Воскресенье , 22 декабря 2024
Бизнес советы / Импринт что это – Импринт и импринтинг в психологии: что полезно об этом знать? | Психология

Импринт что это – Импринт и импринтинг в психологии: что полезно об этом знать? | Психология

Содержание

Импринт и импринтинг в психологии: что полезно об этом знать? | Психология

И обнаружил: только что вылупившиеся пушистые комочки за свою маму готовы принять первый движущийся объект, который попадется на глаза. Целая стайка малышей признала в этом качестве самого экспериментатора, а признав, неотступно следовала за ним, призывно крякая. Один глупыш «назначил» мамой… обыкновенный мячик, другой — воздушный шарик.

К. Лоренц назвал это явление импринтингом — ранним запечатлением. Возникая на заре жизни, оно сохраняется на всю жизнь.


Тот же утенок, когда вырос, был абсолютно равнодушен к юным соплеменницам, зато активно «ухаживал» за любым круглым движущимся предметом, т. е. импринтинг матери перенесся и на подругу. Это означает, что результаты импринтинга не поддаются изменению — они необратимы, поскольку некая информация стойко запечатлевается в памяти.

А потом оказалось, что импринтинг присущ не только животным, но и человеку. Неоценимый вклад в создание импринт-концепции в рамках психологии эволюции внесли Тимоти Лири и его последователь Роберт Антон Уилсон. Необходимо также назвать имена Эриксона и Р.Дилтса. Последний дал весьма точное определение:

«Импринт (буквально от англ. imprint — запечатлевать, оставлять след) — это имеющий большое значение опыт или последовательность жизненных опытов прошлого, сформировавших у человека убеждение или целую совокупность убеждений».

Итак, что же полезно знать об этом?

Импринтинг совершается в течение определенных, обычно весьма ограниченных, периодов жизненного цикла (которые называются сенсибильными, критическими, моментами импринтной уязвимости), причем протекает очень быстро и неосознаваемо. Границы личного «Я» в импринте размыты, т. е. важны не только личностные проявления, но и система отношений со Значимыми Другими, вовлеченными в ситуацию. Поясним: речь идет о бессознательном подражании реакциям этих самых значимых, и это формирует опыт.


Импринт не обязательно негативен, он может быть и благоприятным для развития личности. Все зависит от характера реакции на возникающие импринтинговые обстоятельства. Это, в частности, подчеркивал Тимоти Лири в «Семи языках Бога», отмечая, что импринты могут быть важным позитивным опытом, приводящим к полезным убеждениям, и лишь при травмировании являются проблематичным опытом, который ведет к ограничивающим убеждениям.

Импринты могут складываться в сложные системы, особенно при наличии более поздних травматических запечатлений, которые усиливают более ранний импринт. А проявляются они, например, в виде ощущения «тупика» в жизни, т. е. безысходности, неспособности, покинутости, никчемности и т. д.

Несмотря на необратимость результатов импринтинга, их можно нейтрализовать. В разных направлениях психологии существуют отличные друг от друга подходы к этому процессу, но прежде всего важно понять, в чем он заключается. Ли Кэрролл приводит любопытную метафору для объяснения:

«Представьте себе следующее: вода в шланге для полива лужайки постоянно находится под давлением. Давление обеспечивает крупная водонапорная станция, и оно есть всегда. Однако, установив регулируемые разбрызгиватели воды, вы можете контролировать это давление или даже полностью свести его на нет. Таким образом, для нейтрализации чего-то требуется что-то добавить».

По Т. Лири и Р. Уилсону,

«наша нервная система содержит восемь потенциальных контуров, или „уровней“, или мини-мозгов. Четыре таких мини-мозга расположены в обычно активном левом полушарии головного мозга и связаны с нашим земным выживанием; четыре других контура — внеземные, они находятся в „молчащем“, или неактивном, правом полушарии и найдут свое применение в ходе нашей будущей эволюции. Это объясняет, отчего на данной стадии нашего развития правое полушарие мозга обычно пассивно».

А теперь посмотрим, что это за контуры…

Контур биовыживания. В нем программируются комплексы Питательно-Полезных Вещей и Вредно-Опасных. При импринтинге создается установка «доверия-подозрения». Считается, что увлечение наркотиками связано с желанием возвратиться в младенчество.

Эмоциональный контур. Он срабатывает на стадии «от ползанья — к хождению» и проявляется в территориальных притязаниях, вникании в семейные дела и отношения, выявлении характера принятия решений. Именно в это время формируется эгоизм или альтруизм.

Манипулятивно-символьный контур. Он задействуется в том возрасте, когда ребенок научается манипулировать предметами и обмениваться осмысленной речью с окружающими. При благоприятных условиях человек приобретает ловкость, а также умение толково излагать свои мысли. Но здесь же — увы — можно заразиться и «тупостью».

Социополовой контур. Он связан с передачей родовой и этнической культуры через поколения и становится активным в период полового созревания, и, соответственно, определяет сексуальную роль человека на всю жизнь. Негативный импринт может привести к половым извращениям, фетишизму и т. п.


Нейросоматический контур. Его называют «мозгом тела», а импринтинг может происходить в условиях полного или частичного лишения внешнего воздействия одного или более органов чувств (сенсорная депривация), общественной изоляции, физиологического стресса или сильного шока, пребывания в невесомости. Открытие этого контура практикуется в шаманизме, тантризме, хатха-йоге. Это контур наслаждения, достижимый не любым и каждым.

Нейроэлектрический контур. Его именуют «универсальным транслятором», а состояние, которое характерного для него — «сознанием абстрактного» и «метапрограммированием». Согласно психологии эволюции, этот уровень может позволить общаться без инструментов манипулятивно-символьного тоннеля реальности, в частности, с помощью телепатии.

Нейрогенетический контур. Как полагают авторы, этот тоннель реальности запускается, когда возникает диалог между ДНК и РНК, и он дает внетелесный опыт, характерный для раджа-йоги, и его можно считать генетическими архивами.

Нейроатомный контур. По мнению Кеннета Ринга, это проявление «космического бессознательного», охватывающего внутренние квантово-механические связи в человеке, которые не нуждаются в биологической оболочке. А Р. А. Уилсон добавляет: «Когда нервная система подключается к этому контуру квантовых уровней, пространство и время исчезают».

Кто-то может отнестись с сомнением к возможности существования высших уровней, но тут уж право каждого: принимать или не принимать, соглашаться или не соглашаться… Так ведь?

shkolazhizni.ru

Что такое импринты и как снять психологические блоки

Ваш импринт – это духовные «отпечатки пальцев».

Он представлен на клеточном уровне и взаимодействует

с вашей ДНК, с вашей биологией.

Ли Кэрролл

Когда речь идет о воспитании детей, я всегда говорю: даже мелочи имеют значение. Потому что у каждого из нас формируется импринт, с которым мы живем всю дальнейшую жизнь.

Что это такое?

Термин получен от английского слова “imprint”, буквально переводится как “оставлять след”, “запечатлевать”. Это тот опыт или комплекс событий из прошлого, которые сформировали у человека одно или очень много убеждений. Поэтому в будущем придется поднимать вопрос, как избавиться от детских комплексов уже во взрослой жизни.

Давайте представим ситуацию. Семья гуляет в парке. И вдруг кто-то из родителей решил дать ребенку денег на мороженое. Так как подсознание не имеет логики и интеллекта, то в импринт войдет передача денег, удовольствие, которое ребенок получает от того, что сам пойдет за покупкой, и все сопутствующие процессы, которые происходили в эту секунду. Будет включено абсолютно все: какая музыка играла на улице, какие в воздухе были запахи, какая машина (марка и цвет) была припаркована рядом с местом, где ему передавали эти 15 копеек.

Все это станет одним образом. Но в импринт также будут включены слова, произнесенные родителями, и они превратятся в оперативные команды, которые, в уже взрослом возрасте, человек не сможет самостоятельно отменить. По сути, это психологические блоки, с которыми вам придется жить всю жизнь.

Например, это могут быть слова “Только не потеряй деньги” — и сначала ребенок, потом уже взрослый человек, будет постоянно озабочен тем, чтобы не потерять деньги.

А как вы думаете, каким образом можно потерять, когда они есть? Никак. Единственный вариант — сделать так, чтобы денег не было изначально, ведь когда в руках есть купюры, действительно легко их потерять.

Давайте сразу разберемся с одним важным вопросом: чем ассоциация отличается от импринта?

В ассоциации есть эмоции, в которой одна запускает другую, и ассоциации могут создаваться многократным повторением ситуации. В импринте есть четкое запечатлевание целого комплекса переживаний, ощущений, общих образов, слов, мыслей. Эти слова и мысли становятся командами. Ассоциация привязана к внутреннему состоянию человека, а не к цвету машины, музыке, играющей на празднике и т.д..

Проявление импринта во взрослой жизни

Когда-то в детстве ребенку дали деньги в парке, где стояла красная машина. Он вырос, стал взрослым и устроился на работу. Каждый месяц он получает зарплату в банке, в котором основной цвет — красный. А если еще рядом со зданием постоянно стоит инкасаторская машина с логотипом банка, можно считать, что импринт сформирован.

Если спросить у этого человека, какой самый красивый цвет, велика вероятность, что он эмоционально ответит: “Конечно, красный!”

Импринт может быть позитивным и негативным — все зависит от эмоции, которая в него заложена. Если вместе с 15 копейками на покупку мороженого ребенку добавили подзатыльник, импринт будет неприятным. Если же сказали что-то приятное, поцеловали, погладили по голове — то позитивным.

Что делать, если красная машина вызывает негативный импринт?

У этого вопроса есть лучшая формулировка: как снять психологические блоки? От запечатлевания невозможно избавиться, но есть более приятный вариант: его можно нейтрализовать. Обычно приводят такое сравнение: обычно вода в шланге, который лежит на лужайке, всегда находится под определенным давлением, ведь его обеспечивает водонапорная башня. Но если вы установите регулируемые разбрызгиватели воды, то сможете либо контролировать давление, либо свести его к минимуму. Поэтому для нейтрализации негатива в импринте нужно что-то изменить.

И лучше это делать вместе с консультантом с портала — так вы гарантировано получите результат, а не еще больше усугубите запечатлевание.

www.consult4me.ru

Импринт | pro-psychology.net

Написал Alex в рубрике Статьи по психологии

Импринт – это имеющий огромное значение опыт или последовательность жизненных опытов прошлого, которые формируют у человека убеждение или систему убеждений. Главная функция импринтинга состоит в получении информации об окружающей среде и прочном закреплении полученных сведений, поэтому он оказывает сильное влияние на формирование личности. Импринтный опыт человек как правило получает в детстве.

 

Он может быть как благоприятным, так и негативным для развития личности. Все зависит от характера реакции на возникающие импринтные обстоятельства. Импринты могут быть важным позитивным опытом, приводящим к полезным убеждениям, и лишь при травмировании являются проблематичным опытом, который ведет к ограничивающим убеждениям.

 

Эти практически неизгладимые “впечатления” закладываются в моменты так называемой импринтной уязвимости. Импринтная уязвимость — определенное состояние психики в конкретные отрезки жизни, т.е. строго лимитирована по времени. В эти периоды мозг становится особенно восприимчив к специфическим сигналам, ключевым стимулам окружающей среды. Обычно последствия импринтирования сохраняются на всю жизнь или на большую ее часть.

 

Пример:

 

Питание для появившегося на свет ребенка связано с матерью, как первым источником питания, а точнее – с материнским соском. Мать – это для ребенка теплое, уютное, безопасное место. Поиск такой комфортной и безопасной зоны запрограммирован у новорожденного на уровне ДНК. Если ребенку тепло, уютно и он получает пищу, в результате импринтирования, формируется ряд положительных убеждений о мире и выживании в нем. Если же ребенок вместо этого переживает травмирующий опыт, то могут формироваться убеждения о том, что окружающий мир холодный и злой, а также страх по поводу выживания в нем. К примеру, работая с клиентом, который испытывал свою беспомощность в ряде ситуаций, мы вышли на травмирующий опыт, где он не мог получить грудь, испытывал бессилие по этому поводу. Это бессилие в достижении желаемого в дальнейшем распространилось на большую часть жизни клиента и при первых препятствиях в достижении цели он просто отказывался от дальнейших попыток. Для того, чтобы внести изменения в систему, мной был задан вопрос: «А как ты мог получить желаемое в этой ситуации?». И я получил ответ:»Плакать, кричать». Как только клиент понял это, пересмотрел импринтный опыт под новым углом, его система убеждений мгновенно переструктурировалась и вместо бессилия пришло понимание, что приложив определенные усилия в нужной точке можно получить результат.

 

То, что было проведено в примере, является реимпринтингом, по сути перепрограммированием, позволяющим расширить выбор способов мышления об импринте прошлого опыта. Этот выбор помогает изменить убеждения о себе и об окружающем мире.

pro-psychology.net

Импринты и Реимпринтинг

Техники НЛП: уровень НЛП-мастер

Импринты

Конрад Лоренц

Термин «imprint» был впервые описан в 1935 году Конрадом Лоренцом, лауреатом Нобелевской премии, австрийским этнографом и антропологом.

Исследуя поведение утят, Лоренц установил, что вылупившиеся из яйца малыши первым делом осуществляют поиск «образа матери». Единственное, что должен был делать претендент на роль матери, — это двигаться. Если появлялся двигающийся объект, утята начинали повсюду следовать за ним. Например, когда Лоренц прогуливался, они за ним начинали бегать. По прошествии одного дня с небольшим импринт матери у утят завершался. После этого они уже полностью игнорировали даже свою настоящую мать, если таковую им пытались вернуть, и в данном случае повсюду следовали за этим пожилым австрийцем.

