Понедельник , 23 декабря 2024
Разное / Общее понятие менеджмента: что это означает, определение, чем занимается, основы и функции

Общее понятие менеджмента: что это означает, определение, чем занимается, основы и функции

Содержание

что это означает, определение, чем занимается, основы и функции

  • Старт бизнеса
    • Профориентация
    • Целеполагание
    • Будущее
  • Развитие бизнеса
    • Управление
    • Финансы
    • Кадры
    • Юриспруденция
  • Продажи
  • Привлечение клиентов
    • Тендеры
    • Лидогенерация
    • Лендинги
    • Контекстная реклама
    • Социальные сети
    • Инстаграм
    • Реклама
  • Деловой мир
    • Кейсы
    • Тесты
  • Старт бизнеса
    • Профориентация
    • Целеполагание
    • Будущее
  • Развитие бизнеса
    • Управление
    • Финансы
    • Кадры
    • Юриспруденция
  • Продажи
  • Привлечение клиентов
    • Тендеры
    • Лидогенерация
    • Лендинги
    • Контекстная реклама
    • Социальные сети
    • Инстаграм
    • Реклама
  • Деловой мир
    • Кейсы
    • Тесты
  • Супер
  • Интересно
  • Любопытно
  • Скучно
  • Плохо
  • Популярное
  • Лучшее
  • В тренде
Рубрики
  • Профориентация
  • Целеполагание
  • Будущее
  • Управление
  • Финансы
  • Кадры
  • Юриспруденция
  • Продажи
  • Лидогенерация
  • Лендинги
  • Контекстная реклама
  • Социальные сети
  • Инстаграм
  • Реклама
  • Тендеры
  • Кейсы
  • Тесты

Поиск

1 ПОНЯТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА. Менеджмент. Шпаргалка

Слово «менеджмент» (management) в переводе с английского языка означает «управление». В недавнем времени этим термином обозначали умение управлять лошадьми. В настоящее же время речь идет об управлении людьми, умении добиваться поставленных целей, используя их труд и мотивы поведения. Однако не следует толковать слово «менеджмент» однозначно. Из фундаментального «Оксфордского словаря» можно извлечь следующие его значения:

1) особого рода умелость;

2) власть и искусство толкования;

3) способ, манера общения с людьми;

4) административная единица.

Таким образом, данный термин можно рассматривать с разных сторон. Во-первых, менеджмент – это отрасль знаний, которая с помощью управленческого искусства достигает успеха в таких областях, как экономика, социология, психология, право и др. Во-вторых, менеджмент – это профессиональная деятельность, направленная на формирование и обеспечение целей организации путем рационального использования ресурсов.

Основная цель менеджмента – обеспечение гармонии в развитии организации, т. е. согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов организации.

Категория менеджмента – это наиболее общее и фундаментальное понятие, отражающее существенные свойства и устойчивые отношения в процессах управления организацией.

Для определения содержания менеджмента необходимо выделить: 1) основные функции;

2) виды;

3) методы;

4) принципы.

Можно выделить три группы функций:

1) общие;

2) социально-психологические;

3) технологические.

Все функции менеджмента тесно связаны между собой. Их взаимодействие составляет четкую структуру.

Виды менеджмента – определенные области управленческой действительности, связанной с решением определенных задач менеджмента.

Методы менеджмента – это система правил и различных процедур, решение различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации.

Можно выделить три группы методов в исследованиях:

1) методы управления функциональными подсистемами организации;

2) методы управления функциями менеджмента;

3) методы подготовки и принятия управленческих решений.

Принципы менеджмента – какие-либо закономерности, устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие организации. Большое внимание на современном этапе уделяется человеческому фактору в управлении. В связи с этим появилось много трудов, связанных со спецификой личности человека, развитием его лидерских качеств и способностей, работ, посвященных управлению как одним человеком, так и группой людей. Особое внимание уделяется мотивации труда персонала.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

сущность, функции и принципы — Студопедия

1. Понятие, цели и задачи менеджмента

2. Функции и принципы менеджмента

Понятие, цели и задачи менеджмента

В современном мире термин менеджмент употребляется для определения различных понятий. Во-первых, менеджмент означает определенный вид деятельности по руководству людьми в различных организациях для достижения целей этих организаций. Во-вторых, под менеджментом понимается область знаний, помогающих осуществить профессиональную деятельность по управлению достижением желаемого результата конкретной деятельности. И, в-третьих, это понятие ассоциируется с определенной категорией людей (определенным социальным слоем), которые осуществляют работу по управлению. Сегодня эта деятельность превратилась в самостоятельную профессию, область знаний – в самостоятельную дисциплину, в социальный слой – в весьма влиятельную общественную силу.

Однако приведенное выше представление менеджмента является слишком общим для понимания сущности и отличительных особенностей специфической деятельности по управлению организацией для достижения ее целей. В литературе по менеджменту имеются различные определения этого понятия.

В качестве примеров рассмотрим ряд из них, получивших наиболее распространение:

1. Менеджмент – это достижение целей организации посредством скоординированных усилий работающих людей.

2. Менеджмент – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу (организацию).


3. Менеджмент – это процесс планирования, организации, руководства и контроля для достижения целей организации посредством скоординированного использования человеческих и материальных ресурсов.

Несмотря на различия, приведенные примеры определения менеджмента позволяют выделить его общие черты: обязательное наличие целей при управлении; особый, интеллектуальный характер этого вида деятельности; управление имеет место в организации. Кроме того, дополнительно к перечисленным общим чертам следует выделить в определении менеджмента присущую ему совокупность основных процессов управления: планирование, организация, руководство и контроль.

В русском языке термин «Менеджмент» является аналогом понятия «управление», что не в полной мере соответствует действительности и имеет некоторые отличия:


Понятие «управление» намного шире. Оно применяется во многих видах человеческой деятельности и в различных ее сферах (управление в неживой природе, биологических системах, управление государством и т.д.), а также применительно к органам управления.

Термин «менеджмент» применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне предприятия, корпорации, действующих в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали употреблять и в отношении не предпринимательских организаций.

Сущность менеджмента составляет управление организацией (хозяйствующим субъектом) в условиях рынка, с учетом использования методов и механизмов хозяйствования в рыночной экономике. Прежде всего, это проявляется в направленности деятельности организации (и соответственно управления этой деятельностью) на удовлетворение общественной потребности и спроса рынка, на обеспечение требований конкретных потребителей, на разработку и производство тех видов продукции и услуг, которые могут быть реализованы (проданы) и обеспечат получение желаемой (планируемой) прибыли. Особенностью менеджмента, определяющей его содержание, является постоянная адоптация деятельности предприятия и управления к внешней среде, включая корректировку целей и программ их достижения в зависимости от конъюнктуры рынка в изменений социально-экономической среды.

Важной составляющей менеджмента, отражающей его сущность, является также направленность управления на постоянное повышение эффективности производства за счет получения лучших результатов с наименьшими затратам. При этом объективная оценка конкретных результатов деятельности конкретного предприятия или его хозяйственно самостоятельных подразделения определяется на рынке в процессе реализации продукции и услуг. Эффективный менеджмент предполагает также хозяйственную самостоятельность субъектов хозяйствования, обеспечивающую свободу принятия управленческих решений теми, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности предприятий и его подразделений, а также необходимость использования современной информационной базы и компьютерной техники для многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений.

Таким образом, содержательное определение менеджмента может быть представлено таким образом:

Менеджмент представляет самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение намеченных целей предприятии (корпорации) в ходе любой хозяйственной деятельности в рыночных условиях, путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов механизма менеджмента.

Основные положения приведенной формулировки определения менеджмента требуют пояснения для их однозначного понимания.

Менеджмент как самостоятельный вид деятельности предполагает, что менеджер независим от собственности на капитал компании (предприятия), в которой он работает. Он может владеть ее акциями, а может и не иметь их, работая в обоих случаях по найму в качестве управляющего. Менеджмент объединяет усилия работников различных специальностей, включая: инженеров, проектировщиков, маркетологов, экономистов, психологов, бухгалтеров, плановиков и других, которые работают руководством менеджера, управляющего предприятием, производственным отделением или корпорацией в целом.

Под хозяйственной деятельностью предприятия в определении менеджмента понимается его функционирование в любой отрасли экономики (промышленности, торговле, строительстве, транспорте, банковском деле, страховом деле и т.д.). При этом учитывается любая функциональная область деятельности (НИОКР, производство, сбыть, финансы и другая деятельность), если она направлена на получение прибыли, предпринимательского дохода или социальной выгоды как конечного результата (желаемых целей) такой деятельности.

Содержанием хозяйственной деятельности предприятия является обеспечение процесса производства всеми необходимыми ресурсами и организация технологического цикла преобразования ресурсов в качественный продукт (услугу) в целом.

Рациональное использование материальных и трудовых ресурсов предполагает достижение целей при минимуме затрат и максимуме полученного результата. Это осуществляется в процессе управления, когда усилия работников предприятия (группы сотрудничающих людей) направляются на достижение его общих целей на основе соответствующей мотивации их труда.

Менеджмент имеет свой собственный механизм, который направлен на решение конкретных проблем взаимодействия при реализации социально-экономических, технологических, социально-психологических задач, возникающих в процессе хозяйственной деятельности предприятия.

Под механизмом менеджмента понимается внутреннее устройство, принципы, методы, процедуры, объективно обусловленные осуществлением хозяйственной деятельности предприятия в рыночных условиях, когда результаты управленческой и хозяйственной деятельности получают оценку на рынке в процессе обмена (цены, финансы, кредит, прибыль, фонды и формы экономического стимулирования, плата за ресурсы, развитие отношений собственности, маркетинг и т.п.).

Механизм менеджмента, в свою очередь, состоит из общей технологии, определяемой как основы менеджмента и экономического механизма.

Основы менеджмента включают общие технологические аспекты и механизмы, которые содержат: принципы, методы, функции управления и организационные структуры, управленческие решения и другие связующие элементы менеджмента, а также технологии процессов управления, научную организацию труда (в том числе менеджеров) и некоторые другие категории.

Экономический механизм менеджмента включают три основных блока: внутрифирменное управление; управление производством; управление персоналом. Целью настоящего издания является рассмотрение механизма внутрифирменного управления. Управление производством и персоналом является предметом соответствующих специализированных дисциплин. Поэтому при изложении материалов по организации производства и проблемам управления трудовыми ресурсами автор счел возможным ограничится только сведениями, отражающими только основные подходы к эффективному управлению этой деятельностью и оценкой ее влияния на эффективность управления предприятием.

Характерные черты менеджмента отражают отличительные особенности управления предприятием, которые являются принципиальными при рассмотрении и описании его содержания.

Во-первых, менеджмент представляет собой особый вид деятельности, присущий рыночной экономике. При этом под менеджментом следует понимать профессиональное управление, существенными элементами которого, определяющими его особенности, являются всесторонний анализ и учет конкретных условий функционирование предприятия в процессе управлении (принятия управленческих решений), разработка, реализация и управление нововведениями, формирование стратегии и тактики развития предприятия.

Во-вторых, менеджмент основывается на экономических методов управления, которые, в свою очередь, ориентированы на получение экономической выгоды (прибыли) или социального эффекта.

В-третьих, управление предприятием направлено на достижение эффективной организации труда при его функционировании, постоянное повышение производительности труда и качества продукции, которые являются главными элементами формирование конкурентных преимуществ предприятия, определяющими его позицию и успех на конкурентном рынке.

В-четвертых, менеджмент – это система гибкого управления, позволяющая предприятию своевременно перестроить свою деятельность, чутко реагировать на конъюнктуру рынка, а также на изменение условий конкурентной борьбы и социальные факторы развития (страны, региона, отрасли и самого предприятия). Центральным звеном организации его гибкого управления предприятием является развитие и повышение эффективности его маркетинговой деятельности и использование маркетингового подхода в менеджменте.

В-пятых, менеджмент следует рассматривать как науку искусства организации и координации совместной деятельности (персонала предприятия, его подразделений), умение работать с ними для достижения целей предприятия, используя наиболее подходящие для конкретных условий стили и методы руководства. Современный менеджмент отличает гуманизация управленческой деятельности, которая выражается в направленности работы менеджера на повышение благосостояния персонала предприятия.

Содержание менеджмента можно рассматривать в различных аспектов. В сфере внутрифирменного управления менеджмент принято рассматривать как науку и практику управления, как организацию управления предприятием и как процесс принятия управленческих решений.

Менеджмент как наука и практика управления. Научной (теоретической) базой менеджмента является общая теория управления, общая теория систем, исследование и достижение в области математике, включая количественные методы исследований операций и моделирование, психология, социология, информатика, инженерные и экономические науки.

Под научными основами управления понимается система научных знаний, которые составляют теоретическую базу практики управления, а точнее – обеспечивают практику менеджмента научными рекомендациями.

Менеджмент как организация управления предприятием призван обеспечить управление любыми видами хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли (предпринимательского дохода) или решение социальной задачи (задач).

Содержание менеджмента включает совокупность действий, направленных на детальное представление желаемого результата (целей) и реализацию достижения предприятием этих целей.

Достижение конечных результатов (целей) предприятия предполагает преобразование ресурсов (капитал, материальные ресурсы, технологии, информация, трудовые ресурсы) и осуществление различных управленческих действий, направленных на решение конкретных производственных и социальных задач. Такое понятие менеджмента соответствует пониманию внутрифирменного управления при рассмотрении общих принципов и конкретных методов, механизмов и технологий реализации практических задач управления предприятием, корпорацией.

Менеджмент как процесс принятия управленческих решений отражает процесс управления предприятием как непрерывную цепь разрешения конкретных проблем в осуществлении его хозяйственной деятельности. При этом любая ситуация, возникающая в процессе управления, является конкретной задачей для руководителя-менеджера и требует от него принятия решения (в том числе в отношении целей и программы действий по их достижению). Это касается всех уровней управления.

Функции и принципы менеджмента

Управление в организации – это процесс, состоящий из последовательных действий по реализации функций управления для того, чтобы сформировать и достичь ее цели (целей).

Функциями управления называют управленческие действия, направленные на решение конкретных производственных и социальных задач для достижения целей организации.

Функции управления можно также определить как виды управленческой деятельности, необходимые для организации и руководства тем или иным объектом (организацией, предприятием, подразделением, группой) для осуществления целенаправленной деятельности по достижению желаемого результата. Содержание функций управления отражает две стороны управленческой деятельности. Во-первых, функция определяет необходимые действия (что необходимо делать) и, во-вторых, раскрывает конкретное содержание этих действий (как это делать).

Основными функциями управления являются, планирование, организация, мотивация и контроль. Эти функции реализуются на всех уровнях управления (высший, средний и нижний уровни) и во всех уровнях деятельности организации. Содержание этих функций и сложность управленческой деятельности на каждом уровне управления определяется конкретным перечнем задач, их спецификой и объемом.

Функция планирования может быть определена как способ, с помощью которого руководство обеспечивает единое скоординированное направление усилий всех сотрудников на достижение общих целей организации (включая и формулирование самих целей).

Функция организации определяется вид управленческой деятельности, направленной на обеспечение нормального функционирования организации в соответствии с определенным планом достижения желаемого результата. Она обеспечивает координацию деятельности всех подразделений и сотрудников организации для достижения поставленных целей.

Функция контроля в управлении реализуется как процесс, по средствам которого руководство организации удерживает ее на запланированной траектории достижения целей, получая информацию о текущих результатах деятельности и устраняя выявленные отклонения от установленных показателей.

Функция мотивации предусматривает действия, направленные на то, чтобы побудить всех сотрудников организации к результативной деятельности для достижения ее целей.

Приведенные функции управления находятся в тесной взаимосвязи.

Приведенную взаимосвязь функций управления принято называть внешний.

Функция планирования является первой в процессе управления организацией (предприятием, корпорацией). Она осуществляется менеджерским корпусом для определения целей организации, а также путей и средств их достижения. По своей сути реализация функции планирования представляет заблаговременную и детальную подготовку к будущему.

Содержание планирования как функции управления состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка.

Для обеспечения эффективного управления деятельностью предприятия функция планирования должна обеспечивать полноту и максимальную достоверность планирования, ясность и однозначность планов, а также непрерывность планирования.

Процесс планирования включает несколько последовательных этапов (стадий) конкретных управленческих действий, в том числе:

1. Определение целей организации.

2. Определение задач деятельности организации (данный этап должен осуществляться одновременно на всех уровнях управления при обязательном согласовании принимаемых решений).

3. Составления планов выполнения работ по решению поставленных задач. Одновременно с разработкой планов осуществляется определение критериев и стандартов, по которым может быть оценена эффективность решения каждой задачи.

4. Разработку общих направлений выполнения планов на каждом управленческом уровне, обеспечивающих координацию работ направленных на достижение желаемого результата (целей).

5. Разработку конкретных процедур и правил выполнения планов.

Функции менеджмента

I. Функция организации представляет совокупность действий управленческого персонала, направленных на создание организационных условий для обеспечения наиболее эффективного достижения желаемого результата. Организация работ – это функция, которую должны осуществлять все руководители независимо от их ранга.

Функцию организации можно определить как процесс создания организационной структуры предприятия, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для реализации его (предприятия) целей.

Процесс создания организационных условий (организационной структуры) для реализации целей предприятия включает следующие стадии работы:

1. Детализацию целей, которые были сформулированы в процессе планирования, определение конкретных задач для их достижения с учетом специфики и сложности планируемого результата деятельности предприятия. Выполнение этой стадии в рамках функции организации непосредственно связано и практически выполняется совместно с функцией планирования.

2. Определение всех видов работ, которые необходимо выполнить для решения конкретных задач, направленных на достижение целей предприятия. Эта деятельность также тесно связана с реализацией функции планирования и направлена, прежде всего, на уточнение конкретного содержания выполняемых (запланированных) работ и их специализации.

3. Оценка имеющихся человеческих ресурсов, их идентификация с конкретными видами работ и группирование в организационные формирования по родственным работам, технологиям и квалификационным требованиям к персоналу. Этот процесс направлен на создание конкретных подразделений и организационной схеме их взаимодействия (формирование организационной структуры), которая будет способствовать результативному и эффективному выполнению планируемых работ по достижению целей организации.

4. Определение степени ответственности и характера полномочий управленческого персонала различных уровней подразделений и предприятия в целом с учетом принятой организационной схемы и структуры управления для достижения желаемого результата (целей).

5. Оформление и утверждение (формализация) организационных схем и структуры, положений по элементам формируемой организационной структуры, должностных инструкций, норматив и т.д.

II. Функция контроля может быть определена как процесс, при помощи которого руководство получает информацию о действительном состоянии дел по выполнению плана о ходе решения задач, направленных на достижение целей организации. Реализация контроля включает также оценку отклонений от плана, определение их причин и принятие управленческих решений.

Контроль как функция менеджмента представляет собой вид управленческой деятельности, обеспечивающий возможность удержания организации на выбранном (запланированном) пути достижения целей путем периодической оценки, сопоставления текущих результатов деятельности организации с установленными планами (стандартами) и принятия необходимых корректирующих действий.

Для обеспечения этой функции на всех предприятиях создаются соответствующие системы контроля с целью организации оперативной обратной связи между реальными показателями деятельности предприятия и его планами. Чем точнее и оперативнее такие системы, тем большая вероятность достижения желаемого результата за счет своевременной корректировки как предпринимаемых усилий для достижения целей, как и самих целей с учетом изменения реальной ситуации во внешней и внутренней среде организации. Критерием эффективности любой системы контроля служит ее способность обеспечивать возможность (организационные и информационные условия) для принятия своевременных управленческих воздействий по достижению целей организации.

Все системы контроля, несмотря на их огромное разнообразие, базируются на единой идее обратной связи и на единых элементах функции контроля. К основным элементам функции контроля обычно относят этапы процесса контроля. Необходимыми элементами организации контроля также являются типовые технологии реализации функции контроля и основные задачи, решаемые контролем для достижения целей организации.

Этапы процесса контроля (как основные элементы контроля) включают:

— Установление показателей деятельности предприятия, которые должны оцениваться в процессе контроля.

— Измерение фактически достигнутых результатов и определение отклонений от установленных величин (стандартов).

— Проведение корректировок в случае, когда достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

Контроль является неотъемлемым элементом эффективной деятельности организации.

Основные задачи реализации функции контроля должны включать:

— обнаружение и устранение неопределенности;

— предупреждение возникновения кризисных ситуаций;

— поддержание успеха и широту контроля.

III. Функция мотивации.

Мотивация представляет процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации.

Поведение человека всегда мотивировано. Традиционный подход к мотивации основывается на понимании того, что сотрудники – это ресурсы организации, которые необходимо рачительно и эффективно использовать.

Суть мотивации сотрудников в современном менеджменте состоит в познании и реализации путей их личных интересов, предоставлении им возможность реализовать себя в процессе достижения целей организации.

В литературе по управлению делались неоднократные попытки свести мотивационные тенденции поведения человека в определенные системы и на этой основе представить соответствующие теории.

Наиболее распространенные теории мотивации подразделяются на две категории: содержательные теории мотивации, ориентированные на определение потребности и связанные с ними факторы, определяющие поведение людей; процессуальные теории мотивации, базирующие на анализе того, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения.

Сущность и содержание менеджмента. Предмет и метод менеджмента

7

  1. Понятие и сущность менеджмента, его основные черты

  2. Предмет, метод и задачи науки и практического менеджмента.

  3. Виды и уровни менеджмента. Интегральная модель менеджмента.

1. Понятие и сущность менеджмента, его основные черты

Термин MANAGEMENT американского происхождения не переводится на русский язык дословно. В русском переводе этот термин является аналогом понятия «управление», что не в полной мере соответствует действительности, хотя и отражает общую суть обоих понятий применительно к управлению организацией. Для корректности использования терминов «менеджмент» и «управление» в сфере управления следует отразить их содержательные отличия.

Понятие «управление» намного шире. Оно применяется во многих видах человеческой деятельности и в разных её сферах (управление в неживой природе, биологических системах, управление государством и т.д.).

Термин «менеджмент» применяется лишь к управлению социально-экономи-ческими процессами на уровне предприятия, корпорации.

В англоязычных и других рыночно-ориентированных странах термин «менеджмент» употребляется в различных значениях, но всегда применительно к управлению хозяйственной деятельностью. Здесь термин control для управления в неживой природе и государственного управления – administration.

В упрощённом понимании, менеджмент может быть представлен как деятельность по достижению поставленных целей организации, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей.

В современном мире термин «менеджмент» употребляется для определения различных понятий:

  • как определённый вид деятельности по руководству людьми в различных организациях для достижения их целей;

  • область знаний, помогающая осуществить профессиональную деятельность по управлению достижением желаемого результата;

  • определённая категория людей, которые осуществляют работу по управлению.

В литературе имеются различные определения данного понятия. Рассмотрим наиболее распространённые.

1. Менеджмент – это достижение целей организации посредством скоординированных усилий работающих людей.

2. Менеджмент – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу (организацию).

3. Менеджмент – это процесс планирования, организации, руководства и контроля для достижения целей организации посредством скоординированного использования человеческих и материальных ресурсов.

[Несмотря на различия, приведённые определения менеджмента позволяют выделить его общие черты:

  • обязательное наличие цели при управлении;

  • особый интеллектуальный характер указанного вида деятельности;

  • управление имеет место только в организации;

  • менеджменту присуща совокупность основных процессов управления: планирование, организация, руководство и контроль.]

Сущность менеджмента составляет управление организацией (хозяйствующим субъектом) в условиях рынка, с учётом использования методов и механизмов хозяйствования в рыночной экономике. Прежде всего, это проявляется в направленности деятельности организаций на удовлетворение общественной потребности и спроса рынка, на обеспечение требований конкретных потребителей, на разработку и производство тех видов продукции и услуг, которые могут быть реализованы и обеспечат получение желаемой прибыли. Особенностью менеджмента, определяющей его содержание, является постоянная адаптация деятельности предприятия и управления к внешней среде, включая корректировку целей и программ их достижения в зависимости от конъюнктуры рынка и изменений социально-экономической среды. Важной составляющей менеджмента, отражающей его сущность, является также направленность управления на постоянное повышение эффективности производства за счёт получения наилучших результатов с наименьшими затратами. Эффективный менеджмент предполагает также хозяйственную самостоятельность субъектов, обеспечивающую свободу принятия управленческих решений теми, кто несёт ответственность за конечные результаты деятельности предприятия и его подразделений, а также необходимость использования современной информационной базы и компьютерной техники для многовариантных расчётов при принятии обоснованных и оптимальных решений.

Учитывая изложенное, определение менеджмента может быть уточнено.

Менеджмент – самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение намеченных целей предприятия (корпорации) в ходе любой хозяйственной деятельности в рыночных условиях, путём рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов его механизма.

Далее даётся пояснение основным определениям: менеджмент как самостоятельный вид деятельности, хозяйственная деятельность предприятия, определение целей предприятия, рациональное использование материальных и трудовых ресурсов, механизм менеджмента (принципы, методы, функции управления, управленческие решения и т.д.).

Менеджмент как самостоятельный вид профессиональной деятельности предполагает, что менеджер независим от собственности на капитал компании (предприятия), в которой он работает. Он может владеть её акциями, а может и не иметь их, работая в обоих случаях по найму в качестве управляющего. Менеджмент объединяет усилия работников различных специальностей, включая инженеров, проектировщиков, маркетологов, экономистов, психологов, бухгалтеров и др., которые работают под руководством менеджера, управляющего предприятием, производственным отделением или корпорацией в целом. Понятие менеджмент определяет принадлежность конкретного специалиста к профессиональной деятельности в качестве управляющего независимо от занимаемого им организационного уровня управления в иерархии предприятия, а также сферы его профессиональной подготовки и практической работы. Профессиональный менеджмент как самостоятельный вид профессиональной деятельности предполагает наличие в качестве субъекта этой деятельности специалиста-менеджера и в качестве объекта – хозяйственную деятельность предприятия, его конкретную сферу или подразделение (производство, сбыт, финансы, НИОКР, другие сферы и подразделения).

Характерные черты менеджмента

Характерные черты менеджмента отражают отличительные особенности управления предприятием.

Во-первых, менеджмент представляет собой особый вид деятельности, присущий рыночной экономике. При этом под менеджментом следует понимать профессиональное управление, существенными элементами которого, определяющими его особенности, являются всесторонний анализ и учёт конкретных условий функционирования предприятия в процессе управления (принятия управленческих решений), разработка, реализация и управление нововведениями, формулирование стратегии и тактики развития предприятия и т.д.

Во-вторых, менеджмент основывается на экономических методах управления, которые, в свою очередь, ориентированы на получение экономической выгоды (прибыли) или социального эффекта.

В-третьих, управление предприятием направлено на достижение эффективной организации труда при его функционировании, постоянное повышение производительности труда и качества продукции, которые являются главными элементами формирования конкурентных преимуществ предприятия, определяющими его позицию и успех на конкретном рынке.

В-четвёртых, менеджмент – это система гибкого управления, позволяющая предприятию современно перестраивать свою деятельность, чутко реагировать на конъюнктуру рынка, а также на изменение условий конкурентной борьбы и социальные факторы развития (страны, региона, отрасли и самого предприятия). Центральным звеном организации гибкого управления предприятием является развитие и повышение эффективности его маркетинговой деятельности и использование маркетингового подхода в менеджменте.

В-пятых, менеджмент следует рассматривать как науку и искусство организации и координации совместной деятельности людей (персонала предприятия, его подразделений), умение работать с ними для достижения целей предприятия, используя наиболее подходящие для конкретных условий стили и методы руководства. Современный менеджмент отличает гуманизация управленческой деятельности, которая выражается в направленности работы менеджера на повышение благосостояния персонала предприятия.

2 Понятие и содержание менеджмента.

Термин “менеджмент” в обозначении хозяйственного управления появился в США и дословно на другой язык не переводится.

В общедоступном понимании “менеджмент” – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.

Следует различать понятия: управление, менеджмент, руководство. Управление > менеджмент > руководство.

Содержание менеджмента можно рассматривать в трёх системах:

  • как науку и искусство управления,

  • как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений,

  • как аппарат управления деятельностью организации.

Менеджмент как наука управления представляет систему знаний о законах, принципах, и методах управления, средствах и формах управления. Наука управления вырабатывает знания, которые позволяют научно управлять.

Но менеджмент вместе с тем – это искусство управления. В практике управления всегда неповторимы конкретные обстоятельства, действующие лица, принятые решения.

Поэтому успех управления во многом зависит от умения руководителя правильно оценить особенности людей, от его индивидуальных способностей, личной инициативы, интуиции, умения работать с людьми.

Умение все это использовать в управлении является искусством. Искусству управления можно научиться через опыт, им полнее овладевают только люди, имеющие к этому личные способности и талант.

Менеджмент также рассматривают как вид деятельности человека, направленный на достижение определенной цели. Для этого принимаются управленческие решения, позволяющие направить действия людей организации в едином направлении.

Менеджмент рассматривается и как орган или аппарат управления, в рамках которого реализуются функции управления. Аппарат управления является составной частью любой организации и без него организация не может существовать.

Между этими аспектами нет противоречия, все они вместе раскрывают сущность и содержание понятия менеджмент.

Таким образом, менеджмент – это вид профессиональной деятельности по управлению людьми в любой отрасли экономики и любой сфере деятельности, если она направлена на получение прибыли или предпринимательского дохода как конечного результата.

Важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и создания оказание услуг с учетом потребностей потребителей и обеспечению рентабельности деятельности организации.

В качестве объекта менеджмента выступает хозяйственная деятельность организации в целом или её конкретная сфера (финансы, сбыт, и. т. д.).

Менеджмент как социальный институт обычно относится только к тем организациям, которые осуществляют свою деятельность в целях получения прибыли или предпринимательского дохода, независимо от характера деятельности.

Но в настоящее время менеджмент перешагнул границы сферы бизнеса. Технику и методы менеджмента стали широко применять и некоммерческие организации – государственные органы, правительственные учреждения и др.

Значения менеджмента выходит за рамки отдельной организации, где он осуществляется. Менеджмент оказывает значительное влияние на экономику всей страны. Поэтому справедливым является утверждение, что нет слаборазвитых стран, а есть только слабоуправляемые страны. Нашу страну, которая является богатой по природным ресурсам, можно назвать обществом с плохим управлением.

Различают общий и функциональный менеджмент.

Общий или генеральный менеджмент заключается в управлении деятельностью организаций в целом или её самостоятельных хозяйственных звеньев.

Функциональный или специальный менеджмент заключается в управлении определенными сферами деятельности организации или её звеньев.

Такими видами специального менеджмента являются:

  • инновационный менеджмент,

  • производственный менеджмент,

  • финансовый менеджмент,

  • международный менеджмент,

  • экологический менеджмент,

  • менеджмент маркетинга,

  • персональный менеджмент.

В любой организации общий и функциональный менеджмент существуют в единстве, составляя целостную систему менеджмента.

Учебный курс который вам предстоит освоить, может быть определен как общий менеджмент. В условиях ИНСТИТУТА, кроме него читаются лекционные курсы по отдельным видам функционального менеджмента.

Существует также самоменеджмент, т. е. самоуправление менеджера.

В любой организации, независимо от вида деятельности, менеджмент представляет собой процесс состоящий из четырёх последовательно выполняемых управленческих действий. Эти действия называются функциями менеджмента или общими функциями управления.

К ним относятся:

  • планирование, включающее выбор целей и план по их достижению;

  • организация – распределение задач между подразделениями или работниками и установления взаимодействия между ними;

  • мотивация – побуждение к работе с использованием мер поощрения и принуждения

  • контроль, который заключается в сопоставлениифактических результатов с теми, которые были запланированы. (рис. 2)

Все эти функции действуют в единстве, связаны между собой и вместе определяют содержание процесса управления.

Функции менеджмента пронизывают организацию сверху донизу, но на разных уровнях каждая из них приобретает свой особый характер, имеет разный объём работ и содержание. (Рис. 3) Носителями этих функций является вся управляющая система в целом.

Менеджмент обязательно предполагает профессионализацию управления, т. е. превращение труда по управлению в самостоятельный, специфический вид труда – особую профессию, профессию менеджера.

Менеджер – это специалист профессионально занимающийся управленческой деятельностью в конкретной – области функционирования организации.

Профессиональное занятие означает, что этот специалист работает по найму, занимает постоянную должность менеджера в организации и наделен полномочиями принимать управленческие решения в определенной сфере деятельности организации.

Термин “менеджер” применяется для обозначения следующих категорий сотрудников организации:

  • руководителей группы

  • начальников отделов, служб

  • руководителей производственных подразделений (начальников цехов, производств)

  • администраторов различных уровней

  • руководителей организаций в целом

В российской практике используются как равнозначные термины “менеджер” и “руководитель”

Как записано во многих зарубежных руководствах, менеджеры – это люди, наделенные большим объёмом работ, с которым они могут справиться только с помощью других людей, им подчинённым.

Труд менеджера имеет ряд особенностей по сравнению с другими видами управленческого труда:

  • во-первых, это умственный, творческий характер труда; менеджер делает человеческие, финансовые, физические ресурсы максимально продуктивными;

  • во-вторых, это особый предмет труда менеджера – информация, преобразуя которую они принимают решения, а также связи, отношения;

  • в качестве орудий труда выступают средства работы с информацией;

  • результат деятельности менеджера оценивается по достижению поставленных целей.

В работе каждого менеджера, какой бы деятельностью он не занимался, есть 5 обязательных базовых операций:

  • менеджер, во-первых, устанавливает цели. Он определяет задачи, решает, что должно быть сделано, чтобы достичь этих целей;

  • во-вторых, менеджер организует. Он формирует организационную структуру, выбирает людей для выполнения задач, распределяет между ними обязанности;

  • в третьих, менеджер поддерживает мотивацию и коммуникацию. Он составляет команду из сотрудников, стимулирует их работу, осуществляет постоянную коммуникацию со своими подчиненными, начальниками и коллегами;

  • четвертый элемент в работе менеджера – измерение. Он устанавливает показатели, по которым оценивается результат деятельности сотрудников, и сообщает их.

  • наконец, в-пятых, он способствует росту людей, включая самого себя.

Следует иметь в виду, что менеджер не обязательно начальник, он может и не иметь подчиненных. Менеджера делает менеджером не власть, а вклад в деятельность всей организации и ответственность за её результаты.

Менеджеры отличаются от других специалистов только этой ответственностью за работу организации.

Например, разница между начальником отдела рыночных исследований компании с аппаратом в пятнадцать человек и исследователем рынка, который делает ту же работу без всякого аппарата, только в средствах, а не вкладе и функции. Оба они менеджеры.

Менеджеры являются ключевыми людьми в организации, но они различаются по роли в организации.

По месту в системе управления выделяют менеджеров трёх уровней: высшего, среднего и низового уровня.

Менеджеры высшего уровня несут ответственность за координацию деятельности организации в целом.

Менеджеры среднего уровня занимаются в основном решением оперативных задач. К ним относятся: начальники отделов, служб, начальники цехов, директора филиалов и др.

Менеджера низового уровня осуществляют координацию работы неуправленческих работников, они отвечают за выполнение производственных заданий, за использование выделенных ресурсов. К ним относятся мастера, начальники участков, руководители цеховых бюро.

В организации различаются также линейные и функциональные менеджеры.

К линейным менеджерам относятся лица, действующие на основе единоначалия, ответственные за состояние и развитие организации или её отдельного подразделения.

Это генеральные директора, директора, управляющие, начальники цехов и др.

К функциональным менеджерам относят работников, ответственных за определенную сферу в системе управления и возглавляющих функциональные подразделения. Например, главный бухгалтер, начальник отдела и др.

Функциональные менеджеры могут быть только на высшем и среднем уровне управления.

Особый характер труда менеджеров предопределяет и состав требований, предъявляемых к ним.

Можно выделить 3 категории требований к профессиональной компетенции менеджера:

  • Знания в области теории управления и умения в сфере практики управления;

  • Способность к коммуникации и умении работать с людьми;

  • Компетенция в области специализации организации, т. е. наличие специальных знаний в вопросах технологии производственныхпроцессов, теоретических и практических аспектов производств.

Следует также отметить, менеджер относится к тем профессиям, которые может освоить только человек с определенными врожденными психофизическими характеристиками.

В понятном аппарате зарубежного управления понятие “менеджмент” часто соединяется с понятием “бизнес”.

Но бизнесмены и менеджер – это не одно и то же. Бизнесмен – это человек, который “делает деньги”, это владелец капитала, находящегося в обороте и приносящего доход. Он не занимает постоянной должности, но является владельцем акций корпорации и может состоять членом егоправления.

Более частным видом бизнеса является предпринимательство. Этот вид деятельности связан с личностью человека – предпринимателя, который занимается бизнесом, приносящий ему доход, реализует нововведения, вкладывает собственные средства в новое дело, принимая на себя риск.

В отличие от предпринимателя, менеджер – наемный работник, обладающий специальной профессиональной подготовкой в области менеджмента. Его доходы зависят от качества его труда.

В этом основные отличия предпринимателя и менеджера.

Любой предприниматель одновременно является и менеджером. Он самостоятельно устанавливает цели деятельности. Менеджеру цели задаются извне.

Предприниматель не всегда может быть хорошим менеджером, имеющим навыки управления людьми. Для этого требуется особые, отличные от предпринимательских, способности.

Таким образом, вам предстоит изучить основы менеджмента – особой области знаний, которая находится на стыке многих наук.

Целью учебного курса является овладение знаниями по управлению деловой организацией в условиях рынка, а также определенными навыками в руководстве людьми.

Данная дисциплина предусматривает изучение науки управления и конкретного практического опыта в области управления.

1. Понятие менеджмента

9

Информационный материал для студентов 6 курса заочной формы получения образования фармацевтического факультета и факультета подготовки иностранных граждан по специальности «Фармация» по теме: «ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА».

План

1. Понятие менеджмента

2. Законы и закономерности менеджмента

3. Принципы менеджмента

4. Функции менеджмента

5. Уровни и виды управления

6. Подходы к управлению: ситуационный, системный, процессный.

7. Методы управления

В условиях рыночных отношений аптечные структуры приобретают хозяйственную самостоятельность, которая сопровождается возникновением различных проблем. Аптечные предприятия сталкиваются с вопросами снабжения и сбыта, ценообразования, изучения рынка, конкурентоспособности товара, обеспечения эффективной деятельности предприятий. Чтобы решать возникшие проблемы, необходимо овладеть новыми знаниями и научиться пользоваться ими на практике. Важная часть этих знаний – постижение науки и искусства менеджмента.

«Менеджмент» (manage– управлять) – слово английского происхождения. Трактовок менеджмента существует великое множество. И это оправдано, так как на любой стадии развития организации мы имеем дело с менеджментом различного типа (технологический, финансовый, корпоративный и т.п.).

Возник менеджмент в Америке с появлением первых переселенцев. Первоначально он означал умение рачительно вести домашнее хозяйство. С развитием общества, экономики понятие «менеджмент», естественно, трансформировалось

В общем виде менеджмент следует представлять как науку и искусство побеждать, умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект людей. Речь идет о целенаправленном воздействии на людей с целью превращения неорганизованных элементов в эффективную и производительную силу. Другими словами, менеджмент – это человеческие возможности, с помощью которых лидеры используют ресурсы для достижения стратегических и тактических целей организации.

Термины «управление» и «менеджмент» часто используются как синонимы. В классическом же представлении термин «управление» шире термина «менеджмент», так как применяется к различным видам человеческой деятельности, например, управление автомобилем и иными более сложными техническими системами. Термин «менеджмент» означает управление социально-экономическими процессами на уровне организации – управление хозяйственной деятельностью и личностью, персоналом.

Таким образом, главная цель менеджмента – получить желаемые результаты на основе согласованных действий многих людей.

Менеджменту присущи характерные черты:

  • обязательное наличие цели при управлении;

  • особый, интеллектуальный характер этого вида деятельности;

  • управление имеет место в организации;

  • управление направлено на достижение эффективной организации труда, постоянное повышение производительности труда и качества продукции;

  • гибкость управления, позволяющая своевременно перестраиваться, чутко реагировать на конъюнктуру рынка, а также на изменение условий конкурентной борьбы и социальные факторы развития.

2. Законы и закономерности менеджмента

Законы являются объективными экономическими категориями и определяют форму структуру процесс управления. В науке под законом понимают отношения которые носят характер устойчивых объективных существенных и повторяющихся при определенных условиях явлений.

Законы т. о. отражают сущность определенной совокупности явлений.

К общим законам управления относят:

Закон специализации;

Закон интеграции;

Закон необходимой и достаточной централизации управления;

Закон демократизации управления;

Закон времени.

1. Закон специализации управления. Сущность заключается в том, что управление на предприятии осуществляется значительным числом работников и возникает необходимость в разделении различных функций и полномочий отдельных людей.

Современный менеджмент включает: управление политикой предприятия, общими вопросами, производством, закупками, сбытом, финансами; и разделение деятельности управленческого персонала носит характер специализации, профессионализма.

На современном предприятии, ввиду того, что управление является сложным делом, функцию руководства, как правило, выполняет группа людей.

2. Закон интеграции управления– дифференциация неотделима от интеграции. Интеграция – это объединение разрозненных, специальных действий в единый общий процесс управления. Этот закон носит объективный характер, т.е. в практической работе управление не может быть осуществлено без объединения, координации деятельности работника.

3. Закон необходимой и достаточной централизации управления.

Этот закон можно рассмотреть как закон оптимального сочетания централизации и децентрализации управления.

Закон предполагает с одной стороны централизацию управления. Т.е. проведение определенной линии управления по вертикали (сверху-вниз), с другой – он предусматривает и необходимость передачи отдельных функций управления на более низкий уровень.

Организации, в которых руководство высшего звена оставляет за собой большую часть полномочий – называются централизованные; децентрализованные организации, в которых полномочия распределены по нижестоящим уровням управления.

Преимущества централизации:

улучшается контроль управления службой;

обеспечивается целостность, согласованность действий;

дает возможность избежать ошибок в решениях, принимаемых менее опытными руководителями.

Преимущества децентрализации:

облегчает процесс управления большой фирмой за счет передачи полномочий на средние и низшие уровни управления;

право принимать решения, предоставляется руководителю, который непосредственно занимается данным вопросом;

способствует быстрому продвижению молодых специалистов;

стимулирует инициативу.

4. Закон демократизации управления.

Управление будет эффективно только в том случае, если оно соответствует интересам людей. Для этого необходимо чтобы управление было не только профессиональным, но и демократическим.

Демократизация включает широкий круг вопросов: привлечение большого числа трудящихся к управлению, использование закона демократизации управления.

5. Закон времениявляется важным законом рыночной экономики. Время превратилось в экономическую категорию, ценность которой определяет все стороны деятельности предприятия (скорость производства, быстрота оборота капитала, реакция на изменение условий).

В процессе управления время находится в центре внимания. В рыночных условиях важно определить своих конкурентов, быстрее найти новые рынки, успеть перестроить правленческую структуру.

Принципы менеджмента: понятие, виды

Понятие принципов менеджмента

Слово «принцип» происходит от латинского слова «principium», что означает основа, начало. В принципах объединяются все открытые современной наукой закономерности и законы, а также практический опыт.

Принципы управления в самом общем виде можно трактовать как нормы, закономерности и правила, изначальные в отношении процесса управления, сформированные на основании уровня развития и сущности общества и его производительных сил, выполнение которых (закономерностей, правил и норм) будет способствовать решению задач и выполнению поставленных перед обществом целей.

Принципы управления – это руководящие правила, которые определяют базовые требования к структуре, организации и системе управления. Принципы управления так же как и закономерности разделяются на общие и частные.

Общие принципы управления

Общие принципы управления отличаются тем, что им свойственен универсальный характер и они влияют на все отрасли управления и на все сферы народного хозяйства.

К общим принципам управления относят:

  • ответственность;
  • иерархичность;
  • дисциплину;
  • компетентность;
  • стимулирование;
  • целенаправленность;
  • централизацию и децентрализацию управления.

Принцип целенаправленности базируется на программно-целевом управлении и предполагает постановку четких целей перед каждой организацией и каждым из ее подразделений. При этом, цель должна быть определенной предельно конкретно, реальной и достижимой, что мобилизует усилия сотрудников на ее выполнение и придает работе более здравый смысл.

{{ banner }} 

Принцип целенаправленности подразумевает не только постановку целей, но и соотнесение данных целей с нужными ресурсами. При этом, важным является не только обеспечение увязки целей с главными ресурсами, которые необходимы для их выполнения, но и акцентирование внимания на самом слабом элементе, которое может стать причиной невыполнения целей.

Принцип ответственности предполагает наказание членов предприятия за невыполнение порученных задач или функций. При этом, необходимо, чтобы ответственность была равна полномочиям, по мере увеличения полномочий должна возрастать мера наказания. Этот принцип, к сожалению, далеко не всегда выполним в практике менеджмента (особенно на высших уровнях иерархии), что приводит к некомпетентному управлению, необдуманным решениям, злоупотреблению властью, а все это нередко, в конечном счете, является причиной гибели предприятий.

Принцип компетентности заключается в знании руководителем объекта управления либо, по крайней мере, его способностей воспринимать консультацию компетентных специалистов при принятии решений. Принцип компетентности взаимосвязан с горизонтальным разделением труда по функциям.

В современных условиях возрастание популярности деятельности в сфере торговли и рост числа лиц, которые не имеют специальной подготовки, но фактически работающих

Что такое менеджмент? определение, характеристики, уровни и функции

Определение : Управление можно определить как процесс администрирования и контроля деятельности организации , независимо от ее характера, типа, структуры и размера. Это действие по созданию и поддержанию такой бизнес-среды, в которой члены организации могут работать вместе и эффективно и результативно достигать бизнес-целей.

Менеджмент действует как руководство для группы людей, работающих в организации и координирующих свои усилия для достижения общей цели.

Другими словами, это касается , оптимально использующего 5М, то есть людей, машины, материалы, деньги и методы , и это возможно только при правильном направлении, координации и интеграции процессов и действий для достижения желаемых результатов. .

Характеристики менеджмента

characteristics of management

  • Универсальный : Все организации, независимо от того, являются они коммерческими или нет, нуждаются в управлении для управления своей деятельностью.Следовательно, он универсален по своей природе.
  • Целенаправленно : Каждая организация настроена с заранее определенной целью, и руководство помогает своевременно и плавно достичь этих целей.
  • Непрерывный процесс : Это непрерывный процесс, который имеет тенденцию сохраняться, пока существует организация. Это требуется во всех сферах деятельности организации, будь то производство, человеческие ресурсы, финансы или маркетинг.
  • Многомерный : Управление не ограничивается только управлением людьми, оно также управляет работой, процессами и операциями, что делает его междисциплинарной деятельностью.
  • Групповая деятельность : Организация состоит из разных членов, которые имеют разные потребности, ожидания и убеждения. Каждый человек присоединяется к организации с разными мотивами, но, став частью организации, они работают для достижения той же цели. Это требует надзора, командной работы и координации, и, таким образом, управление становится очевидным.
  • Динамическая функция : Организация существует в деловой среде, которая имеет различные факторы, такие как социальные, политические, правовые, технологические и экономические.Небольшое изменение любого из этих факторов повлияет на рост и эффективность организации. Итак, чтобы преодолеть эти изменения, руководство формулирует стратегии и реализует их.
  • Нематериальная сила : Управление нельзя ни увидеть, ни потрогать, но можно почувствовать его существование в том, как функционирует организация.

Точно, все функции, виды деятельности и процессы организации взаимосвязаны друг с другом. И задача руководства — собрать их так, чтобы они помогли достичь желаемого результата.

Уровни управления

levels of management

  1. Высшее руководство : Это самый высокий уровень в организационной иерархии, который включает Совета директоров и руководителей. Они несут ответственность за определение целей, разработку планов, стратегий и политик.
  2. Менеджмент среднего уровня : Это второй и самый важный уровень в корпоративной лестнице, поскольку он создает связь между высшим и низшим уровнем управления.В его состав входят руководителей отделов и подразделений, которые отвечают за реализацию и контроль планов и стратегий, которые формулируются высшим руководством.
  3. Управление нижнего уровня : иначе называется управлением функциональным или операционным уровнем. В его составе руководителя первого звена, мастера, контролеров. Поскольку руководство более низкого уровня напрямую взаимодействует с рабочими, оно играет решающую роль в организации, поскольку помогает сократить потери и время простоя рабочих, улучшая качество и количество продукции.

Три уровня управления образуют иерархию управления, которая представляет положение и ранг руководителей и менеджеров на диаграмме.

Функции управления

functions of management

  • Планирование : Это первая и самая важная функция менеджмента, то есть заранее решить, что делать в будущем. Он включает в себя формулирование политики, установление целей, планирование действий и так далее.
  • Организация : После того, как планы сформулированы, следующим шагом будет организация действий и ресурсов, например, определение задач, их классификация, распределение обязанностей между подчиненными и распределение ресурсов.
  • Штатное расписание : Подразумевает наем персонала для осуществления различных видов деятельности организации. Это необходимо для того, чтобы на правильную работу был назначен правильный человек.
  • Направление : Задача менеджера — направлять, контролировать, руководить и мотивировать подчиненных, чтобы гарантировать, что они работают в правильном направлении в том, что касается целей организации.
  • Контроллинг : Контрольная функция руководства включает в себя ряд шагов, которые необходимо предпринять, чтобы убедиться, что производительность сотрудников соответствует планам.Он включает в себя установление стандартов производительности и сравнение их с фактическими показателями. В случае каких-либо отклонений необходимо предпринять необходимые шаги для их исправления.

Координация — важная особенность управления, которая означает интеграцию действий, процессов и операций организации и синхронизацию усилий, чтобы гарантировать, что каждый элемент организации способствует ее успеху.

.

Концепций организации

Рабочие отношения — вертикальные и горизонтальные связи между отдельными людьми и группами, — которые существуют внутри организации, влияют на то, как ее деятельность выполняется и координируется. Эффективная организация зависит от владения несколькими важными концепциями: специализация работы, порядок подчинения, полномочия, делегирование, объем контроля и централизация в сравнении с децентрализацией. Многие из этих концепций основаны на принципах, разработанных Анри Файолем.

Специализация работы

Одна из популярных организационных концепций основана на фундаментальном принципе, согласно которому сотрудники могут работать более эффективно, если им позволено специализироваться. Специализация труда, , иногда называемая разделением труда, — это степень, в которой организационные задачи разделены на отдельные должности. Сотрудники каждого отдела выполняют только задачи, относящиеся к их специализированной функции.

При обширной специализации сотрудники специализируются на одной задаче, например, на запуске конкретной машины на заводской сборочной линии.Работа, как правило, небольшая, но работники могут ее выполнять эффективно. Напротив, если бы один заводской служащий построил целый автомобиль или выполнил большое количество несвязанных работ на заводе по розливу, результаты были бы неэффективными.

Несмотря на очевидные преимущества специализации, многие организации отходят от этого принципа. Из-за слишком большой специализации сотрудники изолированы и выполняют только мелкие, узкие и скучные задачи. Кроме того, если этот человек покинет компанию, его специализированные знания также могут исчезнуть.Многие компании увеличивают количество рабочих мест, чтобы создавать более сложные задачи, и создают команды, чтобы сотрудники могли сменять несколько рабочих мест.

Цепочка подчинения

Цепочка подчинения — это непрерывная линия полномочий, которая связывает всех лиц в организации и определяет, кто кому подчиняется. В этой цепочке есть два основных принципа: единоначалие и скалярный принцип.

  • Единство команды: Этот принцип гласит, что у сотрудника должен быть один и только один руководитель, перед которым он или она несет прямую ответственность.Ни один сотрудник не должен подчиняться двум или более людям. В противном случае сотрудник может получить противоречивые требования или приоритеты сразу от нескольких руководителей, что поставит этого сотрудника в безвыходную ситуацию.

Иногда, однако, организация намеренно разрывает цепочку подчинения, например, когда создается проектная группа для работы над специальным проектом. В таких случаях члены команды подчиняются своему непосредственному руководителю, а также руководителю проекта группы. Другой пример: торговый представитель подотчетен как непосредственному начальнику округа, так и специалисту по маркетингу, который координирует внедрение нового продукта в домашнем офисе.

Тем не менее, эти примеры являются исключениями из правил. Они происходят при особых обстоятельствах и обычно только в рамках особого типа группы сотрудников. Однако по большей части, распределяя задачи между отдельными лицами или группируя задания, руководство должно обеспечить, чтобы у каждого был один босс и только один босс, которому он или она напрямую подчиняются.

  • Скалярный принцип: Скалярный принцип относится к четко определенной линии полномочий, которая включает всех сотрудников в организации.Классическая школа менеджмента предполагает, что должна существовать четкая и непрерывная цепочка команд, связывающая каждого человека в организации с последовательно более высокими уровнями власти, вплоть до высшего менеджера. Когда организации растут в размерах, они, как правило, становятся выше по мере добавления все новых и новых уровней управления. Это увеличивает накладные расходы, добавляет больше коммуникационных уровней и влияет на понимание и доступ между верхним и нижним уровнями. Это может значительно замедлить процесс принятия решения и привести к потере контакта с клиентом или покупателем.

Полномочия — это формальное и законное право менеджера принимать решения, отдавать приказы и распределять ресурсы для достижения организационно желаемых результатов. Полномочия менеджера определены в его должностной инструкции.

Организационная власть основана на трех важных принципах:

  • Полномочия основаны на положении в организации, и все лица, занимающие такую ​​же должность, обладают такими же полномочиями.
  • Власть принимается подчиненными.Подчиненные подчиняются, потому что считают, что менеджеры имеют законное право отдавать приказы.
  • Полномочия переходят вниз по вертикальной иерархии. Должности наверху иерархии наделены более формальными полномочиями, чем должности внизу.

Кроме того, полномочия бывают трех типов:

  • Линейные полномочия дают руководителю право руководить работой своих сотрудников и принимать многие решения без консультации с другими.Линейные менеджеры всегда отвечают за такие важные виды деятельности, как продажи, и они уполномочены отдавать приказы своим подчиненным по цепочке подчинения.
  • Полномочия персонала поддерживают линейные полномочия, консультируя, обслуживая и помогая, но этот тип полномочий обычно ограничен. Например, помощник начальника отдела имеет полномочия в отношении персонала, потому что он или она действует как продолжение этих полномочий. Эти помощники могут давать советы и предложения, но им не нужно подчиняться.Глава отдела может также предоставить помощнику полномочия действовать, например, право подписывать отчеты о расходах или служебные записки. В таких случаях директивы передаются под непосредственным руководством начальника.
  • Функциональные полномочия — это полномочия, делегированные отдельному лицу или отделу в отношении определенных действий, выполняемых персоналом других отделов. Руководители персонала могут обладать функциональными полномочиями, что означает, что они могут отдавать приказы ниже по цепочке подчинения в очень узких пределах своих полномочий.Например, руководители на заводе-изготовителе могут обнаружить, что их непосредственные начальники имеют над ними линейные полномочия, но что кто-то в штаб-квартире корпорации может также иметь линейные полномочия в отношении некоторых их действий или решений.

Зачем организации создавать руководящие должности? В конце концов, эта власть нарушает принцип единоначалия, заставляя людей подчиняться двум начальникам. Ответ заключается в том, что функциональные полномочия позволяют специализацию навыков и улучшенную координацию.Первоначально эта концепция была предложена Фредериком Тейлором. Он отделил «планирование» от «делания», создав специальный отдел, чтобы освободить рабочего и мастера от работы по планированию. Роль мастера стала следить за тем, чтобы запланированные операции были выполнены. Основная проблема функционального авторитета — это перекрывающиеся отношения, которые можно решить, четко обозначив людям, над какими действиями их непосредственные начальники имеют власть, а какие — под чьим-то руководством.

Делегация

Понятие, связанное с полномочиями, — это делегирование. Делегирование — это нисходящая передача полномочий от менеджера подчиненному. Большинство организаций сегодня поощряют менеджеров делегировать полномочия, чтобы обеспечить максимальную гибкость в удовлетворении потребностей клиентов. Кроме того, делегирование ведет к расширению прав и возможностей, поскольку люди имеют свободу вносить идеи и выполнять свою работу наилучшим образом. Такое участие может повысить удовлетворенность сотрудников работой и часто приводит к повышению производительности труда.Без делегирования менеджеры выполняют всю работу сами и недоиспользуют своих сотрудников. Умение делегировать имеет решающее значение для успеха в управлении. Менеджерам необходимо сделать четыре шага, если они хотят успешно делегировать обязанности своим командам.

1. Определите задачи для отдельных членов команды.

Менеджер должен убедиться, что сотрудники знают, что они несут полную ответственность за выполнение определенных заданий.

2. Предоставьте членам команды необходимые полномочия для выполнения заданий.

Обычно сотруднику назначаются полномочия, соизмеримые с задачей. Классический принцип организации предостерегает руководителей от делегирования полномочий без предоставления подчиненным полномочий для выполнения делегированных задач. Когда у сотрудника есть ответственность за результат задачи, но мало полномочий, выполнение работы возможно, но сложно. Подчиненный, не имеющий полномочий, должен полагаться на убеждение и удачу, чтобы оправдать свои ожидания.Когда у сотрудника есть полномочия, превышающие ответственность, он или она может стать тираном, используя власть для легкомысленных результатов.

3. Убедитесь, что члены команды принимают на себя ответственность.

Ответственность — это оборотная сторона авторитета. Ответственность — это обязанность выполнять порученную сотруднику задачу или действие. Важное различие между полномочиями и ответственностью заключается в том, что руководитель делегирует полномочия, но ответственность разделяется.Делегирование полномочий дает подчиненному право брать на себя обязательства, использовать ресурсы и предпринимать действия в отношении возложенных на него обязанностей. Однако при выполнении этого делегирования созданное обязательство не перекладывается с руководителя на подчиненного — оно разделяется. Супервизор всегда сохраняет некоторую ответственность за работу, выполняемую подразделениями или отдельными лицами более низкого уровня.

4. Создайте подотчетность.

    • Члены команды должны знать, что они несут ответственность за свои проекты. Ответственность означает ответственность за свои действия и принятие последствий. Членам команды может потребоваться отчитываться и обосновывать результаты задачи своему начальству. Менеджеры могут встроить подотчетность в свои организационные структуры, отслеживая результаты деятельности и награждая успешные результаты. Хотя менеджеров поощряют делегировать полномочия, они часто считают выполнение этого шага трудным по следующим причинам:
    • Делегирование требует планирования, а планирование требует времени.Менеджер может сказать: «К тому времени, как я объясню кому-то эту задачу, я смогу сделать это сам». Этот менеджер упускает из виду тот факт, что первоначальное время, потраченное на предварительное обучение кого-то выполнению задачи, может сэкономить гораздо больше времени в долгосрочной перспективе. Как только сотрудник научится выполнять задачу, менеджеру не придется тратить время на то, чтобы снова показать этому сотруднику, как это делать. Это улучшает ход процесса с этого момента.
    • Руководители могут просто не доверять способностям своих подчиненных.Такая ситуация способствует формированию отношения: «Если хочешь, чтобы все было хорошо, делай сам». Если руководители чувствуют, что их подчиненным не хватает способностей, им необходимо провести соответствующее обучение, чтобы всем было комфортно выполнять свои обязанности.
    • Менеджеры несут двойную ответственность. Руководители несут ответственность за свои действия и действия своих подчиненных. Если подчиненный не выполняет определенную задачу или выполняет ее плохо, в конечном итоге ответственность за неудачу подчиненного ложится на руководителя.Но по той же причине, если подчиненный преуспевает, менеджер также разделяет этот успех, и отдел может быть еще более продуктивным.
    • Наконец, менеджеры могут воздерживаться от делегирования полномочий, потому что они не уверены в своей ценности для организации. Однако менеджеры должны понимать, что они становятся более ценными по мере того, как их команды становятся более продуктивными и талантливыми.

Несмотря на очевидные недостатки делегирования, в действительности руководитель может улучшить производительность своих рабочих групп, наделив подчиненных полномочиями посредством эффективного делегирования.Немногие менеджеры добиваются успеха в долгосрочной перспективе, не научившись эффективно делегировать полномочия.

Итак, как менеджеры учатся эффективно делегировать полномочия? Следующие дополнительные принципы могут быть полезны менеджерам, которые пытались делегировать полномочия в прошлом и потерпели неудачу:

  • Принцип 1. Подберите сотрудника к задаче. Руководители должны внимательно относиться к сотрудникам, которым они делегируют задачи. Выбранный человек должен обладать навыками и возможностями, необходимыми для выполнения задачи.Возможно, еще важнее передать полномочия человеку, который не только способен выполнить задачу, но и готов выполнить ее. Поэтому менеджеры должны делегировать свои полномочия сотрудникам, которые будут рассматривать свои достижения как личные выгоды.
  • Принцип 2: Будьте организованы и четко общайтесь. Менеджер должен четко понимать, что нужно делать, какие сроки существуют и какие специальные навыки требуются. Кроме того, менеджеры должны уметь эффективно передавать свои инструкции, если их подчиненные должны выполнять их ожидания.
  • Принцип 3: Передайте полномочия и ответственность за выполнение задачи. Процесс делегирования обречен на провал, если лицо, которому делегируется задача, не имеет полномочий на успешное выполнение задачи и не несет ответственности за результаты. Руководители должны ожидать, что сотрудники несут мяч, а затем позволяют им это делать. Это означает предоставление сотрудникам необходимых ресурсов и сил для достижения успеха, своевременную обратную связь об их успехах и полную ответственность за результаты своих усилий.Менеджеры также должны быть готовы ответить на вопросы по мере необходимости.
  • Принцип 4: Тщательно выбирайте уровень делегирования. Делегирование не означает, что менеджер может уйти от задачи или от человека, которому эта задача делегирована. Менеджер должен поддерживать некоторый контроль как над процессом, так и над результатами делегированных действий. В зависимости от уверенности руководителя в подчиненных и важности задачи он может делегировать полномочия на нескольких уровнях.

Диапазон контроля

Диапазон контроля (иногда называемый диапазоном управления) означает количество работников, которые подчиняются одному менеджеру. Сотни лет теоретики искали идеальный диапазон контроля. Когда не стало очевидным идеального количества подчиненных, которыми руководил бы менеджер, они обратили свое внимание на более общий вопрос: должен ли диапазон быть широким или узким.

Когда у менеджера много подчиненных, существует широкий диапазон управления.Как правило, диапазон контроля может быть широким, когда

  • Менеджер и подчиненные очень грамотные.
  • У организации есть хорошо отлаженный набор стандартных операционных процедур.
  • Ожидается несколько новых проблем.

Узкий диапазон управления существует, когда у менеджера всего несколько подчиненных. Пролет должен быть узким при

  • Рабочие физически находятся далеко друг от друга.
  • У менеджера много работы, помимо надзора за рабочими.
  • Между руководителем и работниками требуется интенсивное взаимодействие.
  • Новые проблемы возникают часто.

Имейте в виду, что объем управления может меняться от одного отдела к другому в рамках одной и той же организации.

Общий характер полномочий в организации определяет степень централизации или децентрализации этой организации.

Централизованная организация систематически работает для концентрации власти на верхних уровнях. В децентрализованной организации руководство сознательно пытается передать полномочия на более низкие уровни организации.

На степень централизации или децентрализации фирмы могут влиять различные факторы. Ниже приводится список возможных детерминантов:

  • Внешняя среда, в которой работает фирма. Чем сложнее и непредсказуемее эта среда, тем больше вероятность того, что высшее руководство позволит руководителям нижнего уровня принимать важные решения. В конце концов, менеджеры нижнего звена ближе к проблемам, потому что они с большей вероятностью будут иметь прямой контакт с клиентами и работниками. Таким образом, они могут лучше определять проблемы и опасения.
  • Суть самого решения. Чем рискованнее или важнее решение, тем выше тенденция к централизации принятия решений.
  • Способности менеджеров нижнего уровня. Если у этих менеджеров нет сильных навыков принятия решений, топ-менеджеры не захотят децентрализоваться. Сильные навыки принятия решений на низком уровне способствуют децентрализации.
  • Традиции управления организацией. Организация, которая традиционно практиковала централизацию или децентрализацию, вероятно, сохранит эту позицию и в будущем.

В принципе, ни одна философия не верна или неверна.То, что работает для одной организации, может работать или не работать для другой. Kmart Corporation и McDonald’s добились больших успехов — обе практикуют централизацию. К тому же децентрализация очень хорошо сработала для General Electric и Sears. Каждая организация должна оценить свою ситуацию, а затем выбрать наиболее эффективный уровень централизации или децентрализации.

.

Концепция глобального стратегического управления

  • Просмотр курсов
      • Программы, связанные с вакансиями
        • Курсы для руководителей
          • Управление бизнесом
          • Финансы
          • Торговая марка и маркетинг
          • Аналитика
          • Стратегия и лидерство
          • HR
          • Технологии и ИТ
          • Управление цепочкой поставок
          • Управление проектами
        • Международные курсы
          • Аналитика
          • Технологии и ИТ
          • HR
          • Стратегия и лидерство
    .

    Концепция питания в управлении

    Мощность в управлении

    Мощность легко ощутить, но трудно определить. Это потенциальная способность человека или группы влиять на другого человека или группу. Это способность делать вещи так, как вы хотите. И формальные, и неформальные группы и отдельные лица могут иметь силу ; ему не нужна официальная позиция или поддержка учреждения, чтобы иметь мощность . Влияние может принимать разные формы.Один человек повлиял на другого, если мнения, поведение или точки зрения второго человека изменились в результате их взаимодействия. Power — фактор на всех уровнях большинства организаций. Это может быть фактором практически любого организационного решения.

    Власть и власть

    Иногда власть и власть используются как синонимы, поскольку их цель — влиять на поведение других. Однако между ними есть разница.У власти нет никакой юридической святости, в то время как власть имеет такую ​​святость. Власть институциональная и легитимная. С другой стороны, власть носит личный характер и не имеет никакой легитимности. Но, видимо, власть является решающим фактором, влияющим на поведение в организационной ситуации.

    Подробнее: Разница между властью и властью

    Источники власти в управлении

    Джон Р. П. Френч и Бертрам Рэйвен определили пять оснований или источников власти: законная, вознаграждение, принуждение, экспертная и референтная власть.

    1. Законная власть: Положение человека в организации обеспечивает ему законную власть. Организация дает менеджерам право направлять деятельность своих подчиненных. Законные полномочия аналогичны формальным полномочиям, и, следовательно, они могут быть созданы, предоставлены, изменены или отменены формальной организацией. Структура организации также определяет силу законной власти по месту нахождения. Например, должности более высокого уровня обладают большей властью, чем должности более низкого уровня в классической иерархической организационной структуре.Организации различаются по степени законной власти, которую они предоставляют отдельным лицам. В таких организациях все знают, у кого больше всего власти, и мало кто бросает вызов структуре власти.
    2. Мощность вознаграждения: Этот тип власти — это степень, в которой один человек имеет контроль над вознаграждениями, которые оцениваются другим. Чем выше воспринимаемая ценность таких наград, тем больше их сила. Организационные вознаграждения включают оплату труда, продвижение по службе и ценные офисные должности. Менеджер, который полностью контролирует такие вознаграждения, обладает значительной властью.Менеджер, который использует похвалу и признание, также обладает большой властью.
    3. Принудительная сила: Люди обладают силой принуждения, если они контролируют какую-либо форму наказания, такую ​​как угроза увольнения, отстранения от должности, понижения в должности или других методов затруднения f
    .

    Check Also

    Психологические особенности детей 5-6 лет: что нужно знать родителям

    Как меняется поведение ребенка в 5-6 лет. На что обратить внимание в развитии дошкольника. Какие …

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *