Суббота , 23 ноября 2024
Разное / Трасологическая – Трасология — Википедия

Трасологическая – Трасология — Википедия

Содержание

Трасология — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Следы обуви человека Следы транспортных средств

Трасоло́гия (от фр. la trace — «след» и греч. λόγος — «учение») — криминалистическое учение о следах, один из центральных разделов криминалистической техники, в котором изучаются теоретические основы и закономерности возникновения следов, отражающих механизм совершения преступления; разрабатываются рекомендации по применению методов и средств обнаружения, изъятия и исследования следов в целях выяснения обстоятельств, значимых для раскрытия, расследования и предупреждения преступлений[1]. Трасология уже более полувека применяется и в археологических исследованиях. Археологическая трасология – метод познания деятельности человека в прошлом через изучение её следов: на древних орудиях из камня, кости, металла и/или других материалов, а также следы применения этих орудий – следы обработки[2]

[3].

Следами преступления являются любые изменения среды, возникшие в результате совершения в этой среде преступления. Следы преступления классифицируются на материальные и идеальные следы. К первым относятся «отпечатки» события на любых материальных объектах: предметах, документах, теле потерпевшего и т. д. Под идеальными следами понимают отпечатки события в сознании, памяти преступника, потерпевшего, свидетелей и других людей. Также ряд ученых (например, В. А. Мещеряков), анализируя особенности формирования следовой картины при совершении преступления в сфере компьютерной информации, пришли к выводу о необходимости введения понятия «виртуальных следов» как промежуточной стадии между материальными и идеальными.

Трасология изучает только следы механического воздействия, являющиеся подгруппой материальных следов[4].

Наиболее общая классификация задач трасологии — деление на идентификационные и диагностические задачи. Под идентификацией понимается установление индивидуально определённого объекта, оставившего след, под диагностикой — вывод о способе образования следа.

Примеры более частных задач:

  • установление пригодности следов для идентификации
  • определение механизма и условий следообразования
  • определение свойств и признаков следообразующего объекта
  • установление отдельных обстоятельств образования следов
  • отождествление объекта, оставившего след
  • решение вопроса, не оставлены ли следы, изъятые с мест разных происшествий, одним и тем же объектом.

В трасологии, основываясь на классификации объектов, оставляющих следы, выделяют три крупных ответвления: следы человека (антропоскопия), следы орудий и инструментов и следы транспортных средств[1].

Разделом трасологии является дактилоскопия — наука о способе идентификации человека по узорам на подушечках ногтевых фаланг пальцев рук человека. Трасология также занимается и изучением папиллярных линий на ладонях. Папиллярные линии пальцев рук считаются исключительно надёжным способом идентификации, поскольку они индивидуальны для каждого человека и достаточно устойчивы

[5]. Следы ног позволяют сделать вывод о направлении и темпе движения человека, о росте и особенностях походки, а также об особенностях обуви. Возможна также идентификация человека по следам зубов. Следы ногтей не имеют достаточно выраженных частных признаков и поэтому непригодны для идентификации, однако могут дать информацию об обстоятельствах событий.

Раздел, изучающий следы орудий и инструментов, ещё называется механоскопия. Изучение следов орудий на месте происшествия может позволить определить механизм взлома, вид применявшегося инструмента, количество и примерные физические характеристики преступников, наличие определённого навыка обращения с инструментом

[6].

В случае, если следы оставлены транспортным средством (колёсами автомобиля, мотоцикла, велосипеда и др.), следы исследуются для ответа на вопрос о направлении движения, типе (марке) транспортного средства и/или его ходовой части (шины). Объектом трасологии также могут быть отделившиеся детали транспортного средства (например, осколки стёкол, частицы краски).

  1. 1 2 Аверьянова Т. В., Белкин, Р. С. Криминалистика. С. 224.
  2. ↑ Евгений Гиря, Hugues Plisson. О преимуществах применения программы Helicon Focus в археологической трасологии
  3. ↑ Г. Н. Поплевко. Методика комплексного исследования каменных индустрий (трасология). Изд-во: Дмитрий Буланин, 2007
  4. ↑ Аверьянова Т. В., Белкин, Р. С. Криминалистика. С. 226.
  5. ↑ Аверьянова Т. В., Белкин, Р. С. Криминалистика. С. 230.
  6. ↑ Аверьянова Т. В., Белкин, Р. С. Криминалистика. С. 247.
  • Аверьянова Т.В., Белкин, Р. С. Криминалистика. — М.: НОРМА — ИНФРА-М, 2000. — 990 с. — ISBN 5-89123-302-9.
  • Е. П. Ищенко, А. А. Топорков «Криминалистика: Учебник», ИНФРА-М, 2006
  • В. Л. Попов «Трасология как таковая: методические рекомендации», Махаон, 1999
  • Г. Н. Поплевко. Методика комплексного исследования каменных индустрий (трасология). Изд-во: Дмитрий Буланин, 2007

ru.wikipedia.org

что это такое и какие задачи решает? + Инструкция проведения экспертизы трасологической

Данный вид экспертной оценки представляет собой изучение следов, которые были оставлены транспортным средством на месте совершенного происшествия. Нужно сказать о том, что целью данной экспертизы считается идентификация различных объектов на основании изучения следов и определения их принадлежности, а также осуществление процесса анализа полученных данных с целью восстановления объективной действительности совершенных событий. Непременно скажем о том, что оцениваются не только параметры следов, также могут быть применены варианты оценки осколков стекла, например, фар автомобиля, диагностирование механизмов, в также оценка условий следообразования. На основании всех перечисленных факторов формируется детализированная картина происшествия, что позволяет полностью восстановить картину.

Нередкими являются случаи, когда транспортные происшествия становятся объектом серьезных исследований. Например, автомобиль сильно пострадал, как и лица, которые в нем находились. Есть необходимость определить квалификацию действий виновного водителя, также формируется необходимость детальной оценки обстоятельств дела с позиции страховой компании, которая в дальнейшем будет осуществлять процесс выплаты средств за совершенные действия застрахованного водителя. Рассказы двух сторон происшествия очень часто не совпадают вовсе. Именно по этой причине, самым рациональным способом восстановления объективной действительности считается проведение экспертизы.

Естественно следует отметить, что осуществлять экспертные действия могут исключительно опытные и знающие специалисты, можно привлекать независимых экспертов, но исключительно в том случае, если они имеют официальный допуск к выполнению таких действий. Процесс экспертной оценки может быть осуществлен непосредственно по месту происшествия сразу же, что позволяет максимально изучить все нюансы и обстоятельства, что провоцирует быстрое восстановление всех нюансов дела. Нередки ситуации, когда экспертизу приходится производить на основании документов дела и фотографий, а также видеосъемки. Таким образом формируется удаленное обслуживание, провоцирующее возможность восстановления событий на основе предоставленных материалов.

В процессе торможения на асфальте формируются следы. Трасологическая экспертиза позволяет осуществить процесс оценки их формирования, а также осуществить процесс сопоставления следов и автомобиля. То есть, посредством таких действий осуществляется процесс установления автомобиля, который оставил следы, а также провоцируется восстановление механики – каким образом такие следы были оставлены. Именно на основании указанных данных можно поистине объективно и детализировано изучить все обстоятельства дела и правильно выяснить, кто именно осуществил нарушение правил движения, и что стало причиной возникновения происшествия. Соответственно, данный вид экспертной оценки имеет очень важное значение для восстановления действительности. Кроме всего прочего, полученные результаты являются доказательством юридического формата в судебных процессах.

Чтобы отчет экспертной оценки был принят в качестве доказательства, он должен быть составлен правильно и грамотно. Документ должен содержать все реквизиты компании, которая осуществляла процесс исследований, также должны присутствовать все данные эксперта, ставится подпись и печать. В состав вносятся общие данные – вступительная часть, детальное описание методов исследования – часть описательная, также заключение, в котором формируется полноценный отчет с выводами.

Что такое трасологическая экспертиза и когда она необходима

Экспертиза трасологическая представляет собой специфический вид исследований, который направлен на оценку и изучение различных отпечатков и следов, для того, чтобы иметь четкую возможность определения, откуда они возникли, кому они могут принадлежать. Другими словами, в процессе возникновения транспортного происшествия оба средства осуществляют торможение. На основании чего были сформированы определенные следы на асфальте или же грунтовой дороге. Посредством детализированной оценки состояния таких следов провоцируется возможность определения пути торможения и других важных понятий и нюансов. Нужно также обратить ваше внимание на то, что процесс исследований предполагает достаточно сложную науку, посредством которой осуществляется полноценный анализ всех собранных данных, установление взаимодействия транспортного средства с дорогой и пр.

По сути, именно на основании трасологической экспертизы можно получить точные данные в виде восстановления картины происшествия. Нужно также сказать о том, что грамотная оценка всех параметров позволяет исключить возможность неправильной оценки обстоятельств.

Объектами исследований принято считать различного рода следы и отпечатки повреждений, которые были оставлены автомобилями. Исследования предполагают использование различных методик, которые позволяют получить однозначный ответ на различные вопросы.

Когда возникает необходимость проведения экспертизы:

  • В тех ситуациях, когда оба водителя раскрывают различные версии возникновения происшествия. По сути, очень важно восстановить объективную картину, на основании которой в дальнейшем можно будет грамотно оценить саму ситуацию, определить виновное лицо, осуществить процесс взыскания или же применить определенные меры наказания. Именно экспертные данные в такой ситуации могут стать неоспоримой уликой и доказательством;
  • В случаях, когда нужно определить, какому средству принадлежат следы, и выполнены ли они определенным средством. Другими словами, нередко битые автомобили тоже попадают в аварии, страховые компании, чтобы минимизировать мошеннические факторы в данном вопросе, стараются использовать вариант детализированной оценки ситуации посредством проведения экспертизы. На основании изучения следов формируется объективная картина, которая позволяет четко определить, какие именно повреждения могли возникнуть в процессе совершения происшествия;
  • Также на основании экспертной оценки можно получить точные данные о том, присутствовал ли автомобиль в момент совершения происшествия на месте. Нередки случаи, когда формируются мошеннические действия, в рамках которых устанавливается происшествие с целью получения выплат страхового формата. Нередко автомобиль покидает место происшествия, и чтобы в дальнейшем применить к водителю санкции наказания, непременно нужно обратить внимание на возможность получения экспертной оценки, которая сразу же определит, был ли автомобиль на месте происшествия в то или же иное время;
  • Экспертная оценка может стать основой формирования базы определения вины водителя, или же пешехода, в процессе формирования ситуации аварийного характера. А соответственно, можно четко определить, кто или же что стало основой формирования аварии, что провоцирует нормированное, законное и основательное судопроизводство в случае необходимости;
  • Нередкими являются ситуации, когда страховые компании стремятся сделать все возможное и невозможное, чтобы исключить вероятность выплаты средств на ремонт, или же осуществляют выделение минимальной суммы, которая не покрывает возникших повреждений. Трасологическая экспертиза в таком случае является основой стабильных данных о формировании повреждений в ходе происшествия. Правда, в такой ситуации придется выполнять дополнительную экспертную оценку, на основании которой определяется стоимость ремонта возникших повреждений.

Становится вполне очевидным тот факт, что грамотная структура проведения экспертной оценки позволяет четко нормировать все нюансы дальнейшего судопроизводства. По сути, на основании такой экспертизы формируются неоспоримые доказательства, применение которых провоцирует возможность объективной оценки обстоятельств.

Пошаговая инструкция проведения экспертизы при ДТП

  • Шаг 1: Выбор компании

Если речь идет о том, что вы сомневаетесь в объективности судебного следствия или же есть необходимость предоставить документы с объективными данными страховой компании, нужно воспользоваться услугами независимой экспертизы, для получения необходимых и точных результатов. В процессе выбора остановите свое внимание на компаниях с серьезной репутацией, чтобы в действительности получить качественное обслуживание. У такой компании непременно должен быть собственный ресурс представительского характера, на страницах которого можно ознакомиться с перечнем услуг, а также получить информацию дополнительного характера, которая касается квалификации специалистов, услугами которых вы будете пользоваться. Отметим также то, что солидные компании предоставляют возможность получения бесплатной первоначальной консультации.

  • Шаг 2: Сбор документации

Нужно помнить о том, что процесс оценки осуществляется на основании предоставленных документов. Обязательно предоставляется схема ситуации, правильно составленный протокол, всевозможные фотоматериалы с места возникновения ситуации. Также в определенных случаях нужно предоставить доступ к транспортным средствам, которые участвовали в определенных ситуациях. Если есть видеорегистратор, то нужно предоставить данные с него. Устанавливается необходимость предоставления всех документов на автомобиль, справку из полиции, которая подтверждает наличие происшествия, а также протокол, который раскрывает данные проверки состояния технического характера транспортного средства. Все пояснения свидетелей, полный список документов, которые нужно будет предоставить для ознакомления экспертам, можно получить непосредственно после предварительной – бесплатной консультации в компании.

  • Шаг 3: Осмотр места происшествия

На месте происшествия формируется максимальное количество разнообразных данных, которые могут раскрыть все нюансы осуществленных действий. Грамотная оценка состояния места аварии позволяет получить полноценные данные, которые формируют полную картину. Эксперт, который выезжает на место аварии должен иметь при себе линейку масштабную, рулетку, лупу, пинцет, специализированные емкости, куда можно осуществить сбор определенных элементов и микрочастиц, фотоаппарат, специальные пластичные массы. То есть, существует список обязательных элементов, которые должны быть в наличии у эксперта, существует также список методик, которые применяются в процессе осуществления исследования.

  • Шаг 4: Согласование места и времени осмотра транспортного средства

После того, как будет подписан договор сотрудничества с транспортной компанией, обязательно осуществляется процесс договора по вопросу осмотра автомобиля. Посредством такого осмотра осуществляется разрешение многочисленных вопросов. Определяется, каким объектом был поврежден автомобиль, есть ли на нем следы другого авто, какой частью автомобиля были нанесены повреждения и пр. То есть, посредством такой оценки формируется четкая и точная информация, способная помочь раскрыть всю картину происшествия.

  • Шаг 5: Моделирование ситуации

Следует отметить, что в настоящий момент используются специализированные программы, на основании которых осуществляется процесс полноценного моделирования ситуации. Посредством грамотного моделирования формируется возможность увидеть все нюансы происшествия и четко установить позиции транспортных средств, возможные повреждения и пр.

  • Шаг 6: Формирование отчетности

Основой работы экспертной организации считается составление специализированного заключения, в котором четко определяются все важные моменты и нюансы. Такой отчет можно использовать в качестве элемента доказательства в судебном процессе. Также он выступает неоспоримым аргументом во взаимоотношении со страховой компанией. Данный документ в своем составе содержит выводы по техническим аспектам. То есть, по сути, не указывается, кто именно является виновником происшествия, такие выводы делает суд, он же определяет виновников.

 

Можно ли оспорить результаты экспертизы

Следует отметить, что экспертная оценка может быть оспорена. Такие действия осуществляют таким образом:

  • Осуществляется анализ предоставленного отчета, производится анализ использованных методик и полученных результатов;
  • Составляется ходатайство с указанием на данные, которые являются недействительными, обязательно нужно предоставить обоснование ходатайству;
  • Суд принимает решение о возможности пересмотра экспертизы;
  • После чего формируется необходимость подать документы на повторную экспертизу, при этом можно использовать результаты другой компании экспертного формата;
  • Полученные результаты предоставляются в суд.

Если вы стремитесь к тому, чтобы максимально защитить свои интересы от оспаривания, то вам непременно следует внимательно отнестись к вопросу выбора экспертной организации, которая сможет выполнить все действия на высшем уровне. Сразу же скажем о том, что государственная экспертиза в любом случае будет иметь своеобразные негативные моменты, так как через экспертов каждый день проходит невероятно значительное количество различных дел, улик и доказательств, что притупляет внимательность, и определенные мелкие детали, которые могут иметь весьма важное значение могут остаться незамеченными, что повлияет на конечный результат экспертизы. Чтобы такого не произошло, лучше обратить внимание на опытных и квалифицированных экспертов.

Когда вы на руки получите экспертное заключение, обязательно проследите логическое обоснование, а также проверьте на наличие однозначных формулировок. Помните о том, что с легкостью можно оспорить тот документ, который составлен юридически неправильно. Если на нем нет обязательных реквизитов, а также нет данных эксперта, не описана его квалификация и пр.

Внимательное изучение отчета поможет вам сразу же обратить внимание на определенные несостыковки, что в дальнейшем станет основой моментального реагирования. По сути, вы можете сразу же обратить внимание экспертов на то, что отчет составлен неправильно, и они его переделают. В документе должно быть детальное описание всех нюансов и обстоятельств, при которых свершилось происшествие. Должно быть перечисление сведений обо всех участниках аварии, присутствует информация, которая содержится в документах дорожной инспекции. Обязательно должны быть данные из протокола осмотра. Отметим, что отсутствие таких пунктов может стать основанием, законным поводом, чтобы оспорить полученные результаты экспертной оценки.

Можно использовать вариант приглашения эксперта в зал заседания суда. Сразу же скажем о том, что именно так можно доказать, что экспертиза была осуществлена правильно, без нарушений и предвзятостей. Прямо в суде эксперту могут быть заданы определенные вопросы, которые могут определить отсутствие или же наличие нарушений, при проведении экспертной оценки. Если объяснения эксперта не будут убедительными, это прекрасный повод оспорить полученные результаты.

Если вы уверены в том, что результаты экспертизы объективны, но стороны процесса будут настаивать на проведении дополнительных исследований, лучше всего сразу же обзавестись квалифицированной помощью юриста, таким образом, вы сможете предотвратить определенные негативные моменты, которые могут возникнуть в зале заседания суда. Учитывайте также то, что в настоящий момент вы можете сами инициировать проведение экспертизы в том случае, если считаете, что предоставленных в суде данных недостаточно для всестороннего и объективного изучения обстоятельств дела. Таким образом, вы непременно сможете обеспечить максимальную защиту своих интересов.

Самым рациональным вариантом предотвращения ситуации с оспариванием экспертной оценки является сотрудничество с опытными и квалифицированными специалистами, которые имеют стабильную репутацию и смогут представить своего эксперта в суде, в случае необходимости.

Какие задачи решает трасологическая экспертиза

  • Пригодность отпечатков для проведения идентификации

Первое, на что обращают внимание специалисты – это данный фактор. То есть, очень важно не только обнаружить следы, но еще их зафиксировать, а также идентифицировать, подвергнуть дальнейшему исследованию.

  • Установить период появления следов

При расследовании определенных происшествий очень важно внимательно осуществить процесс оценки отпечатков и следов с позиции вопроса давности. Помните о том, что такие следы являются очень уязвимыми к погодным условиям, именно по этой причине, эксперты стараются осуществлять все процедуры проверки сразу же, иначе есть вероятность, что следы станут непригодными для дальнейшего исследования.

  • Образование отпечатков – определение механизма

Как вы уже поняли, основным объектом исследования трасологического выступают именно следы, которые возникли в результате воздействия механического характера. Когда осуществляется процесс работы с отпечатками, определяется механизм их образования. При этом, специалисты используют различные варианты исследований, чтобы получить точные и достоверные данные.

  • Последовательность образования следов

Естественно, очень важно определить, в какой именно очередности данные следы появились. В случае расследования происшествия на основании полученных данных можно четко определить, какое транспортное средство стало виновником таких последствий. Именно по этой причине, очень важно четко оценить состояние следов и определить, какие появились ранее, какие – позже. На основании чего будет проработана и смоделирована ситуация, благодаря которой будет возможен процесс восстановления объективной действительности.

  • Состояние автомобиля

Такое исследование позволяет четко определить все данные о скорости, а также о возможных причинах столкновения, можно составить полный список повреждений и пр. То есть, можно получить максимально полноценную информацию, благодаря которой судопроизводство сможет правильно осуществить процесс вынесения решения на основании предоставленных доказательств.

  • Причинно-следственная связь

Полученные выводы способствуют правильному расследованию происшествия, так как дают ответы на самые распространенные вопросы, которые имеют в процессе судебного разбирательства важное значение. Каждый аварийный случай представляет собой результат неправильных действий или же стечения обстоятельств. Благодаря трасологической экспертизе можно четко определить данный факт.

Основные виды трасологической экспертизы

Существует достаточно значительное количество различных видов экспертизы трасологичсеского характера. Например, гомеоскопический вариант, предполагает изучение следов человека. В данном случае производится анализ отпечатков пальцев, зубов, следов ног, обуви, различных частей тела и пр. На основании данных следов можно получить максимально полноценную информацию о происшествии.

Есть также маханоскопическая экспертиза, которая предполагает исследование следов, а также отпечатков от предметов, повреждений, на найденных различных вещах. Например, могут быть исследованы механические повреждения одежды, узлы и петли, различные инструменты и орудия.

Экспертиза замков и изучение пломб. На основании детальной оценки состояния замка можно сразу же сказать о том, открывался ли он родным ключом или же нет, использовались ли отмычки и дать определенные характеристики отмычек.

Анализ отпечатков, которые осуществляются различными механизмами на предметах. Например, посредством данной экспертизы можно предоставить ответы на такие вопросы: на каком оборудовании был изготовлен тот или же иной предмет исследования, какие станки применялись в процессе производства, определить, на каком именно станке был изготовлен тот или же иной предмет.

Транспортная экспертиза самая распространенная, она применяется в процессе изучения различных транспортных происшествий. При этом производится детализированное изучение следов транспортного средства, а также исследование всевозможных отпечатков. На основании полученных данных формируется общая картина происшествия.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями в:

www.finanbi.ru

Трасологическая экспертиза — как провести экспертизу при ДТП

Что такое трасологическая экспертиза автомобиля и какие задачи она разрешает? Кем производится назначение трасологической экспертизы при ДТП? Какие вопросы задавать эксперту перед экспертизой?

Доброго времени суток всем читателям бизнес-журнала «ХитёрБобёр»! С вами Анна Медведева.

Сегодня мы изучим новую тему — «Трасологическая экспертиза».

Информация пригодится прежде всего автолюбителям, однако и пешеходы узнают много интересного о том, как и зачем на местах ДТП проводят экспертизу следов и отпечатков.

1. Что такое трасологическая экспертиза и когда она проводится?

У этого непонятного термина очень простое определение.

Трасологическая экспертиза — это исследование различных следов и отпечатков с целью определить, откуда они появились и кому (или чему) принадлежат.

Эта наука путем сложных расчетов воссоздает механизм ДТП и устанавливает последовательность взаимодействия и получения повреждений объектами.

Таким образом, назначение данного исследования — восстановить полную картину ДТП в подробностях.

Объекты трасологической экспертизы — это разного рода следы, отпечатки и повреждения, оставленные живым существом или неодушевленным предметом.

Когда проводят трасологическую экспертизу:

  • в спорных ситуациях при восстановлении действий водителей, результатом которых стало ДТП;
  • для выяснения, присутствовал ли вообще автомобиль на месте происшествия;
  • когда нужно определить, соответствуют ли повреждения на транспортном средстве обстоятельствам ДТП;
  • чтобы доказать, что вины водителя или пешехода в создании аварийной ситуации на дороге не было;
  • если страховая компания отказывается оплачивать ремонт или выделяет для этого несоразмерно маленькую сумму.

Пример

Степан Иванов, остановившись на перекрестке, через несколько секунд почувствовал удар. В подъехавший сзади Ford въехал маршрутный автобус, и Ford в свою очередь въехал в машину Степана.

Кто стал виновником происшествия — водитель автобуса, не рассчитавший скорость, или водитель Ford, не соблюдавший дистанцию? С кого Степану требовать возмещения ущерба, ведь он-то в этом случае точно невиновен? Ответы на эти вопросы даст своевременно проведённая трасологическая экспертиза.

В дополнение к теме предлагаем почитать статью «Независимая экспертиза».

2. Классификация трасологических экспертиз — ТОП-7 основных видов

Трасологическая экспертиза проводится в отношении предметов, механизмов и живых существ. Мы рассмотрим основные виды трасологических исследований и их специфику. Все они в той или иной мере могут быть применены в отношении расследования обстоятельств и причин ДТП.

Вид 1. Гомеоскопическая экспертиза

Это изучение различных по происхождению следов человека.

Например:

  • отпечатков пальцев;
  • зубов;
  • следов ног;
  • следов обуви;
  • различных частей тела;
  • следов перчаток и других элементов одежды.

Характер отпечатков многое скажет о человеке, который их оставил. Это не только очевидные физические параметры (например, размер ладони или стопы), но и его пол, рост, возраст и т. д.

Можно узнать и другие вещи, которые для неспециалиста будут совсем удивительными. Например, особенности походки, шел человек или бежал и т. д.

Вид 2. Механоскопическая экспертиза

Механоскопическое исследование изучает следы и отпечатки от предметов и повреждения, найденные на вещах.

Категории и объекты механоскопической экспертизы:

Вид 3. Экспертиза замков

При этом исследуются как основные характеристики замков, так и их состояние на момент экспертизы.

Вопросы, на которые отвечает экспертиза замков:

  • можно ли считать замок исправным;
  • пригоден ли он для отпирания и запирания;
  • имеются ли на нем признаки взлома;
  • если замок пытались вскрыть, чем это делали (отмычкой или ключом).

Исследование покажет, как давно замок эксплуатируется. Можно сделать выводы и о том, эксплуатировался ли он вообще или же когда-то его заперли и долгое время не трогали.

Вид 4. Изучение пломб

Основная цель исследования пломб — проверка их целостности.

В этом виде исследования рассматриваются вопросы:

  1. Пытались ли сорвать пломбу?
  2. Наложена она один раз или же ее вскрывали и наложили повторно?
  3. Принадлежат ли оттиски на пломбе данному пломбиру?
  4. Если пломбу вскрывали, имеют ли к этому отношение представленные для следствия инструменты?
  5. Можно ли извлечь проволоку из данной пломбы, не нарушая поверхности пломбы?

Вид 5. Анализ отпечатков производственных механизмов на предметах

Это исследование проводится, чтобы определить отношение предмета к оборудованию.

Здесь перед экспертом встают такие вопросы:

  1. На каком оборудовании был изготовлен предмет исследования?
  2. Какие станки и механизмы применялись при изготовлении?
  3. Если для исследования имеется конкретный станок, устанавливается, на нем ли было изготовлено изделие.
  4. Определяется, изготовлены ли исследуемые предметы на том же оборудовании, что и другие аналогичные предметы, которые изъяли у подозреваемого.

Об «Оценке оборудования» на нашем ресурсе есть отдельная статья.

Вид 6. Транспортная экспертиза

Изучение следов транспортных средств предполагает исследование отпечатков шин, царапин, вмятин и прочих повреждений. Транспортно-трасологическая экспертиза при ДТП проводится обычно тогда, когда стороны не могут прийти к общему мнению по поводу объема повреждений.

Еще одна распространенная причина — это отказ страховой компании оплачивать возмещение ущерба (или стремление снизить реальную сумму) ввиду того, что повреждения на автомобиле не соответствуют обстоятельствам аварии или автомобиль вообще не участвовал в данном ДТП.

Статья «Независимая экспертиза после ДТП» расскажет об этом более подробно.

Вид 7. Исследование отпечатков животных

Здесь изучаются следы от лап. В область внимания попадают и следы от подков.

В ходе этого исследования решаются задачи:

  • какое животное оставило следы;
  • было ли это одно существо или несколько;
  • в каком направлении двигалось животное.

Кроме следов от лап исследуются и отпечатки зубов.

3. Какие задачи решает трасологическая экспертиза — 6 главных задач

Условно разделим все задачи трасологической экспертизы на идентификационные и диагностические.

Идентификационная задача — установить объект, оставивший следы. То есть идентифицировать. Диагностические задачи мы рассмотрим более подробно.

Задача 1. Пригодность отпечатков для идентификации

Это первое, что определяется исследованием. Следы и отпечатки мало обнаружить и зафиксировать, нужно определить, удастся ли подвергнуть их дальнейшему исследованию.

Возможности экспертизы не безграничны и не всякие следы годятся для исследований. Бывает, что отпечаток настолько слабый, размытый или стертый, что экспертизу провести невозможно.

Задача 2. Период появления следов

Определение давности следов и отпечатков особенно важно при расследовании ДТП, когда тщательно исследуются отпечатки на дорогах.

Такие следы очень уязвимы перед внешними условиями. Время года, осадки, ветер, состояние дорожного покрытия или грунта могут быстро изменить отпечатки настолько, что они станут непригодными для экспертизы или же снизят процент достоверности.

Задача 3. Механизм образования отпечатков

Основной объект исследования в трасологии — это следы, возникшие в результате механического воздействия. Иногда специалистам-трасологам приходится работать с отпечатками, имеющими тепловой, химический или микробиологический характер образования.

Следы механического воздействия образуются, когда происходит контактное взаимодействие двух предметов и возникает давление или скольжение. В результате этого более мягкий предмет деформируется, и на его поверхности остается отпечаток более твердого предмета.

Задача 4. Последовательность появления следов

Еще одна из диагностических задач — это выяснить, в какой очередности появились следы. Если расследуется ДТП, то после определения количества автомобилей устанавливается, в какой последовательности возникли следы от шин транспортных средств, ставших участниками ДТП.

Если же следы оставил только один человек, животное или транспортное средство, но в разное время, экспертиза может определить, какие из них были оставлены раньше, а какие позже.

Задача 5. Техническое состояние ТС или предмета

Исследование транспортного средства (ТС), ставшего участником ДТП, очень важно для определения дальнейшего хода судебного процесса. По состоянию автомобиля делаются выводы о скорости, которая была им развита, о вероятности предотвращения столкновения и т. д.

От того, насколько своевременно была проведена экспертиза, во многом зависит ее окончательное заключение. Если при ДТП автомобиль пострадал настолько, что объективно определить его состояние невозможно, то транспорт в этом случае не подлежит экспертизе и не может быть доказательством.

В статье «Оценка автомобиля» вы узнаете о подробностях этого исследования.

Задача 6. Причинно-следственная связь

На основании всех проведенных исследований устанавливается причинно-следственная связь. Выводы трасологической экспертизы напрямую влияют на то, к чему придет расследование ДТП и что решит суд. Каждый аварийный случай — результат либо неправильных действий участников, либо стечения обстоятельств.

Кроме того, выводы о причнно-следственных связях часто используют страховые компании для установления, является ли случай страховым.

4. Как провести трасологическую экспертизу автомобиля при ДТП — пошаговая инструкция для новичков

Теперь рассмотрим, как проводится трасологическая экспертиза автомобиля. Если вы попали в ДТП и сомневаетесь в объективности судебного исследования, вы всегда можете заказать независимую экспертизу и оспорить результаты.

Шаг 1. Выбираем экспертную компанию

Как выбрать солидную компанию, чтобы не сомневаться в качестве экспертизы?

Во-первых, у нее должен быть стаж, довольные клиенты и хорошие отзывы.

Во-вторых, проверьте разрешительные документы на экспертную деятельность.

В-третьих, соответствующие документы об образовании и страховки профессиональной ответственности должны иметь и эксперты, которые работают в компании.

Признак серьезного экспертного учреждения — это бесплатная предварительная консультация.

Шаг 2. Собираем пакет необходимых документов

Список вам предоставит эксперт, но неплохо и самим собрать заранее все необходимые бумаги.

Для трасологической экспертизы предоставляются:

  • схема ситуации;
  • протокол, составленный сотрудниками ГИБДД;
  • фотоматериалы с места аварии;
  • транспортные средства, которые стали участниками происшествия;
  • фото или видео с видеорегистраторов, установленных в ТС, если таковые имеются;
  • протокол, который свидетельствует о проверке и техническом состоянии транспортных средств;
  • документы, подтверждающие право на владение ТС;
  • справка из полиции, подтверждающая ДТП;
  • пояснения всех, кто участвовал в ДТП или оказался свидетелем.

Шаг 3. Приглашаем эксперта для осмотра места ДТП

Поскольку на месте аварии сосредоточено максимальное количество данных о ДТП, эксперту нужно обязательно его посетить.

Эксперт-трасолог должен иметь при себе:

  • фотоаппарат;
  • масштабную линейку;
  • рулетку;
  • лупу;
  • пинцет;
  • небольшие емкости для микрочастиц;
  • слепочные (пластические) массы (гипс, пластилин, полимерные соединения).

Шаг 4. Согласовываем место и время осмотра транспортного средства

Когда вы уже подписали договор, можете выбирать время и место экспертизы ТС. Удобнее всего делать это в автосервисе.

При этом устанавливается:

  • есть ли на автомобиле следы от другого ТС;
  • каким объектом был поврежден автомобиль;
  • модель ТС, оставившего отпечатки;
  • какой частью было нанесено повреждение;
  • направление перемещения и угол столкновения;
  • режим движения;
  • состояние протектора;
  • механизм повреждения.

Исследовать состояние ТС не менее важно, чем исследовать отпечатки на месте ДТП.

Шаг 5. Разбираем агрегаты и узлы транспортного средства

Если необходимо выявить скрытые повреждения, трасолог разбирает агрегаты и узлы. В ходе исследования он определяет направление, характер и силу взаимодействия объектов и другие параметры.

В статье «Независимая автоэкспертиза» вы можете почитать о подробностях этого процесса, а также о том, как не ошибиться в выборе автоэксперта.

Шаг 6. Дожидаемся результатов моделирования ситуаций с места аварии

Для этого существуют специальные компьютерные программы. Такая модель нужна в большинстве случаев. Она помогает представить наглядно весь процесс аварии судьям, которые не обладают специальными познаниями в этой области.

К тому же, такой способ позволяет воссоздать процесс ДТП максимально точно. Основывается он на данных всех следов, зафиксированных на месте дорожно-транспортного происшествия.

Шаг 7. Получаем отчет о проделанной работе

Итог работы эксперта — документальное заключение экспертизы. Его можно использовать в качестве доказательства в судебном процессе или аргумента для страховой компании.

Важно знать, что экспертное заключение содержит выводы эксперта только по техническим вопросам. Определение виновников — это уже в компетенции суда.

При любых затруднениях, связанных с проведением трасологической экспертизы, обращайтесь за помощью к компетентным юристам. Мы рекомендуем искать таких на сайте «Правовед.ru». Это онлайн-сервис бесплатных и платных консультаций, с которым сотрудничает больше 16 тысяч юристов по всей РФ.

Вам предоставят юридически грамотную консультацию в любой сфере юриспруденции. Вы найдете нужного специалиста и будете подготовлены к любому судебному процессу. «Правовед» станет для вас надежной поддержкой — ведь качество услуг здесь ценится превыше всего.

5. Где заказать трасологическую экспертизу — обзор ТОП-3 экспертных компаний

В этом разделе уделим внимание нескольким крупным компаниям, которыми производится трасологическая экспертиза. Не забывайте, что стоимость каждого исследования будет рассчитываться индивидуально.

1) Компания «Атлант Оценка»

Организация работает с 2001 года и накопила уже большой опыт в проведении трасологической и других видов экспертиз, в которых возникает необходимость в случае причинения ущерба автомобилю.

Компания — член Российского Федерального центра судебной экспертизы, а ее эксперты — участники ассоциаций оценщиков. Для экспертизы используется лицензионное программное обеспечение. Все услуги оказываются очень оперативно.

Обращайтесь к специалистам прямо на сайте:

  • задавайте вопросы автоэксперту;
  • получайте профессиональную помощь юриста;
  • наиболее важные и экстраординарные вопросы направляйте напрямую директору.

2) Центр независимых экспертиз, оценки и технических исследований «Паритет-Консалтинг»

Здесь берутся даже за самые сложные и нестандартные задачи. Все эксперты компании имеют профильное образование и дипломы о подтверждении квалификаций. Все они внесены в реестр экспертов-техников министерства юстиции РФ.

Кроме результатов экспертиз и оценок, вы можете при необходимости получить юридическое сопровождение, помощь и консультацию. А также рецензию на судебную экспертизу, если качество и достоверность таковой вызывают сомнения.

Цена за каждый вид услуг указана в прайс-листе на сайте. Кроме того, компания предлагает бесплатную предварительную оценку ситуации, которая позволит вам определить целесообразность проведения трасологической экспертизы. Для этого материалы и вопросы нужно просто отправить по электронной почте.

3) Экспертно-правовое бюро «Honest»

Учреждение специализируется на проведении судебной и досудебной экспертиз транспортных средств в Москве, Санкт-Петербурге и их областях.

Более чем 10-летний опыт и команда из 20 экспертов высшей категории позволяют не сомневаться в качестве проводимых здесь исследований. Более 300 результатов предоставляется в различные суды каждый месяц.

Если вам понадобилась трасологическая экспертиза, вопросы эксперту вы можете задать непосредственно в офисе, по телефону, оправив по электронной почте.

В случае проигранного процесса вам возместят до 80% затраченных средств. Хотя в практике компании зафиксирован всего 1 такой случай.

6. Как оспорить результаты трасологической экспертизы — 4 полезных совета

Такая процедура возможна, хотя и не так уж проста. Проводят ее через суд.

Совет 1. Объективно оцените деятельность эксперта

Посмотрите, достигнуты ли при экспертизе поставленные цели. Убедитесь, что специалист не превышал своих полномочий.

Читая экспертное заключение, обязательно прослеживайте логические цепочки. В них не должно быть противоречий и формулировок, которые можно истолковать двояко.

Если вы нашли хоть малейшие ошибки, настаивайте на том, чтобы результаты судебно-трасологической экспертизы признали недействительными.

Совет 2. Внимательно изучите отчет о проделанной работе

В заключении, составленном экспертом, не должно быть отклонения от реальных данных. Потому что даже небольшие неточности могут изменить ход судебного процесса.

Правильно составленный отчет об экспертизе содержит:

  • описание обстоятельств, при которых случилось ДТП;
  • показания свидетелей;
  • сведения об участниках аварии;
  • изложение информации, содержащейся в документах ГИБДД;
  • сведения из протокола осмотра места ДТП.

Отсутствие любого из перечисленных пунктов — законный повод для оспаривания экспертизы.

Совет 3. Настаивайте на приглашении эксперта в зал суда

Так проще доказать, что проведенная экспертиза необъективна, так как проводилась с нарушениями. Это будет хорошим основанием для требования провести исследование еще раз.

Прямо в суде вы можете предъявить эксперту все нарушения, допущенные в экспертизе. Если он не даст объяснений, вы докажете его некомпетентность и получите разрешение на повторное исследование.

Совет 4. Пользуйтесь услугами квалифицированных юристов

Если вы уверены, что ошибки эксперта очевидны, и вы сможете это доказать, можете выступать в суде самостоятельно. Но чтобы гарантированно выиграть процесс, лучше пригласить в качестве представителя профессионального юриста.

Специалист без труда найдет недочеты в работе эксперта и поможет вам успешно оспорить результаты экспертизы. Тогда вы сможете найти более компетентного трасолога и получить объективное исследование.

Найти юриста высокого уровня вам поможет «Правовед» — портал правовой помощи, сфера деятельности которого распространяется на всю страну.

О том, в каких случаях назначается «Судебная экспертиза», предлагаем почитать отдельную публикацию.

По теме трудностей, которые поможет избежать трасологическая экспертиза, смотрите видеоролик.

7. Заключение

Подведем итоги. Трасологическая экспертиза изучает разного рода следы и отпечатки, оставленные на месте ДТП. Теперь вы знаете, как проводится эта экспертиза, каковы её объекты, задачи и условия проведения.

Дорогие друзья! Делитесь опытом и оставляйте комментарии. А лучше — не испытывайте на практике методики транспортно-трасологической и других экспертиз. Будьте успешны в бизнесе и удачливы в жизни!

hiterbober.ru

Трасологическая экспертиза: назначение, вопросы :: BusinessMan.ru

Трасологическая экспертиза следов представляет собой одну из криминалистических процедур. В следственной практике она применяется для решения идентификационных и розыскных задач. Трасологическая экспертиза осуществляется в ходе досудебных и судебных мероприятий.

Классификация

В зависимости от используемых методик и предметной специфики выделяют 7 видов исследования:

  1. Гомеоскопическое (отпечатки людей).
  2. Механоскопическое.
  3. Экспертиза замков.
  4. Изучение пломб.
  5. Анализ отпечатков производственных механизмов на предметах.
  6. Транспортная экспертиза.
  7. Исследование отпечатков животных.

Предмет исследования

Судебно-трасологическая экспертиза проводится для исследования отпечатков ног, зубов, рук, одежды, обуви, шин, а также состояния механизмов, орудий, запирающих устройств, транспортных средств, пломб, различных частей предметов и так далее. Данный анализ выполняется для частных лиц и правоохранительных органов. В качестве предмета исследования выступает установление фактических сведений в процессе изучения отпечатков для определения механизма их появления и объекта, оставившего их.

В ходе механоскопической экспертизы исследуются механические повреждения на одежде. Их анализ позволяет иногда идентифицировать, но чаще всего установить групповую принадлежность объекта, которым они были нанесены. Обычно при этом возникает необходимость изучить материалы, в которых содержатся описания повреждений, образовавшихся на теле. В некоторых случаях проводится комплексное исследование при участии криминалиста-материаловеда, медика и прочих специалистов. При назначении всех видов анализа (кроме изучения отпечатков животных) в постановлении обязательно указывается, не подвергался ли инструмент, автомобиль, изделие, фрагменты и детали объекта каким-нибудь изменениям с того момента, как было совершено деяние, которое расследуется. Если они имели место, то необходимо указать их характер. Решается данный вопрос путем проведения комплексного исследования совместно техниками и трасологами. При расследовании ДТП посредством такого анализа с привлечением специалистов-материаловедов могут быть решены идентификационные задачи в случае обнаружения на одежде и прочих вещественных доказательствах частиц краски автомобиля, а на самом транспортном средстве – инородных фрагментов, частиц предметов одежды потерпевшего.

Вопросы трасологической экспертизы

Перед специалистами, исследующими отпечатки, стоят идентификационные и диагностические задачи. Назначение трасологической экспертизы состоит в установлении тождества орудий, животных, механизмов и людей или группирование их принадлежности. Кроме этого, в ходе исследования определяется:

  • Пригодность отпечатков для идентификации.
  • Период появления следов.
  • Механизм образования.
  • Последовательность появления.
  • Техническое состояние ТС или предмета.
  • Причинно-следственная связь.

Перечисленные задачи следует считать типовыми. Постановление о трасологической экспертизе должно индивидуализировать объект исследования достаточно четко.

Особенности работы

Эксперты в рамках проведения исследования обнаруживают и фиксируют следы. Это существенно облегчает реализацию всех стадий оперативно-розыскной деятельности. Трасологичекая экспертиза выполняется для идентификации отпечатков в пределах круга подозреваемых лиц, установления орудия, предмета, посредством которых совершено преступление. Для качественного проведения исследования фиксируется множество возможных данных, полученных в процессе обследования места или объекта. Для объективной оценки и составления заключения специалисты учитывают показания свидетелей.

Трасологическая экспертиза по ДТП

Аварии на дорогах – явление достаточно частое. При ДТП автолюбитель имеет возможность обратиться в страховую компанию за возмещением ущерба. Для этого у него должен быть соответствующий договор и полис. Однако не во всех случаях компании сразу осуществляют выплату. Страховщики зачастую требуют доказательства невиновности водителя в аварии. В случае если истекло время для сбора бумаг в ГИБДД и, соответственно, заключения нет, выходом будет трасологическая экспертиза.

Что выявит исследование?

Транспортная трасологическая экспертиза позволит установить направление и время движения участников ДТП. Специалисты, проанализировав отпечатки на проезжей части, не только идентифицируют транспортное средство, но и определят непосредственно механизм аварии. Детальное изучение отпечатков на транспортных средствах, их деталях, отделившихся фрагментах позволяет полностью составить картину происшествия.

Что исследуется при ДТП?

Эксперты изучают:

  • Транспортные средства и их детали, прочие предметы обстановки аварии.
  • Отпечатки шин и автомобилей.
  • Царапины, вмятины и прочие следы, возникшие при контактном взаимодействии машин друг с другом, а также с прочими объектами.
  • Материалы дела.
  • Фотографии с места ДТП.
  • Одежду пострадавших.

По завершении исследования составляется заключение. Оно выступает в качестве основания для определения виновности какого-либо участника происшествия, а также необходимого аргумента для страховой компании.

Исковое производство

В ряде случаев автолюбителю приходится доказывать невиновность в судебном порядке. В таких ситуациях важны любые детали, документы, свидетельские показания. Одним из актов, имеющих существенное доказательственное значение, выступает заключение трасологической экспертизы. Специалисты тщательно и последовательно изучают полученные материалы по делу, осматривают автомобили, прочие предметы, участвовавшие в аварии. При анализе решаются такие задачи, как:

  1. Установление, появились ли следы на предоставленном ТС от другого автомобиля.
  2. Определение вида объекта, которым были оставлены следы. Это может быть другая машина (легковая, грузовая), мотоцикл, мопед, столб, дерево и так далее.
  3. Определение модели ТС, оставившего отпечатки.
  4. Установление, какой именно деталью (частью) был оставлен след.
  5. Определение направления перемещения и угла столкновения.
  6. Установление режима движения. Это может быть занос, торможение, пробуксовка и так далее.
  7. Оценка состояния протектора, выявление механизма повреждений.
  8. Идентификация следов, возникших при аварии.
  9. Составление механизма и картины происшествия в общем.

Трасологическая экспертиза, таким образом, способствует выявлению виновных и установлению причин ДТП.

businessman.ru

Трасология — это… Что такое Трасология?

Cледы обуви человека Cледы транспортных средств

Трасология (от фр. la trace — «след» и греч. λόγος — «учение») — криминалистическое учение о следах, один из центральных разделов криминалистической техники, в котором изучаются теоретические основы и закономерности возникновения следов, отражающих механизм совершения преступления; разрабатываются рекомендации по применению методов и средств обнаружения, изъятия и исследования следов в целях выяснения обстоятельств, значимых для раскрытия, расследования и предупреждения преступлений[1]. Трасология уже более полувека применяется и в археологических исследованиях. Археологическая трасология – метод познания деятельности человека в прошлом через изучение её следов: на древних орудиях из камня, кости, металла и/или других материалов, а также следы применения этих орудий – следы обработки[2][3].

Следы преступления

Следами преступления являются любые изменения среды, возникшие в результате совершения в этой среде преступления. Следы преступления классифицируются на материальные и идеальные следы. К первым относятся «отпечатки» события на любых материальных объектах: предметах, документах, теле потерпевшего и т. д. Под идеальными следами понимают отпечатки события в сознании, памяти преступника, потерпевшего, свидетелей и других людей. Также ряд ученых (например В. А. Мещеряков), анализируя особенности формирования следовой картины при совершении преступления в сфере компьютерной информации, пришли к выводу о необходимости введения понятия «виртуальных следов» как промежуточной стадии между материальными и идеальными.

Трасология изучает только следы механического воздействия, являющиеся подгруппой материальных следов[4].

Задачи

Наиболее общая классификация задач трасологии — деление на идентификационные и диагностические задачи. Под идентификацией понимается установление индивидуально определённого объекта, оставившего след, под диагностикой — вывод о способе образования следа.

Примеры более частных задач:

  • установление пригодности следов для идентификации
  • определение механизма и условий следообразования
  • определение свойств и признаков следообразующего объекта
  • установление отдельных обстоятельств образования следов
  • отождествление объекта, оставившего след
  • решение вопроса, не оставлены ли следы, изъятые с мест разных происшествий, одним и тем же объектом.

Система трасологии

В трасологии, основываясь на классификации объектов, оставляющих следы, выделяют три крупных ответвления: следы человека (антропоскопия), следы орудий и инструментов и следы транспортных средств[1].

Разделом трасологии является дактилоскопия — наука о способе идентификации человека по узорам на подушечках ногтевых фаланг пальцев рук человека. Трасология также занимается и изучением папиллярных линий на ладонях. Папиллярные линии пальцев рук считаются исключительно надёжным способом идентификации, поскольку они индивидуальны для каждого человека и достаточно устойчивы[5]. Следы ног позволяют сделать вывод о направлении и темпе движения человека, о росте и особенностях походки, а также об особенностях обуви. Возможна также идентификация человека по следам зубов. Следы ногтей не имеют достаточно выраженных частных признаков и поэтому непригодны для идентификации, однако могут дать информацию об обстоятельствах событий.

Раздел, изучающий следы орудий и инструментов, ещё называется механоскопия. Изучение следов орудий на месте происшествия может позволить определить механизм взлома, вид применявшегося инструмента, количество и примерные физические характеристики преступников, наличие определённого навыка обращения с инструментом[6].

В случае, если следы оставлены транспортным средством (колёсами автомобиля, мотоцикла, велосипеда и др.), следы исследуются для ответа на вопрос о направлении движения, типе (марке) транспортного средства и/или его ходовой части (шины). Объектом трасологии также могут быть отделившиеся детали транспортного средства (например, осколки стёкол, частицы краски).

Примечания

  1. 1 2 Аверьянова Т. В., Белкин, Р. С. Криминалистика. С. 224.
  2. Евгений Гиря, Hugues Plisson. О преимуществах применения программы Helicon Focus в археологической трасологии
  3. Г. Н. Поплевко. Методика комплексного исследования каменных индустрий (трасология). Изд-во: Дмитрий Буланин, 2007
  4. Аверьянова Т. В., Белкин, Р. С. Криминалистика. С. 226.
  5. Аверьянова Т. В., Белкин, Р. С. Криминалистика. С. 230.
  6. Аверьянова Т. В., Белкин, Р. С. Криминалистика. С. 247.

Литература

  • Аверьянова Т.В., Белкин, Р. С. Криминалистика. — М.: НОРМА — ИНФРА-М, 2000. — 990 с. — ISBN 5-89123-302-9
  • Е. П. Ищенко, А. А. Топорков «Криминалистика: Учебник», ИНФРА-М, 2006
  • В. Л. Попов «Трасология как таковая: методические рекомендации», Махаон, 1999
  • Г. Н. Поплевко. Методика комплексного исследования каменных индустрий (трасология). Изд-во: Дмитрий Буланин, 2007

Ссылки

med.academic.ru

Транспортно-трасологическая экспертиза после ДТП | Федерация Судебных Экспертов

Точная стоимость зависит от конкретного случая. Оставьте заявку или уточняйте по телефону.

4.7 / 5 ( голосов: 8 )

Транспортная трасологическая экспертиза представляет безусловно востребованную, однако довольно узкую область общей трасологии (букв. — учение о следах).

Назначение транспортно трасологической экспертизы

Назначение транспортно трасологической экспертизы — решать задачи исследования всего многообразия следов, образованных самыми различными видами транспорта: легковым, грузовым, железнодорожным, а также водным.

По механизму образования следов предметом трасологической экспертизы могут быть следы от колес автотранспорта, гусениц тракторов, лыж и саней (для безрельсового транспорта), а также от выступающих частей транспортного средства (для любого вида транспорта), от частиц, отделяющихся от транспортного средства (частицы горюче-смазочных материалов, груза, стекла, загрязнений).

Объектами транспортно-трасологической экспертизы в границах автомобильного транспорта могут быть: дорожное покрытие, сами транспортные средства, одежда и тело человека, дорожные ограждения, дорожные знаки, а также придорожные постройки.

Вопросы

Отождествление автомобиля по следам контактного взаимодействия

Примерные вопросы на транспортно трасологическую независимую экспертизу:

  • Определить, какими частями автомобиля марки ______________ были нанесены повреждения на тех или иных частях автомобиля марки ________________?
  • Определить, не образованы ли повреждения на автомобиле марки __________ частями или деталями автомобиля марки _____________?
  • Определить, каков механизм образования данных повреждений?
  • Определить, автомобилем, какой марки могли быть оставлены следы, обнаруженные на автомобиле _______ при осмотре места ДТП?

Выяснение механизма столкновения транспортных средств

Примерные вопросы на транспортно трасологическую экспертизу:

  • Определить механизм столкновения транспортных средств, представленных на транспортно-трасологическую экспертизу (удар, скольжение, волочение и пр.)?
  • Определить, имело ли место столкновение представленных на исследование ТС, исходя из характера и локализации повреждений на данных ТС?
  • Определить последовательность возникновения повреждений (следов) при столкновении транспортного средства о преграду?
  • Определить угол взаимного расположения ТС в момент их первоначального контакта?
  • Определить, в каком направлении двигалось транспортное средство в момент наезда?
  • Определить траекторию и характер движения транспортных средств?
  • Определить, где, относительно границ проезжей части, находится место столкновения (место наезда)?
  • Определить расположение транспортных средств и препятствий в момент удара (или в другие заданные моменты времени)?
  • Определить, взаимное расположение транспортных средств в момент столкновения?
  • Определить, находилось в движении или было неподвижно ТС в момент столкновения с ним другого ТС?
  • Определить, какой деталью (частью) транспортного средства оставлены следы?
  • Определить, каким видам транспорта, судя по следам, присущи такие детали (такого размера, формы, локализации)?
  • Определить, транспортом какого типа (легковым, грузовым, гусеничным и т.д.) оставлены следы?
  • Определить, какой частью транспортного средства нанесены повреждения?

Исследование следов шин транспортных средств

Примерные вопросы на транспортно трасологическую экспертизу:

  • Определить, модель шины, которой был оставлен след, слепок которого представлен на транспортно-трасологическую экспертизу?
  • Определить, к какому типу (модели или марки) относится транспортное средство, оставившее следы на месте ДТП ?
  • Определить, в каком направлении от места ДТП двигалось данное ТС, оставившее следы колес на том или ином участке дороги?
  • Определить, не могли ли данные следы быть оставлены такими-то колесами (передними, задними, правыми, левыми) определенного транспортного средства?
  • Определить, являются ли данные следы результатом воздействия шин транспортного средства?
  • Определить, какие дефекты имеют шины, оставившие следы на месте ДТП?
  • Определить, отличительные признаки шин, отобразившиеся в следах (например дефекты, степень износа протектора, неравномерный износ протектора вследствие неправильной регулировки углов установки или дисбаланса колес, пробои и порезы, вздутие протектора и др.)?
  • Определить, грузовым или легковым автомобилем были оставлены следы?

Исследование следов транспортных средств на живых лицах или трупах

Транспортно-трасологическая экспертиза плотнейшим образом взаимодействует с судебно-медицинской трасологией, в случае, когда предметом экспертизы является живое лицо, или в худшем случае труп лица, погибшего в результате ДТП?

Примерные вопросы на транспортно трассологическую экспертизу:

  • Определить точку (место) на дорожном полотне, где в момент столкновения ТС находился пешеход?
  • С учетом выявленных повреждений у трупа определить, каким боком к движущемуся ТС находился пешеход в момент столкновения с транспортным средством?
  • Исходя из повреждений имеющихся на ТС, и повреждений обнаруженных на трупе, определить, сбил ли водитель ТС стоящего пешехода, либо он совершил наезд на тело, которое в момент контакта уже находилось на проезжей части в лежачем положении, т.е уже было сбито посторонним ТС?


Другие статьи по теме «Трасологическая экспертиза» >>

Цены

Вид экспертизыСтоимость экспертизы
Транспортно-трасологическая экспертизаот 7 500
Цена трасологической экспертизы указана с учетом налогов. Транспортные расходы оплачиваются отдельно.

sud-expertiza.ru

2.4. Трасологическая экспертиза.

Трасология – это раздел криминалистики, в котором изучаются и разрабатываются приёмы, а также средства собирания и исследования следов, используемых для раскрытия и предотвращения преступлений.32

Трасологическая экспертиза – исследование следов, следообразующих и следовоспринимающих объектов и других материалов дела, проводимое лицами, сведущими в трасологии, в установленном законом порядке для определения фактических данных, используемых в качестве доказательств.33

Источником информации, необходимой для решения экспертных задач трасологической экспертизы, являются следы человека, орудий, механизмов, транспортных средств, животных, вещная обстановка места происшествия в натуре или зафиксированная на снимках и в протоколах осмотра. В следе различают признаки вещества, из которого он состоит, и отобразившиеся в нём признаки объектов и явлений. Все признаки связаны, и в этом смысле след един. Но изучают его свойства разные предметные экспертные науки.

Трасологическая экспертиза изучает морфологические (в основном внешнего строения) и функциональные (движения, перемещения и др.) признаки объектов, а также механизм и условия взаимодействия, которые ведут к появлению следов, определяют взаимное их размещение и месторасположение.

Признаки же, характеризующие вещество следа, изучают другие экспертные науки – криминалистическая экспертиза материалов, веществ и изделий из них, судебная медицина, судебная биология. Нередко для решения экспертной задачи требуется исследовать не только морфологические признаки, отобразившиеся в следе, но и свойства его вещества. Тогда производится комплекс разного рода экспертиз, либо комплексная экспертиза, в которой наряду с трасологом участвуют материаловеды, судебные медики или иные специалисты.

Важной теоретической предпосылкой, расширившей возможности трасологии и послужившей основанием для решения таких экспертных задач, как установление факта контактного взаимодействия, является положение о том, что морфологические и функциональные признаки взаимосвязаны. В прошлом полагали, что морфологические признаки служат в основном для идентификации, а функциональные – для диагностики. Теперь при решении диагностических задач часто используют морфологические признаки, а при решении идентификационных – функциональные. К трасологическим отнесены многие функциональные признаки, не отражающие внешнее строение следообразующего объекта, например форма, размер и размещение следов крови, горючих и смазочных веществ, наслоений микрочастиц.34

По предмету и специальным методикам различают четыре вида трасологических экспертиз: гомеоскопические, механоскопические, транспортные и следов животных. Все виды трасологических экспертиз, в свою очередь, подразделяются на подвиды в зависимости от особенностей следообразующих объектов и методов, посредством которых производятся обнаружение, фиксация и исследование их следов.

Например, гомеоскопические делятся на такие подвиды:

  • экспертиза следов рук, ног, зубов, обуви, одежды и следов крови человека;

  • механоскопические – на экспертизы следов орудий и механизмов, запирающих и предохранительных устройств;

  • транспортные – на экспертизы следов воздушного, водного, автодорожного и железнодорожного транспорта;

  • экспертизы следов животных – на экспертизы следов зубов и следов ног (лап, подков).

Базовая наука для трасологической экспертизы – судебная трасология. Трасология как область криминалистических знаний изучает закономерности морфологии поверхностей и функциональных свойств следообраэующих объектов и механизма взаимодействия, ведущего к отображению их признаков в следах. Она разрабатывает понятия предмета и объекта экспертиз, общую методику, методы и технические средства, используемые в процессе её производства.

В трасологии различают общую (теоретическую) часть и особенную часть. Общая часть включает в себя учение о следах, трасологической идентификации и диагностике, общую методику трасологических исследований и микротрасологию. Особенную часть образуют результаты разработок методик, методов и технических средств, используемых при производстве отдельных видов и подвидов трасологических экспертиз.

Учение о следах обогатилось разделом об исследовании взаимодействия объектов, новым толкованием понятия следа, которое распространено теперь на вещную обстановку и ситуацию места происшествия. Создаётся новое учение – о трасологической диагностике. Общая методика трасологических исследований усовершенствовалась за счет расширения возможностей и научной разработки методов моделирования, системного и структурного анализа, профилоскопии, математических методов. Формируется новая область трасологии – микротрасология, охватывающая собой общие закономерности, методы и средства исследования микроследов и микрочастиц.

Задачи конкретного экспертного трасологического исследования определяются заданием следователя, суда и подразделяются на две большие группы: идентификационные и диагностические.

Идентификационные задачи, в зависимости от вида трасологических экспертиз, подразделяются на установление тождества и групповой принадлежности людей, орудий, механизмов или животных, оставивших следы, а также установление тождества целого по морфологическим особенностям и признакам взаимодействия, отобразившихся в его частях.

Диагностические задачи направлены на обнаружение и фиксацию следов, определение их пригодности для идентификации, установление времени и механизма воздействия, которое привело к появлению следов, установление последовательности возникновения следов, свойств исследуемых объектов.

Наиболее широкие возможности в решении диагностических задач дают методики механоскопических и транспортно-трасологических экспертиз. Исследуя следы и транспортные средства, эксперты устанавливают их взаимное расположение в момент столкновения, направление движения, место наезда или столкновения. При исследовании запирающих устройств и следов орудий взлома определяются этапы, последовательность, направление их взаимодействия и др.

Для проявления невидимых следов (чаще всего – потожировых) применяются составные порошки, аллоксан, термовакуумное напыление, радиоактивные формальдегид и тритий. Специальные устройства позволяют смоделировать отобразившийся в следе рельеф в виде системы концентрических окружностей, что облегчает сравнение и оценку его идентификационных признаков.

Установление факта контактного взаимодействия представляет собой интегративную задачу. Решая её, эксперт устанавливает, что след оставлен определённым объектом, а также в момент, когда образующий и воспринимающий объекты контактировали, т.е. соприкасались. Это обстоятельство имеет большое значение: вещество следа таково, что может попасть на объект-следоноситель не только при непосредственном соприкосновении, но и через другие объекты. Экспертная задача о контактном взаимодействии решается, как правило, комплексной экспертизой, выполняемой трасологами совместно со специалистами в области материаловедения и судебными медиками.

Ее цель при реконструкции – восстановить (реставрировать) свойства объекта, которые он утратил в связи с событием происшествия.

Нередко экспертам необходимо выявить механизм происшествия, приведшего к тем или иным результатам.

Успешное решение задач, поставленных эксперту следователем или судом, зависит от правильности и полноты подготовки материалов, нужных для исследования. Следует строго соблюдать правила изъятия, упаковки и транспортировки объектов со следами и моделей следов, обеспечивающие сохранение их свойств. Важно представить эксперту надлежащие образцы: экспериментальные отпечатки пальцев, дорожки следов ног, модели челюстей, а также сообщить все данные, относящиеся к событию происшествия, которое привело к появлению следов, времени и способам их фиксации и изъятия.

Наиболее распространенными причинами допускаемых при производстве трасологических экспертиз ошибок следует признать неподготовленность эксперта, которая выражается в неумении применять рекомендованные методы и пользоваться техническими средствами, в неправильной оценке идентификационной значимости признаков и определении пригодности объектов для решения идентификационной задачи, а также профессиональные упущения – поверхностное, неполное исследование, выявление идентификационных признаков не в полном объеме и др.

В заключениях экспертов встречаются логические ошибки, которые состоят в неправильном обосновании выводов, сделанных по результатам проведённого исследования.35

studfile.net

Check Also

Психологические особенности детей 5-6 лет: что нужно знать родителям

Как меняется поведение ребенка в 5-6 лет. На что обратить внимание в развитии дошкольника. Какие …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *