Суббота , 21 мая 2022
Бизнес-Новости
Разное / Земельные споры рассматриваются в порядке: ЗК РФ Статья 64. Рассмотрение земельных споров / КонсультантПлюс

Земельные споры рассматриваются в порядке: ЗК РФ Статья 64. Рассмотрение земельных споров / КонсультантПлюс

Содержание

Рассмотрение земельных споров

11 февраля 2019

Согласно ст. 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
До принятия дела к производству судом земельный спор может быть передан сторонами на разрешение в третейский суд.

К земельным спорам относятся споры смежных землепользователей о границах земельного участка.

Данная позиция подтверждается разъяснениями Постановления Пленумов Верховного Суда РФ № 22 и ВАС РФ № 10 от 29.04.2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», согласно которым к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений прав, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.

Таким образом, если владельцы земельных участков не смогут договориться между собой по перечисленным вопросам и урегулировать возникший конфликт путем переговоров им не удастся, придется обращаться в суд.

Обратиться в суд с исковым заявлением об установлении границ земельного участка имеет право гражданин, который обладает земельным участком на праве собственности, на праве пожизненного наследуемого владения, на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве аренды государственного (муниципального) участка со сроком договора более пяти лет (ч. 3 ст. 39 Закона о кадастре).

Ответчиком по гражданскому делу об установлении границ земельного участка будет правообладатель соседнего (смежного) земельного участка, с которым возник межевой спор.

В качестве третьего лица по делу привлекается дачное или садоводческое объединение, на территории которого находятся спорные земельные участки.

В том случае, если ранее не было проведено межевание обоих земельных участков, ответчик может заявить встречный иск об установлении границ земельного участка по другим точкам и координатам, которые отличаются от предлагаемых истцом.

В силу ст. 59 ЗК РФ признание права на земельные участки осуществляется в судебном порядке. Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю в порядке, установленном Законом о регистрации.

Подготовлено прокуратурой Рыбновского района

Вернуться к списку

Глава IX. ЗАЩИТА ПРАВ НА ЗЕМЛЮ И РАССМОТРЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ СПОРОВ

Статья 59. Признание права на земельный участок

1. Признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке.

2. Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Статья 60. Восстановление положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок, и пресечение действий, нарушающих право на земельный участок или создающих угрозу его нарушения

1. Нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях:

1) признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок;

2) самовольного занятия земельного участка;

3) в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

2. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем:

1) признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;

2) приостановления исполнения не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;

3) приостановления промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесомелиоративных, геолого-разведочных, поисковых, геодезических и иных работ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

4) восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Статья 61. Признание недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления

1. Ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.

2. Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту и нарушающего права на землю и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 28.02.2007 N 21-ФЗ)

Статья 62. Возмещение убытков

1. Убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

2. На основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).

Статья 63. Гарантии прав на землю при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд

1. Изъятие земельных участков, в том числе путем их выкупа, для государственных или муниципальных нужд осуществляется после:

1) предоставления по желанию лиц, у которых изымаются, в том числе выкупаются, земельные участки, равноценных земельных участков;

2) возмещения стоимости жилых, производственных и иных зданий, строений, сооружений, находящихся на изымаемых земельных участках;

3) возмещения в соответствии со статьей 62 настоящего Кодекса в полном объеме убытков, в том числе упущенной выгоды.

2. Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков не позднее чем за один год до предстоящего изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков должны быть уведомлены об этом исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков.

Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков до истечения года со дня получения уведомления допускается только с согласия собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков.

3. Расходы, понесенные собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков на осуществление застройки земельных участков зданиями капитального типа и проведение других мероприятий, существенно повышающих стоимость земли, после уведомления о предстоящем изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков, возмещению не подлежат.

4. Собственнику земельного участка при изъятии его для государственных или муниципальных нужд наряду с гарантиями, предусмотренными пунктами 1 и 2 настоящей статьи, должна быть возмещена рыночная стоимость земельного участка, если ему не предоставлен бесплатно в собственность равноценный земельный участок.

Статья 64. Рассмотрение земельных споров

1. Земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

2. До принятия дела к производству судом земельный спор может быть передан сторонами на разрешение в третейский суд.

Порядок рассмотрения споров о границах земельных участков

15.10.2020

Ведущее место среди земельных споров, которые рассматривают суды, занимают дела об установлении границ земельных участков. Чаще всего в таких делах участвуют владельцы соседних земельных участков (смежные землепользователи), которые без обращения в суд не могут договориться, где должна проходить граница их наделов.

Необходимость обращения в суд может возникнуть, например, в следующих случаях:

– в результате межевания земельного участка выясняется, что забор соседа по даче стоит не в соответствии с данными государственного реестра недвижимости, в результате чего выявляется наложение границ;
– после проведенного межевания выясняется, что площадь земельного участка меньше, чем по правоустанавливающим документам;
– приехав на земельный участок, вы обнаруживаете, что установленный между участками забор смещен вглубь вашего участка, уменьшив его размер;
– сосед отказывается подписать акт согласования границ. Без этого документа проведенное межевание будет недействительным.

Таким образом, споры о границах земельного участка могут проистекать из нарушения постройками или сооружениями смежного землепользователя (соседа) границ земельного участка, отказа подписать акт согласования границ в процессе межевания, наложения смежных участков на кадастровой карте.

В силу п. 1 ст. 64 ЗК РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке. К таким спорам относятся споры смежных землепользователей о границах земельного участка.

Обратиться в суд с исковым заявлением об установлении границ земельного участка имеет право гражданин, который обладает земельным участком на праве собственности, на праве пожизненного наследуемого владения, на праве постоянного пользования или на праве аренды государственного (муниципального) участка со сроком договора более пяти лет (ч. 3 ст. 39 Закона о кадастре). Ответчиком по гражданскому делу об установлении границ земельного участка будет правообладатель соседнего земельного участка, с которым возник межевой спор.

Информация подготовлена заместителем прокурора Кебедовым Д.М.

Просмотров:

Земельные споры. Теория и практика разрешения Текст научной статьи по специальности «Право»

Земельные споры. Теория и практика разрешения

О.А. Харламова, кю.н, доцент, Волгоградская ГСА

Одной из последних тенденций современной правовой науки является изучение проблемы разрешения земельных споров в Российской Федерации. Современная наука и действующее

законодательство открыто рассматривают вопросы разрешения земельных споров, признавая земельные споры неотъемлемым элементом земельных отношений.

Так, Земельный кодекс РФ установил, что земельные споры рассматриваются в судебном

порядке. Для сравнения напомним, что ЗК РФ 1991 г. (ст. 120, 122) предусматривал рассмотрение земельных споров в судах и арбитражных судах в качестве второй инстанции. По общему правилу, до введения в действие Земельного кодекса РФ земельные споры рассматривались в административном порядке (т.е. путем обращения с заявлением или жалобой в орган или к должностному лицу, являющимися вышестоящими по отношению к субъекту, нарушившему право). Обращение за разрешением спора в суд в этих условиях было возможно лишь после принятия решения по делу местной администрацией или её уполномоченным органом.

Действующее законодательство содержит гарантии защиты любых оспоренных или нарушенных прав собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков и предусматривает механизмы их реализации. При этом судебная защита в современных условиях является наиболее приемлемой и эффективной формой защиты нарушенных или оспоренных прав, так как судебные органы отличаются самостоятельностью и независимостью по отношению к законодательной и исполнительной власти. Суды общей юрисдикции, арбитражные и третейские суды наделяются особыми полномочиями по разрешению земельных споров и осуществляют деятельность, направленную на определение, восстановление и защиту прав землеобладателей.

Земельные споры возникают, когда действия участников земельных отношений, в т.ч. государственных органов, либо их необоснованное бездействие (уклонение от исполнения обязанностей) нарушают чьи-то права и интересы.

Неправовое понятие «земельные споры», используемое в рассматриваемой статье, означает споры, возникающие из земельных и связанных с ними гражданско-правовых правоотношений. Содержание земельных правоотношений определено в ст. 3 Земельного кодекса РФ.

Понятие «Разрешение земельных споров» можно определить как деятельность судов общей юрисдикции, арбитражных и третейских судов, урегулированную нормами земельного, гражданского, гражданско-процессуального и арбитражно-процессуального права, направленную на устранение разногласий между спорящими субъектами, препятствующих реализации субъективных земельных прав и интересов, а также на определение, восстановление нарушенных прав либо уяснение прав и обязанностей сторонами спора.

Земельные споры рассматриваются судами в соответствии с правилами о подведомственности и подсудности споров, установленными процессуальным законодательством РФ. До принятия дела к судебному производству судом общей юрисдикции спор может быть рассмотрен третейским судом.

Порядок образования и деятельности третейских судов, находящихся на территории РФ, за исключением международного коммерческого арбитража, в настоящее время регулируется Федеральным законом «О третейских судах в Российской Федерации» от 24.07.2002 г.

Третейский суд — это негосударственный юрисдикционный орган. Согласно ст. 2 указанного Федерального закона, третейский суд может быть постоянно действующим или образованным сторонами для решения конкретного спора. В третейский суд по соглашению сторон третейского разбирательства может передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом. Порядок образования третейского суда для разрешения конкретного спора определяется по соглашению сторон. Согласно ст. 5 ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации», спор может быть передан на разрешение третейского суда при наличии заключенного между сторонами третейского соглашения.

Третейское соглашение может быть заключено сторонами в отношении всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением. Такое соглашение считается заключенным в письменной форме, если оно содержится в документе, подписанном сторонами, либо заключено путём обмена письмами, сообщениями по телетайпу, телеграфу или с использованием других средств электронной или иной связи, обеспечивающих фиксацию такого соглашения. Ссылка в договоре на документ, содержащий условие о передаче спора на разрешение третейского суда, является третейским соглашением при условии, что договор заключен в письменной форме и данная ссылка такова, что делает третейское соглашение частью договора.

Третейские суды создаются самими спорящими сторонами, члены суда избираются из доверенных лиц в составе одного или нескольких судей — поровну от каждой стороны, затем ими избирается ещё один судья, — во избежание чётности в составе. Далее они могут рассматривать любой земельный спор, подведомственный арбитражному суду или суду общей юрисдикции.

Вопрос о юридической силе решения третейского суда имеет большое практическое значение. Например, в судебной практике возникал вопрос: может ли решение третейского суда являться основанием для регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним?

Отвечая на него, Президиум Верховного Суда РФ разъяснил, что ст. 8 ГК РФ к основаниям возникновения гражданских прав и обязанностей относит, в частности, судебное решение, установившее права и обязанности (п. 3 ч. 1 ст. 8 ГК РФ). Согласно ч. 1 ст. 11 ГК РФ защиту

нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд (далее суд) [2].

Таким образом, в ГК РФ под судом подразумевается в том числе и третейский суд, а следовательно, под судебным решением, являющимся основанием возникновения гражданских прав и обязанностей, — решение третейского суда.

Согласно ст. 17 ФЗ. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 г. одним из оснований для государственной регистрации прав являются судебные решения, вступившие в законную силу.

В соответствии с ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» после исследования обстоятельств дела третейский суд большинством голосов третейских судей, входящих в состав третейского суда, принимает решение. Вместе с тем ст. 40 ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» предусмотрена возможность оспаривания сторонами решений третейских судов. Если же решение третейского суда сторонами не оспаривается, то они принимают на себя обязанность добровольно исполнить решение, что позволяет им осуществить в том числе и регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним путем предъявления названного решения в органы, осуществляющие такую регистрацию.

Решение третейского суда является основанием для регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Однако, если в результате такой регистрации будут нарушены права иных лиц, то они не лишены возможности оспорить решение третейского суда.

Процесс рассмотрения дела третейским судом исключает возможность его производства в тот же период органами правосудия, т.е. арбитражного суда или суда общей юрисдикции. Если решение третейского суда не исполнено обязанным лицом добровольно, в указанный срок, то заинтересованная сторона может обратиться в суд или арбитражный суд (по подведомственности) с просьбой выдать ей исполнительный лист.

Земельные споры рассматриваются также судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Общегражданские суды рассматривают, как правило, споры с участием граждан, а арбитражные — споры организаций, предприятий, учреждений и граждан, выступающих в роли предпринимателей (в т.ч. споры КФХ). Суд вправе принять к производству дела по спорам, связанным с земельными отношениями, одной из сторон в которых являются граждане, за исключением занимающихся предпринимательской деятельностью. Если же спор у граждан возник в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности, а также по их жалобам на

решения местной администрации, то дело подведомственно арбитражному суду.

Земельный спор возникает в случае, если стороны имеют разногласия по вопросу установления границ земельного участка. Такие споры возникают зачастую на стадии согласования границ земельного участка. Отдельную категорию составляют споры по вопросам использования участка, находящегося в общей собственности, по вопросам использования соседних земельных участков, если такое использование мешает собственнику эксплуатировать свой участок. Также очень часто споры возникают в случае, когда собственнику здания (помещения в здании) необходим проход через земельный участок, принадлежащий другому лицу. Нередко граждане защищают свои права, вступая в спор с органами государственной власти или органами местного самоуправления. По-прежнему актуальны споры в отношении земель, ранее находившихся в пользовании колхозов и совхозов.

При рассмотрении судебной практики Волгограда за последние годы можно сделать вывод, что большую часть земельных споров занимают споры между гражданами по поводу установления границ земельных участков. Это связано с тем, что при изначальном выделении земельных участков границы их не были четко определены. Поэтому позже, при их межевании, у граждан возникают соответствующие разногласия, которые разрешаются в судебном порядке. Очень актуальными сейчас являются споры, связанные с изъятием у граждан земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением взамен неравнозначных участков. Эти споры рассматриваются арбитражным судом и в большинстве случаев разрешаются в пользу граждан. Но нередки в судебной практике Волгограда и иски о признании права собственности на земельные участки, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, иски о признании сделок недействительными, иски о признании права собственности на самовольно возведенные строения [1, 3, 4].

В заключение можно сделать вывод, что земельные споры занимают немалое место среди иных судебных разбирательств, что говорит о росте значения земли и ее ресурсов в стране. Но разрешение земельных споров является весьма затруднительным процессом. Это связано, прежде всего, с несовершенством законодательства, нехваткой судебной практики по данным видам споров.

Литература

1.. vol.sudrf.ru

4. Обзор судебной практики Волгоградского областного суда/ / http://oblsud.vol.sudrf.ru

Статья 64 ЗК РФ. Рассмотрение земельных споров

Статья 64 ЗК РФ. Рассмотрение земельных споров

Актуально на:

29 марта 2022 г.

Земельный кодекс, N 136-ФЗ | ст. 64 ЗК РФ

1. Земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

2. До принятия дела к производству судом земельный спор может быть передан сторонами на разрешение в третейский суд.

Постоянная ссылка на документ

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать]

<a href=»»></a>

HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать] [url=][/url]

BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать]

в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]

Скачать документ в формате

Судебная практика по статье 64 ЗК РФ:

  • Решение Верховного суда: Определение N 14-КГ15-16, Судебная коллегия по гражданским делам, кассация

    Основанием же для возникновения права на земельные участки, в частности для ведения личного подсобного хозяйства, в соответствии с приведенными выше статьей 64 Земельного кодекса РСФСР и пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. № 1767 являлся соответствующий акт местной администрации, а подтверждающим это право документом — свидетельство о праве собственности на землю выданное соответствующим комитетом по земельным ресурсам и землеустройству…

  • Решение Верховного суда: Определение N 309-ЭС15-19876, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

    По мнению заявителя жалобы, судом неверно применены нормы права ,определяющие дату начала начисления арендной платы по изменению кадастровой стоимости земельного участка, регулируемые пунктом 3 статьи 64 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации…

  • Решение Верховного суда: Определение N 310-ЭС16-10203, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

    Суд первой инстанции, сославшись на статьи 65, 69 АПК РФ, статьи 36, 64 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), статьи 22, 39, 40 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон № 221-ФЗ в редакции, действовавшей на момент рассмотрения спора), пришел к выводу об обоснованности заявленных Обществом требований…

+Еще…

Изменения документа

Постоянная ссылка на документ

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать]

<a href=»»></a>

HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать] [url=][/url]

BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать]

в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]

Скачать документ в формате

Составить подборку

Анализ текста

Идет загрузка…

Из за земельнный участка | Портал обеспечения градостроительной деятельности г. Кемерово

В соответствии с действующим земельным законодательством, собственник объекта недвижимости–жилого дома обязан оформить в установленном законом порядке права на земельный участок под этим объектом.

Для приобретения прав на земельный участок граждане обращаются в уполномоченный на распоряжение земельными участками орган с заявлением о приобретении прав на земельный участок.

Согласно ст. 39 Земельного кодекса РФ при разрушении здания, строения, сооружения от пожара, стихийных бедствий, ветхости права на земельный участок, предоставленный для их обслуживания, сохраняются за лицами, владеющими земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, при условии начала восстановления в установленном порядке здания, строения, сооружения в течение трех лет.
Условия сохранения прав  за арендатором и субарендатором определяются договором аренды (субаренды) земельного участка.

Принимая во внимание отсутствие оформленных прав на земельный участок, отсутствие объекта недвижимости на земельном участке, а также неиспользование земельного участка по назначению и при наличии нескольких заявлений заинтересованных в освоении земельного участка строительством лиц, уполномоченный орган – комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области принял решение о формировании земельного участка для предоставления его с торгов в порядке ст. 30.1 Земельного кодекса РФ.

Распоряжением администрации города Кемерово № 616 от 18.02.2010 была утверждена схема расположения земельного участка по адресу: ул. Дм. Донского,8 с целью осуществления государственного кадастрового учета земельного участка.

По результатам торгов земельный участок был предоставлен заинтересованному лицу. Комитетом строительного контроля администрации города  08.08.2011 выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома. На земельном участке ведется строительство.

В случае, если Вы считаете ,что Ваши права нарушены, то вправе обратиться в суд. Согласно ст. 64 Земельного кодекса РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

Архивы Новости – Администрация Трубачевского сельского поселения

24.01.2022