Четверг , 25 апреля 2024
Бизнес-Новости
Разное / Кто может быть судебным экспертом – Экспертиза. Кто может дать экспертное заключение?

Кто может быть судебным экспертом – Экспертиза. Кто может дать экспертное заключение?

кто может проводить экспертизу, независимый эксперт

Довольно часто при производстве гражданских дел суд назначает экспертизу. Хорошо, если суд сам, по своей инициативе назначит эксперта, а если (что бывает чаще) предложит сторонам представить суду кандидатуры своих экспертов. Естественно возникает вопрос: кого можно предложить. Для этого разберемся кто такой эксперт и какова его роль в процессе.*

Поскольку наибольшее количество дел рассматривается в рамках гражданского и арбитражного процессов, то будем рассматривать вопрос кто может проводить экспертизу именно с позиций Гражданского процессуального и Арбитражного процессуального кодексов (ГПК РФ и АПК РФ соответственно).

В первом пункте статьи 79 ГПК РФ «Назначение экспертизы» указано, что при возникновении вопросов, требующих специальных познаний в различных областях суд назначает экспертизу, проведение которой может быть поручено как судебно-экспертному учреждению, так и конкретному эксперту или их группе.

Примерно такие же положения содержатся в статье 55 АПК РФ «Эксперт».

Как видим главным требованием к эксперту является наличие специальных знаний в той или иной отрасли. Про лицензирование или аккредитацию экспертов ничего не упоминается.

Однако следует помнить, что в соответствии с подпунктом 49 статьи 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности подлежит лицензированию, значит кому попало суд ее не поручит, а только организации, имеющей соответствующую лицензию.

Так же следует помнить, что в ряде случаев (в основном при необходимости судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертизы) такие экспертизы должны проводиться в государственных судебно-экспертных учреждениях, сотрудники которых, допущенные к производству экспертиз должны иметь высшее образование, пройти переподготовку по определенному экспертному направлению и быть аттестованным  для проведения экспертизы (смотри Федеральный закон № 73-ФЗ от 31 мая 2001 г. «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»).

Во всех остальных случаях экспертизу может проводить независимый эксперт, о назначении которого вы просите суд. Главное — чтобы он обладал специальными познаниями в той или иной области – землеустройстве, бухгалтерском учете, товароведении, строительстве и проч. И естественно смог доказать наличие таких познаний. То есть чисто теоретически, если вам, к примеру, требуется провести экспертизу качества труб в вашей квартире, вы можете пригласить и сантехника из соседнего домоуправления. Но на самом деле, суды просят более солидных доказательств квалификации независимого эксперта. В качестве доказательства могут быть представлены документы об образовании и стаже работы по специальности, в которой предполагается экспертиза. Например, при проведении землеустроительной экспертизы экспертом вполне может быть аккредитованный кадастровый инженер, при строительно–технической экспертизе – дипломированный инженер строитель, а при экспертизе качества товара – технолог, инженер, товаровед и иное лицо, обладающее достаточными познаниями в отношении того товара, который требуется «проэкспертировать».

Об этом прямо разъясняется в разъяснениях высших судебных инстанций РФ по вопросам проведения экспертизы. Так в Обзоре судебной практики по применению законодательства, регулирующего назначение и проведение экспертизы по гражданским делам, утвержденного Президиумом Верховного суда РФ 14 декабря 2011 года указано, что экспертиза может проводиться как в государственном судебно-экспертном  учреждении, так и в негосударственной  экспертной организации либо конкретным экспертом или экспертами. В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ № 23 от 4 апреля 2014 года «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе» уточнено более конкретно, что суд не может отказать в проведении экспертизы в негосударственной экспертной организации, а равно лицом, обладающим специальными познаниями, но не являющимся работником экспертного учреждения только в силу того, что проведение соответствующей экспертизы может быть поручено государственному судебно-экспертному учреждению.

При представлении суду своего независимого эксперта (примерный образец заявления смотрите здесь) также следует помнить, что суды в основном волнуют сроки проведения экспертизы. Поэтому озаботьтесь пожалуйста заранее, чтобы ваш эксперт указал более быстрые сроки (с учетом сложности экспертизы конечно) . Также помните, что экспертом в каждом конкретном гражданском процессе экспертизу может проводить лицо, назначенное самим судом, а если вы провели экспертизу до соответствующего решения суда, то такой эксперт в рамках вашей тяжбы может выступать только как свидетель, а не эксперт.

*

Оговоримся: в этой статье мы ведем речь именно об экспертах по гражданскому делу, привлекаемых к участию в процессе в соответствии с гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным кодексом. Мы не ведем сейчас речь о специальных экспертах, проводящих экспертизы в соответствии с обязательными требованиями законодательства, например – законом о специальной оценке труда, предъявляющим свои требования к экспертам по СОУТ, или же экспертам лабораторий производственного контроля, проводящими производственный лабораторный контроль в соответствии с требованиями ст. 32 закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

www.kosopuzy-lawyer.ru

Требования предъявляемые к судебному эксперту

  1. Требования, предъявляемые к судебному эксперту

Все процессуальные кодексы указывают только одно основание (требование) для назначения лица судебным экспертом – наличие специальных знаний (ст. 57 УПК РФ, ст. 85 ГПК РФ, ст. 55 АПК РФ).

Вместе с тем, процессуальные кодексы требуют, чтобы в своем заключении судебный эксперт сообщил о своем образовании, специальности, стаже работы, о наличии ученой степени  и (или) ученого звания (ст. 204 УПК РФ, ст. 86 АПК РФ).

Существуют государственные эксперты и негосударственные эксперты, которые имеют право проводить судебные экспертизы и экспертное исследование. Требования для них различаются.

Государственным судебным экспертом, производящим судебную экспертизу в порядке исполнения своих должностных обязанностей, может быть только аттестованный сотрудник государственного судебно-экспертного учреждения, создаваемого федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов РФ (ст. 11,12 Закона о судебно-экспертной деятельности). Помимо государственных судебных экспертов судебные экспертизы могут производить и иные лица, обладающие специальными знаниями и вызванные для дачи заключения.

К государственным экспертам предъявляются

следующие требования (в соответствии с ФЗ-73):

  • наличие специального ведомственного свидетельства, дающего право производства экспертиз;
  • наличие высшего профессионального образования; касающегося определённой экспертной специальности;
  • наличие специальной подготовки по определённой экспертной специальности;
  • прохождение аттестации через каждые 5 лет для подтверждения уровня эксперта;
  • быть гражданином России.

Если государственный эксперт не соответствует хотя бы одному из перечисленных требований, то экспертное исследование, проведённое им, не может являться доказательством.

 

Процессуальные кодексы и КоАП РФ не содержат вышеназванных требований к профессиональным и квалификационным требованиям эксперта, в них лишь содержится одно единственное требование – обладание  специальными знаниями – «знаниями не общеизвестными, не обще доступными, не имеющие массового распространения, это знания, которыми располагает ограниченный круг специалистов».

 

К негосударственным экспертам предъявляются

следующие требования (в соответствии с ФЗ-73):

  • обладать специальными знаниями в таких областях, как наука, техника, искусство, и ремесло;
  • обладать документом, подтверждающим профильное образование (ст. 41 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ). По закону, негосударственный эксперт может иметь профобразование любого уровня, т.е.: высшее, среднее, дополнительное, послевузовское, или образование, полученное при повышении квалификации.

Требование, требующее представить экспертом лицензию на право проведения таких работ, как судебная экспертиза и (или) сведений (документа) о наличии аккредитации на сегодняшний день будут являться незаконными и не выполнимыми. Лицензирование судебно-экспертной деятельности, также не предусмотрено ФЗ-99 от 04.05.2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановлением Правительства РФ от 21.11.2011 г. № 957 (ред. от 16.04.2012 г., № 291) «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности». В закрытом перечне Закона РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» «судебная экспертиза» не значится. В настоящее время аккредитации судебных экспертов в Российской Федерации не существует.

Такой же позиции придерживается и ВС РФ, который даёт следующее разъяснение: Деятельность «судебная экспертиза» в перечне ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» отсутствует, следовательно, не подлежит лицензированию». В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за 2-й квартал от 17.02.2002 Верховный суд РФ указывает на то, что лицензирование судебно-экспертной деятельности не требуется, поскольку статья 17 Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» не содержит указание на лицензирование судебно-экспертной деятельности.

Если выполняется (назначается) судебно-оценочная экспертиза,  судебная строительно-техническая экспертиза или другие виды судебных экспертиз, выполняемыми  специалистами саморегулируемых организаций (СРО), требование о представлении экспертом сведений о своем членстве в СРО не предусмотрено законом. Судебная экспертиза осуществляется только по нормам процессуальных кодексов. Что касается компетенции эксперта, то она должна устанавливаться по существу, а не по формальным основаниям. Неправомерны требования о профильном образовании судебного эксперта. Закон (ст. 204 УПК РФ, ст. 86 АПК РФ)  требует указать образование, не уточняя: высшее, среднее специальное, профильное и т.д. В ГПК РФ вообще ничего не говорится об образовании эксперта. Статус эксперта неразрывно связан с его компетенцией.

Компетенция эксперта может рассматриваться в двух аспектах. Во-первых, это круг полномочий, права и обязанности эксперта, которые определены ст. 55 АПК РФ, ст.85 ГПК РФ, ст. 25.9 КоАП РФ, ст. 57 УПК РФ, ст.ст. 16-17,41 Закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ». При этом следует отметить, что названные круг полномочий, права и обязанности определены законодателем как для государственных, так и не для государственных экспертов. Во-вторых, это комплекс знаний в области теории, методики и практики судебной экспертизы определенного вида.

Различают объективную компетенцию, т.е. объем знаний, которыми должен владеть эксперт, и субъективную компетенцию – степень, в которой конкретный эксперт владеет этими знаниями.

Субъективная компетентность эксперта определяется его образовательным уровнем, специальной экспертной подготовкой, стажем экспертной работы  и т.д.

xn--42-6kcadrhcsju8a2apgguh9qnb.xn--p1ai

Кто может быть судебным экспертом?

Что говорит законодательство?

Не смотря на то, что деятельность судебных экспертов носит исключительно важную социальную функцию, так как нередко именно заключение эксперта является главным доказательством по тому или иному делу, однако законодательство не содержит широкого перечня требований, которые предъявляются к судебным экспертам.

Все четыре процессуальных кодекса (КАС, УПК, ГПК, АПК) говорят только об одном требовании, которое предъявляется к судебным экспертам – наличие специальных знаний. При этом они содержат требование о том, чтобы в заключении эксперта были указаны следующие сведения: стаж работы, наличие учетной степени или звания, а также должность.

При этом 73-ФЗ содержит требование о том, что государственный эксперт должен иметь высшее образование, однако умалчивает о подобной необходимости для негосударственных экспертов.

Что говорит практика?

Хотя законодательно требование о наличии образования для негосударственных экспертов не установлено, в виду особой сложной данной профессии, практика идет по пути обязательности наличия высшего образования. Связано это с тем, что доверять или нет заключению эксперта решает суд, а верить мнению человека, не имеющего высшего образования в конкретной области, не очень надежно.

К тому же крайне рекомендуется регулярно проводить курсы повышения квалификация и осваивать дополнительные образовательные программы – все это увеличивает доверие и весомость мнения такого эксперта.

Безусловно, может сложиться ситуация, когда необходимо заключение из очень редкой области знаний и найти профессионального эксперта в данной области не представляется возможным, хотя специалисты в этом направлении есть. Тогда возможно привлечение лица, собственно не являющегося экспертом, но для целей конкретного судопроизводства исполняющего эту роль. Хотя зачастую такое лицо будет привлечено не в качестве эксперта, а как специалист.

Дата публикации: 04.04.2018 г.

Все публикации в Блоге

expertadvice.ru

Судебный эксперт: статус и требования

* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

Процессуальное законодательство РФ выдвигает единственное условие для возможности выступления лица в статусе судебного эксперта. Это наличие специальных познаний.

Одновременно с этим оно требует, чтобы в заключении присутствовала информация об образовании, специальности, опыте работы, наличии ученой степени либо звания. Вся эта информация помогает органам суда следствия понять степень компетентности специалиста.

Помимо этого, профессионализм экспертного лица подкрепляется участием в системе добровольной сертификации экспертов, в рамках которой составляются соответствующие реестры участников, прошедших программу подготовки, утвержденную Министерством юстиции. Абсолютно неправомерным в отношении экспертного лица является наличие лицензии на право производства судебных исследований либо данных о его аккредитации.

Закон об экспертизе не упоминает обязательное предоставление сведений о членстве в СРО в тех видах экспертиз, где исследование осуществляется силами специалистов СРО. Необязательным является и наличие профильного образования у эксперта.

Компетентность специалиста, привлекаемого к судебной экспертизе, должна определятся по существу, а не по формальным признакам. Самоотвод иди отвод кандидатуры судебного эксперта может произойти только до рассмотрения данного дела по существу.

Что может повлиять на отвод кандидатуры судебного эксперта?

Основанием для этого может послужить:

  • некомпетентность специалиста;
  • личный интерес в исходе дела;
  • какая-либо зависимость эксперта от участника дела.

При назначении судебного исследования уполномоченное на то лицо (судья, следователь) обязано изложить эксперту его права и предупредить о наступлении уголовной ответственности за предоставление заведомо ложного заключения. Права и обязанности эксперта при производстве судебной экспертизы изложены в УПК РФ, АПК РФ, ГПК РФ.

Если экспертное заключение соответствует форме, регламентированной законодательством, исследование было осуществлено в полном объеме и присутствуют ответы на поставленные вопросы, суд обязан его принять, оценить наряду с другими имеющимися доказательствами и приобщить к материалам дела. В случае несогласия с мнением эксперта, суд вправе не включить его в доказательную базу, обосновав свою точку зрения. Судэксперт может быть допрошен в судебном заседании только в связи с выводами, данными в его заключении.

При наличии обоснованных доводов несогласия с экспертным заключением, сторона процесса имеет право направлять в суд запрос о проведении дополнительного либо повторного исследования. Полномочия назначения экспертизы принадлежат в арбитражном и гражданском процессе только суду, в уголовном – дознавателю, следователю, суду.

В ходе проведения судебного исследования эксперт не вправе заниматься самостоятельным сбором доказательств, вступать в контакт с участниками процесса, вести с ними переговоры, без разрешения заниматься исследованиями, способными привести к полному либо частичному повреждению объекта, устраняться от явки в органы суда и следствия, обязан соблюдать конфиденциальность ставших известных ему сведений.

По своей сути и форме в экспертном заключении (см. статью Заключение эксперта) можно выделить три части:

  • введение, в котором излагаются место, время, основание проведения экспертизы, круг поставленных вопросов, объекты исследования, материалы дела, даются данные на эксперта и присутствует подписка специалиста об уголовной ответственности,
  • исследовательская часть, которая, в свою очередь включает в себя описание объектов, их анализ, обобщение полученных результатов с их обоснованием,
  • выводы, представляющие собой однозначное изложение ответа на вопросы в категорической, альтернативной, условно-определенной форме. Эксперт также может сослаться на невозможность сделать вывод, указав причины.

*

Дата редакции: 26.02.2014

ceur.ru

Требования, предъявляемые к судебным экспертам

Согласно процессуальному законодательству, при назначении лица в качестве судебного эксперта, суд должен убедиться в:
— компетентности, то есть владении лицом специальными знаниями;
— независимости, т.е., что лицо не связано личной (прямой или косвенной) заинтересованностью в исходе дела, а также иными обстоятельствами, ставящими под сомнение объективность эксперта.

Несоответствие любому из этих требований служит основанием для отвода эксперта.

Что касается компетентности эксперта, суд проверяет лишь формальные атрибуты сведущего лица, обсуждает его специальную компетентность (а не его специальные знания) и осуществляет выбор эксперта (экспертного учреждения) по своему усмотрению с учетом мнения лиц, участвующих в деле.

Наиболее доступным критерием для проверки специальной компетенции сведущего лица является соответствующее профессиональное образование, в частности применительно к строительству предпочтительным является высшее профессиональное образование в этой области. При выборе сведущего лица на процессуальную роль эксперта, суд рассчитывает получить от него ответы на поставленные вопросы. Сведущее лицо сможет ответить на вопросы, если оно не только обладает специальными знаниями в соответствующей предметной области, но и обладает навыками проведения исследования, способно подготовить мотивированное заключение по его результатам. Высшее образование предполагает получение обучающимся навыков и умений исследовательской деятельности.

Другим критерием проверки специальной компетентности сведущего лица может служить наличие профессионального опыта. Указанный критерий более информативен по равнению с образовательным цензом, но в отличие от него менее формализован. Дело в том, что предметная область строительно-технической экспертизы достаточно обширна. На практике нередки случаи, когда выбранные для проведения конкретной экспертизы эксперты по своему профессиональному опыту оказываются узкоспециализированными в рамках предметной области и некомпетентными в вопросах, выходящих за пределы их специализации.

В судебном процессе понятия «компетентность» и «независимость» совместны. При выборе эксперта (экспертной организации) следует одновременно руководствоваться критерием независимости. Экспертиза должна быть независимой, у сторон по делу не должно возникать сомнений в объективности экспертного заключения. Проверка независимости эксперта необходима и с точки зрения выявления возможных оснований для его отвода.

Независимость эксперта определена как процессуальным законодательством (ст.18 ГПК РФ, ст.23 АПК РФ), так и Федеральным законом «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (ст.7). Эксперт не может находиться в какой-либо зависимости от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела. Закон исключает участие эксперта в процессе и при его личной заинтересованности в исходе дела: он не может выступать в этом качестве, если уже занимал иное, предусмотренное законом, процессуальное положение в деле либо находится в родственных отношениях с лицом, участвующим в деле.

В отличие от требований компетентности проверка эксперта на предмет его независимости несложна для суда по существу, но трудоемка чисто технически и невозможна без участия сторонних лиц (органов, организаций и граждан). Вследствие отсутствия или неполноты информации о кандидатурах экспертов, неосведомленности об аффилированности экспертных организаций с участниками процесса или взаимозависимости по иным основаниям, предусмотренным ст.20 Налогового кодекса Российской Федерации, суд не в состоянии отслеживать указанные связи. Главную роль здесь должны играть стороны и другие заинтересованные лица, реализуя возложенное на них бремя доказывания в условиях состязательности процесса. Именно они несут риск наступления последствий совершения или несовершения или процессуальных действий (ст.9 АПК РФ).

Следует также иметь ввиду, что правовой статус судебного эксперта закреплен процессуальными кодексами,Федеральным законом от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ» «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и иными федеральными законами. В той мере, в какой процессуальные положения Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» расходится с правилами ГПК РФ, АПК РФ, применению подлежат последние.

www.indeks.ru

Требования к экспертам негосударственной экспертизы

Судебным экспертом может быть назначено любое лицо, обладающее необходимыми для дачи заключения знаниями. Согласно ст. 41 ФЗ ГСЭД, процессуальным кодексам и КоАП РФ судебные экспертизы могут производить и иные лица, обладающие специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющиеся государственными судебными экспертами и вызванные для дачи заключения.
Такими судебными экспертами могут являться:

– пенсионеры, в прошлом сотрудники государственных экспертных учреждений,
– частные эксперты-профессионалы, у которых эта деятельность является основной,
– эксперты – сотрудники негосударственных судебно-экспертных учреждений,
– работники неэкспертных организаций, обладающие необходимыми специальными знаниями.

Согласно ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» на осуществление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем судебно-экспертной деятельности лицензии не требуется.

Законодатель (ст. 41 ФЗ ГСЭД) распространил на судебно-экспертную деятельность частных экспертов и сотрудников негосударственных экспертных учреждений действие ряда статей ФЗ ГСЭД, где упоминаются государственные судебные эксперты.

Если частный эксперт взялся за производство экспертизы и в его адрес вынесено постановление или определение суда, он обязан:

– не разглашать сведений, которые стали ему известны в связи с производством судебной экспертизы, в том числе сведений, которые могут ограничить конституционные права граждан, а также сведений, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну,
– обеспечить сохранность представленных объектов исследований и материалов дела,
– исполнять обязанности, предусмотренные соответствующим процессуальным законодательством.

Согласно ст. 16 ФЗ ГСЭД негосударственный эксперт не вправе:

– вступать в личные контакты с участниками процесса, если это ставит под сомнение его незаинтересованность в исходе дела,
– самостоятельно собирать материалы для производства судебной экспертизы,
– сообщать кому-либо о результатах судебной экспертизы, за исключением лица или органа, ее назначивших,
– уничтожать объекты исследования либо существенно изменять их свойства без разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу.

На негосударственных экспертов распространяется принцип независимости эксперта, согласно которому при производстве судебной экспертизы эксперт независим, он не может находиться в какой-либо зависимости от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела. Не допускается воздействие на эксперта со стороны судов, судей, органов дознания, следователей и прокуроров, а также иных государственных органов, организаций и отдельных лиц в целях получения заключения в пользу кого-либо из участников процесса или в интересах других лиц.

Есть определенные пробелы в правовой базе, регулирующей деятельность негосударственных экспертов. Если по отношению к государственным судебным экспертам профессиональные и квалификационные требования прописаны в ст. 13 ФЗ ГСЭД, то в отношении негосударственных экспертов такие требования ничем не предусмотрены. Для проверки уровня профессиональной подготовки государственных судебных экспертов создаются ведомственные экспертно-квалификационные комиссии. Определение же уровня подготовки негосударственных экспертов, помимо упомянутой выше системы добровольной сертификации, ничем не регламентируется.

Выбор эксперта, которому поручается проведение экспертизы, не регламентирован процессуальными кодексами и АПК РФ. Законодатель предоставляет лицам, участвующим в деле, право ходатайствовать о привлечении в качестве экспертов указанных ими лиц или о проведении экспертизы в конкретном экспертном учреждении, заявлять отвод эксперту. Суд должен рассмотреть подобные ходатайства и, руководствуясь нормами закона, либо удовлетворить их, либо отказать в удовлетворении.

Выбор конкретного эксперта поручается судом руководителю государственного судебно-экспертного учреждения либо осуществляется самим судом из числа иных лиц, обладающих специальными знаниями. При выборе кандидатуры эксперта должны учитываться единые подходы и общие критерии, позволяющие отдать предпочтение тому или иному эксперту, проверить его компетентность и отсутствие оснований для отвода.

Заявление на проведение строительно-технической экспертизы (скачать)

Статьи

nicexpertiza.ru

Постановление Пленума о судебной экспертизе по уголовным делам

В связи с вопросами, возникающими у судов при применении норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих производство судебной экспертизы по уголовным делам, Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, постановляет:

1. Обратить внимание судов на необходимость наиболее полного использования достижений науки и техники в целях всестороннего и объективного исследования обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, путем производства судебной экспертизы во всех случаях, когда для разрешения возникших в ходе судебного разбирательства вопросов требуется проведение исследования с использованием специальных знаний в науке, технике, искусстве или ремесле. Если же проведение исследования не требуется, то возможен допрос специалиста.

2. Согласно положениям части 2 статьи 195 УПК РФ судебная экспертиза производится государственными судебными экспертами и иными экспертами из числа лиц, обладающих специальными знаниями.

Государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения (подразделения) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

К иным экспертам из числа лиц, обладающих специальными знаниями, относятся эксперты негосударственных судебно-экспертных учреждений, а также лица, не работающие в судебно-экспертных учреждениях.

Под негосударственными судебно-экспертными учреждениями следует понимать некоммерческие организации (некоммерческие партнерства, частные учреждения или автономные некоммерческие организации), созданные в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О некоммерческих организациях», осуществляющие судебно-экспертную деятельность в соответствии с принятыми ими уставами.

3. В целях обеспечения реализации участвующими в деле лицами их права на отвод эксперта (статья 70, пункт 2 части 1 и часть 2 статьи 198 УПК РФ) в определении (постановлении) о назначении экспертизы необходимо указывать наименование экспертного учреждения (пункт 60 статьи 5 УПК РФ), в котором должна быть произведена экспертиза, а при невозможности производства экспертизы в этом учреждении — вновь выносить определение (постановление) о назначении экспертизы в другом экспертном учреждении. По ходатайству указанных лиц дознаватель, следователь, суд обязаны сообщать фамилию, имя, отчество эксперта, которому руководителем государственного судебно-экспертного учреждения поручено производство экспертизы.

При поручении производства экспертизы лицу, не являющемуся государственным судебным экспертом, суду следует предварительно запросить сведения, касающиеся возможности производства данной экспертизы, а также сведения об эксперте, в том числе его фамилию, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы в качестве судебного эксперта и иные данные, свидетельствующие о его компетентности и надлежащей квалификации, о чем указать в определении (постановлении) о назначении экспертизы, и при необходимости приобщить к материалам уголовного дела заверенные копии документов, подтверждающих указанные сведения.

В случае поручения производства экспертизы лицу, не работающему в судебно-экспертном учреждении, разъяснение прав и обязанностей, предусмотренных статьей 57 УПК РФ, возлагается на суд, принявший решение о назначении экспертизы.

4. Вопросы, поставленные перед экспертом, и заключение по ним не могут выходить за пределы его специальных знаний.

Постановка перед экспертом правовых вопросов, связанных с оценкой деяния, разрешение которых относится к исключительной компетенции органа, осуществляющего расследование, прокурора, суда (например, что имело место — убийство или самоубийство), как не входящих в его компетенцию, не допускается.

5. В тех случаях, когда в государственном судебно-экспертном учреждении, обслуживающем определенную территорию, невозможно производство судебной экспертизы в связи с отсутствием эксперта конкретной специальности или надлежащей материально-технической базы либо специальных условий для выполнения исследований, а также при наличии обстоятельств, указанных в статье 70 УПК РФ, т.е. когда все компетентные государственные судебно-экспертные учреждения на данной территории не могут выступить в этом качестве, ее производство может быть поручено государственным судебно-экспертным учреждениям, обслуживающим другие территории, негосударственному судебно-экспертному учреждению или лицу, не работающему в судебно-экспертном учреждении, в том числе сотруднику научно-исследовательского учреждения, вуза, иной организации, обладающему специальными знаниями и имеющему в распоряжении необходимое экспертное оборудование.

В определении (постановлении) о назначении экспертизы суду следует мотивировать поручение исследований экспертным учреждениям либо конкретному лицу.

6. Справки, акты, заключения и иные формы фиксации результатов ведомственного или другого исследования, полученные по запросу органов предварительного следствия или суда, не могут рассматриваться как заключение эксперта и служить основанием к отказу в проведении судебной экспертизы.

Указанные положения не препятствуют приобщению к материалам уголовного дела и использованию в процессе доказывания заключения специалиста, полученного в соответствии с частью 3 статьи 80 УПК РФ.

7. По смыслу уголовно-процессуального закона, согласие подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, лица, в отношении которого рассматривается вопрос о применении принудительных мер медицинского характера, на проведение в отношении его судебной экспертизы не требуется.

Вместе с тем суду следует обеспечить лицу, в отношении которого решается вопрос о применении принудительных мер медицинского характера, возможность участвовать в судебном заседании при решении вопроса о проведении в отношении него судебной экспертизы и самостоятельно реализовать права, предусмотренные частью 1 статьи 198 УПК РФ, за исключением случаев, когда физическое и (или) психическое состояние не позволяет ему предстать перед судом.

Недопустимо назначение и производство судебной экспертизы в отношении потерпевшего, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2, 4, 5 статьи 196 УПК РФ, а также в соответствии с частью 5 статьи 56, частью 4 статьи 195 УПК РФ в отношении свидетеля без их согласия либо согласия их законных представителей, которые даются указанными лицами в письменном виде.

8. Исходя из положений, указанных в пунктах 5, 9, 11 части 2 статьи 42, статьи 198 УПК РФ, суду надлежит обеспечить потерпевшему возможность знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы независимо от ее вида и с полученным на ее основании экспертным заключением либо с сообщением о невозможности дать заключение; право заявить отвод эксперту или ходатайствовать о производстве судебной экспертизы в другом экспертном учреждении, о привлечении в качестве эксперта указанного им лица либо о производстве судебной экспертизы в конкретном экспертном учреждении, о внесении в определение (постановление) о назначении судебной экспертизы дополнительных вопросов эксперту.

Свидетель пользуется такими же правами, как и потерпевший, лишь при условии назначения и производства судебной экспертизы в отношении его самого.

Участники судебного разбирательства по их ходатайствам с согласия суда вправе присутствовать при производстве экспертного исследования, производимого вне зала судебного заседания, за исключением случаев, когда суд по ходатайству эксперта сочтет, что данное присутствие будет препятствовать производству экспертизы. Факт присутствия участника судебного разбирательства при производстве судебной экспертизы вне зала судебного заседания следует отразить в заключении эксперта.

9. Разъяснить судам, что подозреваемый, обвиняемый и их защитники, а также потерпевший должны быть ознакомлены с постановлением о назначении экспертизы до ее производства. В том случае, если лицо признано подозреваемым, обвиняемым или потерпевшим после назначения судебной экспертизы, оно должно быть ознакомлено с этим постановлением одновременно с признанием его таковым, о чем составляется соответствующий протокол.

10. В описательной части судебного решения о помещении подозреваемого или обвиняемого в соответствующее медицинское учреждение для стационарного обследования при производстве судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы на основании статьи 203 УПК РФ, следует обосновать такое решение, а в резолютивной части указать, в какое именно учреждение лицо направляется для обследования.

11. Согласно части 1 статьи 30 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» лицо может быть помещено в медицинский стационар для производства судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы на срок до 30 дней. В случае необходимости по мотивированному ходатайству эксперта или комиссии экспертов срок пребывания лица в медицинском стационаре может быть продлен постановлением судьи районного суда по месту нахождения указанного стационара еще на 30 дней.

Ходатайство эксперта или комиссии экспертов о продлении срока пребывания лица в медицинском стационаре должно быть представлено в районный суд по месту нахождения указанного стационара не позднее чем за три дня до истечения 30-дневного срока. Такое ходатайство подлежит рассмотрению по правилам статьи 165 УПК РФ.

Лицу, в отношении которого решается вопрос о помещении в медицинский стационар для производства судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы либо о продлении срока его пребывания в медицинском стационаре, следует обеспечить возможность участия в судебном заседании и реализации предусмотренных уголовно-процессуальным законом прав, за исключением случаев, когда физическое и (или) психическое состояние не позволяет ему предстать перед судом.

В течение трех дней со дня получения ходатайства о продлении срока пребывания лица в медицинском стационаре судье следует вынести постановление и уведомить эксперта или комиссию экспертов о принятом решении. В случае отказа в продлении срока пребывания лица в медицинском стационаре оно подлежит выписке из него.

В исключительных случаях в том же порядке возможно повторное продление срока пребывания лица в медицинском стационаре. Общий срок пребывания лица в указанном стационаре при производстве одной судебной экспертизы не может превышать 90 дней.

Руководитель медицинского стационара должен известить лицо, находящееся в указанном стационаре, а также орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, о заявленном ходатайстве и вынесенном судьей решении.

12. В необходимых случаях, когда исследование выходит за пределы компетенции одного эксперта или комиссии экспертов, в соответствии со статьей 201 УПК РФ может быть назначено производство комплексной экспертизы, осуществляемой несколькими экспертами на основе использования разных специальных знаний. Эксперты при этом составляют совместное заключение. В заключении экспертов должно быть указано, какие исследования провел каждый эксперт, какие факты лично он установил и к каким пришел выводам.

Каждый эксперт вправе подписать общее заключение либо ту его часть, которая отражает ход и результаты проведенных им лично исследований.

Если эксперт обладает достаточными знаниями, необходимыми для комплексного исследования, он вправе дать единое заключение по исследуемым им вопросам.

Эксперт дает заключение от своего имени на основании исследований, проведенных им в соответствии с его специальными знаниями, и несет за данное им заключение ответственность в установленном законом порядке.

13. В соответствии с частью 1 статьи 207 УПК РФ основаниями для проведения дополнительной экспертизы, поручаемой тому же или другому эксперту, являются недостаточная ясность или полнота заключения эксперта либо возникновение новых вопросов в отношении ранее исследованных обстоятельств уголовного дела.

Под недостаточной ясностью следует понимать невозможность уяснения смысла и значения терминологии, используемой экспертом, методики исследования, смысла и значения признаков, выявленных при изучении объектов, критериев оценки выявленных признаков, которые невозможно устранить путем допроса в судебном заседании эксперта, производившего экспертизу.

Неполным является такое заключение, в котором отсутствуют ответы на все поставленные перед экспертом вопросы, не учтены обстоятельства, имеющие значение для разрешения поставленных вопросов.

14. В зависимости от характера вопросов и объема исследуемых материалов дополнительная экспертиза может быть произведена в судебном заседании.

В тех случаях, когда возникает необходимость в разрешении новых вопросов в отношении исследованных ранее объектов, экспертиза назначается в порядке статьи 195 УПК РФ и ее производство поручается, как правило, тому же эксперту, если предстоящее исследование не выходит за рамки его специальных знаний.

15. Согласно части 2 статьи 207 УПК РФ при возникновении сомнений в обоснованности заключения эксперта или при наличии противоречий в выводах экспертов по тем же вопросам может быть назначена повторная экспертиза, производство которой поручается другому эксперту.

Необоснованным следует считать такое заключение эксперта, в котором недостаточно аргументированы выводы, не применены или неверно применены необходимые методы и методики экспертного исследования.

Суд также вправе назначить повторную экспертизу, если установит факты нарушения процессуальных прав участников судебного разбирательства при назначении и производстве судебной экспертизы, которые повлияли или могли повлиять на содержание выводов экспертов.

16. По уголовным делам частного обвинения, возбуждаемым по заявлению потерпевшего или его законного представителя (часть 1 статьи 318 УПК РФ), судья может решить вопрос о назначении экспертизы при подаче ими заявления в суд либо на стадии судебного разбирательства путем вынесения соответствующего постановления. При этом должны быть соблюдены права обвиняемого, подсудимого, а также потерпевшего, установленные уголовно-процессуальным законом.

17. Рекомендовать судам в случае производства экспертизы в суде (статья 283 УПК РФ) экспертом, ранее не участвовавшим в деле в этом качестве, в необходимых случаях выносить два процессуальных документа (определения, постановления): первый — о назначении экспертизы, в котором привести данные об эксперте, имея в виду, что эксперт вправе участвовать в исследовании обстоятельств дела, относящихся к предмету экспертизы, только после вынесения определения о назначении экспертизы, и второй — после выполнения соответствующей процедуры — о постановке вопросов перед экспертом.

Председательствующему в судебном заседании следует принимать предусмотренные законом меры к исследованию в суде обстоятельств, необходимых для дачи экспертом заключения, в том числе, о количестве, объеме и других характеристиках объектов и материалов, необходимых для производства исследований, и лишь после этого предлагать участникам судебного разбирательства представлять в письменном виде вопросы эксперту.

Если подсудимый в силу физических или психических недостатков не может изложить вопросы в письменном виде, участвующий в рассмотрении уголовного дела защитник в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 УПК РФ оказывает ему необходимую помощь в выполнении требований части 2 статьи 283 УПК РФ; при наличии таких недостатков у потерпевшего эти требования выполняет его законный представитель или представитель в соответствии со статьей 45 УПК РФ.

Замена производства экспертизы, если имеются основания для ее производства, допросом эксперта не допускается.

Согласно положениям статьи 283 УПК РФ в определении (постановлении) помимо вопросов, предлагаемых судом на разрешение эксперта, должно быть указано, какие вопросы, представленные участниками судебного разбирательства, судом отклонены с приведением мотивов их отклонения. При этом суд не связан формулировкой и перечнем вопросов, предложенных участниками судебного разбирательства, а также поставленных перед экспертом в процессе предварительного расследования.

18. Обратить внимание судов на то, что в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 74 УПК РФ доказательствами по уголовному делу являются заключение и показания эксперта, которые, как и все доказательства (статья 240 УПК РФ), подлежат непосредственному исследованию в судебном заседании (за исключением случаев, предусмотренных разделом X Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).

19. При оценке судом заключения эксперта следует иметь в виду, что оно не имеет заранее установленной силы, не обладает преимуществом перед другими доказательствами и, как все иные доказательства, оценивается по общим правилам в совокупности с другими доказательствами. Одновременно следует учитывать квалификацию эксперта, выяснять, были ли ему представлены достаточные материалы и надлежащие объекты исследования.

Для оказания помощи в оценке заключения эксперта и допросе эксперта по ходатайству стороны или по инициативе суда может привлекаться специалист. Разъяснения специалист дает в форме устных показаний или письменного заключения.

Суду надлежит указать, к каким выводам пришел эксперт в результате исследования, а не ограничиваться лишь ссылкой в приговоре на его заключение.

Оценка заключения эксперта может быть оспорена только вместе с приговором или иным итоговым судебным решением при его обжаловании в установленном законом порядке.

20. Обратить внимание судов на то, что заключение и показания специалиста даются на основе использования специальных знаний и, так же как заключение и показания эксперта в суде, являются доказательствами по делу (часть 2 статьи 74 УПК РФ). При этом следует иметь в виду, что специалист не проводит исследование вещественных доказательств и не формулирует выводы, а лишь высказывает суждение по вопросам, поставленным перед ним сторонами. Поэтому в случае необходимости проведения исследования должна быть произведена судебная экспертиза.

Заключение и показания специалиста подлежат проверке и оценке по общим правилам (его компетентность и незаинтересованность в исходе дела, обоснованность суждения и др.) и могут быть приняты судом или отвергнуты, как и любое другое доказательство.

21. Специалист, участвовавший в производстве какого-либо следственного действия, при необходимости может быть допрошен в судебном заседании об обстоятельствах его производства в качестве свидетеля. Показания специалиста, приглашенного сторонами, даются им по правилам, предусмотренным для допроса лица в качестве свидетеля.

22. В силу положений части 4 статьи 271 УПК РФ суд не вправе отказать в удовлетворении ходатайства о допросе в судебном заседании лица в качестве специалиста, явившегося в судебное заседание по инициативе любой стороны. При рассмотрении такого ходатайства суду следует проверять, обладает ли данное лицо специальными знаниями в вопросах, являющихся предметом судебного разбирательства.

Суд вправе в соответствии с частью 1 статьи 69, пунктом 3 части 2 статьи 70, частью 2 статьи 71 УПК РФ принять решение об отводе специалиста в случае непредставления документов, свидетельствующих о наличии специальных знаний у лица, о допросе которого в качестве специалиста было заявлено ходатайство, признания этих документов недостаточными либо ввиду некомпетентности, обнаружившейся в ходе его допроса.

23. Возмещение расходов и выплату вознаграждения экспертам, за исключением случаев, когда обязанности исполнялись ими в порядке служебного задания, в связи с их вызовом в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру или в суд, необходимо производить немедленно по выполнении этими лицами обязанностей независимо от фактического взыскания процессуальных издержек с осужденных (пункт 14 «Инструкции о порядке и размерах возмещения расходов и выплаты вознаграждения лицам в связи с их вызовом в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру или в суд», утвержденной Постановлением Совета Министров РСФСР от 14 июля 1990 г., в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 2 марта 1993 г. и от 4 марта 2003 г.).

24. Суд апелляционной инстанции вправе назначить судебную экспертизу, в том числе дополнительную и повторную (часть 5 статьи 365 УПК РФ). В суде кассационной инстанции непосредственно исследуется заключение эксперта в соответствии с требованиями главы 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а в надзорной инстанции проверяется законность и обоснованность судебного решения на основании тех доказательств, которые были предметом исследования в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.

При наличии сомнений в заключении эксперта, выводы которого повлияли или могли повлиять на правильное разрешение судом вопросов, указанных в части 1 статьи 299 УПК РФ, суд в кассационном, а также с учетом требований статьи 405 УПК РФ в надзорном порядке вправе отменить приговор и направить дело на новое судебное разбирательство.

25. С принятием настоящего постановления признать не действующим на территории Российской Федерации постановление Пленума Верховного Суда СССР от 16 марта 1971 года N 1 «О судебной экспертизе по уголовным делам».

Председатель Верховного Суда Российской Федерации

В. Лебедев

Секретарь Пленума, судья Верховного Суда Российской Федерации

В. Дорошков

expertizy.ru

Check Also

Н хилл: Наполеон Хилл — Новинки книг 2020 – скачать или читать онлайн

Содержание Наполеон Хилл «Десять законов процветания» Наполеон Хилл «Десять законов процветания» Читать «Закон успеха» — …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *