Понедельник , 17 Декабрь 2018
Главная / Блогинг / Юзабилити понятие многозначное

Юзабилити понятие многозначное

Юзабилити понятие многозначноеРазговоров о юзабилити ведется много. Пожалуй, даже слишком много — потому, что они не вносят ясности в сознание авторов. Исследуя понятие юзабилити, человек мечется от одного аспекта — к другому, пытается заняться всем сразу: веб дизайном, техническими характеристиками, повышением конверсии. Как лебедь, рак и щука в одном лице. Результатом может стать куча непоследовательных изменений или полное их отсутствие, апатия, убежденность, что о юзабилити вообще не стоит задумываться…

Постоянные читатели Блоготея знают, что я серьезно озаботилась этой темой в последнее время. Сведенья, которые можно нарыть в Рунете умиляют своей вторичностью, так что, я отправилась читать первоисточники. Но… пока испытываю скорее удивление, чем радость познания. Ну, по порядку.

Три кита юзабилити

Удобство пользования сайтом или блогом — явление непростое. Оно:

  • базируется на технических параметрах,
  • отображается в дизайне,
  • а результаты лежат уже в области Интернет-маркетинга.

Для осознания многих аспектов юзабилити нужны знания психологии, социологии, современных графических трендов, типографики и т.д., и т.п. Скажем прямо, редкий человек способен охватить такие массивы информации.

Что говорить о рядовых блоггерах, тексты «гуру» юзабилити удивили меня своей поверхностностью! Например, зовущий заголовок «5 безболезненных способов улучшить юзабилити» («5 Painless Usability Fixes») — ну, думаю, сейчас переведу для своих читателей и сама образуюсь… Но, вместо полноценного перевода — просто перечислю здесь все пять решений:

  1. увеличить контраст, между текстом и фоном
  2. увеличить размер шрифта
  3. увеличить расстояние, между строками
  4. убрать максимум текста с главной страницы (если она статическая)
  5. дизайн ссылок должен производить впечатление кликабельности

И это только один пример. А можно привести множество аналогичных ситуаций, где пять, десять, тридцать пунктов представляют собой такую же рассыпчатую мозаику.

О чем я сокрушаюсь? — Да о том, что автор блога должен не просто ставить галочки в чеклисте («пункт 1 — выполнил; пункт 2 — выполнил» и т.д.), а понимать основы. Только тогда возможно ставить конкретные цели и находить пути к их достижению!

А вот найти такие материалы о юзабилити — труднее трудного. Постоянно натыкаешься на пункты и емкие слоганы… Из этого правила выбивается одна статья, основными тезисами которой я хочу с вами поделиться («A Design Is Onley As Deep, As It’s Usable«).

Дизайн настолько хорош, насколько функционален

Сначала автор (Луис Лазарис — веб дизайнер из Канады) вспоминает давний спор о форме и содержании: может ли быть пустая форма самоценна в своей красоте? Применительно к внешности сайтов чисто эстетические критерии предлагается отложить.

В качестве примеров, обсуждаются наиболее частые «злоупотребления красотой»:

  • чрезмерное использование CSS-эффектов, превращающих сайт в галерею…
  • увлечение «стильностью» (упоминается сайт, где дизайнеры хвастаются друг перед другом своими работами Dribbble.com)
  • дизайн, отвлекающий от функциональности элементов

дизайн или юзабилити

Далее автор задает свой главный вопрос:

Что делает веб дизайн функциональным?

  • Отзывчивые элементы страницы, интуитивно понятная навигация
  • Связь с брендом и последовательное раскрытие темы

И раскрывает свое виденье. Эффекты не ради самих эффектов, а для того, чтобы помочь пользователю, подтолкнуть его к действию. Например:

отзывчивый веб дизайн

Стиль, избранный для оформления должен раскрывать тему, отражать характер бренда. Тогда он органичен, оправдан и работает на улучшение юзабилити. И, наконец, мысль автора, которая мне показалась очень важной:

Функциональный дизайн не обязательно безобразен!

Вернемся на твердую почву!

В какой-то момент юзабилити представилось мне эдакой Гидрой, о многих головах. И именно вышеприведенная статья помогла свести бесконечный калейдоскоп образов к ясной картине. Кстати, жертвой этой ясности пал трепетно любимый мной слайдер над меню — я мужественно выключила его. Мне понадобилось полгода на то, чтобы принять такое решение!

— Но, какова функция этих красивых картинок? — подумала я, — Да, они демонстрируют, что я могу создать нечто стильное. Но, в то же время, слайдер занимает почти весь «первый экран» — самую ценную с точки зрения пользовательского внимания зону! Сюда должен попадать заголовок статьи и ее первый абзац…

В общем, слайдера больше нет. Как нет и статической главной страницы. Теперь будем посмотреть на изменение поведенческих факторов и попытаемся оценить, насколько оправданными были мои «жертвы» во имя юзабилити блога.

Именно такой метод работы над юзабилити представляется мне удачным:

  • Отбросить все, что было сделано только ради украшательства;
  • Наметить ключевые точки — те, которые должны привлекать внимание пользователя (заголовки, формы подписки и т.д.)
  • Усилить эти элементы максимально

Для каждого блога или сайта такой подход позволит выявить индивидуальные, конкретные проблемы, цели, пути доработки. И только тогда будет ясно, увеличивать ли размер шрифта или, может быть, немного уменьшить его… Вот так вот!

Читайте также

Какова сегодня стоимость SEO продвижения сайта

Нужно ли продвигать сайты? Может быть, в раскрутке нуждаются только проекты сомнительного качества, а высококачественные ...

Один комментарий

  1. Вячеслав

    ladosha:
    15.11.2012 в 20:28
    Я — слепандя. И ЛЮБЛЮ КРУПНЫЙ ШРИФТ))

    Блогобабушка:
    16.11.2012 в 00:54
    Я, честно говоря, не понимаю, зачем слайдер на главной.Я, например, никогда на главную не захожу. поэтому. мне все равно, есть там какие-то фишки или нет.

    katyaru:
    16.11.2012 в 10:11
    Ну, сайты и блоги разными бывают. Например, сайт компании, где на главной на слайдере рекламы продукции… Зависит-то от того, какую страницу продвигают в поиске — на ту и заходят посетители…

    катерина борисова:
    16.11.2012 в 12:14
    очень приятно, что в твоих постах есть реальные рассуждения, а не бездумные последовательности действий (хотя если бы таковые имелись для такого понятия, как юзабилити, чего уж греха таить, я б воспользоваласьsmile). юзабилити — это твои отношения с читателем. если ты его уважаешь и ценишь — ты будешь делать свой блог так, чтобы ему было приятно и комфортно на нем находиться. как известно, нет идеальной формулы для отношений, как и нет статичности в отношениях. Здесь не получится сделать один раз и забыть, придется работать всю жизнь. не в этом ли и есть смысл любого блога — процесс, а не результат? разве не от этого получает удовольствие автор? smile

    katyaru:
    16.11.2012 в 12:17
    Да-да, очень точное сравнение. Сложность еще и в том, что блоггер должен выстраивать отношения заочно, лишь предполагая, кому должно быть удобно и интересно на его блоге… Удовольствие от процесса — ДА!!!

    Zoja:
    17.11.2012 в 00:59
    я сама люблю крупный шрифт и крупные картинки, потому, думаю, читателям тоже нравится. А еще, наконец-то я сделала мини-видео (мучилась очень долго) на главной, пусть будет, без визуала грустно…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

kopirayter