Пятница , 22 ноября 2024
Разное / Я наставник – Я — наставник

Я наставник – Я — наставник

Эссе «Я-наставник!» | Социальная сеть работников образования

Шахматова П.В., методист

МБОУ «Средняя школа №19»

Я – наставник

Мы должны жить так, чтобы каждый из нас,

несмотря на различие индивидуальностей,

чувствовал себя человеком,

 равноценным всем другим, всякому другому

М.Горький

Я люблю писать письма. Да…да я до сих пор пишу письма своим близким, родным, друзьям. Конечно, сейчас я уже не пользуюсь чернилами и ручкой, а только в печатном виде. Если у адресата нет электронной почты, я все так же хожу на почту. Почему письма? Мне нравится этот жанр. В нем передается авторский стиль, в нем можно раскрыть, углубить и украсить ту сторону личной истории, которая важна автору. И, наоборот скрыть то, что хочется спрятать от взора лишних глаз. В каждом письме только свои, присущие автору, эмоции и переживания. А сколько книг и рассказав написано благодаря сохранившимся у наших предков, прабабушек, бабушек писем! Я думаю, письма сыграли важную роль в нашей истории. Может быть, и это письмо сыграет свою ключевую роль в написании истории системы образования моего города.

Вначале давайте познакомимся, зовут меня Полина Викторовна Шахматова, работаю методистом МБОУ «Средняя школа №19», а с 2013 года являюсь председателем молодежного общественного объединения педагогических работников «Педагог-НВ», поэтому 2018 год для меня ключевой, юбилейный!  Опыт работы в объединении —  это интересные события, новые знания, знакомства, а главное это самый богатый опыт наставничества! Приняла для себя решение, что пришло время дать объединению новый виток в развитии. Ведь у каждого из нас бывают такие моменты жизненного пути, когда нужно подвести итог, черту после важного дела, события, сделать выводы и идти дальше. Стремиться к новым вершинам и победам. Это письмо я хочу адресовать тому, кто станет новым председателем объединения «Педагог-НВ».

Каждая из зарисовок в этом письме – это лишь маленькое вложение в единую историю большого педагогического движения. Это истории не только о том, как я была наставником молодых специалистов объединения, но и о том, чему училась у них! Ну что ж, начнем, наше путешествие по страницам небольшого педагогического опыта наставничества среди школ и детских садов города Нижневартовска.

…Она до сих пор обращается ко мне Полина Викторовна! Ну что ж, Екатерина Борисовна! Хотя нет… для меня Вы —  Екатерина, Катенька, Катя, Катюша… Что поразило с первой встречи? – прекрасный взор зеленых глаз, внимательный слушатель и чуткий учитель. Как с удовольствием и трепетом рассказываешь о своем втором классе. И я невольно сделала вывод, что именно учителя начальных классов стараются сохранить традиции начальной школы, привить ценность знаний, научить учиться. Мы долго беседуем о проблемах семьи и школы. Каждый раз радуюсь нашим встречам, когда ты делишься своими открытиями и идеями. Я думаю, лишь молодой педагог может заметить что-то новое в привычном ритме педагогики.

Вспоминаю, как на городском августовском педагогическом совете проводили мастер-класс с использованием упражнения «Аукцион», где молодые педагоги могли приобрести себе ту или иную ценность. Как специалист, работающий с людьми, учителями и родителями, была приятно удивлена тем, что главными ценностями по-прежнему остаются «идеальное здоровье до 95 лет», «здоровый ребенок», «благополучие родителей». Материальные ценности тоже имели место быть на данном «аукционе» и, поверьте мне, они не были на первых местах.  Ценности играют важную роль в жизни человека, а в жизни педагога особую роль, потому что с точки зрения образования, понимание ценности и уникальности исторического и культурного пути своего народа, его связи с другими культурами, осознание собственных, пусть крошечных, но исторических и культурных функций, реализуемых в повседневности каждого дня, имеет ключевое значение в деле воспитания духовно-нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России начиная с первого класса.

А если честно, Катюша, скажу. А я ведь сильно боялась, что испугаешься и уедешь в солнечную Башкирию. Но нет, северные морозы сковали нашу дружбу. Надеюсь надолго… Если и Вам захочется узнать об этом прекрасном человеке знакомьтесь – Екатерина Борисовна Федорова, учитель начальных классов МБОУ «СШ№8» г. Нижневартовска, номинант городского конкурса «Педагогический дебют – 2016», которая уже прошла свой маленький путь от начинающего молодого специалиста до педагога, который уже сейчас может приглашать на свои уроки, делится своими разработками классных часов и родительских собраний. А сейчас счастливая мама! Думаю, и в этом и есть результат наставничества!

В моей жизни есть хобби – наблюдать за незнакомыми людьми: за их манерой разговора, мимикой, жестами. Порой пытаясь предположить их поступки, мысли.  Читая на листе фамилию и имя человека, стараюсь предугадать его образ. Так было и весной 2014 года, когда мы собирались в забайкальскую Школу молодого ученого, педагога-исследователя и лидера в молодежной политике в г. Чите. Читаю список участников, среди которых Гильманова Лилия Клариковна – воспитатель МАДОУ ЦРР – ДС № 44 «Золотой ключик». Наша первая встреча произошла при покупке билетов у касс. И когда я услышала ее мягкий голос и спокойный тон при разговоре с кассиром, я была в полуобморочном состоянии от теплоты, вежливости, тактичности, воспитанности этого человека. Так завязалось наше общение в поезде «Тюмень – Чита». Что поразило и удивило? Это «ходячая энциклопедия», на все вопросы у Лили есть ответы. Вы знаете, если нашей стране понадобится разведчик, смело можно брать ее кандидатуру: цепкий ум, широкий кругозор, филолог, ответственная и всегда говорит: «Я сделаю! Можете на меня рассчитывать».  Думаете, я ее наставник – нет, она у меня!

«Знание – это абсолютная ценность нашего времени», — писал М. Горький. Своим примером Лилия Клариковна подтверждает эти написанные строки, потому что, казалось бы, за столь короткий срок, пройти такой интересный профессиональный путь: учитель английского языка в школе, при этом параллельно работать в вечерней школе, воспитатель в детском саду, заместитель заведующего детского сада. При этом постоянно обучалась и принимала участие в конкурсах профессионального мастерства, показывая свой высокий уровень знаний. Горжусь тем, что мне довелось вместе с ней пройти этот путь, поддерживать и подсказывать в таких значимых мероприятиях как: «Педагогический дебют — 2015», городские и окружные этапы конкурсов «УДАР», «Лидер XXI века», городской конкурс социальных проектов «Нижневартовск – наш дом!».

Думаю, каждый человек переживает, если встречает личность, которая в чем-то лучше, сильнее, умнее. И у меня в жизни так было, когда я встретила Герасимову Валентину Валерьевну (педагог-организатор МБОУ «СШ№22»). Сложно описать какую-то конкретную ситуацию, рисуется целый образ: активная, жизнерадостная, общительная, амбициозная, умная, разноплановая, целеустремленная.  В чем-то очень похожая и в тоже время совсем иная. Понятная во всех смыслах!

Валентина, генератор идей, сценарист всех культурно-массовых мероприятий объединения «Педагог-НВ». У нее можно поучиться тому, как правильно расставить приоритеты в работе, как распределять время и ответственность между участниками мероприятий. А самое важное и ценное качество, которому стоит поучится многим из нас, это справедливость. И каких бы вопросов это не касалось: оценивание детей во время уроков, работа членом жюри в различных конкурсах, организация педагогической деятельность, Валентина всегда проявляет такт и справедливость по отношению ко всем делам. Единство идеалов, убеждений, вкусов, симпатий, морально — этических принципов в словах и поступках Валентины — вот что притягивает к ней учеников.

Одним из значимых примеров наставничества в моей карьере, была встреча и работа с молодым педагогом-психологом Егоровым Максимом Евгеньевичем. Эта встреча была волнительной и необычной, потому что у многих из нас есть такой стереотип, что профессия учителя – это женская профессия, а уж педагога-психолога тем более. И это потребовало от меня быть не просто профессиональным педагогом-психологом (кем я являлась по образованию и должности), но и наставником-учителем, наставником-другом, наставником-родителем, наставником-патриотом. Потому что наставничество эффективно осуществляется только как целостный процесс, соответствующий нормам общечеловеческой морали. Наставничество формируется в мероприятиях, в повседневных отношениях и сложностях познания профессии, педагогической мысли, в которых педагогу приходится разбираться, делать выбор, принимать решения, совершать поступки. Результатом этого процесса является формирование нравственно цельной личности педагога, подразумевающей наличие свободной нравственной воли, умения владеть собой, обретения внутренней свободы.

Ну а сегодня, спустя три года совместной работы с Максимом Евгеньевичем, все знают лучшего педагога-психолога города Нижневартовска по результатам городского конкурса «Педагог года-2018».

Можно долго рассказывать о тех, кто стал за эти 5 лет наставничества успешными и достойными педагогами нашего города, которые в будущем прославят не только наш город, но и нашу страну. Несмотря на их молодой возраст, я всегда говорю им: «Я верю в вас! У вас все получится!».

Завершая свое письмо, хочется отметить, что всего так сразу не расскажешь о  самых главных качествах, которые помогают мне в моей работе с молодыми педагогами. Для меня молодые педагоги школ являются катализатором, источником творчества, новых идей, что позволяет мне быть не просто педагогом-наставником, а исследователем в поиске новых проектов, которые позволят создать условия для профессионального роста и становления педагогов Нижневартовска.

Педагог — наставник – творческий, разносторонне развитый, высоконравственный человек с активной жизненной позицией, неравнодушный к своей работе, к судьбам своих подопечных, молодых педагогов. Он постоянно находится в поиске, следит за новинками в образовании, принимает участие в конкурсах педагогического мастерства, так как они, бесспорно, способствуют профессиональному и личностному росту.  Это человек, способный анализировать свою работу, делиться опытом и перенимать опыт коллег, педагог, который стремится, а главное, умеет выслушать оценку своей работы более компетентными людьми. Педагог-наставник не останавливается на достигнутом, всегда стремится к большему.

Уважаемый коллега, председатель молодежного общественного объединения педагогических работников образовательных организаций «Педагог-НВ» желаю тебе учится у тех, кого ты учишь!

С уважением, П.В.

nsportal.ru

Статья на тему: «Я — учитель наставник»

«Я – учитель наставник»

Автор: Полковниченко Елена Михайловна,

учитель начальных классов, МОБУ СОШ № 23, г. Таганрог

Я – счастливый человек. Я – учитель. Вот уже 25 лет я искренне верю в свое призвание как в основное дело своей жизни и умею отдаваться ему в полной мере. Я не утратила оптимизма и все ещёосваиваю,ищу, пробую, творю…  Живу, люблю, радуюсь каждому дню, который приносит мне новые открытия, дарит мне новые встречи, дает возможность ощутить себя нужной частью этого мира.

— Здравствуйте, Елена Михайловна, вы – мой наставник! – заявляет молоденькая учительница.

— Здравствуйте, Татьяна Михайловна! А вы – мой! – с улыбкой отвечаю я.

Смотрю в широко распахнутые глаза молодого педагога, в которых калейдоскопом мелькают удивление и непонимание, энтузиазм инеуверенность, восторг и смущение, и радостью наполняется моё сердце. Вот чего я не вижу в этих глазах, так это равнодушия! Значит, мы на верном пути! Я не оговорилась: «МЫ» — ключевое слово в нашем профессиональном тандеме. Содружество, сотворчество, сопричастность, сотрудничество обязательно помогут преодолеть нам все трудностина пути к тому, что ты СОСТОЯЛСЯ.СОСТОЯЛСЯкак учитель, профессионал, воспитатель, коллега, друг. «Учитель не тот, кто учит, а у кого учатся», — повторяю я своей подопечной высказывание Гёте и поясняю, – вы ведь хотите стать учителем, значит, и у вас есть чему учиться. Так  будем учиться вместе!».  Улыбка в ответ — для меня как свет путеводной звезды: первый шаг к доверию и пониманию сделан.

«Настоящий учитель — не тот, кто тебя постоянно воспитывает, а тот, кто помогает тебе стать самим собой» (Михаил  Светлов). Постоянно держу в голове эти слова. Ведь моя главная задача как наставника – помочь начинающему педагогу стать настоящим учителем, обрести счастье в профессии, осознать всю важность и ответственность своей миссии.

Что значит  быть учителем? С одной стороны, это безумно быстрое течение времени, которое уносится так незаметно, и важен каждый миг, каждое мгновение, отданное подрастающему поколению: будь то поиск способов объяснения новой темы или поход в кино; горы бумаг,способные утопить в рутине,и бессонные ночи, или возможность взлететь на вершину профессионального Олимпа, постоянная ответственность и напряжение, масса энергии, которую ты отдаешь, не ожидая ничего взамен. С другой стороны, это постоянный творческий поиск, способность совершать с учениками удивительные открытия, общение с коллегами, также глубоко и преданно влюбленными в свою профессию. А каким учителем хочет стать она? Какие вершины собралась покорять?

Очень важно дать понять молодому коллеге, что ты не стоишь на вершине той самой горы, на которую ему только предстоит взобраться, не увлекать его напуть,уже пройденныйтобой, а дать возможность сделать это самостоятельно: найти СВОЮ «гору», СВОЙ путь к успеху. Хорошо знакомый учительству деятельностный метод обучения, правда? Но ведь он работает! И не важно, кто его осваивает:твой ученик или молодой коллега.Главное – сам! Задача наставника – быть рядом, вовремя прийти на помощь, поддержать, не допустить упаднического настроения, разочарования. И тогда полученное педагогическое образование  обязательно воплотится в профессиональное умение, а программные знания помогут вместе с воспитанниками осваивать азы школьной науки. Элберт Г. Хаббард говорил:  «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя». Но разве это высказывание нельзя отнести и к наставничеству? Давайте перефразируем немного Хаббарта: «Цель обучения молодого педагога состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи наставника». Как верно подмечено!  Сразу приходят на ум слова Леонардо да Винчи: «Плох тот учитель, который не превзошел своего учителя».Ведь это непреложная истина.Только так молодое поколение сможет шагать вперед, в будущее общества, будущее науки.

Итак, двигаемся к поставленной цели!  Вспоминаю свои первые шаги в преподавании. Привычные, обыденные для опытного педагога вещи порой становились камнем преткновения для меня,молодого учителя. «Как составить рабочую программу?», «Какая образовательная технология на этом уроке поможет эффективно достичь поставленной цели?», «Как определить тему самообразования» — вопросы, вопросы, вопросы. С глубокой признательностью и благодарностью храню в душе воспоминания о своих наставниках –именно они – опытные учителя, профессионалы, методисты — давали мне советы, подсказывали, направляли, приходили на помощь. Смогу ли я так же грамотно и доступно ответить на любой вопрос  начинающего учителя, хватит ли терпения, времени и сил, чтобы помочь, объяснить, предложить верное решение?  Стоит ли бояться наставнику признать то, что он в чем-то некомпетентен?  Думаю, нет. Детально изучаем вместе нормативные документы по организации учебного процесса, штудируем содержание программного материала по предметам, советуемся с  коллегами, ищем ответы на особенно трудные вопросы, решаем поставленные задачи. Ведь мы – вместе!

 На помощь приходят педагогическое сообщество, Школа молодого специалиста. Как замечательно, что научно-методический центр Управления Образования города вот уже много лет ведет работу по обучению молодых специалистов. Опытные коллеги делятся с молодёжью инновациями, особенностями технологий, представляют различные уроки. Сколько начинающих педагогов побывало и у меня в гостях… Храню каждый их синквейн, каждый отзыв. «После вашего семинара захотелось создать свой шедевр» — написал однажды молодой преподаватель музыки. И ведь создал! Стал победителем городского, а потом и областного этапа конкурса «Учитель года». Много раз потом встречались на различных конференциях, творческих встречах, и всегда он мчался ко мне сословами: «Я так Вам благодарен за то, что вдохнули в меня желание творить!». Такие встречи всегда несут радость осознания того, что с годами не уменьшается число молодых неравнодушных учителей, активно включающихся в работу, ищущих свое место в педагогической семье. Всегда стремлюсь, чтобы на моих встречах молодые коллеги окунулись в мир сказки, прикоснулись к чуду творения урока, сами попробовали «колдовать» и  увидели, как сказка становится явью.  Наблюдение за работой наставника – одна из основных возможностей накопить собственный опыт, найти свой стиль преподавания, получить ответы на вопросы: какова структура «живого урока», как он начинается и завершается, как  рационально распределить время, выбрать технологию, какие средства обучения станут эффективными.

— Эх, — после очередного урока признаюсь юной коллеге, — сегодня неудачно получилось. Вижу искреннее непонимание в её глазах: «Как, у Вас?». Вместе анализируем причины неудачи, ищем возможности их устранения. Считаю, что только постоянный, глубокий анализ и самоанализ даст возможность молодому педагогу критически отнестись к своим действиям, вовремя найти эффективные приёмы и методы, верный способ избежать недостатков.  А ведь это целая наука! И снова рассматриваем пути анализа урока, определяем показатели эффективности, качества. Для начинающего педагога очень важно овладеть этим умением: он — вернейший путь на пути совершенствования педагогического мастерства. Цитирую коллеге отрывок из собственного эссе, которое написала ещёлет 10 назад:

Самое страшное в нашей профессии

Застыть, быть спокойным, довольным собой.

Учитель – в движении, в саморазвитии,

Не ищет дороги комфортной, простой…

И действительно, дорога, по которой ей предстоит идти, совсем непроста. Молодой учитель обязательно встретит на своём пути и неуверенного в своих силах Петю, и шалунью Катю, и умницу Вику, и равнодушного, безучастного ко всему родителя, и единомышленника, готового прийти на помощь.  Разве можно дать готовый рецепт для любого случая педагогического взаимодействия? Наверное, нет. Но кое-какие приправы к рецепту обязательно найдутся: терпение, педагогический такт, выдержка, самообладание – основа букета, обязательная часть – юмор, обаяние, харизма, но главное – искренность, открытость, честность в отношениях с окружающими: коллегами, детьми, родителями и с самим собой. И тогда свершится чудо, как говорил Ушинский: «Учитель – это художник. А школа – мастерская, где из куска мрамора возникает подобие божества». Сложно иногда увидеть в уткнувшихся в телефоны, рассеянно слушающих тебя и не всегда понимающих твои объяснения учениках будущих космонавтов, врачей, директоров, но поверить в то, что это обязательно случится, – надо! И вселить эту уверенность в сердца и души воспитанников – главная цель педагога. Мой любимый педагог и наставник Ш.А.Амонашвили говорил: «Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах…»

Наставник – это прежде всего воспитатель. «Воспитатель должен себя так вести, что6ы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?» — мудрые слова  А.С.Макаренко напомнили, что пора показать моей коллеге собственные возможности, поделиться наработанными умениями. И как подарок судьбы вопрос: «А можно я приму участие в городском конкуре «Учитель года?». Да почему же можно? Нужно! Ищем. Готовимся. Сомневаемся. Советуемся. Находим. Пробуем силы. Переживаем. Ждем результаты. Церемония награждения. В руках  -Диплом участника, а в душе – стремление двигаться дальше: «На следующий год снова буду участвовать! Хочу одержать победу!» Не это ли наша цель? Я искренне верю, что искорка уверенности в правильном выборе профессии у моей юной коллеги разгорится в пламя веры в собственное призвание, учёба в аспирантуре даст шанс получить глубокие знания, увлеченность поможет раскрыть не только собственные таланты, а оптимизм поможет без страха смотреть в будущее.

К.Д.Ушинский среди прочих качеств, присущих творческому педагогу, называл такие, как талант, широкий кругозор, «вечно нестареющая детская душа». Если вдуматься, когда же ей стареть, душе — то? Благодаря наставничеству, я всегда среди молодёжи, вместе с нею совершаю новые открытия, удивляюсь и учусь, учусь, учусь…

nsportal.ru

6 секретов хорошего наставника | Мел

Наставничество как методика в образовании может здорово развить потенциал школьника. Руководитель Национального ресурсного центра наставничества «Ментори» Евгений Русинов — о том, что делает наставников эффективными, а иногда даже превращает их в супергероев.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Наставничество — древнейшая форма обучения, но устаревшей её точно не назовёшь. Это метод передачи знаний и практических умений от старшего к младшему и, что ещё важнее, помощь в социализации, формировании жизненных ценностей и мотивации, позитивный пример. Так как
взаимодействие наставника и «наставляемого» происходит в неформальном общении, в обстановке взаимного доверия и не связано с официальными отношениями, то оно максимально эффективно действует на развивающуюся личность. Помогает ребёнку с самоопределением и раскрытием потенциала.

Наставническое движение существует в том числе и в России. Сегодня это серьёзная методика с едиными стандартами. Наиболее полно наставническую поддержку оказывают детям, оставшимся без попечения родителей, и детям в семьях, которые столкнулись с трудной жизненной ситуацией. Так программа наставничества в среде воспитанников детских домов помогла увеличить количество поступающих в вузы как минимум в два раза. Ещё немного доброй статистики: у 46% детей-участников таких программ расширился кругозор; у 35% появилось желание узнавать что-то новое; 41% детей улучшил школьную успеваемость.

Кто же такой наставник и каждый ли может им быть? Для подростка такой человек может казаться супергероем, но это самый обычный человек, в первую очередь замотивированный помочь и передать свой опыт.

К наставничеству больше подходят образованные и состоявшиеся люди, вместе с тем они должны располагать свободным временем, так как наставничество предполагает систематическое и продолжительное общение. Обладать специальным образованием наставнику не нужно, а вот иметь определённые качества и навыки необходимо.

1. Наставник умеет слушать. И говорить

Найти кого-то, кто будет давать советы или выражать своё мнение, не так трудно, это любят делать все. Гораздо труднее найти того, кто способен не всегда быть на первом плане, любит и умеет слушать других. Он поддерживает зрительный контакт и посвящает наставляемому всё своё внимание. Часто можно помочь, просто выслушав и задав продуманные вопросы. Проговаривая свои собственные мысли, делясь чувствами, человек исследует себя самого и лучше понимает ситуацию с минимальным вмешательством. Если он чувствует себя понятым и принятым, он более склонен попросить совета в будущем.

Не менее важно умение говорить простым и понятным языком о сложных вещах, быть открытым и искренним при общении обо всём, не только о том, что интересно самому наставнику. Наставничество — это диалог, и взрослый тоже рассказывает о себе, своём опыте и чувствах.

2. Наставник проявляет уважение к личности, а не давит

Хороший наставник не считает, что его точка зрения единственно верная, а способы решения проблем наилучшие из возможных. Также ему не кажется, что наставляемых нужно спасать. Наставники, руководствующиеся чувством уважения и достоинства в отношениях, способны завоёвывать доверие. Идеальный наставник — уже состоявшийся в жизни человек, которому не нужно самоутверждаться за счёт неопытных и юных.

Он также терпим к мнениям, взглядам или поведению, отличным от его собственных, даже неприемлемых для него.

3. Наставник умеет сопереживать и понимать чувства других

Эффективные наставники могут сопереживать, не испытывая при этом жалости. Для сочувствия не обязательно иметь идентичный жизненный опыт. Эмпатия помогает наставнику понимать настроение подростка даже в те моменты, когда ему самому трудно выразить себя словами.

Вместе с тем наставник не должен обладать слишком высоким уровнем эмпатии, чрезмерная эмоциональная отзывчивость может быть использована против него эгоистически воспитанным подростком и помешать наставнику проявить твёрдость там, где это необходимо.

4. Наставник видит решения, возможности и… препятствия

Эффективные наставники способны балансировать между реалистичным взглядом на жизнь и серьёзные проблемы, критическим мышлением и в то же время оптимизмом при поиске таких же реалистичных решений. Они способны придать смысл кажущемуся беспорядку проблем и указать разумные альтернативы.

В целом они вселяют веру в позитивное будущее. В то, что трудом можно добиться исполнения своей мечты, а искренностью и добротой — хорошего отношения окружающих, но не боятся говорить о реальных трудностях на любом пути.

5. Наставник помогает меняться к лучшему, умея меняться сам

Гибкость, быстрая оценка ситуации и принятие необходимых решений, лёгкое переключение с одного способа действий на другой также необходимы для эффективного наставничества.

Менторы признают, что отношения требуют времени для развития и что общение является улицей с двусторонним движением. Они готовы узнавать своих наставляемых, их интересы (музыка, стиль, философия) и даже меняться под влиянием отношений с подростком.

6. Наставник крепко стоит на ногах и умеет справляться со стрессом

Наставничество — удивительный опыт, безусловно, меняющий жизнь не только подростка, но и взрослого. Конечно, кроме радостей и приятных открытий на этом пути будут и сложности, поэтому наставник должен быть эмоционально устойчив, сохранять адекватность в непростых ситуациях, уметь адаптироваться к ним и отлично контролировать свои эмоции.

Спокойный и уверенный, он опора и пример не только для подростка, но и для родителей, которым он сможет при необходимости донести: к наставнику ревновать не нужно, он не заменяет семью и не ставит под вопрос её авторитет, а, наоборот, прямо или косвенно налаживает отношения подростка с родителями.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

13 фраз, которые нельзя говорить ребёнку

10 способов правильно мотивировать ребёнка

Почему подростки держат своих родителей за идиотов

mel.fm

Эссе «Я — наставник»

Наставничество как эффективный метод профессионального становления личности молодого специалиста и наставника.

«Уча других, мы учимся сами»

Л. Сенека

У меня большой стаж работы воспитателем в детском саду. За плечами большой уже опыт: и открытые показы на методических объединениях, и утренники в разных совершенно ролях, и родительские собрания, и субботники с родителями и много еще чего. Но когда-то и я была молодым педагогом. То, что давали мне в училище, мало что пригодилось. Интернета тогда не было, научной литературы на руках тоже не было. Что бы подготовиться к какому –нибудь мероприятию, надо было идти в библиотеку и перечитать, пересмотреть много разной литературы. Как вести занятия, прогулки, утренние и бодрящие гимнастики? Было страшно, что не получится. Мне же придется взять ответственность за этих мальчишек и девчонок, каждый день подбирать ключик к их маленьким сердечкам. И допускать ошибок нельзя. И всему я конечно же научилась у педагогов – стажистов, за что им огромное спасибо.

А теперь я сама стала педагогом наставником. И частично от меня зависит, каким воспитателем станет молодой специалист.

Кто же такой наставник?

Я считаю, что наставник — это человек, который вкладывает в другого свою душу, который отдаёт частичку себя, который интересен, общение с которым приносит пользу.

Взаимное доверие является основой, на которой с самого начала строятся отношения. Педагог- наставник должен создать условия для добрых, доверительных отношений. Для этого использовать только демократический стиль общения. Назидательный тон недопустим, так как нужно понимать, что у твоего подопечного может быть достаточно высокий уровень теоретических знаний. Ему не хватает в первую очередь опыта, которым ты и должен поделиться. А ещё должен быть примером для молодого педагога в отношениях с детьми, с коллегами и с родителями.

Основная цель моей работы как наставника – анализ компетенции молодого педагога, предусмотреть и спланировать совокупность мероприятий, обеспечивающих изучение основ педагогики, психологии и методики обучения, а так же приобретение им необходимых навыков проведения образовательного процесса.

Первый год для молодого специалиста обычно самый важный и сложный. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли молодой воспитатель как профессионал, останется ли он работать в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности. Для начала молодому педагогу нужно познакомиться с детским садом, с коллективом, с условиями труда, правилами внутреннего распорядка, уставом ДОО, традициями. Хорошо, если начинающего педагога направят стажироваться ко мне в группу. Но, если так не вышло, то я приглашаю молодого воспитателя к себе на просмотр режимных моментов, различных занятий и мероприятий, даю необходимые консультации, демонстрирую свои знания, организую прогулки детей. И прежде, чем научить правильно всему, мне пришлось самой вспомнить методику обучения, разные методы и приемы, перечитать разную научную литературу. Затем уже молодой специалист работает самостоятельно, а я только корректирую его работу. Никакие советы, рассказы, объяснения не помогут так, как личный пример. Адаптация молодого педагога во многом зависит от психологического климата в коллективе, от стиля управления, от условий труда.

Обычно первые два месяца работы молодому специалисту предоставляется свобода действий. В этот период он знакомится с детьми и с родителями

своей группы, с режимом дня, с расписанием всех мероприятий, с возрастными особенностями детей. В эти два месяца я наблюдаю за его деятельностью и помогаю, если это необходимо.

И чтоб легче было организовать свою работу по обучению молодого специалиста, я провожу анкетирование, тестирование, чтоб выявить, в чем больше всего затрудняется педагог. После этого составляю план работы с молодым специалистом, в который входит изучение нормативно-правовой документации; оказание помощи в организации качественной работы с документацией воспитателя ( перспективный и календарный план, воспитательно –образовательная работа, план по самообразованию, мониторинг и др.; оказание помощи в организации НОД, использования на них дидактических и наглядных материалов, использование здоровьесберегающих технологий во время НОД и других режимных моментах, организация работы с родителями и изучение инновационных технологий).

Затем составляю индивидуальный маршрут молодого специалиста.

Молодой педагог участвует в педагогических советах, где расширяется его информационное поле в области технологий и их использования в образовательном процессе. На семинарах –практикумах вовлекается в обсуждение и осмысление своих профессиональных проблем, обменивается своим опытом, рассказывает о своих «педагогических находках». С первого же дня педагог начинает заполнять свое «Портфолио», свои достижения, свое представление деятельности и профессионального развития, что в дальнейшем помогает аттестоваться.

На открытых просмотрах образовательной деятельности с последующим обсуждением увиденного, молодой педагог учится анализировать образовательный процесс и осознает свои недочеты.

Подводя итоги, можно сказать, что работа с молодыми специалистами помогает мне согласовать свои методические, педагогические и психологические позиции, укрепляет дружеские связи между нами, делает молодого педагога владельцем секретов мастерства, накопленного мною за многие года.

Овладение специальностью на практике представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий освоение основных функциональных обязанностей педагога, знакомство с нормативной правовой базой, становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств. Вместе с тем, начинающие педагоги способны привнести новые взгляды на воспитание, развитие детей, инициировать «свежие» идеи по вопросам работы дошкольного учреждения и педагогического коллектива.

В ходе работы с молодыми педагогами я сама приобретаю новые знания, ориентир на новые реалии современного дошкольного образования, развиваю свои деловые качества, повышаю свой профессиональный уровень в процессе взаимообучения. И какое же удовлетворение я получаю, когда вижу успехи молодых педагогов, их творческий рост в нашей работе, а если педагог проходит аттестацию и получает категорию, то моей радости нет предела!

Я горжусь своей профессией!

infourok.ru

Наставничество

Наставничество всегда было благородным делом. Это мощный инструмент личностного развития, расширения прав и возможностей, как для наставника и подопечного. Многие наставники считают, что время, проведенное вместе с молодым и неопытным человеком — это инвестиции в свое будущее. Я думаю, что каждый человек нуждается в наставнике для того, чтобы стать сильным, опытным и эмоционально стабильными и готовыми к преодолению различных жизненных вопросов и барьеров. Если вы один раз попробуете стать наставником, у вас будет шанс изменить мир другого человека. Просто найдите человека, который мотивирует вас больше всего, и вдохновите его стать профессионалами в различных сферах. Вот несколько причин, чтобы вы поняли, что быть наставником замечательно.

1. Вы можете изменить человека.

Сегодня миллионы детей и молодых людей сбиваются с правильного пути и им нужен наставник. Если у вас есть такие знакомые, то вы не должны быть равнодушными к своей жизни и будущему. Почему бы не стать их наставником и помочь им изменится к лучшему? Если Вы руководите кем-то моложе, чем вы, вы оба можете столкнуться с проблемой разрыва поколений. Старайтесь быть на одной волне со своими учениками. Вскоре вы забудете о разрыве поколений в процессе общения.

2. Вдохновите людей.

Хороший наставник, как правило, вдохновляет и учит подопечных следовать за целью, пока они не достигают её. Наставник вдохновляет людей и помогают пережить трудные времена. Он учит учеников видеть возможности, привнося в жизнь новые качества и стремится для себя. Наставничество также может изменить вашу жизнь. Хорошее чувство, когда знаешь, что ты оказывает позитивное влияние на жизнь ваших подопечных.

3. Замечательный опыт.

Есть много преимуществ в наставничестве. Одним из наиболее существенных преимуществ является то, что вы получаете ценный опыт, работая вместе со своими подопечными. Некоторые люди относятся к наставничеству как к работе, а другие относятся к ней как к хобби. Вместе развлекаясь и преодолевая различные страхи и другие эмоциональные барьеры вместе, и наставники и ученики получают новый опыт. Молодые подопечные могут поделиться новыми и интересными идеями со своими наставниками. Кроме того, наставничество обеспечивает личное удовлетворение. Это удивительное чувство, когда помогаешь другому человеку добиться успеха.

4. Новое видение жизни.

Опыт полученное от наставничества может дать вам возможность получить новое понимание жизни. Если вы хотите быть успешным наставником, вы должны поставить себя на место своего подопечного, и попробовать смотреть на жизнь его глазами. Вы не сможете помочь ему, если ваша жизнь в двух разных мирах. Каждый человек имеет свои сильные стороны и достижения. Задача наставника — помочь подопечному правильно использовать свои достижения. Наставничество иногда требует, чтобы вы столкнулись и испытали различные жизненные ситуации, которые помогают вам стать зрелым и разносторонним человеком.

5. Влияние на сообщество.

Наставники обычно имеют глубокое влияние на жизнь своего подопечного. Если вы поможете своему подопечному достичь успеха в области развития жизненных навыков, есть вероятность, что ваш ученик поможет другим. Вы не должны быть чрезвычайно популярным и богатым человеком, чтобы иметь влияние в вашем сообществе. Для этого достаточно быть мудрым и доброжелательным, чтобы научить кого-то двигаться через разочарования и радость в этом суровом мире.

6. Измените вашу жизнь.

Мой опыт как наставника призвал меня, чтобы я обдумала свою жизнь и изменила её к лучшему. К счастью, моя мечта помочь кому-то и стать лучшим человеком сбылась. Я всегда была немного легкомысленным человеком, но этот серьезный шаг заставил меня почувствовать ответственность за своих учеников, потому что я хотела быть прекрасным примером для них. Следовательно, я стала сильным, ответственным и уверенным в себе человеком.

7. Сделайте что-то значащее и полезное.

Я думаю, что каждый человек хоть раз размышлял про свою жизнь и свою миссию на этой планете. На сегодняшний день лучший способ сделать что-то значимое и быть полезным — это стать наставником и помочь кому-то преуспеть в чем-то. Всегда была моей мечтой помочь кому-то, особенно, когда люди нуждаются в ком-то, чтобы просто поговорить. Если вы помогаете кому-то начать новую жизнь, они будут вам благодарны.

Если вы хотите получить по-настоящему полезный опыт, то вы должны попробовать стать наставником. Хотя, стать наставником большое и ответственное решение, что не следует принимать слишком всерьёз. Надо быть морально готовым к этому вызову.

selempi.ru

Статья: Я — наставник и мой отчет.

Отчёт педагога наставника о проделанной работе  за 1 полугодие 2017-2018 уч.года.

Ф.И.О. молодого специалиста: Чылбай-оол Чинчи Олеговна

Предмет: математика, информатика.

Общий педагогический стаж- нет

Стаж в данном учреждении – 0

Ф.И.О. наставника: Сарыглар Сайлык Орай-ооловна 

                                                                                              
Являясь наставников молодого специалиста Чылбай-оол Ч.О., мною были определены цель и основные задачи работы с молодым педагогом.
Цель: оказание практической помощи молодому специалисту в вопросах совершенствования теоретических и практических знаний и повышение его педагогического мастерства.

Задачи:

  • помочь адаптироваться в коллективе;
  • определить уровень профессиональной подготовки;
  • выявить затруднения в педагогической практике и оказать методическую помощь;
  • создать условия для развития профессиональных навыков педагога;
  • развивать потребности у педагога к самообразованию и профессиональному   самосовершенствованию.

Содержание деятельности:

1.  Посещение уроков молодого специалиста и взаимопосещение.

3. Планирование и анализ деятельности.

4. Помощь молодому специалисту в повышении эффективности организации учебно-воспитательной работы.

5.Ознакомление с основными направлениями и формами активизации познавательной  деятельности учащихся.

6. Создание условий для совершенствования педагогического мастерства молодого учителя.

7. Демонстрация опыта успешной педагогической деятельности опытными учителями.

    Ожидаемые результаты:

  • успешная адаптация молодого педагога в учреждении;
  • активизация практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;
  • повышение профессиональной компетентности в вопросах педагогики и психологии;
  • обеспечение непрерывного совершенствования качества преподавания;

.

Формы работы:

— индивидуальные консультации;

— посещение уроков.

Нашу работу я выстроила в три этапа:
1й этап – диагностический. Наставник выявляет недостатки в умениях и навыках молодого специалиста, чтобы выработать программу адаптации. 
2й этап – основной (самостоятельный творческий поиск). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого педагога, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования. 
3й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей. 

Выбор форм работы с молодым специалистом начала с собеседования, где молодой педагог указал свои трудности, проблемы в работе. Потом определили совместный план работы.
Были  проведены консультации и беседы по оформлению рабочих программ, календарно-

тематическому и поурочному планированию. Оказана помощь в педагогической дифференциации учащихся по возможностям обучения и  организации индивидуальной работы с учащимися на уроках математики и информатики.  

Наставником осуществлялось консультирование по следующим вопросам:

1. Ведение школьной документации (классный журнал, ученические тетради, выставление оценок в дневники)

2. Рекомендации по выбору темы самообразования.

3. Триединая цель урока и его конечный результат

4. Составление поурочного планирования

5.Собеседование по методике проведения современного урока.

6. Использование современных педагогических технологий.

7.Типы, виды, формы урока

8.Рекомендации по созданию личного портфолио учителя.

9.Инструктаж по составлению отчётности по окончании четверти.

10. Методы активизации познавательной деятельности учащихся

11. «Домашнее задание: какое, сколько, когда»

Мною были посещены уроки молодого специалиста

Месяцы

Предмет

Класс

Цель посещения урока

Анализ уроков и деятельности молодого учителя

Октябрь

Математика

5

Знакомство с работой, выявление затруднений, оказание методической помощи.

На уроке преобладают объяснительные и репродуктивные методы. Деятельность учеников монотонный.

Октябрь

Математика

5

Управление успехом в процессе урока.

Определение уровня толерантности в отношениях ученик-учитель.

Педагог опирается на объяснительные, репродуктивные, инструктивно-практические методы. Активность учащихся проявляется эпизодически (на отдельных этапах урока)

Ноябрь

Информатика

9

Организация индивидуальных занятий с учащимися. Индивидуальный подход в организации учебной деятельности.

Учитель не настроен на учебное сотрудничество с учащимися, взаимодействие основано на дисциплинарных ролях.

Ноябрь  

Информатика

11

Дифференцированный подход в процессе обучения.

Чувствуется отработанность системы учебных действий между учителем и учащимися

Декабрь

Математика

5

Положительная эмоциональная составляющая урока.

Учитель предпочитает традиционные методы. избегает введения новых технологий обучения.

Декабрь

Информатика

9

Продуктивная значимость урока.

Темп занятия неоднороден: то напряженный, то излишне расслабляющий.

Совместно с  молодым специалистом анализировались проведенные  им уроки, давались методические рекомендации по правильности составления поурочного планирования и умения достичь цели поставленной на уроке, т.к. неясное видение цели как конечного результата всегда ведет к размытости, неясности и неточности в определении содержания методов и средств обучения. В течение прошлых месяцев Чинчи Олеговна  посещала уроки как мои, так и открытые

уроки других преподавателей школы с целью научиться важным профессиональным качествам.

В январе 2017 года Чинчи Олеговна  участвовала в школьном этапе конкурса «Учитель года» и как молодой специалист провела урок математики в 5 классе в кожууне.

За первое полугодие  по работе с молодым специалистом можно сделать вывод: педагог уже  неплохо владеет методикой ведения урока; материалом урока; следит не только за ходом учебного процесса, но и за порядком в классе, за характером взаимоотношении учащихся в классе.

Вывод: Начальный диагностический этап плана развития профессиональных  умений и навыков молодого специалиста прошел успешно. Молодому специалисту оказывалась помощь администрацией, руководителем методического объединения и педагогом-наставником в вопросах совершенствования теоретических знаний, повышения профессионального мастерства.

Наставник Сарыглар С.О.

nsportal.ru

Совет самим себе: 7 качеств хорошего наставника / Newtonew: новости сетевого образования

Мы проводим в работе большую часть жизни. Да, вы прочитали правильно: не во сне, а именно в работе. Это новое правило активного человека XXI века, которое хочешь-не хочешь, а приходится воспринимать как данность. Конечно, можно процитировать великих, что работать надо не 24 часа в сутки, а головой… В этом тоже есть своя правда, но всепоглощающая работа (без знака плюс или минус) есть и никуда уходить не собирается.

Наставнический центр «Ментори» — такая же организация, как и остальные: мы работаем много, часто и постоянно. Учим кураторов, советуем наставникам и поддерживаем коммуникацию с наставляемыми.

«Кто бы посоветовал нам?» — не единожды задавались мы именно таким вопросом.

Как известно, хочешь сделать что-то хорошо — сделай это сам. Сделали. Итак, статья для наставников, будущих наставников, студентов и нас самих: о мотивации, работе и любви к своей работе. Без неё никуда, особенно в таком важном деле, как третий сектор.

Кадр из м/ф «Кунг-фу Панда»(источник: kinopoisk.ru)

Быть наставником — дело эмоционально непростое, требующее сил и времени, физической, но, главное, эмоциональной подготовки. Поэтому так важно, чтобы наставник (читай — человек) действительно хотел заниматься тем, чем он занимается. Разница между «надо» и «хочу» кому-то может показаться существенной и с «эгоистичным» перекосом второго слова, но именно оно имеет огромную значимость. Если человек не ХОЧЕТ что-то делать, а работает, если не из-под палки, а хотя бы по привычке, или потому что общество так ХОЧЕТ, то ни к чему хорошему это не приводит. А потому стоит помнить о таких важных качествах, как:

  • желание участвовать в программе в течение длительного времени. Рим, да-да, за неделю тоже не строился;
  • уважение к личности, её способностям и праву делать свой собственный выбор в жизни. Очень важное качество для начальников (как наставников), и наставников обыкновенных, работающих с подростками;
  • отсутствие синдрома супермена. Поясним: наставники не должны считать, что их собственные способы решения единственно верные или что участников-подчинённых-друзей-близких надо спасать. Помогать — да. Спасать — нет;

Представьте себе наставника, который постоянно пытается решить сложный вопрос за подростка, что мы получим в итоге? Варианта два. Первый: ребёнок, разучившийся думать самостоятельно, оказавшийся в мире, о котором у него было довольно поверхностное представление. Наши коллеги из регионов, когда мы встречаемся с ними, всегда настаивают, что постинтернатное сопровождение чуть ли не важнее, чем работа внутри самого учреждения.

Второй вариант: этот подросток или подчинённый (коль скоро мы говорим о наставничестве как о многопрофильном институте) понимает, что с его собственным мнением не считаются. Он не способен предложить что-либо дельное и окончательно разочаровывается в своих силах.

Продолжаем наш to-do list:

  • умение слушать (о чём мы уже писали), а также важный навык принимать различные точки зрения. Наставники часто помогают, просто слушая, задавая продуманные вопросы и давая наставляемым возможность исследовать свои собственные мысли с минимальным вмешательством;
  • умение сопереживать или эмоциональный интеллект;

Эмоциональный интеллект признан самой важной (внимание!) компетенцией, которую молодое поколение должно получать, начиная с детского сада. За пределами интеллектуальной сферы лежат огромные ресурсы. Это эмоции, способность понимать других и себя, а также жить в условиях постоянного саморазвития. Именно эмоции дают подросткам мотивацию к обучению и становлению позитивной психологии. Ко взрослым это применимо не в меньшей степени: в некоторых организациях даже есть должность специалиста по эмоциональному климату.

Кадр из м/ф «Кунг-фу Панда»(источник: kinopoisk.ru)

И финальные два пункта, которые, признаемся честно, и нам дались нелегко:

  • умение видеть решения и возможности, а также препятствия. Эффективные наставники способны реалистично оценить проблемы, с которыми сталкиваются подростки, лучшие начальники способны не закрывать глаза на трудности, с которыми сталкиваются их подчиненные, а члены одной команды всегда способны войти в положение и помочь в поиске реалистичных решений;
  • гибкость и открытость. И мы сейчас не о модной гибкой методологии Agile, о которой многие из вас наслышаны. Просто эффективные наставники признают, что отношения требуют времени для развития и готовы его уделить. Более того, они готовы измениться сами под влиянием совместной работы.

Не хотелось бы, как в школьном советском сочинении, подводить итог и выводить какую-то мораль. Но напомним, что работа — это то, что происходит в ваших интересах, а, значит, и выполняться должна с тем же чувством. Проверено на себе в команде «Ментори».

11 мая 2017, 15:00
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Скопировать ссылку

АВТОРСКАЯ КОЛОНКА

Ментори

На этапе взросления подросток сталкивается с множеством проблем: смена жизненных ориентиров, трудности в общении с родителями. поиск новой самоидентичности, расширение круга общения. Рассказываем, что делать в этих ситуациях с помощью наставничества и в диалоге с ребенком.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

newtonew.com

Check Also

Психологические особенности детей 5-6 лет: что нужно знать родителям

Как меняется поведение ребенка в 5-6 лет. На что обратить внимание в развитии дошкольника. Какие …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *