Воскресенье , 22 декабря 2024
Бизнес советы / Задачи транспортной логистики кратко – Транспортная логистика: понятие, виды транспорта, типы перевозок

Задачи транспортной логистики кратко – Транспортная логистика: понятие, виды транспорта, типы перевозок

Содержание

задачи, проблемы, сущность :: BusinessMan.ru

Термин «транспортная логистика» введен на первом в этой сфере деятельности Европейском Конгрессе, состоявшемся в Берлине в 1974 г. Здесь же было дано и определение данного понятия. Согласно документам, принятым на Конгрессе, транспортная логистика является наукой, осуществляющей планирование, управление, а также контроль над движением информационных, финансовых и материальных ресурсов, которые являются звеньями различных систем.

Актуальность темы

Существующие проблемы транспортной логистики требуют решения в связи с постоянной необходимостью в существовании каналов снабжения сырьем и полуфабрикатами, а также распределения произведенной продукции.

Наиболее ответственным вопросом при этом является принятие решения об определении пути движения товара. Это самая острая проблема, с которой приходится сталкиваться при доставке продукции на рынок сбыта. Актуальность данного вопроса подтверждается тем, что практически половина всех произведенных на логистику затрат приходится на транспортные издержки.

Распространенность

Транспортная логистика не ограничивается рамками одного государства. На сегодняшний день она пересекла границы многих стран. Так, в Европе, в пределах ЕЭС, созданы и работают трансконтинентальные системы транспортной логистики. Существуют подобные разработки и межнационального типа. Примером тому может послужить логистическая система объединенного европейского пространства.

При этом в транспортной политике стран ЕЭС данный вид коммуникаций является структурно-технологической частью экономики не только каждого отдельного государства. Он распространяется на все сообщество в целом. Это связано с тем, что транспортная логистика высококачественно и эффективно удовлетворяет существующие потребности в перевозках. При этом она ставит на первый план задачу доставки в точно оговоренные сроки.

Основное понятие и сущность логистики

Данный термин имеет множество разнообразных трактовок. В ряде определений логистики имеет место ее оперативно-финансовый аспект. При этом считается, что данная наука связана с той деятельностью в хозяйственном обороте, которая происходит с момента внесения поставщику требуемой суммы по договору поставки, до того времени, когда потребитель оплатит счета за перевозку ему груза.

Конечно, данное выше определение логистики вполне справедливо. Однако оно не учитывает один из важнейших аспектов данной дисциплины, касающийся ее возможности оказывать влияние на стратегию компании и на ее конечные цели, связанные с влиянием на рынке.

Эта сущность транспортной логистики находит свое отражение в определениях, указывающих на управленческий и экономический аспект данного термина.

Различают:

  • закупочную логистику, связанную с обеспечением производственных процессов различными ресурсами;
  • производственную логистику;
  • сбытовую или маркетинговую;
  • транспортную, являющуюся составной частью каждого из вышеперечисленных видов.

Основы транспортной логистики рассматриваются с учетом существующего информационного потока, который включает в себя сбор данных о товаре, его обработке и передаче. Однако полученные данные не являются конечной целью данной дисциплины. Они требуют обработки, в результате которой выдается готовая информация. Таким образом, в логистике имеет место определенная подсистема, называемая компьютерной. Она является основой всех дальнейших разработок. Управление транспортной логистикой при этом осуществляется в виде выбора лучшего решения из всех имеющихся.

Основной функцией работ по определению схем передвижения грузов является доставка продукции с помощью автомобильного, железнодорожного или иного средства по определенной технологии. Данные поставки включают в себя экспедирование и грузопереработку, упаковку и страхование рисков, передачу прав на груз и таможенные процедуры и т. д.

Все транспортные предприятия, работающие в условиях развивающейся рыночной экономики, должны быть настроены на получение весомого экономического результата в рамках логистической цепи. Для решения данной задачи имеются различные факторы, такие как:

  • усиление конкурентной борьбы между различными видами подвижного состава и предприятиями;
  • сформировавшийся рынок, на котором оказываются транспортные услуги;
  • повышение требования к качеству и тарифам со стороны потребителей и т. д.

Весь процесс транспортной логистики включает в себя множество звеньев. Начинается он с поставщиков материалов и сырья, охватывает различных посредников и заканчивается потребителями перевозимых грузов. При этом возникает единая технологическая цепь, в которой транспорт служит частью единого экономического процесса.

Перемещение грузов

Изменение местонахождения готовой продукции, а также сырья и материалов должно происходить с учетом принципа экономичности, который подразумевает сокращение временных и стоимостных затрат. Перемещение грузов должно быть выгодно в финансовом плане, так как на это затрачиваются время и деньги.

Транспортная логистика должна строиться на концепциях сокращения запасов как на складах, так и в пути, ведь они «связывают капитал», ограничивая использование товарных и материальных ресурсов. При этом значительно возрастает значимость временного фактора.

Транспортировка грузов невозможна и без финансовых ресурсов. Они находят выражение во внутренних расходах на перевозку собственным подвижным составом. Вложение финансовых ресурсов осуществляется и на аренду общественного или коммерческого транспорта. В данном случае речь идет о внешних расходах.

Таким образом, перемещение грузов является той функцией транспортировки, которая определяет главную цель всего процесса. При этом доставка товаров к месту назначения должна происходить максимально быстро, с меньшими финансовыми затратами и с минимальным ущербом для экологии.

При разработке логистической схемы необходимо также сводить к минимуму порчу и потерю грузов. Одновременно с этим должны выполняться требования заказчиков о своевременности доставки и предоставлении информации о нахождениях товара в пути.

Хранение грузов

Это одна из функций транспортировки, необходимая для экономии денежных средств на повторную перегрузку и выгрузку. Также ее использование необходимо при недостаточных объемах складских помещений или изменениях ранее разработанных маршрутов следования. Однако стоит иметь в виду, что данная процедура увеличивает время нахождения груза в пути. Разумеется, использовать транспортные средства для хранения грузов недешево. Однако такой прием порой вполне оправдан с точки зрения общих затрат.

Разновидность подвижного состава

Значительная часть движения материальных потоков от первичного места нахождения сырья до конечного потребителя ресурса осуществляется при участии разнообразных транспортных средств. Затраты на эти операции находятся в пределах пятидесяти процентов от всех расходов на логистику. Выделяются такие группы транспорта:

  1. Общего пользования. Этот транспорт обслуживает население и сферу обращения, входя в ту отрасль народного хозяйства, которая призвана удовлетворять потребности всех имеющихся в государстве экономических сфер. Транспортом общего пользования считается водный, железнодорожный, трубопроводный и автомобильный подвижной состав.
  2. Необщего пользования. Это группа, в которую входит внутрипроизводственный транспорт, а также тот подвижной состав, который является собственностью нетранспортных хозяйств. Такие средства необщего пользования являются частью производственных систем и должны быть органично в них вписаны. Следовательно, в задачи транспортной логистики на предприятии входит организация работы такого подвижного состава. При этом разработанная схема должна быть «подвязана» к решению производственных вопросов, касающихся закупок и распределения.

Задачи, решаемые транспортной логистикой

При разработке схемы доставки товара необходимо учесть множество факторов. Что же входит в основные задачи транспортной логистики? Разработка схемы перемещения грузов осуществляется при:

  • выборе того или иного вида транспортных средств;
  • совместном планировании доставки груза с производственным и складским процессом;
  • определении наиболее рациональных маршрутов доставки;
  • обеспечении единства транспортно-складского процесса;
  • совместном планировании перевозок на различных видах подвижного состава.

Порой в транспортной логистике приходится решать специфические задачи. Они возникают в тех случаях, когда объемы работ по перевозке грузов выделяются в самостоятельный массив. Это происходит при функционировании транспорта общего пользования, а порой и необщего назначения. В таком случае перевозки выделяются в одну большую и самостоятельную сферу.

К таким специфическим задачам относятся:

  • создание транспортных цепей и коридоров, входящих в единую систему;
  • планирование совместных процессов при смешанных перевозках;
  • соблюдение единства транспортного и складского процессов;
  • выбор наиболее целесообразного транспортного средства;
  • определение максимально рациональных маршрутов.

Основной принцип логистики

При разработке маршрутов грузоперевозок происходит соединение технических, экономических и технологических сфер деятельности хозяйствующих субъектов. Зная основы транспортной логистики, можно решить непростые задачи и достичь сложнейших целей. При этом имеется гарантия непрерывности технологических и экономических процессов. Одновременно логистическая система придерживается своего главного принципа, который заключается в приведении к минимуму транспортировочных расходов.

Самым эффективным способом, позволяющим достичь финансовой экономии, является увеличение дальности и объемов грузоперевозки. Снижение денежных затрат за счет первого фактора происходит в связи с тем, что на больших маршрутах единица расстояния несколько дешевле в части использования подвижного состава. И все это должна учесть транспортная логистика. Пример такого подхода можно привести достаточно простой. Так, доставка одной партии товара на 2000 км обойдется значительно дешевле, чем грузоперевозки двух партий на 1000 км. Что касается объема товара, то его большие значения снижают затраты на перевозку единицы. Причем для этого понадобятся более мощные транспортные средства (железнодорожные или водные). Их использование дешевле, чем воздушных или автомобильных.

Выбор транспорта

Поиск подходящего подвижного состава не может не учитывать описанный выше принцип логистической системы. Транспортировка товара должна максимально приближаться к каждому из них, но не стоит забывать в то же время и о предпочтениях заказчика.

Расходы на подвижной состав следует рассчитать так, чтобы они были оптимальными. Это позволит снизить стоимость общих издержек логистической системы. Достигнуть такого положения дел можно при установлении равенства между качеством грузоперевозки и расходами на используемый подвижной состав.

Выбор транспортного средства должен опираться на его соответствие определенным критериям. При этом необходима аренда такого подвижного состава, который обладал бы набором определенных свойств. Критериев для выбора того или иного транспортного средства существует множество. Однако самыми популярными из них являются:

  • вместимость;
  • грузоподъемность;
  • возможность сохранности продукции;
  • экономия финансовых вложений на перевозках.

При этом при составлении логистических схем должны решаться и другие задачи. В их перечень входит создание, а также поддержание необходимого уровня запасов, выбор упаковочного материала и т. д.

Организация транспортной логистики начинается с подбора информации о характерных особенностях того или иного подвижного состава. Так, основным преимуществом автомобильного транспорта является его высокая маневренность. Использование этого средства перемещения позволяет производить доставку груза с максимально высокой степенью точности и «от дверей до дверей». При помощи данного вида транспорта обеспечивается регулярность поставок, возникают менее жесткие требования к качеству упаковки товара. К недостаткам автомобильных перевозок можно отнести их высокую себестоимость, срочность разгрузки, вероятность хищения груза, малую грузоподъемность и риск угона.

При помощи железнодорожного транспорта товар можно возить различными партиями при любых погодных условиях. Этот подвижной состав для логистической схемы подбирается в том случае, когда груз нужно доставлять регулярно и на большие расстояния. При этом железнодорожный транспорт отличается сравнительно низкой себестоимостью и возможностью эффективной организации погрузочно-разгрузочных работ.

Какой подвижной состав логистика предпочитает выбирать для международных перевозок? Для них наиболее подходящим является морской транспорт. Он обладает низкими грузовыми тарифами и достаточно высокой провозной способностью. К недостаткам морского транспорта можно отнести его очень низкую скорость, нерегулярность отправок, а также жесткие требования, предъявляемые к упаковке и креплению грузов.

При разработке логистической схемы могут быть использованы и воздушные суда. Они позволят доставить груз с высокой скоростью в самые удаленные районы. Однако стоимость таких перевозок достаточно высока и зависит от сложившихся метеоусловий.

Нередко из всех видов транспорта логистика выбирает внутренний водный. Это самый дешевый подвижной состав, который используется для перевозки грузов. Однако выбор на водный транспорт падает только тогда, когда не требуется высокая скорость доставки товара, и склад потребителя находится вблизи существующих водных путей.

Основные задачи в производственной сфере

Транспортная логистика на предприятии решает ряд проблем, связанных с его бесперебойным функционированием. При этом работа ведется над задачами, в которые входят:

  1. Разработка транспортных сетей и коридоров. Первый вид маршрутов связан с перевозкой грузов между различными населенными пунктами одного района или регионами в масштабе страны. Транспортные коридоры – это сгруппированные определенным образом транспортные сети.
  2. Выбор склада. Это не менее важная задача. Транспортно-складская логистика определяет точки, где можно будет поместить груз по разработанному маршруту его перемещения. К примеру, это может быть доставка до склада предприятия после проведения таможенных операций.
  3. Выбор вида подвижного состава. Решение данной задачи невозможно без взаимосвязи с такими факторами, как уровень запасов, выбор упаковки и т. д. Оптимальное транспортное средство для той или иной перевозки выбирается исходя из анализа характеристик существующего подвижного состава. При разработке логистической схемы затраты на перевозку должны быть минимизированы. Данный фактор оказывает существенное влияние и на выбор субподрядчиков, с которыми обеспечивается сотрудничество на каждом этапе транспортировки.
  4. Определение оптимальных маршрутов доставки. Пути грузоперевозок определяются логистами предприятия с учетом решения всех вышеперечисленных задач. При этом должны быть выполнены условия безопасности и скорости.

Дальнейшие пути развития

Без преувеличения можно сказать, что логистика служит великолепной предпосылкой к экономическому росту всех государств на нашей планете. В Европе и США затраты на разработку транспортных схем находятся в пределах 7,8% и 8,6% от ВВП соответственно.

Рынок логистических услуг на Западе сформировался еще в 90-е годы прошлого столетия. При этом специалисты отмечают его ежегодный рост на 16-22%. Наибольшее развитие транспортной логистики фиксируется в США. Так, в 2004 г. емкость данного рынка составила 89,4 млрд. долларов. В этом сегменте лидерство принадлежит экспедиторам, организующим международные грузоперевозки.

Совершенствование транспортной логистики в России происходит не такими бурными темпами. Наша страна начала испытывать необходимость в данном сегменте только в период перехода к рыночной экономике. Однако на развитии логистических услуг, как и многих других нововведений, сказываются политическая обстановка, уровень технологического развития и многие другие факторы.

На сегодняшний день, несмотря на многочисленные проблемы и трудности, в России существуют определенные предпосылки, которые способствуют развитию логистических цепей. Одни из них – научно-технические, выражающиеся в начавшейся подготовке квалифицированных специалистов. Для развития логистики имеются и технические предпосылки. Это технологические объекты территориальных, отраслевых и ведомственных систем снабжения и сбыта продукции.

Эти предпосылки закладывают фундамент для создания и укрепления логистического стержня, который способствовал бы управлению всеми сферами экономики и управления в целом.

businessman.ru

Транспортная логистика: сущность и задачи

Сущность транспортной логистики

Определение 1

Транспортная логистика – это раздел теории логистики и функциональная область логистической деятельности, включающая задачи управления материальным потоком на этапе транспортировки.

Транспортная логистика является сквозной для базовых функциональных областей логистической системы – снабжения, производства, распределения.

В сфере снабжения транспортная логистика решает задачи организации перемещения сырья и материалов от поставщиков на предприятия. В производственных системах на основе методов транспортной логистики оптимизируются потоки материалов и деталей в рамках технологического цикла изготовления продукции. В системе распределения транспортная логистика охватывает комплекс задач рациональной организации перемещения готовой продукции от мест производства к местам сбыта через ряд промежуточных звеньев .

Вопросы рациональной организации транспортировки стоят перед человечеством давно, первые попытки оптимизировать процесс перемещения грузов предпринимались еще на заре цивилизации. Вместе с тем транспортной логистикой эту деятельность начали называть только во второй половине $XX$ века.

Отличительными особенностями транспортной логистики в сравнении с традиционной деятельностью по реализации перевозки являются следующие аспекты:

  • транспортная логистика оптимизирует не отдельный процесс перевозки груза конкретным видом транспорта, а всю цепь доставки продукции от продавца покупателю разными видами транспорта;
  • транспортная логистика ставит целью повышение экономической эффективности не отдельных звеньев транспортной цепи (перевозчиков, экспедиторов, терминалов), а всей системы доставки в целом на основе согласования экономических интересов звеньев и совместного планирования;
  • транспортная логистика ставит целью оптимизировать не только материальный поток, но и сопутствующие потоки информации и финансов, возникающие в процессе транспортировки;
  • транспортная логистика осуществляет планирование перевозочного процесса доставки согласовано со складским и производственным.

Таким образом, спецификой транспортной логистики является системный подход к решению задач перемещения грузов, а ключевой целью – минимизация логистических издержек в себестоимости готового продукта.

Задачи транспортной логистики

Задачами транспортной логистики являются:

  • формирование транспортных систем, в том числе транспортных коридоров и транспортных цепей;
  • реализация совместного планирования транспортного процесса со складским и производственным;
  • реализация технологического единства транспортно-складского процесса;
  • определение рациональных маршрутов доставки груза;
  • разработка рациональных схем транспортировки с участием нескольких видов транспорта;
  • выбор оптимальных укрупненных грузовых единиц;
  • выбор вида транспортного средства;
  • выбор подвижного состава для реализации перевозки;
  • организация рациональных информационных потоков в процессе транспортировки;
  • обеспечение технической и технологической сопряженности звеньев транспортной цепи;
  • согласование экономических интересов участников процесса транспортировки и совместное планирование их деятельности.

Замечание 1

Из перечисленных задач ключевыми являются обеспечение сопряженности, единства, взаимодействия и координации всех звеньев транспортно-логистической цепи. Данная задача отражает специфику транспортной логистики, как инструмента реализации системного подхода.

spravochnick.ru

Транспортная логистика. Принципы и функции

Транспорт – это своеобразный связывающий элемент, который находится между самими звеньями великой логистики и большая часть операций по доставке груза осуществляется с помощью него. Это привело к возникновению отдельной отрасли в системе логистики – так называемой транспортной логистики – перемещение заказанного товара за требуемое время, оптимальным маршрутом в нужную точку с минимальными денежными затратами.

Транспортная логистика в целом охватывает три основных области:

  • контроль над операциями с товаром, возникающими на маршруте следования груза, с применением различных средств коммуникации и новейших информационных технологий;
  • процесс организации и планирования доставки груза с минимальными финансовыми расходами;
  • предоставление необходимой информации для товаровладельца.

Транспорт, как неотъемлемая часть логистики, потребляет около пятидесяти процентов всех затрат, выделенных на логистику. Он участвует во многих логистических процессах, поэтому требует согласованности между всеми участниками транспортного процесса. Давайте рассмотрим основные задачи транспортной логистики:
  • согласование транспортно-складского процесса;
  • создание рабочих систем транспортировки товаров;
  • выбор нужноготипа и вида транспорта;
  • определение оптимальных по времени и затратам маршрутов доставки товара;

Для успешного решения вышеописанных задач, необходимо соблюдать основные принципы транспортной логистики: требуемый грузнужного качества необходимо перевозить малейшими затратами, и должен он прибыть к заказчику в установленное время и в должном объеме.

С развитием системы логистики, роль транспорта в этой системе значительно меняется. В наше время транспортное обслуживание определяется оптимальным соотношением прибыли и расходов с учетом пожеланий отправителя и (или) получателя.

Транспортировка может быть внутренней и внешней, все зависит от варианта ее использования. Данные виды транспортировки связаны между собой и составляют общую систему транспортного типа.

Таким образом, транспорт становится основной частью процесса транспортирования товара. В этой системе функции транспортной логистики заключаются в успешном процессе хранении и перемещении груза. Этот процесс должен быть выгоден как во временном варианте, так м и в экономическом. В случае экономии финансов на повторной погрузке и выгрузке товара используется функция хранения груза, при этом необходимо учесть увеличение времени, необходимое на доставку товара к потребителю.

Выделение транспорта в отдельную область логистики способствовали такие факторы:

  • наличие огромного числа экспедиционных предприятий, которые играют основную роль в процессе оптимальной доставки груза;
  • способность транспорта создавать устойчивую, надежную и стабильную систему реализации товара;
  • высокая цена транспортирования, которая в отдельных случаях может достигать пятидесяти процентов от общих логических затрат на доставку груза;
  • решение большого количества транспортных проблем.

Логистика – это соединенная в одно целое: экономика, технологии и современная техника. Задача транспортной логистики это вообще отдельный сложный процесс. Среди задач и целей можно отметить обеспечение технологического и экономического характера.

Технологическое единство достигается путем использования единой технологии транспортировки.

Экономическое единство – это построение тарифной системы по результатам исследования конъюнктуры рынка.

Техническое единство подразумевает согласованность всех характеристик транспортной системы, как в межвидовом резерве, так и внутри отдельных видов.

Основным принципом логистики является сведение расходов к минимуму. На транспорте экономии можно добиться за счет дальности и масштабов перевозки груза.

Экономия финансов за счет дальности перевозимого расстояния достигается тем, что при увеличении маршрута уменьшается стоимость использования транспорта при расчете на единицу расстояния. Например, транспортировка одного товара на 1 000 километров выйдет дешевле, чем транспортировка двух товаров (или товаров того же веса) на 500 километров.

Экономия денежных средств за счет масштабности перевозимого товара достигается тем фактом, что чем больше груз, тем меньшие расходы на единицу товара (веса), или же, использование мощных видов транспорта (водный или железнодорожный), будет дешевле, чем использование воздушного или автомобильного транспорта.

Вышеизложенные принципы нужно брать во внимание при поиске альтернативных видов транспортирования. Следует добиваться максимальной дальности перевозки и максимальной загруженности транспортных средств, учитывая также все пожелания заказчика.

Оптимальность транспортных издержек должна быть такова, чтобы совокупность всех логистических издержек была минимальной. Это можно достичь путем установления равновесия между качеством доставки и транспортных расходов.

При составлении модели транспортного обслуживания необходимо учитывать график доставки товара и маршрут движения транспорта. Создание оптимального маршрута позволит точно вычислить количество транспортных средств, которые необходимы для успешной перевозки груза. При определении и соблюдении сроков доставки и выбранных маршрутов, можно сэкономить запасы потребителя в несколько раз.

Этого можно достичь при соблюдении таких операций:

  • составление карты размещения потребителей;
  • прогнозирование необходимого количества товаров и объема перевозок;
  • передача информации о заказчиках;
  • составление графиков поставки товара по времени;
  • фиктивная работа;
  • выбор подвижного состава;
  • составление оптимальных маршрутов.

Основой транспортной логистики являются именно транспортные средства, они обязаны соответствовать заявленным требованиям и владеть определенными свойствами. Транспорт должен обладать такой способностью: в соответствии с небольшими запасами продукции пользователя, через небольшие интервалы времени перевозить необходимые партии грузов на установленные расстояния. Самым популярным и основным критерием при выборе типа перевозки считается максимальное использование их грузоподъемности и вместимости, сохранность грузов, а также уменьшение финансовых затрат на саму перевозку.

Автор: Артём Богданов

cargolink.ru

3. Функции и задачи транспортной логистики

Основная функция транспортной логистики состоит в создании общей системы, позволяющей оптимизировать процесс перевозок. Для выполнения данной задачи требуется обеспечить участников процесса техническим и технологическим соответствием, используя при этом единые системы планирования, а также согласовать экономические интересы всех сторон.

Менее глобальные, но от этого не менее важные функции транспортной логистики заключаются в следующем.

Во-первых, это решение всех вопросов, связанных с планированием, организацией и выполнением перевозки товара от места, где его изготовили, до пункта назначения. Сюда же относится и оказание различных дополнительных услуг.

Во-вторых, это оформление всех необходимых документов, кроме того, юридическое сопровождение, различные финансовые, страховые и таможенные услуги, информационное обеспечение.

В-третьих, это регулировка объемов партий товара, организация всех разгрузочно-погрузочных работ, в том числе и упаковки, расфасовки, складирования.

Вот перечень главных задач транспортной логистики:

• Определение вида транспорта для перевозки груза

• Планирование процесса транспортировки совместно со складскими процессами

• При смешанном виде перевозок-планирование процессов транспортировки на разных видах транспортных средств

• Создание технологического согласия транспортно-складских процессов

• Построение оптимальных маршрутов доставки.

Главная функция транспортной логистики-это создание различных систем для оптимизации транспортировочных процессов, а также улучшение обеспечения в экспедиционной и транспортной сфере.

В логистике существуют такие принципы, которые являются основой:

• экономия, которая зависит от масштаба и дальности дороги, по которой проводится перевозка груза. В таких случаях расходы, которые появляются при перевозке-минимальны

• концентрация грузопотоков на всех путях в целом и в отдельных направлениях, а также отказ от использования экономически не выгодных каналов

• доставка товаров «точно в срок», которая зависит от уровня технологического производственно–транспортного процесса, потребления и производства, а также от разработки и реализации едино действующего процесса деятельности.

4. Фактор влияющие на выбор вида транспорта

  1. Выделяют шесть факторов, влияющих на выбор вида транспорта:

  2. время доставки,

  3. частота отправлений груза,

  4. надежность соблюдения графика доставки,

  5. способность перевозить разные грузы,

  6. способность доставить груз в любую точку территории,

  7. стоимость перевозки.

Экспертная оценка значимости этих факторов показывает, что при выборе транспортного средства в первую очередь принимают во внимание: надежность соблюдения графика доставки; время доставки; стоимость перевозки. Правильность сделанного выбора должна быть подтверждена технико-экономическими расчетами.

5. Достоинства и недостатки различных видов транспорта

Преимущества и недостатки различных видов транспорта

Транспортная доставка грузов может осуществляться воздушным, морским или речным, автомобильным способом. Каждый вид транспорта имеет свои преимущества и недостатки. На выбор того или иного метода перевозки влияют характеристики груза, сроки доставки, цены на грузоперевозки.

Перевозка грузов морским транспортом имеет огромное значение в межконтинентальном сообщении. С его помощью развиваются и укрепляются внешнеэкономические связи между различными государствами. Основное преимущество морского транспорта в его огромной грузоподъемности и вместительности. Современные суда могут одновременно доставлять разнообразные по физико-химическим свойствам грузы: наливные, насыпные, колесная техника, крупногабаритные, грузы, являющиеся стратегическими для некоторых стран (нефть, сырье и т.д.). При перевозке на дальнее расстояние такой способ транспортировки становится самым дешевым. Однако он наиболее сильно зависим от погодных условий и обладает низкой скоростью. Кроме того, водный транспорт требует привлечения других транспортных средств (автомобили, поезда), повышенные требования предъявляются к таре и упаковке грузов.

Перевозка грузов воздушным транспортом позволяет осуществить доставку за максимально короткий срок и даже в самые труднодоступные точки мира. К недостаткам относится зависимость от погодных условий и высокая стоимость перевозок. Высокая степень безопасности и сохранности груза делает авиа доставку идеальной в экспресс грузоперевозках срочных, дорогостоящих, ценных, скоропортящихся грузов.

Транспортные железнодорожные перевозки позволяют осуществлять регулярную транспортировку больших партий грузов по низким тарифам. Перевозки осуществляются круглогодично. Грузовые вагоны обеспечивают высокую степень сохранности грузов. Однако риски повышаются по причине большого количества перегрузов. Существенным недостатком также является низкая скорость перемещения, поскольку грузовые составы вынуждены длительное время простаивать, чтобы пропустить пассажирские поезда. Кроме того, в некоторые районы груз невозможно доставить исключительно по железной дороге и перевозка становится мультимодальной.

Для перевозки на короткое расстояние самым удобным является автомобильный транспорт, обладающий отличной маневренностью и способностью доставки «от двери к двери» за небольшой промежуток времени. Большой выбор современных автомобилей различной грузоподъемности позволяет регулярно доставлять как малогабаритные, так и тяжелые и негабаритные грузы. Менее жесткие требования предъявляются к упаковке. Важным преимуществом является 1то, что процесс перевозки возможно контролировать, поскольку автомобили оснащены системой навигации и рациями для связи с диспетчером. Стоимость грузовых перевозок автомобильным транспортом достаточно высока. К другим недостаткам также можно отнести срочность разгрузки, возможность хищения груза или угона автотранспорта.

studfiles.net

25. Сущность и задачи транспортной логистики

Транспорт – это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. Транспорт относится к сфере производства материальных услуг (рис. 53).

Затраты на выполнение транспортных операций составляют до 50 % от суммы общих затрат на логистику.

Транспорт состоит из двух подсистем:

1. Транспорт общего пользования – отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности в перевозках грузов и пассажиров. Его часто называют магистральным — железнодорожный, водный, автомобильный, воздушный транспорт и транспорт трубопроводный.

2. Транспорт необщего пользования – внутрипроизводственный транспорт, транспортные средства, принадлежащие нетранспортным предприятиям, является составной частью производственных систем.

Единая функция управления сквозным материальным потоком отсутствует. Согласованность звеньев в вопросах движения информации и финансов низкая, так как координировать действия некому.

Наличие единого оператора перевозочного процесса создает возможность проектировать сквозной материальный поток, добиваться заданных параметров на выходе.

Таблица 14

Сравнительная характеристика смешанной перевозки и интермодальной перевозки

Смешанная перевозка

Интермодальная перевозка

Два и более видов транспорта

Два и более видов транспорта ч

Отсутствие единого оператора процесса перевозки

Наличие единого оператора процесса перевозки

Несколько транспортных документов

Единый транспортный документ

Отсутствие единой тарифной ставки фрахта

Единая тарифная ставка фрахта

Последовательная схема взаимодействия участников

Последовательно – центральная схема взаимодействия участников

Разрозненная и в результате пониженная ответственность за груз

Единая и в результате высокая ответственность за груз

Результат: низкая вероятность выполнения «шести правил логистики»

Результат: высокая вероятность выполнения «шести правил логистики»

К задачам транспортной логистики относятся:

♦ обеспечение технической и технологической сопряженности участников транспортного процесса

♦ согласование их экономических интересов,

♦ использование единых систем планирования.

♦ создание транспортных систем и коридоров;

♦ обеспечение технологического единства транспортно – складского процесса;

♦ планирование транспортного процесса со складским и производственным;

♦ выбор транспортного средства;

♦ определение рациональных маршрутов доставки.

26. Выбор вида транспортного средства

Основой выбора вида транспорта служит информация об особенностях видов транспорта.

1. Автомобильный транспорт. используется для перевозок на короткие расстояния. Одно из преимуществ – высокая маневренность, груз может доставляться «от дверей до дверей», регулярность поставки, возможность поставки малыми партиями, менее жесткие требования к упаковке товара.

недостатком автомобильного транспорта является высокая себестоимость перевозок, срочность разгрузки, возможность хищения груза и угона автотранспорта, малая грузоподъемность, экологически неблагоприятен.

2. Железнодорожный транспорт — приспособлен для перевозки различных партий грузов при любых погодных условиях, возможность быстрой доставки груза на большие расстояния. Перевозки регулярны, эффективная организация погрузочно – разгрузочных работ, невысокая себестоимость перевозки.

К недостаткам железнодорожного транспорта относят ограниченное количество перевозчиков, низкая возможность доставки к пунктам потребления.

3. Морской транспорт — крупный перевозчик в международных перевозках. Преимущества – низкие грузовые тарифы и высокая провозная способность.

К недостаткам морского транспорта относят низкую скорость, жесткие требования к упаковке и креплению грузов, малую частоту отправок, зависит от погодных условий, требует создания сложной инфраструктуры.

4. Внутренний водный транспорт. Достоинство — низкие грузовые тарифы.

К недостаткам внутреннего водного транспорта относят малую скорость доставки, низкую доступность, неравномерность глубин и меняющиеся навигационные условия.

5. Воздушный транспорт. преимущества – наивысшая скорость, возможность достижения отдаленных районов, высокая сохранность грузов.

К недостаткам относят высокие тарифы и зависимость от метеоусловий.

Таблица 15

Оценка различных видов транспорта в разрезе основных факторов, влияющих на выбор вида транспорта

Вид транспорта

Факторы, влияющие на выбор вида транспорта

время доставки

частота отправлений

надежность соблюдения графика доставки груза

способность перевозить разные грузы

способность доставить груз в любую точку территории

стоимость перевозки

Железнодорожный

3

4

3

2

2

3

Водный

4

5

4

1

4

1

Автомобильный

2

2

2

3

1

4

Трубопроводный

5

1

1

5

5

2

Воздушный

1

3

5

4

3

5

При выборе транспорта в первую очередь принимают во внимание следующие факторы:

♦ надежность соблюдения графика доставки;

♦ время доставки;

♦ стоимость перевозки.

studfiles.net

8. Транспортная логистика

49

Для реализации принимается тот вариант системы распределения, который обеспечивает минимальное значение приведенных (годовых) затрат.

8.1.Сущность и задачи транспортной логистики

Транспорт – это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. В структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства материальных услуг.

Значительная часть логистических операций на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребления осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций составляют до 50% от суммы общих затрат на логистику.

Транспорт представляют как систему, состоящую из двух подсистем: транспорт общего пользования и транспорт необщего пользования.

Транспорт общего пользования — отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности всех отраслей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров. Транспорт общего пользования обслуживает сферу обращения и население. Его часто называют магистральным (магистраль — основная, главная линия в какой-нибудь системе, в данном случае — в системе путей сообщения). Понятие транспорта общего пользования охватывает железнодорожный транспорт, водный транспорт (морской и речной), автомобильный, воздушный транспорт и транспорт трубопроводный.

Транспорт необщего пользования — внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным предприятиям, является, как правило, составной частью какихлибо производственных систем.

Транспорт органично вписывается в производственные и торговые процессы. Поэтому транспортная составляющая участвует во множестве задач логистики. Вместе с тем существует достаточно самостоятельная транспортная область логистики, в которой многоаспектная согласованность между участниками транспортного процесса может рассматриваться вне прямой связи с сопряженными производственно-складскими участками движения материального потока.

К задачам транспортной логистики в первую очередь относят задачи, решение которых усиливает согласованность действий непосредственных участников транспортного процесса. Актуальность в решении таких задач возникает в случае, когда объемы транспортной работы выделяются в большой самостоятельный массив (например, при функционировании транспорта общего пользования, а также в ряде случаев транспорта необщего пользования).

50

Специфику логистического подхода к организации транспортных процессов поясним на примере взаимодействия звеньев транспортной цепи в случае смешанной перевозки.

При традиционной организации перевозки с участием нескольких видов транспорта единая функция управления сквозным материальным потоком отсутствует. Согласованность звеньев в вопросах продвижения информации и финансов объективно низка, так как координировать их действия некому.

Принципиально иной является логистическая организация смешанной перевозки. Наличие единого оператора сквозного перевозочного процесса создает принципиальную возможность проектировать сквозной материальный поток, добиваться заданных параметров на выходе.

Сравнительная характеристика традиционного и логистического подходов к организации смешанных перевозок приведена в табл. 6.

Т а б л и ц а 6

Сравнительная характеристика смешанной перевозки и интермодальной перевозки

Смешанная перевозка

Интермодальная перевозка

Два и более видов транспорта

Два и более видов транспорта

Отсутствие единого оператора процесса

Наличие единого оператора процесса

перевозки

перевозки

Несколько транспортных документов

Единый транспортный документ

Отсутствие единой тарифной ставки фрах-

Единая тарифная ставка фрахта

та

 

Последовательная схема взаимодействия

Последовательно-центральная схема

участников .

взаимодействия участников

Разрозненная и в результате пониженная

Единая и в результате высокая ответст-

ответственность за груз

венность за груз

Результат: низкая вероятность выполнения

Результат: высокая вероятность выпол-

«шести правил логистики»

нения «шести правил логистики»

Применение логистики в транспорте, так же, как и в производстве или торговле, превращает контрагентов и конкурирующих сторон в партнеров, взаимодополняющий друг друга в транспортном процессе.

Логистика, как отмечалось, это единая техника, технология, экономика и планирование. Соответственно к задачам транспортной логистики следует отнести обеспечение технической и технологической сопряженности участников транспортного процесса, согласование их экономических интересов, а также использование единых систем планирования.

Кратко охарактеризуем каждую из этих задач.

Техническая сопряженность в транспортном комплексе означает согласованность параметров транспортных средств как внутри отдельных видов, так и в межвидовом разрезе. Эта согласованность позволяет применять модальные перевозки, работать с контейнерами и грузовыми пакетами.

51

Технологическая сопряженность подразумевает применение единой технологии транспортировки, прямые перегрузки, бесперегрузочное сообщение.

Экономическая сопряженность — это общая методология исследования конъюнктуры рынка и построения тарифной системы.

Совместное планирование означает разработку и применение единых планов графиков.

К задачам транспортной логистики относят также:

•создание транспортных систем, в том числе создание транспортных коридоров и транспортных цепей;

•обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;

•совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным;

•выбор вида транспортного средства;

•выбор типа транспортного средства;

•определение рациональных маршрутов доставки и др.

8.2. Выбор вида транспортного средства

Задача выбора вида транспорта решается во взаимной связи с другими задачами логистики, такими, как создание и поддержание оптимального уровня запасов, выбор вида упаковки и др.

Основой выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерных особенностях различных видов транспорта.

Рассмотрим основные преимущества и недостатки автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, существенные с точки зрения логистики.

Автомобильный транспорт. Традиционно используется для перевозок на короткие расстояния. Одно из основных преимуществ — высокая маневренность. С помощью автомобильного транспорта груз может доставляться «от дверей до дверей» с необходимой степенью срочности. Этот вид транспорта обеспечивает регулярность поставки, а также возможность поставки малыми партиями. Здесь, по сравнению с другими видами, предъявляются менее жесткие требования к упаковке товара.

Основным недостатком автомобильного транспорта является сравнительно высокая себестоимость перевозок, плата за которые обычно взимается по максимальной грузоподъемности автомобиля. К другим недостаткам этого вида транспорта относят также срочность разгрузки, возможность хищения груза и угона автотранспорта, сравнительно малую грузоподъемность. Автомобильный транспорт экологически неблагоприятен, что также сдерживает его применение.

Железнодорожный транспорт. Этот вид транспорта хорошо приспособлен для перевозки различных партий грузов при любых погодных ус-

52

ловиях. Железнодорожный транспорт обеспечивает возможность сравнительно быстрой доставки груза на большие расстояния. Перевозки регулярны. Здесь можно эффективно .организовать выполнение погрузочноразгрузочных работ.

Существенным преимуществом железнодорожного транспорта является сравнительно невысокая себестоимость перевозки грузов, а также наличие скидок.

Кнедостаткам железнодорожного транспорта следует отнести ограниченное количество перевозчиков, а также низкую возможность доставки

кпунктам потребления, т.е. при отсутствии подъездных путей железнодорожный транспорт должен дополняться автомобильным.

Морской транспорт. Является самым крупным перевозчиком в международных перевозках. Его основные преимущества — низкие грузовые тарифы и высокая провозная способность.

Кнедостаткам морского транспорта относят его низкую скорость, жесткие требования к упаковке и креплению грузов, малую частоту отправок. Морской транспорт существенно зависит от погодных и навигационных условий и требует создания сложной портовой инфраструктуры.

Внутренний водный транспорт. Здесь низкие грузовые тарифы. При перевозках грузов весом более 100 т на расстояние более 250 км этот вид транспорта — самый дешевый.

Кнедостаткам внутреннего водного транспорта, кроме малой скорости доставки, относят также низкую доступность в географическом плане. Это обусловлено ограничениями, которые накладывает конфигурация водных путей и неравномерность глубин и меняющиеся навигационные условия.

Воздушный транспорт. Основные преимущества — наивысшая скорость, возможность достижения отдаленных районов, высокая сохранность грузов.

Кнедостаткам относят высокие грузовые тарифы и зависимость от метеоусловий, которая снижает надежность соблюдения графика поставки.

Трубопроводный транспорт. Обеспечивает низкую себестоимость при высокой пропускной способности. Степень сохранности грузов на этом виде транспорта высока.

Недостатком трубопроводного транспорта является узкая номенклатура подлежащих транспортировке грузов (жидкости, газы, эмульсии).

Выделяют шесть основных факторов, влияющих на выбор вида транспорта. В табл. 7 дается оценка различных видов транспорта общего пользования по каждому из этих факторов. Единице соответствует наилучшее значение.

Экспертная оценка значимости различных факторов показывает, что при выборе транспорта, в первую очередь, принимают во внимание следующие:

•надежность соблюдения графика доставки;

•время доставки;

studfiles.net

сущность и задачи транспортной логистики. Виды перевозок и их характеристики.

Транспортировка — это составная часть логистики, включающая операции перемещения и хранения сырья, запасов и конечной продукции из места происхождения в место потребления.

Транспортная логистика — это управление транспортировкой грузов, т. с. изменением местоположения материальных ценно­стей с использованием транспортных средств. Транспортную логистику можно разделить на две большие части:

внутреннюю, занимающуюся внутрипроизводственными перевоз­ками;

внешнюю, которая занимается снабжением предприятия и сбы­том его продукции.

К основным задачам транспортного обеспечения логистики относят:

  • выбор транспортно — технологической схемы доставки;

  • выбор перевозчика, включающий в себя определение вида транспорта, оператора перевозки и типа транспортного средства;

  • согласование транспортного процесса с работой склада;

  • размещение грузов внутри транспортного средства;

  • маршрутизацию перевозок и контроль движения груза в пути;

  • обеспечение сохранности груза во время перевозки;

  • совместное планирование работы различных видов транспорта в случае мультимодальных и интермодальных перевозок.

По назначению выделяют две основные группы транспорта:

  1. транспорт общего пользования, оказывающий транспортные услуги владельцам грузов на коммерческой основе;

  2. транспорт, принадлежащий владельцам грузам и обеспечивающий их потребности в перевозках.

Существует два основных подхода к организации транспортного процесса: традиционный и логистический с участием оператора перевозки.

При традиционном подходе единая функция управления сквозным материальным потоком отсутствует. Согласованность звеньев в вопросах продвижения информации и финансов низ­ка, так как некому координировать их действия. Традиционный подход к смешанной перевозке представлен на рис.

Рис. 18. Логистическая организация перевозки с участием нескольких видов транспорта

Наличие единого оператора создает возможность планиро­вать продвижение материального потока и добиваться заданных параметров на выходе.

При логистическом подходе к перевозке появля­ется новый участник транспортного процесса — опера­тор перевозки — новый правовой субъект, с которым грузовладелец заключает договор перевозки.

ВИДЫ ПЕРЕВОЗОК:

Унимодальная — перевозка грузов только одним видом транспорта, чаще автомобильным.

Смешанная – перевозка, обычно осуществляемая не более, чем двумя видами транспорта.

Комбинированная — перевозка с участием более, чем двух видов транспорта.

Мульти-интермодальная — перевозка грузов последовательно двумя или более видами транспорта. Грузовладелец заключает договор на весь путь следования «от двери до двери» с одним лицом, называемым оператором перевозки, принимающим на себя ответственность за всю перевозку груза в целом; перевозка при этом проводится по единой фрахтовой ставке, по единому провозному документу и грузовая единица при этом не подлежит переформированию. Оператор от своего имени заключает договоры перевозки с унимодальными перевозчиками для осуществления отдельных ее этапов.

Сигментированная (раздельная) перевозка — это перевозка, при которой перевозчик, организующий перевозку может принимать на себя ответственность лишь на часть перевозки, осуществляемой им самим.

Трейлерная система перевозок — это доставка грузов укрупненными местами — трейлерами, то есть автомобильными прицепами с крытыми кузовами или специально съемными кузовами. Разновидностью трейлерной системы перевозок являются контрейлерные перевозки, система передвижения контрейлера – автомобильным, железнодорожным и морским транспортом.

Фрейджерная система (паромные переправы) — это доставка грузов укрупненными местами фрейджерами или грузовыми вагонами.

Бегущее шоссе — это транспортировка автомобилей с прицепом на железнодорожной платформе с пониженным полом.

Транспортировка с сопровождением — это перевозка автомобилей с прицепом другим видом транспорта, но в сопровождении водителя автомобиля.

Транспортировка РО-РО — это технология транспортировки, которая дает возможность вкатывать и выкатывать автомобиль, контейнер с корабля и на него с железнодорожной платформы.

studfiles.net

Check Also

Сайт с рекламами – Сайт с рекламой

Содержание Реклама сайта в интернете — Информационный портал о интернет-рекламе и ее видахТизерная реклама Тизерная …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *