Юзабилити понятие многозначное
Разговоров о юзабилити ведется много. Пожалуй, даже слишком много — потому, что они не вносят ясности в сознание авторов. Исследуя понятие юзабилити, человек мечется от одного аспекта — к другому, пытается заняться всем сразу: веб дизайном, техническими характеристиками, повышением конверсии. Как лебедь, рак и щука в одном лице. Результатом может стать куча непоследовательных изменений или полное их отсутствие, апатия, убежденность, что о юзабилити вообще не стоит задумываться…
Постоянные читатели Блоготея знают, что я серьезно озаботилась этой темой в последнее время. Сведенья, которые можно нарыть в Рунете умиляют своей вторичностью, так что, я отправилась читать первоисточники. Но… пока испытываю скорее удивление, чем радость познания. Ну, по порядку.
Три кита юзабилити
Удобство пользования сайтом или блогом — явление непростое. Оно:
- базируется на технических параметрах,
- отображается в дизайне,
- а результаты лежат уже в области Интернет-маркетинга.
Для осознания многих аспектов юзабилити нужны знания психологии, социологии, современных графических трендов, типографики и т.д., и т.п. Скажем прямо, редкий человек способен охватить такие массивы информации.
Что говорить о рядовых блоггерах, тексты «гуру» юзабилити удивили меня своей поверхностностью! Например, зовущий заголовок «5 безболезненных способов улучшить юзабилити» («5 Painless Usability Fixes») — ну, думаю, сейчас переведу для своих читателей и сама образуюсь… Но, вместо полноценного перевода — просто перечислю здесь все пять решений:
- увеличить контраст, между текстом и фоном
- увеличить размер шрифта
- увеличить расстояние, между строками
- убрать максимум текста с главной страницы (если она статическая)
- дизайн ссылок должен производить впечатление кликабельности
И это только один пример. А можно привести множество аналогичных ситуаций, где пять, десять, тридцать пунктов представляют собой такую же рассыпчатую мозаику.
О чем я сокрушаюсь? — Да о том, что автор блога должен не просто ставить галочки в чеклисте («пункт 1 — выполнил; пункт 2 — выполнил» и т.д.), а понимать основы. Только тогда возможно ставить конкретные цели и находить пути к их достижению!
А вот найти такие материалы о юзабилити — труднее трудного. Постоянно натыкаешься на пункты и емкие слоганы… Из этого правила выбивается одна статья, основными тезисами которой я хочу с вами поделиться («A Design Is Onley As Deep, As It’s Usable«).
Дизайн настолько хорош, насколько функционален
Сначала автор (Луис Лазарис — веб дизайнер из Канады) вспоминает давний спор о форме и содержании: может ли быть пустая форма самоценна в своей красоте? Применительно к внешности сайтов чисто эстетические критерии предлагается отложить.
В качестве примеров, обсуждаются наиболее частые «злоупотребления красотой»:
- чрезмерное использование CSS-эффектов, превращающих сайт в галерею…
- увлечение «стильностью» (упоминается сайт, где дизайнеры хвастаются друг перед другом своими работами Dribbble.com)
- дизайн, отвлекающий от функциональности элементов
Далее автор задает свой главный вопрос:
Что делает веб дизайн функциональным?
- Отзывчивые элементы страницы, интуитивно понятная навигация
- Связь с брендом и последовательное раскрытие темы
И раскрывает свое виденье. Эффекты не ради самих эффектов, а для того, чтобы помочь пользователю, подтолкнуть его к действию. Например:
Стиль, избранный для оформления должен раскрывать тему, отражать характер бренда. Тогда он органичен, оправдан и работает на улучшение юзабилити. И, наконец, мысль автора, которая мне показалась очень важной:
Функциональный дизайн не обязательно безобразен!
Вернемся на твердую почву!
В какой-то момент юзабилити представилось мне эдакой Гидрой, о многих головах. И именно вышеприведенная статья помогла свести бесконечный калейдоскоп образов к ясной картине. Кстати, жертвой этой ясности пал трепетно любимый мной слайдер над меню — я мужественно выключила его. Мне понадобилось полгода на то, чтобы принять такое решение!
- Но, какова функция этих красивых картинок? — подумала я, — Да, они демонстрируют, что я могу создать нечто стильное. Но, в то же время, слайдер занимает почти весь «первый экран» — самую ценную с точки зрения пользовательского внимания зону! Сюда должен попадать заголовок статьи и ее первый абзац…
В общем, слайдера больше нет. Как нет и статической главной страницы. Теперь будем посмотреть на изменение поведенческих факторов и попытаемся оценить, насколько оправданными были мои «жертвы» во имя юзабилити блога.
Именно такой метод работы над юзабилити представляется мне удачным:
- Отбросить все, что было сделано только ради украшательства;
- Наметить ключевые точки — те, которые должны привлекать внимание пользователя (заголовки, формы подписки и т.д.)
- Усилить эти элементы максимально
Для каждого блога или сайта такой подход позволит выявить индивидуальные, конкретные проблемы, цели, пути доработки. И только тогда будет ясно, увеличивать ли размер шрифта или, может быть, немного уменьшить его… Вот так вот!
Читайте БлоготеЙ! на Google+ | |
Читайте БлоготеЙ! на Фейсбуке |
Я — слепандя. И ЛЮБЛЮ КРУПНЫЙ ШРИФТ))
[Ответить]
Я, честно говоря, не понимаю, зачем слайдер на главной.Я, например, никогда на главную не захожу. поэтому. мне все равно, есть там какие-то фишки или нет.
[Ответить]
katyaru отвечает:
Ноябрь 16th, 2012 at 10:11
Ну, сайты и блоги разными бывают. Например, сайт компании, где на главной на слайдере рекламы продукции… Зависит-то от того, какую страницу продвигают в поиске — на ту и заходят посетители…
[Ответить]
очень приятно, что в твоих постах есть реальные рассуждения, а не бездумные последовательности действий (хотя если бы таковые имелись для такого понятия, как юзабилити, чего уж греха таить, я б воспользовалась:)). юзабилити — это твои отношения с читателем. если ты его уважаешь и ценишь — ты будешь делать свой блог так, чтобы ему было приятно и комфортно на нем находиться. как известно, нет идеальной формулы для отношений, как и нет статичности в отношениях. Здесь не получится сделать один раз и забыть, придется работать всю жизнь. не в этом ли и есть смысл любого блога — процесс, а не результат? разве не от этого получает удовольствие автор?
[Ответить]
katyaru отвечает:
Ноябрь 16th, 2012 at 12:17
Да-да, очень точное сравнение. Сложность еще и в том, что блоггер должен выстраивать отношения заочно, лишь предполагая, кому должно быть удобно и интересно на его блоге… Удовольствие от процесса — ДА!!!
[Ответить]
я сама люблю крупный шрифт и крупные картинки, потому, думаю, читателям тоже нравится. А еще, наконец-то я сделала мини-видео (мучилась очень долго) на главной, пусть будет, без визуала грустно…
[Ответить]