Четверг , 31 октября 2024
Разное / Ликвидация это прекращение юридического лица: Федеральная налоговая служба

Ликвидация это прекращение юридического лица: Федеральная налоговая служба

Содержание

основания, способы и пошаговые этапы

Гражданский кодекс предусматривает несколько вариантов прекращения деятельности юридического лица: в форме реорганизации компании или ее ликвидации. Об этих фактах вносится отметка в Единый реестр юридических лиц, и ликвидированная или реорганизованная компания не вправе более вести хозяйственную деятельность (за некоторым исключением).

СодержаниеПоказать

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 (800) 350-34-85 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Чем ликвидация юрлица отличается от реорганизации

При реорганизации и ликвидации юрлица компания прекращает свое существование. Но есть одно принципиальное отличие: правопреемство. Ликвидация означает, что у организации отсутствует правопреемник и продолжать ее деятельность будет некому.

Реорганизация характерна тем, что у организации, прекратившей свою деятельность, будут правопреемники (по ст. 58 Гражданского кодекса). Вопрос относительно того, кто будет выступать правопреемником, зависит от формы реорганизации, а также от того, каким образом будет образовано новое юрлицо, или прекращена его деятельность.

При слиянии будет образовано новое юридическое лицо, которое станет правопреемником. При присоединении существующая организация, к которой присоединилась другая (прекратившая работу), будет выступать правопреемником.

В процессе разделения будут образованы новые юрлица, к которым перейдут права и обязанности. Обязательства правопреемников будут определяться на основании разделения или передаточных актов.

Реорганизация будет завершена после регистрации новых компаний. Особенность присоединения состоит в том, что реорганизация завершается после внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении работы присоединяемой компании. Если присоединяется несколько компаний, то финальной датой процесса реорганизации станет внесение отметки в ЕГРЮЛ о последней из присоединяемых компаний.

Существуют и другие различия между реорганизацией и ликвидацией юрлица, с процессуальной и документальной точек зрения.

Например, если при ликвидации готовится ликвидационный баланс, и он обязателен для передачи в налоговый орган, то при реорганизации нужно подготовить передаточный акт. При присоединении или слиянии необходимо подготовить договор о присоединении и слиянии.

Принципиальная разница заключается в том, что после принятия решения о ликвидации функции исполнительного органа власти осуществляет ликвидационная комиссия по п. 4 ст. 62 Гражданского кодекса. Это означает, что директор уже не руководит предприятием и все полномочия должны быть переданы ликвидационной комиссии.

Также при ликвидации все работники компании увольняются, в том числе беременные работницы. Тогда как при реорганизации всем работникам предоставляются гарантии Трудовым кодексом и в этом документе прямо сказано, что реорганизация не дает право работодателю на увольнение сотрудников (ст. 75 ТК).

Работник имеет право отказаться от работы в реорганизованной компании, и у него есть специальные основания для увольнения (п. 6 ст. 77 Трудового кодекса).

В целом для ликвидации компании требуется оформить внушительный комплект документов, тогда как для реорганизации он на порядок меньше.

Временные рамки для осуществления ликвидации и реорганизации различны. Ликвидация требует длительных временных затрат от года до 1,5 лет, а реорганизация проводится в срок 1-5 месяцев.

Таким образом, несмотря на то, что в процессе реорганизации и ликвидации организация должна прекратить свое существование, эти процедуры принципиально отличаются.

Основания для ликвидации

Основания для ликвидации юридического лица следующие:

  1. Решение общего собрания акционеров, принятое квалифицированным большинством (не менее ¾).
  2. Единогласное решение участников.
  3. Истечение сроков деятельности или подтверждение целей создания.
  4. Признание судом регистрации недействительной.
  5. Решение Федерального управления о признании структуры баланса госпредприятия неудовлетворительной и отсутствие реального потенциала для восстановления платежеспособности.
  6. Судебное решение о принудительной ликвидации.

Способы ликвидации

Юридическое лицо может быть ликвидировано в добровольном или принудительном порядке.

Добровольная

Добровольная ликвидация допускается по решению учредителей или участников, органа юридического лица, уполномоченного на это учредительными документами из-за истечения срока создания компании или достижения цели, ради которой была образована компания.

Преимуществом добровольной ликвидации предприятия является отсутствие судебного вмешательства. Она осуществляется по согласию между кредиторами и предприятием для удовлетворения кредиторских требований и недопущения негативных последствий из-за банкротства.

В результате экономится время и средства на проведение процедуры ликвидации.

Принудительная

Принудительная ликвидация допускается исключительно по решению суда:

  1. При признании недействительной регистрации юрлица.
  2. При осуществлении деятельности без лицензии.
  3. При ведении деятельности, которая запрещена законом. Это, например, такие виды деятельности, как производство наркотиков, торговля оружием, производство взрывчатых веществ и пр.
  4. Неоднократное или грубое нарушение законодательства или иных правовых актов. Такими основаниями могут стать нарушения правил землепользования, санитарно-эпидемиологических норм, отношений с внебюджетными фондами и регистрации эмиссионных проспектов и пр.

Требования о ликвидации юрлица по перечисленным выше основаниям могут предъявляться в суд государственными органами или органами местного самоуправления, которым такое право предоставлено по закону. В числе таких организаций могут быть прокуратура, ФНС и пр.

Юридическое лицо, которое является коммерческой организацией, подлежит ликвидации из-за признания его банкротом (согласно п. 1 ст. 65 Гражданского кодекса). Процедура банкротства юрлица производится на основании 127-ФЗ.

Банкротом компанию может признать компанию только арбитражный суд.

Пошаговые этапы

Ликвидация юридического лица происходит по следующему алгоритму:

  1. Принимается решение о ликвидации на созванном по этому вопросу собрании.
  2. Лица или органы, которые приняли решение о ликвидации юридического лица, назначают по согласованию с органом госрегистрации ликвидационную комиссию. Именно она будет решать важнейшие вопросы и выполнять управленческие функции в перспективе.
  3. Учредители устанавливают порядок и сроки ликвидации на основании ст. 63-64 Гражданского кодекса.
  4. В течение трех дней о  принятом решении о ликвидации уведомляют налоговую инспекцию в письменной форме.
  5. Решение о ликвидации становится основанием для наступления сроков исполнения по обязательствам.
  6. Ликвидационная комиссия размещает в печатных органах публикацию о ликвидации юрлица, порядке и сроках заявления требований кредиторов. Официальным изданием для этого является «Вестник государственной регистрации». Срок предъявления требований составляет не менее 2 месяцев после публикации данных о ликвидации юрлица.
  7. Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и взысканию дебиторской задолженности.
  8. Комиссия в письменном формате уведомляет кредиторов о ликвидации.
  9. После окончания сроков для предъявления требований ликвидационная комиссия должна составить промежуточный баланс. Он включает данные о составе имущества, перечень требований кредиторов и результаты их рассмотрения.
  10. Промежуточный ликвидационный баланс должен быть утвержден учредителями или участниками юрлица либо тем органом, который принял решение о ликвидации.
  11. Выплачиваются денежные суммы кредиторам ликвидируемой компании и ликвидационной комиссией с учетом очередности по ст. 64 Гражданского кодекса на основании промежуточного баланса.
  12. Все нереализованное имущество распределяется между кредиторами в такой очередности: выплаты ранее распределенной прибыли и выплаты соразмерно долям участников в уставном капитале. При недостаточности имущества требования первой очереди не удовлетворяются, а имущество передается по правилам второй очереди.
  13. По итогам расчетов с кредиторами готовится ликвидационный баланс.

На основании п. 1 ст. 61 Гражданского кодекса ликвидация – прекращение деятельности юрлица, что должно быть зафиксировано в ЕГРЮЛ. Именно в день внесения записи в ЕГРЮЛ процесс считается завершенным.

Реорганизация, или прекращение деятельности

Реорганизация – это прекращение деятельности юридического лица на условиях правопреемства. Исключение составляют случаи выделения, когда юрлицо не прекращает своей деятельности.

По результатам реорганизации хозяйственные права и обязанности продолжают существовать, а имущество сохраняется в сокращенном или укрупненном объеме. Реорганизация всегда связана с правопреемством или переходом имущественных прав от одного лица к другому. Права собственности на принадлежащее имущество переходит к правопреемникам реорганизованного юрлица по п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса.

Реорганизация юрлица происходит добровольно и принудительно. Добровольная реорганизация происходит по решению собственников либо иного органа юридического лица, который наделен данным правом по учредительным документам.

Принудительная реорганизация осуществляется по решению уполномоченных госорганов или судебному постановлению. В случаях, которые прописаны законодательно, реорганизация юрлица происходит в форме его разделения или выделения из состава одного или нескольких юрлиц по решению уполномоченных инстанций или судебному решению.

Различают несколько форм реорганизации юридического лица. Все они приведены в п. 1 ст. 57 Гражданского кодекса:

  1. Слияние, при котором участвующие лица в реорганизации прекращают свою деятельность, а взамен создается новая компания.
  2. Присоединение, когда к существующей организации присоединяются одно или несколько юрлиц, причем присоединяемые лица прекращают свою деятельность.
  3. Разделение, когда вместо одной компании образуется несколько, а разделяемая организация прекращает существование.
  4. Выделение, когда из существующей организации выделяют одну или несколько компаний.
  5. Преобразование, когда компания остается, а изменяется ее организационная форма.

Особенности реорганизации отдельных видов компаний регулируются на основании специальных норм. Например, процедура реорганизации и ликвидации акционерного общества содержится в ст. 15-24 ФЗ-208  от 1995 года. Общества, которые участвуют в слиянии, заключают соответствующий договор, в котором они определяют порядок и условия слияния, порядок конвертации акций каждого общества в акции нового общества.

На основании ст. 15 ФЗ-208 можно сделать вывод относительно того, какие сведения должны быть включены в уведомление о реорганизации акционерного общества. Несоблюдение указанного требования влечет за собой отказ в регистрации.

Реорганизация будет считаться завершенной после внесения записи в ЕГРЮЛ. Реорганизация повлечет за собой ликвидацию юрлица при слиянии, присоединении, выделении.

Таким образом, ликвидация юрлица не предусматривает выбора в отношении судьбы компании. Она в любом случае прекратит свою деятельность и закроется. Тогда как при реорганизации возможны пять вариантов развития событий. Реорганизация может иметь форму преобразования, выделения, разделения, присоединения, слияния. При реорганизации могут быть созданы одна или несколько структур на основе прежней.

Ликвидация компании в общем случае предполагает прохождение следующих этапов: принятие решения о прекращении деятельности, создание ликвидационной комиссии, извещение кредиторов и налоговой службы, публикация сведений о прекращении деятельности, составление предварительного ликвидационного баланса, расчет по долгам, подготовка документов для окончательного завершения процедуры ликвидации.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Эксперт в сфере права и финансов

Отмена решения о ликвидации юридического лица

Содержание страницы

Прекращение деятельности юридического лица, или его ликвидация, при определенных обстоятельствах может быть отменено. При этом руководствуются понятиями, изложенными в ряде законодательных актов: ФЗ №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08-02-98 г.; аналогичных законах, касающихся деятельности АО, НКО, банков; ФЗ №129-ФЗ «О государственной регистрации юрлиц и ИП» от 08-08-01 г. Следует учитывать тот факт, что ни в одном из них процедура отмены ликвидации не прописана.

При запуске процедуры отмены ликвидации руководствуются нормами ГК РФ: принятое ранее решение можно отменить при отсутствии на это действие прямого запрета.

Всегда ли ликвидацию можно отменить

Ликвидация бывает двух видов, связанных с причинами, которыми она была вызвана:

  1. Ликвидация по решению ФНС или суда. Она назначается извне вследствие обнаруженных злоупотреблений, нарушений законодательства, регистрационных нарушений, процедуры банкротства. Отмена такой ликвидации весьма проблематична. Однако есть возможность оспорить решение о принудительной ликвидации в судебном порядке.
  2. Ликвидация по решению руководящего органа организации, ее учредителей. В подобном случае процедуру можно обратить вспять согласно рекомендациям ФНС. Это необходимо сделать до внесения записи в ЕГРЮЛ о ликвидации. Если срок упущен, то придется регистрировать новое юридическое лицо.

При проведении добровольной ликвидации до внесения записи в Реестр возможны два варианта развития событий:

  1. До начала официальных мероприятий по ликвидации. Органы ФНС и другие официальные инстанции еще не осведомлены о намерении ликвидировать ООО, АО, иное юридическое лицо. Принятое решение о ликвидации в этом случае отменяется другим соответствующим решением внутреннего характера, и организация продолжает свою работу.
  2. После того как официальные инстанции были извещены, а в Реестре сделана запись о нахождении организации в процессе ликвидации. Для отмены процедуры необходимо обратиться в налоговую службу с пакетом соответствующих документов.

Кстати говоря! За отмену ликвидации не взимается госпошлина. Необходимость ее уплаты возникает только при внесении изменений в учредительные документы юридического лица.

Порядок действий при отмене ликвидации

Такой порядок разработан ФНС РФ и содержится в нормативных документах указанной структуры. В частности, процедура детально рассматривается в Письме ФНС №ЧД – 6- 09/439 «О госрегистрации в связи с ликвидацией юридических лиц». Отмена ликвидации уже запущена на уровне государственных органов, но не завершена записью в ЕГРЮЛ о ликвидации и предполагает определенную последовательность обязательных действий:

Шаг 1. Организация общего собрания, на котором большинством голосов в добровольном порядке принимается решение об отмене ликвидации. Особенности проведения этой процедуры зависят от формы собственности юридического лица и соответствующих ей правовых моментов в каждом конкретном случае.

Шаг 2. Подготовка пакета документов в ФНС, в который входят:

  • форма заявления Р14001, содержащая информацию о необходимости правок в Едином Госреестре;
  • форма уведомления Р15001 с информацией об отмене ликвидации юридического лица;
  • протокол собрания, в котором озвучено решение об отмене ликвидации; по аналогии – решение единственного участника (например, ООО).

Документы следует заверить нотариально.

Шаг 3. Передача документов в ИФНС лично, через представителя либо по почте. Возможна и передача по сети Интернет с использованием цифровой подписи. Заявителю вручается расписка о приеме. Обращаться следует в ту же инспекцию, которая занимается ликвидацией юрлица.

Кстати говоря! Документы в ФНС готовятся в течение трех суток. С момента их принятия в течение пяти дней будет принято решение об отмене ликвидации.

Факт отмены ликвидации отражается в форме Р50007, которая передается организации по завершении процедуры рассмотрения пакета представленных юридическим лицом документов. Лист вручается лично или может быть передан по почте и другими способами, предусмотренными законом.

Налоговая служба самостоятельно информирует статистическую службу ПФР, ФСС, о том, что ликвидация юридического лица отменена.

Важно! Заявителем при отмене ликвидации является руководитель юридического лица. Ликвидационная комиссия и ее ответственные лица к этому моменту утрачивают свои полномочия.

Содержание решения об отмене ликвидации

Обязательной формы протокола собрания с соответствующим решением или решения единственного участника об отмене ликвидации законом не предусмотрено. Такой документ должен учитывать организационно-правовую форму юридического лица, локальные, регулирующие его работу, нормативные акты, положения его учредительных документов. В противном случае на этапе нотариальной работы с пакетом после оплаты соответствующих услуг могут выявиться несоответствия, приводящие к потере времени и денег.

Следует соблюсти обязательные реквизиты: указать дату, место проведения собрания, номер протокола, участников собрания, наличие кворума, повестку, характер решения. Формальным требованием является и указание причины, по которой ликвидация была отменена. Указывается и назначенный новый руководитель юридического лица. Все участники ставят под протоколом свои подписи.

Персонал и трудовые отношения

Процедура ликвидации юридического лица предполагает увольнение всех работающих граждан, с которыми ранее были заключены трудовые договора. В связи с отменой процедуры сотрудник может потребовать своего восстановления на рабочем месте. Согласно ст. 392 ТК РФ он имеет право обратиться в суд в течение месяца с момента получения на руки документов, фиксирующих увольнение: копии приказа или трудовой книжки в связи с нарушением своих прав. Более того, даже если это время истекло, но гражданин докажет, что произошло событие по уважительной причине, суд может восстановить срок, а также обязать юридическое лицо выплатить тому заработную плату за время вынужденного прогула.

Суд также может принять решение о восстановлении на рабочем месте гражданина в организации, ликвидация которой отменена. Судебные издержки по делам о трудовых спорах при этом гражданин не оплачивает (ст. 393 ТК РФ).

Внимание! Рекомендуется восстановить персонал на работе, чтобы избежать проблем с нарушением ТК РФ и дополнительных расходов.

Подведем итоги

  1. Отмена ликвидации юрлица возможна до того, как в ЕГРЮЛ будет внесена запись о ликвидации. В противном случае регистрировать организацию придется заново.
  2. Ликвидацию по решению суда или ФНС можно попытаться оспорить в суде при наличии достаточной законодательной базы.
  3. Если принято решение о ликвидации, но о нем не извещены государственные органы, то для отмены достаточно принять новое протокольное решение.
  4. Если госорганы получили соответствующие документы о ликвидации, придется предоставить новый пакет, чтобы отменить этот процесс.
  5. Уволенные сотрудники могут восстановить свои права, в том числе и по суду. При этом юридическое лицо может понести значительные материальные издержки, компенсирующие нарушение ТК РФ. Целесообразно восстановить трудовые отношения с уволенными ранее сотрудниками в как можно более короткие сроки.

Ликвидация юридических лиц — Студопедия

Ликвидация юридического лица — это прекращение деятельности юридического лица без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Юридическое лицо может быть ликвидировано:

1) По решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в т.ч. в связи с:

· истечением срока, на которое создано данное юридическое лицо;

· достижением цели, ради которой юридическое лицо было создано.

2) По признанию судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона и иных правовых актов, носящих неустранимый характер. По решению суда в следующих случаях:

· Осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии).

· Занятие деятельностью, запрещенной законом.

· Систематическое осуществление благотворительной или религиозной организацией (объединением), благотворительным и иным фондом деятельности, противоречащей уставным целям.

· Иные неоднократные и грубые нарушения закона и иных правовых актов.

Если законом предоставлено право государственному органу или органу местного самоуправления выдвигать требования о ликвидации юридического лица по указанным выше основаниям, то они вправе обратиться по такому вопросу в суд. Следует учитывать, что обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица суд своим решением может возложить на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный учредительными документами данного юридического лица.


Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией (за исключением казенного предприятия), а также потребительские кооперативы, благотворительный и иной фонд могут быть признаны несостоятельными (банкротами) решением суда в случае невозможности удовлетворить требования кредиторов. Указанные выше категории юридических лиц могут совместно с кредиторами признать решение об объявлении, о своем банкротстве и о добровольной ликвидации.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в письменном виде сообщить об этом органу, осуществляющему государственную регистрацию юридического лица, который вносит в единый государственный реестр сведения о нахождении юридического лица в процессе ликвидации, и назначают по согласованию с последним ликвидационную комиссию (ликвидатора) с установлением порядка и сроков ликвидации. К ликвидационной комиссии переходят все полномочия по управлению делами юридического лица, она выступает от имени ликвидируемого юридического лица в суде.


Порядок ликвидации юридического лица состоит из нескольких этапов:

· В органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, ликвидационная комиссия помещает публикацию о его ликвидации, о порядке и сроках приема заявлений кредиторов. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента появления публикации о ликвидации. Кроме того, ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности и письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

· После того, как истек срок для предъявления кредиторами требований, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, включающий сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, о перечне предъявленных кредиторами требований и о результатах их рассмотрения. Этот баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.

· При недостаточности имеющихся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежных средств для удовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества этого юридического лица с публичных торгов в установленном для исполнения судебных решений порядке.

· Выплата денежных средств кредиторам ликвидируемого юридического лица осуществляется ликвидационной комиссией в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, в следующей очередности:

а) требование граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, посредством капитализации соответствующих повременных платежей;

б) расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (в т.ч. по контракту), а также по выплате вознаграждений по авторским договорам;

в) требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;

г) задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

д) расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.

Следует учитывать, что кредиторам пятой очереди выплаты производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Если происходит ликвидация банков и других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан, то в первую очередь удовлетворяются требования граждан, являющихся их кредиторами.

Требования каждой последующей очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. Если имущества ликвидируемого юридического лица недостаточно, то оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.

Ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, утверждаемый учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом, осуществляющим ликвидацию юридического лица.

Следует упомянуть еще о некоторых важных правилах.

Если для удовлетворения требований кредиторов недостаточно имущества ликвидируемого казенного предприятия или денежных средств учреждения, то кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворения оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения.

Если ликвидационная комиссия отказала кредитору в удовлетворении его требований или уклонилась от их рассмотрения, то он вправе до утверждения ликвидационного баланса ликвидируемого юридического лица обратиться в суд с иском на эту комиссию, по решению которого заявленные требования могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица. Если требования кредитора заявлены после истечения установленного ликвидационной комиссией для их предъявления срока, то они выполняются только после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок, за счет имущества ликвидируемого юридического лица. Требования кредиторов, неудовлетворенные вследствие недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица или не признанные ликвидационной комиссией (если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых отказано решением суда), считаются погашенными.

Если после удовлетворения требований кредиторов осталось имущество юридического лица, то оно передается учредителям (участникам), имеющим на него вещные права или обязательственные права в отношении этого юридического лица. Однако, данное правило может быть изменено законом, иными правовыми актами или учредительными документами.

Ликвидация юридического лица считается завершенной,
а юридическое лицо — прекратившим свое существование с момента внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Ликвидация юридического лица и исключение юридического лица из единого государственного реестра — синонимы или различные понятия?

Ликвидация и исключение из единого государственного реестра юридических лиц — синонимы или различные понятия≤ Для того чтобы разобраться в этом, изначально нужно разобраться с терминологией указанной в законодательстве.

Юридическое лицо — это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде [1].

Каждое юридическое лицо имеет правоспособность, которая возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ). Данная запись вносится в нескольких случаях:

—        при реорганизации;

—        при добровольной ликвидации;

—        при принудительной ликвидации;

—        при исключении недействующего юридического лица.

Ликвидация, исходя из п. 1 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Исключение из ЕГРЮЛ — это также прекращение юридического лица. Оно возможно при соблюдении двух условий, указанных в ст. 21.1 Федерального закона от 08 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»:

1)     в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, юридическое лицо не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

2)     в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, юридическое лицо не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету [2].

Если придерживаться точки зрения, что исключение из ЕГРЮЛ и ликвидация юридического лица — это равнозначные понятия, возникает множество вопросов.

Одним из таких вопросов является судьба оставшегося у юридического лица имущества после исключения его из ЕГРЮЛ. Вспомним, что при ликвидации юридического лица, ликвидационной комиссией или ликвидатором составляется ликвидационный баланс, имущество, которое числится в собственности за обществом, распределяется между его учредителями пропорционально их долям.

При исключении юридического лица из ЕГРЮЛ мы не можем прибегнуть к данному способу распределения имущества, так как исходя из норм Федерального закона от 02 июля 2005 года № 83 — ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации» следует иной порядок прекращения юридического лица:

—          при наличии одновременно всех признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц;

—          решение о предстоящем исключении публикуется в органах печати в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления;

—          заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении;

—          если в течение трех месяцев заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в реестр соответствующей записи [3].

Таким образом, мы видим, что законодатель не предусматривает в данной процедуре прекращения юридического лица возможности определить судьбу принадлежащего на праве собственности имущества. Следовательно, можно предположить, что данное имущество, после внесения записи в ЕГРЮЛ об исключении юридического лица, можно считать бесхозным. Но так ли это≤

Судебная практика Вологодского областного суда говорит нам обратное:

«Судом установлено, что ООО «Продукты», соучредителями которого являлись О. и В. с принадлежащими им по 1/2 доли уставного капитала (50 %), на праве собственности принадлежало нежилое помещение — магазин, общей площадью 206,8 кв. м кадастровый номер N…, расположенное по адресу: <адрес>.

Согласно справке N…, составленной 28.04.2011 должностными лицами Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области, у ООО «Продукты»…, зарегистрированное 06.12.2002 за основным государственным регистрационным номером N…, отсутствуют в течение последних 12 месяцев сведения об открытых банковских счетах.

Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области было принято решение от 29.04.2011 N… о предстоящем исключении недействующего указанного юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц с обязательным опубликованием данного решения в органах печати, в котором было указано о праве кредиторов и иных лиц, интересы которых затрагиваются данным решением, направить соответствующие заявления в этот орган по адресу: <адрес>, в срок не позднее трех месяцев со дня опубликования настоящего решения.

На основании указанного решения регистрирующего органа в Единый государственный реестр юридических лиц 23.08.2011 была внесена запись за государственным регистрационным номером N… об исключении сведений об ООО «Продукты» как фактически прекратившее деятельность.

В соответствии со статьей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц.

Согласно ст. 252 Гражданского кодекса Российской Федерации участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества.

Принимая во внимание, что правоспособность ООО «Продукты» была прекращена не в установленном гражданским законодательством порядке, а на основании решения регистрирующего органа (п. 2 ст. 21.1 вышеуказанного федерального закона), в связи с чем прекращено и право собственности данного юридического лица на нежилое помещение (магазин), судебная коллегия находит исковые требования О. подлежащими удовлетворению.

При определении размера доли, подлежащей выделению в собственность истца, судебная коллегия полагает необходимым применить по аналогии положения п. 2 ст. 58 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», согласно которым имущество общества распределяется между его участниками пропорционально их долям в уставном капитале.

В данном случае О. принадлежала доля в уставном капитале ООО «Продукты» в размере 50 %, следовательно, в собственность истца подлежит выделению 1/2 доля в нежилом помещении (магазин).

Остальные доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают вышеизложенных выводов, сводятся к неправильному толкованию норм материального права и правового значения для разрешения настоящего спора не имеют.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила:

Исковые требования О. удовлетворить.

Выделить 1/2 доли в имуществе: нежилом помещении — магазине, общей площадью 206,8 кв. м, кадастровый номер N…, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежавшем обществу с ограниченной ответственностью «Продукты».

Признать за О. право собственности на 1/2 долю в праве общей долевой собственности на нежилое помещение — магазин, общей площадью 206,8 кв. м, кадастровый номер N…, расположенном по адресу: <адрес>«. [8].

Таким образом, данный вопрос остается открытым, так как судебная практика с противоположным решением так же имеет место быть.

Если же полагать, что исключение из ЕГРЮЛ и ликвидация — это различные понятия, тут тоже не совсем все сходится. Ведь даже Высший Арбитражный Суд РФ в своих разъяснениях путается в терминах [7].

Так, 13 августа 2004 г. в информационном письме «О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации» Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее — Президиум ВАС РФ) поясняет: «По основаниям, указанным в пункте 2 статьи 61 ГК РФ, может быть ликвидировано лишь действующее юридическое лицо» [5]. А уже 17 января 2006 г. в своих разъяснениях он указывает: «Соответствующие доказательства о невозможности применения административного порядка ликвидации недействующего юридического лица должны быть представлены налоговым органом» [6]. Таким образом мы видим, что изначально Президиум ВАС РФ говорит о возможности ликвидации лишь действующих юридических лиц, а далее речь идет о ликвидации недействующего юридического лица.

Для того, чтобы избежать путаницы предлагается законодательно закрепить и разграничить такие понятия, как действующее и недействующее юридическое лицо.

Возвращаясь к вопросу о соотношении понятий «ликвидация» и «исключение из ЕГРЮЛ», можно указать Постановлении Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 20 декабря 2006 г. № 67 «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц», в котором говориться, что: «Процедура исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ является специальным основанием прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией» [4].

Подводя итог, можно сказать, что вопрос о соотношении понятий «ликвидация» и «исключение из ЕГРЮЛ» до сих пор до конца не урегулирован. И хотя Пленум ВАС РФ не однократно давал пояснения по этому вопросу, необходимо законодательно закрепить еще один способ прекращения юридических лиц. А так же дополнить классификацию юридических лиц делением на действующие и недействующие.

Литература:

1.      «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 23.07.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013) // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, N 32, ст. 3301.

2.      Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // «Собрание законодательства РФ», 13.08.2001, № 33 (часть I), ст. 3431.

3.      Федеральный закон от 02.07.2005 № 83-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 04.07.2005, № 27, ст. 2722.

4.      Постановление Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 № 67 (ред. от 15.02.2013) «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц» // «Вестник ВАС РФ», № 2, февраль, 2007.

5.      Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 84 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации» // «Вестник ВАС РФ», № 10, 2004.

6.      Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.01.2006 № 100 «О некоторых особенностях, связанных с применением статьи 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // «Вестник ВАС РФ», № 4, 2006.

7.      Статья: К вопросу об исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра (Чарковская Н. И., Красовская А. А.) // «Исполнительное право», 2008, № 1 // СПС «КонсультантПлюс».

8.      Апелляционное определение Вологодского областного суда от 24.05.2013 N 33–1851/2013 // СПС «КонсультантПлюс».

Основные термины (генерируются автоматически): юридическое лицо, недействующее юридическое лицо, Российская Федерация, единый государственный реестр, регистрирующий орган, Гражданский кодекс, лицо, нежилое помещение, предстоящее исключение, РФ.

основания и условия, порядок и сроки

Законодательно предусмотрены варианты как для добровольной ликвидации, так и для принудительной. Сама процедура завершается прекращением деятельности юридического лица и внесением отметки о закрытии компании в ЕГРЮЛ.

СодержаниеПоказать

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 (800) 350-34-85 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Основания и условия

На основании п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса допускается ликвидация как по инициативе учредителей, так и уполномоченного органа. Причины для ликвидации по решению учредителей могут быть разнообразными, но в любом случае речь идет о добровольном прекращении деятельности. Когда в процессе ликвидации становится очевидно, что юрлицо не способно исполнять свои обязательства перед бюджетом и контрагентами, то это означает, что необходимо инициировать процедуру банкротства (с учетом положений п. 4 ст. 62 Гражданского кодекса).

В отличие от добровольной ликвидации компании принудительная осуществляется только в судебном порядке. Основаниями принудительной ликвидации по п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса могут стать:

  1. Нарушение действующего законодательства в процессе регистрации компании, если его невозможно устранить.
  2. Ведение деятельности без необходимых лицензий или допуска к работе.
  3. Ведение запрещенной законодательно деятельности либо неоднократное нарушение закона и неустранение законных предписаний контролирующих инстанций.
  4. Деятельность организации осуществляется с нарушением Конституции РФ.
  5. Систематическое осуществление НКО, общественной и религиозной организацией, благотворительным фондом деятельности, которая противоречит уставным целям компании.
  6. Иные установленные законодательством случаи.

Вышеперечисленные основания позволяют ликвидировать действующее юрлицо.

В случае когда на судебном заседании при рассмотрении вопроса о ликвидации будет установлено, что компания фактически прекратила свою деятельность, то заявление о ее ликвидации подлежит оставлению без рассмотрения. В подобном случае возбуждается дело о банкротстве несуществующего должника.

Косвенным свидетельством невозможности установления места пребывания может стать отсутствие сведений о месте пребывания учредителей, отсутствие операций по счетам в течение последнего года и пр.

Решение суда о ликвидации из-за неоднократного или грубого нарушения закона принимается с учетом тяжести совершенных проступков. Существуют определенные условия, неисполнение которых может повлечь ликвидацию. В качестве примеров можно выделить:

  1. На основании п. 3 ст. 7 ФЗ-14 законодательно установлено ограничение общей численности участников ООО в 50 человек. Превышение указанного числа влечет за собой необходимость преобразования ООО в ОАО в течение года. Если общество не исполнит эту норму, то оно должно быть ликвидировано.
  2. Аналогичное правило содержится в отношении непубличных компаний. По нему численность акционеров не может превышать 50 человек либо его следует преобразовать в публичную.
  3. При неполной оплате размера уставного капитала компании в течение года юрлицо должно уменьшить величину уставного капитала до фактически оплаченного размера или выпустить решение о закрытии.
  4. Когда по окончании второго и последующего финансового года стоимость чистых активов общества достигнет критического уровня (меньше минимального значения уставного капитала на момент регистрации), то общество нужно ликвидировать.

С учетом арбитражной практики при принятии решения о принудительном закрытии компании суды руководствуются Постановлением Конституционного суда от 2003 года №14-П. Здесь приводится одна важная рекомендация: хотя в п. 2 ст. 61 ГК нет конкретного перечня положений, которые могут являться основанием для ликвидации при неоднократном нарушении закона, суды не могут принимать решение о ликвидации по формальным основаниям. То есть если компания несколько раз несущественно нарушит закон, закрыть ее за это не вправе.

По рекомендациям Конституционного суда неоднократные нарушения в совокупности должны быть столь существенными и серьезно ущемлять права и свободы граждан, чтобы позволить суду принять решение о ликвидации юрлица.

В Постановлении Конституционного суда от 2003 года №14-П также подчеркивается, что само по себе нарушение нормативно-правовых актов при создании юрлица или в процессе его работы не является основанием для закрытия компании, если они устранимы.

Например, если участники общества допустили ошибку в наименовании, или их устав противоречит положениям закона о юрлицах, то может быть запущена процедура их принудительной ликвидации, только если это неустранимо.

Веским условием для ликвидации юрлица является ведение им деятельности без лицензии. На основании п. 1 ст. 49 Гражданского кодекса юрлицо вправе заниматься некоторыми видами деятельности только при наличии действующей лицензии или разрешения на ведение деятельности в данной сфере.

Вопросам лицензирования посвящен ФЗ-99 от 2011 года «О лицензировании..». При несоблюдении требований к получателю лицензии она может быть отозвана досрочно, и это также станет основанием для принудительной ликвидации.

Кто может инициировать ликвидацию

На основании п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса ликвидация компании может быть инициирована уполномоченными на это инстанциями.

Принудительная ликвидация юрлица может быть инициирована:

  1. Федеральными, региональными или муниципальными органами власти.
  2. Налоговой службой.
  3. Прокуратурой.
  4. Росреестром.
  5. Учредителем общества.
  6. Центробанком.
  7. Федеральной антимонопольной службой.
  8. Органами жилищного контроля.

Налоговая служба

Право на подачу искового заявления ФНС предоставлено ей Налоговым кодексом, в частности, п. 14 ст. 31 НК. Налоговая инстанция может передавать в суды общей юрисдикции или в арбитраж иски о ликвидации любого предприятия по основаниям, которые установлены действующим законодательством РФ.

В частности, налоговая инстанция может обратиться к суду с требованием о ликвидации ОАО, если компания не исполняет требования п. 1 ст. 34 ФЗ-208. Также ФНС может подавать иски как орган, который ответственен в России за ликвидацию юрлиц. В качестве примера выступают требования ст. 26 ФЗ-129 о передаче сведений, нужных для перерегистрации юрлица.

Также с 2005 года за ФНС закрепили право ликвидировать юрлицо через исключение его из реестра без судебного решения.

Согласно нормам закона, ФНС может исключить из реестра юрлицо, если в течение последних 12 месяцев оно не представляло положенную отчетность и не вело операции по счетам.

Исковое заявление о ликвидации юрлица может быть подано государственными или местными органами власти.

Распространенным основанием для ликвидации является недостоверность адреса, по которому зарегистрирована компания. Например, компания приобрела фиктивный адрес при регистрации и никогда не вела по нему деятельность, не имела там торговых площадей и офисов. Под особым вниманием налоговиков находятся так называемые «адреса массовой регистрации».

Налоговыми службами установлены критерии, по которым они выбирают объект для проведения проверки. Если компания была зарегистрирована менее года назад, то для проверки необходима регистрация от 10 и более компаний по одному адресу, если более года – то 50 и более.

Проверка компании будет проводиться по следующему алгоритму:

  1. Налоговый орган передает запрос по юридическому адресу в целях проверки местонахождения организации.
  2. Если налоговики не получат подтверждения на отправленный ими запрос, то они должны направить требования юрлицам о предоставлении достоверной информации.
  3. Если организация подобные сведения не предоставит в срок до 30 дней, то в ЕГРЮЛ вносятся сведения о недостоверности данных организации.
  4. Тогда налоговый орган вправе обратиться с заявлением о принудительной ликвидации ООО в суд из-за грубого нарушения законодательства в процессе ликвидации.
Расходы на ликвидацию такой компании будет нести ее собственник. В частности, такое постановление вынес арбитражный суд Московского округа от 2016 года №Ф05-19852/2016 по делу №А41-89559/15.

Налоговая служба может инициировать иски о принудительной ликвидации и по другому основанию. Например, если чистые активы общества менее минимального размера два и более лет подряд и общество не было ликвидировано добровольно.

В судебной практике это неоднозначное основание для ликвидации, так как учредители вправе принять меры по финансовому оздоровлению компании. Например, об этом говорится в Постановлении арбитражного суда Московского округа от 2015 года №Ф05-8810/2015 по делу №А41-74235/14.

По иску учредителя общества

Принудительная ликвидация по иску учредителя ООО возможна по основанию, указанному в п. 5 ст. 61 Гражданского кодекса. Инициатор ликвидации может аргументировать необходимость закрытия компании невозможностью продолжения деятельности или возникновением существенных сложностей для продолжения работы.

В частности, в п. 29 Постановления Пленума ВС от 2015 года №25 приведены разъяснения, по которым ликвидация по инициативе одного из учредителей допустима при корпоративном конфликте, который затрудняет процедуру принятия решений, предполагает уклонение от управленческих обязанностей и пр.

Оптимально, если учредители добровольно примут решение о ликвидации, это будет дешевле судебного разбирательства.

Судебные споры о ликвидации компании между собственниками возникают при различных корпоративных конфликтах, когда добровольная ликвидация невозможна. Участник, который обращается в суд, должен доказать факт того, что действия иных учредителей влекут негативные последствия для компании.

Заявление прокурора

Прокурор может обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и законных интересов общества и государства. Это право предоставлено ему ст. 35 ФЗ №2202-1 «О прокуратуре». Например, он может инициировать процесс при нарушении исключительных прав по ст. 1253 Гражданского кодекса, нарушении прав и свобод, конституционных норм, ведении экстремистской деятельности по ст. 9 114-ФЗ, нарушениях закона общественными объединениями по ст. 44 ФЗ-82 и пр.

Требование Центрального Банка

ЦБ может выступить с иском о ликвидации юрлица, которое занимается банковскими операциями без лицензии на основании Закона №395-1 или нарушает требования закона в кредитно-финансовой сфере.

Исковое заявление органами жилищного контроля

Органы жилищного контроля наделены правом на подачу искового заявления о принудительной ликвидации ТСЖ, жилищного или строительного кооперативов при неисполнении предписания о несоответствии уставу и при наличии неустранимых нарушений по п. 6 ст. 20 ЖК РФ.

Иск антимонопольной службы

ФАС может подать иск, если компания была создана без предварительного согласия со стороны ФАС, когда такое согласие является обязательным по ст. 34 ФЗ-135.

Государственные или местные органы самоуправления

Государственные и местные органы самоуправления обычно подают исковые заявления при грубых нарушениях законодательства, ведении деятельности без необходимой лицензии, неисполнении предписания по преобразованию, ведении противоречащей целям религиозной деятельности, серьезном нарушении Конституции и пр.

Согласно сложившейся судебной практике, чаще всего принудительная ликвидация ООО связана с грубыми и неоднократными нарушениями закона. В качестве примеров можно выделить:

  1. Неверное наименование при госрегистрации.
  2. Неправильный адрес.
  3. Несоответствие деятельности уставным целям.

Обычно первоначально в адрес компании выносится предписание об устранении нарушений, и только если они не были устранены, то компания ликвидируется.

Но не всегда суды встают на сторону заявителей. Были прецеденты, когда им было отказано в требованиях. Например, суд отказал в ликвидации компании с неверным адресом, так как компания вела деятельность, совершала операции, сдавала отчетность, а неполучение корреспонденции по адресу регистрации не является веской причиной для прекращения работы.

Еще один отказ суда был вынесен при попытках ликвидировать компанию без назначенного директора (договор со старым истек, а новый не был назначен).

Порядок и сроки процедуры ликвидации

Так как применить процедуру ликвидации допускается только по отношению к действующему обществу, то сначала нужно выяснить, ведет ли указанная компания деятельность. Для этого проверяется отчетность юрлица за последний год, наличие операций по расчетному счету, отсутствие отметки в ЕГРЮЛ об исключении компании из реестра, отсутствие мотивированного протеста против исключения сведений о юрлице из ЕГРЮЛ.

Суд не примет заявление в рамках возбужденного дела о банкротстве по п. 11 информационного письма ВАС от 2004 года №84.

Правила проведения процедуры принудительной ликвидации компании прописаны в Гражданском кодексе. Процедура предполагает прохождение следующих шагов:

  1. Суд определяет, кто будет нести ответственность за процедуру. Эта обязанность может быть передана учредителям или уполномоченной инстанции. Если указанные субъекты не справляются со своими обязанностями, то назначается арбитражный управляющий.
  2. Утверждается состав ликвидационной комиссии, к которой переходят все управленческие функции.
  3. Ликвидационная комиссия публикует обязательные сведения в СМИ, указывает сроки для предъявления требований кредиторов.
  4. Закрываются счета компании.
  5. Ликвидатор или ликвидационная комиссия находят всех кредиторов компании и оповещают их о начале процедуры ликвидации.
  6. Когда сроки для предъявления требований кредиторами истекли, создается промежуточный ликвидационный баланс. В нем прописываются все претензии кредиторов, результаты их рассмотрения и сведения об имуществе, а также данные о погашенной на текущий момент задолженности.
  7. Если размера активов компании оказалось недостаточно для погашения всех кредиторских требований, то инициируется процедура банкротства. В этом случае назначается конкурсный управляющий. Также признание судом обоснованным заявления о банкротстве автоматически останавливает действие гражданско-правовых норм к процессу ликвидации и начинает действовать 127-ФЗ.
  8. Погашаются требования кредиторов в рамках процедуры конкурсного производства или из собственных ресурсов предприятия. При этом должны соблюдаться требования к очередности погашения долгов. Первоначально погашаются обязательства в виде компенсации за причинение вреда жизни и здоровью. Затем – перед работниками в части долгов по зарплате и выходному пособию. В составе третьей очереди погашают кредиторские требования.
  9. После расчетов с кредиторами формируется новый баланс.
  10. Оставшиеся активы переходят к учредителям.
  11. Принудительная ликвидация считается завершенной после внесения отметки в ЕГРЮЛ о прекращении работы компании по нормам ст. 63 Гражданского кодекса.

Что касается сроков принудительной ликвидации, то однозначного ответа относительно продолжительности процесса закон не содержит.

Продолжительность зависит от согласия учредителей, серьезности оснований и количества имущества у компании. Первоначально процесс банкротства вводится на полгода, но по решению суда указанные сроки допускается продлить. Процедура конкурсного производства в рамках дела о банкротстве также проводится в течение 6-8 месяцев с возможностью пролонгации.

Таким образом, принудительная ликвидация ООО или иного юрлица может проводиться исключительно в судебном порядке: по решению суда по нормам Гражданского кодекса и в рамках процедуры банкротства. Основания для этого содержатся в ст. 61-65 ГК РФ и ФЗ-127.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Эксперт в сфере права и финансов

понятие, способы, их характеристика. — Студопедия.Нет

       Юридическое лицо прекращает свою деятельность в порядке, установленным законом. Для понятия прекращение деятельности применяется: основания, способы, формы прекращения деятельности юридического лица.

       Основания – это определенные фактические обстоятельства, с которыми закон связывает прекращение деятельности юр. лица.

       Способ – предусмотренный законом порядок прекращения деятельности юр. лица.

       Формы – предусмотренные законом приёмы прекращения деятельности юр. лица.

       Юридическое лицо может прекратить свою деятельность путем реорганизации и ликвидации.

       Виды реорганизации:

1. Добровольная. Осуществляется по решению учредителей органа юридического лица уполномоченного на это учредительными документами.

2. Принудительная. Осуществляется на основании решения уполномоченного государственного органа.

       Способы реорганизации:

1. Слияние. Вместо несколько юр. лиц создается одно новое юр. лицо.

2. Присоединение – поглощение одного юр. лица другим.

3. Разделение. Вместо одного юр. лица возникает несколько новых и все его имущественные права и обязанности переходят по распределительному акту в соответствующих долях на каждого из новых юридических лиц, образованных в результате этого распределения.

4. Выделение – образование нового юр. лица, но не прекращение деятельности предыдущего. Переход по распределительному балансу части имущества одному или нескольким вновь созданным юр. лицам.

5. Преобразование. Является изменение организационно-правовой формы юр. лица. В случае преобразования к юридическому лицу переходят все имущественные права и обязанности предыдущего юр. лица.

       Ликвидация — это прекращение юр. лица без правопреемства.

       Виды ликвидации:

1. Добровольная. Осуществляется по решению учредителей или органа юридического лица, уполномоченного на это учредительными документами.

2. Принудительная ликвидация. Осуществляется на основании решения суда в случаях признания судом недействительности государственной регистрации и допущенных нарушений при его создании нельзя устранить. В связи занятием запрещенной деятельностью или осуществления деятельности без необходимых документов, или в связи с неоднократным нарушением закона.

       Порядок ликвидации:

1. Подготовительный этап:

1) Назначение ликвидационной комиссии.

2) Письменно уведомляются все кредиторы.

3) В налоговой инспекции, социальных фондах, фондах занятости получить справки об отсутствии задолжности.

4) Предупреждение работников за 2 месяца.

5) Проводится инвентаризация и оценка имущества.

2. Этап ликвидации:

1) Составление промежуточного ликвидационного баланса.

2) Осуществление взыскания дебиторской задолжности и расчеты с кредиторами.

3) Составляется ликвидационный баланс.

4) Увольняются сотрудники и в центр занятости предоставляется список уволенных.

5) Закрыв банковские счета, уничтожаются печати, штампы.

6) Документация передается в архив.

3. Заключительный этап:

1) Снятие с учета в налоговой инспекции и во всех фондах.

2) Проведение процедуры регистрации ликвидации юридического лица.

       Юридическое лицо считается ликвидированным со дня внесения в ЕГР записи о его прекращении

Обособленные подразделения юридического лица, особенности их статуса. Дочерние предприятия.

       Филиал — это обособленное подразделение юр. лица, расположенное вне его местонахождения и осуществляющее все или часть его функций.

       Представительство — это обособленное подразделение юр. лица, расположенное все его местонахождения и осуществляющее представительство и защиту интересов юр. лица.

       Филиалы отличаются от представительства функциями, которые на них возлагаются юр. лицом.

       Филиалы и представительства не являются юр. лица. Они наделяются имуществом юр. лица, их создавшего, и действуют на основании выданной им доверенности.

       Местонахождение, цели, органы управления, порядок ликвидации определяется положениями о них, которые утверждаются соответствующими юр. лицами.

       Руководитель филиала или представительства действует на основании доверенности. В связи с этим, все операции, которые осуществляются этими образованиями, порождают права и обязанности непосредственного для юр. лица.

       Филиалы и представительства имеют печать, могут открывать текущие счета в банковских учреждениях.

       Дочернее предприятие — предприятие, учрежденное другим (главным) юридическим лицом для решения определенных задач. Имеет статус юридического лица. Главное предприятие формирует уставный капитал дочернего, передавая ему в собственность имущество или денежные средства. Статус дочернего предприятия выражается в том, что учредитель вправе давать дочернему предприятию указания, обязательные для исполнения (в рамках учредительных документов и договоров) . Руководитель дочернего предприятия действует без доверенности на основании Устава. Самостоятельный налогоплательщик, имеет собственный баланс. Главное предприятие несет ответственность за действия дочернего только в рамках принятых им решений.

       Дочернее предприятие — то, которое зависит от другого юридического лица. Хозяйственное общество есть зависимым, если другому обществу принадлежит 20% или более от установленного капитала такого общества с ограниченной или дополнительной ответственностью.

Реорганизация и ликвидация юридического лица

Реорганизация и ликвидация юридического лица

Юридическое лицо может прекратить свое существование в результате реорганизации или ликвидации. Основным юридическим критерием различения этих двух форм прекращения юридического лица является наличие (реорганизация) или отсутствие (ликвидация) правопреемства, то есть перехода прав и обязанностей от юридического лица к другим лицам (правопреемникам). Реорганизация юридических лиц часто выражается в форме слияний и поглощений различных компаний.

Реорганизация юридического лица. Реорганизация юридического лица в форме слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования может быть осуществлена ​​по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного учредительным документом.

Это позволяет реорганизовывать юридическое лицо с одновременным сочетанием его различных форм. Реорганизация возможна с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах.

Ограничения на реорганизацию юридических лиц могут быть установлены только законом.

Кроме того, особенности реорганизации кредитных, страховых, клиринговых организаций, специализированных финансовых компаний, специализированных компаний проектного финансирования, профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, компаний по управлению инвестиционными фондами, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов. , негосударственные пенсионные фонды и другие некредитные финансовые организации, акционерные общества работников (народные предприятия) определяются законами, которые регулируют деятельность таких организаций.

В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения либо выделения из состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

Если учредители (участники) уполномоченного ими юридического лица или органа юридического лица, уполномоченного на его реорганизацию своим учредительным документом, не реорганизуют юридическое лицо в срок, указанный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа закон распоряжением арбитражного управляющего юридического лица поручает ему провести реорганизацию юридического лица.

Аналогично, только в случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена ​​только с согласия уполномоченных государственных органов.

Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, возникших в результате реорганизации. В случае реорганизации юридического лица в форме слияния с другим юридическим лицом первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности зарегистрированного юридического лица. организация.

Государственная регистрация юридического лица, созданного в результате реорганизации (в случае регистрации нескольких юридических лиц — первая государственная регистрация), допускается не ранее истечения соответствующего срока обжалования решения о реорганизации.

При объединении юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь созданному юридическому лицу. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу права и обязанности присоединенного юридического лица также переходят к последнему.С разделением юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам. При выделении от юридического лица одного или нескольких юридических лиц характер и обязанности реорганизованного юридического лица переходят к каждому из них. При преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица по отношению к другим лицам не изменяются, за исключением прав и обязанностей в учредителям (участникам), смена которых вызвана реорганизацией.В этом случае к отношениям, возникающим при реорганизации юридического лица в форме преобразования, применяются правила ст. 60 ГК о гарантиях прав кредиторов не применяются.

Передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве всех обязательств реорганизованного юридического лица по отношению ко всем его кредиторам и дебиторам, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением условий правопреемства. вид, состав, стоимость имущества, прекращение прав и обязанностей реорганизованного юридического лица, которое может наступить после даты составления передаточного акта.

Передаточное свидетельство утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридического лица, и подается вместе с учредительными документами для государственной регистрации юридических лиц, созданных в результате реорганизация или внесение изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

Непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта отсутствие в нем положений о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица влечет отказ в государственной регистрации юридических лиц, созданных в результате реорганизации. ,

ГК придает большое значение гарантиям прав кредиторов реорганизованного юридического лица.

В течение трех рабочих дней со дня принятия решения о реорганизации юридического лица он обязан письменно уведомить уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридического лица, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации. реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляет юридическое лицо, принявшее решение о реорганизации или определенное решение о реорганизации.На основании такого уведомления уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридические лица находятся в процессе реорганизации.

Реорганизованное юридическое лицо после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды в год публикует в средствах массовой информации, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение его реорганизации.В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц сообщение о реорганизации публикуется от имени всех юридических лиц, участвующих в реорганизации юридическим лицом, принявшим решение о реорганизации или определенное решение о реорганизации. В уведомлении о реорганизации указывается информация о каждом юридическом лице, участвующем в реорганизации, форма реорганизации, создаваемая или продолжающаяся в результате реорганизации, описание порядка и условий предъявления требований кредиторами, иная информация. требуется по закону.

Закон может предусматривать обязанность реорганизуемого юридического лица письменно уведомлять кредиторов о своей реорганизации.

В свою очередь, кредитор юридического лица, если его права требования возникли до публикации первого сообщения о реорганизации юридического лица, вправе потребовать досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а в случай невозможности досрочного исполнения — прекращение обязательства и возмещение убытков, за исключением случаев, установленных законом или соглашением кредитора с реорганизуемым юридическим лицом.

Если кредитор, который в соответствии с правилами настоящей статьи, потребовал досрочного исполнения обязательства или прекращения обязательства и компенсации убытков, такое исполнение не предоставляется, убытки не возмещаются и возникает достаточное обеспечение для исполнение обязательства не предлагается, солидарная ответственность перед кредитором наряду с юридическими лицами, созданными в результате реорганизации, лицами, имеющими фактическую возможность определять действия реорганизуемых юридических лиц, членов их коллегиальных органов и лицом уполномочены действовать от имени реорганизованного юридического лица, если они своими действиями (бездействием) способствовали возникновению этих последствий для кредитора, а в случае реорганизации в форме выделения реорганизованное юридическое лицо также имеет совместное юридическое лицо вместе с указанными лицами.

Если передаточный акт не позволяет определить правопреемника по обязательству юридического лица, а также если из передаточного акта или иных обстоятельств следует, что в ходе реорганизации активы и обязательства реорганизованных юридических лиц были распределены несправедливо, что привело к существенному нарушению интересов кредиторов, реорганизованное юридическое лицо и Юридические лица, созданные в результате реорганизации, несут солидарную ответственность по такому обязательству.

Не менее важны последствий признания недействительным решения о реорганизации юридического лица. По требованию участников реорганизуемого юридического лица, а также иных лиц, не являющихся участниками юридического лица, если такое право им предоставлено законом. Это требование может быть внесено в суд не позднее чем в течение трех месяцев после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации, если иной срок не установлен законом.

Признание судом недействительным решения о реорганизации юридического лица не влечет ликвидации юридического лица, образованного в результате реорганизации, и не является основанием для признания недействительными сделок, совершенных таким юридическим лицом.

В случае признания решения о реорганизации юридического лица недействительным до окончания реорганизации, если зарегистрирована часть юридических лиц, которые должны быть созданы в результате реорганизации, правопреемство наступает только в отношении таких зарегистрированных юридических лиц, в остальном

.

Прекращение юридического лица, Реорганизация юридического лица

Прекращение юридического лица

Юридическое лицо может прекратить свое существование в результате реорганизации или ликвидации. Основным критерием разграничения этих двух форм прекращения юридического лица является наличие (реорганизация) или отсутствие (ликвидация) правопреемства, то есть перехода прав и обязанностей от юридического лица к другим лицам (правопреемникам).

Реорганизация юридического лица

По норме п.1 ст.57 ГК Реорганизация юридического лица в форме слияния, слияния, разделения, выделения или преобразования может осуществляться по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного учредительными документами. В случаях, предусмотренных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда (абз. 1 п. 2 п. 57 ГК).Если учредители (участники) уполномоченного ими юридического лица или органа юридического лица, уполномоченного его учредительными документами на реорганизацию, не реорганизуют юридическое лицо в срок, указанный в решении уполномоченного государственного органа, согласно норма абз. 2 п. 2 ст. 57 ГК суд по иску указанного государственного органа назначает внешнего управляющего в качестве юридического лица и поручает ему реорганизовать это юридическое лицо. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица.Внешний управляющий действует от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и представляет его на рассмотрение в суд вместе с учредительными документами юридических лиц, возникших в результате реорганизации. Утверждение судом этих документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц. В случаях, предусмотренных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может осуществляться только с согласия уполномоченных государственных органов (пункт 3 статьи 57 Гражданского кодекса).Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к другому юридическому лицу первое из них считается реорганизуемым с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности дочернего юридического лица. (п. 4 ст. 57 ГК РФ)

При объединении юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь образованному юридическому лицу в соответствии с передаточным актом (п. 1 ст. 58 ГК РФ).При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу права и обязанности присоединенного юридического лица переходят к последнему в соответствии с передаточным актом (пункт 2 статьи 58 Гражданского кодекса). При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом (п. 3 ст. 58 ГК РФ). При отделении юридического лица от юридического лица одно или несколько юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом (п. 4 ст. 58 ГК РФ).При преобразовании юридического лица одного типа в юридическое лицо другого типа (изменение организационно-правовой формы) права и обязанности реорганизованного юридического лица переходят к вновь образованному юридическому лицу в соответствии с актом перевод (п. 5 статьи 58 ГК РФ). По норме ст. 59 Акт передачи ГК и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве всех обязательств реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и дебиторов, включая обязательства, оспариваемые сторонами.Передаточное свидетельство и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридического лица, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесение изменений в учредительные документы действующих юридических лиц. Непредставление вместе с учредительными документами соответственно передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве обязательств реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникшего юридические лица.

В соответствии со ст. 60 ГК юридическое лицо в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о его реорганизации обязано письменно уведомить орган, осуществляющий государственную регистрацию юридического лица, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляет юридическое лицо, принявшее решение о реорганизации или определенное решение о реорганизации.На основании данного уведомления орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации.

Реорганизованное юридическое лицо после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды в месяц дважды в месяц размещает в средствах массовой информации, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о его реорганизации.В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц сообщение о реорганизации публикуется от имени всех юридических лиц, участвующих в реорганизации юридическим лицом, принявшим решение о реорганизации или определенное решение о реорганизации. В уведомлении о реорганизации указывается информация о каждой реорганизации, участвующей в реорганизации, о форме реорганизации, создаваемой (продолжающей деятельность) в результате реорганизации, описание порядка и условий предъявления кредиторами требований, другая информация, требуемая законом.

Кредитор юридического лица, если его права требования возникли до публикации сообщения о реорганизации юридического лица, вправе потребовать досрочного исполнения должником соответствующего обязательства, а в случае о невозможности досрочного исполнения — прекращение обязательства и возмещение связанных с ним убытков, за исключением случаев, установленных законом.

Кредитор юридического лица — открытое акционерное общество, реорганизуемое в форме слияния, присоединения или преобразования, если его права требования возникли до опубликования объявления о реорганизации юридического лица, вправе: требовать досрочного исполнения обязательства, по которому должником является юридическое лицо, либо прекращения обязательства и возмещения убытков в случае, если реорганизованное юридическое лицо, его участники или третьи лица не предоставят достаточных гарантийных обязательств.При этом такие требования могут быть предъявлены кредиторами не позднее 30 дней со дня последнего опубликования сообщения о реорганизации юридического лица. Важно учитывать, что предъявленные кредиторами требования не влекут приостановления действий по реорганизации. В случае удовлетворения требований о досрочном исполнении или прекращении обязательств и возмещении убытков после завершения реорганизации юридические лица, вновь созданные в результате реорганизации (продолжающейся деятельности), несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованное юридическое лицо.

Исполнение реорганизованным юридическим лицом обязательств перед кредиторами обеспечивается в порядке, установленном Гражданским кодексом. Однако в случае, если обязательства перед кредиторами реорганизуемого юридического лица — должника обеспечены залогом, такие кредиторы не вправе требовать дополнительного обеспечения.

Особенности реорганизации кредитных организаций, в том числе порядок сообщения в государственный регистрирующий орган о порядке реорганизации кредитной организации, порядок уведомления кредиторов реорганизуемых кредитных организаций, порядок предъявления кредиторами требований к Досрочное исполнение или прекращение соответствующих обязательств и возмещение убытков, сведения, влияющие на финансово-хозяйственную деятельность реорганизованной кредитной организации, определяются законами, регулирующими деятельность кредитных организаций.В этом случае положения п. 60 ГК на кредитные организации не распространяются.

тематических картинок

,

Ликвидация юридическое определение ликвидации

Кроме того, г-н Молале сказал, что группа была назначена со-ликвидаторами главой Высокого суда 30 июня 2019 года и 1 августа 2019 года взяла на себя полную ответственность за все активы BCL, находящиеся в стадии ликвидации и в процессе предварительной ликвидации. * Если ожидаемая ликвидация является обязательной. в соответствии с руководящими документами с момента создания организации (например, для совместных предприятий или других предприятий с ограниченным сроком существования), ликвидационная база применяется только в том случае, если и когда утвержденный план отличается от плана, указанного в руководящих документах (ASC 205-30-25 -3).В день или около даты ликвидации фонд ликвидирует свои активы и пропорционально распределит денежные средства между оставшимися акционерами. По апелляции судья постановил, что, хотя основное требование не было погашено при ликвидации, в результате чего, в соответствии с юрисдикцией, он продолжал существовать и мог быть передан на рассмотрение. Резервный банк Новой Зеландии (RBNZ) тем временем приветствовал ликвидацию CBL. Центральный банк рекомендовал ликвидировать фирму в феврале из-за ее неустойчивого финансового положения.«Дата ликвидации — 3 сентября 2018 года». Юридическим препятствием было то, что торговое название Uganda Airlines вернется правительству после завершения процесса ликвидации, что побудило Кабинет министров запросить обновление статуса ликвидации авиакомпании. Юридические документы и рекомендации Регистратора компаний, полученные The EastAfrican, показывают, что правительство не могло восстановить использование названия несуществующего национального перевозчика, поскольку процесс ликвидации Uganda Airlines в 2001 году оставался незавершенным, отчасти из-за отсутствия некоторых активов.Из-за распоряжения о ликвидации внутренняя лицензия ReliaMax была аннулирована. Они включают более четкие инструкции по обработке авансов наличными и удержанию компенсации для подотчетного персонала при условии полной ликвидации авансов в соответствии с собственными рекомендациями COA », — говорится в заявлении. Он сообщил о неаудированном увеличении чистых активов в процессе ликвидации на 1,5 млн долларов США за три месяца, закончившихся 31 марта 2018 года, в основном за счет реализации 1,5 млн долларов США по судебным разбирательствам и другим претензиям.22, 2017, вместе со всеми подтверждающими документами, детализирующими характер, основу и сумму каждой претензии, лично или по почте непосредственно в Страховую комиссию для рассмотрения при ликвидации компании в соответствии с соответствующими положениями Страхового кодекса, Funa На слушаниях по делу о ликвидации Исполнительной компании по страхованию жизни Нью-Йорка (ELNY) в марте 2012 года тогдашний глава Бюро ликвидации Нью-Йорка описал Бюро ликвидации следующим образом: ,

Ликвидация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Первым этапом является подготовка письменного заявления участником компании, в котором указывается причина прекращения хозяйственной деятельности. Данное заявление подается в уполномоченный орган для внесения сведений в государственный реестр о том, что субъект хозяйствования находится на стадии ликвидации.

Второй шаг — созвать ликвидационную комиссию или назначить ликвидатора. Это ответственность членов компании.Они также устанавливают сроки, в течение которых компания будет ликвидирована.

Третий шаг — освещение в СМИ. В средствах массовой информации публикуется сообщение о ликвидации юридического лица. Как правило, эта информация подается в «Вестнике государственной регистрации». В примечании должна быть указана информация о порядке и сроках предъявления требований кредиторами.

Четвертым этапом ликвидации юридических лиц индивидуальных предпринимателей является расчет задолженности перед контрагентами и кредиторами по обязательным платежам в бюджет.Речь идет о отчислениях в такие организации, как ФНС, Пенсионный фонд, Федеральный фонд медицинского страхования, Федеральный страховой фонд, а также о погашении долгов спонсорам, инвесторам, кредиторам и другим лицам, предоставляющим средства на развитие вашего бизнеса.

Это один из ключевых шагов, от которого зависит репутация компании. Если вы «списываете» долги или избегаете неплатежей, вы можете существенно затянуть процесс ликвидации бизнес-структуры.

После выплаты долга составляется промежуточный ликвидационный баланс.Это делается для того, чтобы понять, сколько денег осталось на счету компании. На этом этапе также рекомендуется взять документ из Пенсионного фонда, подтверждающий, что вы подали всю необходимую информацию в территориальный орган Пенсионного фонда.

Пятый этап — увольнение персонала, если таковой имеется. Вам необходимо расторгнуть трудовой договор, погасить задолженность по зарплате, закрыть текущий счет и уничтожить печати. После этого ликвидационная комиссия отправляет в налоговые органы ряд документов:

  • заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией.Готовится по форме P16001; ликвидационный баланс, утвержденный участниками. Обращаем ваше внимание, что с момента публикации в средствах массовой информации отметки о ликвидации юридического лица индивидуального предпринимателя до формирования ликвидационного баланса проходит не менее двух месяцев. Именно в этот период проводится выездная налоговая проверка.

Но с момента подачи документов в налоговую должно пройти 6 дней.По истечении этого срока вы получите либо документы о государственной регистрации ликвидации юридического лица индивидуального предпринимателя, либо об отказе в ликвидации компании с указанием причин отклонения заявки.

,

Check Also

Полиомиелит у детей: симптомы, пути передачи и профилактика опасного заболевания

Как распознать полиомиелит у ребенка. Какие существуют пути передачи вируса полиомиелита. Насколько эффективна вакцинация против …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *