaknesses
  • Help you understand the structure and organization of the topic
  • Introduce new perspectives and correct any wrong thinking
  • Boost your ability to make decisions
  • Familiarize you with the tricks of the trade
  • Introduce you to important resources and useful references

    Consider an academic mentor

    This type of mentoring usually consists of face-to-face sessions with someone who excels in the subject matter you’re studying, has the time to offer you a mentorship, and an interest in your academic achievement. Consider:

 

  • Professors, instructors, and other faculty
  • Older or more experienced students
  • Siblings or other family members

 

        Consider sports and recreational mentoring

Think about mentors who excel at the sport you’re interested in developing. While athletic ability is an important part of a sporting mentor, also consider the human side of the relationship when considering an athletic mentor. A good soccer mentor will be a good sport, an intelligent athlete, and an all-around person as well as being a phenomenal soccer player. Consider:

  • Coaches and assistants
  • Experienced players on your team or other teams
  • Professional athletes or retired athletes
  • Trainers

 

Consider a business mentor

Business and other professional mentors are usually successful workers in the field you hope to crack into, who will be able to offer you some tricks of the trade. This could be anything from stock trading to blues guitar. Think about who does what you want to do better than you do it. Consider:

 

  • Colleagues and business acquaintances
  • An old boss, though not a current supervisor
  • Workers with a great reputation

 

Consider a personal mentor

Develop a relationship with someone you admire personally, not because of what they do, but who they are and how they do it. Think of people who you’d like to be like, for no particularly reason. A personal mentor might be:

 

  • A neighbor
  • Your favorite bartender or barista
  • Your personal style icon
  • Someone you go to church with
  • Your record store guy or girl
  • A member of a social club you’re a part of

 

Think about different ways to communicate

A mentor might be a neighbor or a classmate you admire, but it might also be someone you’ve never met. Rainer Maria Rilke’s famous book Letters to a Young Poet chronicles the correspondence between the famous poet (Rilke) and a young student writer who sent him some poems and asked for advice. Consider:

 

  • Successful people you may have read about and felt some connection to
  • People with considerable and approachable Internet presence
  • Anyone who fits any of the criteria for a mentor, but you don’t know personally yet

 

Finding a Mentor

 

Decide what specific role you’d like your mentor to provide. Write down any problems or specific requirements you might have regarding the field and subject matter. It would be helpful to answer the following questions:

 

  • What would you like to learn?
  • What are you looking for from your mentor?
  • How will the mentorship «look»?
  • How often would you like to meet? Where?

 

Make a list of possibilities

 

Create a list of potential mentors according to your personal criteria and desires for the relationship. Order the list, starting with your top choices.

Look for the «total package.» If you really admire someone’s business acumen but can’t stand them as a person, they won’t make a good mentor.

 

  • Aim high. The rich and famous have personal assistants who learn from them and make connections based on that relationship. Why not you? If Donald Trump would be your ideal business mentor, put him at the top of the list. Write his office a letter, try to schedule a meeting, or apply to be on The Apprentice.
  • Check if your company or school has a formal mentoring program that would line up a mentor for you. If so, see if it fulfills your goals and enroll in the program.

 

Think about what you’ll say

 

Going up to a professor after class and asking, «I’ve been thinking: Will you be my mentor?» might scare them off if you don’t explain what you mean. It’s a big role and a big commitment to ask of someone, if all you’re really looking for is, «Can we meet for coffee and talk about physics sometimes?» Be specific and explain what you’re looking for.

 

  • Use «mentor» as a verb more than a noun. Saying «I could use some mentoring in figuring out how to get my sales up next quarter. You seem to really have it together, Bob. You mind getting some drinks about talking about it every now and then?» is more attractive for your potential mentor than, «I need you as a mentor. I have to improve my sales. Help.»

 

  • Make sure you don’t give someone the wrong impression. If the salesperson you really admire is of the opposite sex, this could sound a lot like asking for a date. Keep it at the office or on campus if you’re concerned about making it sound that way.

 

       Start approaching your potential mentors

 

Work your way down the list until someone agrees to fulfill the relationship as you’ve outlined it.

If you don’t get anyone the first go-around, don’t worry. It may have nothing to do with you personally and more to do with the person’s schedule or other issues. Start again and consider possible mentors who’ve got more time on their hands, or who may be more willing to work with you.

 

  • Make plans to meet. Don’t leave the relationship hanging once you’ve gotten someone to agree. Make concrete plans to get together and hit a bucket of golf balls to improve your swing or go over your calculus homework on a specific day at a specific time.

 

  • If the first meeting goes well, plan subsequent meetings. You might consider asking at that point, «Mind if we make this a regular thing?»

 

Keeping the Mentorship Healthy

 

Keep a schedule and stick to it

 

Even if the mentorship exists largely over email or online, don’t start bombarding your mentor with questions for advice at the last minute if it doesn’t fit into the pre-outlined relationship you’d established.

 

If the relationship reaches a natural conclusion, it’s ok to end it. If you feel confident that you’ve improved enough in whatever skill you were hoping to learn from your mentor that you feel confident to go forth without weekly coffee meetings, say so.

 

Make the relationship mutually beneficial

 

Think about what you might be able to offer your mentor in return. If you’re getting loads of free advice about your short stories from a professor, ask if there’s any research or tech help they might be able to use around the office. Setting up the new wireless router would be a great way to earn favor.

 

As you improve in your career, remember who and what got you there. As opportunities arise, don’t forget about your mentors that helped you along the way.

 

      Show your appreciation

 

Write to your mentor to keep them updated on your progress and remember to thank them for their specific contributions. This will give the mentor a feeling of being useful, needed, and also skillful at their craft.

 

  • Be specific. Just saying, «Thanks, you’re being so helpful!» isn’t as reassuring as, «I totally nailed that last sale thanks to your opening line tips. Thanks!»
  • Gratitude could include a small gift as a «thank you» token. Small things like a book, a bottle of wine, or the occasional meal may be appropriate.

 

Keep a strictly professional relationship between you and your mentor

 

Emotional involvement with your mentor will usually not be in the best interest of the mentoring process, especially if it’s someone you work with.

mymentoring.ru

Check Also

Психологические особенности детей 5-6 лет: что нужно знать родителям

Как меняется поведение ребенка в 5-6 лет. На что обратить внимание в развитии дошкольника. Какие …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *