Развитие лизинга в РФ
Факторы развития лизинга в РФ
Лизинг в России продолжает развиваться. Начало этому процессу было положено в начале 90-х годов прошлого столетия. Одним из негативных факторов, влияющих на проникновение лизинга в экономику России, стала не в полной мере сформированная инфраструктура лизингового рынка. Кроме того, несогласованность в законодательстве, недостаточный уровень развития вторичных рынков оборудования и техники, недостаточный опыт во взаимодействии участников лизинговой сделки также накладывают отпечаток на степень развитости лизинга.
Лизинг имеет большое значение для экономики страны, особенно для малого и среднего предпринимательства, у коих зачастую наблюдается нехватка собственных финансов для приобретения оборудования, и затруднен доступ к рынку капиталов.
Основными факторами, которые так или иначе сдерживают развитие лизинга в нашей стране и в мире в целом являются:
- Недостаточная финансовая самостоятельность лизинговых компаний. Зависимость их от банков-учредителей
- Высокая стоимость кредитов
- Требование к обеспечению залогом помимо арендованного имущества
- Нехватка квалифицированных специалистов в области лизинга
- Законодательные ограничения в области налогообложения, валютных сделок и таможенных процедур
Замечание 1
Однако главным фактором развития лизинга в России становится достаточный уровень ликвидности имущества, передаваемого во временное пользование. Наиболее быстрыми темпами развиваются сектора экономики, в которых заинтересованы инвесторы, и, наоборот, медленнее всего поднимаются сфере, в которые вкладывает в большей степени государство, поскольку там объекты лизинга наименее ликвидны.
Проблемы развития лизинга в РФ, лизинговая культура
На пути развития лизинговых операций в России также стоит и проблема законодательного характера. К сожалению, многие опросы остаются не решенными с точки зрения закона, вследствие чего часто возникают спорные моменты в ходе реализации сделки лизинга. Так, например, многие изменения, вносимые в Налоговый Кодекс РФ и в Закон «О лизинге» логически завершены не были.
Большие возможности для развития лизинга может дать расширение и развитие информационных технологий и инфраструктуры лизинга. Но для достижения этой цели нужны совместные усилия всех участников операций лизинга, что признают и руководители лизинговых компаний, и производители, и лизингополучатели. В настоящее время лизинговая культура в России существует, но ее направления крайне разобщены. Практические навыки координации компаний по лизингу имеются на многих западных предприятиях – многие страны Европы имеют даже лизинговые ассоциации, которые обладают мощными лоббистскими возможностями.
Для развития лизинговой инфраструктуры в России большое значение имеет открытость информации о кредитоспособности лизинговых компаний, что в первую очередь возможно благодаря деятельности кредитных бюро и рейтинговых агентств.
Благодаря деятельности рейтинговых агентств и рассчитанных ими кредитных рейтингов есть возможность обеспечения прозрачности деятельности лизинговых фирм, в т.ч. их клиентов, есть возможность обеспечения удобства работы все участников лизинговой сделки, роста скорости обработки заявлений на заключение договоров лизинга.
Замечание 2
Кроме того, кредитные рейтинги имеют ключевое значение для инвесторов, которые, по сути занимаются кредитованием лизингополучателей. А также для самих лизинговых компаний.
Кредитные рейтинги лизингодателей важны для инвесторов с точки зрения оценки финансовой стабильности лизингодателей, уровня и качества управления активами, проработанности их учетной и налоговой политики. Именно по этой причине развитие рейтинговых систем на рынке российского лизинга позволят в короткие сроки разрешить многие спорные вопросы среди участников лизингового рынка.
spravochnick.ru
Рейтинг лизинговых компаний России — Москва
Рэнкинги лизинговых компаний
По данным исследования Эксперт РА «Рынок лизинга по итогам 2017 года: движение вверх», 66% всех договоров лизинга в 2017 были сконцентрированы в топ-10 лизинговых компаний, это компании (по расположению в рэнкинге): Государственная транспортная лизинговая компания, «СБЕРБАНК ЛИЗИНГ», «ВЭБ-лизинг», «ВТБ Лизинг», «ЛК «Европлан», «Трансфин-М», «Балтийский лизинг», «Сименс Финанс», «Альфа Лизинг», «РЕСО-Лизинг».
Рейтинговое агентство RAEX (Эксперт РА) проводит исследования рынка лизинга и составляет списки крупнейших лизинговых компаний по итогам каждого года, полугодия и девяти месяцев. В проекте может принять участие любая лизинговая компания (или группа аффилированных компаний), зарегистрированная на территории РФ.
На транспортные сегменты в 2017 году пришлось около 80% лизингового портфеля:
Крупнейшие лизинговые компании предоставляют услуги сразу в нескольких сегментах рынка лизинга. Доля автолизинга, как мы уже говорили, на рынке составляет 35%.
Чтобы получить представление о расстановке сил в российском автомобильном лизинге обратимся к рэнкингу Leaseurope (Европейская федерация национальных ассоциаций лизинговых компаний, миссия которой заключается в предоставлении экспертного анализа состояния европейского рынка лизинга). Публичная версия исследования — здесь.
Оба упомянутых исследования считаются самыми авторитетными в оценке лизингового рынка в России.
В рэнкинге по объему нового бизнеса (в тыс. €) в сегменте автолизинга в 2017 году российские компании расположились так:
Рэнкинг российских компаний по объему нового бизнеса (в тыс. €) в сегменте лизинга легковых автомобилей:
Рэнкинг российских компаний по объему нового бизнеса (в тыс. €) в сегменте
Конкурентные факторы лизинговых компаний
Одним их важнейших для клиента факторов при выборе компании остается, конечно, стоимость услуги лизинга. Преимущество лизинга перед другими способами финансирования — скидки, которые лизингодатели, как крупнейшие покупатели, получают от дилеров и которые передают своим клиентам.
«При сбалансированном сроке и авансе по договору лизинга, а также за счет скидки ЛК «Европлан» на автомобиль стоимость его покупки по договору лизинга (в том числе с учетом стоимости услуги лизинга) зачастую оказывается меньше стоимости покупки за собственные денежные средства клиента либо может быть равна ей»,— поясняет Александр Михайлов.
Следующей, и в большинстве случаев самой важной, является возможность компании предоставить гибкие условия лизинга в зависимости от особенностей запроса клиента. Скорость, адаптивность и стремление к здоровому сотрудничеству — предпосылки успешного взаимодействия компании с индивидуальными и коммерческими лизингополучателями.
Важным фактором для потребителя выступает и разнообразие дополнительных сервисов — регистрация авто в Госавтоинспекции и Гостехнадзоре, доставка ТС, выгодное страхование и топливная программа, услуга выкупа авто и другие, которые повышают комфорт клиента при использовании финансовых услуг.
Юридически важная для клиента особенность лизинга в том, что автомобиль остается в собственности лизинговой компании до окончания договора лизинга. И при возникновении у компании финансовых проблем, которые ведут к конфискации имущества, лизингополучатель будет вынужден передать предмет лизинга лизинговой компании без получения компенсации за внесенные платежи. Поэтому очень важно перед заключением оценить надежность компании, которая лучше всего выражается в ее возрасте, количестве реализованных сделок, позитивном имидже в СМИ (если источников достаточно).
Прогноз
По мнению начальника аналитического департамента компании «Альпари» Александра Разуваева, в ближайшие годы малый и средний бизнес будет увеличивать покупки автотранспорта в лизинг. «В ближайшие два года среднегодовые темпы роста продаж будут составлять не менее 3% по легковому транспорту и 7% по грузовикам», — считает эксперт.
Ожидается и увеличения объема продаж на потребительском рынке.
«В развитых странах на лизинг приходится до трети всех продаж частным лицам. В России лет через пять лизинг тоже может занять до трети всего рынка, то есть если всего в стране будет реализовываться три миллиона автомобилей в год, то из них в лизинг будет продаваться миллион»,— считает Михаил Бахтиаров, президент холдинга Major Auto.
Отложенный спрос все еще не удовлетворен, и это будет способствовать росту рынка в 2018 году, подтверждают в EY.
leasing.ru
3.2 Развитие лизинга в рф
Значительным препятствием для развития лизингового рынка в России является не полностью сформировавшаяся инфраструктура этого рынка. Это касается и недостаточно согласованного законодательства, и неразвитости вторичных рынков оборудования, и отсутствия опыта взаимодействия по лизинговой схеме у инвесторов и лизингополучателей.
Рыночные преобразования в экономике России, необходимость ускорения научно-технического прогресса, подъема различных отраслей экономики, в том числе, оборонно-промышленного комплекса условиях резкого ограничения финансовых средств, – все это требует поиска и внедрения новых методов обновления основных фондов. Одним из таких нетрадиционных и достаточно эффективных финансовых инструментов служит лизинг, представляющий собой альтернативу традиционным формам инвестирования. Особенно интересным с этой точки зрения является финансовый лизинг, который за определенную плату позволяет одной стороне (лизингополучателю) использовать имущество, являющееся собственностью другой стороны (лизингодателя) на условиях, закрепленных законодательством.
Лизинг дает возможность компаниям, не обладающим достаточными оборотными средствами, получать требуемое оборудование в случаях, когда у них затруднен доступ к источникам прямого банковского кредитования или имеются иные причины, по которым компания не хочет показывать в своем балансе заемные средства (в большинстве стран имущество, взятое в лизинг, отражается у лизингополучателя на забалансовом счете).
Лизинг не является однородным финансовым продуктом. В каждой стране имеются свои особенности в области торгового права, финансов, бухгалтерского учета, от которых во многом зависит конечный лизинговый продукт. Тем не менее, общее у них, конечно же, имеется. Это сдача во временное владение и пользование имущества на условиях платности.
Основными причинами, которые сдерживают развитие лизинговой отрасли, являются:
Финансовая слабость лизинговых компаний, которые во многом зависят от банков-учредителей. Последние очень часто используют лизинговые компании как одну из форм кредитования предприятий. Это сказывается на проведении самостоятельной стратегии развития лизинговой компании и большой зависимости от своих, учредителей. При ухудшении финансового положения банка сразу же лихорадит лизинговую компанию.
Дороговизна кредитных ресурсов.
Жесткие требования по обеспечению сделки, когда помимо залога предмета лизинга требуется дополнительное ликвидное обеспечение и/или поручительство третьих лиц. В связи, с чем одно из важных преимуществ лизинга, при котором объект лизинга выступает в качестве обеспечения сделки, сводится на нет, что практически исключает малый бизнес из потребителей лизинговых услуг.
Отсутствие вторичного рынка оборудования.
Не всегда благоприятные условия налогового, таможенного и валютного законодательства.
Недостаточная квалификация кадров.
Несмотря на это, лизинговая деятельность является перспективным видом бизнеса и это связано со следующим:
Мировой опыт показывает, что на долю лизинга в новых инвестициях в оборудование приходится 15-20%, а в некоторых странах, как США, Великобритания, Ирландия, более 30%.
Лизинг является одним из основных источников активизации инвестиционной деятельности, что так важно для нашей экономики.
Разработан и утвержден ряд законодательных и нормативных актов, регулирующих лизинговую деятельность, по мере возможности, создаются благоприятные условия для его развития. Приняты: Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» от 29.10.1998 г. №164-ФЗ. и 25 глава Налогового Кодекса РФ.
Переориентацией банков с рынка ценных бумаг на инвестиции в производство. При этом лизинг является более привлекательным финансовым механизмом, чем кредит, т. к. используется исключительно для покупки основных средств, которое, к тому же, выступает обеспечением сделки.
Большим потенциальным спросом на лизинговые услуги, связанным с потребностью предприятий в обновлении основных фондов и возможностью их осуществить без ощутимых первоначальных затрат.28
Осуществляя капиталовложения посредством лизинга, его участники получают три основных вида инвестиционных налоговых льгот:
Налоговый щит арендной платы, получаемый арендатором. В системе налогообложения арендные (лизинговые) платежи рассматриваются как операционные (текущие) расходы и включаются в себестоимость продукции (услуг), тем самым, уменьшая налогооблагаемую базу арендатора. Величина налогового щита определяется как сумма арендных платежей, умноженная на ставку налогов с прибыли арендатора.
Процентный налоговый щит лизингодателя, берущего кредит на приобретение сдаваемого в аренду имущества. Относя проценты по кредиту на себестоимость продукции (услуг), лизингодатель уменьшает налогооблагаемую базу налогов, уплачиваемых из прибыли. Величина этого щита определяется как сумма процентов по кредиту на приобретение сдаваемого в аренду имущества, умноженная на ставку налогов с прибыли лизингодателя.
Амортизационный налоговый щит лизингодателя как собственника объекта лизинга. Амортизационные льготы являются следствием амортизации лизингового имущества. Поскольку амортизационные отчисления включаются в себестоимость продукции (услуг), то на их величину уменьшается и налогооблагаемая база лизингодателя. Величина этого щита определяется как сумма амортизационных отчислений на восстановление арендуемого имущества, умноженная на ставку налогов с прибыли лизингодателя.
В действующей налоговой системе лизингодатель и арендатор получают инвестиционные налоговые льготы, однако лизинговому финансированию соответствует и дополнительное налогообложение:
Государство при лизинге получает возможность облагать налогами непосредственно арендные платежи. Если объектом налогообложения являются собственно арендные платежи, то сумма получаемого лизингодателем арендного дохода уменьшается на величину налогов, рассчитанных по установленным для этого налогообложения ставкам. Лизинговые платежи всегда приравниваются к ренте, которую лизингодатель обязательно должен включать в облагаемый налогом доход. Получаемый лизингодателем арендный доход уменьшается на величину налоговых отчислений по установленной ставке налога на прибыль.
Будущие налоговые условия лизингового финансирования капиталовложений играют едва ли не решающую роль в оценке эффективности лизинга его участниками. Если бы участники лизинга сравнивали начальную сумму арендного финансирования только с общей величиной последующих лизинговых платежей, рассчитанной по общепринятой методике, то получилось бы, что лизингодатель может получить прибыль только за счет арендатора, и наоборот. Однако при одних и тех же арендных платежах денежные потоки лизингодателя и арендатора, определяются разными составляющими, поэтому редко совпадают по своим значениям. Если же участники лизинга сравнивают начальные суммы финансирования с общей величиной последующих денежных потоков, то лизинг может представлять денежный интерес для них обоих.
Если участники лизинга могут воспользоваться инвестиционными налоговыми льготами и ставка налога на прибыль лизингодателя выше ставки налога на прибыль арендатора, то экономический эффект может быть тем больше, чем: больше разница в ставках налогов на прибыль; выше ставки налогов на прибыль участников лизинга; шире налогооблагаемая база для уплаты налогов с прибыли; выше процентная ставка по кредиту; больше срок лизинга и позже производятся арендные платежи; выше норма амортизации в начале контракта при условии значительного ее снижения в последующее время. То есть график амортизационных отчислений должен быть нелинейным.29
Проанализировав факторы, влияющие на развитие российского лизингового рынка, можно отметить, что ключевым аспектом, определяющим тенденции развития рынка, является ликвидность лизингового оборудования. Основной тенденцией развития российского лизингового рынка остается развитие секторов, наиболее надежных с точки зрения инвестора. И наоборот, медленно или лишь при помощи государства развиваются сегменты менее ликвидных объектов лизинга. Именно ликвидность оборудования и становится определяющей для развития тех или иных сегментов лизингового рынка. Характером проектных рисков определяются и те инвесторы, которые финансируют этот проект.
Для снижения остроты указанных рисков возможны два варианта действий. Специализация лизинговой компании на определенном узком сегменте оборудования. Данная мера позволяет компетентно ориентироваться в сложившейся конъюнктуре, как поставщиков, так и потребителей, а при известных обстоятельствах и влиять на нее. Кроме того, подобный подход позволяет применить так называемую схему “мокрого лизинга”, предусматривающую наличие у лизинговой компании технической базы для обслуживания оборудования в период действия лизингового договора, а при необходимости его ремонта, модернизации и предпродажной подготовки.
В качестве другого варианта снижения риска финансовых потерь при продаже предмета лизинга при расторжении договора можно рассмотреть отказ лизинговых компаний от работы с технически сложными и несерийными образцами продукции не имеющими развитого вторичного рынка. Однако при этом в значительной степени теряется общепризнанная в мировой практике суть лизинга, предусматривающая переход при помощи этого финансового механизма на более совершенные, а соответственно, и более сложные технологию и технику.
В связи с этим более правильным подходом к решению проблемы является поиск и установление партнерских связей с надежными поставщиками и производителями, предлагающими в качестве одной из услуг при продаже своих изделий обязательство его обратного выкупа.
Вместе с тем отказ лизингополучателя от полного исполнения лизингового договора зачастую является не следствием воздействия каких-то внешних причин, которые нельзя было ни предвидеть, ни предотвратить, а следствием недостаточно подробной оценки лизингодателем финансового состояния Клиента, его деловой репутации и кредитной истории. Однако детальная проработка каждого лизингополучателя ведет как к увеличению накладных расходов лизингодателя, а, следовательно, увеличивает стоимость лизинга, так и удлиняет сроки оформления сделки. Все это негативно сказывается на привлекательности лизинговой схемы для потребителя. В данном вопросе значительную помощь могли бы оказать создаваемые кредитные бюро. Однако до сих пор не ясно, как сложится система взаимодействия банков и лизинговых компаний в этом вопросе.30
Проблема корректировки законодательства, которая была затронута выше, не может быть решена силами одной лизинговой компании. К сожалению, некоторые корректировки Налогового кодекса и Закона “О лизинге”, разрабатывавшиеся в стенах Российской ассоциации лизинговых компаний, не нашли своего логического завершения, не говоря уже о внесении более радикальных изменений, которые насущно необходимы лизинговому сообществу для развития. Может быть, банки и лизинговые компании, достигнув наконец понимания взаимовыгодности совместной работы, смогут сдвинуть дело с мертвой точки.31
Так как тема дипломной работы связана с лизингом автомобилей, следует отметить основные моменты развития данного направления лизинга:
усиление государственной поддержки
усовершенствование налогового законодательства
расширении географии
приход на рынок зарубежных компаний
снижению суммарного удорожания автолизинга
расширение линейки услуг и их привлекательности
автоматизированное принятие решений и оформление договоров
сделки станут прозрачнее для клиентов, и лизинг по популярности станет сопоставим с кредитом.
Первоочередной задачей для использования этих возможностей становится развитие информационной инфраструктуры российского лизингового рынка. Для этого необходимы усилия всех участников лизингового рынка — это признают руководители ведущих рыночно ориентированных лизинговых компаний. Пока же усилия по развитию лизинговой культуры в России, хотя и существуют, но крайне разобщены. Практика координации усилий лизинговых компаний давно и эффективно применяется на Западе — во многих странах такие ассоциации имеют мощные лоббистские возможности. Для развития информационной инфраструктуры лизинговой деятельности в России ключевое значение имеет сбор информации о кредитоспособности лизинговых компаний — прежде всего, при помощи кредитных бюро и кредитных рейтингов независимых агентств.
Кредитные рейтинги способны обеспечить прозрачность лизинговых компаний и их клиентов, высокое удобство работы для всех сторон сделки, увеличить скорость обработки заявок на предоставление лизинговых активов. Кредитный рейтинг лизингополучателя важен как для инвестора, который фактически кредитует конечного лизингополучателя при посредничестве лизингодателя, так и для самой лизинговой компании.
Кредитный рейтинг лизингодателя важен для инвестора с точки зрения оценки его финансового состояния, качества управления, учетной и налоговой политики. Поэтому развитие рейтинговой культуры на российском лизинговом рынке позволит в короткие сроки решить большую часть основных проблем участников этого рынка. Долгосрочное преимущество применения рейтингов заключается в формировании рейтинговой истории лизингополучателями и лизинговыми компаниями, что играет решающую роль при выходе компаний на рынок международного и иностранного финансирования. А выйдя на международный рынок заемного капитала, лизинговый бизнес станет не только эффективным механизмом финансирования, но и стабилизатором всей российской финансовой системы.
studfiles.net
История лизинга в России | ООО «Альфа-Лизинг»
Лизинг в России применяется не столь широко как в большинстве стран с развитой рыночной экономикой. Теперь обычно выделяют три периода развития лизинга в России в связи с принятием нормативных документов и становлением российского законодательства о лизинге. Определяя настоящий 4-й период развития, его можно охарактеризовать как реформирование ранее созданного правового регулирования лизинга в РФ.
Первый период
Первый период, до начала 1990-х гг., характеризуется отсутствием какого-либо законодательства, имеющего отношение к лизингу. В 1980 годах лизинговой деятельностью эпизодически занимались лишь крупные внешнеторговые организации бывшего СССР. Лизинг рассматривался ими прежде всего как одна из форм приобретения и реализации такого оборудования, как крупногабаритные универсальные и другие дорогостоящие станки, самолеты, морские суда, автомашины, ЭВМ и т. д., «с использованием специальной формы кредита», под которой подразумевался лизинг.
В начале рыночных реформ (в период перестройки) в СССР лизинговые операции начали более широко практиковать во внешнеторговых организациях, например, таких как: «Автоэкспорт», «Совтрансавто», «Авиаэкспорт», «Совкомфлот», «Совфрахт», «Трактороэкспорт».Разновидностью лизинговой операции, активно применявшейся Минморфлотом СССР, являлся «бербоут — чартер» — наем морского судна без экипажа. На условиях аренды в СССР использовались иностранные контейнеры.
Внутренний лизинг не получал какого-либо заметного развития до середины 1989 года — до начала перевода предприятий на арендные формы хозяйствования.
Заметным явлением в становлении начальных правил применения аренды и лизинга стали Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде от 23 ноября 1989 года № 810-1 и письмо Госбанка СССР от 16 февраля 1990 года № 270 «О плане счетов бухгалтерского учета», в котором был представлен порядок отражения аренды и лизинга в бухгалтерском учете.
Второй период
Второй период развития лизинга продолжался с начала 1990 гг. до середины 1990 гг. В деятельности предприятий начали появляться договоры, которые носили в себе элементы лизинговых сделок. Однако лизинговое законодательство федерального уровня по-прежнему отсутствовало. Тем не менее, лизинг развивался с применением норм законодательства об аренде. До 1996 г. лизинг мог осуществляться в качестве сделок, «хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему».
В 1993 г. лизинг был классифицирован как вид услуг финансового посредничества. В то время Правительством с целью обновления основных фондов продолжали создаваться лизинговые компании с участием госбанков и других государственных структур. Например, в июне 1991 г. была создана, а с декабря того же года приступила к деятельности международная лизинговая компания «Евролизинг». Ее учредителями стали в том числе Внешэкономбанк СССР, Совморфлот и Госснаб СССР. Наряду с этим в начале 90 гг. появились и первые коммерческие (негосударственные) лизинговые компании, в основном учрежденные банками.
Третий период
Третий период в развитии лизинга в России ( с середины 90-х гг. до 2002 г.) характеризуется принятием специального законодательства о лизинге.
Создаваемые профессиональные объединения со временем стали приобретать формальную основу. Например, в октябре 1994 года была создана Российская ассоциация лизинговых компаний «Рослизинг».
Нормативные акты, способствующие развитию лизинговых отношений, принимались на региональном уровне, а также на уровне министерств и ведомств. На протяжении более чем четырех лет (с сентября 1994 г. до октября 1998 г.) действовало постановление Правительства РФ «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности» от 29 июня 1995 г. № 663, продлеваясь, дополняясь и меняясь в своей редакции пять раз в течение этого времени. И еще два постановления, принятые Правительством РФ, сыграли важную роль в развитии российского лизинга:
- постановление № 1133 (ноябрь 1995 г.) предусматривало, что лизингополучатель может включать лизинговые платежи в состав затрат;
- постановление № 752 (июнь 1996 г.) регламентировало, что стороны договора лизинга могут применять механизм ускоренной амортизации к активам, являющимся объектом финансового лизинга, при отражении таковых в своей финансовой отчетности;
8 февраля 1998 г. Президент подписал ФЗ N 16 «О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА «О международном финансовом лизинге». Однако реальные события последних лет свидетельствуют о том, что существенного положительного влияния на прогресс нашей экономики подобные показные мероприятия не оказывают.
Так, при присоединении России к Оттавской Конвенции 1988г. усилий было потрачено немало: общественность и правительство уверяли, что российский лизинг не может без Конвенции развиваться; что это будет прорыв на мировой рынок и т. д. Когда же Россия присоединились, то оказались в одной компании лишь с Нигерией, Панамой, Латвией, Венгрией, Белоруссией. Из развитых стран к этой конвенции присоединились лишь Италия и Франция (с оговорками). Конвенция не получила широкого признания во всем мире — к ней присоединилось лишь 8 стран, из которых 3 — бывшие республики СССР (в том числе Россия).
Важным событием в становлении лизинга в России стало принятие Второй части ГК РФ, которая вступила в силу в марте 1996 года. С тех пор все нормативные документы, регулирующие отношения финансовой аренды (лизинга), должны были рассматриваться в соответствии с ГК.
29 октября 1998 был принят ФЗ N 164 «О лизинге». В общей структуре законодательных актов РФ место собственно закона «О лизинге» в тот период времени не просматривалось. Он был обречен на противоречие с ГК РФ. Поэтому, в последствии закон стал более формальным документом, воспроизводящим основные положения главы 34 ГК РФ и, несколько расширяя их, но не лучшим образом.
Четвертый период
Четвертый период развития лизинга начался во второй половине 2001 г. и продолжается в настоящее время. Он характеризуется реформированием законодательства, регулирующего лизинговую деятельность. Наиболее существенные изменения таковы: вступившая в действие в начале 2002 г. 25-ая глава Налогового Кодекса отчасти закрепила имеющийся льготный налоговый режим для проведения лизинговых операций в России.
Если же рассматривать современную российскую правовую базу для лизинга подробнее, то очевидно, что в ней существует большой ряд проблем. Закон о лизинге продолжает действовать теперь в новой, но по-прежнему несовершенной форме.
alfaleasing.ru
Лизинг в России
Содержание
Введение
1. Экономическая сущность и значение лизинга
1.1 Понятие, сущность и виды лизинга
1.2 Преимущества и недостатки лизинга
2. Анализ рынка лизинговых услуг за рубежом и в России
2.1 Особенности мирового развития лизинга
2.2 Анализ рынка лизинговых услуг в России
3. Мероприятия по совершенствованию и перспективы развития рынка лизинга
3.1 Проблемы рынка лизинговых услуг и перспективы его развития
3.2 Порядок расчета лизинговых платежей
Заключение
Список литературы
Приложения
Мировой опыт свидетельствует, что использование механизма лизинга является важнейшим источником финансирования для предприятий во многих странах независимо от их величины или уровня развития. Особенно важен лизинг для стран с развивающейся и переходной экономикой, поскольку он позволяет обеспечить дополнительный приток финансирования в производственный сектор, таким образом способствуя увеличению объемов внутреннего производства и развитию финансовых механизмов, доступных в том числе мелким и средним предприятиям. С другой стороны, лизинг является эффективным и высокодоходным инвестиционным инструментом, который обеспечивает доступ к финансовым ресурсам для предприятий, не имеющих возможность привлекать банковские кредиты.
В последние годы рынок лизинговых услуг в России переживает стадию быстрого роста. На протяжении 2002-2005 гг. ежегодные темпы его прироста примерно равны 50 %. Значительное количество предприятий начинает рассматривать лизинговые схемы как один из основных вариантов финансирования своих проектов. Для многих поставщиков автомобильной техники, оборудования и прочих основных средств лизинг становится важным альтернативным способом сбыта их товара. В связи с этим неизбежно возникают следующие вопросы: в чем состоят основные преимущества лизинга, в каких направлениях он будет развиваться в ближайшем будущем.
Вопросам становления лизинговых отношений в российской экономике посвящено большое количество монографий и статей в периодической печати. В экономической литературе получили отражение вопросы, касающиеся определения сущности и функций лизинга, вариантов его использования в хозяйственной деятельности различными субъектами рыночной экономики. Этой стороне лизинга посвящены труды А.М. Акиндинова, В.П. Голощапова, Е.В. Кабатовой. Историческим, правовым и практическим аспектам применения лизинга в современных российских экономических условиях, а также различным аспектам формирования отечественного лизингового рынка уделено пристальное внимание в общеэкономической и финансовой периодике — в статьях А.А. Кулешова, Н.В. Медведевой, С.К. Николаевой, К.М. Парфенова, Л.В. Никифорова и других авторов.
Цель данной работы состоит в исследовании экономической сущности лизинга, места и роли лизинга в рыночной экономике, особенностей становления и развития лизинговых отношений в современной России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— раскрыть понятие, сущность и виды лизинга;
— раскрыть преимущества и недостатки лизинга;
— провести анализ и определить тенденции развития лизинга в России;
— исследовать порядок расчета лизинговых платежей;
— предложить мероприятия по совершенствованию и развитию лизинга.
Объектом исследования дипломной работы является сущность лизинга. Предмет исследования – возникновение и развитие лизинга как специфической формы арендных отношений, особенностей его формирования в России.
Теоретическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам лизинга. В работе использовались данные российских лизинговых компаний, а также многочисленные публикации в периодических изданиях по указанной проблематике, федеральные законы и постановления, касающиеся особенностей функционирования и развития лизинга.
Информационной базой послужили данные официальной статистики, материалы выборочных наблюдений, научные труды, текущая экономическая периодика, информация из сети Интернет.
В исследовании применялись методы системного, сравнительного анализа, статистической обработки данных, схематической интерпретации рассматриваемых явлений и процессов.
mirznanii.com
Лизинг в России
Негосударственное частное образовательное учреждение
Южный институт менеджмента
Анапский филиал
Курсовая работа
по дисциплине
«Деньги, кредит, банки»
Тема: «Развитие лизинга в России»
Работу выполнил:
Студентка 4-го курса,
заочного отделения
группы 07-ФиК-ЗО
Полоева НН
Работу проверил:
Афанасьева ОМ
АНАПА 2010г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I.ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЗИНГА
1.1 Понятие и функции лизинга
1.2 Формы и виды лизинга
1.3 История развития лизинга в России
ГЛАВА II. ЛИЗИНГ В СУДОСТРОЕНИИ
2.1. Анализ судостроительного лизинга в России
2.2. Влияние лизинга в судостроении на экономику России
ГЛАВА III. СТРАТЕГИЯ ЛИЗИНГА В РОССИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность развития лизинга в России обусловлена, прежде всего, неблагоприятным состоянием парка оборудования (значительный удельный вес морально устаревшего оборудования, низкая эффективность его использования, необеспеченность запасными частями и т. д.).
Сегодня существует мировая практика кооперации как внутри стран, так и международная в использовании промышленного оборудования, машин, новых технологий, сооружений промышленного назначения через особую форму предпринимательской деятельности — лизинг.
Лизинг является важным источником среднесрочного и долгосрочного финансирования предприятий в странах, как с развитой, так и с переходной экономикой. Особую роль в развивающихся странах он играет в качестве эффективного средства увеличения активов лизингополучателей, в частности малых и средних, особенно вновь созданных предприятий, играющих ключевую роль в вопросах обеспечения занятости, внедрения инноваций и развития конкуренции в этих странах.
В настоящее время на рынке лизинговых услуг работает большое количество лизинговых компаний, число которых постоянно растет. Эти компании способны привести в движение высвобождающиеся производственные мощности и значительно удовлетворить потребности промышленных и коммерческих предприятий в использовании оборудования (имущества). Причем при дефиците финансовых ресурсов, эти структуры способны помочь выжить многим предприятиям, обеспечив технологическое оснащения их производства, то есть заложить основы для экономического роста. По сути, лизинг — это очень выгодная форма инвестиций для предприятий, обновляющих парк производственного оборудования, а также для фирм, желающих, расширить рынок сбыта.
Исходя из этого, необходимо отметить позитивность лизингового механизма и актуальность выбранной темы работы. Выбор мною данной темы определили ряд причин.
Во-первых, рынок лизинговых услуг в России весьма молод и мало освоен.
Во-вторых, лизинг, является весьма перспективным направлением для работы. Долголетний опыт использования лизингового механизма в предпринимательской деятельности многих стран мира позволяет сделать вывод о его эффективности. Исходя из этого и существующего положения в России, необходимо отметить позитивность лизингового механизма.
И, наконец, в-третьих, с помощью лизинга реально могут быть привлечены инвестиции, необходимые для наиболее уязвимых звеньев российской экономики.
Целью данной работы является рассмотрение сущности лизинга и выявление его преимуществ по сравнению с традиционными формами финансирования, а также обоснование мероприятий по развитию и улучшению лизинга в России.
При реализации данной цели решались следующие задачи:
— Определение лизинга и его классификация;
— Описание основных преимуществ лизинга;
— Изучение особенностей развития лизинга в судостроении;
Основными методами исследования стали: метод сравнения, аналитический и табличный.
ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЗИНГА
1.1. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ ЛИЗИНГА
лизинг финансирование судостроение
Идея разделения права владения и права собственности и извлечения выгоды из владения известна с незапамятных времен, а рождение и распространение современного лизинга еще раз подтверждает, что новое — это хорошо забытое старое.
Лизинг — вид инвестиционной деятельности, по приобретению имущества и передачи его на основании договора лизинга физическим и юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингодателем.
Классический лизинг носит трехсторонний характер взаимоотношений: продавец (поставщик) имущества, лизингодатель, лизингополучатель.
Лизинговая операция осуществляется по следующей схеме. Будущий лизингодатель нуждается в некотором имуществе, для приобретения которого у него нет свободных финансовых средств. Тогда он находит лизинговую компанию, которая располагает достаточными финансовыми средствами, и обращается к ней с деловым предложением о заключении лизинговой сделки. Согласно этой сделке, лизингополучатель выбирает продавца, располагающего требуемым имуществом, а лизингодатель приобретает его в собственность и передает лизингополучателю во временное пользование за оговоренную в договоре лизинга плату. По окончании договора в зависимости от его условий имущество возвращается лизингодателю или переходит в собственность лизингополучателя.
В случае реализации дорогостоящего проекта число участников сделки увеличивается. Это, как правило, происходит за счет привлечения лизингодателем к сделке новых источников финансовых средств (банков, страховых компаний, инвестиционных фондов и т.п.).
С точки зрения имущественных отношений лизинговая сделка состоит из двух взаимосвязанных составляющих: отношений по купле-продаже и отношений, связанных с временным использованием имущества. С точки зрения обязательственного права эти отношения могут быть реализованы с помощью двух видов договора: купли-продажи и лизинга (передачи имущества во временное пользование).
В случае если в договоре лизинга предусмотрена продажа имущества после окончания срока договора, то отношения по временному использованию переходят в отношения купли-продажи, только теперь между лизингодателем и пользователем имущества.
Все этапы лизингового процесса тесно связаны между собой. Так, отношения по временному использованию имущества (договор лизинга) возникают только после реализации договора купли-продажи. Можно сказать, что в лизинговой сделке исполнение одного договора дает толчок к возникновению следующей сделки, а участники лизингового процесса тесно взаимодействуют между собой на разных этапах.
Напервом этапе изготовитель оборудования и лизингодатель, заключая договор купли-продажи, выступают как продавец и покупатель. При этом пользователь имущества, юридически не участвуя в договоре купли-продажи, является активным участником этой сделки, выбирая оборудование и конкретного поставщика. Все технические вопросы реализации договора о купли-продажи (комплектность, сроки и место поставки, гарантийные обязательства, порядок приемки и т.п.) решаются между изготовителем и лизингополучателем, на лизингодателя ложится обязанность финансового обеспечения сделки.
На втором этапе покупатель имущества сдает его во временное пользование, выступая как лизингодатель. Однако отношения по второму договору не замыкаются между пользователем и лизингодателем. Продавец имущества, хотя и заключает договор купли-продажи с лизингодателем, несет ответственность за качество оборудования перед пользователем.
Если оценивать важность и главенствующую роль отдельных составляющих комплекса лизинговых отношений, то определяющими, конечно же, являются отношения по передаче имущества во временное пользование. Отношениям по купле-продаже отводится второстепенная роль.
По сути, экономическая сущность лизинга сводится к следующему:
— В качестве капитала в финансовой аренде используется не имущество, находящееся в собственности владельца, а «универсальный» капитал – денежные средства, на которые можно приобрести необходимое арендатору имущество;
— Она исключает убытки, связанные с продажей имущества, которое может оказаться невостребованным, или с потерей свойств этого имущества при хранении;
— Возможность арендатора взять в аренду имущество со свойствами, полностью отвечающими предъявляемым к нему требованиям;
— Возможность арендодателя отстранится от участия в передаче арендованного имущества, а, следовательно, и возможных претензий к его свойствам;
— Возможность приобретениялизингополучателем арендованного имущества в собственность по окончанию срока аренды.
Исходя из су
mirznanii.com
Развитие лизинга в России
Мадалиева Людмила СайдалиевнаМагистрант НИ ТГУ ВШБ, Россия, г.ТомскE-mail: [email protected]Научный руководитель: Рюмина Юлия Александровна канд. экон. наук, доцент, НИ ТГУ ВШБ, Россия, г.Томск
Лизинговый бизнес в нашей стране за последние 27 лет не только прошел достаточно большой и активный путь своего развития. Первая лизинговая компания появилась в России в 1989 году, на сегодняшний день действует около двухсот компаний, осуществляющих лизинговые операции.
Лизинг – это вид арендных отношений, в которых участвуют три субъекта: лизингополучатель, лизингодатель, фирма-производитель требуемого лизингополучателю оборудования, техники и т.п. Лизингодатель – лизинговая компания – это посредник между двумя фирмами: фирмой, которой необходимо оборудование, и фирмой, которая это оборудование производит.[1].
При этом каждый преследует свои цели и получает свою выгоду: лизингополучатель получает оборудование того производителя, которое ей необходимо для реализации своих бизнес — идей, причем при минимальных единовременных затратах, а лизингодатель имеет рынок сбыта, т.е. продает свою продукцию лизинговой компании, а лизинговая компания как посредник получает вознаграждение.
Следует отметить, что лизингополучатель также имеет свои финансовые выгоды:
— уменьшение налоговых платежей по налогу на прибыль организаций, так как лизинговые платежи относят на себестоимость продукции, что уменьшает налоговую база по названному налогу;
— экономия на налоге на имущество организаций, так как ускоренный режим амортизации предмета лизинга сокращает срок уплаты налога в связи с более быстрым достижением периода полной амортизации и уменьшает налоговую базу по налогу на имущество;
— возможность постепенной уплаты НДС в составе лизинговых платежей и возможность зачета НДС (в отличие от ситуации при кредитовании).
Лизинг является одним из самых прогрессивных методов финансирования производства, способным предоставить современным предприятиям доступ к самой передовой технике.
Лизинг в наше время это один из немногих способов долго — и среднесрочного финансирования, которые доступны российским организациям.
Тем не менее, можно сказать о том, что объем лизинговой деятельности в России невелик, а темпы роста не очень быстры. Развитие рынка лизинговых услуг сталкивается с рядом серьезных ограничений объективного и субъективного характера, которые можно разделить на три группы:
— препятствия технического характера — такие как несовершенство отдельных законодательных норм и правоприменительной практики в сфере лизинга и близких областях;
— препятствия, имеющие системный характер для российской экономики — то есть не только для лизингового бизнеса, но и для всей предпринимательской деятельности в России;
— препятствия, обусловленные исключительно «юностью» российского рынка лизинга. [2].
Рынок лизинговых услуг зависит от общей экономической ситуации в государстве. С этой точки зрения в последнее время в России были и будут возникать положительные факторы, которые так или иначе могут повлиять на положительную динамику роста. К числу таких факторов можно отнести прошедшую сочинскую Олимпиаду, присоединение Крыма к России, предпринимаемые меры со стороны правительства в поддержку отдельных сфер экономики, улучшение политики лояльности по отношению к молодым российским бизнесменам (налоговые каникулы, упрощенные механизмы регистрации ИП).
Для поддержки стратегически важных секторов российской экономики в 2015 году были продлены действующие и введены новые антикризисные программы. Часть госпрограмм была реализована путем субсидирования затрат предприятий на приобретение оборудования и техники посредством лизинга. Позитивные отклики как от самих клиентов, так и от лизингодателей получила программа льготного лизинга автотранспортных средств 2015 года. [3].
Можно сделать выводы, что лизинговая отрасль в России имеет очень большие перспективы. Эти перспективы обусловлены темпами экономического роста, высоким уровнем износа основных средств, налоговыми льготами, малой долей лизинга в ВВП. Очень серьезными проблемами являются — низкая платежеспособность клиентов, несовершенство правовой базы в сфере лизинговой деятельности, рост конкуренции и отсутствие системы страхования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Керина Э.Н., Чикишев Е.В. Лизинговая деятельность в РФ: факторы, определяющие стоимость лизинга// Труды Братского государственного технического университета. Серия: Естественные и инженерные науки. 2013. Т.2. С. 89-92.
2. Беляев П.А., Завьялова Н.Б. Лизинг как перспективный инструмент финансирования промышленности / Российское предпринимательство. 2012, №6 С. 133-141
3. Эксперт РА. Рынок лизинга [Электронный ресурс]. Режим доступа: www/all-leasing.ru
journalpro.ru