Для одного из утят таким импринтом был воздушный шарик, и когда шарик перемещали с места на место, то утенок повсюду следовал за ним. Когда этот утенок вырос, он не обращал абсолютно никакого внимания на своих соплеменниц, и все его ухаживания и стремление образовать пару были направлены на любой круглый предмет. Это говорит о том, что когда утенок вырос, то импринт матери перешел также и на подругу.

Лоренц отмечал, что по своим свойствам запечатление существенно отличается от обычного, ассоциативного, обучения прежде всего тем, что оно происходит в определенные, достаточно узко ограниченные периоды развития. Второе отличие импринтирования состоит в том, что его эффект практически необратим и в обычных условиях не угашается. Однако, информация, запечатленная в импринте, может быть как полезной для адаптации в конкретном социуме, так и нет.

См. К. Лоренц. «Эволюция и модификации поведения» (1965, Evolution and Modification of Behavior).

Эриксон, Лири, Дилтс

Потрясающие терапевтические работы М.Эриксона с изменением или даже созданием опыта детских переживаний легли в основу метафор Линии Времени и Изменения Личной Истории в НЛП. Принцип Изменения Личностной Истории состоит в таком привнесении ресурса в прошлое человека, которое меняет не только его отношение к прошлому опыту, но и сегодняшнее состояние человека, расширяя диапазон выборов в актуальных жизненных ситуациях. В качестве такого ресурса может использоваться способность, которой человек в детстве не обладал, но развил позже, уже будучи взрослым.

Однако импринты оказались опытами особого типа.

Импринт (буквально от англ. imprint – запечатлевать, оставлять след) — это имеющий большое значение опыт или последовательность жизненных опытов прошлого, сформировавшие у человека убеждение или целую совокупность убеждений».
(Роберт Дилтс «Изменение убеждений с помощью НЛП», часть 3).

Тимоти Лири в «Семи языках Бога» отмечал, что импринты могут быть важным «позитивным» опытом, который привел к полезным убеждениям, или они могут травмировать, могут быть проблематичным опытом, который ведет к ограничивающим убеждениям.

Эти практически неизгладимые «впечатления» закладываются в моменты так называемой импринтной уязвимости (Импринтная уязвимость [БСЭ] — определенное состояние психики, в период которого может сформироваться импринт). Импринтинг происходит в конкретные отрезки жизни, т.е. строго лимитирован по времени. В эти периоды мозг становится особенно восприимчив к специфическим сигналам, ключевым стимулам окружающей среды.

В дальнейшем запечатленные образы играют ведущую роль в специфических поведенческих реакциях человека. Импринтирование, в отличие от кондиционирования (обуславливания, научения) (Кондиционирование — формирование, вырабатывание условных рефлексов; обуславливание, закрепляющее импринты активированного нервного контура, Т. Лири «Семь языков Бога»), не требует многократного стимулирования мозга для запоминания «образца поведения», «биопрограммы».

Если в период импринтной уязвимости не поступает ключевого стимула, то соответствующая биопрограмма не запускается либо запускается искаженно или не полностью.

Т.Лири установил, что при определенных условиях то, что было запечатлено в ранние переломные периоды, потом можно перепрограммировать (Т. Лири «Психоделический Опыт», «Психология Будущего»).

Для изменения опытов, связанных с импринтами, техники Изменения Личностной Истории оказалось недостаточно. Оказалось. что в импринте границы личного «я» размыты. В нем оказались впечатанными не только личностные проявления, но и система отношений со Значимыми Другими, вовлеченными в ситуацию имприна.

Ключи к решению этой задачи дало совместное исследование Роберта Дилтса (НЛП-моделирование) и Тимоти Лири (трансперсональная психология). Р. Дилтс и Т. Лири нашли способы входа в такое состояние, которое может способствовать перепрограммированию того, что они называли импринтами (см. выше). В результате в НЛП появилась модель Реимпринтинга.

С его помощью стало возможно изменение, с одной стороны, самого «проблемного» и «травматичного» опыта, с другой — «не осознаваемого, но существующего» и «состоящего из нескольких импринтов или поддерживаемого многими импринтами» опыта.

По статье Р.Киселева «Импринтинг», часть 2. Журнал «Вестник НЛП» №18

Реимпринтинг
по методу Роберта Дилтса и Тимоти Лири

Итак, импринт («запечатление») — это имеющий большое значение опыт или последовательность жизненных опытов прошлого, сформировавшие у человека убеждение или целую совокупность убеждений. В импринт часто включается бессознательное ролевое моделирование других людей, значимых в том опыте.

Ситуации проявления импринта часто переживаются как «тупиковые». Их отмечают чувства безысходности, неспособности, покинутости, никчемности и т.д.

Цель Реимпринтинга — расширить выбор способов мышления, измененить ограничивающие убеждения о себе и о мире, пересмотреть и обновить ранее сформированные ролевые модели.

Краткая схема Реимпринтинга

1. Подготовка

  • Ключ доступа к импринту.
  • Линия времени.
  • Диссоциированная мета-позиция: Хозяин и Автор всей своей жизни
  • Якорь диссоциации: мета-позиция.

2. Обнаружение импринта и инвентаризация ресурсов

  • Локализация  импринта на линии времени
  • Инвентаризация импринта и его эффектов: из позиции Хозяина и Автора
  • Инвентаризация потенциальных ресурсов Значимых Других
  • Инвентаризация потенциальных ресурсов Младшего Себя

3. Интеграция ресурсов и трансформация импринта

  • Внесение ресурсов и перепроживание импринта
  • Внесение изменений на линию времени
  • Проверка экологии и подстройка к будущему на линии времени.

Переходы:

Важная информация

www.isra-trainings.com

Техника НЛП Реимпринтинг

Полезные ссылки:
1) Демонстрация с Биллом (Дилтс)
2) Конфликт убеждений: Демонстрация с Ди (Дилтс) 
3) Техника: создание импринта достижение мастерства (Андреас) 
4) Книга Убеждения: пути к здоровью и благополучию (Дилтс)

Существует стандартная методика НЛП,  называемая  изменением личностной истории, в которой ресурс привносится в прошлое человека. Как правило, в ней используется  способность, которой человек в  детстве не обладал,  но развил уже будучи взрослым.

Однако в мы имеем обстоятельства, отличные  от тех, когда проблема   может  быть   решена   только   за  счет   изменения  собственных способностей, поскольку  вопрос заключается не столько в том,  какой  именно ресурс был  необходим  лично вам,  сколько  в  том, какой ресурс  требовался системе.  Нам  необходимо оздоровить  отношения,  а  не  только самих данных индивидов.

Импринт  —  это  не  просто  какое-то  травмирующее  событие  в  вашей  биографии. Это убеждение или формирующий личность опыт.

Он  не обязательно должен быть травматическим. Это то, что отражается в вашей личности. Процесс  реимпринтинга является результатом нашей совместной работы с Лири. Термин “imprint” восходит  к покойному Конраду  Лоренцу, который изучал утят с того момента, когда они вылуплялись из яйца. Он установил, что,  едва вылупившись  из  яйца,  утята  были  заняты  поиском  “образа  матери”.  Для определения  своей  матери  они  высматривали  всего  лишь  одну  конкретную субмодальность.  Единственное,  что должна  была  делать  их  мать,  —  это двигаться. Если появлялся двигающийся объект, они начинали повсюду следовать за ним.

Например,  когда  Лоренц прогуливался,  они за ним начинали  бегать. По прошествии одного  дня с небольшим импринт  матери у утят  завершался. После этого они уже полностью игнорировали даже  свою настоящую мать, если таковую им пытались вернуть,  и в  данном случае повсюду  следовали  за этим пожилым австрийцем.

Для  одного из утят таким импринтом был воздушный шарик, и когда  шарик  перемещали с  места на место, утенок  повсюду следовал за  ним.  Когда  этот утенок   вырос,   он  не  обращал  абсолютно  никакого  внимания   на  своих  соплеменниц,  и  все  его  ухаживания  и  стремление  образовать  пару  были направлены  на любой  круглый предмет.  Это  говорят о том, что когда утенок вырос, то импринт матери перешел также и на подругу.

Я считаю  —  и в этом мы  с  Лири единодушны, — что  это в  некоторой  степени  проявляется  и  у  людей. Если  в детстве  отец  наказывал девочку физически, то, повзрослев,  она  создаст  себе  один  любопытный  стереотип. Независимо  от ее  логического  понимания и от  того,  как  бы  ей  хотелось  поступать, у  нее часто будут складываться  отношения, в  которых  она будет подвергаться  грубому обращению,  поскольку  этот импринт  подобен архетипу, определяющему, какими должны быть отношения с мужчиной.

Если  в  детстве  девочка подвергалась  грубому  отношению  со  стороны матери,  то когда она вырастет,  вполне возможно, что  так или  иначе, будет грубо обращаться  со  своими собственными детьми, ненавидя  себя  за  это  и недоумевая,  почему  так  поступает.  Это означает, что  наш ранний  опыт не только  воздействует на наши чувства, но и создает  весьма глубинные ролевые модели отношений.

В  жизни  наступают  некоторые переходные периоды, когда вам необходимо будет прибегнуть к этой роли.  И нравится  она  вам  или нет,  но она  может оказаться единственной имеющейся у вас ролью.

Вы занимаете вторую позицию с этой ролевой моделью. Вы как бы начинаете исполнять чужую роль. Вся сила  этого процесса глубинного  ролевого  моделирования  впервые в полной мере  открылась  мне,  когда я работал  с  женщиной, страдавшей раком горла. Процесс  выздоровления у  нее  сопровождался тупиком,  и она  в конце концов заявила: “У меня такое чувство, как будто у меня отобрали горло.  Мое тело как будто совсем не мое”.

Поэтому  я предложил ей сконцентрировать внимание  на  этом  чувстве  и вернуться  в  своей  биографии назад.  Внезапно  ей  открылось очень  давнее воспоминание. Вот как она  описала его: “Я  еще совсем  маленькая девочка, а моя  мать  держит  меня и  трясет”.  Но  ее мимика  при  этом  была  мимикой агрессивной  мамаши, а  не беспомощного ребенка. Ее голос был полон ярости и  жестокости. И тогда я  подумал: “Она не возвращается  в состояние  маленькой девочки”. При таком  поведении она возвращалась в  состояние матери, которая трясет маленькую девочку.  Привнеся  ресурс только маленькой девочке, вы не сможете изменить  этот опыт.  Вся ее нервная система организована вокруг матери: она является самой матерью. Обычное  изменение личной истории  в данном  случае не поможет. Она вобрала в себя роль своей матери. Нравится вам или нет, но вы будете вбирать в себя  роли, которые  перенимаете у  тех, кто представляется вам  значимыми  личностями.

Психоаналитики называют это отождествлением с агрессором. Создавая модели мира, вы также строите  модели других  значимых  людей. Когда  вы  строите ролевую  модель,  то,  возможно,  ассоциируетесь  с  ней, особенно  если она оказывает влияние  на  вашу идентичность. После  чего это формирует вашу  собственную  жизнь. Будучи  еще ребенком,  вы отождествляете себя с  одной  ролью  в  системе  семьи.  Но  что  же  происходит, когда  вы  становитесь взрослым? Кто вы?  Как  сказала  мне  одна  женщина, с которой  мать жестоко обращалась  в детстве:  “Когда  я  была  маленькой  и  вспоминала  эти  случаи,  я  всегда отождествляла себя с ребенком: я боялась. Теперь же, когда я сама  взрослая, вспоминая  это, физически легче отождествляю себя со своей матерью. Я больше не могу быть ребенком.  Поэтому я  испытываю  ярость и негодование в  той же степени,  что  и  страх.  Сейчас я взрослая: я сейчас  мать, и я  же  сейчас ребенок.

Шаги  данного процесса

1. Нахождение тупика. Прежде всего мы находим выражение симптома в настоящем. Выясняем максимально точно:  где находится тупик (выражение симптома),  что  удерживаете  вас  от  осуществления  перемены  или  от продвижения вперед.

2. Создание ассоциированной линии времени

Мне нравится создавать физическую линию времени, поскольку это помогает организовывать элементы системы точно таким же образом, как помещение чувств  по их ключам доступа помогает их организовать и держать порознь. Часто в сознании все подобные происшествия, случившиеся в  различное время, складываются  в своего рода  голограмму.  И, разумеется, иногда это просто ошеломляет.   Гораздо легче обращаться  со всеми этими  вещами по  отдельности. Кроме того,  ограничивающее убеждение, выработавшееся прежде,  дает начало  другим убеждениям, а затем и еще другим… Таким образом, если мы можем вернуться к первому убеждению и сдвинуть его, все остальное  также приходит в движение и начинает перегруппировываться. Проделать  все  это  гораздо  легче,  чем  пытаться   работать  с  этим убеждением  в  настоящем.  Это  будет  напоминать  костяшки  домино,  каждая последующая выбивает предыдущую по мере того, как вы растете.

3. Трансдеривационный поиск

Итак, вы рассматривате тупик или выражение  симптома, ассоциируетесь  с  линией времени и разрешаете себе двигаться назад, оставляя случаи, связанные с тупиком,  там, где они произошли, пока вы не дойдете до самого первого  из них.  Все это не обязательно должно происходить  сознательно. Чтобы проделать это, вам  даже  не обязательно уметь визуализировать. Очень часто, следуя по линии времени, вы обнаруживаете, что в конкретном месте что-то произошло. Вы не уверены, что именно, но будете знать, что это нечто важное. Все прекрасно.  Просто отметьте это  место и  следуйте дальше.  Это  не всегда  должно  быть сознательным,  тем и хороша  физическая линия  времени. Часто вы будете знать физически, хотя и не осознанно.  Итак, вы возвращаетесь до тех  пор, пока не  приходите к самому раннему  событию. Возможно, это всего лишь  ощущение, что оно — самое первое. Как вы это узнаете, совсем не важно. Мы  не говорим об объективной  реальности.  Мы говорим о чем-то гораздо более  важном: о субъективной реальности, которая и определяет то, как вы поступаете.

4. Выяснение перспективы перед импринтом

Далее  нам нужно  оказаться  на  один  шаг  ранее того  момента,  когда произошел импринт. Иногда это бывает важно. Я  обнаружил, что  при  множестве фобий  у  людей  имеется “кинопленка” какого-то события, которая прокручивается снова и снова. У нее нет начала  и  конца. Поэтому вы говорите: “Отправляйтесь во  время, предшествующее  данному событию, когда вам  ничто не угрожало, а  затем найдите то время, когда  все уже было  позади и вам опять ничто не угрожало”. С обеих сторон —  и в прошлом, и в  относительном будущем  —  к  этому событию  примыкает  безопасное  пространство,  и  вам   известно,   что  оно заканчивается  и что у  него даже имеется начало, когда вы могли осуществить какие-то  изменения,  способные  его предотвратить. Я называю  это созданием сэндвича безопасности.

Например,  помните,  как мы отыскивали момент, предшествующий  импринту  Карлы? Она перешагнула  через  него,  и мы оказались  там, где еще ничего не произошло.  Таким  образом мы установили место, которое предшествовало  тому периоду времени, который ассоциировался с данным импринтом.

Данный  “сэндвич  безопасности”,  разумеется,  не всегда  позволит  нам разрешить проблему. Поскольку  нас  интересуют убеждения, сформированные событием,  я хочу, чтобы человек оставался  ассоциированным в импринте. Я  хочу, чтобы  человек  вербализовал убеждения или обобщения, которые были сформированы этим опытом.  На  этот  момент мы и не пытаемся  что-либо исправить. Мы просто стараемся обнаружить убеждения.

5. Диссоциирование человека с линией времени

Когда  мы  от  этого  диссоциируемся,  то  буквально сходим  с линии во внешнее  пространство  и оказываемся  вне  всего происходящего, наблюдая  со стороны: вот само событие; вот то, что было раньше; вот то, что было потом. Таким образом, я организую мета позицию.  Кроме того, я хочу  выяснить, какие   иные   убеждения  существуют  на  этой  позиции,  поскольку   данная  перспектива отличается от ассоциированной перспективы.  Изнутри данного  опыта убеждение могло быть:  “О,  я хорошая девочка, я  доставляю удовольствие”. Диссоциируясь, вы можете думать: “Это отвратительно и стыдно”. Убеждение   на   линии  времени   может  отличаться   от  убеждения   в диссоциированной позиции.  Я  не всегда  могу понять  все проблемное пространство  целиком, исходя лишь из убеждения, образовавшегося при одной перспективе: это целая  система убеждений. Вот  почему вам необходимо  иметь  определенное  число убеждений. Иногда убеждение здесь, в диссоциированной позиции,  может быть также весьма  ресурсосодержащим. Я могу  внезапно осознать, что  оперировал самыми лучшими ресурсами из имевшихся у меня на тот момент, при том ограниченном взгляде на мир.

6. Положительное намерение тупика

На данном этапе вам потребуется выявить положительное намерение данного тупика.

Помните, когда мы находились вне линии, я сказал: “Это “нечто” является частью вас и имеет положительное намерение”?  Из мета позиции я хочу найти положительную цель этого тупика: возможно, она заключалась в том, чтобы защитить меня,  или в том,  чтобы  не позволить мне забыть нечто важное.  То,  как  установить  пределы, являлось частью  вопроса об  убеждениях.

Каждому человеку во  взаимоотношениях  импринта требовались  его собственные ограничения.  Ребенок  должен  знать,  хорошо  ли  быть  изобретательным   и исследовать  внутренние ограничения.  Мать  должна  быть способна установить ограничения на поведение  людей, которые  ей дороги. Мужчина должен осознать свои собственные ограничения: каковы могут быть дозволенные границы игры?  Все  это  касается того, где располагаются  приемлемые ограничения; как человек устанавливает  критерии, по которым  определяет,  как  далеко  можно заходить в пределах конкретной системы, сохраняя при этом экологичностъ? Кроме того, заметьте, что, диссоциируясь и переходя на мета позицию, мы можем идентифицировать любую значимую  личность из присутствовавших в данном опыте и убедиться в том, что понимаем намерения любого из этих людей.

7. Необходимые ресурсы

Теперь  важно выяснить, каковы  ресурсы  и на  каком  уровне  различные  индивиды нуждались в них. Эти  уровни  важны, поскольку  иногда вы  спрашиваете:  “Что  вам  было нужно?”  — а в ответ  слышите: “Мне нужно было быть не  там, мне нужно было быть где-то еще”. Это ресурс внешнего окружения, и он, бесспорно, существенный. Но это не все,  что  вам  нужно.  Вам мог  потребоваться  поведенческий  ресурс, чтобы  завершить данное изменение в окружающей обстановке. “Какой поведенческий ресурс потребовался бы вам, чтобы быть в состоянии сделать что-то, что могло бы  позволить вам находиться где-либо еще? Что  бы вам потребовалось, чтобы очутиться в ином окружении?” Разумеется, для того чтобы  осуществить какой-либо  тип поведения,  вам необходимо  обладать внутренним знанием  и  более широкой  перспективой. Вам  требуются способности, которых, возможно, у вас нет или которых не было ни у ваших родителей,  ни у  кого  бы то ни  было из принимавших непосредственное  участие в событиях.

Иногда люди говорят, что им нужно было просто либо  спасаться бегством, либо  убить  того человека. Это, разумеется, всего  лишь какое-то поведение, которое  не всегда является наиболее приемлемым или  экологичным выбором для  всей системы в целом.

Когда  вы находитесь на уровне поведения,  очень  важно иметь несколько вариантов  выбора,  ряд возможностей,  поскольку  это позволит  вам  сделать  адекватный выбор.  Таким образом, способность увеличивать возможность выбора  является в значительной мере более определяющей, чем какие-либо особые линии поведения.   Я  могу  сказать:  “Моей  матери  нужно  было  что-либо  сказать  этому человеку”. “Сказать что-либо” являться определенным типом  поведения.  Но  что  же является  способностью, которая необходима  для  того, чтобы знать, что сказать?  Мне здесь потребуется некоторая способность к общению. Мне здесь могут понадобиться хорошие идеи из арсенала НЛП.     “Было бы здорово, если бы моя мать владела стратегиями НЛП”.  Для того чтобы  противостоять сложившейся ситуации  и  говорить то, что необходимо, мне  может потребоваться ресурс  на уровне убеждения или даже на уровне идентичности.  И опять же, на этом этапе мы обнаруживаем, какие ресурсы необходимы. Не  исключено, что вам могут потребоваться  ресурсы на  всех  уровнях. Не думаю, что при  любых  обстоятельствах  вам  придется  подниматься на  все  уровни. Полагаю, достаточно очевидно,  что  импринт Карлы относится к очень значимой ситуации, более значимой, чем можно обнаружить в жизни многих других  людей. Но независимо от содержания,  ей  пришлось столкнуться  с теми  вопросами, с которыми в жизни каждому однажды приходится иметь дело — не прячась от себя и от действительности.   Если кто-то говорит:  “Мне просто нужно  было знать то-то и то-то”  или  “Моей матери следовало  бы  знать то-то  и  то-то”  — то  это,  разумеется, способность. В ряде случаев нужна только такая новая способность.  Иногда  у некоторых людей  уже есть  ресурсы убеждений и  знание  самих  себя,  но нет информации. Иногда люди обладают  информацией,  но  стараются  ее  отрицать,  поскольку  у   них  нет уверенности в себе. Поэтому важно, отыскивая  необходимый ресурс, задать вопрос: “На  каком уровне или уровнях необходим данный ресурс?” И найти  требуемые ресурсы  для каждой позиции восприятия.

Способность занимать  множество  различных позиций восприятия важна  не  только в психотерапии, но и в совершенно иных областях. Если вы возглавляете какую-либо фирму и совсем не знаете, что чувствуют, думают или во  что верят ваши сотрудники,  то не сможете хорошо ими  руководить,  поскольку не имеете никакого представления о том, каково быть на их месте.  После того как мы выявили требуемый ресурс и узнали, на каком уровне он находится, нужно будет добраться до этого ресурса в данном человеке, в нашем подопечном. Не  важно, что  мать им никогда не обладала, не важно,  что ребенок  не обладал им в то время. Важно то, что данный ресурс существует, и в настоящем наш подопечный имеет к нему доступ  и  может его ощутить. Даже если он был в вашей  жизни всего одно мгновение, вы можете ухватить его, и если совместите с  импринтом, он начнет  оказывать  все большее  и большее  влияние;  будет расти, как горчичное зерно. Основной момент  здесь заключается  в том, чтобы не дурачить участников событий в отношении того, что же в действительности произошло. Они  всегда могут помнить о том, что было в действительности. Но вместо того,  чтобы  эти воспоминания оставались в виде шрама и  каждый  раз  вновь повергали  вас в состояние растерянности  и  утраты надежд, вы привносите  в память  решение.  Таким  образом, вы будете помнить  не  только  о том,  что произошло  в  действительности,  но и  о принятом решении.  И данное решение является подлинным. Что  касается  личностной  истории,  то важно  помнить,  что  вы  — не содержание опытов прошлого. Вы сами являетесь своими ресурса

8. Перенос ресурса

И  коль скоро мы  якорим данный необходимый ресурс  в  том  месте линии времени,  где человек может по-настоящему  и  во  всей  полноте  этот ресурс испытать,  желательно привнести его в импринт и наблюдать за  его изменением из  ресурсной точки  на  линии  времени.  Один из методов,  которым  я часто пользуюсь  для  того,  чтобы осуществлять  такого  рода  передачу  ресурсов, заключается в том, чтобы человек  вообразил себе данный ресурс в виде света, имеющего конкретный  цвет и качество,  а затем представил себе, что передает этот  свет  назад  сквозь  время,  когда это нужно тому  человеку  в  данной системе.

Одна из причин  того, что это  проделывается на  расстоянии,  состоит в том, что если возникает какая-либо проблема,  мы всегда  можем  добавить еще один  ресурс,  прежде  чем  субъект  успеет вновь  ассоциироваться  в данный импринт. Мы опробуем эти ресурсы,  пока  человек еще диссоциирован с импринтом и на своей линии времени. Мы  наблюдаем  за тем, как  будут  меняться  взаимоотношения  в  данной системе. Желательно прежде всего взглянуть  на них со стороны. Коль скоро мы это проделали, я буду знать,  что новые ресурсы одновременно и эффективны, и экологичны.

9. Ассоциирование в функциональное взаимоотношение

После  этого  человеку   требуется  во  всей  полноте  испытать  данное  изменение  из  ассоциированной  позиции.  Вот  почему  вы  берете  ресурс  и предлагаете человеку встать на место значимых других людей и определить, как это будет выглядеть с их позиции восприятия.

Передача ресурса Основной вопрос здесь  состоит в следующем:  “Что требуется для достижения критической  массы, которая изменит систему?” Мы  могли бы  возвращаться  назад неоднократно,  передавая  еще  больше ресурсов ребенку  и  другим взрослым, повторяя все это вновь и вновь до  тех

пор,  пока не  разобрались  бы  с  каждым.  После  чего каждый член  системы становится  частью решения.   Часто  бывает  полезно  передать  ресурс нападающему по  двум причинам:

во-первых, если этот ребенок знает, какой ресурс необходим этому человеку, то сможет  принять   меры   к  тому,  чтобы  в  будущем  подобная  ситуация  не повторилась,  поскольку  уже  сможет  отличить  того,   кто  обладает   всем необходимым, чтобы поступать правильно, от того, кто этим не обладает.  Если же ребенок пойдет по жизни, уверенный, что все люди скверные, она никогда не  поймет, каковы  различия  между человеком, у которого  есть  ресурсы,  и человеком, у которого их нет. Если я  могу привносить  данный  ресурс, видеть,  слышать и чувствовать его, то могу и ощущать, есть ли он в ком-то, когда я нахожусь поблизости.

Вторая причина  в том, что если в ком-то его нет,  то его можно вызвать или привнести такому человеку, чтобы  он мог измениться. Но до тех пор, пока некто не научится делать различия, он всегда будет жертвой случая.

10. Возвращение в настоящее

Потом  мы возвращаемся в  импринт  и хотим  увидеть, каким образом этот ресурс  изменяет или влияет на каждую связанную с  ним последующую ситуацию. Таким  образом,  наш подопечный  должен  пройти  по  своей  линии времени  в направлении настоящего, чтобы мы увидели, поддерживают ли этот более поздний опыт знание, полученное из  новых источников наподобие “эффекта домино”. После того,  как осуществились такие  большие изменения,можно  утомиться, и именно поэтому  следует  предоставить вещам  возможность измениться.  Поэтому  иногда   неплохо   остановиться  и  передохнуть  перед следующим этапом.  Важным в реимпринтинге  является то, что его цель — нахождение ролевой модели, импринта, личного “архетипа”. Затем следуют  подстройка  и ведение этой  ролевой  модели  вместо  попыток от нее избавиться, отрицать или бороться с ней. Признайте ее и ведите.

codenlp.ru

Импринтинг — Значение и примеры

В психологии существует один интересный термин, который называется «импринтинг». В буквальном смысле это понятие переводится как «запечатлеть», «оставить след», «отметить».

Подобное явление встречается не только у людей, но и у животных. Однако в отличие от животных, которые руководствуется инстинктами, для людей импринтинг имеет более серьезное значение.

Что такое импринтинг в психологии

Импринтинг (от англ. imprint — оставлять след, запечатлевать, отмечать) – это специфическая форма обучения; закрепление в памяти признаков объектов при формировании или коррекции врождённых поведенческих актов.

По сути, это серьезный психофизиологический механизм, благодаря которому мозг способен надолго сохранять зрительные, слуховые и прочие образы.

Импринтинг имеет общие черты, как у людей, так и у животных:

  1. Он появляется строго в определенное время, когда наступает какой-либо критический период, в процессе которого живой организм проявляет чувственную способность и восприимчивость к чему-то неизвестному и новому.
  2. Достаточно лишь одного контакта с объектом для того, чтобы надолго запечатлеть его в памяти.
  3. Для появления импринтинга, существо не нуждается в каком-либо дополнительном подкреплении (эмоциональном, речевом или любом другом)
  4. Действие импринтинга очень эффективно, а его результат способен оставаться в памяти на всю оставшуюся жизнь.

Чтобы лучше понять принцип импринтинга, достаточно рассмотреть поведение птиц и животных. Импринтинг начинает развиваться с первых минут жизни родившегося детеныша.

Как только новорожденный увидел и услышал голос своей матери, он пытается приблизиться к ней, и начинает имитировать ее движения.

Посредством подобного взаимодействия, родителям птенцов или детенышей животных, удается показать им ареал их обитания, а также приспособить к условиям жизни.

Импринтинг у животных

Импринтинг очень распространен в зоопсихологии. Вообще впервые данный термин был сформулирован известным ученым Конрадом Лоренцем, который изучал поведение и инстинкты серых гусей.

Его наблюдения показали, что в основе всякого обучения прослеживается принцип образования нервных связей, схожих с рефлексами.

То есть те птицы или животные, которые обладают способностью к импринтингу, имеют значительно больше шансов на успешное существование.

Для новорожденных особей объектами запечатления (или импринтинга) могут быть их собственные родители, противники, их сородичи или даже то, что служит для них пищей.

Исходя из всего сказанного, можно выделить несколько главных факторов импринтинга, касающихся животного мира:

  1. Определение близких родственников по их характерному внешнему виду, поведению, звукам и прочим особенностям.
  2. Выбор соответствующего полового партнера.
  3. Способность находить территорию для жизни по характерным признакам.
  4. Умение различать опасных для жизни существ и мест.

Геномный импринтинг

Генетик из США Х. Кроуз вывел понятие, которое называется геномный импринтинг. Он может проявляться у определенных растений, животных и людей.

Геномным импринтингом называется такая наследственность генов, в случае которых структура ДНК никоим образом не изменяется.

Смысл заключается в том, что гены, находящиеся в семенной жидкости самца или в яйцеклетке самки, просто отключаются. Это значит, что они не участвуют в передаче их потомству.

По этой причине, детеныш получает одну часть наследственности от своей матери, а вторую – от отца. В подобных ситуациях следует учитывать и другие факторы, когда у потомства появляются иные генетические «метки».

Например, ребенок может унаследовать какие-либо особенности, которые отсутствуют у его родителей, однако были у его бабушки или дедушки.

Подобный вид генетического приобретения достаточно опасен, поскольку возникает риск развития тех или иных патологий.

Особенности психологии маленького ребенка

Ученые утверждают, что детская психика по своим характеристикам очень схожа с психикой животных. У них также присутствует ярко выраженный импринтинг.

Как для младенца, так и для его родителей, самыми значимыми являются первые месяцы после рождения. В это время формируются важнейшие психологические особенности.

Материнская и отцовская забота, наряду с другими событиями, воспринимаются ребенком как образец. Происходит это вследствие импринтинга.

Малыш очень быстро запоминает поведение окружающих его людей. В будущем он непременно попытается воспроизвести то, что запечатлелось в его психике в этот период времени.

Именно поэтому так важно, в какой атмосфере живет и воспитывается ребенок в первые годы своей жизни.

Как тут не вспомнить известную пословицу: «Дайте нам воспитать ребенка до 5 лет, а потом делайте с ним, что хотите, – вы его не измените». Кстати, а вы знаете, в каком народе появилась эта поговорка?

Теория Тимоти Лири

Ученый в области нейрологии и психологии Тимоти Лири, сформировал несколько типов импринтинга, которые относятся непосредственно к людям.

Оральный импринтинг

Самый ранний вид импринтинга. Для новорожденного младенца, первым и главным в его жизни является материнское молоко, как источник питания, а также материнская ласка, которая помогает ребенку получить чувство защищенности.

Территориально-эмоциональный импринтинг

Это вид импринтинга, благодаря которому человек может привыкнуть к той или иной среде, и запечатлеть ее особенности. Как взрослые, так и дети, тем или иным образом, обозначают свое пространство: например, начиная с выбора комнаты в жилище и заканчивая оформлением документов в отношении частной собственности.

Вербальный импринтинг

Данный способ помогает индивиду запоминать разные звуки и символы, из которых состоят слова и предложения. Это способствует развитию речи и налаживанию взаимоотношений в обществе.

Социальный (социополовой) импринтинг

Для человека характерна избирательная открытость наряду с ярко выраженной восприимчивостью (сензитивностью).

Социальный импринтинг представляет собой разные типы запечатлений, во время которых фиксация происходит на основе базовых ценностей, межполовых, этнических и прочих стереотипах.

Представление, усвоенное в ходе общения с другими людьми или в процессе подражания им, может быть как положительным, так и отрицательным.

В любом случае человек настолько впитывает информацию об этом представлении, что вольно или невольно в своем поведении или деятельности следует ему.

Такие импринты имеют глобальное значение в плане того, что обуславливают отношение к семье, к религии, к выбору спутника жизни и т. д.

Они имеют колоссальное влияние на общие установки, способности и интересы человека.

Психология потребителя

Как дети, так и взрослые подвержены внешнему влиянию. Любой индивид может попасть в ловушку в том случае, если он будет зациклен на каком-то конкретном образе.

Это может относиться к имиджу, определенной диете, религиозным принципам и т.д.

Впечатлительным людям, необходимо проявлять особенную осторожность в отношении восприятия новой информации. Им следует развить к ней критический настрой.

Это обуславливается тем, что многие рекламные компании ориентируется, как раз на таких доверчивых и наивных людей. Они очень грамотно и точно используют приемы, которым люди придают большое значение, в корыстных целях.

Затрагивая скрытые области психики, они провоцируют у человека потребность, и тут же предлагают ее удовлетворить за относительно сносную плату. Вследствие такой психологии потребителя и отсутствия здоровой критичности, человек может нерационально использовать свои финансы, совершая бессмысленные покупки.

Супермаркеты и телевидение делают все возможное для того, чтобы продвинуть свой товар. Естественно, они весьма умело используют в своих целях импринтинг и правило взаимного обмена.

Реимпринт

Кстати, в противовес термину «импринт» существует «реимпринт». Это когда вы, условно говоря, перепрограммируете те установки, которые были запечатлены вами в соответствующем возрасте.

Реимпринт успешно используют психотерапевты и психологи в разных странах мира. Однако это довольно серьезная вещь, которая сама по себе не происходит, а требует немалых усилий.

Тем не менее, когда вам захочется опустить руки и сказать, что все беды в вашей жизни происходят потому, что виноват во всем импринтинг, — обязательно вспомните, что реимпринт никто не отменял. Стоит только взяться за себя!

Ну что же, друзья, теперь вы знаете, что такое импринтинг, и можете смело использовать его в благих целях.

Если вам понравилась данная статья – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся интересные факты обо всем вообще и на тему развития личности в частности – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org. С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Интересные факты:

interesnyefakty.org

Импринтинг — это.. Импринтинг — запечатление, фиксация образа в памяти

Импринтинг в психологии – это одно из интереснейших понятий. Переводится данный термин как “оставить след”, “отметить”. Встречается это явление не только в среде животных, но и в человеческой среде. Однако если импринтинг братьев наших меньших обусловлен инстинктом и служит целям приспособления и выживания, то в социуме он превратился в более сложное явление, и ему даже нашли применение в коммерческих целях.

Импринтинг – это…

Импринтинг (запечатление) представляет собой избирательную фиксацию в памяти значимой информации. Импринтинг — это целостный психофизиологический механизм, при котором зрительный, слуховой или иной образ прочно сохраняется в мозговых центрах. Особенности этого процесса схожи и у животных, и у человека. Во-первых, он возникает в четко определенное время – критические периоды жизни, когда организм оказывается максимально чувствительным и восприимчивым к новому. Во-вторых, только одна встреча с объектом запечатления достаточна для его формирования. В-третьих, для возникновения явления импринтинга не нужно какое-либо подкрепление (пищевое, эмоциональное или иное). И в-четвертых, результаты импринтинга крайне стабильны и результат запечатления может оставаться в течение всей жизни.

Механизм импринтинга наглядно можно продемонстрировать на так называемой реакции следования у большинства птиц и млекопитающих. Она развивается уже в первые часы жизни детеныша, который видит мать, слышит ее зов и реагирует тем, что подходит к ней и начинает повторять ее движения. В ходе этого взаимодействия родители знакомят новорожденных с местом их обитания и необходимыми для жизни моделями поведения.

Импринтинг у животных

В зоопсихологии этот термин хорошо известен. Он был изобретен одним из ведущих ученых Австрии К. Лоренцем, который на тот момент изучал образ жизни серых гусей. Запечатление в животном мире является одним из видов научения, то есть индивидуального приобретения новых форм поведения и действий, которые будут необходимы в конкретных условиях. В основе любого обучения лежит процесс образования нервных связей по типу рефлекса. Те животные, которые способны к этому, имеют больше шансов выжить.

Объектами запечатления могут быть родительские особи, другие детеныши из одного помета, самцы или самки, враги, а также объекты питания. В связи этим можно говорить о следующих важнейших функциях импринтинга для представителей животного мира:

  1. Определение близких родственников по характерной внешности, запаху и т. д.
  2. Выбор полового партнера.
  3. Нахождение территории для проживания по ее признакам.

Распознание ядовитых и смертельно опасных существ.

Немного о генетике

Американским генетиком Х. Кроузом было предложено такое понятие как геномный импринтинг. Он может быть выявлен у некоторых растений, насекомых, млекопитающих и в ряде случаев у человека. Геномный импринтинг — это вариант наследования генов, при котором основная структура генов – ДНК – не претерпевает каких-либо изменений. Особенность в том, что определенные гены в яйцеклетке или сперматозоиде родителей просто отключаются и не участвуют в передачи их потомству, поэтому одну часть характерных признаков детеныш получает от матери, а другую — от своего отца. У отпрысков появляются другие “метки” генов. Например, в силу необычных комбинаций генов у ребенка может четко проявиться что-то от бабушек или дедушек, чего не было отмечено у родителей. Такой тип наследования имеет большой риск возникновения различных мутаций и патологий, обусловленных специфическим набором хромосом.

Особенности психологии маленького ребенка

Детская психология по своим первоначальным механизмам очень близка психике животных. К примеру, это касается наличия у них ярко выраженного импринтинга. Очень значимы для ребенка и родителей первые дни и месяцы после родов. В этот период формируются необыкновенно крепкие психологические связи: отношения матери и отца, и все события, происходящие вокруг, новорожденным воспринимаются как образец. Малыш запечатлевает демонстрируемые модели поведения, взаимодействия с людьми, животными, окружающими предметами. Позже он начнет реализовывать их в своем будущем. В связи с этим важно то, что ребенок видит, слышит и чувствует с самого начала. Если его любят, заботятся о нем, то он будет впитывать эту любовь, учиться проявлять ее, бережно относиться к другим. Вот почему детская психология требует особого внимания — дети формируют общество будущего.

Теория Тимоти Лири

Тимоти Лири, нейролог и психолог, выделил несколько видов импринтинга, свойственных именно человеку.

  • Оральный – самый ранний. Материнское молоко является первым и главным для только появившегося на свет ребенка источником питания, а материнские объятия — зоной безопасности. Мать дает необходимое тепло и чувство защищенности, потребность в которых у человека заложена изначально.
  • Территориально-эмоциональный или импринтинг, связанный с освоением среды и запечатлением ее свойств. Взрослые и дети определенным образом метят свое пространство, начиная с выбора любимой комнаты в доме, хранения там своих игрушек или вещей и заканчивая прописанными в юридических документах правами на частную собственность.
  • Вербальный. Благодаря этой биопрограмме возможно запоминание звуков и символов, составляющих слова. Это в свою очередь стимулирует развитие речи и необходимой коммуникации между людьми.
  • Социальный (социополовой) импринтинг у человека.

Подробнее о социальном импринтинге

В определенных ситуациях людям характерна сензитивность, то есть избирательная открытость, сильная восприимчивость. Социальный импринтинг – это разновидность запечатления, при котором фиксация происходит на базовых ценностях, межполовых, этнических и других стереотипах. Представление, усвоенное в ходе общения с другими людьми или в процессе подражания им, может быть положительным или отрицательным, но в любом случае человек настолько впитал информацию о нем, что вольно или невольно в своем поведении или деятельности следует ему. Такие импринты имеют глобальное значение в плане того, что обуславливают отношение и к семье, и к религии, и к выбору спутника жизни и т. д. Они также влияют на общие установки, способности, интересы человека.

Психология потребителя

Особая чувствительность к влиянию извне присуща не только детям, но и взрослым в определенные периоды жизни. Любой человек может оказаться в ловушке из-за собственной зацикленности на каком-либо образе, будь то стиль одежды, приверженность специальному питанию или религиозные убеждения и т. д.

Осторожно стоит воспринимать новую информацию особенно впечатлительным людям. В себе стоит развивать некоторую критичность, не доверяя всем без разбора, ведь многие рекламные компании ориентируются именно на таких людей. Они используют те убеждения, установки, ожидания, которым мы придаем большое значение, в корыстных целях. Внушая какую-то идею или формируя потребность, они стимулируют, порой, к ненужным покупкам, лишним тратам. Все торговые центры, телевидение, СМИ преследуют единственную цель – продвинуть товар в массы. И импринтинг здесь играет свою, уже негативную для конкретной личности, роль.

fb.ru

Check Also

Сайт с рекламами – Сайт с рекламой

Содержание Реклама сайта в интернете — Информационный портал о интернет-рекламе и ее видахТизерная реклама Тизерная …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *