Вторник , 24 декабря 2024
Разное / Уголовные дела по экономическим преступлениям – Прекращение уголовного дела по экономическим преступлениям

Уголовные дела по экономическим преступлениям – Прекращение уголовного дела по экономическим преступлениям

Содержание

Прекращение уголовного дела по экономическим преступлениям

Порядок прекращения уголовного дела

Когда подготовлены основания для прекращения уголовного дела (обычно это документы, которые подтверждают невиновность, истечение срока давности и т. д.), они вместе с соответствующим заявлением передаются следователю. После этого он должен рассмотреть аргументы стороны обвиняемого, и если есть основания для прекращения дела, оформить соответствующее постановление. После этого дело считается закрытым, с обвиняемого снимаются все обвинения, мера пресечения (если она была выбрана) и т. д.

Если следователь по каким-либо причинам отказывает в прекращении дела, аналогичную жалобу можно подать в прокуратуру. Как известно, прокуроры выполняют надзорные функции и могут следить за соблюдением законодательства, в том числе и на этапе досудебного расследования. К жалобе также нужно приложить документы, которые бы подтверждали наличие оснований для прекращения уголовного дела. Если основания будут признаны достаточными, прокурор имеет право выдать распоряжение о закрытии дела, которое обязательно для исполнения следователем.

Наконец, если обжалование путем обращения в прокуратуру или к следователям не дало результата, дело можно закрыть и уже тогда, когда оно попало в суд. Для этого готовится ходатайство, в котором указываются все причины (если их несколько), почему уголовное дело в отношении данного лица должно быть прекращено. Согласно действующей процедуре рассмотрения дел в суде, ходатайство должно быть рассмотрено в первую очередь, и только если на него суд ответит отказом, можно переходить к рассмотрению дела по сути и принятию решения в отношении обвиняемого.

Учитывая, что уголовные дела по экономическим преступлениям предусматривают достаточно серьезные наказания для виновных, желательно, чтобы защитой занимался опытный адвокат, который специализируется на подобных процессах. Он сможет найти основания, которые позволят прекратить уголовное преследование, а также подготовит все необходимые жалобы и ходатайства, которые позволят досрочно закрыть дело и снять с клиента все обвинения.

ppartners.ru

Расследование экономических преступлений — какой орган занимается этим

По итогам 2017 года одним из самых часто совершаемых преступлений в России стало мошенничество — количество возбужденных уголовных дел по соответствующим статям превысило 200 тысяч, уступая пальму первенства только традиционно распространённым в нашей стране кражам и преступлениям в сфере незаконного оборота наркотических средств. Сумма уголовных дел, возбужденных по ст. 159, а также по смежным ст.ст. 159-1 – 159-6 УК РФ превышает общее количество уголовных дел, возбужденных по более чем пятидесяти статьям УК РФ, предусматривающим ответственность за совершение преступлений в сфере экономической деятельности.

При анализе статистики по уголовным делам по ст. 159 и смежным статьям 159-1 – 159-6 УК РФ бросается в глаза тот факт, что большая часть возбужденных уголовных дел не доходят до суда, кроме того, значительная часть дел возбуждается в отношении предпринимателей, причем далеко не всегда законно. Все ещё не являются редкими случаи, когда правоохранительные органы используют уголовное судопроизводство, в частности статьи УК РФ по преступлениям в сфере экономики в незаконных целях: бизнес преследуется с целью улучшения статистических показателей, получения каких-либо преференций от предпринимателей, а также устранения фирмы по заказу конкурентов.

Не лучшим образом обстоят дела и при проведении проверок сообщений о совершении преступлений в сфере экономики: сроки проверок нарушаются, нередко фактически составляя от нескольких месяцев до года, выносятся незаконные постановления об отказе в возбуждении уголовного дела или направлении по подследственности, а злоумышленники тем временем уничтожают доказательства, успевают скрыться, выполнить иные действия, которые впоследствии препятствуют производству по делу при его возбуждении. Все это подрывает доверие предпринимателей и простых граждан к органам, призванным защищать их права, препятствует реализации основных назначений уголовного судопроизводства, а именно защите прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, защите личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения её прав и свобод.

Уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов, обеспокоенный таким положением дел, предложил создать в России спецслужбу, которая занималась бы расследованием преступлений в экономической сфере. Титов убежден, что такая служба поможет решить сразу две задачи. Во-первых, снизится давление на бизнес, поскольку расследование экономических преступлений будет независимым, а во-вторых, повысится качество расследования преступлений в сфере экономической деятельности. Уполномоченный при президенте РФ заявляет, что уровень специальной подготовки сотрудников следственных органов, занимающихся расследованием экономических преступлений, крайне низкий, что не позволяет им корректно выполнять свою работу.

Борис Титов также отметил, что подобные спецслужбы есть уже в некоторых зарубежных странах, например, в Италии и Казахстане. И опыт работы спецслужб только положительный.

Кто раскрывает и расследует экономические преступления сейчас в России?

В настоящее время основной объём работы по раскрытию и пресечению преступлений в сфере экономики выполняют профильные подразделения МВД РФ, а именно Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции в структуре МВД, а на местах — управления и отделы. Внутри каждого подразделения есть свои отделы, оперативно-розыскные части и отделения, занимающиеся раскрытием  экономических преступлений в определенном отраслевом направлении: в сферах ТЭК и химии, машиностроения и металлургии, торговли, сельского хозяйства и т.д. По наиболее резонансным делам, а также при наличии угрозы государственным интересам и безопасности к раскрытию экономических преступлений привлекаются сотрудники Службы экономической безопасности ФСБ России, имеющей в своём составе управления по контрразведательному обеспечению предприятий промышленности (Управление «П»), транспорта (Управление «Т»), кредитно-финансовой сферы (Управление «К»), МВД, МЧС, Минюста (Управление «М»), по борьбе с контрабандой и незаконным оборотом наркотических средств (Управление «Н»), Организационно-аналитическое управление, Административную службу.

Что касается расследования уголовных дел в сфере экономики, в отношении них законом не установлена единая монополия следствия какого-либо одного правоохранительного органа: данной категорией дел занимаются и следователи Следственного комитета РФ, и следователи органов внутренних дел, и следователи органов федеральной службы безопасности. Подследственность определяется в каждом конкретном случае исходя из того, по какой именно статье УК РФ осуществляется производство, а также с учётом общих правил, закреплённых в ст. 151 УПК РФ. Так, расследованием уголовных дел по ст. 159 и ст.ст. 159-1 – 159-6 УПК РФ и многим другим статьям занимаются следователи органов внутренних дел; налоговые составы и некоторые иные преступления в сфере экономики, включая преступления против интересов службы в коммерческой организации отнесены к подследственности следователей Следственного комитета РФ; расследованием дел по ст. 189 (незаконный экспорт сырья, материалов, оборудования, технологий), по ч. 2 ст. 200-1 (контрабанда наличных денежных средств) занимаются следователи органов федеральной службы безопасности. Кроме того, по большому количеству преступлений в сфере экономики, включая мошенничество и его отдельные виды, расследование может производиться следователем того подразделения, которое его выявило.

Таким образом, мы видим, что в современных условиях раскрытие и расследование преступлений в сфере экономики рассредоточено между различными правоохранительными органами, и, если на стадии раскрытия преступления, при проведении проверки сообщения о преступлении существуют специализированные подразделения в виде управлений и отделов экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ и Службы экономической безопасности федеральной службы безопасности, то на стадии расследования таких органов не существует.

Нужны ли спецслужбы по расследованию экономических преступлений в России?

Создание спецслужбы по расследованию экономических преступлений — спорный вопрос. С одной стороны, данный орган, не входящий в систему МВД, мог бы действовать автономно и независимо, руководствуясь только законом. С другой стороны, скорее всего, государство не изобретет ничего нового — спецслужба будет аналогом существующей ныне УЭБиПК (ОЭБиПК)  МВД РФ с наделением ее дополнительными полномочиями по осуществлению предварительного следствия и созданием ещё одного вида следственных подразделений. Кроме того, для реализации этой идеи придется принять не только новый закон, но и изменить десятки уже действующий нормативно-правовых актов, начиная с УПК и заканчивая ФЗ «О полиции». Такая перестройка может породить множество нестыковок и пробелов в законодательстве.

Между тем, следует вспомнить, что подобный опыт уже имел место быть в нашей правовой системе. Так, с 1992 по 2003 год в России существовала Федеральная служба налоговой полиции, у которой были свои оперативные подразделения и самостоятельный следственный аппарат. Сотрудники налоговой полиции были ориентированы на предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование налоговых преступлений, а также ряда специальных составов, предусматривающих уголовную ответственность за совершение преступлений в сфере экономики. После выполнения стратегической задачи по наполнению бюджета налогами, воспитания бизнеса в духе необходимости уплаты налогов посредством реализации превентивной функции уголовного судопроизводства, эффективность работы сотрудников налоговой полиции упала, аппарат закостенел, оброс коррупционными связями с теневым бизнесом, в результате чего руководством государства было принято решение о прекращении деятельности данного специализированного правоохранительного органа.

Полагаю, что любой вновь созданный отдельный орган по раскрытию и расследованию экономических преступлений ждёт судьба упразднённой Федеральной службы налоговой полиции.

По нашему мнению, больший эффект принесет совершенствование структуры и работы существующих подразделений по борьбе с экономическими преступлениями (УЭБиПК, ОЭБиПК МВД, СЭБ ФСБ), корректировка действующего законодательства и налаживание более эффективного взаимодействия оперативных подразделений со следственными органами. Например, в современных условиях назрела необходимость обеспечения более оперативного доступа сотрудников ОЭБиПК к различным базам финансовых и кредитных учреждений, налоговых и регистрирующих органов, в целях повышения квалификации следователей, расследующих преступления в сфере экономики, необходимо проводить их регулярное обучение, в том числе новым методам расследования экономических преступлений, также необходимо пересмотреть правила о подследственности данной категории дел. Кроме того, имеет смысл продолжить работу в части изменения уголовных норм, устанавливающих ответственность за мошенничество в сфере предпринимательской деятельности. Так, давно назрела необходимость распространения ответственности по ч. 5-7 ст. 159 УК РФ на любые действия в сфере предпринимательской деятельности, не связанные исключительно преднамеренным неисполнением договорных обязательств. Одновременно следует законодательно определить в примечании к ст. 159 УК РФ действия, совершенные в сфере предпринимательской деятельности; существующего определения предпринимательской деятельности в гражданском законодательстве, также разъяснений на этот счёт Верховного суда РФ оказывается недостаточным, органы следствия и суды зачастую в своих процессуальных решениях определяют деятельность, обладающую всеми признаками предпринимательской, как не связанную с осуществлением таковой, что влечёт неправильную квалификацию и более суровую уголовную ответственность, также незаконное избрание меры пресечения в виде заключения под стражу.  Также необходимо принять меры к исключению на практике случаев нарушения процессуальных сроков проверки сообщения о преступлении: по делам в сфере экономики проверки зачастую проводятся в срок до года, при том что установленный максимально возможный с учётом продления срок составляет 30 суток. Для формального соблюдения процессуальных сроков сотрудниками полиции используется практика повторной регистрации материала в КУСП, вынесения необоснованных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, незаконного направления по подследственности. Следует отметить, что законодательство в указанной части довольно-таки логично и понятно, для того, чтобы добиться соблюдения закона в части сроков проверки достаточно более активной позиции прокуратуры, а также более внимательного отношения к данной проблеме со стороны руководства МВД РФ.

Что делать предпринимателям, в отношении которых возбуждено уголовное дело?

И хотя в УПК РФ был внесен ряд поправок, направленных на защиту бизнесменов, не стоит обольщаться — следственные органы по-прежнему изыскивают незаконные способы возбуждения уголовных дел, расследование которых может тянуться месяцами и годами. Один из ярчайших примеров — двухлетнее расследование по делу предпринимателя Валерия Чабанова, который на протяжении всего этого периода находился в СИЗО. Естественно, ни о каком сохранении бизнеса в этом случае речь идти не может.

Надеяться на помощь «бесплатного» адвоката не нужно — большинство из них относятся к своей работе формально и не вникают в особенности каждого дела. Более того, такие защитники, как правило, слабо ориентируются в налоговом праве, бухгалтерском учете и иных вопросах экономического характера, а поэтому не могут организовать качественную защиту своего Доверителя.

Поэтому, если вы стали фигурантом уголовного дела, либо в отношение Вас совершенно экономическое преступление, следует немедленно заручиться поддержкой уголовного адвоката. Лучше, если это будет специалист, досконально разбирающийся в финансовом и налоговом праве, уголовно-процессуальном законодательстве, имеющий большой стаж работы и хорошую деловую репутацию. Именно такие адвокаты готовы оказать вам всю необходимую помощь в АК «Судебный адвокат»!



www.advo24.ru

Детальный разбор экономических преступлений

Эксперты единогласно отметили необходимость принятия нового постановления, так как предыдущее было принято Пленумом ВС РФ 10 лет назад. Они указали, что проект в большей части повторяет действующее постановление, но вместе с тем включает разъяснения, касающиеся последних изменений УК РФ.

На сегодняшнем заседании Пленум ВС РФ рассмотрел проект постановления «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате», который состоит из 35 пунктов, регламентирующих применение норм уголовного закона в сфере экономических преступлений. После обсуждения документа было решено отправить его на доработку.

Необходимость принятия проекта указанного постановления связана с тем, что действующее постановление было принято 10 лет назад. Как указано в документе, он подготовлен с целью обеспечения единообразного применения судами норм уголовного закона об ответственности за мошенничество, присвоение и растрату, а также в связи с вопросами, возникшими у судов.

Адвокат АП г. Москвы Валерий Саркисов, комментируя «АГ» проект документа, отметил, что со времени принятия предыдущего Постановления Пленума ВС РФ № 51 от 27 декабря 2007 г. «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате» изменилось уголовное законодательство, возникли новые формы и виды мошенничества, большое распространение получили хищения с использованием электронных средств платежей, появились вопросы, связанные с квалификацией деяний, а также с разграничением мошенничества и смежных составов, что требовало разъяснений высшего судебного органа.

Отличие мошенничества от иных форм хищения
В первом пункте документа речь идет о мошенничестве. Суд указал на его отличие от иных форм хищения, заключающееся в способе совершения преступления. Как пояснил адвокат, данное положение практически дословно повторяет существующее, однако новым является разъяснение о том, что если обман выступает не в качестве способа, а лишь как средство для облегчения совершения хищения, то деяние следует квалифицировать как кражу или грабеж.

Документом отдельно определяется, что способом хищения при мошенничестве в сфере компьютерной информации является вмешательство в функционирование средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации или информационно-коммуникационных сетей. Это положение новое и, по мнению Валерия Саркисова, имеет важное практическое значение при решении вопроса о квалификации деяний по ст. 159.6 УК РФ. Данная статья, введенная в 2012 г., так и не получила должного распространения, необходимого в силу развития хищений в компьютерной сфере.

Умолчание как способ хищения
Документ разъясняет, что обман как способ хищения или приобретения права на чужое имущество может состоять в умолчании об истинных фактах. Управляющий партнер «Забейда и партнеры» Александр Забейда считает, что такое разъяснение применимо к преступлениям, совершаемым в соучастии, так как умолчание – это вид бездействия, а хищение, коим признается изъятие имущества, по своей природе таковым являться не может.

Умысел как квалифицирующий признак
По словам Валерия Саркисова, Пленум ВС РФ в рассматриваемом документе намечает основной принцип разграничения неисполнения договорных обязательств как гражданско-правового правонарушения и мошенничества. «Определяющим фактом предлагается считать наличие или отсутствие умысла, направленного на хищение, что не ново для правоприменительной практики», – отметил он. Однако эксперт указал на нововведения, которые касаются определения квалификации мошенничества: необходимо, чтобы умысел возник до получения имущества или прав на него. Кроме того, Верховным Судом перечисляются факты, которые могут свидетельствовать о наличии умысла: заведомое отсутствие у лица реальной возможности исполнить обязательство в соответствии с условиями договора, использование лицом при заключении договора поддельных документов, в том числе документов, удостоверяющих личность, уставных документов, гарантийных писем, справок, сокрытие информации о наличии задолженностей и залогов имущества, распоряжение полученным имуществом в личных целях вопреки условиям договора и др. Отмечается, что перечисленные факты сами по себе не свидетельствуют о виновности лица, в каждом случае с учетом всех обстоятельств дела надлежит установить наличие у лица заведомого умысла на неисполнение своих обязательств.

Момент окончания мошенничества
Относительно вопроса момента окончания мошенничества партнер АБ «Ковалёв, Рязанцев и партнеры» Михаил Кириенко отметил, что первый вариант формулировки, представленный в проекте, практически воспроизводит ранее существовавшую и выглядит следующим образом: в указанных случаях преступление следует считать оконченным с момента зачисления похищенных денежных средств на счет (на банковский счет, оператору электронных денежных средств, оператору подвижной радиотелефонной связи и пр.), контролируемый прямо или косвенно лицом, совершившим деяние, или лицом, в пользу которого совершено это деяние. Эксперт указал, что оценочная формулировка «“косвенное” контролирование счета» вызывает опасение, так как оставляет возможность безграничного расширения таких случаев правоприменителем.

А вот вторая формулировка, отмечает Михаил Кириенко, категорически недопустимое разъяснение. В частности, предлагается определять момент окончания мошенничества в отношении денежных средств в безналичной форме моментом «изъятия денежных средств с банковского счета их владельца (для денежных средств, учитываемых без открытия банковского счета, – с момента уменьшения остатка электронных денежных средств), в результате которого владельцу безналичных денежных средств причинен ущерб». Такой подход, по мнению эксперта, противоречит понятию хищения, так как само по себе изъятие не дает возможности пользоваться и распоряжаться чужим имуществом. «Складывается ощущение, что это вариант для оперативных служб. Если останется такой подход, это будет изменение уголовно-правовой нормы путем толкования ВС РФ, что и необоснованно, и увеличивает карательную составляющую ст. 159 УК РФ», – пояснил эксперт.

Мошенничество в сфере оборота денежных средств
Анализируя документ, Александр Забейда отметил, что, скорее всего, под электронными денежными средствами, указанными в проекте постановления, подразумеваются криптовалюты. Так как правовая природа этого вида имущества в настоящий момент не имеет легального определения, криптовалюту сложно отнести к электронным денежным средствам. По мнению адвоката, с уголовной точки зрения ее можно отнести скорее к иному виду имущества или праву на такое имущество. Что касается безналичных платежей, то момент окончания преступления определяется по месту получения денежных средств мошенником, когда он имеет реальную возможность ими распоряжаться, т.е. с момента зачисления на расчетный счет в банке. С криптовалютой, указывает Александр Забейда, сложнее: территориальной привязки криптокошелек не имеет. «Он представляет собой часть зашифрованного ключа. Этот ключ предоставляет возможность распоряжения криптовалютой, сведения о которой имеются в распределенном реестре, в связи с чем любая информация о сделке, например переводе криптовалюты на другой кошелек, появляется одновременно на всех компьютерах, встраивающих данные о сделке в цепочке блоков, – пояснил эксперт. – Мест совершения преступления в данном случае множество».

В то же время Валерий Саркисов указал, что в проекте не содержится позиция Пленума ВС РФ относительно того, как именно следует квалифицировать деяния в отношении безналичных денежных средств. Указывая, что они являются хищениями,  Суд ничего не говорит о том, по какой именно статье УК РФ они должны квалифицироваться, несмотря на то что практика выработала относительно единый подход к решению этого вопроса.

Адвокат пояснил, что формирование правил определения места окончания хищения безналичных денежных средств и, соответственно, подсудности подобных деяний является крайне необходимым. В связи с этим в проекте предлагается утвердить один из двух вариантов: по месту нахождения виновного лица либо по месту нахождения банковского учреждения. При этом в случае невозможности определения местом окончания считается место выявления преступления (место подачи заявления о преступлении). Эксперт отметил, что на практике используются оба способа, но более распространенным является второй вариант. Адвокат указал, что в любом случае разъяснение Суда по этому вопросу будет иметь большое практическое значение.

Мошенничество, в результате которого гражданин лишается права на жилье
«Пленумом ВС РФ ставится точка в практических спорах при квалификации мошенничества, в результате которого гражданин лишается права на жилое помещение», – считает Валерий Саркисов. Предлагается не учитывать, является ли жилье, права на которое лишился потерпевший, единственным, используется оно для проживания или нет. Также Судом указывается, что не подлежат квалификации как мошенничество с лишением гражданина права пользования жилым помещением те деяния, в результате которых гражданин лишился не права, а возможности приобретения такого права.

Вопросы квалификации
В документе перечисляются признаки, при наличии которых можно квалифицировать деяние по ч. 5–7 ст. 159 УК РФ как мошенничество, сопряженное с намеренным неисполнением договорных обязательств в предпринимательской сфере. Отдельно указывается на необходимость установления в каждом случае наличия прямого умысла, который возник до получения имущества или прав на него.

Также в проекте постановления указывается признак, по которому следует разграничивать состав мошенничества и составы преступлений, предусмотренные ст. 172.2 и 200.3 УК РФ. Для этого необходимо выяснять, осуществляло ли лицо фактически инвестиционную, предпринимательскую или иную законную деятельность. Если таковой деятельности нет, деяние следует квалифицировать в качестве мошенничества без дополнительной квалификации по иным статьям.

Проект документа впервые уделяет внимание вопросам квалификации отдельных видов мошенничества по появившимся после принятия предыдущего Постановления ВС РФ № 51 ст. 159.1, 159.2, 159.3, 159.5 и 159.6 УК РФ. Валерий Саркисов отметил, что вопрос обеспечения единообразия практики применения данных положений назрел давно, поэтому определенность в их толковании особенно значима.

Михаил Кириенко заметил, что проект постановления частично уточняет ранее существовавшие положения. Так, обращается внимание на определение «продолжаемости» мошенничества при установлении стоимости предмета преступления. ВС РФ указал: «В случае совершения нескольких хищений чужого имущества, общая стоимость которого образует крупный или особо крупный размер, содеянное квалифицируется с учетом соответствующего признака, если эти хищения совершены одним способом и при обстоятельствах, свидетельствующих об умысле совершить хищение в крупном или особо крупном размере». Такой подход, по мнению эксперта, отражает важность именно субъективного вменения и оценки направленности умысла, что зачастую игнорируется.

Адвокат и партнер АБ «ЗКС» Алексей Касаткин пояснил, что проект постановления Пленума ВС РФ актуален и соответствует запросам сложившейся правоприменительной практики. Необходимость его принятия назрела после включения в 2012 г. в УК РФ специальных норм о мошенничестве в отдельных сферах, а также квалифицирующих признаков, закрепленных в ч. 5–7 ст. 159. Он также отметил, что в большей мере именно им посвящены новые разъяснения.

www.advgazeta.ru

Защита по экономическим преступлениям | Юридическая компания Проценко и Партнеры

Основания квалификации экономических преступлений

Безусловно, преступные деяния в экономике оказывают очень негативное влияние на развитие государства, приводят к тому, что бюджет недополучает необходимые средства, потому борьба с экономическими преступлениями ведется достаточно интенсивно: ужесточаются законы, регулирующие хозяйственную деятельность компаний, прикрываются «лазейки» в законодательстве, которые использовались нечистыми на руку предпринимателями, проводятся рейды по выявлению преступлений и т. д. Но, с другой стороны, такая активная деятельность приводит к тому, что нередко вполне обычные действия, свойственные любому бизнесу, расцениваются как преступные с соответствующими санкциями для виновных.

Вот наиболее распространенные обвинения в среде предпринимателей в области экономических преступлений:

  • коррупция – речь идет о даче или получении взятки, посредничестве при передаче средств между взяткодателем и взяткополучателем, а также коммерческий подкуп (та же взятка, только среди частных предпринимателей). К сожалению, уровень коррупции в стране, несмотря на все проводимые меры, остается очень высоким, и большой процент обвинений имеют под собой основания. Даже очень строгие санкции (до 15 лет лишения свободы и миллионные штрафы) не останавливают коррупционеров;
  • мошенничество – объединяет множество различных действий, которые предполагают незаконное завладение чужим имуществом посредством обмана, введения в заблуждение и т. д. Настоящих мошенников очень много, но есть и те, против кого такие обвинения выдвигаются без наличия оснований, например, если компания получила партию товара, но не оплачивает ее, это может быть расценено как мошенничество. Мошеннические действия также строго наказываются согласно Уголовному кодексу, однако тенденции к уменьшению мошенников не наблюдается;
  • присвоение и растрата – неэффективное использование средств, особенно если речь идет о бюджетных фондах, является очень большой проблемой. Ни для кого не секрет, что некоторые чиновники позволяют себе использовать государственные средства в личных целях. Аналогичная ситуация наблюдается и в частных компаниях, когда представители одной из организаций незаконно присваивают активы другой, временно переданные им для сохранения или использования. С другой стороны, провести четкую черту, где речь идет о неправомерном использовании ресурсов, а где всё вполне в рамках законодательства, не всегда легко, потому нередко такие обвинения выдвигаются безосновательно;
  • нарушение авторских и смежных прав – цифровое «пиратство», незаконное использование чужих продуктов интеллектуальной деятельности сегодня является одними из наиболее распространенных преступлений в экономической сфере. Очень важно защищать интересы авторов, потому преследование нарушителей необходимо. С другой стороны, и здесь можно столкнуться с «перегибами», когда обвинения в нарушении авторских прав выдвигаются против лиц, которые никаких противозаконных действий не совершали и не нанесли авторам какой-либо значимый ущерб;
  • незаконное предпринимательство – для того чтобы вести хозяйственную деятельность, компания обязательно должна пройти полную государственную регистрацию, а для некоторых операций также иметь лицензии и специальные разрешения, если это требуется законодательством. Однако иногда эти требования игнорируются – как умышлено, так и по незнанию. В любом случае, это может быть расценено как незаконное предпринимательство с соответствующими последствиями;
  • нарушения при ведении внешнеэкономической деятельности – компании, которые занимаются экспортом и импортом, должны следовать установленному порядку ведения такой деятельности. Однако, как и в любой сфере, здесь возможны различные нарушения: неправильно растаможенный товар, уклонение от оплаты сборов и т.д. В некоторых случаях (например, при больших суммах ущерба или крупных партиях, а также при ввозе/вывозе запрещенных или специально контролируемых товаров) вместо административной ответственности виновным может грозить уголовная;
  • уклонение от уплаты налогов – очевидно, что каждый субъект предпринимательской деятельности обязан платить налоги согласно выбранной системы налогообложения. Но не все предприниматели в полной мере оплачивают установленные сборы, часть прибыли может скрываться от налогообложения, а кроме того, возможны банальные ошибки, которые обнаруживаются только при проведении налоговых проверок. Так или иначе, но за нарушения в сфере уплаты налогов достаточно часто возбуждаются уголовные дела против виновных лиц.

Как видно, перечень действий, которые относятся к экономическим преступлениям, очень широкий, и не всегда очевидно, когда речь может идти об административном, а когда – об уголовном преследовании. Потому каждый предприниматель должен знать, как защитить себя и обеспечить экономическую защиту предприятия в случае возникновения проблем.

ppartners.ru

«Белые воротнички» в тени погон

Почти 90 процентов дел по экономическим преступлениям в нашей стране заводятся напрасно. Из них лишь немногим более 10 процентов заканчиваются судебным решением.

Остальные, квалифицируемые по статьям УК 159 «Мошенничество», 160 «Присвоение или растрата», 174 «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем» и статьям главы 22 («Преступления в сфере экономической деятельности»), — либо не раскрываются, либо не доходят до суда, либо разваливаются в ходе судебного процесса. Такую статистику обнародовал Институт проблем правоприменения Европейского университета в Санкт-Петербурге.

Прокомментировать эти цифры мы попросили председателя Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Евгения Федорова и первого заместителя председателя Комитета Госдумы по безопасности Михаила Гришанкова.

Заказ на конкурента

Евгений Федоров: Экономические преступления — достаточно узкое и специфическое направление противоправной деятельности. В совершение подобных преступлений вовлечен очень небольшой и чрезвычайно грамотный контингент лиц, в основном — так называемые «белые воротнички». К тому же в этой сфере преступлений правоохранительная система, как правило, имеет дело с достаточно богатыми и влиятельными людьми.

Кроме того, у чиновников в милицейских погонах существуют внутренние механизмы мотивации. С одной стороны, это коррупционная заинтересованность, стремление заработать деньги, с другой — сама система, связанная с продвижением по службе. Эти внутренние механизмы толкают чиновников в милицейских погонах к «активной» деятельности. Им приходится широко расставлять свои сети, но «улов» часто получается небольшой. Потому что на самом деле не совершается такого количества преступлений, на какое нацелена с точки зрения своей мотивации правоохранительная система.

Используется малейший повод, обычно, это недобросовестная конкурентная борьба между предпринимателями. Возникает механизм «заказа», который выражается в виде конкретного заявления, обращения и т.д. Мы считаем, что именно тут следует установить первый фильтр, который должен как минимум в десять раз снижать возможные реакции на подобные обращения. Если нет угрозы жизни и здоровью, нужно действовать мягче.

В экономическом виде преступлений презумпция невиновности должна быть жестко поставлена во главу угла. Нельзя одним аршином мерить разбой на улице и мошенничество, тем более когда очевидность преступления еще не доказана. Ответственность за экономические преступления должна носить в первую очередь материальный характер.

После изменения в позапрошлом году статьи 11 закона о милиции расследованием экономических преступлений может заниматься только департамент экономической безопасности (ДЭБ) МВД — специальное элитное подразделение. Эта статья значительно сократила число коррупционеров в рядах милиции. До этого кто угодно, т.е. полтора миллиона сотрудников имели право заниматься экономическими преступлениями. Другое дело, что элита — ДЭБ — имеет свою мотивацию, принципиально отличающуюся от мотивации постового милиционера или обычного розыскника. Я бы сказал, что коррупционная составляющая тут значительно выше в силу той среды, в которой они работают и квалификации самих сотрудников. Нередко это просто бизнесмены в погонах, которые, по сути, шантажируют бизнес.

Я считаю, следует продолжать совершенствовать законодательную базу.

В рамках подготовки закона об уменьшении госпроверок мы ввели статью, запрещающую милиционерам проверять бизнес, за исключением случаев, связанных с уголовными делами. Первый пакет поправок к закону о госпроверках был принят в прошлом году и затрагивал интересы только малого и среднего бизнеса. Сейчас мы готовим второй пакет, который распространит ограничения действия этого закона и на крупный бизнес. В положение закона вносятся уточняющие формулировки, определяющие, что такое плановые и внеплановые проверки. Параллельно с этим надо заниматься кардинальной реформой правоохранительной системы. Я бы, например, ликвидировал ДЭБ.

Наша позиция здесь очень близка позиции Владимира Путина, который в свое время ликвидировал такой орган, как налоговая полиция. Он принял решение, понимая, что переделать ту элиту в милицейских погонах было невозможно. Только 10 процентов сотрудников были мотивированы правильно, а 90 процентов — коррумпированы и неэффективны.

На мой взгляд, экономическими преступлениями должен заниматься совершенно новый специальный орган и принципы его формирования должны быть совершенно другие — в нем должны появиться на 99 процентов новые сотрудники. С сегодняшними сотрудниками, сколько ни реформируй, мы не исправим ситуацию. И, конечно, давно пора начинать реформировать судебную систему — она у нас в плачевном состоянии.

Кроме того, есть фундаментальные вещи, связанные с недооценкой института собственности в Российской Федерации, как инструмента, который лежит в основе всех экономических отношений. Для нас собственность не священна. Эту ситуацию тоже нужно менять, внося необходимые изменения в законодательство.

Обреченные на приговор

Михаил Гришанков: С учетом высокого уровня коррупции, прежде всего в правоохранительных органах, дела по экономическим составам очень активно используются для передела собственности или взимания очень серьезной ренты. Поэтому многие дела заводятся правоохранителями не для выявления и пресечения преступной деятельности, а либо «под заказ» конкурентов, либо с целью вымогательства.

К сожалению, это уже превратилось в систему. Не случайно этот вопрос поднимался в ежегодных президентских Посланиях Дмитрия Медведева, который неоднократно говорил о необходимости защитить бизнес. Зачастую правоохранители используют любую возможность, чтобы завести уголовное дело на предпринимателя. Кроме перечисленных в исследовании, я бы упомянул еще статью 146 «Нарушение авторских прав». Я знаком с целым рядом случаев, когда сотрудники подразделений по борьбе с экономическими преступлениями приходили в компанию и сразу «объявляли»: или вы платите, и называлась сумма не менее пятидесяти тысяч долларов, или мы возбуждаем уголовное дело по 146-й. В любой компании найдется хотя бы один компьютер с нелицензионным или просроченным программным обеспечением. Безусловно, защищать авторское право необходимо, но нельзя доводить дело до абсурда.

Предложения по реформированию уголовного законодательства по экономическим составам преступления, внесенные президентом и находящиеся на рассмотрении в Госдуме, могут оказаться достаточно эффективными. Во всяком случае, поправки, принятые в первом чтении, об изменении статьи 174.1 (Отмывание преступных доходов, полученных в ходе предпринимательской деятельности), которая активно использовалась в увязке со статьей 171 и ряд других корректировок, учитывают наиболее серьезные озабоченности, высказываемые бизнес-сообществом.

Но говорить о достаточности мер по изменению предпринимательского климата в стране преждевременно. В неменьшей степени в этой связи нам следует задуматься о совершенствовании судебной системы. В заказных или чисто коррупционных делах ни один правоохранитель не опасается, что суд, даже услышав «убойную» аргументацию защиты, займет беспристрастную позицию. Увы, нередки случаи, когда, даже понимая, что дело сфабриковано и человек обвиняется незаконно, суды все-таки идут на поводу у правоохранителей и выносят обвинительные заключения. Если бы наш суд был полностью беспристрастным и независимым, цифра доведенных до обвинительного заключения приговоров была бы существенно меньше.

Государственная Дума
103265, Москва, улица Охотный Ряд, дом 1
E-mail: [email protected]
Отдел по работе с обращениями граждан (приемная Государственной Думы, 103265, Москва, улица Моховая, дом 7)

rg.ru

Сроки давности по экономическому преступлению в России: по статье мошенничество

Срок давности по экономическим преступлениям влияет на участь виновного. По истечении времени у него есть шансы избежать ответственности или надеяться на смягчение приговора.

Понятие экономического преступления

Незаконное обогащение путем махинаций относится к экономическому преступлению. Ущерб может быть нанесен:

  • государственной казне — неуплата налогов, присвоение бюджетных средств;
  • физическим лицам — похищение сбережений через финансовые пирамиды;
  • юридическим лицам — присвоение денежных ресурсов предприятия посредством банкротства.

Уголовный кодекс гл. 21-23 в VII разделе описывает все способы незаконного обогащения, входящих в категорию экономических. В научных трудах даются разные определения данного деяния. Общее понятие в законе не закреплено. Органы правопорядка при выявлении преступных схем идентифицируют их по основным моментам:

  • корыстный мотив;
  • размер причиненного ущерба;
  • неопровержимые доказательства.

Экономические преступления чаще всего совершают бизнесмены и чиновники

Важно! Любая преступная финансовая схема признается социально-опасным деянием, которое предполагает наказание. Характер и объем убытков влияют на суровость санкций.

Какова суть экономических и налоговых преступлений?

Преступность в сфере экономики, наносящая ущерб государственной казне, относится к наиболее опасным видам правонарушений. Они квалифицируются как умышленные с использованием должностных полномочий, прав, доверия. Таким образом, мошенник подрывает благосостояние страны ради личного капитала.

Экономические преступления

Жульничество в коммерции различается по функциональной деятельности:

  • Нарушения общепринятых правил ведения бизнеса (ст. 172-174 УК РФ): нелегальные банковские операции; криминальное предпринимательство; легализация теневых доходов.
  • Злоупотребление доверием кредитора (статьи 176-177): оформление невозвратного займа; невыплата задолженности по кредиту.
  • Нечестная конкуренция (ст. 183): монополия на рынке; разглашение банковских сведений; финансовая разведка.
  • Афера с ценными бумагами и валютой (ст. 186): фальшивые купюры; подделка документов.
  • Попрание общественных и потребительских ценностей (ст. 181): государственное клеймо — подделка; несанкционированное использование пробирного клейма.
  • Таможенные преступления (ст. 194): незаконный экспорт; контрабанда; игнорирование таможенных платежей.

Налоговые нарушения

В сфере экономических преступлений обман налоговых служб наносит значительный ущерб благосостоянию страны. Отвечать перед российским законом заставят граждан либо организации, допустивших налоговые нарушения:

  • порядок постановки на учет в ФНС;
  • сокрытие доходов;
  • уклонение от расчетов.

Обратите внимание! «Забывчивому» налогоплательщику придется заплатить не только основную сумму, но и штраф. Подобный вид мошенничества также попадает под исковую давность.

Классификация и виды преступлений

В действующем законодательстве существуют инструменты, определяющие вид основных противоправных деяний:

  • Объем причиненного ущерба: незначительный, значительный, особо крупный. Предъявленная категория вины определяет степень наказания.
  • Сфера нарушения: кража, коммерческая деятельность, налоговое жульничество, злоупотребление служебными полномочиями.

Классификация экономических преступлений

Доказательная база вкупе с установленным ущербом квалифицирует преступление, являясь основанием для предъявления обвинения. Задача выполнимая, если не упущен срок исковой давности по мошенничеству.

Что такое сроки давности

Статья 78 Уголовного кодекса определяет срок давности экономических преступлений в России для различной степени тяжести. Правоохранители обязаны оперативно расследовать зафиксированное жульничество, задержать нарушителя, осуществить правосудие, вернуть украденные средства.

Другой аспект касается уголовной политики в отношении экономической сферы. Реформаторы предлагают наказывать нарушителей рублем, а не репрессивными методами. По этой причине финансовое мошенничество наделяется сроками исковой давности. Нарушителя невозможно привлечь к ответственности, если после злодеяния прошло определенное время:

  • 2 года — незначительные нарушения;
  • 6 лет — проступки средней тяжести;
  • 10 лет — тяжкие преступления;
  • 15 лет — особо тяжкие преступления.

Сроки давности зависят от тяжести преступления

Важно! Сроки давности не применяются к преступникам международного масштаба, посягнувшим на общечеловеческую безопасность.

Исковая давность и экономические преступления по ст 159 УК

Хищение денежных средств, недвижимости, государственного имущества мошенническим путем либо введением в заблуждение квалифицируется 159 статьей. В определенный законом период истец вправе заявить материальные претензии. Если временная давность исчерпана, дело судьей рассматриваться не будет.

Важно! Исковое заявление примут, но рассматривать не станут по причине истекшего срока за давностью лет. С таким аргументом в свою защиту должен выступить ответчик, иначе правосудие поддержит заявителя, вынеся решение в его пользу.

Особенности и гражданский аспект

С точки зрения гражданского права сроки давности взыскания по экономическим преступлениям имеют особую трактовку. Потерпевшая сторона вправе заявить иск о возмещении нанесенного ущерба. В данном случае юриспруденция опирается на общую норму срока исковой давности, исчисляемой тремя годами. В статье 159 выделено 8 составов преступления, тяжесть каждого из которых способна увеличить срок давности. Отрезок времени для подачи заявления не превышает 15 лет. После утвержденного срока требование о компенсации убытков отклоняется.

У обвиняемого существует шанс избежать правосудия, выиграв время за давностью лет. В данном случае правосудие руководствуется исключительно квалификацией тяжести совершенного деяния.

Важно! Истечение сроков давности приостанавливается, если обвиняемый скрылся от уголовной ответственности.

Невозможность обнаружить подсудимого относится к особенности, приостанавливающей временную давность преступления. Если человек находился в розыске, то срок давности исчисляется с момента задержания.

Вторая особенность касается высшей меры, а также пожизненного лишения свободы. Судебное решение о невозможности применения определенного наказания в связи с истечением сроков давности облегчает участь подсудимого.

Освобождение от ответственности за экономические преступления

Законодатель позволяет избежать сурового наказания за экономические злодеяния при соблюдении условий:

  • преступление учинили из предусмотренного в статье 76.1 УК перечня;
  • совершено впервые;
  • причиненный ущерб возмещен в полном объеме;
  • перечислена в государственную казну пятикратная сумма полученного незаконного дохода.

Возместив причиненный ущерб, можно рассчитывать на смягчение наказания

В качестве смягчающего наказание обстоятельства учитывается частичное возмещение ущерба перед началом судебного процесса.

Обратите внимание! Не могут рассчитывать на освобождение от уголовной ответственности лица, совершившие экономическое жульничество небольшой или средней тяжести, если не выполнили условия статьи 76.1.

Экономические преступления наносят материальный ущерб гражданам, организациям, государственному бюджету. Иногда виновные становятся жертвами обстоятельств, а отвечать приходится по всей суровости закона. Последние законодательные инициативы направлены на поддержку бизнеса и либерализацию наказаний для предпринимателей. Введение лояльных статей упрощает способы освобождения от уголовной ответственности. Достаточно выполнить прописанные условия. Что касается пропуска установленных сроков давности для инициирования уголовного процесса, то практика насчитывает единичные случаи. Государство не прощает нанесенный ущерб и строго карает нечистых на руку дельцов.

shtrafsud.ru

Срок давности по экономическим преступлениям

Для большинства преступлений в законодательстве РФ определены конкретные сроки давности. По истечении этого времени нарушителю закона не будет назначено наказание. О сроках давности для экономических преступлений поговорим в этой статье.

Освобождение от ответственности за экономические преступления

Что такое срок давности? Под таким сроком понимают период времени, по окончании которого ответственность за совершённое преступление не наступит. Начинается срок давности с момента совершения преступления и заканчивается вступлением в силу решения суда. Соответственно, если по истечении этого срока судебное решение не было принято, то к ответственности преступника уже не привлекут.

Законодательные акты

Срок давности по экономическим преступлениям определяется на основании:

  • Статьи 78 УК РФ.
  • Статьи 15 УК РФ. В ней определена тяжесть преступления.
  • Глава 22 УК РФ. Этот раздел уголовного права полностью посвящён экономическим преступлениям.

Все эти документы определяют нюансы срока давности в отношении правонарушений в сфере экономики.

Виды экономических преступлений

Основной характеристикой экономических преступлений является хозяйственный ущерб, который они наносят гражданам и организациям.

Основные виды таких преступлений:

  • Совершённые должностными лицами. К ним относят незаконные сделки или препятствие ведению предпринимательской деятельности.
  • Нарушающие порядок осуществления предпринимательской деятельности. Незаконное предпринимательство и банковская деятельность, легализация денег, полученных преступным путём и т.п. преступления относятся к данному виду.
  • Кредитные преступления – незаконное получение или отказ от погашения кредита.
  • Недобросовестная конкуренция и монополизация рынка.
  • Преступления, связанные с обращением ценных бумаг и денег. Производство фальшивых бумаг и денег и т.п.
  • Таможенные преступления, самое распространённое из которых – контрабанда.
  • Валютные преступления, а также связанные с оборотом драгоценных металлов.
  • Фиктивное банкротство.
  • Налоговые преступления.
  • Нарушения в сфере торговли и оказания услуг населению, в частности, обман потребителей.

Все эти преступления довольно часто встречаются в реальной жизни. Злоумышленники постоянно изобретают новые схемы обмана.

Сроки в России

Сроки давности определяются, исходя из тяжести совершённого преступления:

  • 2 года для преступления небольшой тяжести.
  • 6 лет для преступления средней тяжести.
  • 10 лет для тяжкого деяния.
  • 15 лет для особо тяжкого.

В зависимости от квалификации содеянного, будет установлен тот или иной срок давности.

Воровство

Воровство и кража в уголовном праве тождественные понятия (статья 158 УК РФ). Но само это преступление в зависимости от обстоятельств его совершения может быть как лёгким, так и средней тяжести. Второй случай связан с проникновением в жилище, кражей личных вещей из карманов одежды и кражей по сговору.

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (499) 653-79-33

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 332-54-12

Бесплатная горячая линия по всей России:
88006003901

Наказанием за такое преступление средней тяжести будет 6 лет лишения свободы.

Мошенничество

159 статья УК РФ определяет наказание за различные виды мошенничества. В зависимости от квалифицирующих признаков и причинённого ущерба оно может быть признано как лёгким преступлением, так и тяжким.

В случае, когда мошенничество повлекло ущерб в крупном размере, его квалифицируют как тяжкое преступление. Срок заключения за его совершение может достигать 10 лет.

Взятка

Согласно 291 статье УК, за дачу взятки могут лишить свободы на срок до 15 лет. Это тяжкое преступление. Естественно, учитывается размер взятки и обстоятельства её получения. Также предусмотрено наказание за дачу взятки, а не только за её получение.

Присвоение и растрата

За такие нарушения закона 160-я статья предусматривает освобождение от ответственности, если истекли следующие сроки давности:

  • Для первой части статьи – 2 года.
  • Для второй – 6 лет.
  • Для третьей и четвёртой – 10 лет.

Как видно сроки немалые, и на практике избежать наказания, благодаря им, сложно.

Не имеют периода давности

Не все преступления имеют такой срок давности. В 78 статье УК описаны особо тяжкие нарушения закона, ответственность за которые наступит спустя любое время после их совершения.

Срока давности по экономическим преступлениям не имеет финансирование террористических организаций.

Истечение времени для подачи заявления и уголовного преследования

В Гражданском кодексе для преступлений определены сроки подачи заявления в суд. То есть, по истечении этих сроков, иск подать нельзя и к ответственности виновный привлечён уже не будет.

В отношении уголовных дел таких сроков нет. Существуют только описанные выше сроки давности в зависимости от тяжести содеянного.

Какое наказание может грозить?

За экономические преступления может быть назначена:

  • Административная.
  • Уголовная ответственность.

Конкретный размер штрафов или иных санкций определяет суд, учитывая все обстоятельства дела.

Борьба с экономической преступностью

На сегодняшний день существует два вида методов противодействия экономическим преступлениям:

Социальные

Суть этих мер в организации экономической деятельности таким образом, чтобы нейтрализовать действие теневого рынка. Конкретные меры строятся на криминологическом прогнозе.

Криминологические

Эти меры направлены на пресечение конкретных преступлений и выявление людей, которые их готовят. Это эффективные в краткосрочной перспективе методы.

В целом, любые методы влияют на экономическую сферу. Влияет на неё и наказание, а также срок давности по экономическим преступлениям, который зависит от их тяжести. Но специалисты часто говорят о необходимости исключить экономические преступления из числа уголовных. Будет ли это когда-либо сделано, пока не ясно.

ruadvocate.ru

Check Also

Психологические особенности детей 5-6 лет: что нужно знать родителям

Как меняется поведение ребенка в 5-6 лет. На что обратить внимание в развитии дошкольника. Какие …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *