Суббота , 23 ноября 2024
Разное / Овос это в экологии – ОВОС – это что такое? :: BusinessMan.ru

Овос это в экологии – ОВОС – это что такое? :: BusinessMan.ru

Содержание

8. Оценка воздействия на окружающую среду (овос)

Под оценкой воздействия на окружающую среду понимают деятельность, направленную на определение характера и степени потенциального воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду, ожидаемых экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий и выработку мер по охране окружающей среды и рационального природопользования.

Общие требования к оценке воздействия на окружающую среду установлены ст. 32 ФЗ «Об охране окружающей среды» и «Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ», утвержденным Приказом Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 N 372.

В соответствии со ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» — оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) — это вид деятельности по выявлению, анализу и учету планируемой хозяйственной деятельности на окружающую среду. В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» обязательность ОВОС является одним из принципов охраны окружающей среды.

Объект оценки воздействия на окружающую среду — намерение лица осуществлять потенциально опасную для окружающей среды деятельность, выраженное в документации, которая обосновывает деятельность.

Субъекты оценки воздействия на окружающую среду — заказчик — хозяйствующий субъект, отвечающий за подготовку документов, исполнитель и лицо, которому поручена оценка воздействия на окружающую среду (это может как орган власти, так и специалисты соответствующих отраслей промышленности).

Правовое значение ОВОС:

1. По объектам, обязательным для экологической экспертизы, ОВОС является первым обязательным этапом;

2. Учет общественного мнения;

3. Возможность внести изменения в проект хозяйственной деятельности до ввода объекта в эксплуатацию;

Принципы ОВОС:

1.Презумпция потенциальной экологической опасности любого проекта;

2. Гласность;

3. Научная обоснованность;

4. Достоверность и полнота информации;

5. Альтернативность.

Этапы ОВОС:

1. Предварительный этап. Тут осуществляется сбор информации, информирование общественности, составление технического задания.

2. Исследовательский этап. Включает выявление возможных последствий, оценку проекта, анализ состояния окружающей среды в предполагаемом месте реализации проекта. На этой стадии готовится предварительное заключение.

3. Подготовка заключения оценки воздействия на окружающую среду и передача этого заключения заказчику, в том числе, органу, который будет проводить экологическую экспертизу, если она будет проводиться.

Заключение ОВОС носит рекомендательный характер.

Если будет экологическая экспертиза, то оценка воздействия на окружающую среду обязательна, если нет экспертизы — то эту процедуру можно проводить по собственному желанию.

9. Экологическая экспертиза

Экологическая экспертиза является мерой обеспечения выполнения экологических требований при принятии экологически значимых решений. Процедура экологической экспертизы является формой предварительного экологического контроля

Правовое регулирование осуществляется на основании ФЗ от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

Согласно ст. 1 ФЗ «Об экологической экспертизе» экологическая экспертиза — это установление соответствия документов, обосновывающих намечаемую хозяйственную и иную деятельность экологическим требованиям, техническим регламентам в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Цель экологической экспертизы – предотвращение вредных последствий хозяйственной деятельности для охраны окружающей среды, здоровья человека, экологической безопасности общества.

Принципы экологической экспертизы:

1. Презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

2. Обязательность проведения экспертизы до принятия решения о реализации объекта;

3. Комплексность оценки воздействия на окружающую среду;

4. Обязательность учета требований экологической безопасности на всех этапах хозяйственной деятельности;

5. Достоверность и полнота информации, представленной на эту экспертизу;

6. Независимость экспертов;

7. Научная обоснованность объективность и законность заключения этой экспертизы;

8. Гласность. Участие общественных организаций, учет общественного мнения;

9. Ответственность участников и заинтересованных лиц за организацию, проведение и качество экспертизы

Ст. 4 ФЗ «Об экологической экспертизе» определяет виды экологической экспертизы:

1. Государственная;

2. Общественная.

Субъектами государственной экологической экспертизы выступают три стороны:

а) Заказчик. Это органы государственной власти, наделенные правом назначать такую экспертизу. Такие полномочия есть у Минприроды и его территориальных органов, у Правительства субъектов РФ.

б) Подрядчик. Это исполнитель задания по экологической экспертизе. Подрядчиком может быть самостоятельная комиссия, либо по ее заданию НИИ или подобное учреждение согласно профилю объекта.

в) Потребитель. Это предприятие, организация или учреждение, чьи объекты стали предметом анализа.

В настоящее время функции проведения государственной экологической экспертизы осуществляют: федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор (подведомственный Минприроды)) и федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор (подведомственный Правительству РФ)).

Под объектами экологической экспертизы понимаются документы, которые предшествуют или обосновывают производственно-хозяйственную, рекреационную или иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека.

Объекты экспертизы делятся на 2 уровня: федеральный и субъектов РФ.

Для разграничения объектов на группы проф. Дубовик предлагает использовать два критерия:

1. Формально-юридический. Т.е. утверждение проектов Правительством РФ и федеральными органами исполнительной власти.

2. Экологический. Т.е. потенциальная возможность воздействия объекта на окружающую среду в определенном регионе.

Государственная экологическая экспертиза проводится за счет заказчика, максимально ограничена сроком 4 месяца, ее заключение имеет юридическую силу акта органа исполнительной власти.

Государственная экологическая экспертиза проводится по объектам, перечисленным в ст. 11 и 12 ФЗ «Об экологической экспертизе». В том числе:

1. Проекты федеральных экологических программ;

2. Материалы обоснования лицензий;

3. Техническая документация на новую технику и технологии;

4. Материалы комплексного экологического обследования, зон и территорий для обоснования статуса ООПТ, зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайной экологической ситуации.

Проектная документация на хозяйственные объекты, не включенные в перечень ст. 11 и 12 подлежат государственной экспертизе в порядке, установленным градостроительным кодексом (ГСК РФ).

Некоторые объекты перечислены в ФЗ «Об охране окружающей среды»:

1. Размещение ядерных установок и атомных станций;

2. Строительство и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств;

3. Ввоз в РФ ядерных реакторов для хранения или переработки;

4. Все виды хозяйственной деятельности во внутренних морских водах и территориальном море;

5. Определение мест размещения отходов, погребения скотомогильников;

6. Использования в исключительных случаях лечебно-оздоровительных природных ресурсов для целей, не связанных с лечением населения.

Результаты государственной экологической экспертизе имеют силу подзаконного нормативного акта, и могут быть обжалованы в установленном для них порядке.

Общественная экологическая экспертиза.

Общественная экологическая экспертиза в соответствии со ст. 20 ФЗ «Об экологической экспертизе» организуется и проводится по инициативе граждан, и органов местного самоуправления, общественными организациями экологического профиля.

Субъектами общественной экологической экспертизы являются:

а) Инициатор;

б) Непосредственный эксперт.

По заказу общественной организации проведение экспертизы может быть поручено НИИ соответствующего профиля.

В соответствии со ст. 21 ФЗ «Об экологической экспертизе» объектами общественной экологической экспертизы могут быть любые виды потенциально опасной для окружающей среды деятельности за исключением случаев связанных с охраной государственной, военной, семейной тайны. Порядок проведения установлен ст. 22 ФЗ.

Решение о проведении экспертизы должно быть зарегистрировано в органе местного самоуправления.

Общественная экспертиза проводится либо до государственной экспертизы, либо параллельно с ней, т.к. государственная экспертиза обладает более высокой юридической силой, чем общественная экспертиза.

Заключение общественной экологической экспертизы носит рекомендательный характер. Заключение приобретает юридическую силу после его утверждения органом, осуществляющим государственную экологическую экспертизу или решением суда. В случае невыполнения данного условия заключение государственной экологической экспертизы может быть обжаловано в судебном порядке.

В литературе по экологическому праву можно встретить такие виды экспертизы, как: ведомственная, научная, коммерческая и др. Однако их проведение не имеет самостоятельного правового значения.

studfiles.net

Разработка проекта оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС)

Мы оказываем помощь в разработке проектов ОВОС, что позволяет сократить сроки оформления, а также избежать всех проволочек и ошибок. Гарантией высокого качества наших услуг и нашей надежности является многолетний опыт работы в сфере промышленной и экологической безопасности.

Любой процесс, способный оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, должен сопровождаться разработкой ОВОС с целью предотвращения или снижения воздействия такой деятельности на окружающую среду и связанных с ней последствий.

ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду) – это документ, дающий всестороннее представление обо всех видах воздействия хозяйствующего субъекта на окружающую среду.

Основным нормативным документом, которым необходимо руководствоваться при разработке проекта ОВОС является Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденное Приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 г. № 372.

Согласно Положению, оценка воздействия на окружающую среду – это процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий.

Задачи ОВОС

  • Определение параметров компонентов окружающей среды, которые будут подвергаться воздействию со стороны хозяйствующего субъекта.
  • Предварительная оценка факторов и видов воздействия на окружающую среду в процессе реализации намечаемой деятельности.
  • Группировка экологических последствий и вызванных ими социальных, экономических и прочих изменений.
  • Учет в проектных решениях хозяйственной деятельности вероятных последствий ее реализации.​

Природоохранные нормативные акты, в соответствии с которыми должны решаться задачи проекта ОВОС:

Принципы ОВОС

  1. Презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой деятельности.
  2. Обязательность проведения государственной экологической экспертизы.
  3. Недопущение негативного воздействия на окружающую среду.
  4. Обязательность рассмотрения альтернативных путей достижения целей планируемой деятельности. 
  5. Обеспечение участия общественности в подготовке и обсуждении материалов ОВОС.
  6. Научная обоснованность, объективность и законность заключений экологической экспертизы.
  7. Достоверность и полнота информации для экологической экспертизы.

Участники и исполнители ОВОС

Проведение ОВОС предполагает взаимодействие представителей различных общественных позиций, которые подразделяются на участников и исполнителей.

Участники ОВОС: инициаторы намечаемой деятельности и орган власти.

Инициаторы – это юридические или физические лица, намеревающиеся вести хозяйственную деятельность или инвестирующие в подготовку и реализацию этой деятельности.

Орган власти – это орган исполнительной, законодательной или представительной власти.

Разрешение на осуществление намечаемой деятельности выдает именно орган власти, а поэтому на него возлагается ответственность за то, что деятельность инициатора не повлечет негативных последствий для общества.

Функции органа власти: 

  • выдает согласие или отказ на подготовку заказчиком предложений по обоснованию планируемой деятельности;
  • устанавливает границы затрагиваемого региона, в пределах которого проводятся исследования в связи с воздействием на окружающую среду будущего объекта;
  • определяет место и время проведения общественных слушаний, методы информирования общественности о намечаемой деятельности;
  • сообщает населению о принятом решении;
  • выдает лицензии на комплексное природопользование.

Исполнители ОВОС: заказчик и разработчик решений по объекту.

Инициатор поручает заказчику обеспечить необходимую подготовку к реализации планируемой деятельности.

Функции заказчика:

  • готовит документы для ОВОС и предоставляет их на согласование в органы власти;
  • организует необходимые изыскания и исследования;
  • утверждает проект намечаемой деятельности;
  • организует внутренний контроль мероприятий, направленных на соблюдение экологических требований в ходе реализации хозяйственного проекта;
  • выявляет и учитывает общественное мнение относительно изменений окружающей среды, возникающих вследствие осуществления хозяйственной деятельности.

Разработчик решений по объекту — проектная или научно-исследовательская организация, осуществляющая разработку решений по объекту, а также подготовку документации на реализацию намечаемой деятельности.

Функции разработчика:

  • готовит заявительные и прочие документы в рамках ОВОС, для представления в органы власти;
  • разрабатывает принципиальные решения по объекту;
  • определяет характеристики предполагаемых воздействий на окружающую среду;
  • формирует и проводит анализ альтернативных вариантов достижения намеченных целей инициатора;
  • анализирует исходные данные о месте размещения планируемого объекта;
  • при необходимости вносит изменения в инженерные, технические и другие решения по объекту в целях обеспечения гарантированного соблюдения согласованных экологических условий и предотвращения, выявленных в ходе ОВОС экологических и других последствий;
  • готовит предложения по организации регулярного отслеживания изменений окружающей среды в ходе реализации хозяйственного проекта.

Разработчик решений несет ответственность перед заказчиком за достоверность, полноту и качество полученных результатов проведения ОВОС на основании исходных данных.    

Субподрядчики, которые привлекаются к проведению ОВОС, в свою очередь несут ответственность перед разработчиком (подрядчиком) за достоверность, полноту и качество предоставляемой информации.

Процедура ОВОС

Выделяют несколько этапов разработки ОВОС:

  1. Подготовка проекта Заявления о воздействии на окружающую среду.

Задача, которая решается на данном этапе процедуры ОВОС: определение возможных негативных последствий в результате реализации принятых решений по объекту, а также, описание мероприятий, способствующих улучшению состояния окружающей среды.

Заявление о воздействии на окружающую среду представляет собой комплект заявительных документов, содержащих сведения о состоянии окружающей среды, социально-экологических и прочих особенностях развития территории, на которой предполагается реализовывать намечаемую деятельность.

Данный этап проводится на основании Руководства по проведению оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) при выборе площадки, разработке технико-экономических обоснований и проектов строительства (реконструкции, расширения и технического перевооружения) хозяйственных объектов и комплексов. 

Первый этап ОВОС подразделяется на несколько составляющих:

  • Формируется Уведомление о намерениях.

Уведомление содержит следующую информацию: цель планируемой деятельности, наличие работников соответствующей квалификации, площадь земельного участка, период пользования участка, виды отрицательного воздействия на окружающую среду. 

  • Орган власти принимает решение о согласии или отказе на дальнейшую подготовку предложений по объекту.

Решение основывается на отношении общественности к намечаемому виду деятельности, но орган власти также имеет право организовать собственное слушание. При отрицательном решении заказчик должен приостановить действия по обоснованию деятельности.

  • Формируется проект Заявления о воздействии на окружающую среду (ЗВОС).

В случае принятия органом власти решения о согласии на дальнейшую подготовку, заказчик приступает к сбору и анализу информации о том, как изменится состояние окружающей среды после строительства объекта, которая впоследствии включается в состав Заявления.

  • Разрабатывается проект Перечня экологических условий для выработки решений по объекту (иными словами подготовка документа, который включает экологические условия для определения решений по проекту).
  • Составляются Предложения к проектам Программ изысканий и научных исследований для выработки решений по проекту.

Проект Перечня экологических условий для выработки решений по объекту при проектировании (п.1.4.) и Программы изысканий и научных исследований (1.5.) направляются на согласование в Министерство природных ресурсов.

  • Документация согласуется в Министерстве природных ресурсов.

Территориальный орган Министерства природных ресурсов либо согласовывает документы для их последующего использования, либо принимает решение о нецелесообразности продолжения проведения процедуры оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС).

По итогам первого этапа подписывается Акт выбора земельного участка для проведения планируемой деятельности. 

  1. Подготовка Заявления о воздействии на окружающую среду.

Второй этап предполагает выбор оптимального варианта решений по объекту, на основании экологических условий рассматриваемого земельного участка, предназначенного под строительство. 

Этот этап также подразделяется на несколько составляющих:

  • Дорабатываются документы из проекта ЗВОС, содержащие информацию о состоянии окружающей среды на выбранной территории и о видах воздействия в ходе реализации объекта.
  • Формируются документы, содержащие результаты исследований прогнозов изменения состояния окружающей среды, а также возможности возникновения аварий. Данные документы включаются в состав приложения Программ изысканий и научных исследований.
  • Разрабатывается самостоятельный документ – ЗВОС, который в последующем должен быть представлен на общественные слушания.
  • Для завершения выработки и реализации решений по планируемому объекту, формируется проект Перечня экологических условий. 
  1. Проведение общественных слушаний по объекту.​

Общественные слушания – это специальные встречи заинтересованных сторон: заказчика, разработчика решений по объекту, органов государственной власти, местного населения и общественности, целью которых является обсуждение вопросов и разрешение конфликтов, связанных с реализацией проекта.

Общественные слушания проводятся перед проведением государственной экологической экспертизы и согласования Перечня экологических условий для завершения разработки и реализации решений по объекту в территориальном органе Министерства природных ресурсов.

Процедуры, выполняемые на данном этапе: 

  • Заказчиком формируется Уведомление об общественных слушаниях по объекту, с указанием информации о месте и времени проведения слушаний. Данная информация должна быть размещена в средствах массовой информации.
  • Проводятся общественные слушания решений по объекту, и формируется Лист замечаний и предложений к ним, а также к Перечню экологических условий для завершения выработки и реализации решений по объекту.
  • Замечания и предложения анализируются инициатором.
  • По результатам анализа вырабатываются решения о направлениях дальнейших работ по объекту (завершение подготовки обосновывающей документации на данном участке; внесение изменений в проектные решения либо отказ от планов реализации намечаемой деятельности на текущей площадке).
  • Уточняется проект Перечня экологических условий для завершения выработки и реализации решений по объекту.
  • Результаты общественных слушаний оформляются в самостоятельный документ, который затем направляется на государственную экологическую экспертизу. 
  1. Согласование с территориальным органом Министерства природных ресурсов Перечня экологических условий для завершения выработки и реализации решений по объекту.

Необходимым условием согласования Перечня является наличие положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации.

  1. Оформление результатов проведения оценки взаимодействия на окружающую среду.

​Разработчик осуществляет комплектование проектной документации для утверждения ее заказчиком. 

Результаты ОВОС

Результатом проведения оценки воздействия на окружающую среду являются сведения:

  • о характере и масштабах воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду;
  • о возможных альтернативах реализации намечаемой деятельности;
  • об оценке экологических, социальных, экономических и прочих последствий воздействия намечаемой деятельности;
  • о возможностях минимизации воздействий намечаемой деятельности.

В соответствии с требованиями п.25 Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» результаты ОВОС предоставляются при прохождении государственной экспертизы.

Результаты ОВОС отражаются в составе проектной документации, в разделе «Мероприятия по охране окружающей среды», в соответствии с Постановлением  Правительства РФ от 16.02.2008 г. № 87.

Мы имеем большой опыт оформления различной экологической документации и выполняем все услуги на самом высоком профессиональном уровне. По всем вопросам, касающимся проведения ОВОС, звоните нам по номеру (495) 228-03-25 или оставляйте заявку на сайте.

www.fsetan.ru

31. Оценка воздействия на окружающую природную среду. (овос)

Нормативная база:

  • ст.32 ФЗ «Об охране окружающей среды»

  • Приказ Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 года, утвердивший «Положение об оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности».

ОВОС всегда предшествует проведению государственной экологической экспертизы.

ОВОС – это процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством:

1) определения возможных неблагоприятных воздействий

2) оценки экологических последствий

3) учёта общественного мнения

4) разработки мер по уменьшению и предотвращению последствий.

Цель ОВОС – это предотвращение или смягчение воздействий намечаемой деятельности на окружающую среду и связанных с ней социальных, экономических и иных последствий.

Субъекты ОВОС:

1) Заказчик

Заказчик – это физическое или юридическое лицо, отвечающее за подготовку документации по намечаемой деятельности в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к данному виду деятельности.

Заказчик в дальнейшем предоставляет документы на государственную экологическую экспертизу.

Требования закреплены в Регламенте 1997 г. (существовавшем до 2000 г.)

Действует также Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 9 июля 2003 года, утвердивший «Методические рекомендации по подготовке материалов, представляемых на государственную экологическую экспертизу».

2) исполнитель работ по ОВОС – это физическое или юридическое лицо, которое осуществляет непосредственно проведение ОВОС.

Как правило, это проектная организация либо иное лицо, которое обладает специальными знаниями по намечаемой деятельности.

Часто исполнитель совпадает с заказчиком (в одном лице).

3) уполномоченный орган государственной власти, который представляет имеющуюся в его распоряжении информацию по экологическому состоянию территории и информацию по воздействию аналогичной деятельности на окружающую среду.

Это могут быть:

  • органы государственной власти РФ (федеральные органы исполнительной власти – например, Министерство природных ресурсов РФ) и иные

  • исполнительные органы государственной власти субъектов РФ

  • иные органы, которым делегированы специальные полномочия.

О местных органах власти ничего не говорится, но в принципе им могут быть делегированы полномочия.

4) Общественность

Понятие не определено. На практике: общественность – это население, проживающее на территории, в пределах которой предполагается воздействие намечаемой деятельности (так определялось в Положении 1994 г.)

Результаты ОВОС – это

1) информация о характере и масштабах воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду и альтернативах её реализации; об оценке экологических и связанных с ними социально-экономических и иных последствий и их значимости; о возможности минимизации (уменьшения) последствий

2) выявление и учёт общественных предпочтений при принятии заказчиком решений, касающихся намечаемой деятельности

3) решение заказчика по определению альтернативных вариантов реализации намечаемой деятельности.

Т.е. именно заказчик принимает решение о том, какое решение принять (какой вариант выбрать).

Рассматриваются альтернативные варианты реализации намечаемой деятельности, касающиеся в том числе:

  • места размещения намечаемой деятельности

  • выбора технологий

  • «нулевой вариант» (отказ от деятельности).

Результаты ОВОС документируются в материалах об ОВОС (это комплекс документов). Требования к данным материалам содержатся в Приложении к данному Положению.

Материалы об ОВОС являются частью документации, представляемой на государственную экологическую экспертизу, и используются при принятии управленческих решений.

Этапы проведения ОВОС:

1) предварительная оценка и составление технического задания

На данном этапе осуществляются следующие мероприятия:

описание намечаемой деятельности, цели её реализации, возможные альтернативы и условия реализации

Предусмотрено участие общественных организаций. Участие должно быть оформлено Протоколом общественных слушаний. Понятие общественного слушания не определено.

сроков её осуществления и места размещения, производится оценка состояния окружающей среды и возможных воздействий на неё (в том числе – относительно образования отходов, а также источников выбросов и сбросов загрязняющих веществ)

2) проведение исследований и подготовка предварительных материалов по ОВОС

Проводятся следующие мероприятия:

  • анализ состояния территории

  • анализ возможных воздействий и последствий деятельности.

3) подготовка окончательного варианта материалов по ОВОС.

studfiles.net

📌 ОВОС — это… 🎓 Что такое ОВОС?

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС, EIA, (англ. Environmental Impact Assessment) — термин Международной ассоциации по оценке воздействия на окружающую среду (IAIA, International Association for Impact Assessment). Предназначена для выявления характера, интенсивности и степени опасности влияния любого вида планируемой хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды и здоровье населения.

ОВОС относится к направлению, имеющему общий «зонтичный бренд» оценка программ.

Проведение ОВОС предусмотрено Федеральным законом «Об экологической экспертизе» [1] для всех видов намечаемой хозяйственной или иной деятельности.

ОВОС намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду способствует принятию экологически грамотного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий.

Участники ОВОС

В процедуре ОВОС участвуют инвестор-заказчик, исполнитель работ по оценке воздействия и общественность.

Заказчик — юридическое или физическое лицо, отвечающее за подготовку документации по намечаемой деятельности в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к данному виду деятельности на экологическую экспертизу.

Исполнитель работ по оценке воздействия на окружающую среду — физическое или юридическое лицо, осуществляющее проведение оценки воздействия на окружающую среду, которому заказчик предоставил право на проведение работ по оценке воздействия на окружающую среду. Исполнитель отвечает за полноту и достоверность оценок, соответствие их экологическим нормативам и стандартам.

В процессе выполнения ТЗ на ОВОС исполнитель проводит исследования по оценке воздействия с учетом альтернатив проекта, целей деятельности, способов их достижения и т. д., результатом которых является предварительный вариант материалов по оценке воздействия, с которым заказчик знакомит общественность. После анализа замечаний общественности и результатов общественных слушаний исполнитель готовит окончательный вариант материалов по оценке воздействия. Окончательный вариант ОВОС представляется на государственную экологическую экспертизу в составе другой предпроектной и проектной документации. Возможно также проведение общественной экологической экспертизы.

Третий участник ОВОС — общественность региона. Он может включаться в процедурный процесс на этапе представления первоначальной информации и на этапах проведения ОВОС. Принимать участие в общественных слушаниях, общественных обсуждениях.

Процедура

Требования к разработчику

  • определение характеристик состояния окружающей среды в районе расположения объекта;
  • анализ видов, основных источников и интенсивности существующего техногенного воздействия в рассматриваемом районе;
  • выявление характера, объема и интенсивности предполагаемого воздействия проектируемого объекта на компоненты окружающей среды в процессе строительства и эксплуатации;
  • описание целей реализации намечаемой деятельности, возможных альтернатив;

Принципы ОВОС

  • применение ОВОС в качестве инструмента формирования решений на самых ранних этапах проектирования и доступность на этих же этапах информации по проектным решениям для общественности;
  • рассмотрение во взаимосвязи технологических, технических, социальных, природоохранных и экономических показателей проектных предложений;
  • альтернативность проектных решений, формирование новых вариантов;
  • ответственность заказчика (инициатора) деятельности за последствия реализации проектных решений.

Заказчик обеспечивает финансирование всех процедур ОВОС.

ОВОС включает:

  • определение ресурсного потенциала территорий и фонового состояния окружающей среды;
  • разработку программы ОВОС;
  • оценку альтернативных вариантов строительства или хозяйственной деятельности;
  • оценку величины и продолжительности потенциального воздействия проекта на окружающую среду;
  • мониторинг воздействия реализации проекта на окружающую среду;
  • разработку мер и мероприятий по снижению уровня воздействия на окружающую среду;
  • общественные слушания [2] и экологическую экспертизу;
  • подготовку отчетов по анализу воздействия проекта на окружающую среду.

В окончательный вариант материалов по ОВОС должны включаться протоколы общественных слушаний [3].

Этапы проведения ОВОС

В соответствии с методологией Международной организации по оценке влияния, процесс ОВОС представляет собой последовательный переход по следующим стадиям:

  1. Скрининг (screaning), в рамках которого определяется, необходимо ли оценивать проект с точки зрения воздействия на окружающую среду и на сколько детально.
  2. Скоппинг (scopping) — выявление проблем и сфер влияния, которые представляются важными, а также установление источников информации для ОВОС
  3. Оценка альтернативных проектов, в результате которой выявляется наиболее предпочтительный, благоприятный для окружающей среды способ достижения заявленных в проекте целей
  4. Оценка воздействия — определение и прогнозирование степени экологического, биологического и социального влияния проекта

На этапе оценки воздействия анализируются количественные показатели воздействия, а именно:

  • интенсивность воздействия (поступление загрязняющих веществ в единицу времени)
  • удельная мощность воздействия (поступление загрязняющих веществ на единицу площади)
  • периодичность воздействия во времени (дискретное, непрерывное, разовое воздействие)
  • длительность воздействия (год, месяц и т. д.)
  • пространственные границы воздействия (глубина, размеры и форма зоны воздействия)
  1. Управление экологическим воздействием — установление мероприятий, необходимых для устранения, минимизации, или компенсации неблагоприятных последствий от введения программ, реализации проекта и т. д.
  2. Оценка значимости — определение относительной важности и приемлемости прочих компонентов воздействия на окружающую среду (например, тех, которые нельзя элиминировать). Целью данного этапа является сокращение первоначального списка влияний путем выбора только тех, которые характеризуются наибольшей интенсивностью и продолжительностью. При этом используются следующие критерии значимости:
  • значительная по площади зона воздействия
  • влияние на особо охраняемые территории
  • особо опасное производство
  1. Составление отчета о проведении ОВОС
  2. Принятие решения — принятие проекта или отказ от его реализации, а также установление условий его осуществления
  3. Надзор за соблюдением предписанных условий осуществления проекта, контроль степени влияния проекта на окружающую среду, а также эффективности мер по снижению негативных последствий.

Литература и источники

Примечания

  1. [1]
  2. [2]
  3. [3]

См. также

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Под оценкой воздействия на окружающую среду

Под оценкой воздействия на окружающую среду (ОВОС) понимается деятельность, направленная на определение характера и степени потенциального воздействия намечаемого проекта на окружающую среду, ожидаемых экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий в процессе и после реализации такого проекта и выработку мер по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охрану окружающей среды от вредных воздействий в соответствии с требованиями экологического законодательства.

Оценка воздействия на окружающую среду осуществляется заказчиком (инициатором) экологически вредной деятельности, начиная с самых ранних стадий ее планирования, к примеру при разработке технико-экономического обоснования проектирования и строительства того или другого объекта — предприятия, высокоскоростной железной дороги и т.п.

Главное назначение оценки воздействия на окружающую среду — обеспечить выполнение заказчиком планируемой деятельности требований экологического законодательства. Если государственная экологическая экспертиза представляет собой правовое средство обеспечения учета и выполнения экологических требований на стадии принятия хозяйственного, управленческого и иного решения, то ОВОС есть главное правовое средство обеспечения учета и выполнения этих требований на стадии подготовки соответствующего хозяйственного решения.

Таким образом, внедрение в правовой природоохранный механизм оценки воздействия на окружающую среду в качестве элемента в последовательной системе других правовых превентивных мер позволяет не допустить появление хозяйственных и иных объектов или осуществления хозяйственной деятельности с нарушением требований законодательства об охране природы и использовании природных ресурсов.

Цели оценки воздействия на окружающую среду определены Положением об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным приказом Минприроды России от 18 июля 1994 г. В соответствии с п. 1.2 Положения оценка организуется и проводится с целью выявления и принятия необходимых мер по предупреждению возможных неприемлемых для общества экологических и связанных с ними социальных, экономических и других последствий реализации хозяйственной или иной деятельности.

Выявление, а точнее выработка, и принятие необходимых мер по предотвращению неприемлемых для окружающей среды и общества последствий реализации планируемой экологически вредной деятельности — одно из наиболее важных положений в механизме ОВОС. Но необходимо обратить внимание и на то, что сформулированная таким образом цель выглядит неконкретно, так как не несет определенной юридической нагрузки — Положение не предусматривает юридического критерия или критериев для оценки и определения адекватности предусматриваемых мер.

С правовой точки зрения, наиболее приемлемым и определенным критерием обоснованности, допустимости и адекватности этих мер может быть соответствие требованиям российского экологического законодательства, а в общем — их выполнение. Конкретно — в зависимости от сути того или иного проекта — это означает возможность соблюдения на основе предусмотренных мер прежде всего нормативов качества окружающей среды, требований, касающиxcя правового режима особо охраняемых природных территорий (что весьма актуально, к примеру в отношении проекта строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Санкт-Петербург — Москва) и др.

Исходя из целей проведения ОВОС, важно определить объекты, в отношении которых она должна проводиться. Очевидно, что общество заинтересовано в предупреждении любого экологического вреда и можно говорить о необходимости ОВОС любой планируемой экологически вредной деятельности. Но как показывает практика, такая оценка — трудоемкая и дорогостоящая процедура, требующая обширного комплекса исследований и расчетов. В отношении некоторых объектов, незначительно опасных для окружающей среды, проводить полномасштабную ОВОС и экологически, и экономически нецелесообразно. Выполнения учета экологических требований в таких случаях можно добиться в рамках более простой процедуры.

Общие требования к содержанию деятельности по ОВОС предусмотрены Положением об ОВОС, согласно которому в процессе анализа и оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду должны быть рассмотрены:

а) цели реализации замысла или предполагаемого проекта;

б) разумные альтернативы намечаемой деятельности;

в) характеристика проектных и иных предложений в контексте существующей экологической ситуации на конкретной территории с учетом ранее принятых решений о ее социально-экономическом развитии;

г) сведения о состоянии окружающей среды на территории предполагаемой реализации намечаемой деятельности в соответствующих пространственных и временных рамках;

д) возможные последствия реализации намечаемой деятельности и ее альтернатив;

е) меры и мероприятия по предотвращению неприемлемых для общества последствий осуществления принимаемых решений;

ж) предложения по разработке программы мониторинга реализации подготавливаемых решений и плана послепроектного экологического анализа.

При характеристике содержания ОВОС важно иметь в виду те факторы, которые постоянно учитываются в деятельности по оценке. Прежде всего необходимо обладать достоверными данными о состоянии окружающей среды по месту осуществления деятельности. Если, к примеру, в районе предполагаемого строительства экологически опасного предприятия уже превышены нормативы предельно допустимого загрязнения вод или атмосферного воздуха, то будет, во всяком случае должно быть, весьма проблематичным строительство в нем дополнительного источника загрязнения. С учетом состояния окружающей среды особенно остро встает вопрос об обосновании размещения объекта, принимая во внимание его специфику. Как представляется, на решение влияет или должно влиять не только состояние окружающей среды в смысле ее чистоты, незагрязненности, но и такие физические характеристики местности, как сейсмоопасность, лавиноопасность и т.п. В законодательстве пока недостаточно конкретно определены экологические требования относительно размещения экологически опасных объектов.

studfiles.net

31. Оценка воздействия на окружающую природную среду. (овос)

Нормативная база:

  • ст.32 ФЗ «Об охране окружающей среды»

  • Приказ Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 года, утвердивший «Положение об оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности».

ОВОС всегда предшествует проведению государственной экологической экспертизы.

ОВОС – это процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством:

1) определения возможных неблагоприятных воздействий

2) оценки экологических последствий

3) учёта общественного мнения

4) разработки мер по уменьшению и предотвращению последствий.

Цель ОВОС – это предотвращение или смягчение воздействий намечаемой деятельности на окружающую среду и связанных с ней социальных, экономических и иных последствий.

Субъекты ОВОС:

1) Заказчик

Заказчик – это физическое или юридическое лицо, отвечающее за подготовку документации по намечаемой деятельности в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к данному виду деятельности.

Заказчик в дальнейшем предоставляет документы на государственную экологическую экспертизу.

Требования закреплены в Регламенте 1997 г. (существовавшем до 2000 г.)

Действует также Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 9 июля 2003 года, утвердивший «Методические рекомендации по подготовке материалов, представляемых на государственную экологическую экспертизу».

2) исполнитель работ по ОВОС – это физическое или юридическое лицо, которое осуществляет непосредственно проведение ОВОС.

Как правило, это проектная организация либо иное лицо, которое обладает специальными знаниями по намечаемой деятельности.

Часто исполнитель совпадает с заказчиком (в одном лице).

3) уполномоченный орган государственной власти, который представляет имеющуюся в его распоряжении информацию по экологическому состоянию территории и информацию по воздействию аналогичной деятельности на окружающую среду.

Это могут быть:

  • органы государственной власти РФ (федеральные органы исполнительной власти – например, Министерство природных ресурсов РФ) и иные

  • исполнительные органы государственной власти субъектов РФ

  • иные органы, которым делегированы специальные полномочия.

О местных органах власти ничего не говорится, но в принципе им могут быть делегированы полномочия.

4) Общественность

Понятие не определено. На практике: общественность – это население, проживающее на территории, в пределах которой предполагается воздействие намечаемой деятельности (так определялось в Положении 1994 г.)

Результаты ОВОС – это

1) информация о характере и масштабах воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду и альтернативах её реализации; об оценке экологических и связанных с ними социально-экономических и иных последствий и их значимости; о возможности минимизации (уменьшения) последствий

2) выявление и учёт общественных предпочтений при принятии заказчиком решений, касающихся намечаемой деятельности

3) решение заказчика по определению альтернативных вариантов реализации намечаемой деятельности.

Т.е. именно заказчик принимает решение о том, какое решение принять (какой вариант выбрать).

Рассматриваются альтернативные варианты реализации намечаемой деятельности, касающиеся в том числе:

  • места размещения намечаемой деятельности

  • выбора технологий

  • «нулевой вариант» (отказ от деятельности).

Результаты ОВОС документируются в материалах об ОВОС (это комплекс документов). Требования к данным материалам содержатся в Приложении к данному Положению.

Материалы об ОВОС являются частью документации, представляемой на государственную экологическую экспертизу, и используются при принятии управленческих решений.

Этапы проведения ОВОС:

1) предварительная оценка и составление технического задания

На данном этапе осуществляются следующие мероприятия:

описание намечаемой деятельности, цели её реализации, возможные альтернативы и условия реализации

Предусмотрено участие общественных организаций. Участие должно быть оформлено Протоколом общественных слушаний. Понятие общественного слушания не определено.

сроков её осуществления и места размещения, производится оценка состояния окружающей среды и возможных воздействий на неё (в том числе – относительно образования отходов, а также источников выбросов и сбросов загрязняющих веществ)

2) проведение исследований и подготовка предварительных материалов по ОВОС

Проводятся следующие мероприятия:

  • анализ состояния территории

  • анализ возможных воздействий и последствий деятельности.

3) подготовка окончательного варианта материалов по ОВОС.

studfiles.net

1.2.Процедуры овос, эо, ээ и эа в системе экологического управления

Всякий объект проходит следующие стадии своего жизненного цикла. которые можно представить в виде следующей логической цепочки:

Исследование – обоснование – проектирование — экспертиза — решение о реализации – строительство – приемка — эксплуатация объекта — его расширение – модернизация – ликвидация.

Исследование

Экспертиза

Эксплуатация

Расширение и модерни- зация

Обоснование

Проектирование

Решение о реализации

Строительство

Приёмка

Ликвидация

предпроектная проектная реализация эксплуатация

В соответствии с этим различают следующие виды оценок и экспертиз:

На предпроектной и проектной стадиях оценка воздействий проводится заказчиком и проектировщиками. После завершения проектирования экспертиза проводится государст- венными органами. На стадиях реализации иэксплуатации оценка проводится аудиторскими фирмами.

В нормативных документах даны следующие определения выше приведенных процедур:

ОВОС это процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой или иной деятельности по средствам определения возможных неблагоприятных воздействий, учета общественного мнения, разработка мер по уменьшению и предот- вращению воздействия (Положение об ОВОС от 16 мая 2000 года).

Экологическая обоснование это совокупность доводов (документов) и научных прогнозов, позволяющих оценить экологическую опасность намечаемой хо- зяйственной и иной деятельности для экосистем и человека (Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности При- каз Минприроды РФ№ 539 от 29.12.95)

Экологическая экспертиза это установление соответствия намечаемой хозяйст- венной или иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях пре- дупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельно- сти на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта об экологической экспертизы (за- кон об охране окружающей среды 2002 год).

Экологический аудит (environmental audit)– это системный документированный процесс верификации объективно полученных аудитором сведений, опреде- ления соответствия установленных направлений деятельности по охране окружающей среды, событий условий, системы управлений или информа- ции о них критериям аудита и представление заказчику результата этого процесса. (ГОСТ Р ИСО 140010-2000)

По логике хозяйственной деятельности все должно начинатьсяс ОВОС, являющейсяча- стью исследования, касающегося изучения исходной экологической обстановки и состав- ляющей основу предпроектной стадии жизненного цикла.

Экологическое обоснование должно опираться на данные ОВОС, предполагая проекти- рование или являясь его начальной стадией, входя в технико-экономическое обоснование (ТЭО) или технико-экономические расчеты (ТЭР).

ОВОС и ЭО должны создавать прогнозные и обоснованные материалы – основу для го- сударственной экологической экспертизы (ГЭЭ), которая завершает проектную стадию и подготавливает решение о возможности или невозможности реализации проекта.

Однако на практике ОВОС частопроводится параллельноили даже после экологической оценки (или вообще не проводится). Этоснижает эффективность обеих процедури удорожа- ет проект в случае его доработки по требованию ГЭЭ.

В процессе реализации проекта экологическая экспертиза может повторяться в той же или других формах, например, в виде экологического аудирования (ЭА) — на послепроект- ной стадии, или в рамках аналитических мероприятий мониторинга ОС, нормирования, ли- цензирования и сертификации, экологического контроля и других мер, реализуемых при циклически повторяемых процедурах согласования проектов лимитов на выбросы, сбросы и размещение отходов, других контрольно-разрешительных процедур, а также в случаях из- менения формысобственности, организационно-правового статуса, профиля и других эколо- гически значимых характеристик функционирующего объекта.

Итак, проект реализован. Предприятие начинает функционировать, приняв предвари- тельно определенные обязательства по выполнению требованиий экологического законода- тельства. Обязанность выполнения этих требований возложена законодательством на руко- водителя предприятия.

В последние годы в мировой практике инвестиционная привлекательность и реальная стоимость предприятия стала определяться не только стоимостью основных средств и эко- номическими показателями, но и в значительной мере их экологичностью, соответствием деятельности предприятия принятым нормам, правилам, стандартам, инструкциям и поло- жениям.

Кроме того, конкурентноспособность товаров на национальном и мировом рынках также определяться «эколологическими параметрами» используемых технологий производства, выпускаемой продукции, затратами на охрануокружающей среды, прямо влияющих на уро- вень общих издержек производства.

Таким образом, возникает необходимость независимого объективного квалифицирован- ного засвидетельствования соответствия деятельности предприятия по сбережению и рацио- нальному использованию природных ресурсов, охране окружающей среды, обеспечению его защищенности от угроз, связанныхс нехваткой природных ресурсов, а также достоверности его документации, отражающей результаты этой деятельности.

Процедура проверки соответствия деятельности предприятия требованиям охраны ок- ружающей среды и рационального использования природных ресурсов называется эколо- гическим аудитом. Это понятие появилось в конце прошедшего века. Процедура экоаудита уже около десяти лет широко применяется в странах Евросоюза. Иностранные инвесторы требуют обязательного выполнения процедуры экоаудита, прежде чем принимают решение о финансировании того или иного проекта.

В результатах ЭА заинтересованы владельцы предприятий,инвесторы,банки,страховые компании, контролирующие органы (в области ООС, безопасности и защиты от ЧС).

studfiles.net

Check Also

Психологические особенности детей 5-6 лет: что нужно знать родителям

Как меняется поведение ребенка в 5-6 лет. На что обратить внимание в развитии дошкольника. Какие …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *