Актуальные вопросы использования программы ЕАВИИАС — Сотрудникам службы МСЭ — Каталог статей
Об отдельных вопросах оформления протокола МСЭ с использованием программы ЕАВИИАС (Единая автоматизированная вертикально-интегрированная информационно-аналитическая система по проведению медико-социальной экспертизы)
В связи с внедрением в работу бюро и главного бюро единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационно-аналитической системы по проведению медико-социальной экспертизы (ЕАВИИАС) разъясняем порядок ведения протокола медико-социальной экспертизы (МСЭ) в разделах (пунктах), вызывающих вопросы и затруднения у специалистов.
1. В целях соблюдения требований п. 4 «Правил признания лица инвалидом», утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 №95 (Правила), и п. 54 «Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 11.04.2011 №295н (Административный регламент), в деятельности бюро предлагается использовать лист информирования гражданина об ознакомлении гражданина с порядком и условиями признания лица инвалидом, порядком установления степени утраты профессиональной трудоспособности, с программой дополнительного обследования (ПДО), о собеседовании с инвалидом об ИПР.
Лист информирования гражданина представляется гражданину на подпись после проведения соответствующего собеседования со специалистами бюро (главного бюро) и прилагается к акту МСЭ вместе с другими документами.
2. В случае, если гражданин обратился в бюро самостоятельно, специалисты бюро проводят его осмотр, а протокол заполняется до п. 52. По результатам осмотра в п. 52.3.1 и 52.4 ставятся отметки и дальнейшее его ведение прекращается. Дата явки для продолжения освидетельствования не ставится. Соответственно оформляется акт МСЭ. Раздел 2 акта не заполняется до п. 31. В данном пункте отмечается, что проведен осмотр лица, обратившегося в бюро самостоятельно, с заключением врачебной комиссии медицинской организации (ВК) об отказе в направлении на МСЭ. Указывается, что разработана ПДО с перечислением ее мероприятий. После выполнения ПДО, гражданин направляется на МСЭ в порядке, установленном разделом 3 Правил и п. 24 Административного регламента. В этом случае заводится новый Протокол.
3. В п. 40 Протокола (наименование образовательного учреждения, в котором получает образование) в случае, если гражданин получил профессиональное образование, указывается наименование учебного заведения, год его окончания и специальность по диплому.
4. В п. 42 (основная профессия) электронной формы протокола дополнительно заносится профмаршрут. Если протокол оформляется на бумажном носителе, то профмаршрут указывается на 2 странице обложки Дела медикосоциальной экспертизы гражданина.
5. В п. 49 (анамнез) помимо анамнеза заболевания, лечебных и реабилитационных мероприятий, специалисты должны отразить результаты лабораторных и дополнительных методов обследований, сведения из представленных медицинских и иных документов (амбулаторной карты, свидетельства о болезни, акта по форме Н-1, протокола вскрытия и т.д.), значимые для вынесения экспертного решения. При проведении заочной медико-социальной экспертизы здесь же приводятся выдержки из данных объективного обследования гражданина врачами ЛПУ (в случае освидетельствования в бюро), или специалистами бюро (в случае проведения медико-социальной экспертизы в главном бюро).
7. В п. 50 (антропометрические данные) в обязательном порядке указывается рост, вес, индекс массы тела; остальные сведения (объем грудной клетки, физическое развитие и т.д.) приводятся при наличии заболеваний, приводящих либо приведших к изменению антропометрических параметров.
7. В п. 51. (данные обследования, полученные специалистами при проведении МСЭ) врачом по МСЭ описываются не только характер и степень нарушенных функций, но и дается экспертная оценка категорий жизнедеятельности, ограничения которых могут наступить вследствие имеющихся нарушений, а так же представленных в заключениях специалистов ЛПУ и предъявленных освидетельствуемым. Этот пункт не заполняется при заочном освидетельствовании.
8. В случае, если в бюро имеется специалист по реабилитации, то в п. 51.4 (данные обследования специалиста по реабилитации) необходимо указывать реабилитационный прогноз, реабилитационный потенциал и возможность его реализации путем использования (применения) мер и средств реабилитации, с их перечислением. При отсутствии в бюро специалиста по реабилитации, эти сведения должны быть отражены в данных врача по МСЭ. Данные о противопоказанных и доступных условиях труда отражаются в заключении врача по МСЭ либо специалиста по реабилитации (врача).
9. Если руководителем в состав специалистов, выносящих экспертное решение, включен специалист по социальной работе, то в п. 51.5 (данные специалиста по социальной работе) ему необходимо отразить сведения, необходимые для проведения социально-бытовой диагностики, дополняющие данные раздела 3 «социально-средовые и социально-бытовые данные» Протокола. Здесь же отмечается потребность в мерах и средствах социальной реабилитации, в технических средствах, в том числе сведения о доступности среды для использования ТСР.
10. В случае указания в п. 52 (программа дополнительного обследования) потребности в разработке ПДО, ее мероприятия отражаются на отдельном листе, который выдается на руки гражданину. Копия ПДО приобщается к акту МСЭ. В случае, если ПДО разрабатывается с целью получения консультативного заключения экспертного состава главного бюро, на обратной стороне ПДО, направляемой в главное бюро, специалисты бюро должны обосновать цель направления, предварительный диагноз и мнение специалистов.
11. В п. 53 вносится заключение консультанта, привлеченного к проведению медико-социальной экспертизы. Это заключение может быть оформлено на отдельном листе, который будет приобщен к акту МСЭ (в п. 53 протокола в этом случае приводится его суть, указывается чье заключение и от какой даты прилагается).
12. В п. 74 (особое мнение специалистов по вынесенному решению) вносится обоснование экспертного решения в случаях рассмотрения вопроса об установлении любой мотивировки причины инвалидности, кроме «общее заболевание»; определения степени УПТ в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания; установления инвалидности и степени УПТ «бессрочно», либо со сроком переосвидетельствования в случае требования инвалидом установления их «бессрочно»; рассмотрения вопросов установления инвалидности и степени УПТ за пропущенный период; причины смерти; нуждаемости в постоянном постороннем уходе; отказа внесения в ИПР (ПРП) мероприятий по реабилитации, требуемых гражданином; отказа в изменении группы либо причины инвалидности при переосвидетельствовании; в случаях отказа в установлении инвалидности, степени УПТ.
13. В п. 75 (социальная категория граждан) делается отметка только при наличии документов, подтверждающих социальную категорию гражданина, реквизиты которых приводятся в п. 33 акта.
Приложение:
1. Лист информирования гражданина о порядке и условиях проведения медико-социальной экспертизы.
2. Бланк ПДО (программы дополнительного обследования).
3. Руководство пользователя ЕАВИИАС (Единая автоматизированная вертикально-интегрированная информационно-аналитическая система по проведению медико-социальной экспертизы).
4. Пошаговая инструкция по работе с программой ЕАВИИАС (вариант 1-й) — скачать.
5. Новая инструкция по работе с программой ЕАВИИАС (вариант 2-й, более детальный)- скачать.
www.invalidnost.com
Методическое письмо ФГБУ ФБ МСЭ № 24283/2014 от 23.12.2014г. — Сотрудникам службы МСЭ — Каталог статей
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮРО МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России)
ул. Ивана Сусанина 3, Москва, 127486
Тел. 8 (499) 487-57-11; 488-40-70; факс 8(499)487-81-81
E-mail: [email protected]
http://www.fbmse.ru
ОКПО 55220088, ОГРН 1047743057493
ИНН/КПП 7743085670/774301001
№ 24283/2014 от 23.12.2014г.
Руководителям — главным экспертам федеральных казенных учреждений медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации
Методическое письмо (разъяснения)
«Об особенностях определения суммарной количественной оценки степени нарушенных функций организма (в процентах) при наличии нескольких стойких нарушений функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами и использования временных электронных форм вкладыша к акту и протоколу».
В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2014 г. № 664н (зарегистрирован в Минюсте России 20 ноября 2014 г. № 34792, опубликовано в Российской газете № 284 12 декабря 2014 г., вступает в силу 23 декабря 2014 г.) утверждены «Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» (далее — Классификации и критерии).
В разделе II, указанных Классификаций и критериев, «Классификации основных видов стойких расстройств функций организма человека и степени их выраженности» приводится перечень основных видов стойких расстройств функций организма человека (пункт 3).
В пункте 4 данного раздела приводится классификация нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами с использованием количественной системы оценки степени выраженности указанных нарушений, устанавливаемой в процентах в диапазоне от 10 % до 100 %, с шагом в 10 %, предусмотренной приложением к настоящим классификациям и критериям.
Установление I степени предусматривает наличие стойких незначительных нарушений функций организма человека и определяется в диапазоне 10-30 %.
Установление II степени предусматривает наличие стойких умеренных нарушений функций организма человека и определяется в диапазоне 40-60 %.
Установление III степени предусматривает наличие стойких выраженных нарушений функций организма человека и определяется в диапазоне 70-80 %.
Установление IV степени предусматривает наличие значительно выраженных нарушений функций организма человека и определяется в диапазоне 90-100 %.
В приложении к утвержденным Классификациям и критериям приводится «Количественная система оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами в процентах», в которой изложена клинико-функциональная характеристика стойких нарушений функций организма человека при различных заболеваниях последствиях травм и дефектов (14 разделов) к которым дана соответствующая количественная оценка в процентах.
Количественная оценка в процентах приводится как в определении процентов с шагом в 10 процентов (10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90, 100), так и в определенном диапазоне (10-30, 40-60, 70-80, 90-100 %).
В определенном диапазоне приводится интегрированная клинико-функциональная
характеристика, учитывающая возможные особенности степени нарушения конкретной функции организма и факторы патологического процесса: форма и тяжесть течения, активность процесса, наличие и частота обострений, наличие и частота пароксизмальных состояний, распространенность патологического процесса, включение органов мишеней, необходимость подавления иммунитета, наличие осложнений и др.
В соответствии с пунктом 4 Классификаций и критериев, при наличии нескольких стойких нарушений функций организма, каждая из них оценивается отдельно с использованием количественной системы и устанавливается степень выраженности каждого их таких нарушений в процентах.
Затем выбирается максимально выраженное в процентах нарушение функции организма и устанавливается ссылка на пункт количественной системы оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами в процентах, в соответствии с приложением к классификациям и критериям.
В случае установления наличия факта влияния других нарушений функций организма на утяжеление максимально выраженного в процентах нарушения функции организма производится суммарная оценка степени нарушенных функций организма в процентах, которая может быть выше, максимально выраженного нарушения функции, но не более чем на 10 %.
Наличие факта влияния других нарушений функций организма на утяжеление максимально выраженного в процентах нарушения функции организма также устанавливается со ссылкой на пункт количественной системы оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами в процентах, послуживший основанием для утяжеление максимально выраженного в процентах нарушения функции в соответствии с приложением к классификациям и критериям.
Наличие факта влияния других нарушений функций организма на утяжеление максимально выраженного в процентах нарушения функции организма должно быть подробно обосновано в соответствующем разделе вкладыша к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы.
Если выявленные нарушения нескольких функций организма, различной степени выраженности, например, функций кровообращения, пищеварения, сенсорной, мочевыделительной системы, не утяжеляют степень выраженности друг друга, то суммарная оценка степени нарушенных функции организма не производится.
При этом при установлении факта влияния других нарушений функций организма на утяжеление максимально выраженного в процентах нарушения функции организма должно учитываться только совокупное взаимоотягощающее влияние воздействия друг на друга нарушенных функций (если таковое имеется), наиболее часто это отмечается внутри одной степени выраженности, например, умеренные нарушения функции кровообращения и умеренные нарушения функции дыхания могут дать суммарно (40+10 %) 50 %.
Наличие одного функционального нарушения в некоторых случаях может неблагоприятно влиять на другое при одновременном повреждении парных органов или конечностей (отсутствие первых пальцев кистей рук; прогрессирующее поражение почек и хронической почечной недостаточности (мочевыделительной системы) при высокой степени активности системных и/или иммунных заболеваний (например при системной красной волчанке)).
При этом необходимо учесть, что наиболее типичные случаи взаимоотягощающего влияния уже учтены в самой количественной системе оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами в процентах (например, пункт 2.2.1.2: Стенокардия II ФК — легкая, умеренная степень нарушения коронарного кровообращения (протекающая при сочетании с ХСН до I стадии включительно) — 30% и п. 2.2.1.3: Стенокардия III ФК — средней тяжести, выраженная степень нарушения коронарного кровообращения (протекающая при сочетании с ХСН до ПА стадии включительно) — 40-60% и др.).
Вместе с тем учесть все возможные относительно редко встречающиеся случаи взаимоотягощающего влияния не представляется возможным из-за многообразия нозологических форм и их возможных сочетаний, а также индивидуальных особенностей организма человека.
Ниже приведены отдельные примеры взаимоотягощающего влияния с утяжелением степени выраженности нарушенной функции.
Пример 1. Гражданин «С» направлен на МСЭ с ампутацией конечности на уровне голени при недостаточной дееспособности культи и суставов другой конечности (травматической), с умеренными статодинамическими нарушениями с оценкой в 60 %, кроме этого у него верифицирован атеросклероз, хроническая артериальная недостаточность, облитерирующий артериит сосудов другой конечности, (а так-же состояние после реваскуляризации) степень ишемии II.
Пример 2. У гражданки «М» имеется Бронхиальная астма, среднетяжелое течение с умеренно частыми обострениями (6 раз в год) и приступами средней тяжести (бронхиальная астма персистирующее течение, средней степени тяжести, частично контролируемая) с ХДН 2 степени с умеренными нарушениями функции дыхательной системы соответствующей 60 %.
Суммарная оценка, в данном случае будет соответствовать 60 % +10 % = 70 %.
В 10 % оценено влияние на ХДН 2 при бронхиальной астме, имеющейся сопутствующей патологии — ИБС 2 ФК протекающей в сочетании с ХСН 2А степени.
Пример 3. У гражданина «Г» имеется двусторонняя глухота, сопровождающаяся умеренными нарушения сенсорной функции (слуха) с оценкой в 60 %. Сопутствующая патология — близорукость с остротой зрения лучше видящим глазом с переносимой коррекцией 0,2 с оценкой в 50 %.
Пример 4. У гражданина «П» отдаленные последствия туберкулеза органов дыхания и неуточненного туберкулеза (фиброзные, фиброзно-очаговые, буллезно-дистрофические, кальцинаты, плевропневмосклероз, цирроз, последствия хирургических вмешательств) с хронической дыхательной недостаточностью III степени, оценены в 80 %.
Кроме того, у больного имеется — анкилоз правого коленного сустава в функционально-невыгодном положении сопровождается стойкими умеренными статодинамическими нарушениями с оценкой в 40 %.
Суммарная оценка будет складываться из 80 % (ХДН 3) и 10 % вследствие статодинамических нарушений при ХДН 3 степени и анкилозе коленного сустава в функционально не выгодном положении.
Пример 5. У гражданина «X» сахарный диабет с нарушениями периферического кровообращения: (диабетическая ангиопатия, гангрена), диабетическая макроангиопатия ХАН II стадии обеих нижних конечностей с оценкой 40 % и посттравматическое отсутствие большого пальца с пястной костью 30 %.
Оценка составит 40 % , так как отсутствие большого пальца кисти, не влияет на степень хронической артериальной недостаточности нижней конечности.
Учитывая, что Классификации и критерии вступили в силу 23.12.2014 Федеральное бюро рекомендует до выхода приказов Минтруда России по утверждению, соответствующих Классификациям и критериям, форм акта медико-социальной экспертизы гражданина (далее — акт) и протокола проведения медико-социальной экспертизы гражданина в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы (далее — протокол) использовать временные электронные формы вкладыша к акту и протоколу, содержащие раздел по заключению о видах и степени стойких расстройств функций организма согласно приказу Минтруда России от 29.09.2014 № б64н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы».
Форма вкладыша приобщается к акту и протоколу, при этом в обязательном порядке делается отметка в пункте 33 протокола (Перечень документов, основные сведения, послужившие основанием для принятия решения федерального учреждения медико-социальной экспертизы.
Данная форма вкладыша реализована в новой версии ЕАВИИАС МСЭ и рекомендована для утверждения приказом по учреждению.
В целях обеспечения единообразия применения вышеуказанных Классификаций и критериев и организации контроля за проведением медико-социальной экспертизы и учитывая, что установление наличия факта влияния других нарушений функций организма на утяжеление максимально выраженного в процентах нарушения функции организма является сложным и относительно редким случаем Федеральное бюро считает целесообразным установить контроль за проведением, либо организовать проведение медико-социальной экспертизы в случае установления наличия факта влияния других нарушений функций организма на утяжеление максимально выраженного в процентах нарушения функции организма и установления суммарной оценки степени нарушенных функций организма в процентах экспертными составами Главного бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации согласно Порядку организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, утвержденному приказом Минтруда России от 11.10.2012 № 310н «Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы».
Руководитель —
главный федеральный эксперт по МСЭ
ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России М.А. Дымочка
Скачать методическое письмо ФГБУ ФБ МСЭ № 24283/2014 от 23.12.2014г. (формат pdf, 282кБ).
www.invalidnost.com
Медико-социальная экспертиза
определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
Для проведения освидетельствования гражданин должен обратиться в бюро МСЭ по месу жительства.
Гражданин (его законный представитель) в случае не согласия с принятым решением (отказ в установлении инвалидности, не согласие с установленной группой инвалидности ) может обжаловать в месячный срок решение Бюро (находящееся по месту жительства) в Главном бюро (в субъекте РФ) на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо сразу в Главное бюро.
Порядок проведения медико-социальной экспертизы гражданина
Медико-социальная экспертиза гражданина проводится в бюро по месту жительства (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации).
В главном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения бюро, а также по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования.
В Федеральном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения главного бюро, а также по направлению главного бюро в случаях, требующих особо сложных специальных видов обследования.
Медико-социальная экспертиза может проводиться на дому в случае, если гражданин не может явиться в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) по состоянию здоровья, что подтверждается заключением медицинской организации, или в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно по решению соответствующего бюро.
Медико-социальная экспертиза проводится по заявлению гражданина (его законного или уполномоченного представителя).
Заявление подается в бюро в письменной форме с приложением направления на медико-социальную экспертизу, выданного медицинской организацией (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения), и медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья.
Медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.
При проведении медико-социальной экспертизы гражданина ведется протокол.
В проведении медико-социальной экспертизы гражданина по приглашению руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) могут участвовать с правом совещательного голоса представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля (далее — консультанты).
Гражданин (его законный или уполномоченный представитель) имеет право пригласить любого специалиста с его согласия для участия в проведении медико-социальной экспертизы с правом совещательного голоса.
Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы.
Решение объявляется гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу (его законному или уполномоченному представителю), в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения.
По результатам медико-социальной экспертизы гражданина составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью.
Заключения консультантов, привлекаемых к проведению медико-социальной экспертизы, перечень документов и основные сведения, послужившие основанием для принятия решения, заносятся в акт медико-социальной экспертизы гражданина или приобщаются к нему.
Порядок составления и форма акта медико-социальной экспертизы гражданина утверждаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Акт медико-социальной экспертизы гражданина, протокол проведения медико-социальной экспертизы гражданина, индивидуальная программа реабилитации или абилитации гражданина формируются в дело медико-социальной экспертизы гражданина.
Гражданин (его законный или уполномоченный представитель) имеет право на ознакомление с актом медико-социальной экспертизы гражданина и протоколом проведения медико-социальной экспертизы гражданина.
По заявлению гражданина (его законного или уполномоченного представителя), поданному в письменной форме, ему выдаются заверенные руководителем бюро (главного бюро, Федерального бюро) либо уполномоченным им должностным лицом в установленном порядке копии акта медико-социальной экспертизы гражданина и протокола проведения медико-социальной экспертизы гражданина.
Документы, сформированные в ходе и по результатам медико-социальной экспертизы, в виде электронных документов подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) либо усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного им должностного лица.
При проведении медико-социальной экспертизы гражданина в главном бюро дело медико-социальной экспертизы гражданина с приложением всех имеющихся документов направляется в главное бюро в 3-дневный срок со дня проведения медико-социальной экспертизы в бюро.
При проведении медико-социальной экспертизы гражданина в Федеральном бюро дело медико-социальной экспертизы гражданина с приложением всех имеющихся документов направляется в Федеральное бюро в 3-дневный срок со дня проведения медико-социальной экспертизы в главном бюро.
В случаях, требующих специальных видов обследования гражданина в целях установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности, реабилитационного потенциала, а также получения иных дополнительных сведений, может составляться программа дополнительного обследования, которая утверждается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро). Указанная программа доводится до сведения гражданина, проходящего медико-социальную экспертизу, в доступной для него форме.
Программа дополнительного обследования может предусматривать проведение необходимого дополнительного обследования в медицинской организации, организации, осуществляющей деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов, получение заключения главного бюро или Федерального бюро, запрос необходимых сведений, проведение обследования условий и характера профессиональной деятельности, социально-бытового положения гражданина и другие мероприятия.
После получения данных, предусмотренных программой дополнительного обследования, специалисты соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) принимают решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом.
В случае отказа гражданина (его законного или уполномоченного представителя) от дополнительного обследования и предоставления необходимых документов решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается на основании имеющихся данных, о чем делается соответствующая отметка в протоколе проведения медико-социальной экспертизы гражданина в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы.
Гражданину, признанному инвалидом, специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро), проводившими медико-социальную экспертизу, разрабатывается индивидуальная программа реабилитации или абилитации.
При необходимости внесения исправлений в индивидуальную программу реабилитации или абилитации в связи с изменением персональных, антропометрических данных инвалида (ребенка-инвалида), необходимостью уточнения характеристик ранее рекомендованных видов реабилитационных и (или) абилитационных мероприятий, а также в целях устранения технических ошибок (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка) инвалиду (ребенку-инвалиду) по его заявлению либо по заявлению законного или уполномоченного представителя инвалида (ребенка-инвалида) взамен ранее выданной составляется новая индивидуальная программа реабилитации или абилитации без проведения дополнительного освидетельствования инвалида (ребенка-инвалида).
Выписка из акта медико-социальной экспертизы гражданина, признанного инвалидом, направляется соответствующим бюро (главным бюро, Федеральным бюро) в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, в 3-дневный срок со дня принятия решения о признании гражданина инвалидом в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия либо иным способом с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области защиты персональных данных.
Порядок составления и форма выписки утверждаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Сведения обо всех случаях признания инвалидами граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять на воинском учете, представляются бюро (главным бюро, Федеральным бюро) в соответствующие военные комиссариаты.
Гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации или абилитации.
Порядок составления и форма справки утверждаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Гражданину, не признанному инвалидом, по его желанию выдается справка о результатах медико-социальной экспертизы.
Гражданину, имеющему документ о временной нетрудоспособности и признанному инвалидом, группа инвалидности и дата ее установления проставляются в указанном документе.
Порядок переосвидетельствования инвалида
Переосвидетельствование инвалидов I группы проводится 1 раз в 2 года, инвалидов II и III групп — 1 раз в год, а детей-инвалидов — 1 раз в течение срока, на который ребенку установлена категория «ребенок-инвалид».
Переосвидетельствование гражданина, инвалидность которому установлена без указания срока переосвидетельствования, может проводиться по его личному заявлению (заявлению его законного или уполномоченного представителя), либо по направлению медицинской организации в связи с изменением состояния здоровья, либо при осуществлении главным бюро, Федеральным бюро контроля за решениями, принятыми соответственно бюро, главным бюро.
Переосвидетельствование инвалида может осуществляться заблаговременно, но не более чем за 2 месяца до истечения установленного срока инвалидности.
Переосвидетельствование инвалида ранее установленного срока проводится по его личному заявлению (заявлению его законного или уполномоченного представителя), либо по направлению медицинской организации в связи с изменением состояния здоровья, либо при осуществлении главным бюро, Федеральным бюро контроля за решениями, принятыми соответственно бюро, главным бюро.
Порядок обжалования решений бюро, главного бюро, Федерального бюро
Гражданин (его законный или уполномоченный представитель) может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро.
Бюро, проводившее медико-социальную экспертизу гражданина, в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет его со всеми имеющимися документами в главное бюро.Главное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.
В случае обжалования гражданином решения главного бюро главный эксперт по медико-социальной экспертизе по соответствующему субъекту Российской Федерации с согласия гражданина может поручить проведение его медико-социальной экспертизы другому составу специалистов главного бюро.
Решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным или уполномоченным представителем) в главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро.
Федеральное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.
Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации
ПАМЯТКА
О порядке предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы гражданам Украины Признание лица инвалидом осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом».
Медико-социальная экспертиза проводится в бюро по месту жительства (месту пребывания). Направить в учреждение МСЭ гражданина могут:
· лечебно-профилактическое учреждение после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами:
· орган, осуществляющий пенсионное обеспечение;
· орган социальной защиты населения по месту жительства.
Документами, необходимыми для предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, являются:
· паспорт иностранного гражданина;
· иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, лица без гражданства в Российской Федерации;
· заявление о проведении медико-социальной экспертизы;
· направление на медико-социальную экспертизу, выданное организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь или органом, осуществляющим пенсионное обеспечение или органом социальной защиты населения, либо справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу.
В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет — категория «ребенок-инвалид». Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп — на 1 год. Категория «ребенок-инвалид» устанавливается на 1 год, 2 года и 5 лет, либо до достижения гражданином возраста 18 лет.
По вопросам установления инвалидности гражданам, имеющим статус инвалида по законодательству Украины, можно обратиться в ФКУ «ГБ МСЭ по Тамбовской области» Минтруда России по телефону «горячей линии»: 8(4752)70-33-00 с понедельника по пятницу с 9.00-17.00
Адрес: г. Тамбов, ул. Гоголя, д. 6 Официальный сайт www.mse68.ru
Дата изменения: 24.04.2018 13:53
www.mse68.ru
Медико-социальная экспертиза — Как успешно пройти освидетельствование в учреждениях медико-социальной экспертизы ?
Как успешно пройти освидетельствование в учреждениях медико-социальной экспертизы ?
Многие больные, впервые обращающиеся в учреждения медико-социальной экспертизы, остаются недовольны вынесенными решениями и самой процедурой освидетельствования, поскольку вынуждены заниматься дооформлением документации, проходить дополнительные клинико-лабораторные обследования.
Несколько простых советов помогут в решении подобных проблем.
В первую очередь необходимо проверить правильность оформления документации, которая будет представлена на экспертизу.
Направление на медико-социальную экспертизу (ваш основной документ), оформляемый в лечебно-профилактическом учреждении (ЛПУ) по месту наблюдения и лечения, должен быть заверен печатью этого учреждения и не менее чем 3-мя подписями врачей (включая подпись председателя врачебной комиссии или главного врача).
Выписки из стационаров должны быть заверены их печатями (наличия только углового штампа и личной печати врача – недостаточно).
Проверьте правильность паспортных данных в вышеуказанных документах, поскольку ошибка даже в одной букве приведет к их недействительности.
Сделайте ксерокопии всех выписок из стационара и приложите их к направлению на МСЭ, желательно в хронологическом порядке. На освидетельствование обязательно берите подлинники всех выписок из стационара и других мед. документов (эксперты МСЭ сверят их с ксерокопиями и подлинники вам вернут).
Важное значение в экспертизе имеют результаты вашего наблюдения и лечения в поликлинических условиях, поэтому амбулаторная карта должна быть с вами. Если имеются талоны вызовов Скорой помощи – они должны быть приобщены к амбулаторной карте (желательно их так же ксерокопировать).
При наличии у вас патологии опорно-двигательного аппарата (переломы, артрозо-артриты, патология позвоночника) следует взять с собой рентгеновские снимки – желательно свежие (не более 1 месяца до даты освидетельствования). В направлении на МСЭ в этом случае должно быть их описание. Если снимков много (берите все, что есть – важно оценить динамику заболевания) – желательно сложить их в хронологическом порядке. Если вы страдаете гипертонической болезнью и по амбулаторной карте имеются кризы – можно аккуратно сделать закладки цветными полосками (стикерами) на страницах, где они зафиксированы – это следует делать за последние 12 месяцев до освидетельствования.
Если за последний год были больничные листы – желательно выписать на отдельном листе – с какого и по какое число, с указанием диагноза и длительности в днях. К сожалению, врачи ЛПУ не всегда подробно и качественно заполняют этот пункт в направлении на МСЭ.
Если имеются заключения узких специалистов (консультации: кардиолога, пульмонолога, нефролога, гастроэнтеролога, ортопеда-травматолога , нейрохирурга и т.д.) – полученные в других лечебных учреждениях — они также должны быть заверены печатью этих ЛПУ (а не только личной печатью врача-консультанта). Проверяйте даты выдачи заключений и паспортные данные в них.
Могут потребоваться сведения о вашем образовании – для учащихся – справка об обучении из учебного заведения, для остальных (особенно молодых трудоспособного возраста) – копия и подлинник (его приносите с собой) диплома об образовании.
Трудовая книжка (или ее копия, заверенная отделом кадров) так же предоставляется на МСЭ. Желательно так же сделать ксерокопию паспорта (подлинник, разумеется, должен быть при вас). Для работающих – производственная характеристика, с указанием условий труда и как больной справляется со своими обязанностями (должна быть указана дата ее составления и обязательно заверена печатью предприятия).
Вы должны быть морально готовы к тому, что вынесенное решение может не совпасть с тем, на которое вы рассчитываете. Не следует чрезмерно полагаться на мнения врачей-лечебников, которые иногда позволяют себе высказывать мнение о положенной вам конкретно такой-то группе инвалидности. Это наиболее распространенная причина конфликтных ситуаций, возникающих в процессе объявления экспертного решения.
Лечащие врачи не имеют соответствующей экспертной подготовки и им не следует «настраивать» больного на определенное конкретное решение. Они не несут абсолютно никакой ответственности за свое высказанное в устной форме мнение о том, какая группа положена тому или иному больному. В отличие от них, врачи эксперты оформляют на каждого больного экспертно-медицинское дело, где в письменном виде обосновывают свое решение со ссылкой на соответствующие нормативно-правовые акты, заверяют его своими подписями и печатью учреждения МСЭ и несут за него полную юридическую ответственность. Этот важный момент следует очень хорошо понимать.
Желательно взять с собой на освидетельствование чистую простынь, поскольку при осмотре в положении лежа на кушетке, она понадобится.
Можно взять интересную книгу, чтобы ожидание вызова в зал заседания не было утомительным. Плеер, радио — брать нежелательно – можете мешать окружающим, а при использовании наушников – не услышите, как вас будут приглашать.
Правом первоочередного вызова пользуются: ветераны ВОВ, инвалиды ВОВ и ликвидаторы аварии на ЧАЭС. Поэтому если вы принадлежите к одной из вышеперечисленных категорий – следует проинформировать об этом комиссию.
Возьмите с собой лечебные препараты, которые могут пригодится вам при возможно длительном ожидании вызова, в первую очередь это относится к больным сахарным диабетом, гипертонической болезнью и ИБС. Продолжительность освидетельствования по времени может колебаться от нескольких десятков минут до нескольких часов – в зависимости от загруженности учреждения МСЭ.
Поэтому следует быть готовым к возможному длительному ожиданию.
Наиболее тяжелые больные, которые не в состоянии прибыть на освидетельствовании в учреждение МСЭ, освидетельствуются на дому (очень редко и в случаях исключительной удаленности больного решение может быть вынесено заочно – по документам). В этом случае к направлению на МСЭ прилагается справка ВК (врачебной комиссии) о том, что по состоянию здоровья больной не может явиться на освидетельствование. Пожилым и тяжелым больным желательно приходить в сопровождении родственников – которые при необходимости помогут им одеться-раздеться при осмотре, дополнят жалобы, проконтролируют возвращение их домой.
Учитывая высокую загруженность большинства учреждений МСЭ, следует заранее подготовиться к ответам на вопросы, которые будут задаваться в процессе освидетельствования.
Эксперты, как правило, предварительно знакомятся с вашей мед. документацией – поэтому в процессе общения задаются только необходимые уточняющие вопросы.
Отвечать следует точно на поставленный вопрос, избегая, по возможности, излишних подробностей. Как правило, задаются вопросы о начале заболевания, как оно протекало, были ли (когда, где и сколько) стационарные лечения, операции (их даты), эффект от проводимого лечения и ваши личные планы в отношении трудоустройства (считаете вы себя полностью нетрудоспособным, намерены подыскать более легкую работу или планируете продолжить лечение по больничному листу). Задаются вопросы по амбулаторному лечению – какие препараты, в какой дозировке больной ежедневно принимает.
После опроса жалоб больной осматривается экспертами, при необходимости и в положении лежа на кушетке. Детализация осмотра зависит от конкретных диагнозов, имеющихся у данного больного. В большинстве случаев больного просят раздеться до трусов. После осмотра, больного просят подождать в коридоре, в это время специалисты коллегиально, в ходе совместного обсуждения, принимают экспертное решение. Затем принятое решение объявляется больному.
Возможен вариант, когда вам предложат дообследоваться – если эксперты посчитают, что для принятия окончательного решения важно получить дополнительные сведения, характеризующие состояние вашего здоровья.
В данной ситуации желательно, по возможности, согласиться, поскольку в ваших же интересах получить дополнительные сведения о состоянии своего здоровья и тем самым повысить точность вынесенного решения. Однако вы имеете право и отказаться от дообследования – в этом случае вас попросят написать письменный отказ от него и решение будет выноситься на основании имеющихся документов и данных объективного осмотра.
Не забывайте о том, что в случае признания вас инвалидом – пенсия и прочие льготы будут начисляться с момента начала экспертизы (если у вас повторное освидетельствование, т.е. если ранее вы уже признавались инвалидом). Началом экспертизы считается день регистрации в учреждении МСЭ ваших документов (заявления с просьбой об освидетельствовании с приложенным к нему направлением на МСЭ).
Если же вы признаетесь инвалидом впервые, то пенсию вам начнут начислять не с даты начала экспертизы, а с даты написания заявления о начислении пенсии (это заявление пишется в Пенсионном фонде, куда вам надо будет явиться со справкой об инвалидности).
Поэтому не стоит затягивать с визитом в Пенсионный фонд после первичного признания вас инвалидом (чем раньше вы напишите заявление в Пенсионном фонде — тем раньше вам начнут начислять пенсию).
Коротко о том, как правильно действовать в ситуации, когда вы не согласны с принятым решением. В этом случае, во-первых, следует сохранять спокойствие и не оскорблять сотрудников учреждения МСЭ, находящихся при исполнении своих служебных обязанностей. Следует заявить, что вы не согласны с принятым решением и попросить разъяснить порядок его обжалования. Вам обязаны дать соответствующие разъяснения.
Решение учреждения МСЭ может быть обжаловано в вышестоящее Главное бюро МСЭ или в суд, в порядке, установленном действующим законодательством. Особого смысла в обжаловании решения сразу в суд нет, поскольку специалистов по МСЭ там не имеется и грамотный судья вынужден будет искать в качестве арбитра тех же специалистов вышестоящего Главного бюро, только потратитесь на адвоката. Рациональнее написать заявление о несогласии с вынесенным решением и с просьбой провести ваше освидетельствование в вышестоящем Главном бюро МСЭ. Данное заявление может быть написано как непосредственно в том учреждении, где вы проходили освидетельствование, так и при личном обращении в вышестоящее Главное бюро МСЭ (на ваше усмотрение). В трехдневный срок с момента написания заявления, ваше экспертно-медицинское дело передается в Главное бюро МСЭ, специалисты которого будут проверять обоснованность вынесенного решения (максимум в течение 1 месяца). Вы будете приглашены к ним на освидетельствование (или они выедут на дом – если имеется справка ВК о невозможности больному прибыть на экспертизу). При наличии оснований они имеют право принятое решение изменить.
Следуя этим несложным рекомендациям, вы сможете более уверенно чувствовать на освидетельствовании, быстрее и успешнее пройти процедуру медико-социальной экспертизы. Верьте в свои силы и вы обязательно почувствуете себя лучше. Удачи вам в достижении поставленных целей.
Какие вопросы задают на МСЭ ?
www.invalidnost.com