Автотехническая экспертиза, независимая судебная автотехническая экспертиза автомобиля
Автотехническая экспертиза представляет собой специальное исследование автотранспортных средств с целью оценки их текущего состояния и определения механизма произошедших с ними изменений. Как правило, автотехническая экспертиза применяется в отношении автомобилей, побывавших в дорожно-транспортных происшествиях. Данное исследование необходимо для установления актуальной стоимости транспортного средства и определения нанесенного его владельцу материального ущерба. Кроме того, с помощью этого вида экспертизы можно выяснить подробности происшествия, определить факторы, по которым суд впоследствии сможет установить виновника аварии. Предмет исследования автотехнической экспертизы является довольно сложным и многокомпонентным объектом, он включает в себя сам автомобиль, состояние дорожного полотна, особенности погодных условий в момент инцидента, оставленные на полотне и автомобиле следы различного генеза.
Потребность в автотехнической экспертизе возникает, если объем нанесенного потерпевшему материального ущерба вызывает сомнения, и при этом не позволяет оставить ситуацию нерешенной, то есть спор должен быть урегулирован в суде. Круг проблем, решаемых автотехнической экспертизой достаточно велик, в него входит анализ непосредственно транспортного средства и обстоятельств, в которых случился инцидент. Задачей исследования является поиск причин, которые лежат в основе происшествия, а также определение последствий, которые повлекло за собой случившееся. Автотехническая экспертиза предваряет определение лица, виновного в том, что произошла авария. Виновность конкретного человека (или организации) определяется только в судебном порядке, однако, предоставление максимальной информации обеспечивается посредством данного исследования.
Автотехническая экспертиза имеет множество названий. Ее также называют автотранспортной, дорожно-транспортной, транспортной экспертизой, автоэкспертизой и экспертизой дорожно-транспортных происшествий. Большое количество наименований исследования связано, прежде всего, с широким кругом решаемых проблем. Причем, данное исследование проводится не только в отношении машин, прошедших через аварию или столкновение, но и для оценки качества выполненных ремонтных работ, а также других манипуляций, связанных с изменением конструкции автотранспортного средства.
Основные направления производства автотехнической экспертизы
Автотехническая экспертиза – это сложный, многоступенчатый процесс, исследующий множество аспектов произошедшего, начиная от самого автомобиля и заканчивая анализом дорожных условий и следов, оставленных автомобилем на дорожном полотне. Иногда необходимо произвести комплексное исследование сложившейся ситуации. В большинстве же случаев достаточно проанализировать только транспортное средство, например, особенности его производственных характеристик или нанесенные в момент аварии повреждения. В связи с этим, автотехническая экспертиза подразделяется на следующие виды:
Автооценочная экспертиза определяет текущую рыночную стоимость автомобиля в том виде, в каком он направлен на проведение исследования. Эксперт исчисляет цену, ориентируясь на среднерыночные показатели. В результате данного вида автотехнической экспертизы также можно установить объем материального ущерба, нанесенного владельцу автотранспортного средства в результате случившейся аварии. При этом специалист ориентируется на средние показатели цены аналогичного автомобиля того же года выпуска, кроме того, он вычисляет стоимость машины с учетом поврежденных частей и деталей.
Экспертиза дорожных условий анализирует состояние того отрезка дороги, на котором произошла авария. Исследование оценивает состояние дорожного полотна, наличие на нем повреждений, правильность нанесенной разметки, а также корректность установленных дорожных знаков. Любой из перечисленных аспектов в случае имеющихся нарушений может привести к столкновению, при этом вина с граждан, управляющих автомобилями, должна быть снята.
Экспертиза состояния транспортных средств устанавливает техническую пригодность автомобиля к эксплуатации. Специалист, проводящий данный вид автотехнической экспертизы, исследует имеющиеся в автотранспортном средстве поломки, недостатки производственной сборки, преднамеренно нанесенные повреждения. Подобный анализ может выявить непригодность автомобиля к эксплуатации, а также определить причины данного состояния машины.
Экспертиза обстоятельств ДТП является одним из самых объемных и трудоемких по исполнению разновидностей автотехнической экспертизы. Исследование определяет множество факторов, сопровождавших ДТП и устанавливает их влияние на механизм нанесенных повреждений. Данный вид экспертизы учитывает направление движения автомобилей, погодные условия, состояние граждан, управлявших транспортными средствами, особенности дорожного покрытия и другие показатели. Эксперт исследует оставленные автомобилями следы, материалы дела, метеорологические данные, показания свидетелей, производит необходимые анализы и так далее.
Порядок проведения автотехнической экспертизы
В первую очередь при возникновении необходимости в проведении автотехнической экспертизы, инициатор исследования направляется для получения предварительной консультации с экспертом. Консультация проводится с целью определения конкретного вида автотехнической экспертизы, ее стоимости и сроков проведения, постановки цели и задач исследования, а также формулирования списка вопросов эксперту. На предварительной консультации также определяется, будет ли экспертиза проведена одним специалистом или комиссией экспертов.
При принятии положительного решения о производстве автотехнической экспертизы, инициатор исследования заключает с экспертным центром договор на проведение данного анализа. В договор в обязательном порядке включается информация о стоимости и сроках осуществления предстоящей экспертизы, цели и задачи, поставленные перед экспертом, перечень вопросов, на которые он должен будет ответить. После заключения договора, заказчик представляет эксперту все имеющиеся у него материалы. В каждом конкретном случае проведения исследования, список материалов оговаривается отдельно. В большинстве случаев для производства автотехнической экспертизы необходимо передать эксперту следующие документы:
- Технический паспорт, содержащий сведения о типе, марке автомобиля и других его характеристиках.
- Документы, подтверждающие личность владельца и его право на обладание данным транспортным средством.
- Сведения о произошедшем инциденте – количество пассажиров, скорость передвижения транспортного средства, состояние дороги, наличие дорожной разметки и дорожных знаков и так далее.
- Показания свидетелей, справку о дорожно-транспортном происшествии (если имеются и если необходимы).
- Другие документы – по требованию эксперта, проводящего исследование.
После получения всех необходимых документов и материалов эксперт приступает к производству автотехнической экспертизы. В первую очередь он тщательно изучает все имеющиеся сведения, потом осуществляет другие необходимые экспертные мероприятия – анализы, исследования и так далее. Изучив полученные результаты исследования и решив поставленные перед ним задачи, специалист формулирует свое экспертное мнение и отвечает на заданные вопросы. На последнем этапе эксперт составляет экспертное заключение, в которое заносит описание произведенных действий, копии полученных документов, экспертный вывод и ответы на вопросы. После передачи заключения инициатору экспертизы, специалист, проводивший исследование, может быть вызван в суд для дачи показаний или разъяснений относительно вынесенного им экспертного заключения.
Правовая база для производства автотехнической экспертизы
Обязанности и права эксперта, осуществляющего производство автотехнической экспертизы, закреплены в Федеральном законе № 73-ФЗ от 31 мая 2001 года (статья 16 и 17 соответственно).
Статья 25 того же Закона регламентирует порядок формирования экспертного заключения и его содержание.
Вопросы, которые задаются специалисту, проводящему автотехническую экспертизу
- Каковы причины произошедшего столкновения?
- Каково было состояние дорожного полотна в момент аварии?
- Соответствовало ли нанесение дорожной разметки требованиям нормативных документов?
- Какова текущая стоимость исследуемого автомобиля?
- Каков объем материального ущерба, нанесенного владельцу автотранспортного средства?
sudexpa.ru
Автотехническая экспертиза — как провести экспертизу автомобиля
Приветствую читателей сайта «Хитёр Бобёр»! С вами Мария Даровская.
Представьте себе такую ситуацию. На дороге произошла авария — столкнулись два автомобиля. Свидетелей нет, кроме самих участников происшествия. Как установить все обстоятельства, повлекшие за собой столкновение? Как выяснить, кто нарушил правила, а кто стал жертвой?Только одним способом — провести экспертное исследование.
Сегодня мы поговорим об автотехнической экспертизе и узнаем, как и с какой целью проводится эта процедура и кем назначается.
Читаем до конца — в финале вас ждёт обзор независимых экспертных компаний, в которых можно заказать профессиональную независимую экспертизу на выгодных условиях.
Давайте приступим.
1. Что такое автотехническая экспертиза и для чего она проводится?
Цель этого вида экспертизы — восстановить картину ДТП, все его обстоятельства, установить объективные причины.
Задачи экспертизы в основном диагностические — выясняют и систематизируют факторы, повлекшие ДТП, устанавливают техсостояние деталей авто, а также самой дороги, выявляют, могли ли участники аварии предотвратить её, сопоставляют, соответствовали ли действия участников правилам дорожного движения, оценивают качество проведенного ремонта или техобслуживания.
Автотехническая экспертиза — комплекс исследований всех аспектов ДТП.
Предмет экспертизы — информация об обстановке на дороге и техсостоянии автомобилей, о действиях участников.
Объекты экспертизы:
- сам автомобиль;
- место ДТП;
- протоколы допросов;
- процессуальные данные;
- иллюстрационные фото, видео, аудио, схемы.
Читайте также материал «Независимая автоэкспертиза».
Чтобы провести автотехническую экспертизу, нужно обращение граждан или организаций, постановление нотариуса, определение суда или правоохранительных органов.
Учтите, что если обстоятельства аварии уточняют в судебном порядке, то автотехническая экспертиза обязательна.
2. Классификация автотехнических экспертиз — ТОП-5 основных видов
Всего есть пять основных видов автотехнических экспертиз, о некоторых мы уже писали отдельные статьи.
В следующих подразделах мы коротко рассмотрим эти основные виды и их отличия друг от друга.
Вид 1. Экспертиза обстоятельств ДТП
Этот вид экспертизы определяет скорость передвижения транспортного средства в момент происшествия и перед этим, рассчитывает на каком режиме скорости допустимо было передвигаться на этом участке пути.
Экспертиза обстоятельств также определяет тормозной путь и возможности предотвратить ДТП.
Эту автотехническую экспертизу применяют, чтобы установить вину или невиновность водителя в суде. Смотрите также «Независимая экспертиза после ДТП».
Вид 2. Экспертиза технического состояния транспортного средства
Экспертиза технического состояния нужна, чтобы определить есть ли в транспортном средстве (далее ТС) неисправности, из-за чего они возникли, как можно их устранить.
Эксперту нужно также ответить на вопрос, как именно возникли эти неисправности: в ходе ремонта, еще на стадии изготовлении автомобиля на заводе, в ходе эксплуатации.
Этот вид экспертизы актуален, когда существует мнение, что неисправность авто и стала причиной аварии.
Пример
Водитель Анатолий купил поддержанную машину марки БМВ. Спустя два месяца после покупки он двигался по трассе из города Самара. У него разорвало шину и авто выбросило на встречку. БМВ врезалось в другое авто на скорости 140 км/ч.
В результате, водитель автомобиля, в который врезалось БМВ погиб на месте. Ведь удар был нанесен со скоростью более 200 км/ч. Скорость удара выше скорости авто из-за того, что скорости автомобилей при такой аварии суммируются.
Именно экспертиза показала, что причиной аварии стал внезапный разрыв шины.
Диагностику авто проводят с помощью инструментальных методов, все обнаруженные неисправности фиксируют в протоколе.
Смотрите также материал «Оценка ущерба».
Вид 3. Трасологическая экспертиза
Этот вид автотехнической экспертизы устанавливает, как именно транспортные средства располагались относительно друг друга при столкновении.
Устанавливает экспертиза и траекторию их движения перед столкновением и после него, а также отвечает на вопрос, какой именно частью автомобиля (или другого средства передвижения) повреждено другое ТС.
Для определения этой информации исследуют следы, найденные на месте ДТП и на пострадавших автомобилях.
Более подробно — в статье «Трасологическая экспертиза».
Вид 4. Экспертиза дорожных условий
Этот вид экспертизы довольно редко встречается. С её помощью исследуют дорожные знаки, разметки, конструкции.
Исследуют их на наличие недостатков в организации дорожного движения.
Таблица факторов видимости на дороге:
Вид 5. Автотовароведческая экспертиза
Под этим видом экспертной оценки подразумевается оценка ущерба, нанесенного авто. Это нужно, чтобы возместить ущерб или же продать автомобиль после аварии.
Автотовароведческая экспертиза определяет рыночную цену, стоимость восстановления и годных остатков, а также то, насколько уменьшилась товарная стоимость авто.
Подробнее с этим видом экспертизы можно ознакомиться в статье «Оценка автомобиля».
3. Как провести автотехническую экспертизу — 7 простых шагов
Существует определенный порядок проведения независимой автотехнической экспертизы. Сейчас мы разберем эту процедуру подробно — по шагам.
Но первое, что нужно запомнить — до окончания экспертных исследований автомобиль нельзя подвергать никаким ремонтным работам.
Общий порядок проведения независимых экспертиз описан в соответствующей статье на нашем сайте.
Шаг 1. Выбираем экспертную компанию
Это первое, что нужно сделать. Главный критерий — экспертная компания должна быть зарегистрирована, состоять в СРО (саморегулируемой организации оценщиков).
Стоит уделить внимание репутации компании, отзывам о ней.
Услуга экспертизы автомобиля довольно распространена. Поэтому не поленитесь опросить знакомых автолюбителей на предмет того, обращались ли они за автоэкспертизой, если да, то в какую компанию, и какое впечатление от услуг у них осталось.
Шаг 2. Заключаем договор и оплачиваем услугу
Внимательно изучите договор перед тем, как его подписать. Уделите время и сделайте это вдумчиво, останавливаясь на каждом непонятном пункте. Задавайте вопросы. Если нужно — покажите договор юристу.
Заранее оговорите вопрос оплаты — какую сумму она составит, когда вы должны ее внести, может ли стоимость вырасти.
Проведите оплату в оговоренный договором срок, не стоит нарушать условия — за несвоевременную оплату услуг возможны санкции, прописанные в договоре. Сохраняйте документы об оплате.
Шаг 3. Согласовываем время и место проведения экспертизы
Заранее обсудите с экспертом, где лучше и эффективнее провести экспертизу. В зависимости от вида это может быть как место происшествия, так и гараж или СТО.
Учтите, что техническую проверку автомобиля удобнее проводить на СТО — там для этого есть необходимые условия и оборудование.
Шаг 4. Оповещаем всех участников о проведении экспертизы
Обязательно оповестите заранее (не менее, чем за трое суток) заинтересованные лица о дате и месте проведения экспертизы (страховую компанию, других участников ДТП). Сделать это нужно заказным письмом с уведомлением о доставке.
Обязательно сохраните документы об отправке письма. Если приглашенные лица не явятся на экспертизу, вы сможете подтвердить, что известили их.
Если заинтересованные стороны на экспертизу не придут, но вы их заранее известили об этом и можете это доказать, то этот факт никак не повлияет на законность и достоверность результатов исследований.
Читайте также материал «Судебная экспертиза», если хотите ознакомиться с темой подробнее.
Шаг 5. Подготавливаем машину к осмотру
Обязательно вымойте машину, чтобы имеющиеся дефекты и повреждения было легче обнаружить.
Проследите, чтобы эксперт смог свободно осмотреть все необходимые участки автомобиля, не создавайте ему препятствий лишними предметами. Багажник должен быть пуст, чтобы облегчить доступ к автомобилю.
Шаг 6. Предоставляем необходимые документы и ожидаем проведения экспертизы
В день экспертизы нужно предоставить документы на автомобиль, бумаги о ДТП.
Документы должны быть на месте в оговоренное время.
Не мешайте эксперту осматривать автомобиль, спокойно ждите конца осмотра, а потом уже задавайте вопросы.
Шаг 7. Получаем отчет
Компания предоставит отчет с результатами исследований после проведения всех исследований. Изучите документ перед тем, как подписывать. Подписывайте его, только если у вас нет нареканий и замечаний.
На каждой из стадий проведения автотехнической экспертизы незаменима будет помощь квалифицированного юриста.
Найти юриста соответствующего профиля и задать вопросы как на бесплатной, так и на платной основе можно на сайте Правовед.ру. Через сайт оказывают услуги более 17 тысяч опытных юристов различных специализаций. А коллегиальное мнение помогает избежать ошибок.
4. Где заказать автотехническую экспертизу — обзор ТОП-5 экспертных компаний
На рынке существует множество компаний, которые оказывают услуги автотехнической экспертизы.
Но мы отобрали 5 наиболее надежных, чтобы представить их вам.
1) Центр оценки авто
Центр оценки оценивает не только сами авто, но также нанесенные им повреждения и полученный ущерб. Опыт в сфере урегулирования вопросов со страховыми службами дает возможность компании оперативно и качественно оказывать свои услуги.В партнерах компании страховые отсутствуют, что свидетельствует о ее объективности и независимости. На сайте есть услуга самостоятельного расчета ущерба онлайн и каталог цен на услуги фирмы.
2) Honest
Компания «Honest» оказывает услуги в Москве и СПБ, а также в областях этих городов. Фирма занимается как судебными экспертизами авто, так и экспертизами на досудебной стадии. Специализируется на отстаивании интересов автовладельцев перед страховыми компаниями.У компании нет договоренностей со страховыми службами, что говорит о ее не номинальной, а реальной независимости. В Москве «Honest» работает уже более десяти лет. За все время своего существования, экспертная компания провела более 30 тысяч экспертиз. Ежемесячно фирма предоставляет в суды 300 экспертных отчетов.
3) МЭН
ООО «Московская экспертиза независимая» существует на рынке с 2010 года и оказывает услуги оценки транспорта, бизнеса, оборудования, недвижимости, ценных бумаг, авторского права, ущерба. При выполнении своей работы, «МЭН» гарантирует объективность, конфиденциальность, индивидуальный подход, низкие цены. На сайте компании можно ознакомиться с ценами на услуги «МЭН».4) ЦИЭС
ЦИЭС работает уже более 14 лет в сфере стандартизаций, сертификаций и экспертиз. За эти долгие годы компания выполнила больше 15 тысяч экспертиз, а ее работники активно занимались научной деятельностью, писали научно-исследовательские работы, активно публиковались.Свои региональные центры институт имеют в Новороссийске, Казани, СПБ, Красноярске, Вологде, Калуге, Благовещенске, Уфе.
5) Релианс
Все сотрудники компании «Релианс» получали профильное образование в МАМИ, МГТУ и МАФИ. Длительный опыт экспертной и оценочной работы делает их еще более компетентными в этой сфере деятельности.«Релианс» пользуется лучшим и исключительно лицензионным программным обеспечением для корректности и объективности получаемых результатов. Оценщики «Релианс» числятся в реестре Минюста, входят во всероссийские организации оценщиков.
5. Как подготовить автомобиль к проведению автотехнической экспертизы — 4 простых совета
Допустим, вы уже нашли экспертную компанию, составили договор, получили консультацию юриста и подготовили бумаги, а также известили заинтересованные стороны.
Но на этом подготовка не заканчивается. Теперь нужно подготовить к экспертизе ваш автомобиль. Как это сделать, мы расскажем далее.
Совет 1. Тщательно вымойте автомобиль
Чтобы облегчить обзор дефектов и повреждений автомобиля, его нужно старательно вымыть. Это обязательное условие, которое нужно выполнить перед тем, как предоставить авто для экспертизы.
Что касается ремонта, то его как раз выполнять не стоит ни в коем случае.
Совет 2. Упростите доступ к подкапотному пространству
Уберите все лишнее из-под капота. Эксперту нужно будет заглянуть туда и осмотреть содержимое. Без этого экспертиза техсостояния просто невозможна.
Убрав ненужное, вы упростите доступ к пространству под капотом и ускорите процедуру экспертизы.
Совет 3. Заранее подготовьте документы на авто
Подготовить документы на автомобиль нужно заранее. Найдите и предоставьте в день экспертизы документы о владении авто, техпаспорт, документы о ДТП и другие бумаги.
Эксперт заранее озвучит вам перечень того, что нужно.
Совет 4. Освободите багажник от всех вещей
Багажник нужно непременно освободить от лежащих там вещей. Ведь эта часть машины тоже страдает при аварии. У эксперта не должен быть ограничен доступ к багажнику, а предметы внутри не должны скрывать дефекты.
Выполнение этих простых правил улучшит уровень экспертизы, поможет выполнить ее качественнее и быстрее.
Как правильно провести независимую экспертизу после ДТП смотрите в видеоролике.
6. Заключение
Друзья, давайте подведём итоги.
Сегодня мы узнали:
- какие виды автотехнической экспертизы существуют;
- как подготовиться к автотехнической экспертизе;
- как подготовить авто к исследованию технического состояния.
Желаем вам ни гвоздя, ни жезла. Соблюдайте ПДД — выигранные несколько минут не стоят человеческой жизни. До новых встреч. Оставляйте комментарии, оценивайте статью!
hiterbober.ru
Автотехническая экспертиза. Виды. Из чего состоит
Количество транспортных средств различного вида, находящихся в собственности граждан и юридических лиц в нашей стране, неуклонно возрастает с каждым годом. Соответственно острой проблемой остаются дорожно-транспортные происшествия, которые подлежат расследованию и рассмотрению в уголовном и гражданском порядке. В большинстве случаев автотехническая экспертиза является основным источником данных об обстоятельствах и причинах происшествия, определения ущерба.
Количество транспортных средств различного вида, находящихся в собственности граждан и юридических лиц в нашей стране, неуклонно возрастает с каждым годом. Соответственно острой проблемой остаются дорожно-транспортные происшествия, которые подлежат расследованию и рассмотрению в уголовном и гражданском порядке. В большинстве случаев автотехническая экспертиза является основным источником данных об обстоятельствах и причинах происшествия, определения ущерба.
Проведение экспертизы может назначаться судебными и следственными органами, с целью выяснения обстоятельств ДТП и сбора доказательной базы. Однако во многих случаях требуется независимая автотехническая экспертиза, которая проводится по инициативе участников происшествия для аргументированной защиты своей позиции и интересов по делу.
Виды судебной автотехнической экспертизы
Целью осуществления судебной автотехнической экспертизы ДТП является установление фактических данных о состоянии машин, выяснение точной дорожной обстановки в месте происшествия, определение действий участников ДТП и их возможности не допустить аварии, а также установление данных о других факторах, способствовавших происшествию. Учитывая весьма разнообразный характер факторов, может потребоваться выполнение нескольких видов экспертиз.
Основными видами судебной автотехнической экспертизы являются:
- Экспертиза обстоятельств дорожно-транспортного происшествия (механизма ДТП).
- Экспертиза состояния транспортного средства, участвовавшего в ДТП.
- Транспортно-трассологическая экспертиза.
- Экспертиза дорожных условий.
Экспертиза обстоятельств ДТП
Данный вид исследований проводится для установления фактических обстоятельств аварии. В том числе эксперт должен установить скорости транспортных средств, величины тормозных путей и другие параметры, установить наличие физической возможности предотвращения аварии.
Также автотехническая экспертиза обстоятельств ДТП выносит определение относительно того, какими пунктами Правил дорожного движения должны были в данных обстоятельствах руководствоваться водители, и насколько были соблюдены требования правил.
Экспертиза обстоятельств ДТП является наиболее востребованным видом автотехнической экспертизы. Она позволяет получить значительный объем фактических данных, необходимых следственным органам или суду для объективного установления виновника происшествия.
Задачи экспертизы обстоятельств ДТП
Автотехническая экспертиза ДТП решает следующие основные задачи:
- Определение скорости, с которой ехал автомобиль, до применения торможения водителем.
- Определение длины тормозного и остановочного пути транспортного средства.
- Определение, имел ли водитель техническую возможность предотвращения аварии при определенных условиях.
- Установление пунктов ПДД, обязательных для соблюдения в конкретной ситуации.
- Оценка соответствия действий водителя требованиям Правил дорожного движения.
- Определение взаимного расположения транспортных средств в разные моменты времени, предшествующие ДТП, и в процессе развития ДТП. В том числе определяется крайнее положение, в котором водитель имел техническую возможность предотвратить аварию.
- Определение момента возникновения угрозы ДТП, требующей от водителя принятия экстренных мер.
- Определение порядка действий водителя, необходимых для предотвращения аварии и оценка соответствия фактических действий данному порядку.
- Установление технической возможности предотвращения ДТП различными способами.
- Оценка факторов организации дорожного движения, которые могли способствовать аварии.
Экспертиза состояния транспортного средства
Автотехническая экспертиза автомобиля осуществляется для выявления фактов наличия неисправностей транспортного средства, которые могли спровоцировать аварию. В ходе проведения экспертизы не только выявляется наличие таких неисправностей, но и выясняются причины их возникновения. Работы проводятся с применением инструментальных, материаловедческих и других методик исследования состояния авто.
Основные задачи экспертизы состояния автомобиля
Независимая автотехническая экспертиза автомобиля решает следующие основные задачи:
- Определение фактического технического состояния транспортного средства, а также отдельных его агрегатов и узлов.
- Выявление причин неисправности, а также времени, когда она возникла. Ответ на вопрос, имел ли возможность владелец транспортного средства своевременно выявить и устранить неисправность.
- Ответ на вопрос, в какой степени неисправность автомобиля способствовала ДТП.
- Определение, имел ли водитель техническую возможность, исходя из состояния авто, предотвратить аварию.
Транспортно-трассологическая экспертиза
Транспортно-трассологическая экспертиза является важной частью автотехнической экспертизы. В ходе ее проведения исследуются следы на дорожном покрытии и на транспортных средствах. Целью является точное определение взаимного расположения и траектории движения автомобилей до столкновения и после столкновения. В большинстве случаев она назначается совместно с проведением других видов экспертиз для получения комплексной картины дорожно-транспортного происшествия.
Задачи судебной транспортно-трассологической экспертизы
При проведении транспортно-трассологической экспертизы перед экспертом ставятся следующие основные задачи:
- Определение точного места происшествия.
- Установление характера взаимного расположения машин в момент ДТП.
- Установление точного расположения автомобилей относительно проезжей части.
- Точное установление траектории движения машин перед столкновением и после момента столкновения.
- Определение механизма столкновения.
- Определение, какие именно повреждения, из перечня документально зафиксированных, были получены в результате аварии.
- Определение, между какими частями транспортных средств произошел контакт в момент ДТП.
- Установление факта движения или неподвижности автомобилей, участвовавших в аварии, в момент контакта.
- Определение неисправностей, полученных транспортными средствами в результате ДТП.
Экспертиза дорожных условий
Одним из важных факторов, способствующих ДТП, может быть низкое качество дорожного покрытия или существующие недостатки в состоянии дорожной инфраструктуры. Поэтому в комплекс судебных автотехнических экспертиз очень часто включается экспертиза дорожных условий. Ее целью является определение, насколько дорожные условия в месте аварии оказали влияние на совершение ДТП и его развитие. Данный вид исследований также часто называют дорожной экспертизой.
Задачи экспертизы дорожных условий
При выполнении дорожной экспертизы перед специалистами ставятся следующие основные задачи:
- Определение состояния дорожного покрытия на месте ДТП в части его соответствия требованиям стандарта.
- Установление степени влияния недостатков дорожного покрытия на развитие ДТП.
- Определение соответствия дорожной разметки и дорожных знаков на участке ДТП требованиям стандартов и Правил дорожного движения.
- Установление исправности светофоров регулирующих движение на участке ДТП в момент совершения аварии.
- Оценка организации дорожного движения на исследуемом участке дороги и выявление возможных недостатков, которые могли способствовать аварии.
ЦНЭ «Варшавский» предлагает профессиональное проведение всех видов независимой автотехнической экспертизы. Наш отчет об автотехнической экспертизе позволит полностью прояснить все обстоятельства ДТП для объективного рассмотрения дела.
Перечень основных нормативных актов:
- Гражданский кодекс Российской Федерации.
- Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».
- Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
- Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 N 25 (ред. от 24.05.2016) «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения».
Часто задаваемые вопросы
Вопрос: Сколько времени займет проведение автотехнической экспертизы?
Ответ: Судебная автотехническая экспертиза может иметь обширный перечень вопросов и объектов. Для составления заключения может потребоваться проведение различных видов исследований с привлечением нескольких специалистов. Поэтому сроки проведения автотехнической экспертизы определяются для каждого случая индивидуально, в зависимости от многих факторов. Более конкретные сроки вам сможет назвать эксперт после ознакомления с материалами вашего дела. На практике экспертиза в большинстве случаев занимает от 5 до 20 рабочих дней.
Вопрос: Кто может заказать проведение автотехнической экспертизы?
Ответ: Назначить судебную автотехническую экспертизу может суд или следственные органы. Ходатайствовать о проведении независимой автотехнической экспертизы имеют возможность любые лица, являющиеся сторонами или участники дела о ДТП.
Вопрос: Кто проводит автотехническую экспертизу?
Ответ: Проведение судебной автотехнической экспертизы может быть поручено государственному инспектору (сотруднику государственного учреждения судебных экспертиз). Для проведения независимой экспертизы вы можете обратиться к любому эксперту, который имеет соответствующую лицензию.
Вопрос: Кто выбирает организацию для проведения автотехнической экспертизы?
Ответ: Организацию выбирает суд или следственный орган назначивший экспертизу. При этом, оформляя ходатайство, вы можете указать организацию, в которой вы бы хотели заказать проведение экспертизы, а также указать перечень вопросов эксперту. Необходимо отметить, что орган, назначающий экспертизу, не обязан руководствоваться этими пожеланиями. Однако в большинстве случаев назначение экспертизы осуществляется в соответствии с ними.
Вопрос: Могу ли я следить за проведением экспертизы?
Ответ: Стороны дела имеют право принимать участие в осуществлении судебной автотехнической экспертизы. При этом эксперт обязан уведомлять стороны о проведении основных действий по экспертизе. Например, он должен сообщить о дате и времени осмотра места происшествия, о дате, времени и месте осмотра транспортных средств, участвовавших в ДТП и т.д.
cnev.ru
1.2 Понятие автотехнической экспертизы, цель и задачи экспертизы
Автотехническая экспертиза (АТЭ) специальное компетентное исследование технического состояния автомобильной техники (частей, механизмов) с целью ответа на точно сформулированный вопрос, требующее специальных знаний и представления мотивированного заключения.
Под дорожной обстановкой подразумевают совокупность обстоятельств в зоне происшествия, которые должны учитывать участники движения при выборе его траектории, темпа и направления.
В ДТП можно выделить три фазы: начальную, кульминационную и конечную. Каждая фаза является логическим продолжением предыдущей и в свою очередь предопределяет развитие последующей фазы. Начальная фаза ДТП характеризуется условиями движения транспортных средств и пешеходов, сложившимися перед возникновением опасной ситуации. Под опасной ситуацией понимают такую, при которой участники движения должны немедленно принимать все имеющиеся в их распоряжении меры для предотвращения ДТП и снижения тяжести его последствий. Если эти меры не приняты или оказались недостаточно эффективными, то в процессе сближения транспортных средств и пешеходов опасная ситуация перерастает в аварийную. Аварийной называют такую дорожную ситуацию, при которой участники движения не располагают технической возможностью предотвратить ДТП и последнее становится неизбежным.
В опасной дорожной ситуации существует вероятность возникновения ДТП, но участники движения могут предотвратить ее. В аварийной дорожной ситуации движение транспортного средства определяется законами, не зависящими от воли и действий водителя.
Совокупность факторов, обусловливающих момент возникновения опасной ситуации, имеет свою техническую сторону. В ряде случаев этот момент устанавливает эксперт — автотехник путем расчетов. Если же он определен следователем и судом (например, при оценке действий другого лица), эксперт — автотехник принимает это определение в качестве исходного для последующих расчетов и иных исследований.
Кульминационная фаза ДТП характерна событиями, вызывающими наиболее тяжелые последствия (разрушение автомобилей, травмирование пешеходов, пассажиров и водителей). Если в ДТП участвует относительно немного транспортных средств и пешеходов, то кульминационная фаза продолжается недолго (обычно несколько секунд) и развивается на участке дороги небольшой протяженности. В особенно неблагоприятных случаях, когда в происшествие вовлечены десятки и даже сотни автомобилей (так называемые «цепные ДТП»), продолжительность кульминационной фазы может составлять несколько минут. Соответственно возрастают размеры зоны ДТП.
Конечная фаза следует за кульминационной. Конец ее часто совпадает с прекращением движения транспортных средств. Однако в случае нарушения требований послеаварийной безопасности (например, при возникновении пожара на опрокинувшемся автомобиле) конечная фаза ДТП продолжается и после остановки транспортных средств.
автотехническая экспертиза судебный эксперт
Чем полнее и достовернее данные, характеризующие все фазы ДТП, тем более объективно и всесторонне могут быть изучены причины и детальнее воспроизведен механизм его протекания.
Автотехническая экспертиза как род инженерно-транспортной экспертизы подразделяется на виды и подвиды, которые различаются по предмету, объектам и частным методикам. С учетом предмета доказывания и содержания специальных познаний в САТЭ выделятся следующие виды:
экспертиза обстоятельств ДТП;
экспертиза технического состояния ТС;
экспертиза следов на ТС и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика), а также технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП.
инженерно-психофизиологическая экспертиза участников ДТП [2, с. 68].
Каждый из указанных видов экспертиз имеет определенный круг задач, которые могут быть решены экспертизой данного вида самостоятельно либо в комплексе с другими видами автотехнических экспертиз, либо с экспертизами, не относящимися к классу транспортных, — трасологической, медицинской, криминалистической экспертизой материалов, веществ и изделий, металловедческой, технического исследования документов и др.
Экспертиза обстоятельств ДТП включает экспертное исследование дорожно-транспортных ситуаций (ДТС), расчет параметров движения ТС, иных объектов и пешеходов в процессе ДТП, а также анализ действий и возможностей водителей.
Экспертиза технического состояния ТС включает экспертное исследование технического состояния ТС, их систем, агрегатов, механизмов, узлов и деталей в целях установления их работоспособности, причин и времени возникновения неисправностей, а также возможности их обнаружения.
Экспертиза следов на ТС и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика), а также технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП фактически включает в себя два независимых вида САТЭ. При этом, судебная экспертиза следов на ТС и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика), это комплексное трасолого-автотехническое исследование ТС, различных объектов, следов и обстановки на месте происшествия в целях определения траектории и характера движения относительно расположения ТС, пешеходов и других объектов до столкновения (наезда) и установления места столкновения (удара), наезда, опрокидывания.
Инженерно-психофизиологическая экспертиза водителя ТС вид САТЭ, связанный с экспертным исследованием индивидуальных психофизиологических особенностей водителя на момент обследования, а также проявляющихся в различные периоды жизни обстоятельств психологического характера, которые могли способствовать возникновению ДТП, условий, в которых действовали водитель и другие участники ДТП непосредственно в момент происшествия, психических компонентов действий водителя (других участников происшествия), а также сведений о профессиональной деятельности водителя в целом и о ДТС, предшествовавшей ДТП.
При изучении ДТП возможны два метода: вероятностный и детерминированный.
Вероятностный метод позволяет охватить статистическими закономерностями все множество факторов, действующих во время ДТП. При этом получают возможность оценить совокупность всех причин ДТП, условия их возникновения и последствия. Вероятностный подход позволяет предсказать число и характер ДТП, которые возникнут в предстоящий период.
При детерминированном методе исследования рассматривают каждое ДТП в отдельности. Каждое происшествие, хотя и подчиненное общим для всей совокупности закономерностям, является следствием конкретных, совершенно определенных факторов. Эти факторы могут быть как общими для целой группы автомобилей, попавших в ДТП (например, обледенелое покрытие на каком-либо участке дороги), так и сугубо индивидуальными, характерными лишь для данного происшествия (например, внезапный отказ тормозной системы, нетрезвое состояние водителя, неправильное поведение пешехода и т.д.).
Следует также учесть, что ДТП с тяжелым исходом предполагает индивидуальную ответственность за него. Выражением этой ответственности служит материально-административное или уголовное наказание. Установление личной ответственности, невозможное при статистическом методе исследования, требует индивидуального изучения причин и последствий каждого ДТП. Эту работу проводят в процессе экспертизы ДТП.
studfiles.net
Независимая автотехническая экспертиза в Москве
При проведении независимой экспертизы автомобиля наши специалисты опираются на следующие важные нюансы:
Какими были скорость ТС и длина тормозного пути на момент возникновения аварии?
В течение какого времени транспортное средство преодолело определенные участки пути?
Была ли у участников ДТП возможность избежать аварии?
До момента аварии транспортное средство имело неисправности, которые могли бы стать причиной ДТП?
Действовали ли водители в соответствии с требованиями ПДД?
Какова рыночная стоимость пострадавшего автомобиля?
Соблюдали ли участники дорожно-транспортного происшествия установленную правилами дистанцию?
Насколько велика степень износа транспортного средства?
Какие детали и агрегаты автомобиля были повреждены?
expertiza.ru
ТОП-10 вопросов о том, что такое автотехническая экспертиза
* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.
1. Судебная автотехническая экспертиза после ДТП — что это такое?
Судебная автотехническая экспертиза (САТЭ) — род судебной инженерно-транспортной Экспертизы. Ее суть в экспертном исследовании и установлении механизма ДТП, его обстоятельств, а также технического состояния автомобиля и дороги, психофизиологических характеристик его участников и их действий.
Экспертизу производят компетентные специалисты и экспертные организации по документам.
2. Виды судебной автотехнической экспертизы
- автотехническая судебная экспертиза обстоятельств ДТП;
- автотехническая экспертиза технического состояния ТС;
- судебная автотехническая экспертиза следов на ТС и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика), а также технического состояния дороги, дорожных условий;
- инженерно-психофизиологическая экспертиза участников ДТП.
3. Вопросы, на которые отвечает эксперт при судебной независимой экспертизы после ДТП
- Как быстро перемещался автомобиль в момент столкновения?
- Вычисление тормозного и полного остановочного пути транспортного средства в заданных условиях?
- Как быстро транспортное средство проехало заданный отрезок пути?
- Была ли возможность затормозить при заданных условиях: скорости движения, состоянии проезжей части, расстояния до препятствия?
- Обнаружение места столковения либо наезда на пешехода/препятствие?
- Почему произошел занос и опрокинулся автомобиль?
- Мог ли водитель предотвратить ДТП, были ли у него для этого технические возможности?
4. Какие вопросы ставят перед экспертом при назначении судебной экспертизы технического состояния транспортного средства?
- Характеристика технического состояния транспортного средства/механизмов/агрегатов?
- Соответствует ли техническое состояние транспортного средства требованиям «Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»?
- Есть ли у автомобиля технические недостатки? Если да, то какие именно?
- Почему обнаруженные технические недостатки появились?
- Когда возникла техническая неисправность: момент выпуска с производства либо в период эксплуатации?
- Найденный недостаток является существенным?
- Найденный недостаток относится к гарантийному случаю?
5. Какие вопросы ставят экспертам при проведении судебной экспертизы дорожных условий?
- Могло ли стать причиной ДТП отсутствие дорожных знаков и их неправильное расположение?
- Соответствует ли установка дорожных знаков на данном участке дороги ГОСТ 52289-2004?
- Соответствует ли дорожная разметка на данном участке дороги ГОСТ Р 51256-99?
- Соответствуют ли расположенные на данном участке дороги искусственные неровности ГОСТ Р 52605-2006?
- Была ли у водителя объективная возможность предотвратить ДТП путем снижения скорости ТС или путем объезда?
6. Автотехническая экспертиза при ДТП — когда в ней возникает необходимость
Вам понадобится САТЭ, если:
- Вы попали в ДТП и намерены получить страховую выплату.
- По вашему мнению страховая компания занизила сумму компенсационной выплаты, которой вам не хватит на ремонт транспортного средства.
- Если вы намерены обратиться в РСА, поскольку страховая компания виновника ДТП обанкротилась или у нее отозвали лицензию.
- Если вы виновник ДТП и считаете сумму компенсации завышенной, поэтому хотите определить реальный ущерб.
- Вы планируете подать иск в суд, так как у виновника ДТП нет полиса ОСАГО.
- Вам необходимо определить ущерба, нанесенный третьими лицами, чтобы обратиться в полицию и подать иск в суд.
7. Что изучает автотехническая экспертиза?
Объектом САТЭ являются материалы дела и результаты осмотра места происшествия и ТС, следы на них, сами ТС, их детали, узлы, агрегаты, системы, водитель и его действия, а также иные исходные данные.
8. Судебная экспертиза по ДТП — какие нужны документы
- ваш паспорт;
- протокол осмотра места ДТП или справка об аварии;
- документы на автомобиль (ПТС, СТС), который подлежит автотехнической экспертизе;
- акт осмотра машины страховой компанией, если он у вас на руках.
9. Сроки оценки ущерба после ДТП
Закон не регулирует срок проведения судебной автотехнической экспертизы. Он зависит от загруженности экспертов, сложности дела, наличия материалов, например, протоколов осмотра, показаний свидетелей.
В среднем экспертиза занимает: от 14 дней до двух месяцев.
10. Кто платит за автотехническую экспертизу?
Статья 88 ГПК РФ предусматривает внесение оплаты стороной, заявившей ходатайство о проведении автотехнической экспертизы. Если ходатайство заявили сразу обе стороны процесса, то сумму делят поровну.
Дата редакции: 15.04.2015
ceur.ru
Судебная автотехническая экспертиза при ДТП. Автотехническая экспертиза обстоятельств ДТП :: BusinessMan.ru
Скоростная жизнь диктует определенные правила, по которым автомобили перемещаются по дорогам, но дорожно-транспортные происшествия стали уже почти привычным явлением в современной жизни.
При серьезном ДТП важно выяснить все обстоятельства, ставшие причиной аварии. Обычные процедуры предусматривают осмотр места происшествия, опрос свидетелей и различные диагностические мероприятия.
Основным видом исследования является автотехническая экспертиза при ДТП. Она проводится при невозможности выяснить детали происшествия либо для их уточнения.
Экспертиза включает в себя несколько видов процедур. Каждая из них проводится по своим основаниям и исследует разные аспекты ДТП.
Исследование обстоятельств происшествия
В процессе экспертизы могут быть рассчитаны параметры движения во время ДТП, а также проведен анализ действий водителя.
Специалист, который организует исследование, должен ответить на множество вопросов, поэтому экспертиза обстоятельств – довольно трудоемкий процесс, требующий опыта и знаний.
Только эксперт в силах восстановить картину событий, которые происходили как во время ДТП, так и предшествовали возникновению опасной ситуации.
Часто при помощи данного исследования устанавливается вина или невиновность участников происшествия. Автотехническая экспертиза при ДТП и ее результаты становятся единственным доказательством в суде при невозможности установить истинное положение дел во время аварии. Она позволяет установить следующее:
- Скорость автотранспортного средства в момент ДТП. Определяется по тормозному пути. Учитывается его длина и время, которое понадобилось для полной остановки машины.
- Удаленность автомобилей (автомобиля и пешехода) друг от друга и от других объектов непосредственно перед аварией. Производится замер расстояний.
- Возможность предотвращения ДТП по техническим показателям.
- Определяется момент возникновения предпосылок аварии. Учитываются все обстоятельства, которые создали опасную ситуацию. Автотехническая экспертиза при ДТП подразумевает проведение расчетных схем, моделирование момента и эксперимент.
- Устанавливаются возможные и реальные действия водителя, которые повлияли на исход дорожно-транспортной ситуации.
- Условия возникновения опасной зоны. Исследуются все не зависящие от участников происшествия, обстоятельства, включая состояние дорожного покрытия и нарушения правил проведения ремонтных работ на проезжей части.
Данный вид диагностических мероприятий взаимосвязан с другими типами исследований в области ДТП, так как автотехническая экспертиза (экспертиза обстоятельств ДТП) проводится только комплексным методом.
Исследование технического состояния автомобиля
Экспертиза является составляющей частью основного исследования обстоятельств и проводится с учетом особенностей транспортного средства. Уточняются имевшиеся до ДТП неисправности и их влияние на дорожную ситуацию, а также основные характеристики ТС.
Диагностика технического состояния предполагает осмотр узлов машины, а также соответствие заявленных параметров указанным в документах.
- Экспертиза двигателя, коробки передач, приборов и кузова. Осмотр на наличие повреждений и установление времени их возникновения.
- Если автомобиль имеет заводской дефект или повреждения возникли в процессе эксплуатации, эксперт выясняет, стало ли это причиной ДТП.
- Повреждения, возникшие в результате столкновения (наезда), также подвергаются такому исследованию, как экспертный анализ ДТП. Автотехнические экспертизы в этих случаях выявляют, с каким объектом произошло столкновение, а также характерные неисправности.
- Специалист должен определить степень влияния повреждения на возникновение происшествия.
Трасологическое исследование
Экспертиза следов проводится для того, чтобы восстановить события момента ДТП – движение автомобиля, его расположение по отношению к другим объектам до аварии и после.
Так как данное исследование не предполагает выезда на место ДТП, экспертиза автотехническая трасологическая проводится по фотографиям места происшествия и другим материалам, которые должны быть предоставлены.
Специалист не имеет права самостоятельно собирать документы, поэтому заказчик должен направить базу для исследований в полном объеме, а также определить конкретные вопросы с указанием точных данных по происшествию.
Инженерно-психологическое исследование
Во время экспертизы происходит оценка психологического равновесия водителя, как общего, так и предполагаемого, во время ДТП. Эксперт тщательно изучает эту составляющую в силу того, что результаты могут существенно повлиять на исход судебного расследования.
В том случае, если водитель мог предотвратить аварию, вовремя среагировав на препятствие или занос, суд может признать его виновным в происшествии. При рассмотрении уголовного дела выносится обвинительный приговор, решение по гражданскому иску предполагает лишение водительского удостоверения.
Исключительные обстоятельства аварии, которую невозможно было предотвратить, позволяют признать водителя невиновным в происшествии. Суд учитывает при этом наличие пострадавших и другие обстоятельства.
События и параметры для исследования
Проведение автотехнической экспертизы при ДТП запрашивает заказчик – следователь, суд, физические или юридические лица. Для осуществления диагностических мероприятий привлекаются независимые специалисты, которые смогут объективно оценить ситуацию. По результатам выносится заключение эксперта, которое затем может быть использовано в суде.
Исследование проводится в следующих случаях:
- Споры о виновности одной из сторон ДТП или иски по незаконному обвинению в совершении дорожного происшествия.
- Уточнение схемы аварии.
- Оценка ущерба, нанесенного транспортному средству (для страховой компании).
- Предпродажная экспертиза.
Для того чтобы получилась более ясная картина ДТП, эксперты исследуют такие параметры:
- Видимость.
- Обзорность.
- Дорожные условия и обстановку.
- Помехи движению.
- Опасные зоны и наличие аварийной обстановки.
Исследуя каждый из пунктов, специалист может создать трехмерную модель аварии.
КАСКО и ОСАГО
Автотехническая экспертиза после ДТП проводится в большинстве случаев для страховой компании. По общепринятым правилам страховщик осматривает автомобиль на наличие повреждений и, если имеет место страховой случай, выплачивает определенную сумму. Практика показывает, что компании часто занижают количество денежных средств, которые получит автовладелец.
В этом случае у получателя есть возможность обратиться в суд за назначением независимой экспертизы технического состояния автомобиля.
Есть другой, более короткий путь взыскания страховых денег. Опытные юристы советуют заранее провести оценку повреждений и уведомить страховщика о месте и времени процедуры. Затем автовладелец со всеми документами, в том числе с заключением эксперта, обращается в страховую компанию для получения выплат.
Если есть пострадавшие в ДТП
Потерпевшие или родственники обращаются в суд для возмещения ущерба здоровью. В этом случае должны быть проведены и автотехнические исследования, и экспертизы судебно-медицинского характера, которые не только определят степень тяжести нанесенного здоровью вреда, но и сделают заключение о действиях водителя в ДТП.
В документе не определяется, был ли у водителя прямой умысел на совершение дорожного преступления и виновен ли он. Результаты могут только указывать на обстоятельства, которые впоследствии влияют на исход дела.
Кто проводит исследования
Во время судебного расследования независимую экспертизу могут заказать следователи и судьи, как отмечалось ранее. Если же автовладелец обращается к специалисту самостоятельно, ему стоит уточнить, зарегистрирован ли эксперт (или экспертная компания) в Министерстве юстиции, и какой идентификатор ему присвоен. На проведение исследований обязательно должна быть лицензия, иначе заключение будет недействительным.
Сервисный центр, в котором обслуживается и ремонтируется автомобиль после ДТП, являясь заинтересованным лицом, не может производить автотехническое исследование. Экспертиза также не проводится частными лицами, не владеющими соответствующими навыками и инструментами.
В конечном документе должны быть указаны все обстоятельства (явные и предполагаемые по расчетным формулам), которые стали причиной происшествия. Заключение с неполной информацией может существенно ухудшить положение автовладельца и повлиять на исход дела. В практике довольно часто втречаются назначения повторной экспертизы, которая проводится уже другим специалистом по выбору ответчика/обвиняемого.
Вопросы и исходные данные
Существуют вполне определенные вопросы автотехнической экспертизы после ДТП, на которые специалист должен ответить в процессе исследования. Также имеется перечень необходимых данных, предоставляемых эксперту для работы.
Базовые данные:
- Марка и модель автомобиля (ТС), его состояние, число пассажиров.
- Вид дорожного покрытия (сухой асфальт, лед, грязь и т. д.).
- Тормозной путь – наличие, длина, время полной остановки.
- Точка ДТП.
- Скорость автомобиля (или нескольких ТС) до аварии.
- При наезде на пешехода – характер наезда, какой частью автомобиля он был совершен. Видимость и угол обзора для участников ДТП.
- Столкновение двух и более ТС – угол, под которым передвигались автомобили. На сколько градусов произошло смещение ТС после происшествия.
- Действия водителя в момент аварии.
- Замеры расстояния, на котором находились объекты перед происшествием и во время него.
- Авария во время обгона – скорость потока и пострадавших ТС, количество автомобилей на полосе движения, действия водителей.
Судебная автотехническая экспертиза ДТП должна предоставить ответы на следующие основные вопросы:
- Расчетная скорость ТС на базе соответствующих замеров тормозного пути
- Расстояние, на котором находились объекты друг от друга в начале. Если был совершен наезд на пешехода, который переходил дорогу — как далеко находился автомобиль в тот момент, когда пешеход начал пересекать проезжую часть. При столкновении на перекрестке – как далеко располагалось ТС1 от ТС2, начинающего въезд на пересечение дорог.
- Мог ли водитель предотвратить ДТП путем своевременного торможения либо другими технически возможными действиями? Была ли возможность избежать происшествия, если бы водитель вовремя отреагировал на опасную ситуацию?
- Какие действия участников происшествия соответствуют правилам дорожного движения, а какие – нет.
- При обгоне – расчет безопасного расстояния между автомобилями для совершения обгона в заданных условиях
Закон
Автотехническая экспертиза при ДТП, вопросы которой решены в полном объеме, будет являться неоспоримым доказательством в рамках судебного расследования.
Порядок назначения специального исследования закреплен в КоАП РФ, ст. 26.4. В ней сказано, что эксперт, проводящий диагностические мероприятия, предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Поэтому при назначении экспертизы следует указать название компании или Ф.И.О. специалиста, который будет этим заниматься, чтобы при необходимости было кого привлекать.
Перед тем как отправить материалы на исследование, суд обязан ознакомить с ними участников процесса. Они имеют право дополнить указанные в направлении вопросы, на которые автотехническая экспертиза при ДТП обязана дать ответы.
Заключение в суде имеет относительную значимость, если экспертиза проводилась по инициативе сторон. Назначенная самим судом, она должна быть принята к изучению. В том случае, если суд с заключением не согласен, позиция должна быть мотивирована.
Пример
Какие вопросы можно ставить перед экспертом, если они не выходят за рамки его компетенции (на примере бокового столкновения ТС):
- Какими пунктами правил дорожного движения должны были руководствоваться водители (перечень статей) ТС?
- Установить взаимное расположение автомобилей в момент столкновения и относительно проезжей части.
- Время и скорость движения ТС1 (выезжающего с прилегающей территории) до возникновения опасного момента.
- Имел ли возможность водитель ТС1 путем экстренного торможения предотвратить столкновение, если его скорость была допустимой для движения в жилой зоне?
- Определить скорость ТС2 перед началом торможения, исследуя длину тормозного пути и расстояние, на которое было перемещено в момент столкновения ТС1.
- См. п.4 для водителя ТС2 и движения с допустимой скоростью по проезжей части
Для математических расчетов длины тормозного пути, дальности расположения и скорости существуют сложные формулы, в которых за исходные данные берется информация из предоставленных эксперту документов.
Оценка ущерба
На основании заключения, которое дает автотехническая экспертиза обстоятельств ДТП, не только определяется виновность одной из сторон в происшествии, но и рассчитывается нанесенный транспортному средству ущерб.
Степень вреда, причиненного автомобилю, определяется совершенно другими экспертами. В исследовании может быть использовано заключение экспертизы обстоятельств. Прежде всего, независимая оценка необходима для составления перечня повреждений, полученных в ходе ДТП.
Специалисты, исходя из автотехнического исследования, могут определить, какие именно неисправности возникли вследствие происшествия. Кроме этого, задачей экспертного бюро является расчет стоимости поврежденных деталей и работ по восстановлению ТС по максимальным рыночным ценам.
Это исследование ни в коем случае не проводят в рамках такого процесса, как автотехническая экспертиза после ДТП. Оценка ущерба не входит в компетенцию специалистов по диагностике обстоятельств.
Сроки проведения экспертиз
Время, за которое должны быть закончено то или иное исследование при ДТП, законом не регламентировано. Однако компании, предоставляющие такие услуги, сами заинтересованы в том, чтобы быстро и качественно провести экспертизу.
На практике автотехническая диагностика обстоятельств аварии проводится от 14 до 30 дней, в зависимости от загруженности специалиста. Оценку ущерба после ДТП некоторые экспертные бюро предлагают произвести за срок от 1 до 3 дней.
Стоимость услуг зависит от марки транспортного средства (легковое или большегрузное), а также от количества повреждений, которые выявила оценочная или автотехническая экспертиза.
Расчет ущерба при ДТП не должен проводиться в бюро, которые являются партнерами страховых компаний. Как правило, такие фирмы стремятся предоставить не соответствующее истине заключение, которое позволяет в несколько раз уменьшить страховую сумму для водителя.
businessman.ru