Назначение экспертизы обстоятельств ДТП | НИИ Судебной Экспертизы
Проблемы и ошибки при назначении экспертизы
Как правило, следователи и суды знают, когда, как и для чего нужно назначить автотехническую экспертизу. Сказывается профессиональный уровень и опыт. Аналогичное можно сказать об адвокатах и юристах, которые специализируются на делах о ДТП и представляют интересы клиентов на следствии и в суде. Но вот непосредственные участники аварий, в подавляющем большинстве, абсолютно не знают, какое значение может иметь в их деле автотехническая экспертиза.
Многие думают: назначил следователь или суд экспертизу, походатайствовал об этом адвокат – значит это для чего-то нужно, значит так положено. Такая позиция – недопустима. Никто не заинтересован в исходе дела больше, чем непосредственный участник ДТП. Да, у вас, скорее всего, не хватает нужных знаний, у вас стрессовое состояние и вам не до активного участия в процессе. Но у вас есть, должен быть профессиональный представитель – юрист или адвокат. И необходимо активно с ним контактировать и взаимодействовать, задавать вопросы и вникать в ход расследования или судебного разбирательства, настаивать на производстве экспертизы, которая, возможно, станет вашим единственным козырем для выигрыша дела или смягчения ответственности. Ваша судьба – в ваших руках.
Вторая проблема и ошибка – излишняя самоуверенность. Этим страдают как участники аварии, так и их представители. Вы можете быть трижды правы, но пока не докажете свою правоту в суде, ваша правда ничего не стоит. И как здесь не напомнить, что автотехническая экспертиза – одно из ключевых, а нередко – единственное доказательство в делах о ДТП. В судебных процессах важна каждая мелочь. Один судья посмотрит на дело так, другой – иначе. Один посчитает нужным самому назначить экспертизу, а другой – будет ждать от участников дела активных действий. Автотехническая экспертиза не бывает лишней, поэтому если есть хоть единственный шанс с ее помощью доказать вашу невиновность или, напротив, привлечь виновного к ответственности – воспользуйтесь им.
И, наконец, третья серьезная ошибка – назначение автотехнической экспертизы без должной подготовки. Это проявляется в следующем:
Первое. Экспертиза назначается ради экспертизы, как формальность, без четких целей и задач. В этой ситуации вы получите либо некий безотносительный к конкретике дела результат, либо заключение, которое не станет сильным доказательством, либо, того хуже, доказательство против вас. Впрочем, возможно, и угадаете, но не факт. Формальный подход к экспертизе – это всегда непредсказуемый результат. Правильный подход – понимание, зачем проводится экспертиза, что она может дать, как потом использовать ее результаты в доказывании. Назначение экспертизы – тактический прием в стратегии ведения дела, ее результат – мощное оружие в цепочке доказательств. Нужно относиться к этому именно так.
Второе. Формулировка типовых вопросов. Это может быть следствием первой ошибки, но может быть и следствием отсутствия нужных знаний. Сегодня не составляет труда найти нужную информацию по вопросам для автотехнической экспертизы или сразу образцы постановлений о назначении автотехнической экспертизы. Проблема в том, что массовое распространение получили именно типовые вопросы, и вы рискуете попасться на них. Результат – может, угадаете с содержанием и формулировкой вопросов, но, может, и нет. Не бывает абсолютно одинаковых ДТП, любая автотехническая экспертиза исследует конкретную, а не некую типовую ситуацию, поэтому вопросы при назначении автотехнической экспертизы определяются в индивидуальном порядке исходя из целей и задач назначаемого исследования.
Третье. Формулировка вопросов абы как, по принципу «больше – не меньше». Такой подход, возможно, и даст неплохой результат, но будьте готовы к тому, что цена и сроки исследования увеличатся кратно.
Четвертое. Неготовность материалов для исследования, ошибки, неполнота. Этим страдают те, кто плохо разбирается в автотехнических экспертизах и особенностях их назначения, и те, кто формально или невнимательно подошел к предстоящему исследованию. Как правило, материалами для исследований выступают документы из материалов дела: протоколы осмотра места происшествия, схема ДТП, протокол осмотра/проверки транспортного средства и его технического состояния, справки по ДТП, видео, фотоматериалы, объяснения, допросы, заключения других экспертиз, например, судебно-медицинской или трассологической, которые, среди прочего, определяют механизмы образования телесных повреждений и повреждений на транспортном средстве или иных объектах. Необходимые к представлению материалы определяются лицом, которое назначает экспертизу. Но участники процесса вправе в своем ходатайстве указать на перечень материалов, которые они считают необходимыми к направлению на исследование. Избежать ошибок помогает следование простому правилу: не знаете или не уверены, что нужно отправлять на экспертизу, обсудите этот вопрос с экспертом.
forensicscience.ru
Автотехническая экспертиза ДТП
В статье рассказано о том, что устанавливает автотехническая экспертиза, излагаются правила назначения и проведения автотехнической экспертизы ДТП, рассмотрены вопросы для автотехнической экспертизы, приведен образец ходатайства о назначении судебной автотехнической экспертизы по гражданскому делу.
Содержание статьи:
- В каких случаях необходимо проведение экспертизы
- Ходатайство о назначении судебной автотехнической экспертизы
- Вопросы автотехнической экспертизы
Проведение автотехнической экспертизы ДТП
Автотехническая экспертиза (АТЭ) назначается по делам о дорожно-транспортных в следующих видах процессов – в административном, гражданском, арбитражном, уголовном. Законодательные основы назначения судебных АТЭ регламентируются соответствующими видами процессуальных кодексов. Таким образом, в зависимости от подведомственности дела будет определяться и кодекс, в котором содержится нормативная база.
В подавляющем большинстве случаев вопросы вины в дорожно-транспортных происшествиях решаются в ходе производства по делам об административных правонарушениях или в рамках расследования уголовного дела, предусмотренного статьей 264 УК РФ. Основываясь на установленной вине в отношении участника дорожно-транспортного происшествия суды, в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, рассматривают иски о возмещении ущерба и вреда, причиненного в ДТП.
Оспаривание вины в нарушении норм ПДД РФ, повлекших причинение вреда, является важным элементом в защите от необоснованного привлечения к правовой ответственности. Анализируя практику расследования дел о ДТП в административном процессе, с сожалением приходится констатировать, что в подавляющем большинстве случаев решение о вине принимаются по усмотрению сотрудника ГИБДД, осуществляющего производство по делу, без назначения автотехнических исследований обстоятельств происшествий. Такой подход удобен для дорожных правоохранителей и избавляет их от лишней работы. Назначить виновного гораздо проще и удобнее, чем доказывать и расследовать ДТП, а иногда и просто — выгоднее.
Все действия сотрудника инспектора ДПС сводятся к оформлению первоначального материала – схемы, объяснений участников аварии, составлении административного протокола и вынесении постановления о вине (либо направлении материала в суд для дальнейшего рассмотрения). Причём аргументы лица, привлекаемого к ответственности относительно его невиновности, не принимаются во внимание, а оправдательная версия о причинах ДТП вообще не проверяется.
Таким образом, при несогласии лица с выдвинутыми в отношении него обвинениями в нарушении норм ПДД РФ, ему следует безотлагательно, не дожидаясь вынесения постановления о привлечении к административной ответственности, заявить ходатайство о назначении автотехнической экспертизы. Этот документ составляется в письменной форме и приобщается к материалам дела. КОАП обязывает должностное лицо рассмотреть такое ходатайство и вынести по нему мотивированное решение. Если ходатайство о назначении АТЭ не будет рассмотрено, что случается почти повсеместно, или в его удовлетворении будет отказано, то при составлении жалобы на постановление ГИБДД это нужно сделать ещё раз.
Подробности в статьях:
В уголовном процессе к доказыванию вины фигуранта ДТП и его правам относятся более бережно и необходимость в назначении экспертизы по оспариванию вины возникает при несогласии подозреваемого (обвиняемого) с заключением первичной автотехнической экспертизы. Причин к тому бывает более чем достаточно – это и низкое качество первоначального материала, и некорректная постановка вопросов перед экспертом, и несоответствие исходных данных фактическим обстоятельствам дела. При таком положении дела оспаривание вины в ДТП заключается в понуждении следователя к назначению дополнительной АТЭ. Ведущая роль в решении этой задачи возлагается на адвоката, выполняющего функцию защиты участника ДТП.
Образец ходатайства о назначении судебной автотехнической экспертизы по гражданскому делу
В тех случаях, когда административное или уголовное расследование заходит в тупик и вина ни одного из участников в совершении ДТП не определена, пострадавший водитель, претендующий на полное возмещение причиненного ущерба, вынужден будет обращаться в суд. По правилам гражданского процессуального законодательства на истца возлагается обязанность доказать исковые требования, а значит и вину ответчика в причинении ущерба. Без назначения судебной автотехнической экспертизы, устанавливающей фактического виновника, такой иск не имеет ни малейших шансов быть удовлетворенным. Истец оформляет ходатайство и приобщает его к материалам дела. Суд как правило после его рассмотрения назначает судебную АТЭ.
Образец ходатайства выглядит следующим образом
В Н-ский городской суд
Истец: Иванов Иван Иванович,
проживающий по адресу:
г. Н-ск, ул. Пушкина 4/19
Ответчик: Петров Петр Петрович
проживающий по адресу:
г. Н-ск, ул. Ленина 32/129
ХОДАТАЙСТВО
/ о назначении судебной автотехнической экспертизы/
В целях доказательственного подтверждения исковых требований по иску о возмещении материального ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием и необходимости экспертной оценки действий водителей – участников ДТП, основанной на специальных познаниях в области автотехники, в соответствии со статьями 35, 56, 79 ГПК РФ
ПРОШУ:
1. Назначить по материалам дела судебную автотехническую экспертизу.
2. Производство экспертизы поручить экспертам Центра судебных экспертиз Центральному округу, юридический адрес: г. Н-ск пер. Доломановский, № 189
3. На разрешение экспертов поставить следующий вопросы:
• Как должны были действовать водитель автомобиля Мазда 6 государственный регистрационный номер Х 292 СУ/777 Иванов И.И. и водитель автомобиля Хёндэ Х -12.5 государственный регистрационный номер А 738 ОВ/150 в условиях дорожной обстановки на месте ДТП, произошедшего 30 августа 2017 года в 13 часов 40 минут на участке трассы М 4 100 км. + 50 м.?
• В действиях какого водителя имеются несоответствия техническим нормам и требования Правил дорожного движения РФ, состоящие в причинной связи с дорожно-транспортным происшествием?
4. Оплату экспертизы гарантирую.
Приложение: копия ходатайства для ответчика.
Истец: / И.И. Иванов/.
Вопросы автотехнической экспертизы ДТП
Автотехническая экспертиза устанавливает и исследует технические параметры транспортных средств, колесных шин, физические свойства дорожного покрытия, применительно к конкретным погодным, дорожным и метеорологическим условиям. На основании специальных познаний эксперт – автотехник определяет степень соответствия действий водителей транспортных средств требованиям ПДД РФ. При этом решение правовых вопросов не входит в его компетенцию. Все вопросы можно условно разделить на несколько блоков.
- Вопросы, определяющие физические параметры и величины, являющиеся исходными при экспертном исследовании. Сред и них – коэффициенты сцепления, торможения, параметры и траектории движения пешехода и транспортных средств, их следов.
- Вопросы, относящиеся к оценке действий водителей транспортных средств, применительно к условиям дорожно-транспортного происшествия. При этом действия оцениваются с точки зрения технических требований ПДД РФ, а не правовых. То есть речь идет о правильности использования приемов управления транспортом для обеспечения безопасности и предписаний ПДД РФ. Итогом работы эксперта по решению вопросов относящихся к этому блоку, является определение причинно-следственной связи действий учеников ДТП с фактом самого происшествия (то тесть чьи действия явились причиной автотранспортного происшествия).
- Вопросы по определению параметров движения транспортных средств на различных этапах (стадиях) дорожного происшествия с участием транспортных средств: расчетная скорость движения перед столкновением, вероятная траектория движения, момент возникновения опасности для водителя и прочее. Решение этих вопросов позволяет определить экспертным путем наличия у водителей транспортных средств технической возможности предотвратить ДТП.
- Вопросы анализа состоятельности противоречивых версий водителей – участников происшествия и показаний его очевидцев. То есть эксперт в определенных случаях имеет возможность либо подтвердить, либо опровергать показания указанных лиц и обосновать свои выводы путем расчетов.
В заключении статьи отметим, что автотехническая экспертиза ДТП располагает большими потенциальными возможностями. При грамотном подходе, требующим профессионализма, любое, даже самое запутанное и сложное дорожно –транспортное происшествие может быть успешно объективно расследовано. Если вам пришлось столкнуться с необоснованным обвинением в нарушении ПДД РФ, отстаивайте свою позицию до конца. Не забывайте о том, что ни какое постановление ГИБДД по делу об административном правонарушении, ни одно обвинительное заключение по статье 264 УК РФ не являются бесспорными с юридической точки зрения, если они не подтверждены вступившим в законную силу решением суда.
femida-info.ru
Автотехническая экспертиза | Государственный комитет судебных экспертиз Республики Беларусь
Автотехническая экспертиза | Государственный комитет судебных экспертиз Республики БеларусьОбъект
- транспортные средства, участвовавшие в ДТП, их агрегаты, узлы, детали и их части;
- место ДТП, а также иные материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта.
Задачи
- Исследование технического состояния транспортных средств в целях установления:
- исправности и выходных параметров систем, агрегатов, узлов, влияющих на безопасность дорожного движения;
- характера, причин и времени возникновения неисправностей;
- возможности обнаружения неисправности до момента наступления ДТП;
- причинной связи между обнаруженной неисправностью и событием происшествия;
- обстоятельств, связанных с техническим состоянием транспортных средств, которые способствовали или могли способствовать возникновению ДТП.
- Исследование обстоятельств, характеризующих механизм ДТП, в целях установления:
- скорости движения транспортных средств;
- направления движения транспортных средств;
- направления действия сил между столкнувшимися транспортными средствами;
- расположения транспортных средств и других объектов на дороге, в том числе относительно друг друга, в момент контакта и в другие моменты времени;
- последовательности и причины образования повреждений на транспортных средствах;
- времени преодоления транспортным средством определенных участков траектории движения;
- момента объективного возникновения препятствия или опасности для движения, если при этом необходимы специальные познания для проведения исследования на основе использования технических данных и учета объективных закономерностей.
- Исследование действий водителей транспортных средств и обстановки ДТП в целях установления:
- технических требований Правил дорожного движения (ПДД), которыми должен был руководствоваться в своих действиях водитель в сложившейся дорожной ситуации с точки зрения обеспечения безопасности движения;
- технической возможности у водителя совершить в течение определенного промежутка времени действия, предписанные ПДД;
- технической возможности у водителя предотвратить ДТП в момент возникновения препятствия или опасности для движения, которые он был в состоянии обнаружить;
- соответствия (несоответствия) действий водителя техническим требованиям ПДД;
- причинной связи между действиями (бездействием) водителя по управлению транспортным средством и событием происшествия на основе использования технических данных и учета технически объективных закономерностей.
Вопросы, решаемые экспертизой по исследованию обстоятельств ДТП расчетными методами
- С какой скоростью двигалось транспортное средство в данных дорожных условиях к моменту начала торможения?
- С какой скоростью двигалось транспортное средство перед началом торможения при наличии разрывов в следах торможения?
- С какой скоростью двигалось транспортное средство перед столкновением, исходя из положений транспортных средств в момент первоначального контакта и конечных положений, а также характера и величины механических повреждений?
- Какова должна быть допустимая скорость транспортного средства по условиям видимости дороги?
- Какой остановочный путь имеет транспортное средство в условиях места происшествия?
- Какое время необходимо для остановки транспортного средства в данных дорожных условиях?
- Какова продолжительность времени движения пешехода на пути, указанном в исходных данных?
- На каком расстоянии от места наезда находилось транспортное средство в момент начала движения пешехода на пути, указанном в исходных данных?
- На каком расстоянии от места наезда находилось транспортное средство в момент появления пешехода в поле видимости водителя из-за неподвижного препятствия?
- На каком расстоянии от места наезда находилось транспортное средство в момент появления пешехода в поле видимости водителя из-за встречного транспортного средства?
- На каком расстоянии от места наезда находилось транспортное средство в момент появления пешехода в поле видимости водителя из-за обгоняемого транспортного средства?
- Располагал ли водитель транспортного средства технической возможностью предотвратить наезд на пешехода с момента возникновения опасности для движения?
- Располагал ли водитель транспортного средства технической возможностью предотвратить наезд на пешехода с момента начала его движения при допустимой для данных дорожных условий скорости движения транспортных средств?
- Располагал ли водитель транспортного средства технической возможностью предотвратить наезд на пешехода, движущегося во встречном направлении?
- Располагал ли водитель транспортного средства технической возможностью предотвратить наезд на пешехода, движущегося во встречном направлении, при допустимой для данных дорожных условий скорости движения транспортных средств?
- Располагал ли водитель транспортного средства технической возможностью предотвратить наезд на пешехода, движущегося в попутном направлении?
- Располагал ли водитель транспортного средства технической возможностью предотвратить наезд на пешехода, движущегося в попутном направлении, при допустимой для данных дорожных условий скорости движения транспортных средств?
- Находится ли с технической точки зрения превышение скорости движения водителем в причинной связи с наездом (столкновением)?
- Какое расстояние необходимо для заданного поперечного смещения автомобиля без потери ее устойчивости?
- На сколько возможно поперечное смещение транспортного средства без потери его устойчивости на заданном расстоянии?
- Располагал ли водитель транспортного средства технической возможностью осуществить безопасный объезд неподвижного препятствия?
- С какой допустимой скоростью возможно движение транспортного средства на данном участке дороги без потери устойчивости?
- Какова должна быть величина безопасного интервала между транспортными средствами?
- Какова должна быть безопасная дистанция между транспортными средствами в условиях места происшествия?
- Располагал ли водитель сзади идущего транспортного средства технической возможностью предотвратить столкновение с впереди идущим транспортным средством с момента начала его торможения?
- Соответствовали ли действия водителя транспортного средства в данной дорожной обстановке требованиям ПДД?
Вопросы, решаемые экспертизой исследования технического состояния деталей и узлов транспортных средств
- Имеются ли неисправности, влияющие на безопасность дорожного движения, в рулевом управлении, тормозной системе, ходовой части и внешних световых приборах транспортного средства и находящиеся в причинной связи с фактом ДТП? Если имеются, то когда они образовались: до, в момент или после ДТП? Мог ли водитель обнаружить выявленные неисправности до происшествия или в процессе эксплуатации транспортного средства? Если да, то по каким признакам?
- Могли ли выявленные неисправности явиться причиной потери устойчивости и управляемости транспортных средств, связанных с их выездом за пределы полосы движения?
- Какой свет фар (габаритных фонарей) был включен на транспортном средстве в момент разрушения колб электроламп и воздействия ударных нагрузок?
- Каковы параметры движения транспортного средства, исходя из данных тахографа?
- Какова причина и время разгерметизации шины представленного на исследование колеса?
Вопросы, решаемые экспертизой транспортной трасологии
- Каково было взаимное расположение транспортных средств в момент столкновения?
- Как располагались транспортные средства в момент столкновения относительно границ проезжей части?
- Как располагалось транспортное средство относительно границ дороги перед применением водителем мер к торможению (при наличии следов юза колес)?
- Каковы траектории движения транспортных средств до места столкновения?
- Стояло или двигалось транспортное средство в момент столкновения?
- С какой скоростью двигались транспортные средства перед и в момент столкновения, исходя из данных осмотра места происшествия и характера повреждений транспортных средств?
- С какой скоростью двигались транспортные средства перед и в момент столкновения, исходя из информации, зафиксированной на предоставляемых записях видеорегистраторов?
Телефон для связи: 8 (017) 308-69-26, 8 (017) 308-61-64
sudexpert.gov.by
Автотехническая экспертиза при ДТП
Ежедневно на дорогах населенных пунктов происходит масса аварийных ситуаций. С резким увеличением численности машин пришло и значительное увеличение ДТП. Далеко не всегда удается определить истинного виновника аварии. Сделать это могут только специалисты после проведения специальной автотехнической экспертизы.
Этот комплекс действия нельзя назвать легким, и потому очень часто экспертиза не всегда может выявить все с абсолютной точностью. Об особенностях автотехнической экспертизы рассказывается ниже.
Зачем нужна автотехническая экспертиза при ДТП
Автотехническая экспертиза — это комплекс мероприятий, который проводится специалистами на месте ДТП. Этот комплекс позволяет определить виновника аварийной ситуации, а также все причины и обстоятельства, которые последовали первопричиной ДТП.
Основной целью экспертизы считается установление всех факторов и обстоятельств, которые привели к появлению опасной ситуации на дороге. Внимательно изучив место столкновения, и проанализировав степень повреждения транспортных средств, эксперты способны с точностью составить картину аварии, и определить виновника опасности.
Комплекс действия при экспертизе позволит избежать финансовых проблем, которые непременно возникнут в процессе разбирательства. Как правило, экспертиза назначается судебными инстанциями в тех случаях, если показания свидетелей запутанны, а доказательная база не может дать ответ на вопрос, кто же является очевидным виновником происшествия.
Важно! Экспертиза может быть проведена в добровольном порядке, если одна из сторон конфликтной ситуации решает опротестовать судебный вердикт.
Таким образом, автотехническая экспертиза дает уникальную возможность составить картину ДТП и понять, какие причины привели к созданию дорожного происшествия, и кто должен понести ответственность за невнимательность на дороге.Когда назначается автотехническая экспертиза
Автотехническая экспертиза считается обязательным условием судебного разбирательства в делах о ДТП. Кроме того, на проведении комплекса этих исследований частенько настаивают страховые компании, которые нанимают соответствующих специалистов для того, чтобы определить точный размер компенсации, на которую может рассчитывать пострадавший.
Стоит заметить, что экспертиза может быть назначена практически на любой стадии расследования. Как правило, изначально при передаче дела на рассмотрение в судебные инстанции судом определяется обязательное прохождение экспертной комиссии. И только основываясь на результатах, которые предоставят суду эксперты, может быть принято окончательное решение.
Важно! В случае несогласия с итогами экспертной проверки, стороны конфликта имеют полное право подать жалобу и добиться назначения повторной независимой проверки. Также это осуществимо в той ситуации, когда одна из сторон-участников конфликта подозревает экспертов в предвзятости.
Ходатайство о назначении автотехнической экспертизы по ДТП
Для того чтобы экспертиза была проведена, необходимо ходатайствовать об этом. Стоит отметить, что на этом этапе лучше всего привлекать квалифицированных адвокатов, которые помогут составить правильный иск и инициируют начало экспертной проверки.
Первая экспертиза назначается, как правило, судом, однако в половине случаев участники ДТП не выражают доверие к ее результатам, и вынуждены настаивать на проведении повторной независимой оценки.
Для того чтобы подать ходатайство о проведении повторной оценки, необходимо изначально сформулировать причину, по которой она должна быть проведена еще раз. Без обоснования суд может отказать в назначении экспертизы. Количество экспертиз не ограничивается по закону, и потому каждый участник ДТП вправе подавать ходатайство неограниченное количество раз.
Для того, чтобы избежать появления нестыковок и мелких ошибок, рекомендуется привлечь к процессу квалифицированного автоюриста. Несмотря на то, что образец ходатайства можно найти практически повсеместно, правильно его заполнить бывает проблематично.
О том, что ходатайство о повторной экспертизе намеревается быть проведенным, необходимо сообщить оппоненту по судебному процессу и страховой компании. Таким образом, уведомление о назначении независимой экспертизы должно быть минимум в трех экземплярах.
Кто оплачивает автотехническую экспертизу по ДТП
Вполне естественно, что автотехническая экспертиза является платной услугой, и зачастую возникает вопрос, кто же обязан ее оплачивать. Законодательство на этот вопрос четкого ответа не дает, однако чаще всего плата за проведение комплекса оценочных работ накладывается на виновника аварийной ситуации.
Стоимость экспертизы может быть разной, и ее цена будет напрямую зависеть от характера повреждений машины и стоимости услуг эксперта. Таким образом, касательно цены можно сказать, что определить ее точно невозможно, и все будет зависеть от конкретной ситуации.
Судебная экспертиза может быть проведена за счет любой из сторон конфликта. Однако при этом допускается дальнейшее возмещение расходов на проведение проверки в пользу пострадавшего. Таким образом, несмотря на то, что будет оплачивать экспертизу, в случае определения его невиновным он может стребовать возврат денежных средств с виновника дорожного происшествия.
То же самое касается и независимой экспертизы. Оплачивать ее возьмется та сторона, которая инициировала повторную проверку, и в случае определения невиновности можно будет подать дополнительный иск о взыскании с виновника аварии расходов на проведение оценки.
Вопросы, которые решает автотехническая экспертиза при ДТП
Первостепенной задачей автотехнической экспертизы при ДТП является оказание непосредственной экспертной помощи при расследовании обстоятельств, а также причин дорожного происшествия любого характера. Этот комплекс мероприятий, в результате должен предоставить ответы на некоторые вопросы, которые можно условно разделить на 3 блока:
- Вопросы технического характера. В процессе работы над оценкой обстоятельств и причин ДТП эксперт будет обязан обследовать техническое состояние автомобиля, сверив его с исходными данными. Также эксперт должен будет выяснить основные показатели транспортного средства в период столкновения. В частности, должна быть определена скорость, с которой автомобиль двигался на момент аварии и прочие физические характеристики.
- Вопросы, которые напрямую затрагивают анализ действий автомобилиста. С точки зрения последовательности и правильности эксперт оценивает, насколько водитель использовал все правила и предосторожности ПДД при попадании в аварийную ситуацию. Это поможет определить, нарушил ли водитель правила движения, и не произошла ли авария исключительно по его вине. Параллельно будет дан ответ на вопрос, можно ли было избежать опасной ситуации на дороге, и что для этого сделал водитель.
- Вспомогательные вопросы. Этот комплекс вопросов тщательно изучает состояние дорожной инфраструктуры на момент опасной ситуации на дороге. Не секрет, что некоторые аварии происходят из-за причин, которые не связаны с людским фактором. Среди таковых состояние автодорожного покрытия, наличие ограничительных знаков и светофоров на дороге. Кроме того, в этом блоке вопросов будут даны ответы и на все данные, которые связаны с погодными условиями. То есть, не могла ли главной причиной аварии стать неудовлетворительная погода, например, сильный туман или обильный снегопад и гололедица.
Порядок проведения автотехнической экспертизы при ДТП
В случае серьезного ДТП крайне важно определить все обстоятельства, которые в совокупности привели к трагедии. В этом существенную помощь окажет автотехническая экспертиза. Как и любая процедура подобного характера, она требует особого внимания и проводится с учетом некоего порядка действий:
- Исследование обстоятельств аварийной ситуации.
На этом этапе определяется вина и невиновность всех участников ДТП, и кроме того, эксперт дает однозначные ответы на вопросы технического характера. Это означает, на первом этапе экспертизы эксперт предоставит информацию относительно технического состояния машин на момент столкновения, их скоростного режима и т.д. Кроме того, будут рассмотрены возможности избегания ДТП с учетом технических показателей.
Параллельно устанавливаются еще некоторые моменты, среди которых:
— определение действий или бездействия водителя;
— исследование причин возникновения опасной зоны;
— удаленность участников ДТП друг от друга на момент аварийного столкновения. - Оценка технического состояния автомобилей.
Эта часть исследования является обязательной, и зачастую может пролить свет на обстоятельства ДТП, если они связаны с неисправностью машины и ее отдельных компонентов. В процессе этого этапа будут исследованы:
— дефекты и повреждения машины, которые присутствовали на момент ДТП;
— повреждения, которые были нанесены автомобилю в результате столкновения;
— экспертная оценка всех элементов двигательной системы, приборов и кузова, а также обследование коробки передач. - Трасологическое исследование.
Обследование следов автомобилей на месте аварии позволяет восстановить события в период ДТП и помогает определить движение автомобилей и их расположение по отношению друг к другу и другим участникам аварийной ситуации. Исследование этого типа не предусматривает выезд на место столкновения, и экспертиза проводится на основании наличных фотографий и видеосъемки.Важно! Эксперт не вправе собирать базу для исследования самостоятельно, эта обязанность возлагается на заказчика.
- Инженерно-психологическое обследование.
Во время проведении экспертных мероприятий, в обязательном порядке специалисты будут изучать состояние психики водителя. Причем изучение будет касаться не только поведения автовладельца на момент ДТП, а и после него. Эта составляющая экспертизы является важной, и зачастую способна оказать существенное воздействие на результаты общего исследования.
Если в процессе проверки будет выявлено, что водитель мог избежать аварии, но не сделал этого по какой-либо причине, то он может быть признан виновным в судебном порядке. И итогом этого решения станет лишение прав на определенный срок, который будет зависеть о степени тяжести аварии.
Кто проводит автотехническую экспертизу?
На момент рассмотрения дела о ДТП в суде, заказать экспертизу могут как судьи и следователи, так и участники процесса. Однако к специалистам, которые будут работать над исследованием, предъявляются некоторые требования.
- Специалист должен иметь лицензию на осуществление профессиональной деятельности. Кроме того, он должен быть готов к тому, чтобы предоставить подтверждение своей квалификации и персональный идентификатор.
- Специалист должен иметь профильное образование, которое позволит ему тщательным образом провести исследование.
- Экспертизу не могут осуществлять сервисные центры, в который автомобиль ремонтировался до ДТП. Это объясняется тем, что в подобной ситуации они будут заинтересованными лицами, и результаты их исследования будут неточными.
- Эксперт должен быть абсолютно нейтральным и не имеет права занимать чью-либо сторону в процессе конфликта.
Стоит отметить, что основным требованием к эксперту будет наличие лицензии от Минюста и персонального идентификатора. Наличие этих документов подразумевает тот факт, что специалист обладает всеми необходимыми навыками и умениями, и может это подтвердить.
Обязанности эксперта четко прописываются в условиях соглашения с ним, которое подписывает и заказчик. И в случае обнаружения недостаточно квалифицированной работы, заказчик может опротестовать результаты исследований и принудить эксперта к повторной оценке.
Заключение по автотехнической экспертизе
Результатом проведения комплексной автотехнической экспертизы является официальное заключение, которое эксперт оформляет в письменном виде и предоставляет заказчику и суду. Результат оценки оформляется в виде документа, который условно состоит из нескольких частей.
- Введение. Здесь находятся сведения о разъяснениях законных прав и обязанностей, и получения информации о даче ложных показаний и предоставлении неправомерных сведений.
- Исследование. В этой части подробно и развернуто аналитическое исследование обстоятельств ДТП. В этой части документа эксперт должен описать исследовательский комплекс работ, которые были им проведены, расписать выбранные им методики и указать все ГОСТы и технические условия, которые были затронуты в процессе проверки.
- Заключение. В этой части итогового документа эксперт делает окончательные выводы относительно характеристики ДТП и предоставляет развернутые ответы на все вопросы, которые в процессе исследования интересовали заказчика.
Важно! Законодательство не регламентирует сроки проведения экспертизы.
В среднем, на проведение комплексной оценки специалисту достаточно от 1 до 3 дней, но чаще всего сроки будут увеличены, особенно в тех случаях, когда у него имеется сразу несколько заказчиков одновременно. На практике все будет зависеть от загруженности специалиста.
Видео на тему автотехническая экспертиза после ДТП
1avtourist.ru
Криминалистическая экспертиза автомобиля при ДТП
Время чтения: 15 минут
Содержание:
Развернуть
К сожалению, никто из водителей, пассажиров, пешеходов не застрахован от дорожно-транспортного происшествия. Кто прав, кто виноват в аварии, каков ущерб нанесенного вреда и какова стоимость ремонта? Выяснить причины ДТП, виновника и оценку ущерба помогут различные экспертизы. Поговорим о них подробнее.
Трассологическая (судебная) экспертиза после ДТП: что это такое
Транспортно-трасологическая экспертиза по делам о ДТП для суда является одной из наиболее распространенных видов криминалистических экспертиз, которая изучает закономерности отображения в следах информации о событии дорожно-транспортного происшествия, его участниках, способы обнаружения следов транспортных средств и следов на транспортных средствах, а также приемы извлечения, фиксации и исследования отобразившейся в них информации. Введена такая экспертиза Приказом Минюста России от 27.12.2012 № 237 Об утверждении Перечня родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России.
Что исследует трассологическая экспертиза
Предмет транспортно-трасологической экспертизы — установление обстоятельств дела, связанных с идентификацией и диагностикой транспортного средства (ТС), участвовавшего в дорожно-транспортном происшествии.
Объекты транспортно-трасологической экспертизы:
-
Следы, возникающие при транспортном происшествии.
-
Отдельные части и детали (болты, гайки, фарные ободки, поломанные кронштейны, осколки фар, защитных стекол, частицы краски), обнаруженные на месте происшествия.
-
Транспортное средство и следы на нем.
-
Одежда (обувь) потерпевшего (если имел место наезд на потерпевшего), так как на ней могут быть обнаружены следы-отображения контактных поверхностей транспортного средства, части его лакокрасочного покрытия, осколки фар, следы горюче-смазочных веществ и др.
-
Составьте детальную схему ДТП с указанием названий улиц, направлений движения, установленных дорожных знаков, светофоров (с режимом их работы в момент аварии).
-
Фотографические снимки: ориентирующие, панорамные, на которых зафиксирована общая обстановка места происшествия; обзорные, показывающие положение и состояние каждого транспортного средства или иного объекта, участвовавшего в происшествии; узловые, на которых запечатлены отдельные группы повреждений на транспортных средствах; детальные с изображением отдельных повреждений и следов беговых поверхностей протектора.
Что нужно для проведения трассологической экспертизы
На экспертизу должны быть представлены: материалы уголовного дела: протоколы осмотра места происшествия, транспортного средства, его частей, деталей, схемы дорожно-транспортного происшествия и другие документы (например, акт судебно-медицинской экспертизы трупа или освидетельствования потерпевшего).
В качестве образцов для сравнительного исследования представляются:
-
Колеса или шины либо экспериментальные следы беговых поверхностей колес проверяемого транспортного средства на бумаге или текстильной ткани.
-
Осколки фарных и защитных стекол, отделившиеся детали и части, изъятые при осмотре транспортных средств, если аналогичные части найдены на месте происшествия. При обнаружении на месте происшествия частиц краски — транспортное средство или его части со сколами краски.
-
Образцы смазки и других горюче-смазочных материалов в тех случаях, когда на месте происшествия изъяты следы соответствующих веществ и предполагается их сравнительное исследование при проведении комплексных экспертиз.
-
Сведения о транспортном средстве после дорожного происшествия: не подвергалось ли оно ремонту, частичному выправлению имеющихся на нем повреждений, не производилась ли его окраска, не заменялись ли на нем детали; не возникли ли на нем какие-либо новые следы при хранении или перевозке.
Юридическая консультация
Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди!
Наиболее частыми видами транспортных происшествий являются столкновение, наезд и переезд. Изучение следов транспортных средств позволяет установить ряд существенных обстоятельств механизма транспортного происшествия. Так, например, к ним относятся: направление, в котором двигалось транспортное средство, место столкновения, взаимное расположение транспортных средств при столкновении и др.
Также, один из наиболее частозадаваемых вопросов является что устанавливает автотехническая экспертиза обстоятельств при ДТП? На него мы ответим ниже, сразу после того, как разберемся с понятием криминалистическая экспертиза.
Криминалистическая экспертиза транспортного средства
Криминалистическая экспертиза авто означает выявление, изучение следов преступления. Как мы отмечали выше, трассологическая экспертиза является одной из наиболее распространенных видов криминалистических экспертиз, которая помогает установить обстоятельства ДТП. В повседневной же жизни криминалистическая экспертиза проводится при постановке транспортного средства на учет в ГИБДД. Делается это для того, чтобы проверить чистоту машины с точки зрения закона. То есть, не подделаны ли номера, не перебиты ли.
Стоит отметить, что понятие криминальная экспертиза автомобиля не существует. Экспертиза криминалистическая (что значит обнаружение следов преступления), а понятие криминальный буквально означает преступный, так что, уважаемые читатели, не путайте данные понятия.
Техническая экспертиза транспортного средства
Вот мы и перешли к вопросу об автотехнической экспертизе. В целях установления обстоятельств причинения вреда транспортному средству, установления повреждений транспортного средства и их причин, технологии, методов и стоимости его восстановительного ремонта проводится независимая техническая экспертиза автомобиля, которая проводится с использованием единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства.
П.1, п.3 ст.12.1 ФЗ №40-ФЗ Об ОСАГО
Данная экспертиза содержит, в частности:
-
Порядок расчета размера расходов на материалы, запасные части, оплату работ, связанных с восстановительным ремонтом.
-
Порядок расчета размера износа подлежащих замене комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), в том числе номенклатуру комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), на которые при расчете размера расходов на восстановительный ремонт устанавливается нулевое значение износа.
-
Порядок расчета стоимости годных остатков в случае полной гибели транспортного средства.
-
Справочные данные о среднегодовых пробегах транспортных средств.
-
Порядок формирования и утверждения справочников средней стоимости запасных частей, материалов и нормочаса работ при определении размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства с учетом установленных границ региональных товарных рынков (экономических регионов).
Вопросы об автотехнической экспертизе при ДТП
Автотехническая экспертиза назначается для установления механизма дорожно-транспортного происшествия, состояния дорожного покрытия, технического состояния транспортных средств по искам о возмещении ущерба от ДТП.
Качество экспертного исследования напрямую зависит от первичных материалов, оформленных на месте ДТП. Если такие материалы оформлены с нарушениями, содержат неполную или противоречивую информацию, восполнение таких недостатков экспертным заключением будет проблематичным. Хотя можно в судебном заседании, перед тем, как подать ходатайство о назначении автотехнической экспертизы по ДТП, путем представления дополнительных доказательств (видеосъемка, показания свидетелей и др.) попытаться восполнить неполноту исходных данных.
Во всяком случае, если дело дошло до суда, мы советуем вам доверить его опытному юристу, который не понаслышке знает что такое судебная автоэкспертиза, более того, сам составит ходатайство, учитывая обстоятельства дела. Но если вы уверены в своих силах и решите самостоятельно ходатайствовать об экспертизе авто, то вы должны знать, какие вопросы ставят эксперту при ее проведении. Мы приведем несколько примеров:
1В каком техническом состоянии находится транспортное средство, какие неисправности имеются, когда они возникли, связаны ли с ДТП, повлияла ли неисправность на возникновение ДТП, имелась ли причинно-следственная связь между ДТП и технической неисправностью?
2Какие работы по восстановительному ремонту транспортного средства необходимо произвести, какие детали заменить, какие материалы должны быть применены при ремонте?
3Как были взаимно расположены транспортные средства перед ДТП, траектория их движения, каков механизм развития ДТП, какова скорость движения автомобиля, имел ли водитель техническую возможность предотвратить столкновение, как должны были действовать водители в данной дорожной ситуации, какими пунктами правил дорожного движения руководствоваться?
4Каково состояние дорожного покрытия, имелись ли повреждения дороги, какие условия обзорности участников ДТП, способствовало ли состояние дороги возникновению ДТП?
Стоимость трасологической экспертизы автомобиля после ДТП
Конечно же, перед проведением подобной процедуры, водителю хочется знать на какую сумму придется раскошелиться, но законодатель не устанавливает определенную стоимость за экспертизу, в связи с чем, цена трасологической экспертизы при ДТП регулируется непосредственно экспертом, учитывая тип транспортного средства и степень его поврежденности, срочности вопроса. Единственное, что законодатель усмотрел это то, что в вопросе ценообразования не допускается формирование стоимости оценки от окончательной стоимости пострадавшего авто.
В завершении хочется еще раз выделить самое важное:
1Транпортно-трассологическая экспертиза устанавливает обстоятельства дела с помощью диагностики транспортного средства, следов асфальта, деталей и прочих частей.
2Криминалистическая экспертиза проводится для выявления и изучения следов преступления. Не путайте это понятие с несуществующим криминальная экспертиза.
3Техническая экспертиза проводится для того, чтобы установить обстоятельства ДТП и нанесенный вред, для того, чтобы отремонтировать машину или возместить ущерб.
4Каково состояние дорожного покрытия, имелись ли повреждения дороги, какие условия обзорности участников ДТП, способствовало ли состояние дороги возникновению ДТП?
Будьте внимательны на дороге и уважайте других участников движения, а если вы попали в дорожно-транспортное происшествие, то не теряйте времени и обратитесь к специалисту. Юрист будет сопровождать на каждом этапе разбирательств.
Юридическая консультация
Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди!
Дата обновления: 18 апреля 2017 г.
0 из 10
Проголосовало 0
Получила образование в Московском государственном университете. Прошла курс повышения квалификации при МГУ. Часто приглашается в качестве независимого эксперта при рассмотрении споров между двумя участниками дорожно-транспортных происшествий. Большой опыт в решении споров в сфере дорожного движения.
zakon-auto.ru
что устанавливает, ходатойство о назначении
Ничто не может полностью обезопасить от нестандартных ситуаций на дороге. Да, высокий уровень вождения, уверенность на дороге и соблюдение правил сильно снижают риск попасть в ДТП. Однако полностью от их вероятности не застрахован никто из участников дорожного движения. После каждого происшествия проводится расследование, чтобы установить виновника. Именно он должен будет нести ответственность и возмещать причиненный ущерб. Но что делать, если виновник ДТП не хочет возмещать причиненный ущерб? Именно в таких ситуациях прибегают к помощи автотехнической экспертизы.
Виды автотехнических экспертиз
Автотехническая экспертиза (АТЭ) – это очень обширное понятие, в которое входит множество разнообразных исследований.
Поэтому определено несколько критериев, по которым делятся автоэкспертизы.
Наиболее часто выделяют исследования:
- по типу и объекту изучения;
- по очерёдностипроведения;
- по лицам, выполняющим экспертизу.
Исследование технического состояния автотранспорта
Проводится экспертиза каждого автомобиля, принимавшего участие в ДТП, на предмет наличия неисправностей. По всем выявленным поломкам и дефектам эксперт делает заключение – были ли они до аварии или появились вследствие столкновения. Исследуется работоспособность коробки передач и других элементов авто.
Экспертиза обстоятельств автоаварии
Эксперт очень внимательно изучает сложившуюся перед столкновением автотранспорта дорожную ситуацию, чтобы определить степень вины всех участников происшествия. Для этого он устанавливает реальное техническое состояние машин и скорости движения обоих автомобилей на момент столкновения.
На основании обозначенной информации эксперт определяет причины возникновения опасной ситуации на автодороге и удаленность машин во время неё.
Также моделируются возможные сценарии дорожных происшествий с учетом действия и бездействия автомобилистов. Таким образом, эксперт даст ответ на вопрос: была ли у водителей возможность избежать ДТП.
Трасологическое исследование
Экспертиза следов проводится для того, чтобы восстановить события момента ДТП – движение автомобиля, его расположение по отношению к другим объектам до аварии и после.
Так как данное исследование не предполагает выезда на место ДТП, экспертиза автотехническая трасологическая проводится по фотографиям места происшествия и другим материалам, которые должны быть предоставлены.
Специалист не имеет права самостоятельно собирать документы, поэтому заказчик должен направить базу для исследований в полном объеме, а также определить конкретные вопросы с указанием точных данных по происшествию.
Оценка психологического состояния водителя
Задачей психологической экспертизы является установление эмоционального состояния водителя перед столкновением, во время его совершения и непосредственно после него.
Полученные данные могут существенно повлиять на ход расследования и его результат.
Если у нарушителя была возможность предотвратить столкновение, однако его психологическое состояние не позволило ему этого сделать, суд может учесть данный факт, как смягчающее обстоятельство. Однако не стоит забывать, что смягчение наказания в данном случае является правом судьи, а не обязанностью. Окончательное решение выносится на усмотрение суда.
В каких случаях необходима
Обращаться к экспертам для проведения автотехнической экспертизы может потребоваться в следующих ситуациях:
- авария произошла в результате поломки;
- транспортное средство получило ущерб по причине действия непреодолимой силы или по вине третьих лиц, не являющихся участниками дорожного движения;
- стороны не достигли согласия относительно суммы компенсации ущерба потерпевшему;
- виновный способен намеренно занижать сумму выплаты или не согласиться с выставленным счётом потерпевшей стороны;
- виновный ДТП не соглашается с решением судебной инстанции и намерен обжаловать вердикт судьи;
- страховая компания отказывается выплачивать полную сумму возмещения либо намеренно её занижает;
- повреждённый автомобиль является предметом залога в финансовых обязательствах;
- лицо несогласно с результатами проведённого ремонта транспортного средства и намеренно отстаивать права с последующим взысканием возмещения; страховая компания отказывается исполнять обязательства по договору.
В таких случаях без специальных мероприятий для установления истины в случившемся не обойтись.
Одним из способов восстановить хронологическую последовательность событий является автотехническая экспертиза.
Процедура проведения экспертизы
Процедура экспертизы проходит в нескольких этапов:
- участвующие стороны уведомляют о факте будущей экспертизы, времени и месте проведения таковой;
- проводится осмотр места аварии и пострадавшего в ДТП транспорта с целью дальнейшей экспертизы;
- собранные сведения анализируются, специалисты готовят результат экспертизы;
- уполномоченный эксперт составляет заключение по ДТП, предоставляемое заявителю.
Бесплатная круглосуточная поддержка юриста по телефону:
Мск +7 (499) 322-27-68, СПб +7 (812) 407-28-31 (звонок бесплатен)
Назначение и проведение автотехнической экспертизы
Автотехническая экспертиза по делам о дорожных автопроисшествиях назначается как на стадии их расследования, при проведении дознания и предварительного следствия, так и при рассмотрении этих дел в судах.
Правовые основы назначения и проведения автотехнических экспертиз при ДТП, регламентированы кодифицированным процессуальным законодательством соответствующих отраслей права – административным — КРФ об АП, уголовно- процессуальным — УПК РФ, гражданским процессуальным — ГПК РФ, арбитражным процессуальным — АПК РФ.
Кто проводит
Экспертизу может проводит частный специалист, так и экспертная компания. Образование и сертификация эксперта должны соответствовать требованиям, подтверждением чего является его включение в государственный реестр экспертов-техников.
Решение о профессиональной аттестации кандидатов принимается Межведомственной аттестационной комиссией для проведения профессиональной аттестации экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу ТС.
Выбор экспертной организации
Сотрудники экспертной организации или индивидуальный предприниматель должны быть аттестованы в качестве эксперта-техника Межведомственной аттестационной комиссией. В случае принятия решения о проведении технического исследования обстоятельств аварии необходимо первую очередь обратить внимание на аккредитацию специалиста.
Актуальный список аттестованных экспертов, включенных в государственный реестр, размещён на официальном сайте Минюста РФ в разделе «Деятельность в сфере судебной экспертизы”.
Сроки проведения
Время, которое необходимо затратить на экспертное исследование, главным образом зависит от объёма работ и их сложности. Законодательством временные границы для экспертизы не определены.
На проведение экспертизы уходит обычно от 3 до 5 суток, в сложных случаях расследование может идти и 15-30 дней.
Многие компании предлагают выполнение исследования в сокращённые сроки за дополнительную плату.
При проведении экспертизы конкретные сроки устанавливает судья. Они закрепляются в постановлении о проведении автоэкспертизы.
Стоимость вопроса и кто оплачивает
Цена любой экспертизы в каждом случае рассчитываются индивидуально на д
pozhalobam.ru
что устанавливает, как проводится, вопросы при назначении
Добрый день, друзья! Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое автотехническая экспертиза по материалам и делам о ДТП, для чего она проводится, какие цели и задачи ставятся при ее назначении.
Начиная наш разговор, хочется отметить, что при расследовании дорожно-транспортных происшествий, в большинстве случаев именно автотехническая экспертиза или «автотехника», как ее называют между собой профессиональные юристы, является ключевым, если не главным доказательством, определяющим судьбу дела. Причем, речь идет не только об уголовных делах о дорожно-транспортных происшествиях. Проведение автотехнических экспертиз широко практикуется и в административном и в гражданском судопроизводстве.
Для чего и в каких случаях проводится автотехническая экспертиза?
Как правило, «автотехнику» проводят в случаях, когда по делу возникает необходимость привлечения специальных познаний, которыми правоприменитель, будь то следователь или судья, не обладает. Например, водитель автомобиля, совершивший наезд на пешехода, утверждает в своих показаниях, что ехал со скоростью 40 км/ч, а свидетели заявляют, что машина двигалась гораздо быстрее. При этом, на месте ДТП был зафиксирован четкий след торможения. В этом случае имеются все основания для назначения автотехнической экспертизы, на разрешение которой необходимо поставить вопрос о скорости, с которой двигался автомобиль в момент начала образования тормозного пути. Экспертный вывод о скорости автомобиля, основанный на произведенных расчетах, будет более объективным доказательством, нежели показания участников и свидетелей ДТП.
Автотехнические экспертизы могут быть самыми разными. Различия между ними, в первую очередь, зависят от обстоятельств, которые требуется установить по тому или иному делу.
К наиболее распространенным видам экспертиз относятся следующие:
- Экспертиза на предмет исправности транспортного средства, его узлов, систем управления и агрегатов.
Экспертиза на предмет наличия причинной связи между нарушениями ПДД и дорожно-транспортным происшествием. В России, практически по всем уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 264 УК РФ, назначаются и проводятся автотехнические экспертизы на предмет соответствия действий участников ДТП правилам дорожного движения с технической точки зрения, а также наличия причинной связи между нарушением ПДД и происшествием. Дело в том, что далеко не каждое нарушение правил дорожного движения, допущенное водителем, является непосредственной причиной ДТП. Юридическая практика знает сотни случаев, когда пьяный водитель насмерть сбивает пешехода, внезапно выскочившего под колеса автомобиля, не имея возможности предотвратить трагедию. В данном случае, факт опьянения водителя не является обстоятельством, состоящим в причинной связи с ДТП и не может расцениваться, как нарушение ПДД, влекущее наступление уголовной ответственности. - Экспертиза по установлению скорости автомобиля, исходя из имеющихся факторов, позволяющих ее установить. На практике очень часто скорость определяется по тормозному пути автомобиля.
- Экспертиза развития механизма ДТП в целом, а также отдельных его фаз.
- Экспертиза конкретной дорожной ситуации с точки зрения технических аспектов. Например, в случае ДТП, в котором пешеход внезапно выбежал на дорогу и погиб под колесами ТС, экспертам может быть поставлен на разрешение вопрос о наличии, либо отсутствии у водителя машины технической возможности избежать наезда на пешехода в заданных дорожных условиях путем применения экстренного торможения в момент обнаружения опасности.
- Экспертная оценка повреждений на транспортных средствах, а также следов на месте аварии. К примеру, по имеющимся повреждениям на автомобилях эксперт может высказаться о том, под каким углом произошло соприкосновение автомобилей в момент аварии и многие другие нюансы происшествия. Часто это может иметь значение, если одна из сторон ДТП дает недостоверные показания, пытаясь ввести следствие или суд в заблуждение. Помимо этого, экспертизы определения механизма образования повреждений (дефектов) ТС часто востребованы в спорах со страховыми компаниями, которые всеми правдами и неправдами пытаются уклониться от выплаты страховки, либо занизить ее сумму.
Обозначенные выше примеры – это лишь наиболее часто встречающиеся виды экспертиз. В юридической практике бывают случаи назначения сложнейших комплексных экспертиз, в рамках которых исследуются и оцениваются десятки и даже сотни различных обстоятельств, факторов и деталей, которые прямо или косвенно относятся к дорожному происшествию. Сложные и объемные экспертизы, зачастую, проводятся в течение многих месяцев. Такая длительная и кропотливая работа необходима для того, что собрать воедино сложнейший «пазл» дорожно-транспортного происшествия воедино и дать ответ на главный вопрос – кто виноват?
Как назначается и проводится автотехническая экспертиза?
Здесь все зависит от правовой ситуации, которая требует проведения экспертизы. Например, если речь идет об уголовном судопроизводстве, то в этом случае экспертиза назначается путем вынесения следователем (судом) соответствующего постановления (определения). То же самое касается и производства по делу об административном правонарушении.
В ряде случаев автотехническая экспертиза не назначается, а проводится по частной инициативе заинтересованной стороны. Однако, здесь следует иметь в виду, что в ряде случаев такая экспертиза не может быть принята в качестве доказательства, т.к. получена не установленным процессуальным путем, а в частном порядке. В первую очередь, этот касается уголовного судопроизводства.
По результатам проведения автотехнической экспертизы выдается соответствующее заключение, которое приобщается к уголовному делу. Важность этого документа по ряду дел трудно переоценить. Ведь, как показывает юридическая практика, для многих правоприменителей, то бишь следователей, прокуроров и судей, выводы автотехнической экспертизы по делу являются истиной в последней инстанции, предопределяющей итоговый вывод по делу.
Поэтому, друзья, если по вашему делу возникают трудности, требующие разрешения с помощью автотехнической экспертизы, не пренебрегайте помощью профессиональных юристов. Зачастую, от грамотно поставленных на разрешение эксперта вопросов, целиком зависит судьба всего дела.
На этом все, удачи на дорогах!
autopravoved.ru