Вторник , 5 мая 2020
Бизнес-Новости
Бизнес советы / Современная логистика – : ?

Современная логистика – : ?

Современное понятие логистики

Современное понятие логистики применительно к экономической сфере сформировалось в 1970-е годы. Сегодня этот термин используется повсеместно в бизнес среде, растет число специализированных логистических компаний. Между тем однозначного толкования понятия логистики не выработано. Все множество трактовок данного термина можно разделить на три основных подхода: логистика как наука, логистика как сфера хозяйственной деятельности, логистика как инструмент менеджмента.

Логистика как наука

Определение логистики как научной дисциплины было дано еще в XIX веке военным теоретиком и историком А.А. Жомини, однако под логистикой он понимал военную науку, науку о материально-техническом снабжении войск, что к современной логистике отношения не имеет. Сегодня научное определение логистики звучит следующим образом.

Определение 1

Логистика – это наука об управлении материальными потоками, а также сопутствующими потоками информации и финансов в определенной экономической системе для достижения поставленных перед ней задач с оптимальными затратами ресурсов.

Как и любая научная дисциплина логистика имеет свой объект и предмет исследования.

Замечание 1

Объект исследования логистики − материальный поток, а также сопутствующие ему потоки информации и финансов. Предмет исследования логистики − оптимизация ресурсов в определенной системе при управлении материальным потоком, а также сопутствующими потоками информации и финансов.

Научную базу логистики составляют:

  • системный подход;
  • теория компромиссов;
  • методы математики;
  • методы исследования операций;
  • техническая кибернетика;
  • экономическая кибернетика и экономика.

Логистика как сфера хозяйственной деятельности

Определение 2

Логистика– это процесс управления движением и хранением сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции в сферах производства и обращения, а также связанными с этим процессом информацией и финансами.

Логистическая деятельность включает:

  • управление процессом снабжения производства сырьем и материалами;
  • управление потоками сырья, материалов и незавершенного производства в рамках производственно-технологического цикла;
  • доведение товарного потока до конечного потребителя;
  • передача, хранение и обработка соответствующей информации;
  • организация соответствующего финансового обеспечения.

Логистика используется в различных сферах хозяйственной деятельности: снабжении, производстве, торговле, на транспорте и т.д., в связи с этим принято выделять соответствующие функциональные области логистики: логистика закупок и снабжения, логистика производства, логистика распределения и сбыта, транспортная логистика, складская логистика, логистика запасов, информационная логистика, сервисная логистика и др.

Логистика как инструмент управления

В последние годы логистика приобретает статус концептуальной стратегии, некого инструмента управления бизнесом. В связи с этим формируется новый подход к определению термина.

Определение 3

Логистика – это современная стратегия бизнеса, предполагающая интегрированное управление сквозным материальным потоком и связанными с ним сопутствующими потоками.

С позиции современной интегральной парадигмы философия современного логистического управления заключается в том, что все стадии производства и обращения рассматриваются как единый непрерывный процесс трансформации и движения продукта труда и связанной с ним информации.

Цель интегрированной концепции логистики состоит в совершенствовании потоковых процессов на пути от первичного источника до конечного потребителя на основе принципов системного подхода и

экономических компромиссов с целью получения максимального синергетического эффекта.

spravochnick.ru

Новые технологии логистики. Инфографика — Rusability

Неизменно актуальной во все времена отраслей бизнеса является логистика. Рынок логистики один из самых развитых и объемных. В 2013 году его стоимость определили как $ 4 трлн. Это составляло 10% мирового ВВП!

Но нельзя жить вчерашним днем. Современность диктует новые правила. Будущее логистики – это внедрение инноваций и технологий.

Какие тенденции способствуют этому, вы узнаете из сегодняшней инфографики.

Новые технологии логистики

Будущее логистики – это внедрение инноваций и технологий. Какие тенденции способствуют этому?

Факты и цифры

Логистика всегда развивалась за счет внедрения новых технологий и повышения их эффективности.

  • Мировой рынок логистики в 2013 году оценивался в $ 4 трлн. Это составляло 10% мирового ВВП.
  • Наиболее быстрорастущий сектор – рынок транспортных услуг. Каждый год с 2011 его объем увеличивается на 7%.
  • 42% мирового сектора услуг принадлежит США.
  • В 2016 году транспортный сектор принес доход в $ 3.8 трлн.
Логистика будущего

Индустрия логистики не стоит на месте. Познакомимся с данными исследования EFT ( мировой лидер в области бизнес-аналитики транспорта, логистики и поставок), проведенном на Third Party Logistics (3PL– логистика третьей стороны, обозначает концепцию покупки логистических услуг. Сторона поставщика услуги – промежуточная между производителем и потребителем).

3D печать

Текущая ситуация

  • Более 40% клиентов 3PL ожидают от компании опыта в 3D печати.
  • 19,2% производителей и розничных торговцев уже используют 3D-печать в своем бизнесе.
  • Тем не менее, только 1,5% может гарантировать качество таких услуг.

Роль в логистике

  • Развитие рынка: 3D печать позволяет наладить производство продукции на местах (децентрализовано), что благоприятно для развития регионов. Это позволяет быть ближе к ныркам сбыта. 3D печать способна удовлетворить любые запросы клиентов.
  • «Последняя миля»: больше нет необходимости пересылать товар через полмира. Он может быть произведен рядом с покупателем. Это стимулирует развитие местных рынков и производственных площадок, и как следствие – скорейшее удовлетворение запросов покупателей.
  • Запчасти больше не нужны: исчезает необходимость производить заранее и хранить большое количество запасных частей для техники, так как они могут быть напечатаны по требованию. Нужно хранить лишь цифровой макет издания.
Интернет вещей (IoT)

Текущая ситуация

  • 26.25% 3PL компаний в настоящее время пользуются М2М-технологиями («машина для машины»).
  • 46.62% планируют делать это в будущем.
  • 47% опрошенных заявили, что IoT будет иметь огромное влияние на логистику.
  • Лишь 3% отрицают этот факт.

Роль в логистике

  • Связь: интернет вещей позволяет поддерживать связь с производственными площадками и контролировать процессы, происходящие на них: производительность машин, условия окружающей среды, энергетические показатели, запасы ресурсов и материалов.
  • Повышение наглядности процесса: IoT предоставляет возможность удаленного отслеживания всего процесса логистики.
  • Мониторинг рабочего процесса: Интернет вещей позволяет контролировать работы оборудования и сотрудников, что повышает безопасность и эффективность труда.
БЛА (беспилотные летательные аппараты)

Текущая ситуация

  • 36% респондентов считают, что в течение в 5 – 10 лет появится беспилотная форма доставки.
  • 6.3% уверяют, что через 10 лет это будет обычным явлением.
  • 27.31% думают, что столь скорое появление беспилотной доставки маловероятно.
  • 5.88% уверен, что роботизации этого направления не произойдет вовсе.
  • 31%
    производителей и розничных торговцев хотел бы, чтобы логистические компании использовали беспилотные летательные аппараты для доставки продукции.

Роль в логистике

  • Первая и последняя мили: БЛА могли бы успешно применяться для доставки в условиях города: для первой (от начальной точки) и последней (завершающий этап) миль.
  • Для сельской местности: беспилотные аппараты могут существенно облегчить доставку в районы с неразвитой инфраструктурой, где нет дорог и прочих путей сообщения. Google работает над Project Wing, который уже тестируется в Австралии.
  • Наблюдение: в будущем клиент, вероятно, тоже смогут наблюдать в режиме реального времени за движением БЛА, доставляющего его груз.
Автономный транспорт

Текущая ситуация

  • 42% производителей и ритейлеров хотели бы, чтобы 3PL- компании имели знания и опыт в  управлении грузовым автотранспортом.
  • Но только 0.75% представителей 3PL могут похвастаться этим.
  • Лишь 1.5% не только знают, но и умеют качественно самостоятельно управлять транспортом.
  • 12.78% 3PL-компаний заявляют, что они имеют теоретические представления о автомобильной доставке.
  • 6.02% хотят повысить свою компетентность в этой области.

Роль в логистике

Это экономно: компания AXA UK, осуществляющая страховую деятельность, выдвинула предположение, что автономные транспортные средства помогут сэкономить логистической отрасли 34 млрд. фунтов.

Зачем развивать технологии

Вот несколько тенденций, которые в будущем необратимо повлияют на логистику.

Новые модели развития

  • Логистика сегодня не заканчивается на экспорте из Азии в Северную Америку и Европу. Траектории экспорта становятся вариативнее.
  • Развитие инфраструктуры городов является мощным стимулом эволюции логистики.

Гибкость

  • Способы доставки становятся все разнообразнее. Это позволяет потребителям выбирать удобные для себя методы и сроки.

Близость к клиенту

  • Инвестиции в логистику постоянно растут. Доставка становится ближе к клиенту: открываются новые склады, офисы, пункты выдачи.

Мультиканальность

  • Современный покупатель активно использует все возможные каналы и девайсы для совершения покупки.
  • Логистика не должна отставать от ритейла. Мультиканальная стратегия здесь также актуальна и эффективна.

Информационные технологии

  • Развитие логистики требует внедрения передовых технологий. Это одна из главных сфер для инвестиций сегодня и в будущем.

Непрерывность

  • Для быстрого выхода продуктов на рынок и минимизации рисков, необходимо следить за непрерывностью процесса логистики и развивать аутсорсинг.

Стабильность

  • Сегодня все чаще покупатели предпочитают «правильный», проверенный товар. Доставка тоже должна быть надежной, ведь это неотъемлемая часть успешной покупки.

Прозрачность

  • Доступность логистической информации позволяет следить за поставками в любой момент времени, что благоприятно для планирования.

Многие современные технологии находят применение в сфере доставки и хранения. Процессы логистики многочисленны, многогранны и динамичны, они требуют постоянного развития средств их осуществления. Поэтому, не удивляйтесь, если однажды вашу посылку из интернет-магазина доставит не человек, а миниатюрный мирный дрон.

rusability.ru

Современная логистика

Валерий Никишкин, Проф. кафедры маркетинга РЭА им. Г. В. Плеханова
Современная логистика   

Современная логистика

Джонсон Дж. С., Вуд Д. Ф., Вордлоу Д. Л., Мэрфи-мл. П., 7-е издание, пер. с англ. – М. Издательский дом «Вильямс», 2004. – 624 с.

Появление на российском рынке седьмого издания книги «Современная логистика» известных американских специалистов в области логистики можно с уверенностью назвать вполне своевременным. Значимость и масштабы логистики сегодня огромны: одним из самых крупных соглашений по аутсорсингу стал заказ американской компании CASE CORP. на отработку цепи поставок стоимостью в полмиллиарда долларов США.

«Современная логистика» (Джонсон Дж. С., Вуд Д. Ф., Вордлоу Д. Л., Мэрфи-мл. П., 7-е издание, пер. с англ. – М. Издательский дом „Вильямс“, 2004. – 624 с.) — это попытка авторов исследовать глобальные изменения в рыночных механизмах современной экономики, связанные со сменой значимости логистики как инструмента бизнеса. На заре индустриальной революции логистические затраты рассматривались как неизбежные издержки предпринимательства. В современных же условиях происходит перемещение логистики в зону первоочередного внимания, а затраты, связанные с ней, все чаще воспринимаются как значимые инвестиции в будущее бизнеса. Логистика становится не только важнейшим элементом воспроизводственного процесса, но и эффективнейшим средством взаимодействия с потребителями. Цепочки распределения сегодня — это один из существенных этапов создания добавленной ценности, а логистика – важнейший инструмент достижения и сохранения конкурентного преимущества. Альянсы производителей с поставщиками логистических услуг часто позволяют добиваться производителям статуса самого привилегированного поставщика товаров.

На протяжении всей книги авторы пытаются осмыслить эти процессы, показать необходимость их учета в деятельности конкретных фирм и объяснить читателям технологии позитивного использования изменившихся условий. Подробно описан качественно новый уровень информационного обеспечения логистических операций на базе использования ПК, ориентация на повторное использование отходов (рециклинг), широкое применение систем электронного обмена данными, стремительное развитие международной логистикию Разобраться в многообразии этих процессов помогают рассматриваемые в книге базовые понятия: маркетинговые каналы, управление цепями поставок, менеджмент материалов, логистика поставок, стратегическая, интегральная и контрактная логистики.

Авторы отмечают, что логистика становится все более значимой частью корпоративной стратегии фирмы. Стратегия управления цепью поставок вынуждает головной менеджмент компании взаимодействовать со специалистами в области логистики. Много внимания в книге уделяется вопросам формирования запасов, организации перевозок и систем обработки грузов, призванных обеспечить рациональное и эффективное движение товаров как по «бесшовной трубе».

Книга содержит множество практических примеров, иллюстрирующих приводимые теоретические обобщения. Одним из ее несомненных достоинств является то, что после каждой главы авторы предлагают ситуации-кейсы, которые в большинстве случаев написаны живым и доступным языком и действительно помогают лучше освоить теоретический материал. Авторы показывают всю сложность и неоднозначность новых, современных подходов к процессу логистики. Кроме того, очень интересные материалы иллюстрируют разницу между американским и японским подходами к товарным запасам которые в Японии рассматриваются как потери, а в Америке – как гарантия выполнения обязательств. У японцев пути снижения запасов основываются прежде всего на том, что поставщик рассматривается как партнер, а у американцев – как используемый ресурс, обеспечивающий при организации конкуренции между поставщиками эффект снижения закупочных цен. Например, японская Тойота, имеет 250 поставщиков, а у американской Дженерал Моторс, их 4000. Как следствие, при использовании японского подхода уровень запасов в компании оказывается ниже, а оборачиваемость запасов и эффективность работы с поставщиками существенно выше.

При всей значимости книги универсальной ее все же назвать нельзя. Многие конкретные рекомендации жестко замкнуты на американские компании и не могут быть целиком использованы у нас. В частности, формы документов для тарифной классификации грузов, обширная справочная информация об американских тарифах на перевозки и т.п. И при претензии книги на практическое издание с теоретическими обобщениями, для конкретных производителей она получается слишком общей, а для теоретиков слишком частной.

По нашему мнению, это издание прежде всего может быть интересно для российских читателей своими теоретическими положениями, которые определяют существо современной логистики и отдельными практическими методиками, которые могут быть применимы и у нас (к примеру, методика по анализу выгодности потребителей). Несомненным достоинством является приведенный в конце книги обширный терминологический словарь по логистике.

Статья опубликована в журнале BTL magazine № 2 2006.

Никишкин Валерий

www.marketologi.ru

Что такое современная логистика применительно к бизнесу?

Поделись с друзьями

ЛОГИСТИКА — важнейшая сфера деятельности любой производственной и торговой компании.

ЛОГИСТИКА — крупный бизнес, в котором задействованы тысячи предприятий самого разного профиля: от перевозчиков и экспедиторов до информационных компаний/системных интеграторов.

ЛОГИСТИКА — передовая корпоративная стратегия, позволяющая фирме успешно конкурировать на рынке.

ЛОГИСТИКА — самые современные информационные системы и технологии поддержки бизнеса.

ЛОГИСТИКА — возможности карьерного роста. Менеджер по логистике -одна из высокооплачиваемых категорий персонала компании.

Унификацией и стандартизацией терминологии по логистике за рубежом в настоящее время занимаются в основном две организации: Совет логистического менеджмента США (Council of Logistics Management, CLM) и Европейская логистическая ассоциация (European Logistics Association, ELA).

Словарные определения термина «логистика» (трактовка термина связана со сферой хозяйственной деятельности).

«Организация, планирование, контроль и выполнение товарного потока от   проектирования   и   закупок,   через   производство   и   распределение   до конечного    потребителя    с    целью    удовлетворения   требований   рынка   с минимальными операционными и капитальными затратами». Источник: Terminology in Logistics. ANNEX Dictionary. European Logistics Association, 1994

«Наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации».

Источник: Родников А.Н. Логистика: Терминологический словарь. М.: Экономика, 1995. (2-е издание М.: ИНФРА-М, 2000).

«В производственном контексте — искусство и наука обеспечения, производства и распределения материалов и продукции в необходимом месте и нужных количествах. В военном деле (где этот термин более употребителен) может также включать перемещение войск».

Источник: APICS Dictionary. 8th Ed American Production and Inventory Control Society, Inc., 1995

Наиболее известным определением, цитируемым большинством зарубежных университетских учебников, является определение логистики, данное CLM в 1985г.:

«Логистика есть процесс планирования, выполнения и контроля эффективного с точки зрения снижения затрат потока запасов сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, сервиса и связанной информации от точки его зарождения до точки потребления (включая импорт, экспорт, внутренние и внешние перемещения) для полного удовлетворения требований потребителей».

В этом определении важны три момента. Во-первых, то, что логистическая деятельность имеет интегрированный характер и охватывает процесс от места возникновения до места потребления потока материальных ресурсов и готовой продукции. Во-вторых, акцентирована важность управления сопутствующей информацией. И, наконец, в-третьих, впервые в сферу интересов логистики попал сервис, т.е. нематериальная деятельность. Это имеет принципиальное значение для развития логистических подходов в индустрии услуг. Так, ранее объектом изучения и оптимизации в логистике были только материальные потоки.

Определение Международного центра логистики Государственного Университета — Высшей школы экономики (головного учебного заведения, готовящего кадры по специальности логистика):

В широком смысле: «Логистика — наука об управлении материальными потоками, связанной с ними информацией, финансами и сервисом в определенном микро-, мезо- или макроэкономической системе для достижения поставленных перед нею целей с оптимальными затратами ресурсов».

В узком смысле (т.е. с позиции бизнеса): «Логистика — инструментарий интегрированного управления материальными и связанными с ними информационными, финансовыми потоками, а также сопутствующим сервисом, способствующий достижению целей организации бизнеса с оптимальными затратами ресурсов».

В последние годы за рубежом активное распространение получила концепция «Supply Chain Management, SCM» — «Управление цепями поставок». Многие исследователи в США и ЕС противопоставляют SCM собственно логистике. Общая идея сводится к тому, что логистика является частью более широкой бизнес концепции — SCM. Я поддерживаю идею о том, что SCM -естественное продолжение и развитие концепции интегрированной логистики в плане межфункциональной и межорганизационной координации. Подробнее о концепции SCM будем говорить дальше.

students-library.com

Логистика в современной фирме (РФ)

Источник: Высшая школа экономики
В.И. Сергеев д.э.н., профессор,
Президент Международного центра логистики

Современное состояние логистики в современной фирме в России характеризуется рядом противоречивых моментов. С одной стороны, на фоне значительного роста интереса к логистике как со стороны фирм, так и отдельных правительственных институтов объективно существует и недостаточное восприятие ее в целом в обществе. Для большинства образованного населения логистика все еще представляется чем-то загадочным, как в свое время, генетика или кибернетика. К сожалению, многие высшие руководители компаний и чиновники различного ранга весьма смутно представляют себе потенциальные возможности логистики в плане улучшения бизнеса, повышения конкурентоспособности российских фирм, решения макроэкономических и социальных задач. Катастрофически не хватает дипломированных логистических менеджеров, а также популярных изданий, раскрывающих содержание логистики в целом и отдельных ее функциональных областей. Буквально несколько месяцев назад наконец-то открыта соответствующая специальность в высшей школе. Явно недостаточна роль средств массовой информации в популяризации логистики, хотя хорошо известно: чтобы получить качественно новый результат, идея должна овладеть массами.

Между тем, опыт промышленно развитых зарубежных стран показывает, что логистике принадлежит стратегически важная роль в современной фирме, и этим объясняется тот факт, что все больше специалистов, добившихся успеха в этой области, продвигается на высшие должности в руководстве компаний.

Как известно, под логистикой понимают эффективное управление материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками с оптимальными затратами всех ресурсов для полного удовлетворения требований потребителей. Для этого логистика охватывает и объединяет в единый процесс такие разнообразные виды деятельности, как производство, информационный обмен, транспортировку, управление закупками и запасами, складирование, грузопереработку, упаковку и другие.. В настоящее время в западных фирмах традиционные сферы приложения логистики слились воедино, образовав стратегическую инновационную систему. Высокопоставленные менеджеры, успешно работающие в логистике, все чаще выступают в роли межфункциональных координаторов различных частных видов деятельности как внутри, так и вне своих фирм. Стратегические интересы побуждают высокопоставленных менеджеров по логистике к преодолению межфирменных границ для налаживания эффективных взаимосвязей внутри логистической цепи. Наиболее яркое проявление современной логистики заключается в том, что она обеспечивает комплексный результат за счет внутренней и внешней интеграции одной из ключевых сфер компетентности любой фирмы.

За рубежом логистика давно стала практическим инструментом бизнеса, а интегрированная логистика является одной из основных комплексных функций, характеризующих финансово-производственную деятельность западных фирм. Различные логистические концепции в стратегическом планировании и текущем управлении основными сферами бизнеса уже, по крайней мере, в течение двадцати и более лет применяют ведущие зарубежные фирмы и транснациональные корпорации, такие как IBM, Procter & Gamble, Coca-Cola, General Motors, Ford Motors, Volvo, Toyota Motors, Electrolux, TNT, Deutsche Telecom, BTL, ASG АВ, Acer Computer, G& F Industries, General Foods, Johnson & Johnson и многие другие.

С логистическими системами связано получение 20-30 % валового национального продукта ведущих промышленно развитых стран. Как показывает зарубежный опыт, сокращение на 1 % логистических издержек эквивалентно почти 10 %-ному увеличению объема продаж фирмы. Внедрение современного логистического менеджмента в практику бизнеса позволяет фирмам значительно сократить все виды запасов продукции в производстве, снабжении и сбыте, ускорить оборачиваемость оборотного капитала, снизить себестоимость производства и затраты в дистрибьюции, обеспечить наиболее полное удовлетворение потребителей в качестве товаров и сервиса.

В большинстве зарубежных стран созданы и эффективно функционируют логистические ассоциации, организации и сообщества. Выходит большое количество периодических изданий по различным аспектам логистики, например, в США существует около двадцати подобных изданий. Логистика шагнула далеко за пределы национальных границ государств. Активно развиваются межгосударственные и транснациональные макрологистические системы, призванные облегчить перемещение через границы информации, товаров, капитала и людей. Периодически проводятся всемирные конгрессы по логистике. Наиболее интенсивное развитие за рубежом логистика получила за два последние десятилетия. Именно тогда возникли современные маркетинговая и интегральная концепции логистики.

Отечественная экономика переживает сейчас непростой период, когда необходим поиск путей выхода из затянувшегося кризиса. Одним из таких путей, как показывает мировой опыт, является построение логистических систем. Для России формирование и развитие логистических производственных, торговых, транспортных и информационных систем имеет первостепенное значение, так как позволит ускорить интеграцию нашей страны в мировое экономическое и информационное пространство. Уже сегодня наша страна участвует в международных проектах TEDIM, UNCTAD, TACIS по созданию региональных транспортно-логистических и телекоммуникационных систем, сети логистических центров в торговле и на транспорте. Разработан и внедряется ряд федеральных и региональных программ и проектов, элементами которых являются логистические системы (федеральные программы: «Возрождение торгового флота», «Дороги России», «Терминал», «Российская сеть региональных информационно-аналитических центров» и другие.).

На российском рынке логистические концепции и системы в бизнесе продвигают в основном зарубежные фирмы и предприятия с долевым участием иностранного капитала. Отечественные компании пока еще в подавляющем большинстве настороженно относятся к внедрению логистических инноваций. Однако, несмотря на сложную экономическую ситуацию, перспективно мыслящие руководители многих фирм, зачастую интуитивно чувствуя потенциал логистики в плане получения конкурентных преимуществ и упрочения своего положения в бизнесе, или основываясь на западном опыте, стремятся внедрить логистические концепции и системы.

Говоря о роли логистики в современной фирме, я прежде всего подчеркнул бы ее интегральный и оптимизационный характер. Использование логистических концепций и систем позволяет оптимизировать ресурсы компании (материальные, финансовые, трудовые), связанные с управлением материальными и сопутствующими потоками. Касаясь непосредственного применения принципов логистики в отечественном бизнесе, можно выделить два концептуальных момента, позиционирующих ее в качестве антикризисного инструмента менеджмента.

Прежде всего, потенциал логистики позволяет повысить организационно-экономическую устойчивость фирмы на рынке.

Это связано с интегральным эффектом логистического менеджмента, позволяющем объединить усилия управляющего персонала фирмы, ее структурных подразделений и логистических партнеров в сквозном управлении материальными и сопутствующими (информационными, сервисными, финансовыми) потоками в полной логистической цепи «закупки-производство-дистрибьюция-продажи». Особенно это важно в условиях экономического кризиса, когда логистика становится одним из инструментов антикризисного управления.

Во-вторых, принципы и методы логистики направлены на получение оптимальных решений, в частности, минимизацию полных логистических издержек фирмы. Сокращение всех видов издержек, связанных с управлением материальным потоком, затрат на транспортировку, управление заказами и запасами, прокьюремент, уменьшение логистических рисков позволяет фирме высвободить финансовые средства на дополнительные инвестиции в новые технологии, техническое перевооружение производства, маркетинговые исследования и т.д. Оптимальные логистические решения могут быть получены менеджментом фирмы не только по критерию минимума полных затрат, но и по таким ключевым факторам бизнеса как время выполнения логистических циклов (концепция JIT — «точно в срок») и качество потребительского сервиса (концепция TQM — «всеобщего управления качеством»).

Повышение организационно-экономической устойчивости фирмы реализуется межфункциональным и межорганизационным логистическим менеджментом, позволяющим устранить конфликты между функциональными подразделениями фирмы и обеспечить интегрированное взаимодействие с логистическими партнерами по бизнесу.

Потенциал логистики в современной фирме позволяет реализовать целевые установки фирмы в рамках ее миссии, являясь стратегическим фактором в условиях усиления конкуренции.

При построении современных логистических систем большое значение имеет определение места логистического менеджмента в общей структуре управления фирмой и определение областей взаимодействия с другими сферами менеджмента. Современная система менеджмента фирмы представляет собой композицию организационной структуры управления с функционально-ориентированными сферами деятельности (финансы, инвестиции, производство, маркетинг и сбыт, инновации, персонал и т.п.), объединенными стратегическими, тактическими и другими целями.

В настоящее время логистический менеджмент в фирмах рассматривается обычно как инструмент, позволяющий уменьшить общие затраты фирмы на традиционные функции закупок материальных ресурсов, управления запасами, транспортировки и грузопереработки продукции. Однако не редки случаи, когда уменьшение общих логистических издержек фирмы достигается за счет увеличения конфликтов между персоналом логистики и других функциональных сфер бизнеса. Традиционное разделение функциональных обязанностей и обособление уровней управления и контроля в определенных организационных структурах фирмы неизбежно приводит к возникновению конфликтных ситуаций, сглаживание которых должно являться одной из задач персонала интегрированной логистики.

Резюмируя, можно сказать, что логистика обладает активным интегрирующим потенциалом, способным связать воедино и улучшить взаимодействие между такими базовыми фирменными функциональными сферами, как снабжение, производство, маркетинг, дистрибьюция, организация продаж. Например, преобразуя маркетинговую информацию, логистический менеджмент воздействует на производство, оптимизируя производственно-технологический цикл и продуктовые характеристики. Рационально управляя запасами продукции в снабжении, производстве и сбыте, логистика способствует уменьшению общих затрат, снижению цены товаров и в результате улучшению стратегических позиций фирмы на рынке. Логистический менеджмент может обеспечивать эффективную координацию объемов закупок материальных ресурсов и производства готовой продукции с прогнозируемым маркетингом объемом продаж.

Таким образом, логистический менеджмент поддерживает системную устойчивость фирмы на рынке, сглаживая противоречия между маркетингом, производством, финансами и оптимизируя межфункциональные внутрифирменные решения.

Многие менеджеры полагают, что сосредоточение ответственности за все операции и функции, из которых складывается логистика, в одном подразделении автоматически ведет к эффективной интеграции. Такое представление ошибочно, ибо подразумевает, что формальная структура важнее управления. Организационная структура сама по себе еще не гарантирует логистической интеграции. Логистические организационные структуры очень сильно отличаются в зависимости от конкретного предназначения, типа предприятия и имеющихся человеческих ресурсов. Главная задача заключается в формировании «логистического мышления», чтобы все менеджеры в компании научились рассуждать и действовать, исходя из понятий интегрированных усилий и экономичности. Для этого необходима соответствующая подготовка и переподготовка персонала фирм по логистике, получение систематизированных знаний в различных функциональных областях логистического менеджмента.

Логистика должна обеспечивать выполнение основной целевой установки фирмы — обслуживать потребителей на конкурентно высоком уровне с оптимальными общими издержками. Принимая решение о дифференциации на базе своей компетентности в сфере логистики, фирма должна стремится превзойти конкурентов во всех звеньях своей деятельности. Обычно это означает, что логистика призвана обслуживать большинство потребностей производства и маркетинга таким образом, чтобы в полной мере использовать способность фирмы к своевременной и надлежащей поставке продуктов или услуг потребителям. Компании, наиболее преуспевшие в логистике, характеризуются альтернативными логистическими возможностями, исключительной гибкостью, работой в режиме реального времени, оперативным контролем, и, что наиболее важно, — совершенством поставки логистического сервиса.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что внедрение современных логистических концепций и систем является одним из стратегических путей повышения конкурентоспособности отечественных организаций бизнеса.

Понравилось это:

Нравится Загрузка…

Похожее

thermos.wordpress.com

Логистические системы и их роль в современной экономике

Развитие экономики страны требует развития логистики и логистических систем как основы ускорения в продвижении материальных потоков, информационных потоков и потоков финансов.

Ключевые слова: логистические системы, причины и определяющие факторы, достижение конкурентных преимуществ.

 

Поступательное развитие экономики нашей страны в ближайшее будущее без развития логистической системы и структуры невозможно. Общемировые тенденции глобального мирового экономического развития свидетельствуют, что формирование рынков потребностей приводит не только к развитию рынка производителей. Следствием этого процесса, под влиянием ряда причин и факторов, происходит развитие логистики и логистических систем в целом.

Важнейшими причинами и определяющими факторами из них стали: демографический взрыв, увеличивший население планеты за прошедшие 50 лет более чем в два раза; бурный рост промышленного производства, всплески и спады кризисных явлений; ускорение технического прогресса и распространение новых наукоемких и информационных технологий; компьютерная интеллектуализация управления производственными процессами и инфраструктурными системами, диверсификация производства и бизнеса; рост уровня жизни в пользу новых субъектов экономического развития, из числа развивающихся регионов в стране и в мире.

С позиций бизнеса логистика — это интегральный инструмент менеджмента, способствующий достижению стратегических, тактических или оперативных целей организации его за счет эффективного (с точки зрения снижения общих затрат и удовлетворения требований конечных потребителей к качеству продуктов и услуг) управления материальными потоками, сервисными потоками, и сопутствующими им потоками информации и финансов.

Актуальность логистики в России состоит в том, что огромные пространства разделяют производителей и потенциальных потребителей друг от друга. Состояние транспортной инфраструктуры и развитие транспорта являются сдерживающими факторами в национальном макроэкономическом масштабе.

Роль логистики в экономике России определяется системным взаимодействием основных факторов: экономического, организационно-экономического, информационного, технического и специфического, связанного с регулированием хозяйственных процессов.

Экономический фактор. К настоящему времени определяющим стал поиск возможностей сокращения производственных затрат и издержек обращения как для увеличения прибыли предприятий, так и для наиболее полного удовлетворения интересов потребителей, оказания ему комплекса услуг. Поэтому, в условиях рыночных отношений принцип «расчёт–выгода–потребитель» становиться определяющим, а потенциал логистики является исполнительным аппаратом, воплощающим этот принцип.

Организационно-экономический фактор. Одновременно с происходящими в российской экономике процессами перехода государственной собственности в частный сектор и дроблением хозяйственных структур, происходит автоматизация и информатизация управления новых структурных образований, децентрализация управления, получают развитие процессы диверсификации и интеграции хозяйственной деятельности. В переходной экономике, предполагающей наличие различных форм собственности, всё больше проявляют себя интеграционные формы управления и тенденции к координации, которые особенно характерны для процессов взаимодействия предприятий-изготовителей, потребителей, посредников, складской структуры, транспорта и транспортной инфраструктуры на основе логистических принципов и подходов.

Информационный фактор. Развитие корпоративных информационных сетей и всплеск IT-информации, связей на основе Интернета, которые стали причиной и одновременно следствием интенсивного развития рыночных отношений, взаимно обусловливающих друг друга. Информатика в информационном пространстве наиболее выгодно соединила рынок, производителей и логистику, стала важной составляющей логистических процессов безальтернативно объединив все информационные потоки.

Технический фактор. Логистика, являясь системой управления, объединяет субъекты управления и составляющие объекты, развивается на основе современных технических решений и достижений в транспортной и складской логистике. В сфере управления внедряются высокопроизводительные компьютеры и современные средства автоматизации, новое программное обеспечение управления, что гарантирует лидерство на рынке товаров и услуг. В свою очередь, предпринимательская инициатива и развитие рыночных отношений стимулируют разработку и применение новой техники и технологий в процессах продвижения материальных потоков. В условиях конкуренции от технического прогресса требуются эффективные технологии, средства и надёжные методы управления.

Специфический фактор. Наибольшую актуальность логистика в России приобретает ввиду необходимости государственной поддержки процессов продвижения товаров. Применение государственного управления в продвижении и регулировании логистических процессов. Поддержка применима и эффективна не только на уровне микроэкономики предприятий и организаций — непосредственных участников процесса товародвижения, но и на уровнях региональных экономик и экономики федерального значения.

Активный интерес, который проявляется к логистике в России, объясняется впечатляющими результатами, которые были получены благодаря применению логистического подхода в экономике промышленно развитых стран. В большинстве зарубежных стран активное развитие логистики привело к появлению логистических систем. Бурный рост логистических систем привёл к тому, что они перешагнули границы одного государства. На сегодняшний день развиваются межгосударственные и транснациональные макрологистические системы, призванные облегчить перемещение через границы информации, товаров, капитала и людей.

Причины возрастания интереса к логистике и логистическим системам обусловлены потребностями развития бизнеса и национальной экономики России. Изначально усилия предприятий в производстве продукции направлялись, в основном, на снижение себестоимости продукции. В настоящее время предложение начинает превышать спрос, поэтому предприниматели и бизнесмены всё больше начинают признавать важность применения в деятельности логистических принципов и подходов.

Достижение весомых и значимых результатов в сфере производственно-экономической деятельности сегодня требует непрерывного движения и развития. Компаниям, стремящимся к занятию и удержанию лидирующих позиций в сегментах рынка, необходимо деятельностное приложение усилий за удержание своих позиций. Условия непрерывного роста и развития новых перспективных направлений заставляют нивелировать изменения, происходящие в современном бизнесе. Меняется все — изменение рыночной конъюнктуры, спроса, и предложения, технологии и материалы. Возрастающая конкуренция не оставляет места расслабившимся лидерам. Чтобы обойти конкурентов, недостаточно предложить минимальную цену, необходимо точно и своевременно выполнить требования заказчика и при этом сократить затраты на изготовление и доставку товара потребителю. Принимая во внимание, что условия глобализации мировой экономики соединяют в производстве одного продукта результаты усилий деятельности многих компаний, то становится понятна сложность решаемых задач. Упростить решение призвано внедрение в практику бизнеса логистики и принципов логистического управления.

Рост масштабов применения логистики в экономической деятельности хозяйствующих субъектов объясняется стремлением достижения конкурентных преимуществ в производстве — через рациональное использование имеющихся мощностей, сокращение запасов оборотных средств, кооперацию, диверсификацию, оптимизацию планирования и т. д. Благодаря прогрессивной стратегии построения каналов поставок и распределения, применению сетевых стратегий в совершенствовании торгового обслуживания, сокращению интервалов времени от приобретения сырья и материалов до реализации готовой продукции конечным потребителям или посредникам.

Находясь в составе экономической системы более высокого порядка, предприятия, производящие продукцию, не могут обойтись без взаимодействия с другими организациями, составляющими инфраструктуру рынка. Именно экономические и организационные связи предприятий-производителей товаров и услуг дают возможность осуществить обменные процессы и довести изготовленную продукцию до потребителя. Логистика выступает необходимой составляющей этих процессов. Экономическое пространство логистики коррелирует с понятием логистическая система, которая объединяет представления об эффективной интеграции логистической деятельности в рамках цепей поставок

Для России, не смотря на сложности, созданные внешнеполитическими факторами, сохраняется внутренняя политическая и социально-экономическая стабильность, идёт процесс формирования и развития логистических производственных, торговых, транспортных и информационных систем. Это имеет первостепенное значение, так как позволяет поднять на более высокий технологический уровень экономику страны в целом, ускорить интеграцию в мировое экономическое и информационное пространство, создать привлекательный образ (имидж) государства со стабильной экономикой.

Таким образом, в современных условиях логистика и логистические системы становятся важными элементами потенциала развития рыночной экономики нашей страны, важным производственным сегментом экономики. Логистика всё более отчётливо вырисовывает свою специфическую роль энергичного локомотива, приводящего в движение транспортный конвейер поставки услуг, перевозки грузов, организации потоков при производстве продукции тем самым обеспечивающего движение вперед к достижению целей повышения благосостояния всех граждан Российской Федерации, национальной и экономической независимости нашей Родины.

 

Литература:

 

1.      Аникин Б. А., Родкина Т. А. Логистика и управление цепями поставок. Основы логистики. Теория и практика. Учебник.– М.: Проспект, 2012. 608 с.

2.      Дыбская В. В., Зайцев Е. И. Логистика. Интеграция и оптимизация логистических бизнес процессов в цепях поставок. Учебник.– М.: Эксимо, 2008. 944 с.

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, система, бурный рост, технический прогресс, развитие логистики, производство продукции, логистическая система, логистик, информационное пространство, транспортная инфраструктура.

moluch.ru

Современная транспортная логистика

Семыкин Е.С.

По мере развития рыночной экономики в стране повышение эффективности транспортного процесса требует новых подходов к организации перевозок. Это привело к появлению нового направления – транспортной логистики.

Транспорт как составная часть более крупной системы, т.е. логистической цепи, привел к необходимости рассматривать его в разных аспектах. Транспортный сервис в современных условиях включает в себя не только собственно перегрузку грузов от поставщика потребителю, но и большое количество экспедиторских, информационных и трансакционных операций, услуг по грузопереработке, страхованию, охране и т.д. Такой подход способствует оптимальному выбору транспортных услуг, ибо качество перевозок, как правило, в большей мере отражается на общих расходах, чем себестоимость перевозок.

С точки зрения специализации и кооперирования производства, изучение транспорта нельзя ограничивать сферой отдельных материально-технических связей. Он должен рассматриваться во всей системе материально-технического снабжения – от первичного поставщика до конечного потребителя, включая промежуточные этапы.

Развитие логистики оказало существенное влияние на транспортную политику и структурные изменения в характере деятельности предприятий данных отраслей.

Переход от жёсткого государственного контроля к дерегулированию транспорта начался с конца 70-х годов. Наиболее заметные сдвиги в этой области произошли в США .

В целях достижения синхронизации работы транспорта и производства в хозяйственной деятельности фирм широко применяются системы «канбан» и «точно вовремя» («точно в срок»). Суть их в применении к транспорту состоит в следующем: если в основном производстве используется «строго по графику» без информации о содержании существенных объёмов запасов необходимом материала, сырья, полуфабрикатов и комплектующих изделий , то в закупочной  и сбытовой логистические перевозки осуществляются соответственно через короткие интервалы  ( система «канбан») и в строго определённое время ( система «точно в срок»).

По указанной технологии подача грузов и тоннажа клиентуре в необходимых случаях ведётся с точностью до минут. При этом, например, автомобиль с главного конвейера автосборочного завода поступает не на склад, а в вагон , и одновременно специальное погрузочное устройство , управляемое ЭВМ , обеспечивает постановку следующего вагона под очередную партию автомашин.

Такая технология позволяет обходиться без громоздкого и дорогостоящего складского хозяйства и ускорять оборачиваемость капитала. В результате нормативы запасов материальных ценностей резко сокращаются. Например, в Японии они составляют 2 и 5-суточную потребность, а на автосборочном заводе «нисан» запас комплектующих деталей рассчитан всего на 2 часа работы главного конвейера

Своевременное удовлетворение потребностей отраслей , требующих гарантий доставки грузов к определённому сроку, достигается также организацией движения грузовых поездов на сети железных дорог по жёсткому расписанию.

Под влиянием логистических систем «канбан» и «точно в срок» пользователи транспортных услуг стали отдавать предпочтение таким критериям, как соблюдение временных графиков доставки грузов, в зависимости от продолжительности планируемой поставки допустимыми считаются следующие отклонения:

для 8-12 недель – 25%

       4-8  недель – 10%

меньше 4 недель -1%

Таким образом,  можно утверждать, что с 70-80 гг. начинается органическое сочетание транспорта с обслуживающим производством, превращающее его в звено единой системы «производство-транспорт-распределение»

Дерегулирование в основном коснулось автономного транспорта как наиболее приспособленного к перевозкам  грузов мелкими партиями, способным сокращению запасов материальных ресурсов и повышению скорости их оборачиваемости.

Что касается железнодорожного транспорта, на него по прежнему распространяется ряд правовых и административных требований со стороны государства. Железнодорожный транспорт остаётся менее благоприятным по сравнению с автомобильным для использования его по системе «точно в срок». Но, такие качественные характеристики, как регулярность и скорость движения поездов в прямом сообщении могут оказаться весьма полезными.

Использование внутреннего водного транспорта в логистической цепи в значительной степени ограничивается сезонностью его работы в ряде стран. Однако внутренний водные пути могут быть использованы в качестве альтернативного вида транспорта по сравнению с автодорожным, на котором действуют ограничения , как запрещение работы в выходные дни, дорожные налоги и др.

Наконец, внедрение логистической концепции в практику мирохозяйственных связей позволяет увеличить объём перевозимых грузов морским и особенно воздушным транспортом в межконтинентальном сообщении.

be5.biz

Check Also

Сайт с рекламами – Сайт с рекламой

Содержание Реклама сайта в интернете — Информационный портал о интернет-рекламе и ее видахТизерная реклама Тизерная …

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о