Главная / Бизнес / Методы оценки бизнеса

Методы оценки бизнеса

Определение стоимости бизнеса при текущем использовании – очень специфический вид оценки, основывающейся в какой-то мере на науке (с преобладанием логики), а в большей части являющийся искусством и подчиняющийся скорее философским, чем математическим критериям.

При грамотной оценке бизнеса используются все три существующих подхода к оценке: затратный, сравнительный и доходный.
Современный рынок покупки/продажи бизнеса г. Екатеринбурга характеризуется тем, что основная часть предложений основана на применении затратного подхода при оценке стоимости бизнеса.
Формула затратного метода выглядит как: Активы – обязательства. По сути, большая часть предприятий продается как имущественный комплекс. Свидетельством этому является тот факт, что большая часть объявлений о продаже бизнеса публикуется агентствами недвижимости в различных справочниках. Кстати этот же фактор и тормозит развитие рынка продажи/покупки готового бизнеса на Урале, поскольку потенциальные инвесторы, сталкиваясь с риэлторами не могут найти общий язык. Риэлторы рассматривает бизнес как коммерческую недвижимость, а инвестор как доходный инструмент.
Разница между доходом и прибылью предприятия для большинства риэлторов пока остается неизвестной. Про другие показатели эффективности бизнеса, такие как финансовая устойчивость, оборачиваемость активов, ликвидность баланса, скромно промолчим. И ведь это не все! Необходимо понимать на какой стадии развития находится предприятие, знать специфику отрасли и факторы которые могут повлиять на его дальнейшее существование.
Обращаясь к изучению опыта зарубежных коллег становиться очевидным, что доходный подход при оценке стоимости бизнеса имеет наибольшую популярность. Он применяется среди 100% опрошенных респондентов, в то время как затратный подход оценки стоимости бизнеса используют 54% опрошенных.
Таким образом, в качестве ориентира для определения стоимости бизнеса все респонденты предпочитают использовать соображения будущей доходности.
Особенно это актуально для сферы услуг, как в прочем и для всего непроизводственного сектора, где велика доля нематериальной составляющей бизнеса.
Приведем условный пример, основанный на открытой финансовой отчетности акционерных обществ . В данном случае мы использовали отчетность ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» (г. Кемерово) и ЗАО «Сибирская сотовая связь» (г. Омск).
Судя по сравнительным характеристикам (см. табл. 5), рыночная стоимость компаний, основанная на расчёте чистых активов (затратный подход) составляет разницу в 17,77 раз.Таблица 2 – Сравнительная характеристика изучаемых предприятий, тыс.руб.

Статьи финансовой отчетности
ОАО «УК «Кузбассразрезуголь»
ЗАО «Сибирская сотовая связь»
Отклонение, раз
Доход от основных видов деятельности
21 669 400
745 500
29,07
Чистая нераспределенная прибыль
265 200
255 000
1,04
Чистые активы
6 434 240
362 020
17,77
Совсем иная ситуация складывается если изучить доходность бизнеса. Чистая прибыль у изучаемых компаний практически не различается. Значит для ЗАО «Сибирская сотовая связь» выгоднее оценивать бизнес именно доходным подходом.
Конечно, данный пример имеет достаточно условный характер и возможность сравнения данных предприятий появилась в силу того, что ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» проводила активную политику модернизации производства, на что было потрачено 8,5 млрд.руб
Хотя в целом общая мысль надеюсь, читателю понятна.
Итак, при доходном подходе во главу угла ставится доход как основной фактор, определяющий величину стоимости объекта. Чем больше доход, приносимый объектом оценки, тем больше величина его рыночной стоимости при прочих равных условиях. Здесь имеют значение продолжительность периода получения возможного дохода, степень и вид рисков, сопровождающих данный процесс.
Доходный подход — это исчисление текущей стоимости будущих доходов, которые возникнут в результате использования собственности и возможной дальнейшей ее продажи. В данном случае применяется принцип ожидания.
В рамках доходного подхода сертифицированные оценщики применяют ряд методов, среди которых: метод дисконтированных денежных потоков (DCF), метод капитализации потоков, метод добавленной экономической прибыли (метод EVA), модель Эдвардса — Белла — Олъсона (модель ЕВО), метод преимущества в прибыли и др.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *