Бизнес-Новости
Разное / Лизинг в россии – | .

Лизинг в россии – | .

Содержание

Лизинг в России, виды и особенности лизинговых компаний (рынок лизинга, лизинг в РФ, банковский лизинг, коммерческий лизинг, услуги лизинга)

Подавляющее большинство обзоров по анализу рынка лизинга в России ориентировано на его непосредственных участников – лизинговые компании. При этом основное внимание уделяется динамике рынка лизинга, доле различных типов имущества в общем объёме лизинговых операций и прочим аспектам, которые не имеют для лизингополучателя никакой практической значимости.

В этой статье мы расскажем о типах лизинговых компаний, работающих на рынке лизинга России и их особенностях, имеющих значение для лизингополучателя.

Виды лизинговых компаний на рынке лизинга РФ

Лизинговые компании, работающие на российском рынке, можно разделить на различные типы в зависимости от размеров, регионов работы, зависимости от одного финансирующего банка, типов передаваемого в лизинг имущества и т.п.

Компании с государственным участием (государственные лизинговые компании)

Государственные лизинговые компании (Сбербанк Лизинг, Росагролизинг, ВЭБ-лизинг, ВТБ Лизинг, Государственная транспортная лизинговая компания и др.) занимают ведущие позиции в рейтингах лизинговых компаний России. Одним из основных преимуществ государственных лизинговых компаний является значительный размер собственного капитала, а также доступ к дешёвым долгосрочным государственным средствам. Это позволяет государственным лизинговым компаниям предлагать очень выгодные условия лизингового финансирования. Государственные лизинговые компании предлагаю клиентам как коммерческий лизинг, так и программы льготного финансирования.

Государственные лизинговые компании могут быть как узкоспециализированными (Росагролизинг – лизинг для сельского хозяйства, Ильюшин финанс – лизинг авиационной техники и т.п.), так и универсальными, работающими по лизингу любого имущества (Сбербанк Лизинг, ВЭБ-лизинг, ВТБ Лизинг и т.п.).

При получении финансирования в государственных лизинговых компаниях к лизингополучателям и лизинговым проектам предъявляются весьма жёсткие требования (особенно в случае получения лизинга на льготных условиях).

Лизинговые компании с развитой филиальной сетью

Многие крупнейшие лизинговые компании имеют развитую филиальную сеть. Филиалы и представительства лизинговых компаний открываются в различных регионах России. Расширение регионального присутствия лизинговых компаний связано с низким уровнем конкуренции на рынке услуг лизинга во многих регионах, высокой потребностью в лизинговом финансировании у клиентов отдалённых регионов, необходимостью проводить оценку бизнеса лизингополучателя «на месте» и осуществлять регулярный контроль за состоянием и условиями эксплуатации предмета лизинга.

При работе с лизингополучателями в регионах лизинговые компании, созданные при банках, используют как филиальную сеть материнского банка, так и собственные филиалы и представительства.

Наличие у лизинговой компании филиала или представительства зачастую не является обязательным условием для заключения лизинговых сделок с лизингополучателями из соответствующего региона. Безусловно, есть лизинговые компании, которые работают только в городах присутствия своего офиса или филиала (либо на определённом удалении от местонахождения офиса). Тем не менее, при выборе условий лизинга стоит обращать внимание также на лизинговые компании, которые находятся в других регионах (как близлежащих, так и весьма удалённых).

Банковские лизинговые компании

Значительное количество лизинговых компаний на рынке лизинга России создано банками либо соответствующими финансовыми группами. Как правила, на принадлежность к соответствуюшей фмнагсовой группе указывает название лизинговой компании:

— «ВЭБ-лизинг» (Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»)

— «Сбербанк Лизинг» («Сбербанк России»)

— ВТБ Лизинг (Банк ВТБ)

— «Газпромбанк Лизинг» («Газпромбанк»)

— «Альфа-Лизинг» («Альфа-Банк»)

— «Райффайзен-Лизинг» («Райффайзенбанк»)

— «МКБ–Лизинг» («Московский Кредитный Банк»)

— «ЮниКредит Лизинг» («ЮниКредит Банк»)

Банковский лизинг характеризуется весьма высокой зависимостью условий лизинга от требований материнского банка. Лизинговая компания, работающая с ресурсами материнского банка, хорошо знает его требования к клиентам и лизинговым сделкам, но при этом ограничена в принятии решений о финансировании лизинговых проектов требованиями основного (зачастую единственного) кредитора.

Лизингополучателю в ряде случаев проще получить финансирование по лизингу в лизинговой компании, организованной банком, в котором у него открыт расчётный счёт или где лизингополучатель получал кредиты. В этом случае лизинговая компания может не проводить проверку лизингополучателя службой безопасности, не запрашивать некоторые документы, что упрощает процесс подготовки лизинговой сделки и сокращает время принятие решения лизинговой компанией.

Лизинговые компании, созданные производителями

Многие крупные производители различной техники для увеличения объёмов продаж своей продукции и предоставления покупателям дополнительной услуги приобретения имущества в лизинг создают лизинговые компании. Лизинговые компании при производителях занимаются реализацией на условиях лизинга только продукции конкретного производителя.

Организованные производителями лизинговые компании часто имеют в дилерских центрах своих представителей либо сотрудников, которые предоставляют покупателям автомобилей и техники услуги лизинга.

На российском рынке лизинга работают следующие компании, созданные производителями:

— Группа компаний «КАМАЗ-ЛИЗИНГ» – лизинг грузовых автомобилей КамАЗ и автобусов НЕФАЗ.

— Фольксваген Груп Финанц – лизинг легковых автомобилей Volkswagen (Фольксваген), Audi (Ауди), SKODA (Шкода), а также лизинг автосервисного оборудования для официальных дилеров и компаний, претендующих на статус официального дилера.

— ООО «Вольво финанс сервис Восток» (ООО «ВФС Восток», Volvo Financial Services) – лизинг грузовой и спецтехники Mack, Renault Trucks, UD Trucks, Volvo Trucks, Volvo Construction Equipment, Volvo Buses, Volvo Penta и Volvo Aero.

— ООО «МАН Файненшиал Сервисес» (MAN Financial Services GmbH ) – лизинг грузовых автомобилей и автобусов MAN.

— ООО «Скания Лизинг» – лизинг грузовых автомобилей Скания (SCANIA).

Компании, специализирующиеся на лизинге автомобилей

На российском рынке лизинга сегмент лизинга легкового и коммерческого транспорта является наиболее развитым и быстро растущим. Практически все лизинговые компании (если только они не являются узкоспециализированными) предлагают условия лизинга легковых и грузовых автомобилей.

На рынке лизинга существуют лизинговые компании, для которых лизинг автомобилей является приоритетным направлением деятельности. К таким компаниям относятся:

— Europlan (Европлан)

— Carcade Лизинг (Каркаде лизинг)

— Элемент Лизинг

— СОЛЛЕРС-ФИНАНС (SOLLERS-FINANCE)

Выделение лизинга автомобилей в качестве приоритетного направления деятельности не означает, что лизинговые компании не финансируют сделки с другими предметами лизинга. В указанных лизинговых компаниях направлению лизинга автомобилей уделяется повышенное внимание: разрабатываются программы лояльности для поставщиков автомобилей, предлагаются различные продукты для клиентов в сегменте лизинга автомобилей и т.п. При этом указанные лизинговые компании, пользуясь своей известностью на рынке лизинга автомобилей и налаженными связями с автосалонами, от которых они имеют постоянный поток клиентов, зачастую предлагают далеко не самые выгодные условия лизинга (прежде всего с точки зрения стоимости ресурсов и цены лизинга).

Лизинг автомобилей является основным направлением деятельности также для лизинговых компаний, созданных производителями соответствующей техники:

— «КАМАЗ-ЛИЗИНГ»

— Фольксваген Груп Финанц

— Вольво финанс сервис Восток

— МАН Файненшиал Сервисес

— Скания Лизинг

Специализированные лизинговые компании (лизинг железнодорожного, авиационного транспорта, сельскохозяйственной техники, медицинского оборудования)

На рынке лизинга России существуют лизинговые компании, специализирующиеся на лизинге определённых типов имущества.

  • лизинг железнодорожного подвижного состава — ООО «Брансвик Рейл Лизинг» (Brunswick Rail), ООО «ТрансФин-М», ГЛК «ТрансКредитЛизинг»
  • лизинг авиатехники, самолётов, оборудования для аэропортов — ООО «Ильюшин Финанс Ко» (ИФК)
  • лизинг племенного скота, техники и оборудования для сельского хозяйства — ОАО «Росагролизинг»
  • лизинг медицинского оборудования и оборудования для косметологии — Медицинская Лизинговая Компания

Выбор среди множества лизинговых компаний той, которая предложит вам наиболее выгодные условия лизинга – сложная и трудоёмкая задача, требующая хорошего знания российского рынка лизинга, программ и продуктов лизинговых компаний.

Специалисты нашей компании готовы оказать вам помощь в выборе лизингодателя и наиболее выгодных условий лизинга с учётом ваших пожеланий.

www.optimumfinance.ru

Лизинг для физ.лиц — выгодная ли это история? — AutoSpot на DRIVE2

Покупка автомобиля – это серьезный шаг для каждого автолюбителя. Все мечтают купить авто на максимально выгодных условиях, в особенности, если нет возможности единовременно внести полную сумму.

До недавнего времени единственной возможностью для физлица купить машину, оплатив лишь часть ее стоимости, был банковский кредит. Но с недавнего времени россиянам доступен еще один вариант приобретения авто – это лизинг.

На сегодняшний день услугами лизинга пользуются в основном компании, а физическим лицам привычнее брать автомобиль в кредит. Но есть и те, кому важнее пользоваться автомобилем более высокого класса за меньшее количество денег. Например, по итогам 2016 года около 30% автомобилей Porsche было продано именно в лизинг.

Разберем более детально все плюсы и минусы лизинга для физических лиц и сравним его с кредитом.

Что такое лизинг?

Само слово «лизинг» пришло к нам из английского языка, это производное от слова «to lease», означающее «сдавать в аренду». И покупка имущества в лизинг как раз подразумевает долгосрочную аренду транспортного средства, оборудования и прочих активов с возможностью выкупа по окончании срока арендного договора.
Возможность купить автомобиль в лизинг у обычного россиянина появилась сравнительно недавно – в 2011 года. Именно тогда были внесены соответствующие поправки в российское лизинговое законодательство.

Виды лизинга

Существует две основных разновидности лизинга, которые применимы для сделок с физическими лицами:
* финансовый (выкупной)– с выкупом транспортного средства по окончании договора. Лизинговая компания приобретает автомобиль у поставщика и передает во владение конечному пользователю. По окончании срока пользования автомобиль переходит во владение конечного пользователя.
* оперативный (возвратный) – без выкупа (долгосрочная аренда). В нашей стране мало распространен. По окончании действия лизингового договора автомобиль возвращается в собственно

www.drive2.ru

Развитие лизинга в РФ

Факторы развития лизинга в РФ

Лизинг в России продолжает развиваться. Начало этому процессу было положено в начале 90-х годов прошлого столетия. Одним из негативных факторов, влияющих на проникновение лизинга в экономику России, стала не в полной мере сформированная инфраструктура лизингового рынка. Кроме того, несогласованность в законодательстве, недостаточный уровень развития вторичных рынков оборудования и техники, недостаточный опыт во взаимодействии участников лизинговой сделки также накладывают отпечаток на степень развитости лизинга.

Лизинг имеет большое значение для экономики страны, особенно для малого и среднего предпринимательства, у коих зачастую наблюдается нехватка собственных финансов для приобретения оборудования, и затруднен доступ к рынку капиталов.

Основными факторами, которые так или иначе сдерживают развитие лизинга в нашей стране и в мире в целом являются:

  • Недостаточная финансовая самостоятельность лизинговых компаний. Зависимость их от банков-учредителей
  • Высокая стоимость кредитов
  • Требование к обеспечению залогом помимо арендованного имущества
  • Нехватка квалифицированных специалистов в области лизинга
  • Законодательные ограничения в области налогообложения, валютных сделок и таможенных процедур

Замечание 1

Однако главным фактором развития лизинга в России становится достаточный уровень ликвидности имущества, передаваемого во временное пользование. Наиболее быстрыми темпами развиваются сектора экономики, в которых заинтересованы инвесторы, и, наоборот, медленнее всего поднимаются сфере, в которые вкладывает в большей степени государство, поскольку там объекты лизинга наименее ликвидны.

Проблемы развития лизинга в РФ, лизинговая культура

На пути развития лизинговых операций в России также стоит и проблема законодательного характера. К сожалению, многие опросы остаются не решенными с точки зрения закона, вследствие чего часто возникают спорные моменты в ходе реализации сделки лизинга. Так, например, многие изменения, вносимые в Налоговый Кодекс РФ и в Закон «О лизинге» логически завершены не были.

Большие возможности для развития лизинга может дать расширение и развитие информационных технологий и инфраструктуры лизинга. Но для достижения этой цели нужны совместные усилия всех участников операций лизинга, что признают и руководители лизинговых компаний, и производители, и лизингополучатели. В настоящее время лизинговая культура в России существует, но ее направления крайне разобщены. Практические навыки координации компаний по лизингу имеются на многих западных предприятиях – многие страны Европы имеют даже лизинговые ассоциации, которые обладают мощными лоббистскими возможностями.

Для развития лизинговой инфраструктуры в России большое значение имеет открытость информации о кредитоспособности лизинговых компаний, что в первую очередь возможно благодаря деятельности кредитных бюро и рейтинговых агентств.

Благодаря деятельности рейтинговых агентств и рассчитанных ими кредитных рейтингов есть возможность обеспечения прозрачности деятельности лизинговых фирм, в т.ч. их клиентов, есть возможность обеспечения удобства работы все участников лизинговой сделки, роста скорости обработки заявлений на заключение договоров лизинга.

Замечание 2

Кроме того, кредитные рейтинги имеют ключевое значение для инвесторов, которые, по сути занимаются кредитованием лизингополучателей. А также для самих лизинговых компаний.

Кредитные рейтинги лизингодателей важны для инвесторов с точки зрения оценки финансовой стабильности лизингодателей, уровня и качества управления активами, проработанности их учетной и налоговой политики. Именно по этой причине развитие рейтинговых систем на рынке российского лизинга позволят в короткие сроки разрешить многие спорные вопросы среди участников лизингового рынка.

spravochnick.ru

История лизинга в России | ООО «Альфа-Лизинг»

Лизинг в России применяется не столь широко как в большинстве стран с развитой рыночной экономикой. Теперь обычно выделяют три периода развития лизинга в России в связи с принятием нормативных документов и становлением российского законодательства о лизинге. Определяя настоящий 4-й период развития, его можно охарактеризовать как реформирование ранее созданного правового регулирования лизинга в РФ.

Первый период

Первый период, до начала 1990-х гг., характеризуется отсутствием какого-либо законодательства, имеющего отношение к лизингу. В 1980 годах лизинговой деятельностью эпизодически занимались лишь крупные внешнеторговые организации бывшего СССР. Лизинг рассматривался ими прежде всего как одна из форм приобретения и реализации такого оборудования, как крупногабаритные универсальные и другие дорогостоящие станки, самолеты, морские суда, автомашины, ЭВМ и т. д., «с использованием специальной формы кредита», под которой подразумевался лизинг.

В начале рыночных реформ (в период перестройки) в СССР лизинговые операции начали более широко практиковать во внешнеторговых организациях, например, таких как: «Автоэкспорт», «Совтрансавто», «Авиаэкспорт», «Совкомфлот», «Совфрахт», «Трактороэкспорт».

Разновидностью лизинговой операции, активно применявшейся Минморфлотом СССР, являлся «бербоут — чартер» — наем морского судна без экипажа. На условиях аренды в СССР использовались иностранные контейнеры.

Внутренний лизинг не получал какого-либо заметного развития до середины 1989 года — до начала перевода предприятий на арендные формы хозяйствования.

Заметным явлением в становлении начальных правил применения аренды и лизинга стали Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде от 23 ноября 1989 года № 810-1 и письмо Госбанка СССР от 16 февраля 1990 года № 270 «О плане счетов бухгалтерского учета», в котором был представлен порядок отражения аренды и лизинга в бухгалтерском учете.

Второй период

Второй период развития лизинга продолжался с начала 1990 гг. до середины 1990 гг. В деятельности предприятий начали появляться договоры, которые носили в себе элементы лизинговых сделок. Однако лизинговое законодательство федерального уровня по-прежнему отсутствовало. Тем не менее, лизинг развивался с применением норм законодательства об аренде. До 1996 г. лизинг мог осуществляться в качестве сделок, «хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему».

В 1993 г. лизинг был классифицирован как вид услуг финансового посредничества. В то время Правительством с целью обновления основных фондов продолжали создаваться лизинговые компании с участием госбанков и других государственных структур. Например, в июне 1991 г. была создана, а с декабря того же года приступила к деятельности международная лизинговая компания «Евролизинг». Ее учредителями стали в том числе Внешэкономбанк СССР, Совморфлот и Госснаб СССР. Наряду с этим в начале 90 гг. появились и первые коммерческие (негосударственные) лизинговые компании, в основном учрежденные банками.

Третий период

Третий период в развитии лизинга в России ( с середины 90-х гг. до 2002 г.) характеризуется принятием специального законодательства о лизинге.

Создаваемые профессиональные объединения со временем стали приобретать формальную основу. Например, в октябре 1994 года была создана Российская ассоциация лизинговых компаний «Рослизинг».

Нормативные акты, способствующие развитию лизинговых отношений, принимались на региональном уровне, а также на уровне министерств и ведомств. На протяжении более чем четырех лет (с сентября 1994 г. до октября 1998 г.) действовало постановление Правительства РФ «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности» от 29 июня 1995 г. № 663, продлеваясь, дополняясь и меняясь в своей редакции пять раз в течение этого времени. И еще два постановления, принятые Правительством РФ, сыграли важную роль в развитии российского лизинга:

  • постановление № 1133 (ноябрь 1995 г.) предусматривало, что лизингополучатель может включать лизинговые платежи в состав затрат;
  • постановление № 752 (июнь 1996 г.) регламентировало, что стороны договора лизинга могут применять механизм ускоренной амортизации к активам, являющимся объектом финансового лизинга, при отражении таковых в своей финансовой отчетности;

8 февраля 1998 г. Президент подписал ФЗ N 16 «О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА «О международном финансовом лизинге». Однако реальные события последних лет свидетельствуют о том, что существенного положительного влияния на прогресс нашей экономики подобные показные мероприятия не оказывают.

Так, при присоединении России к Оттавской Конвенции 1988г. усилий было потрачено немало: общественность и правительство уверяли, что российский лизинг не может без Конвенции развиваться; что это будет прорыв на мировой рынок и т. д. Когда же Россия присоединились, то оказались в одной компании лишь с Нигерией, Панамой, Латвией, Венгрией, Белоруссией. Из развитых стран к этой конвенции присоединились лишь Италия и Франция (с оговорками). Конвенция не получила широкого признания во всем мире — к ней присоединилось лишь 8 стран, из которых 3 — бывшие республики СССР (в том числе Россия).

Важным событием в становлении лизинга в России стало принятие Второй части ГК РФ, которая вступила в силу в марте 1996 года. С тех пор все нормативные документы, регулирующие отношения финансовой аренды (лизинга), должны были рассматриваться в соответствии с ГК.

29 октября 1998 был принят ФЗ N 164 «О лизинге». В общей структуре законодательных актов РФ место собственно закона «О лизинге» в тот период времени не просматривалось. Он был обречен на противоречие с ГК РФ. Поэтому, в последствии закон стал более формальным документом, воспроизводящим основные положения главы 34 ГК РФ и, несколько расширяя их, но не лучшим образом.

Четвертый период

Четвертый период развития лизинга начался во второй половине 2001 г. и продолжается в настоящее время. Он характеризуется реформированием законодательства, регулирующего лизинговую деятельность. Наиболее существенные изменения таковы: вступившая в действие в начале 2002 г. 25-ая глава Налогового Кодекса отчасти закрепила имеющийся льготный налоговый режим для проведения лизинговых операций в России.

Если же рассматривать современную российскую правовую базу для лизинга подробнее, то очевидно, что в ней существует большой ряд проблем. Закон о лизинге продолжает действовать теперь в новой, но по-прежнему несовершенной форме.

alfaleasing.ru

О лизинге

Что такое лизинг

Лизинговая деятельность в России регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным Законом «О лизинге» от 29 октября 1998 года № 164 — ФЗ. Эти два документа устанавливают основные правовые нормы на всех этапах лизинговой сделки.

Лизинг — это вид инвестиционной деятельности, при котором лизингодатель (лизинговая компания) приобретает у поставщика оборудование и затем сдает его в аренду за определенную плату, на определенный срок и на определённых условиях лизингополучателю (клиенту) с последующим переходом права собственности лизингополучателю.

Упрощенно схема взаимодействия сторон следующая:
Лизингодатель приобретает заказанное Лизингополучателем оборудование у выбранного Лизингополучателем Продавца по договору купли-продажи и передает его Лизингополучателю по договору лизинга во владение и пользование на срок договора.

О лизинге:

  • Лизинг — совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга.
  • Договор лизинга — договор, в соответствии с которым арендодатель (далее — лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (далее — лизингополучатель) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. Договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем.
  • Лизинговая деятельность — вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг.

Имущество, предоставленное по договору лизинга, должно использоваться для предпринимательских целей.

  • Предметом лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности.
  • Предметом лизинга не могут быть земельные участки и другие природные объекты, а также имущество, которое федеральными законами запрещено для свободного обращения или для которого установлен особый порядок обращения.

Субъекты лизинга:

  • лизингодатель — физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных или собственных денежных средств приобретает в собственность имущество. Приобретенное имущество лизингодатель предоставляет во временное владение и пользование лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях. По окончании срока договора лизинга право собственности на имущество переходит к лизингополучателю;
  • лизингополучатель — физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга;
  • продавец — физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором купли — продажи с лизингодателем продает лизингодателю в обусловленный срок производимое (закупаемое) им имущество, являющееся предметом лизинга. Продавец (поставщик) обязан передать предмет лизинга лизингодателю или лизингополучателю в соответствии с условиями договора купли — продажи.

Любой из субъектов лизинга может быть резидентом Российской Федерации, нерезидентом Российской Федерации, а также субъектом предпринимательской деятельности с участием иностранного инвестора, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации

Наша компания региональная, создана в г.Челябинске. Отсюда и география нашей деятельности — Южный Урал.

В мировой практике существует два основных вида лизинга: финансовый и оперативный.

Финансовый лизинг представляет собой сделку, при которой полная стоимость оборудования выплачивается в течение срока договора.

Оперативный лизинг трактуется, как обычная аренда, и используется для приобретения права пользования имуществом в течение срока договора без приобретения самого имущества.

В России под термином «лизинг» чаще всего подразумевается финансовая аренда.

Финансовый лизинг – это сделка, в процессе реализации которой лизинговая компания по поручению клиента приобретает имущество у выбранного клиентом поставщика и за определенную плату передает его в пользование этому клиенту. Предприятие — клиент лизинговой компании (лизингополучатель) оплачивает оборудование постепенно, в соответствии с установленным графиком в течение всего срока лизинга (лизингового проекта, лизинговой сделки). После выплаты всех оговоренных в лизинговом договоре платежей, клиент получает оборудование в собственность.

Финансовый лизинг является альтернативой приобретению имущества в кредит.

su-leasing.ru

Развитие лизинга в России

Переход России к рыночной экономике поставил предприятия и организации в новые условия, характеризующиеся возрастающей конкуренцией, сокращением рынка сбыта из-за высоких издержек производства, сложностями поиска поставщиков сырья, материалов и недостатком финансовых ресурсов.

В настоящее время серьезной проблемой для российских предприятий является необходимость широкого обновления и замены основного капитала, поиск и привлечение долгосрочных инвестиций для расширения производства, приобретения современного оборудования и внедрения новых технологий. Активизация инвестиционных процессов в странах с развивающимся рынком, к которым относится и Россия, является ключевым источником экономического роста.

Однако, наблюдающийся почти во всех отраслях российской экономики, рост этот относительно невелик и измеряется единицами процентов. Прежде всего, такой весьма скромный рост при достаточно благоприятных общеэкономических условиях объясняется отсутствием у предприятий средств на инвестиции. Собственными ресурсами обладает лишь незначительная часть предприятий. При этом износ основных фондов в среднем по промышленности составляет более 50%, объем инвестиций за годы реформ сократился в 5 раз.

Например, парк отечественного грузового подвижного состава изношен до предела – особенно тот, который принадлежит МПС, так как за последние 10 лет новые вагоны практически не закупались. Большинство специалистов отмечают, что если не принять своевременных мер, через несколько лет более 50-ти процентов вагонов выработают свой срок службы. Арендные ставки на подвижной состав министерства ежегодно увеличиваются в 1,2–1,5 раза, но вагоны по прежнему продолжают пользоваться повышенным спросом. В условиях дефицита экспедиторы и предприятия – отправители готовой продукции начинают искать пути приобретения вагонов в собственность, тем более что со времен экономического кризиса августа 1998 года большинство мощностей вагоностроительных заводов России восстановлены, здесь снова готовы обеспечивать желающих грузовыми вагонами.

В период структурной перестройки экономики и ускоренной реконструкции устаревшей материально-технической базы производства лизинговая деятельность может иметь особое значение. Это объясняется тем, что лизинговые операции отвечают требованиям научно-технического прогресса и обеспечивают гармоничное сочетание частных и общественных интересов.

Финансовая аренда является эффективным способом решения задачи изыскания ресурсов для своевременной замены устаревшего основного капитала, хорошо апробированным на Западе и в настоящее время получающим развитие у нас.

Правительства многих стран используют лизинг как средство активизации инвестиций. Например, в США на долю лизинга приходится 30% от общего объема инвестиций, в Великобритании – 36%, в Швеции – 21%, в Чехии – 26%, в Германии 16%, в Ирландии – 46%. Лизинг признан Европейской Комиссией в качестве инструмента стимулирования экономики и поэтому включен в ее программу структурных фондов. Эта программа ускоряет внедрение инвестиций в экономически отсталые отрасли и производства стран Европейского Сообщества.

Для производителя и продавца техники лизинг служит единственным и реально эффективным инструментом сбыта, позволяющим значительно увеличить объем продаж за счет привлечения покупателей, не обладающих достаточной платежеспособностью для оплаты товара. При этом создание лизинговых компаний – собственников средств производства представляет собой идеальную возможность эффективной продажи товаров и тесной оперативной связи с клиентами, что характерно для многих европейских государств.

Объектом исследования дипломного проекта является финансовая аренда как инструмент привлечения инвестиций в основные средства предприятия.

Целью исследования данного проекта является выбор варианта приобретения оборудования: по схеме лизинга в сравнении с приобретением данного оборудования в собственность при помощи привлечения заемных средств.

Задачи дипломного проекта, необходимые для достижения цели:

1. Рассмотреть сущность экономической категории «лизинг» и его правовое регулирование.

2. Руководствуясь существующими методиками произвести расчет лизинговых платежей и налогов, подлежащих уплате лизингополучателем на основе конкретной лизинговой операции.

3. Произвести расчет платежей при использовании заемных ресурсов в условиях данного предприятия.

4. Произвести расчет и сравнение текущей стоимости каждой схемы привлечения источников финансирования приобретения оборудования в собственность для выявления наиболее эффективного варианта.

Необходимые для достижения намеченных задач практические знания в области лизинговых операций были получены за время прохождения преддипломной практики на предприятии ОАО «Сильвинит».

1.1 Определение лизинга

Содержание лизинга раскрывается через характеристику его предмета, субъектов, основных функций, принципов, типов, форм и видов.

Термин «лизинг» означает «аренда». При аренде вступают в договорные отношения арендодатель и арендатор по договору сдачи имущества во временное владение и пользование за определенную плату. Как известно, эти отношения в российской практике возникли давно.

Использование термина «лизинг» связано с необходимостью выделения особого вида аренда – финансовой. Импульс к развитию лизинговых отношений в России дал Указ Президента РФ от 17 сентября 1994 г. №1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности».

В соответствии с российским Законом №164-ФЗ от 29.10.1998 г. «О финансовой аренде» в последней его редакции лизинг представляет собой вид инвестиционной предпринимательской деятельности, характеризующейся тем, что предприниматель приобретает в собственность имущество производственного назначения и на основе соответствующего договора передает его другому физическому или юридическому лицу во временное владение и пользование за определенную плату и на иных определенных договором условиях с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга по окончании срока действия договора лизинга.

Предметом лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности. Однако не могут быть предметом лизинга земельные участки и другие природные объекты, а также имущество, которое законом запрещено для собственного обращения или для которого установлен особый порядок обращения.

Начало лизинговой операции, если ее рассматривать укрупненно, распадается на следующие основные стадии:

1) потенциальный лизингополучатель сообщает лизинговой копании, какое оборудование ему необходимо;

2) лизинговая компания покупает это оборудование у фирмы-изготовителя или оптовой фирмы;

3) лизинговая компания, став собственником оборудования, передает его на основании отдельного контракта лизингополучателю во временное пользование. Из этого видно, что операция предполагает заключение двух договоров: договора купли-продажи оборудования и договора передачи этого же оборудования заказчику во временное пользование. В этом смысле лизинг представляет собой комплекс отношений, включающий в себя 2 внутренне связанные, предполагающие друг друга части: отношения по поводу купли-продажи предмета и отношения по поводу передачи предмета во временное пользование. Главными в лизинге являются отношения по поводу временного использования оборудования, тогда как отношения по поводу купли-продажи этого оборудования играют второстепенную роль.

Здесь имеется ввиду стандартный вариант проведения операции, в которой участвуют 3 стороны: лизингополучатель, лизингодатель и поставщик предмета лизинга). Однако лизинг может проводиться и в таких вариантах, в которых участвуют и меньше, и больше сторон.

Изложенное можно представить в виде схемы.

Рисунок 1.1 – Принципиальная схема лизинговой операции

Краткое операционное содержание схемы:

1. Заявка на лизинг. До подачи заявки потенциальный лизингополучатель может сам определить будущего поставщика или круг поставщиков.

2. Заказ-наряд на поставку оборудования.

3. Договор купли-продажи оборудования.

4. Поставка оборудование и оформление акта его приемки в эксплуатацию.

5. Договор лизинга.

6. Передача предмета лизинга.

Основными элементами лизинговой операции являются:

– объект сделки;

– субъекты сделки;

– срок лизинга;

– лизинговые платежи;

– услуги, предоставляемые по лизингу.

Объектом лизинга , как уже отмечалось, может быть любой вид материальных ценностей, используемый в производственном цикле, если оно не уничтожается в ходе одного производственного цикла. Различают лизинг движимого и недвижимого имущества.

Субъектами лизинга являются стороны, имеющие непосредственное отношение к объекту сделки. При этом их можно подразделить на основных или прямых и косвенных участников.

Лизингодатель – физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных и / или собственных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность и предоставляет его в качестве предмета лизинга в собственность лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга

Лизингополучатель – физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано на определенных условиях принять предмет лизинга во временное владение и пользование.

mirznanii.com

Рейтинг лизинговых компаний России — Москва

Рэнкинги лизинговых компаний

По данным исследования Эксперт РА «Рынок лизинга по итогам 2017 года: движение вверх», 66% всех договоров лизинга в 2017 были сконцентрированы в топ-10 лизинговых компаний, это компании (по расположению в рэнкинге): Государственная транспортная лизинговая компания, «СБЕРБАНК ЛИЗИНГ», «ВЭБ-лизинг», «ВТБ Лизинг», «ЛК «Европлан», «Трансфин-М», «Балтийский лизинг», «Сименс Финанс», «Альфа Лизинг», «РЕСО-Лизинг».

Рейтинговое агентство RAEX (Эксперт РА) проводит исследования рынка лизинга и составляет списки крупнейших лизинговых компаний по итогам каждого года, полугодия и девяти месяцев. В проекте может принять участие любая лизинговая компания (или группа аффилированных компаний), зарегистрированная на территории РФ.

На транспортные сегменты в 2017 году пришлось около 80% лизингового портфеля:

Крупнейшие лизинговые компании предоставляют услуги сразу в нескольких сегментах рынка лизинга. Доля автолизинга, как мы уже говорили, на рынке составляет 35%.

Чтобы получить представление о расстановке сил в российском автомобильном лизинге обратимся к рэнкингу Leaseurope (Европейская федерация национальных ассоциаций лизинговых компаний, миссия которой заключается в предоставлении экспертного анализа состояния европейского рынка лизинга). Публичная версия исследования — здесь.

Оба упомянутых исследования считаются самыми авторитетными в оценке лизингового рынка в России.

В рэнкинге по объему нового бизнеса (в тыс. €) в сегменте автолизинга в 2017 году российские компании расположились так:

Рэнкинг российских компаний по объему нового бизнеса (в тыс. €) в сегменте лизинга легковых автомобилей:

Рэнкинг российских компаний по объему нового бизнеса (в тыс. €) в сегменте лизинга коммерческого транспорта:

Конкурентные факторы лизинговых компаний

Одним их важнейших для клиента факторов при выборе компании остается, конечно, стоимость услуги лизинга. Преимущество лизинга перед другими способами финансирования — скидки, которые лизингодатели, как крупнейшие покупатели, получают от дилеров и которые передают своим клиентам.

«При сбалансированном сроке и авансе по договору лизинга, а также за счет скидки ЛК «Европлан» на автомобиль стоимость его покупки по договору лизинга (в том числе с учетом стоимости услуги лизинга) зачастую оказывается меньше стоимости покупки за собственные денежные средства клиента либо может быть равна ей», — поясняет Александр Михайлов.

Следующей, и в большинстве случаев самой важной, является возможность компании предоставить гибкие условия лизинга в зависимости от особенностей запроса клиента. Скорость, адаптивность и стремление к здоровому сотрудничеству — предпосылки успешного взаимодействия компании с индивидуальными и коммерческими лизингополучателями.

Важным фактором для потребителя выступает и разнообразие дополнительных сервисов — регистрация авто в Госавтоинспекции и Гостехнадзоре, доставка ТС, выгодное страхование и топливная программа, услуга выкупа авто и другие, которые повышают комфорт клиента при использовании финансовых услуг.

Юридически важная для клиента особенность лизинга в том, что автомобиль остается в собственности лизинговой компании до окончания договора лизинга. И при возникновении у компании финансовых проблем, которые ведут к конфискации имущества, лизингополучатель будет вынужден передать предмет лизинга лизинговой компании без получения компенсации за внесенные платежи. Поэтому очень важно перед заключением оценить надежность компании, которая лучше всего выражается в ее возрасте, количестве реализованных сделок, позитивном имидже в СМИ (если источников достаточно).

Прогноз

Cогласно прогнозу RAEX (Эксперт РА), в 2018-м развитию лизинга будут способствовать дальнейшее снижение кредитных ставок и программы господдержки, однако из-за высоких результатов предыдущего года темп роста рынка замедлится до 20%.

По мнению начальника аналитического департамента компании «Альпари» Александра Разуваева, в ближайшие годы малый и средний бизнес будет увеличивать покупки автотранспорта в лизинг. «В ближайшие два года среднегодовые темпы роста продаж будут составлять не менее 3% по легковому транспорту и 7% по грузовикам», — считает эксперт.

Ожидается и увеличения объема продаж на потребительском рынке.

«В развитых странах на лизинг приходится до трети всех продаж частным лицам. В России лет через пять лизинг тоже может занять до трети всего рынка, то есть если всего в стране будет реализовываться три миллиона автомобилей в год, то из них в лизинг будет продаваться миллион», — считает Михаил Бахтиаров, президент холдинга Major Auto.

Отложенный спрос все еще не удовлетворен, и это будет способствовать росту рынка в 2018 году, подтверждают в EY.

leasing.ru

Check Also

Н хилл: Наполеон Хилл — Новинки книг 2020 – скачать или читать онлайн

Содержание Наполеон Хилл «Десять законов процветания» Наполеон Хилл «Десять законов процветания» Читать «Закон успеха» — …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *