Отдел судебно-психиатрической экспертизы в уголовном процессе
Отдел судебно-психиатрической экспертизы в уголовном процессе создан на основании решения Ученого совета Центра (протокол № 4 от 04.04.03 г.) и Приказа директора Центра № 48-рук от 09.04.03 г. и № 60а-рук от 08.05.03 г.
Руководитель Отдела – доктор медицинских наук, профессор Андрей Анатольевич Ткаченко.
В 1985 г. А.А. Ткаченко окончил 2-ой Московский медицинский институт им. Н.И. Пирогова, в 1989 г. – аспирантуру по психиатрии. С 1985 г. работает в ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, с 1994 г. – руководитель Лаборатории судебной сексологии, а с 2004 г. также исполнял обязанности руководителя Отдела судебно-психиатрических экспертиз (Отдел) в уголовном процессе. В 1994 г. защитил докторскую диссертацию, в 2000 г. ему присвоено звание профессора.
Является профессором кафедры социальной и судебной психиатрии ФГАОУ ВО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова».
А.А. Ткаченко является одним из основателей нового вида экспертиз (сексолого-психиатрических).
Является автором более 370 научных работ, включая более десяти монографий, руководство и учебник по судебной психиатрии, руководство по судебной сексологии. Под его научным руководством защищены 14 кандидатских и 4 докторских диссертаций, еще 2 кандидатские диссертации – при его научном консультировании.
А.А. Ткаченко является сопредседателем Проблемного совета по судебной психиатрии, членом ученого и диссертационного советов Центра, заместителем председателя Редакционного совета Центра, входит в состав редакционной коллегии «Российского психиатрического журнала».
Отдел с учетом специфики входящих в него научных подразделений планирует и осуществляет исследования по теоретическим и методологическим проблемам судебно-психиатрических исследований в рамках уголовного судопроизводства.
Отдел функционирует как комплексная система нескольких научных подразделений, осуществляющих исследования в области судебно-психиатрической экспертизы (СПЭ) в уголовном процессе.
В состав Отдела входят:
- отделение эндогенных психозов,
- отделение экзогенных психических расстройств,
- отделение психогений и расстройств личности,
- лаборатория клинической нейрофизиологии,
- лаборатория судебной сексологии.
Основные направления деятельности отдела судебно-психиатрической экспертизы в уголовном процессе:
1. Научные исследования и разработка теоретических, методологических и организационных основ в области судебно-психиатрической и комплексной психолого-психиатрической экспертизы в уголовном процессе.
2. Выявление клинико-патогенетических механизмов формирования и динамики уголовно-релевантных психических расстройств.
3. Разработка клинико-психологических критериев при следующих юридически значимых ситуациях:
а) Определение психического состояния подозреваемого и обвиняемого и решение вопросов об их способности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими во время совершения общественно опасного деяния.
б) Определение психического состояния подозреваемого и обвиняемого и решение вопросов об их способности в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими во время совершения преступления.
в) Определение способности подозреваемого и обвиняемого по своему психическому состоянию понимать характер и значение судопроизводства, своего процессуального положения, самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве.
г) Определение тяжести вреда, причиненного преступлением здоровью потерпевшего, в случаях, когда указанный вред здоровью выражается психическим расстройством.
д) Определение психического состояния потерпевшего, обвиняемого, а также свидетеля и решение вопроса об их способности по состоянию психического здоровья правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них показания.
е) Определение наличия или отсутствия психических расстройств, обусловливающих беспомощное состояние потерпевшего.
При постановке научных задач могут решаться также иные вопросы, для ответа на которые требуются психиатрические знания в ходе производства СПЭ.
4. Разработка основных положений и принципов СПЭ в уголовном процессе с учетом введения новых правовых норм (УК, УПК, Закон о государственной экспертной деятельности в Российской Федерации и др.).
5. Разработка принципов проведения комплексных психиатрических экспертиз.
Совместно с Проблемным советом по судебной психиатрии Отдел организует проведение научно-практических конференций и клинический анализ наиболее сложных экспертных наблюдений.
Отдел участвует в научном анализе судебно-психиатрической экспертной деятельности Центра: опыт применения в судебно-психиатрической практике новых законодательных норм, особенности экспертных решений при отдельных формах психической патологии, динамика судебно-психиатрических экспертных оценок.
Отдел проводит обобщение опыта работы судебно-психиатрических экспертных отделений Центра и подготавливает практические рекомендации по проведению экспертизы.
Отдел принимает участие в разработке стандартов судебно-психиатрической экспертной деятельности.
Отдел организует проведение рабочих совещаний (семинаров) по вопросам оптимизации СПЭ в Центре.
Отдел участвует во внедрении в практику результатов научных исследований по проблемам СПЭ, подготавливает к изданию методические материалы по организации и проведению СПЭ, критериям экспертной оценки отдельных психических расстройств и проч.
Отдел принимает участие в подготовке инструкций по проведению СПЭ и разработке нормативно-правовых актов по деятельности СПЭУ в Российской Федерации.
Отдел принимает участие в разработке программ обучения судебно-психиатрических экспертов, среднего медицинского персонала экспертных учреждений, а также принципов сертификации и аттестации (аккредитации) врачей судебно-психиатрических экспертов.
Отдел внедряет разработанные программы обучения и оказывает научно-методическую и практическую помощь аспирантам, младшим научным сотрудникам.
Сотрудники Отдела осуществляют научное руководство работой аспирантов, соискателей.
Отдел участвует в подготовке к проведению съездов, конференций и научно-методических семинаров по СПЭ в Центре и на местах.
Судебно-психиатрическая экспертиза в уголовном процессе
06-06-2018 07:06:24
В постановлении о назначении судебно-психиатрической экспертизы важно правильно сформулировать экспертное задание с помощью вопросов, подлежащих экспертному разрешению. Ниже предложены формулировки наиболее часто встречающихся в современной следственной практике вопросов, которые ставятся перед экспертами-психиатрами при экспертизе обвиняемого. Представленные вопросы изложены в подготовленном сотрудниками ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.П. Сербского» Минздрава России практическом пособии «Подготовка следователем материалов для судебно-психиатрической экспертизы»
Однородная судебно-психиатрическая экспертиза
Возможные вопросы в отношении обвиняемого :
1) Страдал ли обвиняемый во время совершения инкриминируемого ему деяния (деяний) психическим расстройством, которое делало обвиняемого неспособным в тот период осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими? (ч.
2) Страдал ли обвиняемый во время совершения инкриминируемого ему деяния (деяний) психическим расстройством, которое делало обвиняемого неспособным в тот период в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими? (ч. 1 ст. 22 УК РФ).
3) Не страдает ли обвиняемый психическим расстройством, которое делает его неспособным ко времени производства по уголовному делу понимать характер и значение уголовного судопроизводства и своего процессуального положения либо к самостоятельному совершению действий, направленных на реализацию процессуальных прав и обязанностей?
4) Не страдает ли обвиняемый психическим расстройством, которое делает его неспособным ко времени производства по уголовному делу осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими? Когда началось это психическое расстройство и не заболел ли обвиняемый после совершения им преступления в состоянии вменяемости (ч.
5) Связано ли психическое расстройство обвиняемого с возможностью причинения им существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц?
6) Нуждается ли обвиняемый в применении к нему принудительных мер медицинского характера, и если да, то в каких именно (ч. 2 ст. 21, ч. 2 ст. 22, ч. 1 ст. 81, ч. 1 и 2 ст. 97 и ст. 99 УК РФ)?
7) Если обвиняемый страдает психическим расстройством, при котором сохраняется способность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими, то не относится ли данное психическое расстройство к категории психических недостатков, препятствующих самостоятельному осуществлению права на защиту?
Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза
Возможные вопросы в отношении обвиняемого:
1) Находился ли обвиняемый в момент совершения инкриминируемого ему деяния в состоянии аффекта?
2) Каковы индивидуально-психологические особенности обвиняемого? Оказали ли они существенное влияние на его поведение во время совершения инкриминируемого ему деяния?
3) Находилась ли обвиняемая во время совершения инкриминируемого ей деяния в состоянии повышенной эмоциональной напряженности, вызванной психотравмирующей ситуацией?
4) Имеется ли у несовершеннолетнего отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством? При наличии у несовершеннолетнего отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, можно ли заключить, что во время совершения общественно опасного деяния он не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими?
Комплексная судебная сексолого-психиатрическая экспертиза
Возможные вопросы в отношении обвиняемого:
1) Имеются ли у обвиняемого признаки каких-либо аномалий сексуальности (в том числе расстройств сексуального влечения), которые оказали влияние на его поведение в (такой-то) ситуации? Если таковые имеются, то в какой степени их влияние на поведение было выражено, носят ли они болезненный, патологический характер и лишали ли они обвиняемого возможности осознавать фактический характер и значение своих действий либо руководить ими во время совершения инкриминируемого ему деяния?
2) Нуждается ли обвиняемый в применении к нему принудительных мер медицинского характера с учетом возможной патологии сексуальной сферы и связанной с данными расстройствами его общественной опасностью?
3) Имеются ли у обвиняемого какие-либо болезненные расстройства сексуальной (или психической) сферы, препятствующие совершению им полового акта?
Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им.
В. П. Сербского » Лаборатория психологииКратко о руководителе:
Сафуанов Фарит Суфиянович. Окончил факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова в 1981 г. В Центре им. В.П. Сербского работает с 1981 г. В 2001 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза обвиняемых в криминально-агрессивных действиях». В 2005 г. присвоено ученое звание профессора.
Является членом: Диссертационного совета при факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, межвузовского диссертационного совета при МГППУ и Академии управления МВД, ученого совета Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского Минздрава России, ученого совета Российского федерального центра судебной экспертизы при Минюсте России. Член редколлегии шести научных журналов.
Куратор циклов тематического усовершенствования для медицинских психологов (преимущественно для сотрудников судебно-экспертных учреждений), ежегодно (с 1992 г. ) проводимых на базе Центра им. В.П. Сербского. Автор более 330 научных работ.
Направления научной деятельности:
Основной целью научных исследований в Лаборатории является разработка теоретических, методологических, методических, организационно-правовых и этических основ производства комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы в уголовном и гражданском процессах.
Лаборатория решает следующие научные задачи:
1. Разработка судебно-психологической экспертологии в рамках комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы (теоретических,
методологических и организационно-правовых проблем).
2. Разработка актуальных проблем комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы в уголовном процессе.
2.1. Анализ экспертных понятий при комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизе обвиняемых, потерпевших и свидетелей.
2.2. Разработка критериев судебно-психологической экспертной оценки юридически значимых способностей при различных предметных видах экспертизы в уголовном процессе.
3. Разработка актуальных проблем комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы в гражданском процессе.
3.1. Анализ экспертных понятий при комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизе в гражданском процессе.
3.2. Разработка критериев судебно-психологической экспертной оценки психологических свойств, процессов, состояний, имеющих значение для гражданского дела.
4. Разработка патопсихологических, нейропсихологических и судебно-психологических аспектов диагностики, экспертной оценки и прогноза различных состояний и нозологических форм психических заболеваний в рамках судебно-психиатрической экспертизы.
5. Разработка психологических аспектов актуальных вопросов общей и судебной психиатрии, актуальных проблем общей, клинической и юридической психологии.
Научно-практическая деятельность:
1. Проведение экспериментально-психологических исследований в рамках судебно-психиатрических экспертиз в уголовном и гражданском процессах, выступающих в качестве материала научной деятельности.
2. Участие в качестве экспертов-психологов при производстве комплексных судебных психолого-психиатрических экспертиз в уголовном и гражданском процессах, выступающих в качестве материала научной деятельности.
3. Оказание практической консультативной помощи подразделениям Центра, учреждениям системы здравоохранения, правоохранительным органам.
Организационно-методическая работа:
1. Участие в подготовке инструктивно-методических материалов, касающихся производства комплексных судебных психолого-психиатрических экспертиз и проведения экспериментально-психологического исследования лиц, направленных на судебно-психиатрическую экспертизу.
2. Организация и проведение научно-методических и обучающих семинаров по актуальным вопросам медицинской, судебной психологии, комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы.
3. Внедрение результатов научных исследований Лаборатории в практическую деятельность судебно-психиатрических и лечебных подразделений психиатрических учреждений.
Педагогическая работа:
1. Преподавание теоретических и практических основ комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы в уголовном и гражданском процессах на учебных циклах, проводимых учебно-методическим отделом Центра.
2. Осуществление стажировки на рабочем месте по медицинской и судебной психологии для медицинских и судебных психологов (срок – 1 месяц).
3. Преподавание дисциплин по судебно-психологической, комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизе, клинической психологии, психодиагностике и т.п. в вузах г. Москвы.
4. Чтение лекций адвокатам, судьям, прокуратурам, следователям.
5. Руководство дипломными работами студентов, диссертационными работами магистров, аспирантов, соискателей.
Отдел социальных и судебно-психиатрических проблем несовершеннолетних
Отдел социальных и судебно-психиатрических проблем несовершеннолетних создан в 2003 г. путем объединения ранее существовавших подразделений, проводивших исследования проблем детско-подросткового возраста.
Руководитель – доктор медицинских наук Валентина Дорджиевна Бадмаева
Отдел является самостоятельным структурным подразделением Центра, который планирует и осуществляет исследования в области социальной, судебной психиатрии и психологии детско-подросткового возраста.
Отдел включает в себя следующие подразделения:
- Отделение социальной психиатрии детей и подростков;
- Отделение судебно-психиатрической экспертизы детей и подростков;
- Лаборатория психологии детского и подросткового возраста.
Основные направления деятельности Отдела социальных и судебно-психиатрических проблем несовершеннолетних:
- Совершенствование теоретических, организационно-методических и научно-практических основ социальной и судебной психиатрии несовершеннолетних и психологии детско-подросткового возраста путем исследования профильных проблем, связанных с возрастным развитием несовершеннолетних, находящихся в судебно-следственной ситуации, трудных жизненных обстоятельствах (включая потерпевших от преступлений), в специальных учебных и воспитательных учреждениях различных ведомств.
- Разработка научных основ:
- профилактики асоциальных и общественно-опасных действий несовершеннолетних;
- предупреждения социальной, школьной и семейной дезадаптации несовершеннолетних;
- коррекции аномального развития (психический дизонтогенез) и отклоняющегося (в т.ч. противоправного, агрессивно-деструктивного, насильственного, аддиктивного и иного) поведения несовершеннолетних;
- разработка методологических и экспертологических основ судебно-психиатрической экспертизы (однородных и комплексных видов) несовершеннолетних в уголовном и гражданском процессах, отвечающих требованиям современного законодательства.
В рамках указанных направлений работы Отдела осуществляются следующие исследования и разработки:
- Исследование клинических и социально-психологических закономерностей формирования психических и поведенческих расстройств у детей и подростков и особенностей их возрастного психологического и личностного развития.
- Изучение клинических и психологических (клинико-психологических) закономерностей и возрастных особенностей развития уголовно-релевантных психических состояний у детей и подростков (обвиняемых/подозреваемых, потерпевших и свидетелей) и разработка критериев их экспертной оценки.
- Разработка и совершенствование подходов к экспертной оценке юридически значимых способностей несовершеннолетних (уголовно-процессуальной дееспособности, «беспомощного состояния» потерпевших), выделение клинических и психологических критериев вменяемости-невменяемости и «ограниченной вменяемости» (ст. 22 УК РФ), критериев применения ч. 3 ст. 20 УК РФ, а также вопросов семейного, гражданского и иного законодательства, затрагивающих интересы несовершеннолетних.
- Разработка правовых вопросов судебной и общей подростковой психиатрии, формирование обоснованных научно-практических положений для уголовного, уголовно-процессуального и гражданского законодательства в отношении несовершеннолетних с психическими расстройствами.
- Разработка системы диагностических, экспертных, лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий для детей и подростков, ставших жертвами различных форм насилия и злоупотребления.
- Исследование и комплексная оценка психических и психологических состояний, связанных с суицидальным поведением подростков и разработка критериев их экспертной оценки в рамках комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы по уголовным делам о самоубийствах несовершеннолетних.
- Разработка современных подходов психосоциальной профилактики и медико-психологической помощи детям с пограничными психическими расстройствами с учетом социального функционирования ребенка и реабилитационные модели для психиатрической сети.
Отдел принимает участие в разработке клинических рекомендаций в области детско-подростковой психиатрии и стандартов психолого-психиатрических исследований несовершеннолетних в экспертной практике.
Отдел участвует во внедрении в практику результатов научных исследований по профильным темам, подготавливает к изданию методические и прочие материалы.
Отдел осуществляет консультирование по вопросам социальной и судебной психиатрии детско-подросткового возраста.
Отдел участвует в организации научно-практических конференций по вопросам детской и подростковой психиатрии и психологии.
Отдел принимает участие в разработке учебно-методических пособий, программ обучения психиатров и психологов и преподавании дисциплин в области детско-подростковой психиатрии и психологии, в том числе в сфере судебной психиатрии и психологии.
Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В. П. Сербского » История Центра
В 1899 году в Москве, в районе Пречистенки, существовал Центральный полицейский приемный покой для душевнобольных, ставший позже Пречистенской психиатрической больницей.
В мае 1921 года эта больница была преобразована в Пречистенскую психиатрическую лечебницу для заключённых. Инициаторами создания такого учреждения были Народный Комиссариат здравоохранения и органы судопроизводства, что объяснялось введением в тот период в действие законодательных актов, в которых большое внимание уделялось личности правонарушителя, мотивации его поступков и требовало во многих случаях компетентного судебно-психиатрического анализа.
За почти вековую историю существования официальное название и подчиненность Центра психиатрии и наркологии несколько раз менялись. Неизменной оставалась основная направленность деятельности – разработка научных основ судебной психиатрии и проведение наиболее сложных судебно-психиатрических экспертиз. Все эти годы Центр носит имя одного из основателей русской школы судебных психиатров, профессора Владимира Петровича Сербского (1856–1917).
С Центром связана деятельность многих выдающихся и известных психиатров:
И.Н. Введенского,
О.В. Кербикова,
Е.К. Краснушкина,
Н.И. Фелинской,
A.M. Халецкого и других.
Директорами Центра с момента его основания были:
Е.Н. Довбня (1921–1930),
Ц.М. Фейнберг (1930–1950),
А.В. Снежневский (1950–1951),
А.Н. Бунеев (1951–1957),
Г.В. Морозов (1957–1990).
С 1990 по 2010 гг. Центр психиатрии и наркологии возглавляла академик РАМН Т.Б. Дмитриева.
В настоящее время директором ФГБУ «Национальный медицинский центр психиатрии и наркологии имени В. П. Сербского» Министерства здравоохранения Российской Федерации является доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач РФ, главный специалист-психиатр Минздрава России З.И. Кекелидзе
В Центре работают около 700 сотрудников, в том числе 1 академик РАМН, 1 член-корреспондент РАМН, 43 доктора и 106 кандидатов наук.
На протяжении первого десятилетия существования Центра его деятельность носила открытый характер; институт всё более приобретал признаки обычного научного учреждения. Проводились заседания общества невропатологов и психиатров, организовывались экскурсии для студентов и слушателей различных курсов. Сотрудникам института поручались для экспертизы наиболее ответственные и сложные случаи.
По мере становления в стране тоталитарного режима в Центре искоренялись либеральные тенденции, происходили многочисленные кадровые перестановки, ужесточались требования к персоналу и условия содержания подэкспертных. Для взаимоотношений между сотрудниками становятся характерными недоверие, подозрительность и доносительство. Постепенно в ведение НИИ им. В.П. Сербского перешли все научно-практические и организационно-методические проблемы судебно-психиатрической экспертизы, в том числе руководство периферийными психиатрическими учреждениями. К середине 30-х годов институт превратился в монопольный орган, проводящий судебно-психиатрические экспертизы по всем наиболее важным делам. Самые известные учёные-психиатры, либо сотрудничали с институтом, либо работали в нём. В 1938 году было создано специальное отделение, куда помещались подследственные, обвинявшиеся в контрреволюционной деятельности (по ст. 58 УК РСФСР), за исключением женщин и подростков. Привлечённые к уголовной ответственности по политическим статьям, диссиденты проходили стационарную экспертизу в институте им. В.П. Сербского.
С середины-конца 80-х годов – начала 90-х годов в Центре произошло много изменений, в палатах, где лечились диссиденты, стали проходить лечение лица, страдающие алкоголизмом и наркоманией. Наряду с усовершенствованием системы судебно-психиатрической экспертизы, разработкой теоретических и клинических вопросов судебной психиатрии, стали развиваться проблемы социальной, биологической психиатрии, проводиться дни открытых дверей. Большую роль в становлении новой роли Центра сыграла великий психиатр академик РАМН Т.Б. Дмитриева.
В последнее время значительно расширились исследования в области социальной, биологической психиатрии, в связи с изменениями законодательства происходит обновление методологических основ судебной психиатрии. По всем направлениям своей деятельности и прежде всего, по оказанию психиатрической помощи населению, Центр психиатрии и наркологии проводит большую организационно-методическую работу на территории Российской Федерации, поддерживает широкие научно-практические контакты со многими странами ближнего и дальнего зарубежья.
Кафедра клинической и судебной психологии — Преподаватели кафедры — Фарит Суфиянович Сафуанов
заведующий кафедрой клинической и судебной психологии факультета юридической психологии, руководитель лаборатории психологии ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Минздрава РФ
ученая степень: доктор психологических наук (2001, специальность 19.00.04 Медицинская психология, диссертация по теме «Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза обвиняемых в криминально-агрессивных действиях (психологический аспект)» выполнена в Государственном научном центре социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского и защищена в 2001)
ученое звание: профессор (2005)
уровень образования: высшее, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (1981)
наименование направления подготовки и (или) специальности: Психология
квалификация: Психолог, преподаватель психологии
данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке:
- Повышение квалификации по программе «Современные магистерские программы международного уровня» (2008, МВШСЭН)
- Переподготовка по программе «Клиническая психология2 (2010, МГМСУ)
общий стаж работы: 38 лет
стаж работы по специальности: 38 лет
награды, премии, звания: нагрудный знак МЧС России «За заслуги» (2004), Почетная грамота Министерства здравоохранения и социального развития (2008), Почетный профессор Московского государственного психолого-педагогического университета (2017).
научные интересы:
- Юридическая психология;
- Клиническая психология;
- Психология агрессии;
- Экспертология
участие в редколлегиях научных журналов:
Заместитель председателя редакционного совета журнала «Психология и право»
Член редколлегии журналов:
- «Психологические исследования»,
- «Юридическая психология»,
- «Клиническая и специальная психология»,
- «Медицинская психология в России»
- Вестник МГУ. Серия 14. Психология
- Прикладная психология и педагогика
преподаваемые дисциплины:
- Судебно-психологическая экспертиза
- Актуальные проблемы теории и практики современной психологии
- Методологический семинар
- Программа ДПО «Участие психолога в процессе предварительного расследования и судопроизводстве» (72 часа)
основные публикации: более 350 публикаций, среди которых:
- Медицинская и судебная психология. Курс лекций / Под ред. Т.Б. Дмитриевой, Ф.С. Сафуанова. М.: Генезис, 2004. (2-е изд., 2005; 3-е изд., 2009): 4-е изд., 2016
- Медицинская и судебная психология. Курс лекций / Под ред. Т.Б. Дмитриевой, Ф.С. Сафуанова. М.: Генезис, 2004. (2-е изд., 2005; 3-е изд., 2009). 606 с. Рекомендовано Советом по психологии УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии
- Клиническая психология в экспертной практике: Учебно-методическое пособие. М.: Московский городской психолого-педагогический университет, 2002. 72 с.
- Практикум по судебно-психологической экспертизе: Учебное пособие. М.: Московский городской психолого-педагогический университет, Смысл, 2007. 120 с.
- Психология криминальной агрессии: Монография. М.: Смысл, 2003. 300 с.
- Судебно-психиатрическая экспертиза в уголовном процессе: научно-практическое пособие. М.: Смысл, Гардарика, 1998. 192 с. http://yurpsy.fatal.ru/files/ucheb/safuan/04.htm.
- Судебно-психологическая экспертиза: учебник для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2014 (2-е изд., 2017). 309 с. Рекомендовано Учебно-методическим объединением вузов Российской Федерации по психолого-педагогическому образованию для обучающихся по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование. Допущено УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Психология» и специальности «Клиническая психология» ФГОС ВПО
- Психолого-психиатрическая экспертиза по судебным спорам между родителями о воспитании и месте жительства ребенка: Учебное пособие / Под ред. Ф.С. Сафуанова, Н.К. Харитоновой, О.А. Русаковской. М.: Генезис, 2011.
достижения и поощрения
- Нагрудный знак Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) «За заслуги» (2004 г. )
- Почетная грамота Министерства здравоохранения и социального развития (2008 г.)
сведения о публикационной активности
ID-ORCID-0000-0002-1703-795
SPIN РИНЦ: 430750
ResearcherID: J-9412-2013
ScopusAuthorID: 6507538977
Psyjournals.ru: профиль автора
Ф.С. Сафуанов в Википедии
выступления в СМИ
E-mail: | [email protected] |
Адвокатам рассказали о том, как исследовать и обжаловать судебно-психиатрическое заключение
24 апреля на очередном вебинаре ФПА РФ с лекцией на тему «Судебно-психиатрические познания в деятельности адвоката» выступил руководитель отдела судебно-психиатрической экспертизы в уголовном процессе ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского», доктор медицинских наук, профессор Андрей Ткаченко.
В начале выступления он рассказал об основах методологии и самой судебно-психиатрической экспертизы, сделав короткий экскурс в англосаксонское право, где предусмотрено равенство сторон в доступе к специальным научным познаниям.
По словам Андрея Ткаченко, в России, даже после присоединения к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, сторона защиты далеко не всегда имеет возможность предъявить свое заключение эксперта. Он напомнил, что после изменений, внесенных в российское уголовно-процессуальное законодательство, появилась такая фигура, как специалист, благодаря чему не нарушается норма о состязательности процесса.
На сегодняшний день наше процессуальное право создало определенные механизмы, которые должны уравновесить права следствия и обвинения с правами защиты, считает Андрей Ткаченко. Умение пользоваться этими инструментами – один из навыков адвоката, необходимых при построении линии защиты.
Работа с экспертным заключением как с доказательством по делу должна выстраиваться по определенному алгоритму, основанному на процессуальном кодексе, имеющем приоритет над другими законами и нормативными актами. Такая работа может происходить только в судебном производстве, где такое заключение было признано доказательством. Лектор заметил, что преимущества перед другими доказательствами экспертное заключение не имеет, хотя и опирается на научные положения. Однако попытки оспорить его за пределами той судебной процедуры, где это заключение было получено, в том числе в рамках гражданского процесса, недопустимы.
Андрей Ткаченко рассказал о роли этических принципов и правил проведения СПЭ. Так, базовыми являются принцип личной ответственности, принцип независимости и принцип непосредственности исследования. К этическим принципам относятся конфиденциальность, профессиональная компетентность, уважение прав, чести и достоинства подэкспертного.
Спикер сообщил, что в связи с появлением негосударственных экспертных учреждений Закон о государственной судебно-экспертной деятельности будет в перспективе заменен законом об экспертной деятельности. Хотя, по мнению Андрея Ткаченко, для многих госэкспертиза все-таки является предпочтительной.
Профессор подчеркнул, что роль адвоката становится очень существенной еще на стадии назначения экспертизы. А при производстве экспертизы адвокат имеет право присутствовать, но редко пользуется этим, хотя может убедиться в качестве производимого исследования, в том, что эксперт осуществляет исследование объективно, на строго научной основе, в пределах своей специальности, всесторонне и в полном объеме.
Кроме того, лектор информировал о правах и обязанностях эксперта, ограничениях, которые на него накладываются, коллизиях, возникающих в случаях, если, например, эксперту поступили два экспертных задания с разным объемом информации. Андрей Ткаченко отметил, что адресатами экспертного заключения являются лица, не обладающие специальными познаниями в области психиатрии, поэтому текст должен быть понятен и суду, и сторонам по делу. Однако проверить и оспорить содержание заключения адвокат может далеко не всегда, но он вправе следить за соблюдением тех правил и процедур, которые установлены законом, и обжаловать любые нарушения, допущенные экспертом.
Так, например, при необходимости аттестованные эксперты могут прибегать к помощи высококвалифицированных специалистов, но подписывать заключение вправе только сотрудники судебно-экспертного учреждения, которому поручено проведение экспертизы. Сотрудник государственного экспертного учреждения не вправе проводить негосударственную экспертизу. Он также не может принимать задание напрямую, минуя своего непосредственного руководителя. Соблюдение этих формальностей проверяет адвокат, а обоснованность выводов эксперта – суд. «Поиск нарушений методики исследования, научной необоснованности экспертного заключения – это сложная задача суда и сторон», но если она решена, то суд вправе не согласиться с выводами эксперта и назначить новую экспертизу, сказал Андрей Ткаченко.
Цитируя положения закона, ссылаясь на судебную практику и рассказывая о типологии логических форм экспертных выводов, лектор дал рекомендации, которые могут быть полезны для адвокатов, сталкивающихся в своей практике с необходимостью изучить и оспорить обоснованность выводов эксперта.
Повтор данного вебинара запланирован на субботу, 5 мая. При его просмотре часы квалификации засчитают аналогично тому, как и при просмотре онлайн-трансляции.
О нас — International Security Institute
Институт международной безопасности (ISI) — независимое экспертное учреждение со штаб-квартирой в Белграде, Сербия. Он был основан в 2002 году как выражение чаяний экспертов в области безопасности и с целью посвятить себя изучению и решению современных проблем безопасности, которые возникли в 21 веке. Наш особый интерес состоит в том, чтобы лучше понять все более динамичный характер международных отношений, особенно в конфликтную и постконфликтную фазы.
Наша цель — продвигать знания и опыт как основу для решения вопросов безопасности, помимо вопросов политики, идеологии и истории.
Непрерывное непрерывное образование и обучение, наша миссия направлена на тех, кто понимает, что безопасность является предпосылкой процветания каждого сообщества.
Чем мы разные?
Глобальная безопасность значительно изменилась с 2001 года. Вот почему мы настаиваем на использовании новейших средств обучения и обучения.Мы предлагаем лучшие в отрасли информационные, консультационные и технологические услуги и продукты.
Мы предлагаем комплексную программу обучения и курсов по вопросам безопасности, предназначенную для частных лиц, корпораций, государственных учреждений, профессиональных ассоциаций … Наши услуги доступны для всех, независимо от географической удаленности, профиля или интересов.
Наш опыт основан на сочетании выдающейся академической подготовки и непосредственного участия в решении конкретных проектов безопасности.С помощью современной модели анализа, обучения и обучения наши специалисты ставят перед собой задачу повысить стандарты профессионализма во всех областях, связанных с безопасностью.
Наша специализация
Институт предлагает широкий спектр учебных и специализированных модулей. Мы применяем комплексный подход к безопасности, который отражает меняющийся характер угроз развитию и их коренные причины.
Наша деятельность разделена на следующие направления:
- СИСТЕМНЫЕ ВОПРОСЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
- ТЕРРОРИЗМ И ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ
- МОНИТОРИНГ КОРРУПЦИИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ СЕКТОРЕ
- ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
- ИССЛЕДОВАНИЯ И АНАЛИЗ
- ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ
- ЦИФРОВАЯ СУДЕБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
- РАЗРАБОТКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
- АВАРИЙНЫЕ СИТУАЦИИ
- МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И КООРДИНАЦИЯ
Наши специалисты
Институт международной безопасности объединяет ведущих экспертов из различных областей, что обеспечивает комплексный подход к темам и проблемам, с которыми нам доводятся сталкиваться наши клиенты. Они имеют большой опыт работы в академической сфере, а также в разработке и ведении практических проектов с составляющей безопасности.
Наши специалисты — это представители университетов, органов государственного управления, структур разведки и безопасности, исследовательских центров, ИТ-сектора, дипломатии и СМИ.
Сербский институт спорта и спортивной медицины (SISSM) | FIMS
Сербский институт спорта и спортивной медицины (SISSM)Сербский институт спорта и спортивной медицины имеет многолетнюю традицию.Сегодня это современный центр с новейшим оборудованием, в котором высококвалифицированный профессиональный персонал следит за последними техническими и научными достижениями в области спорта, физической активности, спортивной медицины, физиологии, спортивной психологии и многих других дисциплин с целью обеспечения предоставлять своим пользователям услуги самого высокого качества и в то же время проводить исследования в этих областях.
Высококачественная диагностическая технология, непрерывное обучение сотрудников, налаживание партнерских отношений с другими ведущими научными и профессиональными учреждениями в стране, регионе и за ее пределами, а также постоянный мониторинг и внедрение последних тенденций в вышеупомянутых областях — вот то, что Институт особенно гордится.Наша деятельность напрямую отражается на результатах наших спортсменов.
В Сербии профессиональный спорт занимает особое место и стал неотъемлемой частью национальной культуры, о чем лучше всего свидетельствует серьезное отношение к спорту и, с другой стороны, блестящие медали, являющиеся результатом такого отношения.
С момента своего основания наш институт был основой развития спорта и спортивной медицины в Сербии, играя важную, а некоторые даже можно сказать ведущую роль в регионе.Наша многолетняя работа была даже признана в новом Законе о спорте, в котором нам был присвоен статус Национального тренировочного центра, что является для нас большой честью, но также и еще большей ответственностью.
Комплекс Сербского института спорта и спортивной медицины расположен посреди красивого леса в самом сердце Кошутняка в Белграде. Весь комплекс раскинулся на почти 43 гектарах, и все сооружения и корты института расположены на этой территории.
В административном здании находятся Отделение спортивной медицины и Отдел профессионального развития и исследований в спорте, Отдел по экономическим и финансовым вопросам, Отдел информации и документации и Библиотека (Отдел ИНДОК). В комплекс института входят также здание спортивного зала, спортивного стадиона, Трим Трейл, отель «Трим», а также весь комплекс открытых бассейнов.
Для молодых и перспективных спортсменов в распоряжении института находится Спортивный лагерь Караташ, который находится в Кладово.Комплекс занимает территорию в 16 га и имеет все необходимые спортивные сооружения.
В институте предлагаются следующие услуги:
1) Периодические тесты, т.е. мониторинг антропологических характеристик детей, молодежи и взрослых
2) Контроль уровня подготовки потенциальных и действующих спортсменов высокого уровня и экспертные рекомендации этим спортсменам и спортивным профессионалам
3) Организация и проведение непрерывных тренировок и финальной подготовки действующих спортсменов высокого и перспективного уровня
4) Ведение всесторонних записей в области спорта, критически важного для Сербии как спортивной страны (сбор и обработка данных, касающихся спортсменов, клубов, ассоциаций, объектов и т. Д.) и периодической публикации совокупных данных из этих записей
5) Профессиональное обучение и повышение квалификации спортивных специалистов и специалистов в области спорта и спортивной медицины в сотрудничестве с высшим учебным заведением
6) Контроль профессиональной деятельности в области спорта через известных спортивных экспертов (профессиональных спортивных супервайзеров)
7) Оценка состояния здоровья до начала физической активности
8) Улучшение здоровья и функциональных возможностей потенциальных и действующих спортсменов высокого уровня
9) Организационная и профессиональная помощь организациям, реализующим программы, вызывающие всеобщий интерес в области спорта, и организаторам крупных спортивных соревнований
10) Консультирование по вопросам планирования, строительства и реконструкции спортивных объектов, находящихся в государственной собственности, и контроль использования их мощностей
11) Рекламная, издательская, научно-исследовательская и библиотечная деятельность в области спорта и спортивной медицины
12) Участие в разработке Стратегии Министерства Молодежи и Спорта
13) Высказывание мнения и профессиональная помощь заинтересованным сторонам системы спорта по вопросам, имеющим значение для развития спорта
14) Международное сотрудничество в области спорта и спортивной медицины
15) Содействие развитию спорта среди детей и юношества
16) Мониторинг планирования строительства и использования мощностей спортивных сооружений
17) Выявление и развитие спортивных талантов в сотрудничестве с национальными спортивными ассоциациями
Благодаря предыдущим результатам и успехам, наше желание работать, учиться и сотрудничать постоянно растет. Несмотря на то, что список наших сотрудников длинный, мы открыты и с нетерпением ждем нового сотрудничества в области спорта и спортивной медицины.
Директор Сербского института спорта и спортивной медицины, Горан Бойович, магистр наук, заявляет: « Сербский институт спорта и спортивной медицины — уникальный центр в регионе, который объединяет спортивную и спортивную медицину в рамках одного учреждения. На протяжении многих лет , мы разработали междисциплинарную профессиональную и образовательную систему, которая сегодня работает по самым высоким стандартам.
Также мы совершенствуем инфраструктуру и одновременно работаем над модернизацией института и постоянным обучением наших кадров. Сегодня мы предлагаем широкий спектр услуг для спортсменов всех уровней, людей, занимающихся спортом для развлечения, и для широкой публики. Мы также с гордостью можем сказать, что с момента своего основания Сербский институт спорта и спортивной медицины уделяет особое внимание своим исследованиям и деятельности лучших спортсменов.
База данных нашей работы и непрерывных исследований, которая выросла за эти годы, является хранилищем ценной информации для разработки политики, касающейся высших достижений в профессиональном спорте и правильного развития детей.
В пользу качества нашей работы говорит и официальная поддержка Министерства молодежи и спорта Республики Сербия. Я также хочу подчеркнуть, что мы открыты для любого сотрудничества — профессионального, образовательного или исследовательского, независимо от того, откуда вы ».
Сербский институт спорта и спортивной медицины
11030 Белград, Сербия
ул. Кнеза Висеслава, 72
Телефон: +381 11 3555 460
Факс: +381 11 3555 461
электронная почта: rzs @ rzsport.gov.rs
http://www.rzsport.gov.rs/
Контактные лица:
Тамара Гаврилович, MD
Помощник директора по спортивной медицине
Кабинет: +381 (11) 3555 288
электронная почта: tamara. [email protected]
Саня Миркович, MD
Резидент по спортивной медицине
Кабинет: +381 (11) 3555 288
электронная почта: [email protected]
Легкое прикосновение, крепкая хватка: влияние Китая и разрушение сербской демократии
Если вы посетите Белград этой осенью, то сможете мельком увидеть китайских полицейских, патрулирующих в центре сербской столицы. При небольшом внимании общественности влияние Китая в Сербии за последние годы значительно расширилось. Хрупкая демократия Сербии позволяет экономическим интересам Китая расти относительно бесконтрольно, в то время как поддержка политической элиты Сербии, в свою очередь, способствует ее недемократическим тенденциям.
По мере роста озабоченности в большей части Европы экономическим и политическим влиянием Китая взаимодействие Пекина с Сербией, географическим сердцем Балкан, быстро увеличивалось. В недавнем интервью Reuters министр инфраструктуры Сербии Зорана Михайлович высоко оценила получение страной почти 5 млрд евро (5,62 млрд долларов) инвестиционного финансирования и займов из Китая, пообещав при этом новый приток средств. Мотивации Китая к такому взаимодействию просты: он видит Балканы как ключ к более широкому рынку Европы, а Сербия находится в географическом и стратегическом центре региона.
Налаживание китайско-сербских отношений стало возможным благодаря тому факту, что Китай и Коммунистическая партия Китая остаются малоизученными в Сербии. Общественность сохраняет в основном положительный взгляд на Китай, основываясь на китайских инвестициях в развитие Сербии и отсутствии знаний о непрозрачных условиях таких сделок. Общественность также в значительной степени не осведомлена о Коммунистической партии Китая и о том, как она оказывает влияние за рубежом.
Растущая мощь, обусловленная этим фильтрованным взглядом на Китай, хотя и выгодна обеим сторонам с экономической точки зрения, распространилась на политическую сферу; извлекает выгоду из становления все более нелиберального сербского правительства, но также способствует его.Нынешнее правительство, возглавляемое президентом Александром Вучичем, приветствует китайские инвестиции как благо для своего политического состояния и контролирует сообщения СМИ о двусторонних отношениях. Вучич и его Сербская прогрессивная партия все больше контролируют правительственные учреждения, аппарат национальной безопасности и средства массовой информации, ведя сербскую политику в направлении «мягкой автократии».
Быстро растущее экономическое влияние
Экономическое взаимодействие Китая с Сербией неуклонно росло в ответ на острую потребность Сербии в финансировании и улучшении инфраструктуры, а также на стремление Китая к стратегическим инвестициям на Балканах.Взаимодействие Китая с Сербией было ограниченным до 2009 года, когда две страны подписали соглашение о стратегическом партнерстве. Отношения начали трансформироваться в середине 2010-х годов, когда Сербия начала получать значительное китайское финансирование на инфраструктурные проекты. Экспортно-импортный банк Китая профинансировал строительство моста Пупин через Дунай в Белграде, первого крупного китайского инфраструктурного проекта в Сербии. Строительство моста, построенного китайским государственным предприятием China Road and Bridge Corporation, было завершено в 2014 году.
Китайская массовая инициатива «Один пояс, один путь» привела к значительному притоку китайского финансирования в Сербию, особенно после исторического визита президента Китая Си Цзиньпина в Сербию в июне 2016 года. По этому поводу была достигнута договоренность о том, что китайская группа Hesteel перейдет к власти сербского правительства. сталелитейный завод в городе Смедерево, который когда-то также принадлежал US Steel. В августе 2018 года китайская горнодобывающая компания Zijin Mining приобрела 63% долга RTB Bor, единственного комплекса по добыче меди в Сербии.RTB Bor, как и сталелитейный завод Смедерево, считается частью основы промышленного потенциала Сербии, и оба являются основными работодателями в Сербии. В исследовательском интервью 2018 года, которое я дал ему, Бранислав Михайлович, оппозиционный политик и бывший сотрудник RTB Bor, заявил, что «вся сербская горнодобывающая промышленность была продана китайцам бесплатно». На самом деле приобретение обошлось Китаю в 1,26 миллиарда долларов, но заявление Михайловича говорит об обеспокоенности оппозиции тем, что цена продажи была ниже рыночной, и предполагает отсутствие прозрачности в китайско-сербских экономических соглашениях. Российские и канадские фирмы также участвовали в торгах на RTB Bor, но не были выбраны, что еще раз подчеркивает близость китайско-сербских связей.
В сентябре 2018 года Вучич встретился с Си на Всемирном экономическом форуме в Пекине (их пятая встреча за многие годы), чтобы подписать коммерческие соглашения на сумму 3 миллиарда долларов. В их числе сделки с китайской компанией по строительству шинного завода в Зренянине, Сербия, и покупка Сербией китайских военных беспилотников. Материнская компания China Road and Bridge Corporation, China Communications Construction Company Ltd., также в настоящее время занимается строительством еще одного моста через реки Колубара и Сава, финансируемого Экспортно-импортным банком Китая.
Взаимодействие Китая с Сербией вселило надежды на улучшение местной инфраструктуры и возможностей трудоустройства. Однако непрозрачность этих сделок вызвала опасения среди частных предприятий, гражданского общества и других лиц, что кредитование Китая может создать неуправляемую долговую нагрузку и будущие рычаги влияния Китая на страну. Большинство коммерческих контрактов с китайскими организациями закрыты для общественности, и у них мало возможностей для публичного рассмотрения и комментариев.
В отличие от многих других стран, входящих в Инициативу «Один пояс, один путь», китайские государственные предприятия в Сербии не настаивали на использовании только строительных материалов, импортируемых из Китая, вероятно, отчасти из-за условий правительства Сербии. Например, в контракте на строительство моста Пупин было указано, что 45 процентов строительных материалов поступает из Сербии. Однако китайские государственные предприятия нанимают преимущественно китайское оборудование и рабочих, что снижает выгоды проектов для занятости местного населения и экономики.Визовый режим между Сербией и Китаем был либерализован в 2017 году, что способствовало быстрому увеличению числа китайских туристов.
Самым известным китайским проектом в Сербии является строительство высокоскоростной железной дороги, соединяющей Белград и Будапешт, Венгрия, подписанное в 2013 году. Однако в реализации был достигнут незначительный прогресс, что вызывает вопросы относительно полезности и осуществимости проекта. Несмотря на этот неутешительный прогресс, высокоскоростная железная дорога рекламировалась как «знаковый проект структуры 16 + 1», группировки, созданной Китаем для облегчения сотрудничества и экономического взаимодействия между ним и странами Центральной и Восточной Европы, включая Сербию.Посредством механизма 16 + 1 (теперь 17 + 1 с Грецией) Китай пообещал выделить миллиарды долларов в виде кредитов и инвестиций для региона и, в частности, для Сербии.
Спрос Сербии на финансирование инфраструктуры из Китая подкрепляется задержками в продвижении Сербии к вступлению в Европейский Союз. В настоящее время страна не может использовать E.U. фонды, такие как Инструмент помощи перед вступлением, предназначенный для предоставления ЕС «Страны расширения» с финансовой и технической помощью для инфраструктурных проектов.Китай также получает относительное преимущество, потому что финансирование из Китая, в отличие от Европейского Союза, распределяется быстро.
Способность Китая обеспечить соответствие такого финансирования с сербскими политическими циклами открывает возможности для коррупции и усиливает влияние Китая на элиты. Сербские политики всех партий, способные обеспечить китайское финансирование во время выборов, могут рекламировать себя своим избирателям как средства, способствующие притоку китайского капитала. Многие из тех же политиков и элит считают отсутствие прозрачности в китайском финансировании привлекательным, создавая возможности для поиска ренты.
Друзья на высшем уровне
Коммунистическая партия Китая делает все возможное во многих странах, чтобы сформировать информационное пространство, чтобы обеспечить позитивный взгляд на участие Китая. В Сербии, однако, Китаю не нужно было агрессивно влиять на дебаты о его влиянии на Сербию, несмотря на его растущее экономическое присутствие в стране. Действия Китая в целом воспринимаются сербской общественностью как благоприятные.
Правительство, возглавляемое Вучичем, который назвал дружбу с Китаем «стальной», помогает обеспечить этот позитивный взгляд на Китай благодаря своему контролю над сферой информации и СМИ. Большинство сербов получают новости по телевидению, на которое тратится большая часть рекламных денег в Сербии. Тем не менее, для большинства крупных торговых точек сохраняется нехватка капитала, что делает почти все из них зависимыми от государственного финансирования и влиянием правительства. Это обеспечивает в основном позитивное освещение правящей партии Китая. Благоприятные для правительства средства массовой информации также не публикуют новости, в которых критически рассматривается роль Китая в стране. Сербские СМИ, вторя политическому руководству страны, обычно (и неправильно) представляют китайское финансирование как «подарки», а не займы.
Следовательно, Китай может быть уверен, что при администрации Вучича относительно мало критической информации о деятельности Китая будет появляться в СМИ, влияющих на сербское общественное мнение. Те программы, которые все же появляются в сербских СМИ о Китае, как правило, в подавляющем большинстве положительные. В 2017 году национальная телекомпания «Радио и телевидение Сербии» показала серию подготовленных китайским правительством телевизионных документальных фильмов о Китае, в том числе о Шелковом пути. Даже среди сербской оппозиции в СМИ не было значительной критики Китая.
Коммунистическая партия Китая стремилась еще больше укрепить это позитивное мнение, развивая связи с культурной и политической элитой (включая политическую оппозицию) и создавая институты, которые могли бы помочь сформировать представление о Китае в будущем. Китай поддерживает Центр международных отношений и устойчивого развития, аналитический центр, возглавляемый бывшим министром иностранных дел Сербии и оппозиционным политиком Вуком Еремичем, который проводит мероприятия и выпускает публикации о преимуществах инициативы «Один пояс, один путь» и расширяющихся китайско-сербских отношениях.Институт частично финансируется через CEFC China Energy, конгломерат, связанный с Коммунистической партией Китая и погрязший в коррупционных скандалах.
Как и во многих других странах, в Сербии находятся два института Конфуция, спонсируемых правительством Китая, которые продвигают китайскую культуру и официальную точку зрения правительства в известных университетах Сербии, а Китай инвестирует 45 миллионов евро в строительство культурного центра на месте здания посольства Китая уничтожен во время воздушной кампании НАТО в 1999 году.
Роль китайских технологических компаний в Сербии и их потенциальная роль в экосистеме надзора страны представляют собой еще один путь потенциального влияния Коммунистической партии Китая в стране. Китайский телекоммуникационный гигант Huawei имеет контракт о сотрудничестве с сербской телекоммуникационной компанией Telekom Srbija, а правительство Сербии подписало контракт, который позволит использовать оборудование Huawei для наблюдения за трафиком. Министерство внутренних дел Сербии заключило контракт с Huawei на поставку камер и программного обеспечения для распознавания лиц для своего проекта «Безопасный город» и объявило о планируемой установке тысячи камер в 800 населенных пунктах Белграда.Однако министерство прямо не указало Huawei в качестве поставщика, возможно, чтобы избежать внимания, учитывая деликатность компании и ее связи с правительством Китая.
Толкать открытую дверь
Нелиберальный уклон сербской политики, характеризуемый растущим господством Вучича на политической сцене и в его институтах с 2012 года, способствовал интеграции Китая в сербский экономический и политический ландшафт. Вучич и правительство, возглавляемое Сербской Прогрессивной партией, позволяют сосредоточить внимание китайских государственных предприятий и правительственных ресурсов на лоббистской деятельности.«Мягкая автократия» Сербии обеспечивает мало препятствий для китайского влияния, с очень небольшими институциональными или общественными ограничениями влияния Китая или настойчивыми требованиями большей прозрачности в переговорах с сербскими официальными лицами. Отсутствие сербского опыта как в академических, так и в политических кругах в отношении Китая и средствах влияния Коммунистической партии Китая ограничивают общественные дебаты о рисках непрозрачных китайских инвестиционных сделок и растущем уюте с правящим правительством.
Влияние Китая, в свою очередь, косвенно способствовало склонности Сербии к мягкому авторитаризму, поддерживая состояние нелиберальных сербских лидеров, которые используют приток китайских инвестиций для продвижения внутри страны как тех, кто может обеспечить необходимое развитие инфраструктуры. Таким образом, Китай помогает существующему политическому климату, предоставляя нынешней политической элите еще один источник внутренней легитимности. Честно говоря, краеугольный камень этого нового китайско-сербского партнерства был установлен проевропейским левоцентристским правительством Сербии еще в 2009 году, подписавшим соглашение о стратегическом партнерстве с Китаем. Однако тот факт, что это партнерство процветало при нынешнем нелиберальном правительстве, помог властям в Белграде использовать свои отношения с Китаем как способ продвижения внутри страны.В свою очередь, упадок верховенства закона и все более нелиберальная политическая среда при Сербской прогрессивной партии облегчают Китаю рост как своих инвестиций, так и своего влияния.
Растущие и непрозрачные инвестиции Китая в страну и тесные отношения с нынешним правительством указывают на потенциально негативные последствия для все более хрупкой демократии Сербии. Правительство, возглавляемое Сербской Прогрессивной партией, похоже, склонно к еще более тесным связям с Китаем. В 2017 году правительство Сербии создало Национальный совет по координации сотрудничества с Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, возглавляемый бывшим президентом Сербии Томиславом Николичем (2012-2017), который также является членом Сербской прогрессивной партии. Это новое правительственное учреждение может стать еще одним каналом потенциального влияния для коммунистической партии Китая в будущем.
Несмотря на растущее влияние Китая в Сербии, зарождающееся, но растущее осознание рисков расширения, необдуманного экономического взаимодействия Китая со страной и культивирования коммунистической партией Китая правящего правительства обеспечивает основу для устойчивости к влиянию Китая.Ключевой тест на устойчивость Сербии к будущему влиянию Коммунистической партии Китая может возникнуть, если возникнут разногласия по поводу одного или нескольких китайских инфраструктурных проектов. Учитывая государственный контроль над информацией и отсутствие единства среди профсоюзов и групп по защите интересов трудящихся, в настоящее время маловероятно, что сербское общество сможет организовать сопротивление при таком сценарии. Более глубокое знание тактики влияния Китая и способность противостоять ей в сербском гражданском обществе и сохранение независимости СМИ имеют решающее значение для лучшей защиты этой все более слабой демократии.Из-за эгоизма Сербии ее партнерство с Китаем переживет даже потенциальную смену сербского руководства. Однако именно из-за политических интересов Сербии необходимо лучшее понимание Китая, чтобы Сербия могла управлять своим партнерством с Китаем таким образом, чтобы это помогло ей оградить себя от любых рисков. Видение отношений Китая с Сербией такими, какие они есть, вероятно, потребует партнерства между международными организациями и внутренними заинтересованными сторонами в Сербии, такими как представители гражданского общества, оставшиеся независимые СМИ и ученые, с целью инициирования более тонких и сбалансированных дебатов по Китаю. .Одно можно сказать наверняка: если ничего не изменится, за рулем окажется Китай.
Вук Вуксанович — доктор философии по международным отношениям Лондонской школы экономики. Ранее он работал в Министерстве иностранных дел Республики Сербия и консультантом по политическим рискам в Белграде. Он много пишет о современной внешней политике и политике безопасности, а также находится в Твиттере @v_vuksanovic. Материал взят из главы отчета, которую он написал для Международного республиканского института (IRI) .
Изображение: Министерство обороны Сербии
Связи между убеждениями в заговоре, знаниями о вакцинах и доверием: поведение взрослых сербов против вакцинации
Обоснование: Иммунизация — важнейший инструмент борьбы с эпидемиями инфекционных заболеваний. Понимание нерешительности в отношении иммунизации становится еще более важным в настоящее время, учитывая постоянную угрозу пандемии COVID-19.Убеждения в медицинском заговоре, научный скептицизм, а также низкое доверие к государственным учреждениям и знания, основанные на фактах, — все это оказывает тревожное воздействие на иммунизацию.
Цель: Чтобы изучить, как эти факторы перекрестно реагируют на поведение вакцины против любого заболевания, которое можно предотвратить с помощью вакцин (УИ), мы выдвинули гипотезу о модели, состоящей из веры в теории заговора в качестве предиктора и в качестве посредников, субъективных и объективных знаний о вакцинах, а также доверия к теории заговора. система здравоохранения и наука.Модель была протестирована путем изучения намерений вакцинации детей и себя от любых УИ.
Методы: Два отдельных исследования были проведены на репрезентативных выборках сербского населения; в первом исследовании изучались намерения вакцинации детей, а во втором исследовании изучались намерения вакцины против любых УИ, включая вакцинацию взрослых. Мы использовали анализ пути с последующей логистической регрессией для анализа данных.
Полученные результаты: Результаты показали высокую нерешительность в отношении вакцины, мотивированную верой в теории заговора о вакцинах, ее влияние на снижение доверия к медицинской науке и учреждениям, а также низкий уровень объективных знаний о вакцинах.
Выводы: Результаты этого исследования могут быть использованы для внесения соответствующих изменений в политику и проведения кампаний в области общественного здравоохранения для содействия иммунизации широким спектром вакцин против распространенных заболеваний, таких как корь, вирусы папилломы человека или коклюш, и новых болезней, таких как COVID. .
Ключевые слова: Научные знания; Доверие к науке и институтам; Вера в заговор вакцинации; Намерения вакцинации.
Почему сделка Белого дома между Косово и Сербией может быть опасной
Объявление о переговорах в Белом доме между двумя сторонами давнего международного спора, как правило, является поводом для празднования, особенно с учетом ожидания того, что, если все пойдет по плану, за такими переговорами обычно следует церемония Сада роз, заключающая своего рода сделку между стороны.Однако объявление на этой неделе о том, что Белый дом примет в Белом доме президента Сербии Алескандара Вучича и президента Косово Хашима Тачи 27 июня, вызвало тревогу у многих наблюдателей на Западных Балканах, и это справедливо.
Причин для скептицизма запланированных переговоров много. Переговоры узурпируют давний диалог Белград-Приштина при содействии ЕС, который ЕС намерен возобновить в ближайшем будущем под руководством своего нового посланника в регионе, бывшего министра иностранных дел Словакии Мирослава Лайчака.То, что Вашингтон и Брюссель могут вскоре начать параллельные переговоры, свидетельствует о печальном состоянии отношений между США и ЕС и полном отсутствии трансатлантической координации, которая была необходимым ингредиентом для прогресса на Западных Балканах с 1990-х годов.
Что еще хуже, похоже, что между специальным посланником США Ричардом Гренеллом, бывшим послом США в Германии, и американскими экспертами в этом регионе или в этом регионе наблюдается слабая координация. Это вызвало опасения среди многих в Вашингтоне и в регионе, что основная цель администрации Трампа — публичное представление церемонии Розового сада, а не работоспособное соглашение, которое приведет к нормализации отношений между Косово и Сербией, не вызывая напряженности в других частях региона. .
Ходящие по слухам обсуждения обмена землей в рамках такой сделки (которую Гренелл продолжает отрицать) только усиливают эти опасения. Хотя администрация Трампа и ЕС время от времени заигрывали с идеей территориальных обменов в течение последних трех лет, эксперты по обе стороны Атлантики опасаются, что прецедент такого соглашения возникнет в регионе, где националисты регулярно требуют отделения или союза с этнические братья. Даже если бы ящик Пандоры можно было закрыть, выполнение такого соглашения почти наверняка привело бы к фактическим этническим чисткам, усилению напряженности и возможности возобновления насилия. Существует мало свидетельств того, что администрация Трампа планирует какие-либо планы по этим сложным, но важным вопросам реализации.
Возможно, чтобы снизить ожидания, Гренелл пообещал, что стороны сначала обсудят экономические вопросы. Если это так, то, если повезет, все-таки саммит может быть положительным — балканская версия китайских обещаний закупить больше соевых бобов, спектакль «Сад роз», который так отчаянно ищут Трамп и Гренелл, и никакого длительного ущерба региону не нанесет. стабильность.Мои пальцы скрещены.
Институт научных исследований в сельском хозяйстве — Мы инвестируем в науку — мы обеспечиваем пищу для будущего
Институт прикладных наук в сельском хозяйстве (IPN) был основан в 1977 году путем интеграции Управления по селекции и регистрации крупного рогатого скота (создан в 1952 году) и Центра содействия сельскохозяйственному производству Республики Сербия (создан в 1958 году).
С момента своего создания до сегодняшнего дня он прошел через различные формы организации, и сегодня это выдающийся научно-исследовательский институт в области сельского хозяйства с опытом нескольких десятилетий в трех областях:
исследования — передача знаний — консультационные услуги
Команда экспертов института состоит из известных ученых, исследователей и экспертов из наиболее важных областей сельского хозяйства: растениеводства и овощеводства, животноводства, выращивания фруктов и виноградников, защиты растений и агроэкономики, которые дают ответы на вопросы междисциплинарных дисциплин. потребности современного сельского хозяйства.
Научно-исследовательская работа проводится в области биотехнических наук, то есть прикладных и многопрофильных исследований в области развития сельского хозяйства и развития сельских районов, в соответствии с приоритетами Министерства образования, науки и технологического развития в области сельского хозяйства, продовольствия и биотехнология, а также Стратегия развития сельского хозяйства и сельских районов Республики Сербия.
Посредством своей научно-исследовательской работы Институт способствует продвижению производства безопасных продуктов питания и обеспечению продовольственной безопасности для населения, экономической прибыльности и устойчивой жизни в сельских районах, сталкиваясь с проблемами изменения климата и находя решения и новые возможности в рациональном использовании ресурсы в сельском хозяйстве и другие.
Для того, чтобы эффективно применять самые современные научные достижения в сельском хозяйстве, Институт для миссии должен повысить уровень знаний и навыков сельскохозяйственных консультантов и сельскохозяйственных производителей. Он представляет собой уникальную связь, связывающую общие цели Министерства образования, науки и развития технологий и Министерства сельского, лесного и водного хозяйства Республики Сербия. Прямая передача знаний консультантам Консультационных и экспертных служб по сельскому хозяйству способствует продвижению сельского хозяйства и развитию сельских районов Сербии.
Чтобы ответить на вызовы, стоящие перед сербским сельским хозяйством, Институт налаживает сотрудничество и обмен знаниями и опытом с научными учреждениями и консультационными службами по сельскому хозяйству из региона, ЕС и других стран.
EastWest Institute | Укрепление доверия. Предоставление решений.
Наша миссияИнститут «Восток-Запад» запустил программу для Балкан в ответ на острую потребность в инклюзивном и открытом диалоге на высоком уровне по поводу насущных вызовов безопасности, угрожающих Западным Балканам и Европе.В партнерстве с Мюнхенской конференцией по безопасности и Белградским фондом политического превосходства эта инициатива направлена на расширение и углубление понимания ключевых вопросов при одновременном укреплении доверия между представителями различных геополитических интересов, присутствующих сегодня в регионе.
Что мы делаемИНИТАТИВА БАЛКАНСКИХ ДИАЛОГОВ
Работа программы сосредоточена на инициативе Balkan Dialogues — серии диалогов в разных столицах Европы и США.S., которые обеспечивают платформу для политиков и экспертов для обсуждения и обсуждения ключевых областей, где сталкиваются конкурирующие интересы, и выработки рекомендаций по снятию существующей напряженности.
Диалоги и воздействияПервый из Балканских диалогов состоялся в марте 2019 года в Белграде. Лица, принимающие решения, и эксперты из шести стран Западных Балкан (WB6), в том числе Албании, Боснии и Герцеговины, Косово, Македонии, Черногории и Сербии, а также Европейского Союза, США, России и Китая встретились для переоценки стратегических целей в региона, что привело к нескольким политическим рекомендациям.Среди участников были амб. Кэмерон Мюнтер; Amb. Вольфганг Ишингер; Amb. Фрэнк Визнер; Эрхард Бусек; Пьер Мирель; Amb. Кай Эйде, Иван Крастев и Александр Вучич, президент Сербии, а также многие другие заинтересованные стороны и эксперты. Отчет о встрече можно найти здесь .
Второе мероприятие Балканские диалоги, , , проведенное в Берлине в декабре 2019 года, собрав 57 участников (главы государств, высокопоставленные лица и эксперты) вместе с 30 наблюдателями из 19 стран для двухдневной рабочей сессии, посвященной будущему расширения ЕС. и неразрешенный косовско-сербский кризис.Участники выдвинули идеи, как предотвратить будущий конфликт, разблокировать переговоры между Сербией и Косово и сделать процесс расширения ЕС более эффективным и привлекательным как для ЕС, так и для Балкан.
Участников: Стево Пендаровски, президент Северной Македонии; Хашим Тачи, президент Косово; Альбин Курти, премьер-министр Косово; Марко Джурич, директор сербского офиса в Косово; Мэтью Палмер, заместитель помощника секретаря и специальный посланник на Балканах при США. S. Государственный департамент; Антье Леендертсе, государственный секретарь Федерального министерства иностранных дел Германии; Баронесса Кэтрин Эштон, бывшая член ЕС. Верховный представитель по иностранным делам и политике безопасности; Доктор Уильям Паркер, президент и главный исполнительный директор Института Восток-Запад; Amb. Вольфганг Ишингер; Amb. Фрэнк Визнер; Amb. Кэмерон Мюнтер; Никола Димитров и многие другие дипломаты, исследователи и эксперты, заинтересованные в поддержании мира на Балканах. ОТЧЕТ О СОБЫТИИ
последних Балканских диалогов в рамках программы состоялось во время Мюнхенской конференции по безопасности в марте 2020 года.Мероприятие привлекло впечатляющее количество участников высокого уровня и вызвало живую и страстную дискуссию среди его активных участников, включая пять премьер-министров, пять президентов, Верховного представителя ЕС по внешней политике, государственного секретаря Германии, помощника государственного секретаря США, секретаря.