Пятница , 22 ноября 2024
Разное / Определение понятия управление – УПРАВЛЕНИЕ — это… Что такое УПРАВЛЕНИЕ?

Определение понятия управление – УПРАВЛЕНИЕ — это… Что такое УПРАВЛЕНИЕ?

УПРАВЛЕНИЕ — это… Что такое УПРАВЛЕНИЕ?

  • УПРАВЛЕНИЕ — функция организованных систем, возникших естественным (эволюционным) или искусственным (креационным) путем. Различают У. в биологических, социальных, экономических, политических, технических, кибернетических и др. системах. Наиболее общими… …   Философская энциклопедия

  • УПРАВЛЕНИЕ — управления, ср. 1. только ед., чем. Действие по глаг. управлять в 1 и 2 знач. Управление государством. Управление делами. Управление судном, самолетом. Управление войсками. 2. только ед., без доп. Деятельность, направляющая и регулирующая… …   Толковый словарь Ушакова

  • управление — См …   Словарь синонимов

  • УПРАВЛЕНИЕ — (management) 1. Руководство организацией, что в экономической теории иногда рассматривается как фактор производства (factor of production) наряду с землей, трудом и капиталом. Управление состоит из двух основных компонентов: умения организовать,… …   Словарь бизнес-терминов

  • управление — Упорядочивающее воздействие одной системы на другую, направленное на поддержание и улучшение функционирования объекта управления [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] управление Совокупность… …   Справочник технического переводчика

  • Управление «К» — Управление «К»  подразделение Министерства внутренних дел России[1], осуществляющее борьбу с преступлениями в сфере информационных технологий, а также с незаконным оборотом радиоэлектронных средств и специальных технических средств. В… …   Википедия

  • Управление — [control, mana­ge­ment] 1.  В самом широком смысле, действительном, наверное, для всех эпох истории человечества и для всех народов, У. — совокупность целенаправленных действий одних людей (управляющих), которые тем или иным способом… …   Экономико-математический словарь

  • УПРАВЛЕНИЕ — УПРАВЛЕНИЕ, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей …   Современная энциклопедия

  • УПРАВЛЕНИЕ — вид подчинительной синтаксической связи, при которой главенствующий компонент словосочетания требует постановки зависимого компонента в определенной грамматической форме, причем форма главенствующего слова не вызывает изменения формы управляемого …   Большой Энциклопедический словарь

  • УПРАВЛЕНИЕ — элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ …   Большой Энциклопедический словарь

  • УПРАВЛЕНИЕ — УПРАВЛЕНИЕ, я, ср. 1. см. управлять. 2. Деятельность органов власти. Органы государственного управления. Местное у. 3. Совокупность приборов, приспособлений, устройств, посредством к рых управляется ход машины, механизма. Рычаги управления. 4.… …   Толковый словарь Ожегова

  • dic.academic.ru

    УПРАВЛЕНИЕ — это… Что такое УПРАВЛЕНИЕ?

            элемент, функция организов. систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определ. структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности. Социальное У. как воздействие на общество с целью его упорядочения, сохранения качеств. специфики, совершенствования и развития есть свойство любого общества, вытекающее из его системной природы, обществ. характера труда, необходимости общения людей в процессе труда и жизни, обмена продуктами их материальной и духовной деятельности.         Труд, материальное и духовное производство, распределение и потребление невозможны без определ. организации, порядка, разделения труда, установления места и функций человека в коллективе, осуществляемых с помощью У. У. с необходимостью подвержены и социальное поведение людей, и социальные отношения в целом. Каждое общество всегда предъявляет определ. требования к человеку, социальным коллективам. В обществе сложились два типа механизма У.— стихийный и сознательный. При стихийном механизме упорядочивающее, управляющее воздействие на систему является усреднённым результатом столкновения и перекрещивания различных, нередко противоречащих друг другу сил, массы случайных единичных актов; его воздействие автоматично но своей природе и не требует вмешательства людей. Таков,
    напр.
    , рынок — осн. регулятор капиталистич. экономики, гл. управляющая сила производства и определяемой им всей системы обществ. отношений. Под влиянием совр. нроиз-ва и науч.-технич. революции в капиталистич. странах широко распространены гос.-монополистич. программирование, регулирование экономики, обществ. отношений и духовной жизни, которые способны ослабить рыночную стихию, однако не в состоянии отменить её.

            Наряду со стихийными факторами на любой ступени развития общества действуют сознат. факторы У., постепенно формируются специфич. обществ. институты — субъекты У., т. е.

    система организаций, осуществляющих целенаправленное воздействие на общество.

            Факторы У. в ходе истории претерпели глубокие изменения — от У. посредством сложившихся и передаваемых из поколения в поколение традиций, обычаев в первобытном обществе до У. обществом на науч. основе в условиях социализма.         Границы У., его содержание, цели и принципы зависят от господствующих в обществе экономич. отношений, характера социально-политич. строя. В классовом обществе сознат. У. приобретает классовый характер и осуществляется в интересах господствующего класса (или группы классов).         В бурж. обществе У. основано на частной капиталистич. собственности, а гл. целью буржуазии, управляющей обществом посредством государства и
    др.
    организаций, является упрочение собств. господства. В социалистич. обществе У. основано на обществ. собственности, а его целью является развитие и совершенствование производства, всех обществ. отношений, культуры для всё более полного удовлетворения материальных и духовных потребностей трудящихся. Управляют обществом, непосредственно или через представит. органы, сами трудящиеся. В условиях социализма У. приобретает науч. характер. «Только социализм, — писал В. И. Ленин, — даст возможность широко распространить и настоящим образом подчинить общественное производство и распределение продуктов по научным соображениям, относительно того, как сделать жизнь всех трудящихся наиболее легкой, доставляющей им возможность благосостояния»
    (ПСС, т. 36, с. 381)
    . Социализм — общество, создаваемое планомерно усилиями нар. масс под руководством Коммунистич. партии и социалистич. государства на основе науч. познания и практич. использования объективных закономерностей. Управлять обществом научно — это значит познавать обществ. закономерности и на этой основе направлять (планировать, организовывать, регулировать и контролировать) его развитие; своевременно вскрывать противоречия обществ. развития и разрешать их, преодолевать препятствия на пути к цели; обеспечивать сохранение и развитие единства системы, её способности преодолевать или нейтрализовать
    внутр.
    и внеш. негативные воздействия; проводить реалистич. политику, основанную на строгом учёте объективных возможностей, соотношения социальных сил. Т. о., науч. У. обществом в условиях социализма есть систематически осуществляемое сознательное, целенаправленное воздействие людей на обществ. систему в целом или на её звенья (сферы обществ. жизни, отрасли экономики и т. п.) на основе познания и использования объективных закономерностей и тенденций в интересах обеспечения оптимального функционирования и развития социалистич. общества и достижения поставленных целей — решения задач коммунистического строительства. Науч. У. предполагает активный процесс познания обществ. закономерностей, тенденций развития и разработку соответствующей программы деятельности. По мере развития социализма объём и глубина использования объективных закономерностей возрастают, а объём и значение стихийных регуляторов сокращаются. При
    совр.
    уровне развития техники и науки неуправляемыми остаются некоторые стихийные силы природы, оказывающие заметное влияние на развитие ряда отраслей экономики, в особенности с. хозяйства. Не поддаются также строгому регулированию такие явления, как цены на колх. рынке, бракосочетания, вкусы и потребности людей и т. п. Вместе с тем, хотя каждое из них во многом случайно, в массе своей они носят статистич. характер и вероятность их наступления может быть более или менее точно исчислена. Это создаёт возможность учёта и влияния на них.         Ленин придавал огромное значение вопросам
    науч.
    У., рассматривая его организацию как одну из осн. задач социалистич. и коммунистич. строительства. Коммунистич. партия, Ленин на основе марксистско-ленинской теории разработали осн. принципы социалистич. У.: системность, комплексность, требующая тесной увязки решения экономич., социально-политич. и идеологич. проблем; единство хоз. и политич. руководства; демократич. централизм — сочетание планового централизов. начала с широкой демократией, использованием инициативы масс; партийность; принципы научности, объективности и конкретности, требующие учёта объективных закономерностей и их специфич. проявления в конкретных историч. условиях; принцип
    осн.
    звена, отыскания из множества задач осн. задачи, решение которой позволяет решить весь комплекс вопросов У.; терр.отраслевой принцип, согласно которому необходимо сочетать адм.-терр. подход с отраслевым, и др. Партия, Ленин разработали вопрос о субъекте У. социалистич. обществом как системе гос. и негос. организаций и учреждений, руководимых Коммунистич. партией; осн. требования к работе аппарата У.: компетентность (знание дела), деловитость (умение вести дело), сочетание науч. и адм. сторон, системность, организованность и др.; пути подготовки и совершенствования кадров У. Принципы У. находят конкретное выражение в гос. У., У. экономикой и т. д.         У. предполагает осуществление субъектом У. ряда последоват. операций: подготовку и принятие решений (директив, планов, законов, правил и т. д.), организацию выполнения решений и контроль за их выполнением, подведение результатов. Оно неотделимо от систематич. обмена информацией между компонентами обществ. системы, а также данной системы с окружающей её средой. Информация позволяет субъекту У. иметь представление о состоянии системы в каждый данный момент времени, о достижении (или недостижении) заданной цели с тем, чтобы воздействовать на систему и обеспечить выполнение управленч. решения.         В результате науч. У. обществом сов. страна добилась огромных успехов во всех областях жизни. Усилиями народа под руководством Коммунистич. партии в СССР построен развитой социализм, крый требует и позволяет обеспечить гармонич. развитие всех сфер обществ. жизни, решать в единстве и взаимосвязи экономич., социально-политич. и идеологич. проблемы, всесторонне учитывать последствия глубоких науч.технич. и экономич. преобразований, сочетать экономич. рост с решением широких социальных задач — повышением благосостояния трудящихся, ускорением движения общества от классовой дифференциации к со-циальной однородности, дальнейшим подъёмом культуры. Всё это выводит вопросы У. за рамки компетенции только специфич. органов У., руководителей и специалистов, вызывает необходимость участия в их решении всех парт., сов., хоз. организаций, всех коллективов трудящихся.         В развитом социалистич. обществе значительно возросли возможности У. в связи с резким повышением уровня знаний и проф. подготовки руководящих кадров и специалистов, широких масс трудящихся. Значит. развитие получила наука и технич. средства У., в особенности электронновычислит. техника, создаются автоматизиров. системы управления (АСУ). КПСС, отмечая успехи в совершенствовании У., в то же время постоянно подчёркивает необходимость выработки новых организац. форм, методов и средств У. Задача науч. У. обществом состоит в том, чтобы полнее использовать преимущества и возможности социалистич. общества, обеспечить его эффективное функционирование и развитие, успешное движение к коммунизму.         Маркс К., Капитал, т. 1—3, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 23—25; Энгельс Ф., Об авторитете, там же, т. 18; его же, Анти-Дюринг, там же, т. 20; его ж е, Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; Ленин В. И., Очередные задачи Советской власти, ПСС, т. 36; его же, Набросок правил об управлении сов. учреждениями, там же, т. 37; его же, Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата, там же, т. 39; его же, О перестройке работы СНК, СТО и Малого СНК, там же, т. 44; его же, Как нам реорганизовать Рабкрин, там же, т. 45; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976; Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981; Ленинизм и У. социальными процессами при социализме, М., 1973; Афанасьев В. Г., Науч. У. обществом, M., 19732; его же, Социальная информация и У. обществом, М., 1975; его же, Человек в У. обществом, М., 1977; Петров Г. И., Основы сов. социального У., Л., 1974; У. социальными процессами в социалистич. обществе, М., 1978.

            В. Г. Афанасьев.

    Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

    dic.academic.ru

    Что такое управление — обзор понятия + основные определения – какие функции, в чем его суть и закономерности

    Слово «управление» произошло от латинского глагола или более изначально от греческого слова, что в переводе означает «управлять». Основываясь на своей этимологии, управление относится к рулевому управлению, менеджменту, к руководству и контролю, группе людей или государству.

    Системы управления являются центральной частью промышленности и автоматизации. Типы рамок управления, которые регулируют эти процессы, включают промышленные системы управления, такие как диспетчерское управление, сбор данных и распределенные системы управления.

    Управление в основном связано с политикой, поскольку политика часто определяется как искусство управления. Так же как политика говорит о правительствах, институтах, власти, порядке и идеалах справедливости, управление также касается государственного сектора, силовых структур, справедливости и идеалов государственного управления. Тем не менее они отличаются друг от друга в том смысле, что политика шире, чем управление. Традиционно изучение политики влечет за собой концепцию «хорошей жизни» и «идеального общества», которые настолько широки, что они включают в себя сеть предметов и всевозможную форму правления. Напротив, изучение управления в целом соответствует концепции демократии и тому, как правительство и гражданское общество приходят к решению в удовлетворении своих потребностей.

    Управление обычно определяется как осуществление власти или полномочий политическими лидерами для благополучия граждан или субъектов своей страны. Это сложный процесс, где некоторые слои общества обладают властью, а также принимают и обнародуют государственную политику, которая непосредственно затрагивает человеческое и институциональное взаимодействие, экономическое и социальное развитие. Власть, которую играют участвующие слои общества, всегда является общим благим, поскольку она необходима для обеспечения уважения и сотрудничества со стороны граждан и государства. Таким образом, очень многое касается управления — это правильное и эффективное использование ресурсов.

    Необходимость управления существует в любое время, когда собирается группа людей, чтобы достичь цели. Хотя в литературе по вопросам управления предлагается несколько определений, большинство из них основывается на трех измерениях: полномочия, принятие решений и подотчетность. Управление определяет, кто имеет власть, кто принимает решения, как другие отдают свой голос услышанным и как осуществляется учетная запись.

    Управление — определения

    Существует множество мнений относительно этого термина. Традиционно термин «управление» относится к деятельности (и часто к группе людей), участвующей в четырех общих функциях, перечисленных ниже:

    1. Планирование. Включает определение целей, методов, ресурсов, необходимых для выполнения методов, обязанностей и сроков выполнения задач. Примерами планирования являются стратегическое планирование, бизнес-планирование, планирование проектов, планирование персонала, планирование рекламы, продвижения по службе и т.д.
    2. Организация ресурсов для достижения целей оптимальным образом. Примерами являются организация новых отделов, человеческих ресурсов, офисных и файловых систем, реорганизация предприятий и т.д.
    3. Направляющий, в том числе, чтобы определить направление для организации, групп и отдельных лиц, а также повлиять на людей, которые будут следовать этому направлению. Примерами являются установление стратегического направления (видение, ценности, миссия и цели) и отстаивание методов управления эффективностью организации для реализации этого направления.
    4. Контроль или координация систем, процессов и структур организации для эффективного достижения целей и задач. Это включает в себя постоянный сбор отзывов, а также мониторинг, настройку систем, процессов и структур. Примеры включают использование финансового контроля, политики, процедур, процессов управления производительностью, мер по предотвращению рисков и т.д.

    Стоит обратить внимание на то, что эти четыре функции повторяются во всей организации и имеют высокую степень интеграции.

    Другое общее мнение состоит в том, что «менеджмент» делает вещи через других. Еще одна точка зрения, совершенно отличная от традиционной точки зрения, утверждает, что задача управления заключается в том, чтобы поддерживать усилия сотрудников, чтобы они были полностью работоспособными членами организаций и граждан сообщества. Для большинства сотрудников термин «менеджмент», вероятно, означает группу людей (руководителей и других менеджеров), которые в первую очередь отвечают за принятие решений в организации. В некоммерческой организации термин «менеджмент» может ссылаться на все или на какие-либо действия совета директоров, исполнительного директора и или директоров программ.Что такое управление

    Управление — это то, как общество или группы внутри него организуются для принятия решений. Также управление — это процесс достижения организационных целей, работая с людьми и другими организационными ресурсами и через них. Управление имеет следующие три характеристики:

    • Это процесс или серия продолжающихся и связанных действий.
    • Оно включает и концентрируется на достижении организационных целей.
    • Оно достигает этих целей, работая с людьми и другими организационными ресурсами и через них.

    Функции управления

    Четыре основные функции, которые составляют процесс управления:

    • Планирование. Планирование включает в себя выбор задач, которые необходимо выполнить для достижения организационных целей, изложение того, как должны выполняться задачи, и указания, когда они должны выполняться. Деятельность по планированию сосредоточена на достижении целей. Менеджеры четко определяют, что организации должны делать, чтобы добиться успеха. Планирование связано с успехом организации как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.
    • Организация. Организация может рассматриваться как назначение задач, разработанных на этапах планирования, различным лицам или группам внутри организации. Организация заключается в создании механизма для введения планов в действие. Людям в рамках организации даются рабочие задания, которые способствуют достижению целей компании. Задачи организованы так, что выход каждого человека способствует успеху высших учреждений, что в свою очередь способствует успеху подразделений, что в конечном итоге способствует успеху организации.
    • Влияние. Влияние также упоминается как мотивация, лидерство или руководство. Влияние может быть определено как направление деятельности членов организации в его направлении, которое помогает организации двигаться к достижению целей. Целью воздействия является повышение производительности. Рабочие ситуации, ориентированные на человека, обычно приводят к более высоким уровням производства в долгосрочной перспективе, чем рабочие места, ориентированные на конкретные задачи, потому что люди считают этот тип неприятным.
    • Контроль. Суть контроля — это действия, которые регулируют предопределенные стандарты работы, а его основой является информация в руках менеджеров. Тем не менее контроль, в том числе контроль качества, также предполагает производительность офиса, такую ​​как улучшение обслуживания клиентов, устранение узких мест и сокращение ошибок в работе.

    Человек на должности менеджера или управленца выполняет следующие функции:

    • Собирает информацию, которая измеряет производительность.
    • Сравнивает текущую производительность с заранее установленными нормами производительности.
    • Определяет следующий план действий и изменения для достижения желаемых параметров производительности.

    Таким образом, частью управления является управление эффективность. Управление эффективностью — это постоянный процесс общения между руководителем и сотрудником, который существует в течение года, в поддержку достижения стратегических целей организации. Процесс коммуникации включает разъяснение ожиданий, постановку целей, определение целей, предоставление обратной связи и рассмотрение результатов. Наблюдение за производительностью и обеспечение обратной связи не является изолированным событием, ориентированным на ежегодный обзор эффективности. Это непрерывный процесс, который проходит в течение года. Процесс управления эффективностью — это цикл, при котором обсуждения меняются в зависимости от меняющихся целей.

    Подразделы понятия управления

    Цикл включает планирование и проверку. Чтобы начать процесс планирования, управляющий и сотрудник просматривают общие ожидания, в том числе сотрудничая в разработке целей производительности. Также обновляются индивидуальные цели развития. Затем разрабатывается план эффективности, который направляет усилия сотрудника на достижение конкретных результатов для поддержки организационного совершенства и успеха сотрудников.

    Цели и задачи обсуждаются в течение года, во время встреч с регистрацией. Это обеспечивает основу для обеспечения достижения сотрудниками результатов путем коучинга и взаимной обратной связи.

    По окончании периода действия оценивается эффективность сотрудника по сравнению с ожидаемыми целями, а также используемые средства и поведение, продемонстрированные в достижении этих целей. Устанавливаются новые цели на следующий период работы.

    Системы управления используются для повышения производительности, эффективности и безопасности во многих областях, в том числе:

    • Сельское хозяйство.
    • Химические заводы.
    • Целлюлозно-бумажные фабрики.
    • Контроль качества.
    • Атомная электростанция.
    • Экологический контроль.
    • Водоочистные сооружения.
    • Очистные сооружения.
    • Пищевая промышленность.
    • Металл и шахты.
    • Фармацевтическое производство.
    • Сахарные заводы.

    Полное понятие управления

     

    Концепция управления

    Один из способов анализа управления – это подумать о том, что делает менеджер используя этот подход. Таким образом можно прийти к процессу управления, который описывает работу любого менеджера.

    Эксперты сходятся во мнении, что управление — это особый вид деятельности, в первую очередь ответственный за то, чтобы добиться успеха через других людей, и он отличается от всех других видов человеческой деятельности. Аналогичным образом они также согласны с тем, что все управленческие функции универсальны. Все руководители в любой области человеческих усилий выполняют те типичные управленческие функции, независимо от того, чем они управляют.

    Однако нет единых взглядов властей на то, каковы управленческие функции и что такое управление. Различия в мнениях и подходах отражены в следующих часто цитируемых определениях управления. Некоторые подчеркивают три смысла руководства:

    • Управление бизнесом.
    • Управляющий менеджер.
    • Управление работниками.

    Менеджер должен сбалансировать и гармонизировать три основные функции предприятия. Следовательно, менеджер — динамичный и жизнеспособный элемент в каждом бизнесе. Без эффективного управления не получится обеспечить наилучшее распределение и использование человеческих, материальных и финансовых ресурсов.

    Различные типы управления стилями

    Существуют различные типы стилей управления, и в последние годы процесс управления изменился. Добавление рабочих групп и лидерства изменило то, что ожидается от менеджеров, и то, что менеджеры ожидают от своих сотрудников. Несколько типов управления:

    • Традиционное управление. Существует иерархия сотрудников, управление низкими уровнями, управление на уровне среднего звена и высшее руководство. В традиционных системах управления менеджер излагает ожидания для сотрудников, которым необходимо достичь целей, но менеджер получает вознаграждение за достижение этих целей.
    • Командный менеджмент. В процессе управления командой менеджер является руководящей рукой, чтобы помочь членам команды работать вместе для решения проблем, но он не диктует политику, и вся команда получает награду за достижение этих целей.
    • Управление служащими. При таком подходе менеджер помогает предоставить ресурсы, необходимые сотрудникам для достижения целей компании. В руководстве служащих организация признает сотрудников как экспертов в своей области и способствует им, чтобы помочь эффективно работать.

    Независимо от типа управления использующейся организацией, основная задача менеджеров — помочь сотрудникам достичь целей компании и поддерживать стандарты и политику компании.

    Процесс управления

    Цель управления

    Цель управления — обслуживать клиентов. Тем не менее если просмотреть большинство книг для определения управления, то 99,9% времени слово «клиент» не будет упоминаться. Это удивительно, потому что обслуживание клиентов для получения прибыли — это суть каждой организации. Не менее упущен тот факт, что большинство определений управления отфильтровывают обслуживание в своих описаниях управления.

    Хорошие менеджеры постоянно упорядочивают свои организации в сторону продажи. Другими словами, хорошие менеджеры необходимы для того, чтобы держать свои организации в курсе, гарантируя, что все, что делается, этически ориентировано на предоставление того, чего хотят клиенты. Связи с этим хороший менеджер несет ответственность за сокращение отходов и двусмысленности, снижение издержек и побуждение других к тому же. В том же духе хорошие менеджеры регулярно принимают образованные риски и руководствуются здравым смыслом (основой предпринимательства).

    В определении целей управления должно быть пять частей:

    1. Координация ресурсов. Менеджер предприятия должен эффективно координировать все виды деятельности и ресурсы организации, а именно людей, машин, материалов и денег руководителям.
    2. Выполнение управленческих функций как средство достижения координации. Менеджер обеспечивает правильную координацию ресурсов посредством управленческих функций планирования, организации, укомплектования персоналом, руководства (или руководства, мотивации) и контроля.
    3. Установление цели или цели процесса управления, т. е. это должна быть целенаправленная управленческая деятельность. Управление направлено на достижение заранее определенных целей или задач. Без цели нет стимула для достижения или следования пути, чтобы добраться до пункта назначения.
    4. Управление — это социальный процесс. Это искусство делать вещи через других людей.
    5. Циклический характер. Он представляет собой цикл планирования, действия, контроля, перепланирования, то есть непрерывный процесс достижения намеченных целей.

    Управление как наука

    Наука подразумевает существование совокупности знаний в систематизированной форме, основанной на тщательном наблюдении, точном измерении, экспериментировании и выводах, полученных в результате детального анализа данных, то есть фактов и цифр. Знание поддаётся проверке с помощью экспериментов, дающих феномен причинно-следственных связей. Другими словами, наука предоставляет теорию, принципы и законы в любой области человеческого знания. Наука дает знания, которые в свою очередь дают власть для применения.

    Менеджмент (управление) — развивающаяся наука. В настоящее время в нем развиваются некоторые основные принципы и элементы в форме процесса управления, который имеет универсальное применение в каждой отрасли, приносящей прибыль деятельности, а также в некоммерческих организациях. Тем не менее управление — это бунт, сопоставимый с точными науками, такими как физика, химия, биология и т.д. Он касается людей, и это социальная наука, как наука об экономике.

    Совершенно очевидно, что принципы управления не являются основополагающими истинами, и их применение может не всегда давать желаемые результаты. Поведение человека постоянно меняется и является самым непредсказуемым. Это не регулируется законами механики.

    Человек не является неодушевленной машиной. Следовательно, управление, занимающееся сложными человеческими существами, должно быть неточной наукой. Даже тогда теоретическая база знаний имеет важное значение для развития разумной практики. На самом деле теория должна постоянно дополняться практическими знаниями.

    Менеджер — не только ученый, но и художник. Как ученый, он опирается на существующую теорию и философию управления и развивает новые знания, новые принципы и новые школы управленческой мысли. Как художник, он должен зависеть от своего собственного опыта, интуиции, суждения при принятии решения по любой управленческой проблеме и принятии мер по достижению поставленных целей. Научный подход и научный метод должны применяться при подходе к решению проблем, например: маркетинговые исследования, бизнес-исследования и т. д. Но принятие решений не может быть полностью сведено к науке.

    На самом деле, суждение и опыт человека пользуются правом вето в принятии решений и в качестве лица, принимающего решения. В конечном анализе принятие решений является искусством, которое приобретается сознательными усилиями и практикой. Ни наука, ни искусство управления не идут рука об руку, и оба они взаимозависимы. Теоретическое преподавание медицины и техники почти всегда сопровождается практической работой в больнице или мастерской.

    Планирование и организация называются механикой управления и указывают акцент на науку управления, тогда как направление (в том числе коммуникация), мотивация, координация и контроль — это динамика, подчеркивающая искусство управления. Получение работы через людей — это искусство управления. Это сложная работа, требующая инициативы, такта, осмотрительности и других более высоких качеств. Нужна художественная способность выполнять управленческую работу. Искусство управления полностью отражено в способности принимать решения менеджера. Суждение и воображение необходимы даже в компьютеризированной экономике. Компьютер не может заменить менеджера при принятии решений.

    Система знаний об управлении

     

    Принципы управления

    Менеджмент — это планирование, организация, командование, координация и контроль технических, финансовых, коммерческих, бухгалтерских и охранных мероприятий. Это не команда, а мотивация, которая может помочь нам понять, почему работают люди и как обеспечить максимальную производительность. Таким образом можно создать мотивацию команды. Направления и команды недостаточно, чтобы добиться успеха через людей. Сегодня менеджер должен поощрять, сообщать, развивать и стимулировать своих сотрудников к обеспечению более высокой производительности. Современное руководство уделяет наибольшее внимание мотивации в качестве ключа к производительности.

    Сегодня установлены основные принципы управления:

    1. Менеджмент — это социальный процесс.
    2. Менеджер непосредственно отвечает за распределение, использование и координацию всех человеческих и материальных ресурсов, которые будут производиться из бизнес-среды или Общества. Окружающая среда предоставляет эти ресурсы в качестве вклада в деловое предприятие. Большинство из этих ресурсов ограничены и имеют альтернативное использование. Руководство должно оптимально сочетать эти ресурсы или ресурсы.
    3. Ресурсы координируются и интегрируются руководством посредством выполнения типичных управленческих функций, а именно планирования, организации, укомплектования персоналом, управления, мотивации, общения и контроля. Эти функции составляют процесс управления. Основные ресурсы подчиняются фундаментальным функциям управления.
    4. Процесс управления необходим для определения целей, задач и принятия соответствующих мер, то есть осуществления плана для достижения заявленных целей. Контроль обеспечивает производительность по плану и позволяет руководству удалять отклонения, если таковые имеются, между фактическими и ожидаемыми результатами.
    5. Поскольку люди являются самыми большими ресурсами, руководство несет особую ответственность за создание благоприятной рабочей среды, обеспечение максимальной работоспособности и производительности сотрудников. Следовательно, менеджмент должен не только управлять бизнесом, но и управлять как менеджерами, так и работниками. Мотивация и лидерство — это две уникальные управленческие функции или мероприятия, направленные на максимальное использование человеческих ресурсов, не жертвуя благосостоянием людей и удовлетворением людей.
    6. В качестве менеджера человек призван играть разные роли в разных ситуациях, таких как планировщик, координатор, руководитель, связующий (связующее звено), монитор, пресс-секретарь, распространитель информации, носитель риска, распределитель ресурсов, переговорщик, обработчик беспорядков, наладчик межличностных и межведомственных конфликтов и т. д.
    7. Классическое или бюрократическое управление является подходящим, когда окружающая среда относительно неизменна. Поведенческое и органичное управление является подходящим, когда окружающая среда динамична, а инновации и креативность превзойдены.

    Потребность в управлении

    Управление во всех деловых и организационных мероприятиях — это процесс объединения людей для достижения желаемых целей и задач с использованием доступных ресурсов. Поскольку организации можно рассматривать как системы, управление также может быть определено как действие человека, чтобы облегчить получение полезных результатов из системы. Поэтому руководство необходимо для содействия скоординированным усилиям по достижению целей организации.

    Поскольку большинство менеджеров несут ответственность за большую работу, чем обычно может выполнять один человек, хороший менеджер делегирует и интегрирует свою работу (или работу других). Менеджер делает это, выступая в качестве четкого канала общения в бизнесе, который он или она обслуживает. Хорошее управление необходимо для стимулирования мотивации, творчества, дисциплины и энтузиазма в областях, в которых они либо не существуют, либо они не обязательно нужны.

    Революция управления привела к постепенному, но неуклонному разделению управления от владения корпоративным менеджментом во всех странах. Следовательно, руководство принимает профессиональный характер в следующих сферах:

    1. Сфера знаний. В настоящее время руководство разработало специализированный орган теории и философии управления. Литература по вопросам управления растет во всех странах. Фактически, знание управления — лучший паспорт, чтобы войти в мир занятости.
    2. Инструменты управления. Были разработаны инструменты управления, такие как бухгалтерский учет, психология, статистика, эконометрика, обработка данных и т.д. Эти отрасли управленческой профессии повысили практическую полезность науки управления.
    3. Отдельная дисциплина. Управленческие исследования во многих университетах и ​​высших учебных заведениях признаны отдельной дисциплиной. Семинары, специальные курсы, учебные программы становятся модными и популярными для ориентации и переподготовки в областях управления, например, управление экспортом, управление персоналом, общее управление, управление производством, управление маркетингом, управление финансами и т.д.
    4. Специализация. Существует тенденция к выбору и назначению высококвалифицированных, обученных и опытных специалистов для управления бизнесом в каждой функциональной области управления. Таким образом сегодня усиливается тенденцию в пользу руководства со стороны экспертов или специалистов.
    5. Кодекс поведения. Просвещенные бизнесмены признали, что управление бизнесом является социальным институтом, и оно выполняет социальные обязанности — для клиентов, сотрудников и общественности или сообщества. Корпорации теперь имеют социальную совесть и осведомленность. Концепция маркетинга, ориентированная на потребителя, является отражением корпоративного кодекса поведения. Давление потребительства, профсоюз, общественное мнение и законодательство определенно побуждают руководство к разработке кодекса этики.
    6. Профессиональная ассоциация. В настоящее время есть ассоциации по управлению бизнесом во многих странах, чтобы продвигать распространение знаний во всех областях управления и формировать яркий общественный имидж управленческой профессии.

    Взаимосвязь составляющих управления

     

    Тенденции в управлении

    Современные тенденции в управлении благоприятствуют гибким, итеративным процессам, которые ориентированы на инновации, разработку программного обеспечения и социальные последствия.

    Управление — постоянно развивающаяся область с широким разнообразием формальных и неформальных подходов и перспектив. В то время как новые перспективы управления появляются каждый день в производстве, технологии, программном обеспечении и социальном предпринимательстве, некоторые из наиболее заметных новых перспектив находятся в разработке программного обеспечения.

    Социальное предпринимательство — это недавнее появление в управлении, в котором стили управления предпринимательством принимаются в некоммерческие и общинные секторы развития.

    Управление — быстро развивающаяся область. Даже сейчас стартапы во всем мире пробуют новые, инновационные способы взглянуть на то, как выровнять свои ресурсы, как принимать решения и какие управленческие подходы (или отсутствие управленческих подходов) могут дать лучшую культуру для роста. Это интригующее время для управления, и эксперименты постоянны.

    Рассматривая новые подходы к управлению, полезно рассмотреть область, в которой работают эти организации. Программное обеспечение, некоммерческое и предпринимательство все видят существенные отклонения от стандартных подходов к корпоративному управлению.

    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями в:

    www.finanbi.ru

    Однозначное определение понятия «управление» — Политическое образование

     

              «Если бы мне пришлось в двух словах выразить суть того, что я хочу довести до сознания руководителей, то я бы выразил это так: это все об уменьшении вариабельности».  

                                                                                          Э. Деминг

         Содержание

    I. В чём проблема?

    II. Объяснение  управления на примере преодоления А. Бомбаром Атлантики. Однозначное определение понятия «управление».

    2.1. Преодоление Атлантического океана.

    2.2. Однозначное определение понятия «управление».

    2..3. Сущностное объяснение эксперимента «Воронка и мишень».

         Заключение

     

         I. В чём проблема?

         Проблема том, что современный менеджмент представляет собой совокупность отдельных частей, а не единое целое. Целостной, логичной и ясной бизнес — теории нет. Более того и сами части-лоскуты состоят из отдельных разрозненных частей. Это относится, в частности, к управлению. «Общую совокупность теоретических знаний об управлении бизнесом можно сравнить с известной басней Крылова про лебедя, рака и щуку. Мотивация – об одном, бюджетирование – о другом, стратегия – это уже о третьем. Но ведь предприятие – это единый организм, целостная система, и значит, все его составляющие должны быть логически взаимоувязаны друг с другом, как все составляющие увязаны в организме человека» [4, с. 8].

         Почему сложилась такая ситуация? Потому что отсутствуют точные, однозначные определения понятий (о важности однозначных определений см. [5]). Чтобы бизнес-теория приобрела целостность нужно точно, однозначно определить не менее 7 понятий. Одно из важнейших (если не самое главное) понятий, которое неоднозначно определено – понятие «управление». Существует множество диаметрально противоположных значений этого слова. Это свидетельствует о глубоком непонимании данного понятия.

         Например, авторитетнейший консультант по управлению П. Друкер определяет это понятие слишком широко и не инструментально:  «управление — это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу» [1, с. 32].

         Известный специалист в области государственного управления Г. Атаманчук считает что «…управление представляет собой целеполагающее (сознательное, преднамеренное, продуманное!), организующее и регулирующее воздействие людей на собственную общественную, коллективную и групповую жизнедеятельность, осуществляемое как непосредственно (в формах самоуправления), так и через специально созданные структуры (государство, общественные объединения, партии, фирмы, кооперативы, предприятия, ассоциации, союзы и т.д.)» [9, с. 50]. В данном определении есть даже восклицательный знак! Это определение расплывчато, неконкретно и сложно для восприятия. Определение должно быть ёмким, ясным, инструментальным и сущностным. Если определение не отвечает этим критериям, то его автор не понимает смысл данного понятия.

         В последнее время всё большей популярностью пользуется следующее определение: «Менеджмент – процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для формулирования и достижения организационных целей» [1, с. 31]. Оно не сильно отличается от первого современного определения этого понятия, данного А. Файолем в 1916 году в книге «Общее и промышленное управление»: «Управлять значит – предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать» [3, с. 9]. Под предвидением Файоль понимал программу действий, т.е. план.

         Моё определение управления схоже с нынешним пониманием контроля, т.е. связано с отклонениями. Предварительно и неполно можно сказать, что управление — это борьба с отклонениями, потому что план – это прямая дорога к результату, а отклонения от плана есть отклонения от результата, который быстро и эффективно достигается при минимуме отклонений.

         Чтобы до конца понять, что такое управление, нужно разгадать загадку, связанную с тем, что Э. Деминг постоянно говорил о вариациях, но почти никогда об отклонениях, а современные консультанты по управлению наоборот, упоминают отклонения, но не вариации. Также потребуется уточнить понимание контроля после того как я от туда «вытащу» отклонения.

         II. Объяснение  управления на примере преодоления А. Бомбаром Атлантики. Однозначное определение понятия «управление».

         2.1. Преодоление Атлантического океана.

         Ален Бомбар [1924 – 2004 гг.] – французский врач, впервые в мире в 1952 году (с 19 октября по 22 декабря) в одиночку на резиновой лодке пересёк Атлантический океан от Канарских островов до острова Барбадос, преодолев 4400 километров за 65 дней.

         Лодка, которую Бомбар назвал «Еретиком», представляла собою туго накаченную резиновую колбасу, изогнутую в форме вытянутой подковы, оконечности которой были соединены деревянной кормой. Её длина была 4,65 метра, ширина — 1,9 метра. На плоском резиновом дне лежал легкий деревянный настил. Боковые поплавки состояли из 4-х отсеков, которые накачивались и спускались независимо один от другого. Двигалась лодка с помощью четырехугольного паруса площадью около трех квадратных метров. В пути он питался пойманной сырой рыбой и планктоном.

         Работая врачом Бомбар столкнулся с чрезмерным, по его мнению, количество погибших при кораблекрушениях. Он начал анализировать причины избыточности погибших и вот что выяснил.

         Ежегодно в мире погибает около двухсот тысяч человек. «Примерно одна четвёртая часть этих жертв не идёт ко дну одновременно с кораблём и высаживается в спасательные шлюпки и т.п. Но скоро и они умирают мучительной смертью (в п. 2.1. весь цитируемый материал взят из[2]». При этом, как он определил, главным является психический фактор. 90% жертв погибает в трёхдневный срок не от истощения или обезвоживания организма. Так, например, к «Титанику первые суда подходили уже через три часа, как пароход скрылся под водою, однако в спасательных шлюпках было немало мертвецов и сошедших с ума».

         Чтобы вселить в людей веру в то, что в океане есть всё необходимое для длительного выживания, а также определить эффективность спасательных средств для оснащения ими кораблей, Бомбар предпринял беспрецедентное путешествие.

         Весь этап апробации идеи состоял из трёх подэтапов: изучения, практического опробования и самого путешествия. Подэтап изучения занял примерно год. В этот период Бомбар изучал, сколько, как и с помощью чего добывать воду из рыб, как обеспечить организм жирами, белками, углеводами и витаминами, а также течения и ветра в Атлантике. Подэтап практического опробования состоял из двух подэтапов: путешествия по Средиземному морю из Монако на остров Минорка – 14 дней и по Атлантике из Танжера до Канарских островов (885 километров) — 11 дней. Само пересечение Атлантического океана, как уже сказано, заняло у него 65 дней.

         Подэтап изучения.

         Во время этого подэтапа Бомбар нашёл информацию о том, что необходимое количество жидкости может дать рыба, содержащая 50-80% воды, кроме этого в небольших количествах можно пить морскую воду. Рыба и планктон содержат необходимое количество органических веществ и витаминов. Изучение вопросов, связанных с пищей заняло у него полгода, в течение года он изучал течения и ветра в Атлантике.

         Подэтап практического опробования. Средиземное море.

         Путешествие по Средиземному морю вдвоём с товарищем, с которым Бомбар планировал пересечь Атлантику (впоследствии этот товарищ отказался от рискованной океанской затеи) заняло 14  дней. «Средиземное море, столь обманчиво напоминающее озеро, должно было стать нашим полигоном для испытания снаряжения и людей. Чем немилосерднее оно будет к нам, тем большую службу оно нам сослужит. Так мы узнаем, что нас ждет впереди и будем готовы к встрече с Атлантическим океаном».

         Подэтап практического опробования. Атлантический океан.

         Переход от Танжера до Канарских островов (885 километров) занял 11 дней. «Как я в сущности плыл? Разумеется, я определял свой курс с помощью приборов, хотя делал это впервые в жизни». Во время этого перехода Бомбар помимо того что мог управлять парусом и пользоваться компасом освоил измеритель Краса, с помощью которого прокладывают курс и начал осваивать секстант.

         Читая книгу об этом этапе, у меня вызвал недоумение тот факт, что Бомбар чуть не забыл на берегу морские карты необходимые для прокладки маршрута, а также слабое владение навигационными приборами и это – при плавании по Атлантическому океану!

         Пересечение Атлантического океана.

         Этот этап занял 65 дней (Бомбар рассчитывал на 35 дней), с 19 октября по 22 декабря.      Уже 23 октября он записал в своём дневнике: «Я очень мало продвинулся вперед и – что гораздо хуже – не знаю, сколько миль уже пройдено».

         Ежедневно Бомбар осматривал лодку. «Любая потертость может оказаться для неё роковой: достаточно, чтобы переплет книги, какая‑нибудь дощечка или хотя бы мой приёмничек в течение нескольких дней оставался на одном и том же месте, чтобы резина здесь протерлась до дырки. Те, кому приведется увидеть моего «Еретика» в парижском морском музее, заметят, что, несмотря на все мои предосторожности, на правом поплавке изнутри резина стерта: в этом месте я опирался на него спиной». «Ежедневный осмотр, ощупывание и выслушивание лодки не раз помогали мне предотвратить катастрофу».

         «В четверг 30 октября мною овладел настоящий приступ необузданного оптимизма. Записываю дословно следующее: «Осталось еще 23 дня!» Это означало, что я доплыву до земли 23 ноября». «В действительности я увидел землю и высадился на нее только 23 декабря, то есть на месяц позже».

         2 ноября Бомбар отмечает, что от непривычной пищи и постоянной сырости вызванной пропитанной морской солью одеждой у него на коже «появились мелкие и крайне болезненные прыщи». Этот день для него чуть не стал роковым. Чтобы не бередить прыщи, он старался опираться на надувную подушку. «И вот из‑за какого‑то неосторожного движения эта подушка упала за борт, и я это заметил лишь тогда, когда она оказалась уже в нескольких сотнях метров позади. Тотчас же, спустив парус и бросив плавучий якорь (плавучий якорь по сути тот же парашют. В складном положении он занимает мало места, а в воде расправляется опять же, как парашют и сильно замедляет движение лодки под воздействием ветра – разъяснение В.К.), я нырнул и поплыл к ней. Плаваю я хорошо, так что через несколько минут подушка была у меня в руках. Но каково же было мое изумление и ужас, когда я поплыл обратно: лодка убегала от меня и мне не удавалось к ней приблизиться. Плавучий якорь, этот водяной парашют, почему‑то не раскрылся и болтался на волнах, как мокрый флажок. Ничто не удерживало лодку, и ветер уносил ее все дальше. Догнать беглянку я уже не мог, у меня не хватало на это сил. Еще немного, и «Еретик» продолжал бы свой путь без меня…

         В 1951 г., когда я тренировался перед заплывом через Ла‑Манш и был в хорошей форме, я мог плыть без отдыха двадцать один час, но теперь, ослабев после стольких лишений и стольких дней почти полной неподвижности, я бы не смог долго продержаться на воде. Поэтому, бросив свою надувную подушку, я пошел кролем, напрягая все силы. Даже во время состязаний в Лас‑Пальмасе с Буато‑отцом я наверняка не показывал такой скорости! Вначале мне удалось сократить расстояние между мной и лодкой, но дальше у меня хватило сил лишь на то, чтобы не отставать. Догнать ее я был не в состоянии…

         И вдруг «Еретик» замедлил ход. Я доплыл до него и с трудом перевалился через борт. Оказалось, что стропы плавучего якоря каким‑то чудом распутались и мой водяной парашют сработал. Я был настолько измучен физически и морально, что тут же поклялся больше не плавать до конца путешествия».

         1 декабря. Бомбара больше всего мучает то, что он не знает где находится. Приёмник не работает, как и часы с самозаводом. Когда браслет сломался он прицепил часы булавкой на грудь, а т.к. он почти не двигался, они встали. «Где же я нахожусь? В 40 или в 1200 милях от земли? Палящий зной. Горизонт пуст и подернут дымкой. О, если бы я смог определить свою точную долготу, если бы у меня были батарея для радиоприемника и хронометр!

         За 17 дней до конца путешествия он пишет в дневнике: «Пятница 5 декабря Я измучен и обессилен кровавым поносом настолько, что боюсь даже есть. Если бы я мог точно определить свои координаты! Мне кажется, что если бы я был уверен, что точно знаю, где нахожусь – пусть это даже далеко от земли, – мне было бы легче». 

         И вот 10 декабря, после 53 дней путешествия он останавливает встречный корабль – «Аракаку» и первым делом спрашивает своё местоположение. Разница с его расчётами составляет 600 миль (966 километров).

         Ему предлагают завтрак, который он не должен был есть и как врач он должен был об этом знать. «Первый завтрак за 53 дня! О, я его хорошо запомнил: яйцо, совсем крохотный кусочек говяжьей печенки, ложка капусты и немного фруктов. Этот более чем скромный завтрак, который впоследствии кое‑кто ставил мне в вину, причинил моему желудку самые жестокие мучения за все время плавания». «Фотографии доказывают, что за последние 12 дней моего плавания после встречи с «Аракакой» я похудел гораздо больше, чем за предыдущие 53». «Позднее, в Париже, один из крупных специалистов‑диетологов сказал мне: «Если бы мы знали, что вы что‑то поели на этом корабле, мы бы и гроша не дали за вашу жизнь!».

         «Я знаю теперь, где нахожусь. Больше того, я могу теперь определять свою долготу. Дело в том, что капитан показал мне среди морских таблиц маленькую табличку, называемую уравнением времени. Она давала ежедневную поправку, которую надо было отнимать от времени прохождения солнца через меридиан. Следовательно, мне было достаточно знать приблизительно час прохождения солнца через меридиан, чтобы определить с точностью до 60 миль своё местонахождение. Теперь я мог, наконец, плыть как полагается: часы мои были проверены и «Аракака» подарила мне новую батарею для радиоприемника».

         И вот, наконец, после 65 дневного путешествия Бомбар вступил на землю. «Я похудел на 25 килограммов. Я достиг берега с серьезной анемией (5 млн. красных кровяных шариков перед началом путешествия и 2,5 млн. – по возвращении) и с общим количеством гемоглобина, граничащим со смертельным. Период, последовавший за легким завтраком на «Аракаке», едва не оказался для меня роковым. Ужасающий понос с немалыми кровяными выделениями мучил меня в течение двух недель (с 26 ноября по 10 декабря). Моя кожа вся покрылась сыпью и мелкими прыщами. Ногти на пальцах ног выпали. Я претерпел серьезное расстройство зрения».

         2.2.  Однозначное определение понятия «управление».

         Своим путешествием Бомбар хотел сократить количество погибших после кораблекрушений, т.е. удалить рассогласование между тем, что есть (большое количество погибших) и тем, что хотелось бы (минимум погибших). Удаление данного рассогласования – это способ решения проблемы (где пересечь океан, когда, на чём, с кем, риски). Затем он с товарищем проделал путешествие по Средиземному морю, т.е. смоделировал достижение результата. После этого Бомбар организовал путешествие: разработал план (план – это поэтапный график достижения цели), подготовил средство достижения цели (лодка с принадлежностями), приборы для определения местоположения и принял меры к минимизации рисков не достижения цели.

         Во время путешествия Бомбар стремился удалить рассогласование между тем, что есть(его настоящее местоположение в океане) и тем, что должно быть (его местоположение в соответствии с планом).

         Прошу обратить внимание на то, что после того как план окончательно составлен, рассогласование из того что хотелось бы, когда определялся способ решения проблемы (о чём сказано выше), превращается в то, что должно быть. Таким образом, окончательно составленный план приобретает как бы роль нормативного акта, обязательного для выполнения.

         Бомбар почти каждый день осматривал лодку и самого себя, чтобы удалить рассогласование между тем, что есть и тем, что может быть, т.е. старался снизить риски не достижения цели.

         Необходимо подчеркнуть, что удаление указанных рассогласований направлено на одно – на достижение цели, а план можно представить как кратчайшее расстояние между началом пути и целью.

         Опять же, для достижения цели, Бомбар должен был удалять рассогласование между тем, что есть (он жив и почти здоров и продвигается к цели) и тем, что могло бы быть (например, его лодка могла бы продолжать плавание без него, когда он пытался подобрать упавшую за борт подушку, он мог бы не выжить после того как поел на «Аракаке»). Удаление рассогласования происходит через осознание возможных последствий допущенной ошибки. Это формирует опыт и в частности, предусмотрительность и осторожность (после того как лодка чуть не уплыла без Бомбара, он осматривал её дно страхуясь не только раскрытым водяным якорем, но и обвязав тело верёвкой).

         Известными становятся те управленцы, которые умеют извлекать из анализа того, что могло бы быть гораздо больше пользы, чем от собственных провалов. Как сказал О. Хаксли: «Опыт – это не то, что с вами происходит, а то, что вы извлекаете из того, что с вами происходит».

         Лучше учиться на чужих ошибках, но обычно учатся на своих собственных, и в этом нет ничего зазорного, главное — не повторять одни и те же ошибки. Эта очевидная сентенция, тем не менее, является важным условием обеспечения успеха: «Кто-то однажды заметил, что разница между Dell и другими компаниями заключается в том, что если ошибаются все, то Dell никогда не ошибается дважды. Мы всегда анализировали свои неудачи. Главное – учиться на своих ошибках, чтобы не допускать их в дальнейшем [6, с. 35]».

         Если обобщить сказанное, то получится следующее. Началом любой деятельности является проблема. Она разрешается определённым способом. Вначале этот способ, а по сути — это стратегия,  представляет собой очень общий, не совсем точный и не конкретный план разрешения проблемы. Чтобы конкретизировать этот план и оценить вероятность его выполнения,  моделируется процесс достижение результата. Затем создаётся организационная структура путём декомпозиции цели и составляется детальный план достижения этой цели. Бомбару не нужно было создавать организацию, он сам всё организовал и сам разработал план достижения цели. Потом начинается процесс выполнения плана (достижения цели) в ходе, которого минимизируются отклонения для сохранения постоянной направленности на цель (важнейшее значение приобретет мониторинг). Минимизируются риски не достижения цели. Чтобы не наступать дважды на грабли необходимо анализировать свои ошибки. Это формирует опыт (расчётливость, предусмотрительность, осторожность, в том числе и выбор адекватных стратегий решения проблем).

         Итак, управление – это удаление рассогласования между тем, что есть и тем, что должно быть; между тем, что есть и тем, что может быть; между тем, что есть и тем, что могло бы  быть. Таким образом, управление осуществляется для того, чтобы достичь запланированную цель.

         В научной литературе управление объясняется как процесс воздействия управляющего объекта на управляемый объект. Это так, однако, это неполное понимание. Управление, скорей всего, можно представить как управление лодкой, когда вся организация, в том числе и руководство, находятся в этой лодке и продвигаются к достижению цели стремясь минимизировать отклонения от плана. При таком понимании управления важнейшая роль отводится не только воздействию управляющего объекта на управляемый объект, а мониторингу, прогнозу, плану и цели. Мониторинг необходим для определения местоположения и оценки рисков, а прогноз как прожектор освещает путь. План, как уже сказано, можно представить как кратчайшее расстояние до цели. Можно сказать, что план является эталонным путём достижения цели (вот почему по Тейлору, завод должен управляться не столько директором — распорядителем, сколько плановым отделом).

         2.3. Сущностное объяснение эксперимента Воронка и мишень.

         Не смотря на то, что этот эксперимент прост он, тем не менее, содержит большой смысл. Эксперимент показывает, по какому принципу должно осуществляться управление и где находится проблема, связанная с улучшением качества управления.

         Для проведения этого эксперимента [7,8] используется обыкновенная (кухонная) воронка, которая крепится на штативе на высоте примерно 30-50 сантиметров от матерчатой мишени, на которой делаются отметки остановки шарика после многократного опускания его в воронку.

         Эксперимент наглядно демонстрирует, при каком способе перемещения воронки разброс отметок остановок шарика относительно центра мишени будет минимальным, т.е. эксперимент позволит нам практически определить какой способ удаления рассогласования между тем, что есть и что должно быть будет наилучшим. Что есть – это отметка положения шарика после его опускания в воронку, а что должно быть – это способ перемещений воронки. Чем меньше площадь разброса отметок шарика, тем лучше способ удаления рассогласований.

         Рассматриваются четыре способа перемещения воронки. Первое опускание шарика при всех способах начинается при положении воронки, когда она направлена в центр мишени.

         Первый способ можно назвать целенаправленным. Воронка при этом способе не перемещается. После каждого опускания шарика она не передвигается, всё время стоит на одном месте направленной в центр мишени. При этом способе наблюдается минимальный разброс отметок шарика от центра мишени.

         Второй способ можно назвать компенсаторным. Предположим, что шарик остановился в пяти сантиметрах к востоку от центра мишени. Воронка сдвигается на пять сантиметров к западу от ее текущего положения и т.д. Отмечается разброс положений шарика от центра мишени примерно в два раза больший, чем при первом способе.

         Третий способ можно назвать компенсаторным относительно центра мишени. Если шарик остановился в пяти сантиметрах к востоку от центра мишени, то воронка передвигается на запад на пять сантиметров от центра мишени. При этом способе наблюдаются очень большая амплитуда положений шарика.

         Четвёртый способ можно назвать минимизирующим расстояние между отметками двух последних бросаний. То есть воронка располагается непосредственно над тем положением, где шарик только что остановился (падая из воронки на мишень, шарик немного откатывается от места приземления). На небольшом временном интервале наблюдаются малые отклонения, но в целом, как и у третьего способа, отмечается очень большая амплитуда разброса.

         Что показывает этот эксперимент? Наилучший способ удаления рассогласования между тем, что есть и тем, что должно быть – первый, когда обеспечивается постоянная направленность на цель – целенаправленность. Другие способы удаления рассогласования можно назвать управленческой патологией, но они, тем не менее, широко применяются на практике [8], особенно второй способ. Например, при стрельбе. Если пуля не попала в самый центр мишени, ствол оружия для осуществления последующего выстрела перемещается на расстояние противоположное отклонению пули при предыдущем выстреле.

         Ещё пример второго способа удаления рассогласований. На Ford Motor Company валы обрабатывались на станке с компенсирующим прибором. «Если  диаметр очередного вала по результатам его измерений оказывался слишком большим, компенсатор изменял настройку станка на величину соответствующего расхождения; и наоборот, если диаметр вала был слишком мал, настройка машины изменялась в сторону его увеличения» [7, с. 85]. Т.е. выполнялась вполне разумная корректировка. Однако гистограмма диаметров 50 валов показывала большой разброс вариаций. Статистики предложили выключить компенсатор. Вариации уменьшились, т.е. качество улучшилось. Почему? «Ответ заключается в том, что технологический процесс без работающего компенсирующего прибора уже был в управляемом состоянии, т.е. проявлял наименьший разброс, на какой он был способен… Уменьшение этого разброса достигается только улучшением самого процесса. Компенсатор не улучшал процесса. Он лишь вмешивался в процесс, который уже был стабилен». [7, с. 86].

              Эксперимент Воронка и мишень также показывает, как улучшить качество управления. Площадь разброса отметок значительно уменьшится, если, например, шарики и мишень сделать из материала с ворсом, а высоту воронки уменьшить. Т.е. проблема повышения качества управления связана с улучшением организации системы/

                                         Заключение

         Эту статью я планировал написать за 2 недели, а получилось за 3 месяца. Почему?

         В РАН есть институт управления (ИПУ РАН), существует государственный университет управления (ГУУ), множество консалтинговых фирм, школ МВА. В каждом ВУЗе  изучают управление. И это только в России, но есть ещё и остальной мир.

         Э. Деминг с 1980 по 1993 год провёл четырёхдневные семинары с Красными бусинами и Воронка и мишень примерно с 250 000 человек [10], но так и не смог догадаться, что такое управление, хотя считал, что главное в руководстве — это уменьшение вариабельности.

         При написании статьи я часто задавал себе вопрос почему, мне удалось дать единственно верное определение управления, а другим нет, ведь я ничем не отличаюсь от других. Я много раз снова и снова пытался опровергнуть своё определение, но каждый раз убеждался, что именно оно верно. И сейчас я убежден, что это точное, однозначное определение …хотя некоторые сомнения всё-таки остались.

         Эта статья даёт достаточно полное представление о понятии «управление». Однако глубокое понимание наступит после публикации последующего материала близкого к данной теме.

         P.S. Для лучшего понимания понятия «управление» следует прочитать мои ответы (их два и они совсем небольшие) в  комментариях к такой же статье, но размещённой на сайте бережливого производства.

     

         Список использованной литературы

    1. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., Вильямс , 2007 – 665 с

    2. Бомбар А. За бортом по собственной воле. М., Терра, 1997 – 205 с.

    3. Файоль А. Общее и промышленное управление. М.: журнал «Контроллинг», 1992 – 112 с. 4. Федосеев А., Карабанов Б. Битва за эффективность. М.: Альпина Паблишер, 2013 – 287с.

    5. http://koviivblogger.blogspot.ru/2013_04_01_archive.html

    6. Делл М., Фредман К. От Dell без посредников: стратегии, которые совершили революцию в компьютерной индустрии. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004 — 228 с.

    7. Нив Г. Организация как система: Принципы построения устойчивого бизнеса Эдвардса Деминга. М.: Альпина Паблишерз, 2011 – 370 с.

    8. http://www.stabbs.ru/deming-voronka.html

    9. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. М.: Омега-Л, 2004 – 584 с.

    10. www.stabbs.ru/deming-krasn_bus.html

                                                            © Колыхалов Виктор Иванович, 2014

    lawinrussia.ru

    Определение управление общее значение и понятие. Что это такое управление

    От латинского gest Latino понятие управления относится к действию и следствию управления или управления чем-либо . В связи с этим следует сказать, что управление — это выполнение трудностей, которые позволяют осуществить коммерческую операцию или любое желаемое желание . Управление, с другой стороны, включает в себя идеи управления, необходимости направлять, заказывать или организовывать определенную вещь или ситуацию.

    Следовательно, понятие управления распространяется на набор процедур, которые выполняются для решения проблемы или определения проекта . Управление также является руководством или управлением компанией или бизнесом .

    Исходя из этих значений, мы могли бы использовать в качестве фразы, которая оставляла бы патент то же самое, следующее: Педро был продвинут в своей компании в знак признания великолепного управления, которым он занимался в той области, где он работал.

    Важно подчеркнуть, что менеджмент, основная цель которого состоит в достижении оптимальных результатов отрасли или компании, в основном зависит от четырех основных опор, благодаря которым он может достичь поставленных целей.

    В этом смысле первый из упомянутых реквизитов — это то, что признано стратегией. То есть набор линий и путей шагов, которые должны быть выполнены с учетом таких факторов, как рынок или потребитель, чтобы консолидировать действия и сделать их эффективными.

    Вторым основным столпом является культура или что такое группа действий по продвижению ценностей рассматриваемой компании, ее укреплению, вознаграждению за достижения и принятию правильных решений. Ко всему этому объединена третья ось управления: структура. Под этой концепцией скрываются действия, направленные на развитие сотрудничества, на разработку способов обмена знаниями и нахождение наиболее квалифицированных людей в первых рядах инициатив.

    Четвертый и последний столп — это исполнение, которое состоит из принятия надлежащих и своевременных решений, поощрения повышения производительности и удовлетворения потребностей потребителей.

    Важно подчеркнуть, что существуют разные типы управления. Например, социальное управление заключается в создании различных пространств для поощрения и обеспечения взаимодействия между различными субъектами общества.

    Управление проектом, с другой стороны, является дисциплиной, которая отвечает за организацию и управление ресурсами таким образом, что вся работа, требуемая для проекта, может быть определена в пределах доступного времени и бюджета.

    Другой тип управления — это управление знаниями (от англоязычного управления знаниями ). Это концепция, применяемая в организациях, которая относится к передаче знаний и существующего опыта между ее членами. Таким образом, этот пул знаний можно использовать в качестве ресурса, доступного для всех членов одной организации.

    Наконец, следует отметить, что экологический менеджмент включает в себя группу задач, направленных на контроль экологической системы, основанной на устойчивом развитии . Экологический менеджмент — это тактика, посредством которой устанавливаются антропогенные профильные действия, которые влияют на окружающую среду

    ru.tax-definition.org

    1.2. Понятие управления и менеджмента

    Возникнув в конце 19 в., менеджмент приобрел особую популярность в 30 – е гг. 20 века.

    Менеджмент — происходит от английского слова management – управление, происходит от латинского слова «рука». Первоначально оно относилось к сфере управления животными и обозначало искусство управлять лошадьми.

    В условиях перехода к рыночной экономике термины «менеджмент» и «менеджер» вошли в наш обиход наряду с терминами «управление», «управленческая деятельность», «директор», «руководитель».

    Термин «менеджмент» является синонимом термина «управление», но существенным отличием менеджмента и управления является та среда, в которой происходит процесс.

    Управление имеет более широкое значение. Управление возникло и развивалось как потребность людей в согласованности их действий для достижения определенных результатов. В индивидуальной деятельности управление сводится к согласованию своих собственных действий для достижения желаемого результата. Развитие сознания человека привело к пониманию того, что совместными усилиями можно достичь таких результатов, которых невозможно добиться индивидуально. От управления определенным процессом зависит предвидение результатов, четкость и согласованность действий по достижению результата, время его получения, т.е. управление определяет качество результата.

    По мере усложнения деятельности человека управление выделяется в особый вид деятельности и позднее специализируется. Появляется система управления, состоящая из субъекта и объекта управления, между которыми имеются определенные взаимоотношения, точнее субъект оказывает управляющее воздействие на объект управления, а объект управления, в свою очередь, может отвечать или не отвечать на такое управляющее воздействие, что определяется психологическими особенностями управленческого процесса.

    Более того, управление можно рассматривать с позиции 3 подходов.

    1 подход: Управлением – это функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их целей и программ;

    Из данного аспекта управления следует, что существует три класса управления:

    • в неживой природе (технических системах – управление производственно – техническими процессами, механизмами, системами),

    • в организмах (биологических системах, управление процессами, протекающими в живой природе и связанными с жизнедеятельностью организмов – управление биологическими системами),

    • в обществе (социальных системах – управление людьми, наиболее сложная область управления). Управление в социальных системах можно рассматривать в широком смысле как управление в любой организации людей независимо от целей их деятельности (управление государством, армией, церковью, библиотекой, больницей, предприятием и т.д.). В этой массе организаций имеются те, которые ставят своей целью получение прибыли, управление в этих организациях носит название менеджмент.

    Менеджмент – вид управления в социально – экономической системе. Этим он и отличается от управления войсками, государственного управления, бюрократического управления и т.д.

    Управление используется не только для условий рынка, но и в управлении некоммерческими предприятиями. В этом случае управление проявляется как совокупность различных аспектов, которые используются для определения понятия менеджмент.

    Менеджмент имеет место в тех случаях, когда производство функционирует в условиях рынка, наблюдается высокая степень самостоятельности в действиях управленческих работников, которых называют менеджерами. Однако содержание работы менеджеров также имеет некоторые особенности. На начальных этапах становления общества и производства управленческие функции выполнялись самими владельцами предприятий, однако, по мере роста производства управление усложнялось, и управленческие функции пришлось распределить среди специально подготовленных людей – менеджеров, выполняющих управленческие функции для реализации управленческого процесса.

    2 подход. Управление – это воздействие субъекта (административное, административно – авторитарное, авторитарно – организационное, экономическое или социально – психологическое) на все то, что он пытается подчинить своей воле, изменить, преобразовать, направить на достижение поставленной цели.

    Управление начинается с проявления волевого акта, выдачи организатором команды сигнала, указания, задания, наряда и т.д. Осуществляется посредством контроля, надзора, требования отчета и учета результатов исполнения, оперативной корректировки при отклонениях от намеченных параметров и траектории движения к цели; завершается процессом стимулирования управляемого объекта, поощрением при положительных результатах либо заменяется применением санкций в случае неудач;

    Основными признаками, присущими управлению являются:

    • целенаправленность: исходный пункт управления – постановка целей. Цель – желаемое состояние объекта управления и его параметров, т.е. будущее состояние, которого необходимо достичь. Целью может служить и определенная траектория развития, которой должен следовать объект управления.

      • воздействие на объект – это комплекс мер, позволяющий изменить характер деятельности системы (организации) и перевести ее в новое состояние (использование различных ресурсов, разработка проектов, обучение персонала, приказы, распоряжения).

    В управлении можно выделить объект и субъект управления, т.е. управляющую и управляемую подсистему. Элементы, на которые направлена эта деятельность (управление), называется объектом управления. Это управляемая подсистема. Направление управленческой деятельности осуществляет субъект управления (управляющая подсистема). Любая организация есть совокупность управляемой и управляющей подсистем .

    Управление – целенаправленное информационное воздействие одной системы на другую с целью изменения ее поведения в определенном направлении.

    Управление представляет собой планомерную деятельность управляющей подсистемы, направленную на оптимальное функционирование и на развитие управляемой подсистемы.

    3 подход. Управление рассматривается как социальное управление, т.е. воздействие на общество с целью его упорядочения, совершенствования развития.

    По мнению П. В. Шеметова, управление трактуется как:

    1. элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающих сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы цели деятельности – что уже было рассмотрено;

    2. особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективно целенаправленную и производительную группу;

    3. соединение искусства науки, которое необходимо для организации деятельности людей таким образом, чтобы обеспечивалось наилучшее использование всех наличных ресурсов для достижения намеченных целей;

    4. искусство заставить события свершиться.

    Термин «менеджмент» в обозначении управления появился в США, и в настоящее время известен практически каждому. В общедоступном понимании менеджмент обозначает умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Термин «менеджер» независимо от уровня управления обозначает принадлежность к профессиональной деятельности в качестве управляющего. Менеджер – управляющий, обладающий профессиональными знаниями по организации и управлению производством.

    Менеджер –это специалист, профессионально занимающийся управленческой деятельностью в конкретной области функционирования предприятия.

    Управление — это процесс работы вместе с людьми и через них для достижения организационных целей эффективными способами.

    Управление предприятием – деятельность по координации различных ресурсов организации.

    Это определение управления отличается от определения управления в прошлом тем, что менеджеры не только отдают приказы, они работают вместе с людьми и через других людей. Менеджеры сегодня нуждаются в творческом воображении и активном продвижении смелых новых направлений этическими и чувствительными методами. Хорошие, эффективные менеджеры являются игроками одной команды, действующими по желанию и при активной поддержке других людей, которыми управляют противоречивые личные интересы.

    studfile.net

    Check Also

    Психологические особенности детей 5-6 лет: что нужно знать родителям

    Как меняется поведение ребенка в 5-6 лет. На что обратить внимание в развитии дошкольника. Какие …

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *